Коммерсант , 24 ноября 2004 года

Сирота армянская

"Лунное чудовище" в Художественном театре

На новой сцене Московского художественного театра имени Чехова показали премьеру спектакля "Лунное чудовище". Пьесу американца Ричарда Калиноски об армянских иммигрантах в Америке поставил режиссер из Армении – руководитель ереванского Русского театра Александр Григорян. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Несмотря на устрашающе-грозное название пьесы, камерный спектакль Александра Григоряна оказался мирным, домашним и бесхитростным. Вообще, в огромном театральном хозяйстве Олега Табакова маленькая сцена в соседнем с основным зданием МХТ доме могла бы стать экспериментальной лабораторией новой драмы. Но жизнь распорядилась иначе: ни японская "Гримерная", ни английское "Количество", ни современная версия "Обломова" большого успеха не имели. Что касается кассовых Евгения Гришковца и братьев Пресняковых, то они мирно делят не эту, а малую сцену основного здания с кассовыми же Надеждой Птушкиной и Александром Галиным. Зато на новой сцене идут три спектакля Марины Брусникиной, на которых даже самые черствые личности тянутся к носовым платкам. Вот и "Лунное чудовище" таково: тем, кто приходит в театр развлечься, взбодриться или удивиться, лучше идти мимо, а ценящим сентиментальные и понятные житейские истории прямая дорога сюда.

На сцене всего четыре человека, причем одни из них – персонаж от автора, обращающийся к залу. Действие происходит в одной комнате в городе Милуоки, но предыстория у него трагическая, страшная, ведущая счет на миллионы жертв. Армяне Арам и Седа, главные герои пьесы, пережили кровавую резню, устроенную турками. Но в принявшую беженцев Америку они попали разными путями. Фотограф Арам успел обосноваться, а потом по фотокарточке выписал себе совсем молоденькую девушку, которая должна стать его женой и продолжить армянский род. У Арама есть старая семейная фотография с пустыми овалами вместо лиц. Матери и отцу семейства он приклеил свое и Седы лица, и теперь основная цель его жизни – заполнить дырки изображениями своих детей.

На сцене только стол, несколько стульев, шторы позади и древняя фотокамера на штативе сбоку. Удача или неудача спектаклей подобного формата зависит целиком и полностью от актеров. Сергей Угрюмов и Янина Колесниченко в "Лунном чудовище" оказываются на высоте: работают подробно, но мягко, не форсируя эмоций, но и не упуская нить характеров. После некоторых шумных премьер нынешнего сезона приятно убедиться, что, во-первых, где-то еще вот так играют и, во-вторых, что ты такую игру не разучился пока еще воспринимать. Кстати, у господина Угрюмова внешность классического славянина, но это должно только лишний раз подчеркнуть, что история "Лунного чудовища" не национальная и не этнографическая. А специфические армянские атрибуты почти весь спектакль лежат на столе бездействующим натюрмортом: сложенная скатерть с узорами густых красок, два граната, позеленевший медный кувшин и поднос. Лишь в финале эти предметы "заработают": герои решат сделать семейную фотографию с сыном в национальном армянском антураже.

Сын – приемный. Дело в том, что после всех перенесенных на родине страданий Седа стала бесплодной. А мальчишка – американский сирота из приюта, которого женщина привела в бездетный дом и пригрела. Школьник Антон Михайлов в роли Винсента появляется на сцене только во втором действии – и изумлению публики нет предела. Актер-подросток, от горшка два вершка, "мастерит" роль так, как будто он еще лет 20 назад стал заправским профессионалом. Играет этакого Гекльберри Финна – будто орехи щелкает, обаяния бездна. Так что неудивительно, что Седа так к нему прониклась. Арам долго злится, переживает, но спектакль кончается именно в тот момент, когда герой принимает-таки мальчишку в семью. Потому что истинная человечность не знает национальных границ, потому что настоящих людей пережитое страдание делает добрее и мудрее, потому что нет на свете чужих детей. И все это под красивую лирическую музыку. Вы уже достали носовой платок?.

Известия , 23 ноября 2004 года

Артур Соломонов

Невинность победила

В МХТ - снова премьера. Звучит примерно как "снова пошел снег". На этот раз на Малую сцену приглашен режиссер из Еревана Александр Григорян. Он поставил пьесу "Лунное чудовище" о последствиях геноцида армян. Автор пьесы - современный американский драматург Ричард Калиноски, "Лунное чудовище" которого было обласкано всеми возможными премиями и наградами.

Простой расчет оказался верен. Слова "противостояние христианства и ислама", "неверные", "геноцид" бьют точно в цель, даже если речь идет об истреблении христиан-армян в начале прошлого века мусульманами-турками. Это, так сказать, расчет политический. Художественный так же точен и прост, но о нем позже. Сначала - сюжет. (Кстати, это маленькая радость театрального критика - смотреть не сто пятьдесят первую постановку "Гамлета" или "Вишневого сада", до одурения смакуя нюансы нового прочтения, а просто следить за развитием неизвестного сюжета.)

Молодой Арам Томасян (Сергей Угрюмов), вся семья которого была истреблена турками, поселился в Америке. Он "выписывает" себе невесту - девушку Седу (Янина Колесниченко), семья которой столь же страшно пострадала от геноцида. В пьесе описан их путь к взаимопониманию, на котором главные препятствия - не ее страх, не его желание быть господином во всем, а неистребимая власть прошлого над обоими.

Спектакль столь прозрачен, что по большому счету в анализе не нуждается. Диагноз: художественная невинность. Конечно, не стоит связывать произведение и автора, и если режиссер сделал спектакль именно таким, значит, этого он и добивался.

Чистота жанра соблюдена, все без обмана, замысел режиссера в полном согласии с воплощением, поскольку для постановки несложной пьесы выбран единственно возможный метод. А одно это в современном театре дорогого стоит. Бывает как, например, с последней премьерой в МХТ - "Тартюфом": режиссер (Нина Чусова) обещает собрать, например, компьютер, причем скоренько, за пять минут. В итоге получается пылесос с крыльями, который и не летает, и в доме не убирает. Но изобретателю уже не до того - надо быстро сварганить новый "продукт". В случае с "Лунным чудовищем" все по-честному: за что купили, за то и продают.

Приемы, избранные режиссером, стары, как закулисная пыль, но действуют безотказно. Монологи о страданиях произносятся под скорбную или же просветленную музыку. Муж сознает степень своей вины перед женой, падает к ее ногам, и волны музыки их накрывают. Когда произносится фраза "умерли родные", героиня воздевает руки к лицу. Вспомнила девушка, что мама ее часто пела, - вот вам фонограмма. Есть необходимые паузы для аплодисментов, выражающих одновременно восторг игрой актеров и сострадание к их героям. Когда спектакль плывет в таком нехитром сентиментальном русле, ожидаешь фирменных знаков этого стиля: на сцене должны загореться свечи, а чуть позже - выйти ребенок, который будет резвиться и умилять зрителя. И свечи, и малыш появляются.

Драматизм событий в спектакле Григоряна не очень навязчив, быть может, еще и потому, что на сцене постоянно присутствует рассказчик (Сергей Сосновский): он изредка комментирует события, прохаживается, но, к сожалению, большую часть времени проводит, глядя в зал с печальной улыбкой и неподдельной нежностью.

Описание получается невольно ироничным, но справедливости ради надо сказать, что действо мастерски отлажено, актеры играют по точно заданным правилам и порой очень трогательно и здесь нет слишком прямой эксплуатации зрительских эмоций. Никто тебя не берет за горло (как, например, в недавней премьере на этой же сцене - "Белое на черном") и не приказывает: "Сострадай! Видишь, как людям плохо? Плачь, если в тебе есть хоть капля совести!"

Желаете заказать билеты в театр мхт Чехова на спектакль Лунное чудовище? Заполните у нас на сайте удобную форму онлайн-заявки, а мы позаботимся о своевременной и быстрой доставке заказа. Мы предлагаем лучшие билеты на лучшие места в зале театра.

Стоимость билетов на спектакль Лунное чудовище в МХТ имени Чехова:

Партер: 2000-3000 руб.

Резервирование и доставка билета входят в его стоимость.
Наличие билетов и их точную стоимость можно уточнить по телефонам с сайта.

Продолжительность спектакля Лунное чудовище: 2 часа 20 минут с 1 антрактом.

Сюжет пьесы Ричарда Калиноски «Лунное чудовище» нет смысла пересказывать подробно. Этот спектакль необходимо смотреть. Хотя бы по той причине, что потом вы поймете: никогда нельзя опускать руки, необходимо бороться - и свет в конце тоннеля непременно возникнет.

Персонажи «Лунного чудовища» - это те, кто сумел выжить. А слово «выживание», согласитесь, имеет достаточно широкий смысл, и вовсе не обязательно ограничивается чисто физическим аспектом. Выжить в современном мире - это нередко значит сохраниться как личность, не потерять нравственных устоев, не променять свободу на «длинный рубль»…

Некоторые могут заметить, что игра не стоит свеч, а усилия, прилагаемые для «спасения», не окупаются результатом, даже приносят подчас массу трудностей, новые проблемы. Однако герои «Лунного чудовища» так не рассуждают. Хотя ни в коем случае нельзя сказать, что они не задумываются о смысле и последствиях своих поступков - как раз наоборот.

По мысли автора пьесы, прилагать усилия к выживанию стоит уже хотя бы для того, чтобы у окружающих появилась надежда. Ведь, возможно, кто-нибудь рядом с тобой находится в еще более трудной ситуации, чем та, из которой удалось выбраться тебе.

Действующие лица и исполнители:

Господин -
Арам Томасян -
Сета Томасян -
Винсент - Ярослав Леонов

Спектакль Лунное чудовище в МХТ Чехова - видео

Теперь купить билеты в театр МХТ им. Чехова не составляет абсолютно никакого труда. Мы предлагаем выгодный и удобный сервис - онлайн-бронирование билетов. Вы можете ознакомиться со схемой зала театра и выбрать наиболее удобные для просмотра постановки места.

Несмотря на название, спектакль «Лунное чудовище», поставленный на сцене МХТ им Чехова, совсем не «страшилка», а очень трогательная история. Особая ценность её в том, что она рассказывает не просто об историческом событии, но и о тех людях, которым пришлось пережить много горя, страданий, потерю близких. Несмотря ни на что, они нашли в себе силы жить дальше и постараться обрести простое человеческое счастье.

Человеческие ценности превыше всего

Зрителей, пожелавших купить билеты на «Лунное чудовище» в МХТ, действие переносит в небольшой городок Милуоки. Именно здесь живёт фотограф Арам. Он единственный из большой армянской семьи, кому удалось уцелеть после чудовищного геноцида, который устроили турки. Он уезжает в Америку и встречает там Седу, чью семью постигла та же трагическая участь. Именно ей предстоит продолжить армянский род. Но, к сожалению, девушка не может иметь детей.

Воспитанный в патриархальных армянских традициях главный герой пребывает в замешательстве. Он уже успел привязаться к своей спутнице, но, с другой стороны, ему никак не хочется поступаться своими убеждениями.

Казалось бы, мечте Арама не суждено сбыться, но тут Седа приводит в дом мальчика-сироту из приюта. Винсент становится настоящим спасением семьи. И все, кто пришёл в МХАТ посмотреть спектакль «Лунное чудовище», начинают задумываться над тем, что человеческие ценности всегда должны значить намного больше, чем традиции. Пусть даже и тысячелетние.

Жить нужно дальше

Несмотря на весь драматизм сюжета, режиссёр стремился сделать свою постановку несложной для восприятия. И у него это получилось. Спектакль «Лунное чудовище» смотрится на едином дыхании. Зрителям нравится всё:

  • замечательная игра актёров;
  • трогательные сцены;
  • соответствующий эмоциональный фон.

Те, кто решит купить билеты в МХАТ и прийти на спектакль, не пожалеют о потраченном времени. «Лунное чудовище» позволяет понять, что жить нужно, невзирая ни на что. Даже если это очень непросто.


Предыстория

Исторические события остаются в учебниках и на страницах энциклопедий, а люди их пережившие разбредаются по миру унося с собой осколки боли и незаживающих ран.

Спектакль “Лунное чудовище”, неоднократный номинант различных театральных премий, в котором нет монстров. Название - это часть экспозиции, призванной объяснить зрителю расстановку сил и еще раз напомнить о трагедии в Армении, в начале прошлого века.

О спектакле

Эти события случились в городе Милуоки, штат Висконсин с 1921 по 1927 годы.

Молодой фотограф, Арам, бежал от османского геноцида в Америку, потеряв всю свою семью.В его доме хранится семейное фото, на котором изображены родители в окружении детей, только вместо лиц - пустые овалы. Арам мечтает о семье, жене и детях, которые не только заполнят пустоту в его душе, но и продолжат его род. И он, с неуемной энергией, приступает к осуществлению своего идеально придуманного будущего. Для начала он выписывает себе из Армении невесту. Юную девушку Седу, тоже потерявшую своих родных.

На сцене появляется семья. Абсолютно незнакомые люди - муж и жена. В чужой стране. Без друзей, родственников и знакомых. Остается полагаться только друга на друга.

Арам приклеивает на место пустот свою фотографию и фотографию Седы.

Время идет, но детей у них нет. Мечта о продолжении рода вот-вот разобьется, но в этот момент появляется Винсент. Мальчишка из приюта, лет восьми, покоривший страдающее сердце Седы. Она уговаривает мужа усыновить сироту.

Перед Арамом встает не простой выбор: принять ли в семью постороннего человека или нет? Мораль и нравственность, такие близкие понятия, вступают в жесткое противостояние.

Арам, как человек переживший трагедию, казалось бы должен сочувствовать чужому горю и понимать, как несладко приходиться одинокому ребенку. Но ведь он, Арам, так хотел собственных детей, а этот безбашенный мальчишка, сильно напоминающий Гекльберри Финна, вовсе не тянет на продолжателя рода. Седа превращается в источник его разочарования.

Жена не только не может родить ему ребенка, она притащила в дом приютского, не спросив его, Арама, позволения. Он снова один, но на этот раз в окружении “семьи”. Казалось бы, мечта исполнена, но об этом ли он мечтал?

О билетах

Чем закончится эта драматическая история вы узнаете, посмотрев спектакль “Лунное чудовище”. Для этого достаточно заполнить форму бронирования билетов на нашем сайте и мы перезвоним вам в самое ближайшее время.

Билеты на спектакль Лунное чудовище

Заказывать билеты лучше всегда заранее, чтобы не упустить возможность попасть на спектакль. Позвоните нам прямо сейчас, и наши операторы проконсультируют Вас относительно наличия билетов. Также Вы можете оставить заявку на нашем сайте, и тогда мы сами Вам перезвоним для уточнения деталей заказа.

Окончательная стоимость билетов включает в себя полный спектр услуг: поиск, бронирование билетов, доставка курьером или почтой по Москве или Московской области и очень часто отличается от номинальной, что напрямую зависит от популярности и ивзестности мероприятия.

После оформления и оплаты Вашего заказа курьерская доставка билетов по Москве и Московской области возможна в течение двух часов.

Несомненно приятные и удивительные цены нашим постоянным и корпоративным клиентам!

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли МХТ им. Чехова составляет 30 минут!

Ричард Калиноски

Драматическая история в двух актах

Перевод с английского - Александр Попов
Режиссёр - Александр Григорян
Художник - Александр Боровский
Художник по свету - Мария Белозерцева
Композитор - Мартин Вартазарян
Хореограф - Татьяна Марченко

Место действия - Милуоки, Висконсин, США, 1921-1927 гг.

Господин - Сергей Сосновский, Валерий Трошин
Арам Томасян - Сергей Угрюмов
Сета Томасян - Янина Колесниченко
Винсент - Арсений Гусев

Продолжительность: 2 часа 20 минут (с антрактом)

СМИ о спектакле

«Я с большим удовольствием принял приглашение посетить премьеру постановки Александра Григоряна «Лунное чудовище», повествующей о том, как целые поколения переживают последствия страшной трагедии – геноцида армян в Османской империи. Этот спектакль Александр Самсонович поставил не только в Армении. Уже более 8 лет он идет на сцене Московского Художественного театра им. А.П.?Чехова и на других театральных площадках России. А значит, память об этих событиях жива», – подчеркнул российский дипломат.

Как ни странно, но армянский зритель познакомился с пьесой позже московского, уже после премьеры на новой сцене МХТ им. А.П.Чехова, где более чем за 10 лет она выдержала свыше 150 постановок. А начиналось все в 2004 году, когда худрук МХТ Олег Табаков пригласил в Москву своего ереванского коллегу Александра Григоряна, предложив ему выбрать репертуар на собственное усмотрение.

«Когда я впервые прочитал пьесу «Лунное чудовище», то сразу понял, что ей уготована большая и яркая жизнь, поскольку автор, Ричард Калиноски, сумел удивительно трепетно и тонко передать весь трагизм 1915 года. Возможно, благодаря армянке-жене, чьи родители на себе испытали ужасы той резни», – рассказывает народный артист РА, заслуженный деятель искусств России Александр Григорян.

И хотя в театральном окружении Олега Павловича откровенно намекали на риск: мол, «камерная мелодрама» может стать очередной однодневкой, поскольку будет скучна неармянскому зрителю, тем не менее мэтр одобрил выбор, назвав пьесу «высоконравственной, мудрой и совершенно мхатовской». Успех был действительно фантастическим. Кстати, как отметил тогда автор, это была, пожалуй, самая лучшая версия из всех, что он видел в других странах: «Название не должно обмануть зрителя: ни луны, ни чудовищ в спектакле нет. Это лунное затмение, за которым армяне спокойно наблюдали как за природным явлением, а турки импульсивно стреляли в пугающую черноту. Чуть позже живой мишенью для них стали соседи-неверные, то есть армяне-христиане. Немногим удалось тогда спастись: кому на родине, а кому за океаном. И все же за пронзительной болью воспоминаний о пережитом люди сумели вернуться к простым человеческим радостям, чтобы совершать добрые поступки».

Конечно, свою ложку дегтя постарались подлить турецкие СМИ, очень плохо отозвавшиеся о пьесе, а заодно пристыдившие московский театр за необъективный, с их точки зрения, спектакль. Досталось и Александру Григоряну, который, как писалось, не должен был браться за эту постановку, потому что родился и вырос в «дружественном и интернациональном» Баку. «В широком понимании слова я действительно интернационалист, но в данном вопросе я националист, потому что я – армянин. И этим все сказано. Мои родители родом из Карабаха, они не испытали ужаса геноцида на территории древней Армении, но зато сполна ощутили на себе «интернациональное» давление азербайджанских властей», – говорит Александр Григорян.

Что касается театральной жизни спектакля, то москвичи не раз вывозили его на гастроли в Санкт-Петербург, в города Сибири и даже дважды приезжали с ним в Ереван, где он удостоился премии «Артавазд». Армянская постановка также пользуется большим успехом не только на родине, но и за пределами Армении, собирая полные залы в Санкт-Петербурге, Белоруссии. Кстати, на Брестском фестивале после вручения награды спектакль анонсировали еще дважды – в самом Бресте и Минске. А не так давно спектакль ереванского театра получил первую премию и был назван лучшим спектаклем театрального фестиваля «Встречи в Одессе». Причем Александр Григорян-младший, сыгравший тогда главного героя, подростка Винсента, был номинирован на звание лучшего артиста. Фестиваль стал еще одной точкой отсчета в постановочной истории «Лунного чудовища». Посыпались новые предложения из Риги, Иркутска, Якутска, Читы, Благовещенска…

«Тема страшной катастрофы армянского народа, когда на территории Османской Турции было уничтожено полтора миллиона армян, не может не волновать нормальных людей. И мне хотелось выразить в спектакле то состояние, когда после всего пережитого люди освобождаются от душевной тяжести, возвращаются к простым человеческим радостям и совершают добрые дела. Калиноски сумел найти такие точки соприкосновения, как милосердие, сострадание, гуманизм, понятные любому человеку. Это пьеса о великом милосердии, – считает Александр Григорян. – Человеческая трагедия не имеет национальности. Оказалось, что армянская пьеса про армянскую боль затронула сердца миллионов людей из Америки, Европы, России…».