Сегодня мы рассмотрим с вами одну из самых интересных тем в обработке фотографий с Photoshop - ретуширование фотографий. Ретушь вообще очень увлекательное занятие. Чертовски интересно и приятно, когда, казалось бы, из совершенно негодной, испорченной фотографии получается нечто реальное и осязаемое, проявляется прошлая эпоха, люди и судьбы.

Как раз недавно один из моих знакомых попросил восстановить найденную им старую семейную фотографию почти столетней давности. Состояние ее, сами понимаете, было весьма далеко от совершенства. Лишний раз приходится убеждаться в преимуществе цифры перед пленкой, хотя бы в плане сохранности фотоматериалов...

Итак, начнем ретуширование фото . Первым делом нужно отсканировать нашу «старушку». Как правило, почти все старые фотографии имеют на своем теле «шрамы» - изломы, отсутствие фрагментов (например, потерянные уголки при вырывании из альбомов), просто выцветание и многое другое. Данная работа обладала всеми вышеперечисленными «достоинствами». Отсканирована фотография при разрешении 600 dpi. В принципе для подобных работ при печати вполне достаточно и 300 dpi, но для ретуширования желательно иметь большее разрешение, для уменьшения искажений. Выходной файл формата TIFF и весьма желательно 12 или 16 бит. Контраст при сканировании нужно уменьшить, потом, в процессе обработки фотографии, мы его восстановим. Сканировать желательно в режиме RGB, даже если фотография черно-белая. Затем выбрать из трех каналов один с наименьшими повреждениями, удалив остальные. Как правило, самый шумный канал обычно синий. Тем самым мы получаем исходное монохромное изображение. Поскольку размер файла при монохромном снимке существенно меньше, это значительно ускоряет его обработку. Я выделяю два метода подхода к ретушированию сложных фотографий.

Вначале мы делаем наиболее простые операции, постепенно переходя к самым проблемным участкам. При этом (особенно если вы занимаетесь этим редко, от случая к случаю) вы на простых операциях «набиваете руку», подходя к сложным участкам уже с большим опытом. И по мере хода простой ретуши, фотография начинает улучшаться на глазах, что весьма сильно вдохновляет на дальнейший труд. Или же начинаем с самого трудного (больше подходит для весьма опытных пользователей), оставляя мелочь «на потом».

Остановимся на первом варианте р етуширования фото . Попробуем составить для себя некий примерный план работы по ретушированию, чтобы не бегать по фотографии из угла в угол в поисках дефектов. Поскольку кадрировать нашу работу дальше уже некуда, необходимо восстановить кромки нашего холста, устранить заломы и крупные царапины, попытаться восстановить «оторванную» ногу у мужчины, ретушь лица женщины (самое сложное), подчистить оставшуюся мелочь, также необходима общая коррекция экспозиции и окончательное тонирование.

Конечно, для восстановления кромок холста можно воспользоваться разными методами обработки фотографий. В данном случае я сделал следующее. Как вы помните, мы отсканировали фотографию с весьма низким контрастом, сейчас это будет очень кстати. Внутренняя крышка сканера имеет, как правило, черную подложку. Если этого нет, то накройте фотографию черным листом бумаги и, по возможности, прижмите ее плотнее к стеклу, для выравнивания заломов.
Теперь уровень черного на вашей работе будет при сканировании соответствовать именно подложке сканера, как это видно на фотографии выше. Делаем копию слоя (Ctrl+J), затем правой кнопкой мыши (пера) выбираем Color Range (цветовой диапазон) и выделяем наш черный контур, где не было фотографии. При этом ползунком Fuzziness определяем диапазон выделения. Затем, выбрав рисующий инструмент, например кисть, клавишей B, нажав клавишу Alt, выбираем пипеткой на самой картине тон рисующего инструмента. Сначала выберем тон в области пола (более светлый) и закрасим им выделенную черную область напротив пола. Затем выбираем средний тон для остальной кромки (более темный) и закрашиваем остальную выделенную черную область. Для чего нужна такая сложность - для корректной работы нашего чудо инструмента Patch (заплатка).


Выбираем инструмент клавишей J. Данная функция содержит в себе три инструмента: Patch, Healing Brush и Replace Color, которые переключаются между собой клавишами Shift+J. Чем так хорош этот инструмент обработки фотографий. Он позволяет заменить фактуру выделенного участка при сохранении его яркостной и цветовой составляющих. Покажу это на примере увеличенного фрагмента пола около ноги женщины.
Выделим пером участок, который мы собираемся «лечить», это будет кромка фотографии, которую мы закрасили тоном, взятым за образец с пограничной области картинки. Главное - не торопиться, следуя правилу - лучше меньше да лучше. Поскольку нам требуется восстановить фактуру пола, то сдвигаем выделенную область пером в ту зону, откуда будем брать образец фактуры, наблюдая за выравниванием образца по отношению к выбранному участку (в данном случае по щели между досками). После выравнивания поднимаем перо (отпускаем левую кнопку мышки). Результат поразительный - никаких следов сшивки фрагментов. Подобным образом обрабатываем весь участок. Надо добавить, что инструмент имеет несколько режимов работы. Source (источник) - в этом режиме мы выделяем область, которую лечим. Destination (цель) - в этом режиме мы выделяем область, которой лечим (образец фактуры). При установке флажка Transpa-rent (прозрачность) образец фактуры влияет на прозрачность заменяемого фрагмента (применяется довольно редко). Наиболее оптимальным и удобным я считаю режим Source.


Показанный ниже результат обработки фотографии получен за восемь шагов. Если бы мы не выровняли нашу недостающую кромку фотографии предыдущими операциями выделения и закраски по тону с самой фотографией, то яркость заменяемого фрагмента менялась бы от основного к черному. То есть наша фотография имела бы размытую черную окантовку, что недопустимо. Чем точнее вы подберете тон на недостающих кромках, тем лучше будет конечный результат. Для возврата к некоторым «судьбоносным» этапам ретуширования настоятельно рекомендую создавать Snapshot этих этапов. После этого можно спокойно очистить палитру History (история) для высвобождения оперативной памяти, если у вас ее недостаточно.


Подобным образом работаем со всей кромкой. Работа кропотливая, но результат того стоит! Заломы и крупные царапины устраняются точно так же, с помощью инструмента Patch и Stamp. Мелкие точки и царапинки проще и быстрее удалять при помощи инструмента Healing Brush (заживляющая кисть). Работа инструмента абсолютно аналогична предыдущему и очень похожа на работу инструмента Stamp (штамп), хорошо вам знакомого. Только с той разницей, что Healing Brush берет с образца только фактуру, а яркость и цвет с «ремонтируемого» участка. Следует учитывать некоторые особенности его применения. Инструменты Patch и Healing Brush имеют некоторое размытие границ относительно контура выделения, поэтому их нельзя применять на границах резких яркостных переходов - результат обработки фотографии будет не очень удачным.
Так попытки удалить «в лоб» повреждения около головы женщины при помощи Patch приводят к размытию границ и нарушению равномерности тона заменяемого фрагмента. Для предотвращения подобных результатов при обработке фотографий на проблемных участках резких тональных переходов можно применить сначала инструмент Stamp с регулируемой жесткостью границ (для более точного наложения). Его используют для отделения (расширения) границ переходов, если заменяемый фрагмент достаточно большой. Если фрагмент маленький, то можно просто его закрасить инструментом Stamp, а после применить Patch по этому же месту для выравнивания.


Как видите, результат р етуширования фото совсем другой. Если вы четко поймете принцип работы данных инструментов, то успех вам обеспечен!
Следующим этапом обработки фотографии «делаем» мужчине недостающую ногу (ах, если бы так можно было в жизни...). Перед этой ответственной операцией нужно выправить фон на месте недостающей ноги, потом это будет сделать сложнее. Делаем это так же инструментом Patch. Теперь выделяем его правую ногу почти до колена (несколько выше, чем недостающая часть и с припуском по периметру). Далее выполняем команду Feather (растушевка) с радиусом примерно 10 пикс. Копируем Ctrl+C и вставляем на новый слой Ctrl+V. Удерживая клавишу Ctrl (или, что удобнее, нижнюю кнопку нашего чудесного пера Wacom), перетаскиваем новую ногу на свое место, отразив ее по горизонтали, чтобы она стала левой! Далее уровнями (но не прозрачностью слоя) настраиваем яркость и контраст ноги так, что-бы место перехода стало незаметным. Получилось вот так.
Далее ластиком, с прозрачностью 50%, легкими движениями пера, стираем наш припуск по контуру новой ноги до фона и в местах складок на брюках. Можете почувствовать себя волшебником.
Теперь беремся за самое трудное и тонкое дело в обработке фотографии - реставрация лица женщины. Здесь все несколько сложнее, но не безнадежно. Самое сложное - это восстановить глаза и область носа. Лоб мы сделаем потом привычными инструментами. Можно попытаться «просто» нарисовать глаза, но художник из меня явно никакой, так что не будем и пробовать. Можно только дорисовать мелкие детали, но не более. Остается позаимствовать глаза в другом месте, как бы кощунственно это ни звучало.
Внимательно изучив всех персонажей фотографии я нашел, что у ее дочери глаза, в принципе, очень похожи. Значит, дочь у нас будет «донором». Включаем лассо клавишей L, выделаем область глаз и носа на лице дочери (опять с небольшим припуском), делаем растушевку около 10 пикс, копируем, вставляем на новый слой и перетаскиваем фрагмент к новому месту. Для начала нужно сравнить расстояние между глазами с оригиналом. Естественно, что у ребенка оно несколько меньше. Поэтому трансформируем фрагмент до нужного размера. Для точности включим сетку (Ctrl+«). Затем ставим глаза на место.
Останется слегка поработать ластиком над бровями и с глазами можно считать покончено. Самая, казалось бы, сложная операция в обработке фотографии далась нам достаточно легко. Естественно, что в случае отсутствия «донора» на исходном снимке, можно воспользоваться другой подходящей фотографией. Все во власти вашей фантазии, главное - это не пасовать перед трудностями. Дальше действуем по старому сценарию: «без шума, без пыли...», то есть, устраняем оставшиеся мелкие несущественные дефекты.

После того как мы устранили все (ну или почти все) дефекты изображения, нам нужно привести его в хороший вид: поднять контраст, тонировать.
Для начала приведем его гистограмму в норму с помощью корректирующего слоя Levels (уровни). Для того, чтобы произвести тонирование (если это нужно), то изображение необходимо перевести в режим RGB. После этого в корректирующем слое Hue/Saturation проводим тонирование. Прозрачностью этого слоя можно варьировать, изменяя силу тонирования. Более подробно к вопросу тонирования мы обратимся в одном из следующих номеров журнала.

На результат, который вы видите ниже, было потрачено примерно два часа рабочего времени. Скажу сразу, что мой знакомый был очень доволен полученным результатом!.. и принес еще кучу старых фотографий.
В заключение хочу сказать: относитесь как можно бережнее к чертам прошлого. Старайтесь, по возможности привносить меньше нового в старые фотографии, иначе получится «новодел». Мы сейчас умышленно рассмотрели довольно сложную ситуацию, когда пришлось восстанавливать недостающие элементы. Но, тем самым мы лишь лишний раз изучили возможности инструментов Photoshop в обработке фотографий. Перед тем как браться за подобную работу, особенно если вы это делаете не для себя, обязательно обсудите с заказчиком возможные последствия такой глубокой реставрации. Иногда некоторые моменты лучше оставить как есть, нежели исказить или добавить от себя - ведь это история!

В этом уроке вы познакомитесь с одним из способов реставрации старых фотографий.

Прежде, чем приступить к реставрации, необходимо составить примерный план работы, чтобы делать все последовательно и не бросаться от одного к другому. Рекомендуют следующую последовательность действий:

1 . Работайте только с копией отсканированного изображения.
2. Кадрируйте изображение. Будьте осторожны, чтобы не затронуть важные детали.
3. Определите основные проблемные области для ретуши, выполните необходимые операции. Это самый длительный и трудоемкий этап.
4. Убираем шум и другой нежелательный налет. Не старайтесь убрать полностью зерно фотопленки и сделать подобие цифрового снимка! Ведь при реставрации важно сохранить дух того времени.
5. Регулируем яркость, контрастность, насыщенность. В цветных фотографиях настраиваем баланс цветов, особенно обращаем внимание на правильный цвет кожи.
6. Повышаем резкость изображения.

Итак, приступим к процессу. Вот наше исходное фото.

Шаг 1. Начинают реставрацию обычно с исправления относительно больших областей. Для этого лучше всего использовать инструмент Заплатка (Patch tool). На рисунках показана примерная последовательность действий. Сначала исправляются большие области на фоне, затем более мелкие.

Шаг 2. После ретуширования крупных дефектов перейдем к мелким. Для этого используем инструменты Восстанавливающая кисть (Healing Brush), Точечная восстанавливающая кисть (Spot Healing Brush) и Штамп (Clone Stamp). Не бойтесь экспериментировать с этими инструментами.

Инструмент Точечная восстанавливающая кисть желательно использовать для устранения только очень небольших точечных дефектов. Для более больших областей лучше использовать обычную Восстанавливающую кисть и Штамп .

На скриншоте ниже отмечены области, в которых использовались указанные инструменты: красным - Восстанавливающая кисть , зеленым - Штамп . Хочу обратить ваше внимание, что при работе с инструментами Заплатка и Восстанавливающая кисть бывают нежелательные эффекты при работе на краях изображения, особенно если они имеют белый цвет. Чтобы избежать этого, сначала просто закрасьте эти области ближайшим цветом с помощью кисти, а затем уже работайте с восстанавливающими инструментами.

Вот что должно получиться на этом этапе.

Шаг 3. Теперь будем работать с более серьезными повреждениями. Для восстановления изображения левого глаза мужчины мы используем изображение его правого глаза. Здесь специально взят крайний случай. Если есть другие фотографии этого человека, то лучше взять недостающие части изображения с них, так будет правильнее.

Итак, выделяем область вокруг правого глаза и копируем на новый слой, нажав CTRL+ J . Далее нажимаем CTRL+ T чтобы применить свободную трансформацию.

Шаг 4. Щелкните правой клавишей мыши внутри рамки и выберите Отразить по горизонтали (Flip Horizontal).

Шаг 5. Для того чтобы правильно разместить отраженную копию глаза, уменьшаем непрозрачность слоя и выравниваем глаз относительно исходного изображения. Затем нажимаем ENTER и возвращаем непрозрачность на 100%.

Шаг 6. Добавим маску слоя, нажав на отмеченную зеленым кружком иконку внизу палитры слоев.

Шаг 7. Нажмите D, чтобы сбросить цвета, затем выберите инструмент Кисть (Brush). Черной кистью маскируем лишние области. Помните, что белый цвет проявляет, а черный скрывает. Чтобы получить мягкие незаметные переходы, используйте кисть с мягкими краями.

Совет: удерживайте палец над клавишей Х для быстрого переключения между черным и белым цветом. Если где-то скрыли лишнее, закрасьте эту область белым. Если хотите увидеть только маску, щелкните на ее миниатюре в палитре слоев, удерживая ALT .

Шаг 8. Теперь подобным же образом восстанавливаем изображение левого уха. Чтобы точно подогнать форму, используйте инструмент Деформация (Warp).

Также восстанавливается и небольшая область линии волос на левой части лица. Напоминаю, что каждую операцию нужно производить на новом слое. Это должно стать главным правилом работы.

Шаг 9. После восстановления всех крупных областей вернемся к инструменту Штамп и исправим все недочеты. Делать это нужно на новом прозрачном слое, поставив галочку в параметре Образец всех слоев.

Можете объединять слои, если это необходимо.

Вот что должно получиться.

Шаг 10. Выделяем все слои. Объединим слои в группу, нажав CTRL+ G . Затем создаем новый слой выше этой группы, нажав ATL+ SHIFT+ CTRL+ E , и называем его Шум .

Шаг 11. Теперь уменьшаем шум с помощью фильтра «Уменьшить шум» (Reduce noise).
Важный момент: наибольшее подавление шума следует производить в синем канале, так как он содержит наибольшее его количество. Сохранение деталей для этого канала желательно поставить на 0%.

Шаг 12. После подавления шума нужно восстановить резкость изображения. Для этого есть много разных способов, в том числе есть несколько уроков нашем сайте:

В данном уроке используется способ повышения резкости с помощью фильтра Цветовой контраст (High Pass), но лично я предпочитаю способ с маской, так как он наиболее управляемый. Не буду подробно останавливаться на технике повышения резкости, желающие могут ознакомиться с ними из вышеприведенных уроков. Хочу добавить, что если вы планируете печатать восстановленное фото, следует сильнее повышать резкость, так как принтеры слегка размывают изображение. Это довольно важный момент.

Шаг 13. Часто возникает необходимость повысить резкость только в определенных местах. Для этого нужно создать маску слоя, как мы это уже делали, и закрасить ненужные области.

Шаг 14. Создаем новый корректирующий слой Кривые . Придадим кривой S-образную форму для повышения контраста.

Шаг 15 . Теперь сравним результаты.

У каждого в архиве сейчас есть фотографии родственников, которые, возможно, даже уже ушли из жизни. И эти фотографии, возможно, единственная память, которую хотелось бы сохранить. Фотографии тогда были редкими (не то что теперь!), и они действительно уникальны.
Знание о том, как отремонтировать старое потертое или разорванное фото, может пригодиться каждому.
Материал представлен в виде уроков, расписанных по шагам и их результатов – отреставрированных фотографий. В основном это представлено в трех уроках: исправление цветных фотографий, ретушь дефектов черно-белых фото и раскраска черно-белых фотографий.
Конечно, это не строгие инструкции. Каждое фото индивидуально и требует различных средств, но я постаралась собрать основные средства программы Photoshop. Они позволили бы человеку, который начал работать с этой программой и знает уже основные моменты, приемы и инструменты для работы, научиться реставрировать фотографии и приносить пользу.
Обычно при долгом хранении фотопленки и фотографии портятся, выцветают, появляются царапины, при неаккуратном обращении они портятся. Но все равно мы их не выбрасываем, так как это же крупицы памяти, прошлого. А человек без прошлого не может четко видеть будущее. Сканирование (оцифровка) позволяет неограниченно увеличить их срок хранения, но что бы приблизить качество изображения к первоначальному, поможет реставрация.

Есть несколько важных моментов о которых вы никогда не должны забывать. Поскольку этот процесс творческий - никто не ограничивает вас использованием только этих шагов - ищите, пробуйте, исследуйте. Список этих шагов имеет примерно такой вид:
1. Для работы создайте копию оригинала изображения
2. Установите требуемое разрешение для фото и обрежьте его до необходимых размеров - что бы не тратить время на те области, которые вам придется обрезать позже.
3. Ретушируйте/восстановите области изображения
4. Уберите шум с изображения.
5. Выровняйте области света и тени (в цветных фото вам также необходимо будет восстановить исходный цвет кожи)
6. Корректировка яркости и контраста изображения.
7. Добавление резкости

При работе помните, что лицо человека не симметрично. И нельзя скопировать один глаз вместо другого. И что это не абстрактные люди, а родные нам лица.
Но помните, что это не легкий труд на 5 минут. Это работа требует точности, кропотливости, умения, знаний и, самое главное, терпения.

Часть 1. Реставрация и ретушь цветных фотографий.

Часто в альбомах хранятся цветные фотографии, снятые на «мыльницу» и распечатанные уже давно. Часто это фотографии небольших размеров или сразу снятые при неудачном освещении, может быть немного засвеченные. Время идет, фотографии теряют свою привлекательность, меняют цвет, портятся. И, просматривая эти фото, хочется вернуть им былую привлекательность или улучшить.
В этом уроке мы рассмотрим на нескольких примерах, что можно сделать со старой цветной фотографией.

Итак, во-первых, нужно эту фотографию отсканировать.
Во-вторых, открыть ее в программе фотошоп. Сразу создайте дубликат слоя, так как в процессе работы может что-то не получиться и вы всегда можете начать заново. А также, имея исходный вариант фотографии, очень интересно сравнивать исходное с полученным.

1 пример. Фотография знакомых размера 9 х 13 см.
Фотография маленькая, а они хотели бы сделать ее больше

Фотографию отсканировали. Открыли в Photoshop. Файл – открыть.
В окне слоев создаем дубликат слоя.
Дубликат слоя оставьте видимым, а задний план скройте, нажав на глазик в окне слое.
Теперь для улучшения цвета воспользуемся Кривыми: Изображение – Коррекция – Кривые. Откроется окно, где есть три пипетки. Выбрав первую пипетку, щелкните на самом черном цвете на фотографии, третьей пипеткой нужно щелкнуть на самом белом цвете фото, а средней пипеткой на сером цвете. Нажмите «Да».

Цвета стали ярче, изображение улучшилось.
Но это еще не всё. На волосах остались белые мелкие пятнышки, которые можно убрать помощью инструмента Точечная восстанавливающая кисть. Этот инструмент позволяет заменить участок, на котором щелкаем соседним близким цветом. Для этого нужно выбрать этот инструмент и выбрать нужный диаметр кисти, который чуть превышает маленькие точки на волосах и щелкать на них левой кнопкой мыши. Также можно исправить мелкие неровности на коже и одежде. Теперь фото стало чуток чище.
Фотография содержит много лишенного пространства по краям. Можно её переделать в вертикальную, обрезав ненужные части. Для этого берем инструмент Обрезка. И выделяем нужную часть, после этого нажимаем Enter. Фотографии обрезается по выделенному фрагменту.
Чтобы создать действительно портретное фото как в студии, то хорошо бы заменить фон. Для этого существующий фон нужно стереть инструментом Ластик. Работать нужно аккуратно, чтобы не повредить самих главных героев. В процессе работы меняйте диаметр кисти ластика и ее жесткость на дополнительной панели.
Теперь нужно создать новый слой для фона: Слой – Новый – Слой. И поместить его за слоем с фотографией. На нем мы будем создавать задний фон с помощью инструмента Градиент.
Выберите понравившейся вам градиент и залейте пустой слой. Также можно взять любую картинку с подходящим пейзажем или другую готовую картинку с фоном и поставить его за слоем с фото.
Мы оставили заливку градиентом.

Итак, вот полученный результат.

2 пример. Фотография завода «Зенит» старых времен.
Эту фотографию мы нашли в Интернет. На сайте www. Uralsk.info. Фотография имеет царапины и вообще качество фото не очень. Хотелось бы сделать ее лучше.

Открываем фото в программе Photoshop. Сразу создаем дубликат слоя.
Первоначально мы хотели убрать царапины. Для этого будем пользоваться двумя инструментами:

Штампом и Заплаткой.

Штамп позволяет на любом участке нарисовать другим выбранным участком. Например, есть чистый кусочек неба и такой же, но с трещиной. Сначала выбираете инструмент, с нажатой клавишей ALT щелкаете на чистом кусочке, потом уже без Alt на кусочке с трещиной. Вы закрасите трещину.

Инструмент Заплатка работает так. Выбираете этот инструмент, выделяете им область с дефектами, потом переносите ее на чистый фрагмент. Фрагмент с дефектом закрасится чистым кусочком, но в соответствии с тем тоном (темнее или светлее) как на том, который исправляем.
Используя поочередно тот или другой инструмент, смотря каким вам удобнее, мы убираем все царапины и трещины на фото.
После этого нужно немного откорректировать цвета на фото. Сначала добавим контрастности: Изображение – Коррекция – Яркость/Контрастность. Откроется окно, где мы повышаем где-то на 45 пунктов контрастность. Обратите внимание, что поставили галочку в поле Use Legacy. Это позволяет сделать цвета ярче.

В принципе, вот и всё!

Эти фото обработаны также:

Фотография со временем выцвела и пожелтела по краям. Используя Кривые, Яркость/Контрастность восстановили цвета. С помощью штампа и заплатки обработали кожу, фон и волосы, чтобы убрать мелкие и не очень пятна.

Фотография со временем потеряла яркость и появились пятна. Используя Кривые, Яркость/Контрастность улучшили цветность фотографии. С помощью штампа поправили неровности и убрали пятна. Также использовали меню: Фильть – Шум – Ретушь. Тогда фото стало не такое зернистое.

Часть 2. Реставрация и ретушь черно-белых фотографий.

Сейчас черно-белые фотографии делают только в студиях и то, специально. А если покопаться в старых альбомах наших родителей, бабушек и дедушек, то можно найти множество таких фото. Причем многие хранятся просто в пачках, не в альбомах. На них очень видны следы времени, трещины, пятна, заломы. Такие фото неповторимы, их больше негде взять и приятно восстановить утраченное. Наверняка в каждой семье есть такие фотографии.
Мы хотели показать, что и их можно восстановить.

Пример 1. Фотография военных лет.

Порывшись в альбомах родственников, мы нашли фотографию военных лет, довольно сильно испорченную временем. К тому же она очень маленькая, примерно 10 х 8 см. Мы её отсканировали. И решили исправить ее.


Сначала мы открыли её в программе Photoshop. И сразу создали дубликат слоя, чтобы были с чем сравнивать и чтоб, если не получиться, то мы могли бы быстро вернуться к началу. Также при работе с черно-белыми фото рекомендуем периодически сохранять свою работу. И не бояться создавать лишние дубликаты слоев. Здесь очень долгая работа и довольно мелкая. Работаем в большом масштабе, приблизив изображение. А инструменты используем с кистями маленьких диаметров, чтобы работа была более точная.
После создания дубликата слоя мы с помощью инструментов Штамп и Заплатка постарались убрать все пятна с фото, это занимает долгое время и множество одинаковых действий. Приготовьтесь к тому, что рука будет уставать.
Края фотографии можете особо не реставрировать, так как их легче обрезать и создать потом нормальную рамку. Работали сначала с фоном, затем с одеждой, и после перешли к лицам.

После этого мы решили убрать желтизну с фотографии. Цвета здесь не восстанавливаются, как на цветных фото, но тоже довольно быстро меняются с помощью Кривых. Напоминаем: Изображение – Коррекция – Кривые. Первой пипеткой щелкает на самом черном цвете, третьей пипеткой – на самом белом. А средней пипеткой – на сером. Причем, результат вы будите видеть сразу, и если вас он не устраивает, то можно сразу щелкнуть в другом месте, не выходя из окна. Если вас все устраивает – нажимаем «Да». Также мы воспользовались командой Фильтр – Шум – Ретушь, чтобы убрать зернистость на фото.
Края у нашей фотографии довольно неровные. Поэтому мы их обрезали. Выделите овальным выделением центровую часть фото. Выделение – Инверсия. Тогда выделенными будут именно края. Нажмите на клавиатуре Delete. Края удалятся. Останется только овал с центром фото. Места фона, где он слишком светлый мы затемнили с помощью инструмента Затемнитель.

Чтобы края не были пустыми, мы создадим рамочку. Для этого создаем новый слой. Слой – Новый – Слой. Располагаем его под слоем с фото и заливаем радиальным черно-белым градиентом.
А чтобы фото было более выразительным, мы выделяем глаза и придаем им резкость. Фильтр – Резкость.
Фон на фото слишком разный. Мы создали новый слой. Взяли обычную кисть черного цвета и закрасили слой. Не страшно, если закрашивается нужная часть или выходим за края. Мы же на другом слое, ластиком потом лишнее стерли. Теперь применили Фильтр – Размытие – Размытие по Гауссу.
Итак, наша работа на этом закончена. Это не идеал, но стало гораздо лучше.

Пример 2.
Фотография обработана по примеру 1. Принцип работ тот же.

Часть 3. Раскраска черно-белых фотографий.

Пример 1. Детское фото.
Иногда хочется раскрасить черно-белое фото. Конечно, желательно, чтобы фото было хорошего качества. Тогда и результат будет лучше.

Качество нормально, но края лучше обрезать.
При раскраске можно расспросить хозяина фотографии о настоящих былых цветах, которые там были, но можно действовать и на обум.
Для начала создаем дубликат слоя, после этого убираем все неровности, пятна и царапины. И выравниваем цвета исходного фото с помощью команд меню Изображение: Кривые, Яркость/Контрастность.

Теперь нужно приступить собственно к раскраске. Здесь каждый цвет мы будем располагать на новом слое, чтобы они не мешали друг другу и не смешивались. Начнем с лица. Создаете новый слой. Называете его лицо. Цвет можно взять или с другой цветной фотографии человека или подобрать в палитре цветов. Итак, берете инструмент Кисть, внизу в окне инструментов щелкаете на основном цвете. Откроется окно с палитрой оттенков, постарайтесь подобрать близкий к цвету кожи цвет. Ставите удобный вам диаметр кисти и закрашиваете лицо.
В окне Слои меняете режим наложения на Насыщенность или Перекрытие или Цветность. Попробуйте с различными вариантами. Мы использовали Насыщенность. Можно изменить здесь же Непрозрачность и Заливку (в окне Слои). Не забудьте стереть ластиком лишние края и цвет на глазах, они не могут быть цвета кожи.

Поиграйте с различными вариантами. Далее на новом слое закрашиваем следующий участок фотографии.
Воротник закрасили, режим наложения в окне слоев выбрали Мягкий свет. Также можно зайти в меню Изображение – Коррекция – Цветовой тон/Насыщенность. Откроется окно, где перетаскивая бегунки в поле Цветовой тон и Насыщенность можно добиться нужного оттенка.
На новом слое закрасили пальто красноватым цветом, режим наложения выбрали Умножение. С помощью Насыщенность / Цветовой тон подобрали нужный оттенок.

На новом слое закрасили шарф розоватым оттенком, режим наложения выбрали Линейный затемнитель. На этом же слое закрасили варежки, так как части фото друг другу не мешают.
На новом слое закрасили обувь и колготки одним цветом. Режим наложения выбрали Перекрытие.
На новом слое закрасили сидение стула зеленым цветом, а спинку стула коричневым цветом, режим наложение выбрали Перекрытие.
Фон закрасили синим цветом, режим наложения Перекрытие. Не забывайте стирать ластиком края цветов, если они вдруг налезли друг на друга, так как из-за этого края могут быть совсем неожиданных оттенков.
Цвета не совсем натурально выглядят. Чтобы это исправить, создадим корректирующий слой: Слой - Новый корректирующий слой – Цветовой баланс. Этот слой будет располагаться над всеми слоями, поэтому его работа будет влиять на все слои и на все цвета.
Итог нашей работы.

Эти фото обработаны по тому же принципу.

Нашли в закромах старинное фото? К сожалению, бумага – не самый надёжный носитель, и обнаруженный снимок, возрастом почти в сотню лет, вряд ли похвастается глянцем и чёткостью изображения. Не спешите оплакивать испорченную фотографию или тратить деньги на профессионального реставратора, вы можете восстановить её самостоятельно! На помощь придёт удобная программа для реставрации фото ФотоМАСТЕР. Читайте, как вернуть прежний вид старинному снимку и сберечь историю семьи.


ФотоМАСТЕР поможет восстановить даже сильно пострадавшее фото

Восстанавливаем фото в редакторе ФотоМАСТЕР

Чтобы уберечь ценную семейную реликвию от дальнейшего разрушения и вернуть ей прежний вид, нужно перевести бумажную фотографию в цифровой формат. Проще всего это сделать с помощью обычного фотоаппарата или смартфона. Однако такой способ имеет недостатки:

  • сторонние источники света могут оставить на снимке блики,
  • фото может получиться размытым и нечётким,
  • неровное положение камеры искажается изображение.

В идеале лучше отсканировать снимок, так как это позволит сохранить оригинальные цвета и избежать бликов.

Теперь, когда у вас появилась цифровая копия, нужно скачать программу для реставрации старых фотографий с нашего сайта. Установите её на компьютер и запустите. Откройте отсканированный снимок в ФотоМАСТЕРЕ и начнём работу.

Реставрация шаг за шагом

  • Обрезаем повреждённую кромку

Если края снимка сильно обтрепались, что весьма вероятно за столько-то времени, от них лучше сразу избавиться без сожалений. Переходим в раздел «Композиция» и выбираем пункт «Кадрирование». ФотоМАСТЕР предлагает несколько вариантов обрезки: свободные пропорции рамки, сохранение пропорций оригинала, а также ряд стандартных соотношений сторон: для поста ВКонтакте, для iPhone и iPad, размер 4:3 и другие. Выберите вид сетки, которая поможет грамотно кадрировать изображение.



Обрезаем обтрепавшиеся края и пожелтевшую рамку

Теперь выделите рамкой ту часть снимка, которую необходимо оставить. Главное, не слишком увлекаться, чтобы не испортить композицию. В тех случаях, когда дефекты на краях слишком глубоки, например, снимок надорван до середины, лучше частично исправить проблемные места ретушью.

  • Убираем дефекты

Следует запастись терпением, так как эта часть обработки является наиболее трудоёмкой. Однако реставрация фотографий в фотошопе и других редакторах занимает ничуть не меньше времени. При этом освоить ФотоМАСТЕР значительно проще, к тому же здесь есть удобные инструменты для быстрого удаления дефектов на фото.

Перейдите в раздел «Ретушь». Здесь находится целый набор инструментов, которые помогут замаскировать оборванные уголки, устранить следы загибов, скрыть пятна, появившиеся от времени и тому подобные проблемы.

Основным инструментом работы станет восстанавливающая кисть . Она отлично справится как с точечными дефектами, так и с крупными повреждениями. Отрегулируйте размер кисти в соответствии с площадью проблемного места. Если нужно удалить пятно с фотографии, кликните кистью точно по середине, и дефект пропадёт. Если необходимо устранить царапину, аккуратно проведите кистью вдоль неё.



Убираем царапину с фотографии

Подобным образом вам предстоит полность отретушировать снимок. Проявите терпение, и оно будет вознаграждено потрясающим результатом! Если некоторые дефекты кисть категорически «не берёт», оставьте их для обработки следующим инструментом, о котором поговорим далее.



Фотография до и после обработки восстанавливающей кистью

Ещё одна весьма полезная функция – штамп . Он позволит быстро и эффективно убрать из кадра нежелательные объекты. Например рыжее пятно на заднем плане можно легко устранить. Отметьте участок, который нужно спрятать, а затем выберите место, с которого будете брать донорский фон.



Устранение царапины инструментом «Штамп»

Убрать блик, появившийся в процессе перевода фотографии в цифровой вид, высветлить тёмные участки, повысить резкость или размыть некоторые фрагменты снимка позволит удобный инструмент «Корректор» . Выделите нужный участок и отрегулируйте настройки цвета, тонирования и резкости.

Корректор может сильно пригодиться, если в каком-то месте у вас не получилось аккуратно использовать восстанавливающую кисть и появились заметные неровности. Выделите данный неудачный фрагмент и немного увеличьте показатель размытия. Дефект будет не так заметен.



Лёгкое размытие участка штор после удаления крупной царапины

При реставрировании портретов ещё немного позволит опция «Идеальный портрет» . С её помощью можно автоматически сделать кожу более гладкой, глаза выразительнее, а лицо – светлее.



Стиль «Осветление лица» сгладит оставшиеся недочёты и сделает тон кожи привлекательнее

  • Повышаем чёткость фотографии

Со временем любые бумажные снимки тускнеют, да и техника начала прошлого столетия не давала той высокой детализации, что современные зеркальные камеры. И всё же сделать фото немного выразительнее можно! В разделе «Улучшения» есть вкладка «Резкость», перейдите туда и повысьте значение параметра до нужного значения. Вы заметите, что изображение стало выразительнее.



Повышаем резкость, чтобы фотография стала более чёткой и выразительной

  • Возвращаем «старинность»

Если вам кажется, что в процессе обработки фотография утратила неповторимый флёр ретро, это можно исправить. Перейдите в категорию «Эффекты». Здесь вы найдёте винтажные фильтры. С их помощью можно восстановить налёт старины и прежнее очарование фотографий из прошлого.



Эффект «Ретро-2» окрасит снимок в приятную сепию

Посмотрите, как выполнена в программе реставрация фото: до и после.



Довольны результатом? Тогда сохраните получившееся изображение на компьютер. Вы можете напечатать его на бумаге взамен испорченного старого или опубликовать в соцсетях.

Память с вами навсегда

Теперь не пропадёт ни одна драгоценная фотография, дошедшая до вас из прошлого века. Молодые прабабушки и прадедушки будут улыбаться из семейного альбома, и время больше не заставит их лица потускнеть. Доверьте восстановление старых фотографий редактору ФотоМАСТЕР!

Напечатанные фотографии - это хрупкие напоминания о важных моментах и событиях прошлого. Часто старые снимки имеются в единственном экземпляре, поэтому повреждения на фотографии могут сильно опечалить владельца. На бумагу годами воздействует влага, вода, солнечный свет и пыль. Иногда при неправильном хранении даже новые снимки могут прийти в ненадлежащий вид. Узнайте основные способы восстановить фотографии, научитесь выполнять такие действия дома и начните правильно хранить снимки, чтобы сохранить память для грядущих поколений.

Шаги

Цифровое восстановление незначительных повреждений

    Используйте правильное оборудование. Для восстановления фотографий дома вам потребуется качественный сканер и программа для редактирования изображений для вашего компьютера. Так, можно приобрести фоторедактор вроде Photoshop и сканер, который позволяет сканировать фото в высоком разрешении, которое измеряется в количестве точек на квадратный дюйм. Чем выше разрешение, тем более детализированным будет отсканированное изображение. В большинстве случаев рекомендуется разрешение 300 точек на дюйм.

    Отсканируйте фотографию. Бережно поместите фотографию в сканер и выберите сканирование в высоком разрешении, чтобы запечатлеть все детали снимка. Впоследствии сохраните готовое изображение в формате TIFF вместо JPEG. Формат TIFF увеличит размер файла, но обеспечит высокую детализацию и качество снимка. Сохраните изображение и откройте его в фоторедакторе.

    Кадрируйте изображение. Используйте соответствующий инструмент, чтобы удалить признаки повреждений по краям фотографии. Края старых фотографий часто деформируются при высокой влажности или контакте с водой. Если повреждения расположены по периметру фотографии, то кадрирование поможет быстро решить проблему.

    Удалите царапины и следы пыли. Фильтр «Пыль и царапины» либо инструмент «Точечная восстанавливающая кисть» в Photoshop или похожие инструменты в других фоторедакторах значительно упрощают процесс устранения недостатков. Увеличьте масштаб изображения и курсором мышки удалите следы повреждений. Не торопитесь и периодически уменьшайте масштаб, чтобы контролировать результат. Фильтр также удалит некоторые детали, поэтому не переусердствуйте с такой функцией.

    • Откройте новую вкладку с фотографией по всему размеру окна, чтобы видеть изменения.
  1. Восстановите надрывы и недостающие фрагменты. Если на фото имеются надрывы, порезы или недостающие фрагменты, то используйте инструмент «Штамп», чтобы воссоздать части снимка и поврежденные участки. Выберите инструмент и укажите часть фото, на которой нужно скопировать или использовать информацию по щелчку мышки. Переместите курсор на участок, который нужно восстановить с помощью скопированного материала.

    Напечатайте изображение. После восстановления напечатайте фото при помощи струйного или специального фотопринтера на глянцевой фотобумаге.

    Зафиксируйте надрывы клейкой лентой, которая не содержит кислоты. Зафиксируйте надрыв или восстановите порванную фотографию с помощью клейкой ленты без кислоты. Обычный скотч или клейкая лента содержат кислотный клеящий состав, который со временем может повредить фото. Купите архивную клейкую ленту или скотч с акриловым клеящим составном в отделе канцтоваров или специализированном магазине. Отрежьте небольшие полоски ленты и зафиксируйте надрывы с обратной стороны снимка.

    Используйте ленту для заплаток. Порванную фотографию можно восстановить с помощью ленты из бумаги и клея, не содержащих кислоты. Лента для заплаток продается в магазинах товаров для творчества или магазинах канцелярских принадлежностей. Нанесите небольшое количество клея на полоску бумаги и прижмите в месте надрыва с обратной стороны фотографии. Соберите весь лишний клей ватной палочкой. Оставьте фотографию высохнуть на полотенце лицевой стороной вниз и придавите небольшой книгой, чтобы края не деформировались.

  2. Создайте камеру увлажнения для фотографий с деформированными краями. Если старые фото завернулись или деформировались по краям, то решить проблему поможет самодельная камера увлажнения. Камера позволит насытить пересохшую хрупкую фотографию влагой, чтобы бумага по краям разжалась и распрямилась.

    • Наберите в пластмассовый контейнер для хранения воду комнатной температуры высотой 5–7 сантиметров. Установите в емкость проволочную решетку и убедитесь, что верхняя часть не ушла под воду. Положите фотографию на верхнюю часть решетки и накройте камеру крышкой. Оставьте на несколько часов. Периодически осматривайте фотографию и вытирайте капли воды на бумаге. Когда края распрямятся, уберите фотографию и оставьте сохнуть на полотенце лицевой стороной вверх. Накройте снимок промокательной бумагой или пергаментом и придавите книгой.