Обучение приемам деятельности, частные вопросы...). Эти ошибки могут допускать родители, которые в основном не испытывают больших трудностей во взаимоотношениях со своими детьми, но не обладают специальной информацией и недостаточно владеют навыками обращения с ними. Таким родителям очень пригодятся советы о том, как привить навыки самоорганизации, как научить ребенка планированию, как помочь ему делать уроки, как шаг за шагом добиться желаемого... Именно такие конкретные советы часто дают специалисты, и они в большом количестве размещены в том числе и на нашем сайте.

Вторые — это ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку; вызванные личностной деформацией родителей. Они самые трудные, поскольку в коррекции нуждаются и сами родители. Пока эти ошибки не будут исправлены, ошибки первого типа тоже нельзя исправить. Даже если родители попытаются применить специальные приемы, то очень скоро обнаружат, что эти приемы либо "не работают" так, как надо, либо родители долго не могут выдержать намеченную стратегию, снова срываясь на крик и раздражаясь, либо сам ребенок отказывается что бы то ни было делать.

Часто запрос родителей звучит примерно так: "Как избавиться от такого-то недостатка ребенка?" Запрос представляет собой просьбу справиться с конкретной проблемой, но оказывается, что в основном проблема заключается в восприятии ребенка родителями, а оно зависит от их позиции по отношению к ребенку. Невозможно исправить одно частное качество, в перестройке нуждается вся семья: образ жизни, взаимоотношения супругов, отношение к ребенку, взгляды родителей на жизнь... Дети очень точно отражают состояние семейной жизни родителей. Недостаток ребенка является лишь симптомом общего семейного неблагополучия.

Часто для того, чтобы "убитые" взаимоотношения сдвинулись с "мертвой точки", бывает достаточно, чтобы кто-то из родителей взял на себя труд по коррекции собственной позиции. Тогда изменения, которые произойдут в нем и в его отношении к ребенку, волей-неволей дадут толчок новым, позитивным настроениям, и тем самым будут способствовать позитивным изменениям в ребенке.

Механизм формирования патологических качеств у детей с СДВГ

Сказанное верно по отношению к любому, даже благополучному, ребенку. Но если в семьях, где дети в основном здоровы, с трудностями худо-бедно справляются, а недостатки детей меньше бросаются в глаза, то там, где растут дети с СДВГ, внутрисемейные конфликты обостряются до крайности. В наших семьях проблема взаимоотношений особенно остра, она выявляет наши собственные трудности. СДВГ без преувеличения можно назвать и проявителем личностных проблем родителей, и их катализатором. Поэтому речь пойдет о фундаментальных психологических установках.

Во время беременности мамы имеют в сознании определенный образ будущего ребенка. Они наделяют его желательными качествами, строят планы относительно его будущей жизни, мечтают о больших жизненных успехах еще не родившихся детей. Ребенок с СДВГ, как правило, уже в младенчестве начинает вести себя вразрез с ожиданиями мамы. Он возбудим, беспокоен, плохо спит, часто плачет, плохо привыкает к режиму и доставляет много хлопот измученным родителям. Кроме того, такие дети часто не вписываются в возрастные нормы нервно-психического развития, чем вообще повергают своих родителей в панику. Поэтому нередки случаи, когда наряду с тревогой мама начинает испытывать к малышу скрытую неприязнь, в которой боится признаться даже самой себе. Она обращается с ребенком чуть резче, чем мать его здорового сверстника, чаще выходит из себя, кричит. Уже к году такой ребенок получает опыт материнского неприятия, который не может не сказаться на его психическом состоянии. От того, что все идет "не так", мама начинает чувствовать себя виноватой и еще более неприязненно относиться к малышу, невольно ставшему причиной столь тягостных переживаний. Такое настроение мамы снова не лучшим образом сказывается на ребенке. Образуется замкнутый круг.

Такой круг не обязательно начинает "накручиваться" в младенчестве. Пугающая родителей особенность ребенка может выявиться в любом возрасте, и механизм непринятия запускается...

Любовь и принятие — условия полноценного нервно-психического развития

Психологи все время говорят о принятии. Что это такое? Это признание за ребенком права на индивидуальность и непохожесть ни на кого, в том числе и на родителей; это понимание, что ребенок имеет право быть самим собой, не обязан соответствовать ничьим ожиданиям, выполнять чью-либо задуманную программу... это утверждение неповторимого существования именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Принятие — важнейшее условие родительской любви. Когда ребенок принимаем, он ощущает родительскую любовь (в противном случае он в ней сомневается). Она не зависит от времени, проводимого с ребенком; от того, дома он или в саду, материальных условий, формальной заботливости... Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира.

Взаимоотношения, диалог, контакт

Чтобы ребенок чувствовал родительскую любовь, между детьми и родителями должен быть хороший эмоциональный контакт. Это искренняя заинтересованность в делах ребенка, даже самых мелких, пустяковых (с точки зрения родителей), любопытство, стремление понять, какие изменения происходят с ребенком... Такая заинтересованность не имеет отношения к формальной, видимой заботливости. Более того, видимая всем заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, не всегда содействуют достижению этой самой главной воспитательной задачи. Поэтому не так важно, чем именно заниматься с ребенком, но заботиться о поддержании контакта нужно всегда — в любом возрасте, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, отношения к нему окружающих, его объективных успехов... Если родители хотят, чтобы ребенок стремился стать лучше, достиг чего-то, первое, о чем они должны заботиться, — сохранение хорошего контакта с ним. Сам по себе контакт не возникает, родители должны строить его.

Что нужно, чтобы построить и сохранить хороший эмоциональный контакт (взаимоотношения) с ребенком? Необходим некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Ребенок должен всегда понимать, что и зачем делает родитель, чем он руководствуется в общении с ним. Ребенок должен быть не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Он должен участвовать в ней на правах равного (тогда как обычная позиция родителей — "над" ребенком). Обычная родительская позиция такова: взрослый старше, опытнее, больше знает, обладает силой и независимостью... ребенок глуп, неопытен, беззащитен, зависим... Но родители должны думать не об этом. Важно уважение к потенциальным возможностям ребенка, утверждение ценности его сегодняшнего дня... понимание, что детство — полноценный этап жизни, что ребенок — не "недоделанный" взрослый... необходимо признавать его равным себе, но проходящим определенный жизненный этап.


Ошибки, вызванные недостатком принятия

Недостаток принятия проявляется в ошибочных действиях родителей, например, таких:

  • Высказывание оценок: "Бестолочь!", "Сколько раз тебе объяснять!", "Любой дурак на твоем месте уже догадался бы"... Это высказывание может быть даже справедливым, но это не имеет значения, поскольку взаимоотношениям оно наносит вред. Поэтому в таких реакциях надо себя (по крайней мере) тормозить. Осуждать конкретный поступок, не связывая его с личностью — это правило! (Правило "не относить к личности" относится, кстати, и к похвале). Личность никогда нельзя оценивать — ни положительно, ни отрицательно!
  • Частые одергивания, порицания. Нам неудобно, неловко за поведение ребенка, мы как бы оправдываемся. Особенно часты одергивания в случае так называемого подавляюще-обличительного воспитания, когда ребенок случайно или по незнанию сделает что-то не так — родители стремятся обвинить его, а не поддержать.
  • Постоянные указания на недостатки ребенка (якобы чтобы исправился). На самом деле, принятие — означает понимание, что ребенок развивается, постоянно совершенствуется. И справиться со своим недостатком он захочет сам при условии родительской поддержки и доверия. Нужно верить, что в ребенке много хорошего и сильного, и оно постепенно возьмет верх. То есть родителям необходимо не фиксировать недостатки, а подкреплять достоинства, давать силы для самостоятельной борьбы ребенка со своим недостатком.
  • Невнимание к положительным сторонам личности. Хорошее в ребенке — как будто "так и надо", мы его мало замечаем. А ведь это основа для исправления недостатков. Поэтому часто говорят: "Ребенка надо хвалить". Хвалить — значит, признавать достоинства, подчеркивать позитивное, делать на нем акцент. Даже самые, казалось бы, мелкие достоинства ребенка нужно постоянно "вытаскивать наружу" — иначе у ребенка сложится впечатление о полной собственной никчемности и о бесполезности каких бы то ни было усилий.
  • Игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей. Родители часто руководствуются своими представлениями о желательных для ребенка качествах и обращаются с ребенком так, будто он уже обладает ими, но не хочет "постараться" и "сделать как надо". Нужно постоянно задавать себе вопрос о границах возможностей ребенка. Эти границы (особенно для детей с СДВГ) могут быть значительно ниже, чем для других детей того же возраста. Тем не менее, нужно постоянно исследовать эти границы и понимать, что на нынешний момент это потолок возможностей ребенка. Требовать от него большего неразумно и жестоко.
  • Назидания, директивы. "Ты должен... " "Ты опять ничего не делаешь". Родители выдают некий циркуляр, но не обеспечивают поддержкой и деятельной помощью. В случае неудачи следует отповедь. Фактор долженствования обязывает, он способен стать мощной разрушительной силой. Дети активно противостоят такой позиции, пытаются протестовать. Когда ребенок не справляется с поручением (что часто воспринимается родителями как его активное нежелание, "лень"), необходимо делать это вместе с ним, при этом не прекращая доброжелательного общения, показывая, как это нужно делать, не связывая поручение с отрицательными эмоциями. Это касается, например, домашних дел: уборка должна быть совместной (мама может убирать свою территорию, ребенок — свою. Если же и это у него не получается, то лучше вместе убирать его комнату...).
  • Невнимание к потребностям и переживаниям ребенка. На форуме часто звучат вопросы: "Как мне исправить в нем то-то?", и очень редко вопросы отражают стремление родителей помочь самому ребенку: "Ребенок переживает, хочет сделать, а не получается... " Очень трудно понять, чего хотят сами дети, стремятся ли они к тому же, чего хотят от них родители. А ведь для успеха в борьбе с "отрицательными" качествами детей их, детей, желание справиться с собой обязательно.

Причины непринятия (о чем сами родители должны задуматься)

  • Общая неудовлетворенность жизнью, недовольство тем, "как все сложилось", браком, работой, тем, "что имею" — все плохо, да еще и ребенок "не такой".
  • Авторитарный характер матери, призванный компенсировать недостаточное влияние отца в воспитании (в основе — неудовлетворенность браком)... Часто, например, мать возлагает некоторые надежды на ребенка вследствие того, что ее ожидания относительно брака не оправдались. Но ребенок с СДВГ не оправдывает ожидания матери.
  • Повышенная тревожность матери ("Если ребенок не будет таким, каким я его себе представляю, будет плохо. СДВГ у ребенка опасен для его будущего... "), неуверенность в будущем, опасения — все это блокирует самостоятельность ребенка, отрицает хорошее в нем (этого хорошего, по мнению матери, недостаточно, и вообще оно не имеет значения)... Гиперопека тоже может быть связана с повышенной тревожностью.
  • Личностная незрелость матери, условно говоря, неверное понимание жизненных ценностей и приоритетов. Обычно это выражается в установках: "отлично учиться в школе", "поступить в хороший институт", "сделать карьеру", "добиться положения", "иметь высокооплачиваемую работу" и пр. Но при этом упускается из виду, что человек может иметь все это, но не чувствовать себя счастливым — наша жизнь, к сожалению, подтверждает это на каждому шагу. Когда ребенок отлично учится в школе, но не понимает, зачем это надо, поступает в нелюбимый институт, его положение не приносит ему удовлетворения, а работу свою он терпеть не может, да и личная жизнь не складывается, становится понятно, что в жизни есть что-то еще, что не смогли донести до него родители. СДВГ может быть помехой в реализации установок на "обладание", но совершенно не мешает осуществиться установкам на "бытие" — то есть стремлению человека стать тем, кем он может стать, достичь своего собственного максимума.
  • Попытки родителей компенсировать неудавшуюся (по их мнению) собственную жизнь успехами ребенка. Когда родители не смогли добиться каких-то жизненных целей, они склонны возлагать на ребенка неоправданно высокие надежды. Понятно, что СДВГ является плохо преодолимым препятствием для реализации этой установки.

    Мотивы воспитания

    Ошибки, связанные с непринятием, зависят от того, какое место в структуре личности родителей занимают мотивы воспитания (то есть здесь мы касаемся самых основ личности — ее потребностно-мотивационной структуры).

    • Потребность в эмоциональном контакте. Когда у матери нет близких, она боится одиночества и стремится "привязать" к себе ребенка, сделать зависимым от себя. Как следствие — тоже гиперопека. СДВГ в сознании матери выступает как повод ("его нужно все время контролировать... "). Нужно честно ответить себе на вопрос: почему я боюсь отпускать его от себя? за кого я боюсь? Мама должна научиться отделять действительную потребность ребенка в заботе от своего желания постоянно удерживать его рядом с собой.
    • Потребность смысла жизни. У матери в жизни ничего нет, ее дни ничем не заполнены, поэтому она стремится заполнить их заботами о ребенке: постоянные занятия, разговоры о нем, внимание к каждой мелочи... Женщина решает вопросы собственной жизни. Болезнь ребенка такие заботы оправдывает, придает им благородный смысл. Как ни странно, но матери бывает "выгодно", чтобы ребенок не справлялся, болел, оставался зависимым (хорошая иллюстрация — повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом": жизнь бабушки была пуста, поэтому болезни маленького внука оправдывали саму жизнь и наполняли ее смыслом).
    • Потребность достижения. Когда эта потребность родителей не получила должного удовлетворения, на ребенка накладываются обязательства осуществить их мечту. Фиксация на достижениях ребенка, стремление "развивать", желание, чтоб ребенок демонстрировал успехи, был лучше всех — могут служить примерами воспитательной установки, связанной с нереализованной потребностью в достижении. Если ребенок чего-то добьется, это, конечно, неплохо, но нужно всегда отдавать себе отчет, где на первом месте его благо, а где — собственные амбиции. Понятно, что СДВГ препятствует удовлетворению этой родительской потребности.
    • Воспитание понимается как задача формирования определенных качеств. У родителей существует представление о некотором сверхценном качестве (чаще это целый набор) — ум, эрудиция, спортивная подтянутость, исполнительность, целеустремленность... Родители навязывают ребенку именно эти качества, пытаются доказать, что без этих качеств невозможна полноценная жизнь, но тем самым они отрицают его самого — показывают, что такой, как есть, он их не устраивает. Дети с СДВГ редко обладают такими качествами, поэтому раздражают своих родителей.
    • Потребность в комфортном существовании, в избавлении от проблем. Ребенок должен вести себя так, чтобы родители могли "не напрягаться", "не париться", обеспечить им спокойную жизнь. СДВГ воспринимается как несовместимый с полноценной жизнью дефект, воздействие его хочется свести к нулю. СДВГ может мешать не столько ребенку, сколько родителям. А ребенку он мешает опосредованно: проблемы создает не сам СДВГ, а родительское отношение к нему. Это достаточно тяжело дифференцировать, поскольку дети всегда отражают родительское влияние (если родителям мешают особенности детей, то сами дети, скорее всего, будут считать так же). Но это необходимо разглядеть.
    • Потребность в принятии окружающими, в соответствии социальным нормам, гиперсоциальность установок. Не способный выполнить требование соответствия высоким социальным стандартам ребенок испытывает отторжение не только социума, но и родителей. Они не обеспечивают ему поддержки, не встают на его сторону, борются против него, поддерживают тех, кто ребенка осуждает.

    Вывод: родители должны понять, какой позицией они руководствуются, и иметь мужество признать ее у себя, а потом суметь от нее отказаться. А это уже задача для собственного . Если сами родители не справляются с этой задачей, им нужна квалифицированная помощь.

    Следствия неадекватных родительских установок

    Ими и оказываются симптомы СДВГ. Сам по себе СДВГ не вызывает грубых поведенческих нарушений, они развиваются на основе индивидуальных особенностей нервной системы (плюс свой вклад вносит родительское отношение к ребенку) как вторичные нарушения, то есть вызванные конкретными условиями жизни в обществе. На поверхность выходят расстройство сна и аппетита, страхи, девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм поведение), лень, зависимости, агрессивность, грубость, упрямство, вялость и апатия... Родители пытаются справиться с симптомами: водят по врачам, корректируют, наказывают, заставляют, но результатов почти нет. Ведь устранение симптомов не приводит к избавлению от причины — а причина кроется в отсутствии полноценного контакта и неадекватном понимании воспитательных задач.

    "Идеальное воспитание"

    Из сказанного легко сделать вывод, что идеального воспитания не бывает — оно зависит от особенностей и черт конкретного ребенка. Однако в "идеальных" семьях выполняются три основных условия: хороший эмоциональный контакт (близкие отношения между детьми и родителями); уверенность ребенка в родительской любви; четкие, определенные правила поведения, выполняемые и родителями, и детьми.

    Родительская позиция "идеальных" родителей отличается:

    • адекватностью (умением понимать индивидуальность ребенка, видеть его сильные и слабые стороны);
    • гибкостью (умением видеть, куда направляется развитие ребенка, способностью следовать за ним, следить за изменениями, корректировать стиль своего поведения);
    • прогностичностью (способностью не только видеть, как изменяется ребенок, но и своими действиями создавать основу для дальнейших позитивных изменений — расширять зону ответственности, предоставлять самостоятельность...).

    Было бы несправедливо упрекать родителей в нелюбви к своим детям. Но дело в том, что родители любят детей так, "как умеют", а ребенку часто нужна другая любовь, основное свойство которой — дружественный настрой по отношению к ребенку. Главная родительская задача состоит в том, чтобы не подгонять ребенка под свое мировоззрение (которое, в свою очередь, сложилось под влиянием прародительских ошибок и разных жизненных обстоятельств). Приоритетными должны быть особенности ребенка, а не собственные взгляды, требования общества, оценки окружающих, свое представление о должном... Это то, от чего родители должны освободиться вообще. Нельзя применять тот тип воспитания, который удобен родителю, — необходимо искать, как лучше ребенку, учиться видеть, что представляет собой душа ребенка сама по себе (ведь СДВГ — тоже данность, нужно научиться жить с ним...).

    Когда ребенок совершает попытки попробовать свои силы и найти сферу приложения своих способностей (а это может происходить уже до школы), родители должны принимать деятельное участие в организации его жизни в соответствии с этими способностями. Не ломать его планов, не пытаться реализовать свои замыслы, а суметь увидеть их и гибко корректировать — создавать условия, формировать среду, самим участвовать в развитии способностей ребенка.

    И вот тогда уже корректировать СДВГ — если он мешает самому ребенку выполнить задуманное.

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Все, кто хоть раз наблюдал его проявления, наверняка заметили импульсивность и непредсказуемость таких детей. Жить в семье с – все равно, что сидеть на бочке с порохом: никогда не знаешь, в какой момент взорвется. А уж взорвется-то обязательно! Да так громко, что даже глухой услышит!

Никто не спорит, воспитывать СДВГ-шку непросто. А порой очень тяжело. Однако, интересно, что те же самые, в конец измотанные родители, отправляя свое неугомонное чадо на недельку к бабушке, неожиданно для себя, уже на следующий день начинают отчаянно по нему тосковать. Наши СДВГ-шки, и вправду, беспокойные. Но до чего же непосредственные и милые!

Не зря персонажи многих известных книг и фильмов имеют все признаки гиперактивности.

Взять, хотя бы, книгу О. Генри «Вождь краснокожих». Как выразилась моя дочь: «У ребенка явные признаки СДВГ». А герои книг Астрид Линдгрен «Эмиль из Леннеберги» и «Пеппи Длинныйчулок»? Это же точь-в-точь – наши любимые СДВГ-шки!

Родители против СДВГ

Итак, чтобы находиться «в одной системе координат» сразу договоримся:

  1. Мы любим и принимаем своих детей с СДВГ такими, как есть.
  2. Мы не ищем виноватых, а решаем, что делать.
  3. Что бы не говорили окружающие, мы не идем на поводу у общественного мнения и никому не позволяем манипулировать нами.
  4. Мы не сравниваем наших СДВГ-шек с другими детьми и не завидуем родителям «более умных, воспитанных и талантливых».
  5. Мы живем в реальном, а не придуманном мире. Смотрим правде в глаза, принимаем ситуацию такой, какова она в действительности. Лишь при этих условиях возможно что-то исправить или изменить к лучшему.

Кстати, не верьте тем, кто пророчит нам и нашим детям «кошмарную жизнь». Я с полной ответственностью заявляю, что и ребенок с СДВГ, и вся семья могут и должны жить интересно, ярко и радостно.

Блог для родителей СДВГ-шек

Этот блог об СДВГ создан родителями и для родителей гиперактивных детей. Здесь Вы не найдете статей, перепечатанных с других сайтов. Вся информация получена из достоверных источников, обработана лично мной и проверена на практике.

В своих постах я делюсь с Вами не только теорией, но и практическими способами улучшить жизнь. Кто-то удивится, но при воспитании ребенка с СДВГ важное, а иногда и решающее значение могут иметь факты, которые мы часто вообще не принимаем во внимание.

Так, живя бок о бок с СДВГ-шкой, порой, внезапно обнаруживаешь, что бабушкина любимая ваза на комоде так не кстати попадается под руку. А эта большая люстра из чешского стекла странным образом «сама притягивает к себе» мячик. Да и вода из аквариума все норовит «выйти из берегов». Подобные недоразумения случаются в любых семьях, но чтобы так часто…

Знал бы, где упадешь, так соломку бы подстелил. Вот мы и будем «стелить». Несмотря на непредсказуемость, СДВГ имеет свои закономерности. И я расскажу о них в своем блоге.

СДВГ многолико. Оно может проявляться по-разному. Поэтому, не ставим диагноз СДВГ самостоятельно. И не вешаем «ярлыки» на детей и их родителей. Предоставим медикам возможность лечить, педагогам – учить. А наша, родительская задача – воспитывать своих СДВГ-шек, развивать их способности и помогать им освоиться в социуме. Для этого существует масса возможностей. И ради этого создан мой сайт об СДВГ.

Российские врачи, назначающие лечение детям с СДВГ, рекомендуют не останавливаться исключительно на медикаментозных способах коррекции, а задействовать помощь психологов, нейропсихологов и социальных педагогов. Нейропсихолог анализирует поведение ребенка, определяет проблемные зоны и предлагает курс занятий, которые помогают развивать разные части головного мозга. Комплекс нейропсихологических упражнений на первый взгляд может показаться родителям бессмысленным занятием: детям предлагается ползать по полу, кувыркаться и махать руками. На самом деле, такая нехитрая физкультура помогает детям почувствовать свое тело, научиться управлять им. И далеко не всем детям упражнения даются легко. Главное условие успеха — регулярность занятий. Если в течение полугода дети будут заниматься дома или под наблюдением педагога в специализированном центре, они станут спокойнее, увереннее в себе и даже внимательнее. Врачи-нейропсихологи и другие педагоги, работающие с непростыми детьми, оказывают помощь в городских медико-психолого-педагогических центрах, отделения которых есть в каждом районе города Москвы . Сюда можно обратиться за бесплатной и платной помощью. Для того, чтобы попасть на занятия, нужно записаться на обследование на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию и в назначенный день прийти с направлением из поликлиники, свидетельством о рождении ребенка, паспортом одного из родителей, характеристикой обучающегося. Полный список документов можно найти

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.

Кто такие гиперативные дети? Причины ее возникновения. Как помочь своему ребенку и его родителям. Всегда ли виновато воспитание или есть другие скрытые причины гиперактивности. Этими вопросами задаются родители, столкнувшиеся с этой проблемы.

Детям, которые наблюдаются у невролога, ставятся диагнозы ММД (минимальная мозговая дисфункция) или СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивность). Этот диагноз не означает, что ребенок отстает в умственном или физическом развитии, просто процессы, протекающие в их голове, заставляют детей быть такими, какие они есть.

Причины гиперактивности:

Органические поражения головного мозга в период внутриутробного (гипоксия плода) и патологические роды (стремительные или затяжные) могут привести к гипердинамическому синдрому. Наследственный фактор, если кто-то из родителей страдал синдромом гиперактивности. Гипотеза о том, что причиной этого синдрома является пищевая аллергия не подтвердилось в процессе испытаний; важны также социальные факторы, от которых зависит отношение окружающих к таким детям.

Как же определить является ваше чадо гиперактивным или у вас просто активный ребенок.

Признаки гиперактивности:

Ребенок постоянно двигается: бегает, прыгает, что-то хватает, кидает, мнет, вертит пуговицы когда наконец-то устает, то не перестает двигаться, а начинает плакать;

Его невозможно уложить спать, потому что процессы возбуждения в мозгу преобладает над процессами торможения;

Не может сосредоточиться на чем-то одном. Например, вы решили с ним почитать, поиграть мозаикой, собрать пазлы, его интерес пропадает через несколько минут и он берется за другое дело, которое тоже оказывается незаконченным;

Он не управляем, иногда, кажется, что для него не существует запретов, правил поведения и общения;

У ребенка частая смена настроения; он не говорит, а кричит, доказывая, оправдываясь и споря;

Он везде ведет себя одинаково и дома, и в детском саду, и в школе и на улице. Такой ребенок активен везде.

Зачастую он агрессивен, не терпелив, всегда хочет быть первым, не может договариваться с другими детьми, очень тяжело переживает проигрыш в игре, обидчив, расстраивается по пустякам.

Эти особенности вызывают много нареканий и жалоб у воспитателей детских садов, учителей. Такому ребенку более других грозит неприятие. Такие дети были всегда, только теперь на них стали обращать больше внимание.

Но можно увидеть в нем и хорошие стороны. Это творческие дети и нужно помочь ребенку развить эти способности, будь то рисованием, лепкой и др. Их интеллектуальные способности бывают выше, чем у других детей, но их «плохое» поведение препятствует тому, чтобы взрослые – родители, воспитатели, учителя, не увидели в нем его талантов.

Родители таких детей чувствуют безысходность, непонимание и осуждение окружающих. Они остаются наедине со своей проблемой

Советы по воспитанию гиперактивного ребенка

1. Чаще хвалите своего ребенка.

Постарайтесь придерживаться такого правила: один раз поругали, семь раз похвалите.

2. Если вы начали с ним заниматься, доводите занятие до конца. Пусть даже, если разобьете его на несколько частей. Например, вы начали разукрашивать рисунок, и ребенок вскоре потерял интерес, то вернитесь к этому занятию позже.

3. Занятия с ребенком проводите регулярно по 5-10 мин ежедневно или через день. Проводить их в игровой форме и спокойной обстановке.

4. Домашние дела делайте вместе с ребенком. Пусть сложит свои вещи, соберет игрушки, приберет в комнате и т. д. Главное делайте вместе с ним.

5. Чаще говорит, что вы его любите, обнимайте, выслушивайте. У таких детей часто занижена самооценка. Оценивайте поступок, а не его личность, т. е. не нужно говорить, что он плохой ребенок, разбирайте поступок.

6. Придерживайтесь распорядка дня. И родителям и ребенку от этого только будет лучше. Ребенок запомнит последовательность и каприз станет меньше.

7. Не используйте прямые запреты. Говорите то, что хотите получить в результате. Здесь имеет сила внимания: то на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. Например, вы можете сказать: опять комнате жуткий беспорядок. А следует сказать: сегодня твоя очередь прибираться в комнате. Таким образом, родителям необходимо научиться сосредоточивать внимание на том, что хотят они получить от ребенка и ребенок должен это знать.

8. Как можно меньше в речи используйте частицу «не». Если ребенок дерется, вы сосредотачиваетесь на том, чего вы ожидаете от него. Например, вы хотите, чтобы он играл с другими детьми или чтобы он играл с младшим братом. Будьте конкретны и говорите это ребенку.

9. Возьмите себе в помощники психолога и невропатолога, чем раньше вы это сделаете, тем больше пользы будут и вам и вашему малышу. Сами изучайте психологию общения. Существует ряд процедур, снижающих нервозность, например, электросон, светотерапия, принятие солевых ванн.

10. В общении с ребенком используйте приемы невербального общения. Чтобы расположить к себе собеседника, необходимо показывать за, между прочим ладони, протягивайте к нему руки ладонями кверху, при разговоре руки должны двигать только вертикально и не пересекаться. Контакт «глаза в глаза». Если что-то объясняете ребенку, присядьте, чтобы быть с ним на одном уровне. Другие жесты расположения: прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение. Все жесты действуют на подсознание.

11. Искренне радуйтесь успехам ребенка.

12. Будьте последовательны. Если запретили по какой-либо причине просмотр мультфильмов, то и не меняйте своего решения.

13. Очень хорошо, если вы с ребенком будете посещать кружки, где идет совместная работа ребенка и родителей. Это сближает и помогает ребенку лучше усваивать новый материал. Пример близкого взрослого человека может активировать творческий процесс у ребенка.

14. Читайте детям книжки, как бы это банально не звучало. Приучать к чтению нужно с раннего детства. Пока ребенок еще мал, выучите потешки, маленькие стишки на каждое действие, читайте сказки. Начинайте по вечерам перед сном по 10 мин. Даже если ребенок уже умеет читать, все равно не забрасывайте это занятие.

Из еще одной статьи.
Факты и вымыслы о СДВГ

Вымыслы: Все дети с СДВГ в конечном счете "перерастают" это.
Факты: Приблизительно у 60% детей с диагнозом СДВГ симптомы продолжают проявляться и в зрелом возрасте.

Вымыслы: СДВГ – это не медицинское состояние.
Факты: СДВГ - медицинское состояние, связанное с химическим дисбалансом в мозгу. Это официально признано ведущими медицинскими экспертами и учреждениями, в том числе министерством здравоохранения США, американской психиатрической ассоциацией и другими.

Вымыслы: Виной СДВГ является плохое воспитание.
Факты: Национальный институт психического здоровья заявляет, что ученые находят все больше подтверждений тому, что СДВГ не вызвано домашней окружающей средой, а имеет биологические причины.

Вымыслы: У людей с СДВГ всегда есть проблемы с концентрацией внимания.
Факты: Иногда люди с СДВГ суперсосредоточены. Они фокусируют свое внимание на одном предмете и игнорируют все остальное вокруг них.

Вымыслы: СДВГ страдают больше мужчин, чем женщин.
Факты: В детском возрасте соотношение между мальчиками и девочками - 4:1. В зрелом возрасте женщины часто не диагностированы, но почти одинаковое число женщин и мужчин обращаются за помощью и лечением.

Вымыслы: СДВГ можно лечить только лекарствами.
Факты: Многомодальное исследование лечения детей с СДВГ, проведенное национальным институтом психическом здоровья, изучило около 600 учеников начальной школы и пришло к заключению, что самыми эффективными методами были строго контролируемое медикаментозное лечение и лечение, сочетающее поведенческую терапию и лекарства.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям – родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища «трудный», «неуправляемый». В медицинской карточке у них записано СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Для многих родителей эта аббревиатура – не пустой звук. Проблемы начинаются с момента поступления их ребенка в детский сад. При большой численности детей в группах даже в современных детских садах у воспитателя просто не хватает терпения на ребенка с СДВГ. В школе неприятности только увеличиваются, и, если не начать с ребенком психодиагностическую и коррекционную работу, то и в дальнейшей жизни ему будет трудно.

Десять основных правил воспитания ребенка с СДВГ:

1. Реагируйте на действия ребенка сразу.
2. Реагируйте всегда или как можно чаще.
3. Ваша реакция должна быть достаточно сильной и значимой.
4. Не только наказывайте, но и поощряйте.
5. Будьте последовательны.
6. Действуйте, а не болтайте!
7. Продумайте заранее проблемные ситуации.
8. Не забывайте о том, что какие-то аспекты в поведении ребенка обусловлены его состоянием.
9. Не считайте проблемы своего ребенка своими личными проблемами.
10. Будьте снисходительны.

Не ловите ли вы себя на том, что постоянно раздраженно спрашиваете ребенка: «Ты уже сделал свои уроки?» Смените ворчание на положительное утверждение типа: «Как только ты сделаешь уроки, то сможешь пойти поиграть с друзьями (смотреть твою любимую телепередачу или любой другой стимул)». Чтобы избежать войн, установите порядок, в котором домашние задания выполняются каждый день в одно и то же время.

Учитесь самоуспокоению. Вы не сможете успокоить своего ребенка, если не умеете успокоиться сами.

Будьте организованны. Вы не сможете добиться порядка от ребенка, если вы сами не соблюдаете порядок.

Учитесь управлять раздражением; распознавайте первые признаки раздражения.

Учитесь не кричать, а использовать альтернативные способы.

Учитесь предвидеть время и тему конфликта и планируйте пути его решения.

Когда вы помогаете своему ребенку с домашней работой, вы можете применять метод «размышления вслух», т.е. выражать словами каждый последовательный шаг, необходимый для решения проблемы или выполнения задания. Ребенок не только узнает, что это нормально - разговаривать сам с собой во время работы; он также изучает процесс, задавая вопросы о том, каков должен быть следующий шаг и говоря самому себе: «Дальше я должен сделать...» Такой диалог может помочь ребенку, который склонен торопиться, выполняя уроки. Техника разговора с самим собой особенно полезна в выполнении математических заданий и при письме.

Детям с СДВГ бывает трудно завязать дружбу с другими детьми.

Если вы хотите пригласить к себе домой друга ребенка, чтобы дети поиграли вместе:

Планируйте первое посещение коротким (около часа). Постепенно увеличьте время последующих визитов.

До прихода друга обсудите с вашим ребенком, чем они смогут заниматься вместе. Ограничьте действия в одиночку, например, видеоигры.

Если ваш ребенок не хочет, чтобы трогали какие-либо его игрушки, то эти игрушки лучше убрать.

Обсудите правила приема друзей дома: что они могут и чего не могут делать.

Научите ребенка правилам поведения по отношению к гостю: «Позволь гостю выбрать первое занятие», «Играйте поочередно».

При подготовке материала использованы книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» (2003), Харланда С. «Гиперактивный или сверх одарённый? Как помочь нестандартным детям» (2004).

Учитель-дефектолог МБОУ ЦПМСС «Семья» Исламгулова А.А.