Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию – основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах. Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом контекста.

Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Эпистемическая (от греч. эпистема – высший тип достоверного знания) модальность это выраженная в суждении информация об основаниях его принятия и степени обоснованности. К таким основаниям относится вера и знание.

По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных

Знание как логическое обоснование – это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие.

По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.

1. Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения.

Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями.

Достоверность относится к такой модальной характеристике суждения, которая, подобно понятиям истины и лжи, не изменяется по степеням. О двух высказываниях нельзя сказать, что одно из них «более достоверно», чем другое. В случае достаточной обоснованности суждения его считают доказанным, тем самым достоверным, т. е. истинным или ложным без изменения по степеням.

2. Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Поскольку истинность или ложность таких суждений точно не установлена, то они лишь претендуют быть таковыми. Отсюда и названия их: проблематичные, правдоподобные или вероятные.

В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: по-видимому, вероятно, представляется, возможно, можно предположить и др.

В судебном исследовании в форме проблематичных суждений строятся версии (гипотезы) об обстоятельствах расследуемых дел. Будучи обоснованными, правдоподобные суждения направляют расследование по правильному руслу и способствуют установлению по каждому делу достоверных результатов.

Обоснованность проблематичных суждений может быть представлена в терминах теории вероятности.

Логическая вероятность суждения в этом случае означает степень его обоснованности.

Логика: учебник для юридических вузов Кириллов Вячеслав Иванович

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.

Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т. п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их принятия. Первый тип - это основанные на мнениях суждения, выражающие веру; второй тип - логически обоснованные суждения, выражающие знание .

Вера . К внелогическим факторам, влияющим на принятие суждений, относятся: мнение авторитетов, прагматический интерес, традиции, коллективное и индивидуальное внушение и другие. Подобного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их основе различного рода верований. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными - различною рода националистические доктрины, религиозный фанатизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера - это стихийное, некритическое принятие чужих мнений , истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

Если модальным оператором В обозначить верование, т. е. принятие высказывания р без обоснования, то выражение В(р) будет означать: «р принимается на основе веры».

Знание . Фактор логического воздействия - это принятие суждения как истинного или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие . Особенность рационально ориентированного познания - принятие лишь таких суждений, которые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений. Такого рода обоснованные суждения приобретают эпистемический статус знаний: К(р) , где К - модальный оператор, обозначающий «знание».

По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений: 1) достоверные и 2) проблематичные.

1) Достоверные суждения - это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения . Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями.

Модальность таких суждений можно выразить с помощью операторов: доказанности (верифицированности ) - V и опровергнутости (фальсифицированности ) - F . Суждение р доказано, если оно достаточно обосновано: Vp . Если достаточно обосновано отрицание суждения, т. е. не-p , то такое суждение также считается доказанным: V?р . Например, доказано суждение «Неверно, что Н. принимал непосредственное участие в совершении преступления», если установлено алиби, т. е. факт пребывания Н. во время совершения преступления в другом месте.

Таким образом, о любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном, или верифицированном, т. е. Vр? V?р .

Достоверные суждения могут быть выражены с помощью оператора опровергнутости: Fр? F?р .

Операторы доказанности и опровергнутости могут быть выражены один через другой. Так, доказанность р эквивалентна опровержению не-p , а доказанность не-p эквивалентна опровержению р . Эту эквивалентность можно представить в следующем виде:

Vp ? F?р;

V?р? Fр.

Достоверность относится к такой модальной характеристике суждения, которая, подобно понятиям истины и ложности, не изменяется по степеням. О двух высказываниях нельзя сказать, что одно из них «более достоверно», чем другое. В случае достаточной обоснованности суждения его считают доказанным, тем самым достоверным, т. е. истинным или ложным без изменения по степеням.

Следует отметить, что в психологическом плане достоверное знание характеризуется отсутствием сомнений в истинности соответствующего суждения. Однако отсутствие сомнений само по себе еще не говорит о достоверности суждения, которое признается таковым лишь при наличии соответствующих оснований - логических или эмпирических.

2) Проблематичные суждения - это суждения, недостаточно обоснованные . Истинность или ложность таких суждений точно не установлена, поэтому их называют проблематичными, правдоподобными, или вероятными.

В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: «по-видимому», «вероятно», «представляется», «возможно», «можно предположить» и др. Для проблематичных суждений принято выражение: «S, вероятно, есть Р ». Проблематичность какого-либо суждения (р ) можно выразить оператором Р ; выражение Рр читается: «Вероятно, р ».

Проблематичность суждения р может быть выражена в терминах доказанности и опровергнутости:

Рр = ?Vр? ?Fp .

В судебном исследовании в форме проблематичных суждений строятся версии (гипотезы) об обстоятельствах расследуемых дел. Они направляют расследование по правильному руслу и помогают установлению достоверных результатов.

Требование доказанности предъявляется ко всем суждениям в судопроизводстве. Судебный обвинительный приговор по уголовному делу и решение суда по гражданскому делу должны опираться на достоверно установленные обстоятельства каждого конкретного дела. Только в этом случае решение суда считается правосудным.

Обоснованность проблематичных суждений может быть представлена в терминах теории вероятности. Логическая вероятность суждения означает степень его обоснованности. Если обозначить вероятность символом Р , то для любого суждения р его вероятность принимает значение 0 ? Р(р) ? 1 . 0 и 1 выступают пределами обоснования, выражая достоверное значение. Так, Р(р) = 0 означает, что р фальсифицировано, или опровергнуто (р ложно). Поскольку вероятность проблематичного суждения принимает числовое значение в интервале между 0 и 1 , т. е. 0 < Р(р) < 1 , ее обычно выражают дробью, например, Р(р) = 1/3 или Р(р) = 0,2 . Если Р(р) = 1 , это означает, что р верифицировано, или доказано (р истинно).

В простейших случаях, когда оперируют однотипными и равными по их логической силе основаниями, степень вероятности суждения определяется отношением числа благоприятных оснований (m ) к общему их числу (n ): Р(р) = m/n . Так, если для суждения р из 10 оснований (n ) 8 оказались благоприятными (m ), то степень его обоснованности, или логической вероятности, будет выражаться дробью 8/10 = 4/5 , т. е. Р(р) = 4/5 .

В случае благоприятности всех 10 возможных оснований вероятность будет выражаться соотношением Р(р) = 10/10 = 1 . Это значит, что высказывание р считают достоверным. Если все 10 оснований окажутся неблагоприятаыми, то вероятность р будет равна 0 : Р(р) = 0/10 = 0 . Это означает, что р оценивается как ложное.

В большинстве случаев в качестве оснований выступают разнотипные и различные по доказательной силе высказывания. Их обычно оценивают содержательно, с учетом различного «веса» каждого из них. В обычных рассуждениях нередко прибегают к следующей приблизительной градации вероятностей:

1) Р(р) = 1/3 - «р» маловероятно;

2) Р(р) = 1/2 - «р» равновероятно;

3) Р(р) > 1/2 - «р» более вероятно, чем нет;

4) Р(р) > 2/3 - «р» весьма вероятно.

Практически и теоретически обоснованные оценочные стандарты дают возможность объективно определять в вероятностной форме действительное логическое значение проблематичных суждений.

Обоснованность как объективную логическую характеристику суждения следует отличать от понятия уверенности , выражающего субъективно-психологическое отношение человека к высказыванию, его готовность принять или отвергнуть соответствующее суждение. Когда говорят, например, «Я уверен, что X совершил преступление»; «Я убежден, что свидетель заблуждается»; «Я считаю, что обвиняемый неверно описывает обстоятельства преступления», то, как правило, выражают субъективное отношение к содержанию высказываний - склонность принять или отвергнуть выраженную в них информацию.

Когда исследователь проявляет беспристрастность и ставит своей задачей найти объективную истину, его чувство уверенности определяется рациональными, логическими основаниями и зависит прежде всего от степени обоснованности суждения.

Если вероятностная оценка суждения прямо влияет на степень уверенности, то обратное имеет место не всегда. Высокая степень уверенности не означает, что она возникла как результат обоснованности суждения. Помимо логических оснований, чувство уверенности может возникнуть под влиянием и других, внелогических факторов, которые не всегда явно осознаются и не всегда контролируются. К ним относятся различного рода интересы, утилитарные соображения, субъективные склонности, привычки и т. п. Желаемое в этом случае непреднамеренно может быть выдано за действительное.

Именно поэтому при анализе важного в практическом отношении суждения следует различать такие логически проверяемые модальные характеристики, как степень обоснованности и субъективное чувство уверенности в истинности этого суждения. В научном исследовании, в деятельности юриста обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия истины.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое эпистемическая модальность? На какие виды она делится?

2. Какими операторами выражаются достоверные и проблематичные суждения?

3. Как используется теория вероятности для обоснования проблематичных суждений?

Из книги Феноменология галлюцинаций автора Руднев Вадим Петрович

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия <…>.

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

ЛЕКЦИЯ № 13 Истинность и модальность суждений 1. Модальность суждений Модальное суждение - это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются

Из книги Логика автора Шадрин Д А

1. Модальность суждений Модальное суждение - это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

31. Модальность суждений Модальное суждение – это отдельный вид суждений, имеющий свои особенности и характеризующийся как наличием общих с ассерторическими суждениями признаков, так и отличием от последних.Изучаются модальные суждения в рамках модальной логики,

Из книги Объективное знание. Эволюционный подход автора Поппер Карл Раймунд

3. Экстраекция и модальность В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия. <…> Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

§ 105. Модальность верования как верование, модальность бытия как бытие Если в отношении описанных выше в высшей степени примечательных ситуаций мы говорим об интенциональности, с помощью которой вторичные модусы устанавливают свое обратное сопряжение с прадоксой, то

Из книги Антропология и теория политических установлений автора Вирно Паоло

Модальность суждений Модальность - это, грубо говоря, отношение суждения к действительности. По модальности суждения делятся на проблематические, ассерторические и аподиктические.Проблематические: «Артём, вероятно, хитёр». (S, вероятно, есть P).Ассерторические: «Артём

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

1.1 Избыток влечений и модальность возможного В чём состоит «зло», которое, по Шмитту, принимает в расчёт любая теория политических установлений, демонстрирующая хотя бы капельку реализма в отношении человеческой природы? Он ссылается, пусть и мимоходом, на тезисы самого

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

3. ЭКСТРАЕКЦИЯ И МОДАЛЬНОСТЬ В книге «Психология шизофрении» А. Кемпинский пишет по этому поводу следующее: Главной чертой шизофренической космологии является фантастика и магия. <…> Шизофренический мир наполняют таинственные энергии, лучи, силы добрые и злые, волны,

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

Модальность (Modalit?) Это случилось в тот день, когда я пригласил в ресторан пять или шесть своих друзей, чтобы отметить выход номера журнала, над которым мы когда-то вместе работали. В их числе оказались А. и Ф. – оба заметно выделявшиеся на общем фоне еще в годы учебы на

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

Модальность суждений Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.Традиционно в логике выделяется три вида

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

Глава VI МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ § 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ Суждение как форма мышления содержит основную и дополнительную информацию. Основная информация содержится в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторе. Дополнительная информация относится

Из книги автора

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Деонтическая модальность - это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.Норма права -

Из книги автора

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ Алетическая модальность - это выраженная в суждении в терминах необходимости-случайности либо возможности-невозможности информация о логической или фактической детерминированности (обусловленности) суждения.Истинность или ложность

Из книги автора

Модальность языка и иконографическая модальность Язык – это тоже модальность, но «более специфическая». Лингвистические модели вполне распространены в искусствознании, в чем мы уже имели возможность убедиться. Но тем не менее, остаются открытыми две проблемы.

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ.

Этот тип модальности - выраженная в суждении информация о характере принятия и степени обоснованности знания. Это характеристики наших знаний. Данная модальность выражается в терминах "доказано", "опровергнуто", "не доказано и не опровергнуто", "знает", "верит", "убежден", "сомневается". Название эпистемической модальности происходит от греческого "эпистема", означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания. Мы можем принимать знания некритически, на основе веры ("Верю, что бывают синие коты" или "Отвергаю то, что марсиане прилетали на Землю"), или принимать их только на основе знания ("Доказано, что все люди смертны" и "Доказано, что все люди не являются смертными").

ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ.

Данный тип модальности - выраженное в суждении побуждение людей к конкретным действиям в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. Другими словами, это характеристики действий и поступков людей в обществе. Данная модальность выражается в терминах "обязательно", "разрешено", "запрещено", "безразлично" (аналог алетической модальности "случайно"). К деонтическим относятся высказывания типа "Запрещается переходить улицу на красный свет", "Курить в аудитории не разрешается". К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, т. е. официально принятые общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде.

Эпистемическая (греч. "эпистема" – в античной философии соответствует высшему типу несомненного, достоверного знания) модальность суждений – это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени обоснованности знания.

Эпистемическая модальность характеризует степень достоверности знания. Она выражается с помощью слов "доказано", "не доказано", "опровергнуто" и им подобных. Различают две разновидности эпистемической модальности.

Первая – суждения, основанные на вере. Под верой в данном случае понимается убеждение, не получившее обоснование как знание. Символически: В(р), что означает: принимается на основе веры". Например: "Верю в существование Бога".

Вторая – суждения, основанные на знании. Например: "Автором романа в стихах "Евгений Онегин" является А. С. Пушкин". Символически: К(р) .

Знание – убеждение, основанное на истинности других исходных суждений.

Эпистемическая модальность выражается с помощью операторов:

V – доказуемо (верифицируемо);

F – опровержимо (фальсифицируемо);

Р – проблематично (правдоподобно, вероятно).

По степени обоснованности знаний различают два непересе– кающихся класса суждений.

1. Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения.

Модальность этих суждений выражается с помощью модальных операторов: доказанности (верифицируемости) – V и опровергнутости (фальсифицированности) – F. О любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном или верифицированном, т.е.

Например: "Доказано, что М. А. Шолохов является автором романа “Тихий Дон”".

2. Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности.

Для проблематичных суждений принято выражение: "S, по-видимому, есть Р". В естественном языке для обозначения проблематичности суждений используются вводные слова: "по-видимому", "вероятно", "возможно" и т.п. Например: "Возможно, завтра будет дождь".

Проблематичность суждения р выражается оператором Р, и выражение Рр читается так: "Вероятно, р".

Проблематичность суждения р выражается в терминах доказанности или опровергнутости, когда р не доказано и не опровергнуто:

Достоверность и проблематичность суждений играют важную роль в науке и практической деятельности. Например, в форме проблематичных суждений формулируются версии об обстоятельствах расследуемых дел, а требование доказанности предъявляется ко всем суждениям, с помощью которых описываются составы преступлений.

Анализируя суждения по эпистемической модальности, не следует подменять понятие логической или эмпирической достоверности понятиями "отсутствие сомнений" и "уверенность", относящимися в большей мере к психологической оценке достоверности суждения, поскольку, как и отсутствие сомнений и чувство уверенности в достоверности, суждения не всегда определяются рациональными, логическими основаниями, а могут возникнуть под влиянием и других внелогических факторов, которые не всегда явно осознаются и контролируются, например, различного рода интересов, пристрастий, субъективных склонностей, привычек и т.п. Как результат этого, желаемое может выдаваться за действительное.

Аксиологическая модальность

Аксиологическая (греч. "аксиос" – ценный и "логос" – понятие, учение) модальность – это выраженная в суждении информация об отношении человека к объекту с точки зрения определенной еистемы ценноетей.

Аксиологическая модальность выражает отношение человека к материальным и духовным ценностям. Она включает такие слова, как "хорошо", "плохо" и т.п. Например: "Хорошо, что я поступил учиться в Московский гуманитарный университет".

Аксиологическая модальность характеризует не реальные предметы, ситуации, признаки сами по себе, а отношение к ним субъекта.

Аксиологическая модальность бывает двух видов:

1) абсолютная , которая выражается модальными операторами:

G – хорошо;

I – аксиологически безразлично;

Н – плохо;

2) сравнительная , ее модальные операторы:

В – лучше;

S – равнодушно;

А – хуже.

Специалисту любой области современного общества приходится иметь дело с аксиологическими модальностями и выражающими их оценочными высказываниями (оценками). Например, экспертные оценки, оценочные высказывания в процессе характеристики подчиненных, учащихся, товаров, качества услуг и т.п. Например: "Медицинское обслуживание на сегодняшний день в России крайне низкого качества", "Хорошо, что Президент – мой близкий друг" и т.п.

Знание логической структуры оценки является полезным для установления надежности, адекватности предоставленных экспертных оценок.

Логическая структура оценки включает в себя следующие элементы (рис. 6.1):

1) субъект оценки – лицо, группа лиц, официальная организация, дающие оценку;


Рис. 6.1

  • 2) предмет оценки – та сторона объекта, которая выделена в качестве существенной в ходе оценки;
  • 3) основание оценки – информация о предмете, которой располагает субъект оценки. Например, в качестве основания оценки может выступать знание (теоретическое или фактическое), навыки владения методикой, техникой, методологией;
  • 4) характер оценки (хорошо, плохо, безразлично и т.п.).

Если оцениваемый признак имеет градации, то оценка может быть выражена как результат сравнения "равноценно", "лучше", "хуже".

Если же оцениваемый признак не имеет градации, то оценка производится по схеме. Например, А или ┐А, т.е. выбирается один из вариантов.

В ситуации, когда специалист получает две экспертные оценки одного и того же объекта – одну отрицательную, а другую – положительную, то следует проанализировать обе оценки с точки зрения выполнения следующих логических требований:

  • 1. Явным ли образом заданы все структурные элементы оценки (субъект, объект, предмет, основание, характер).
  • 2. Является ли основание оценки истинным и достаточным.
  • 3. Согласовываются ли все элементы оценки друг с другом и не вступают ли они в противоречие друг с другом.

Выполнение этих требований, как минимум, предполагает следующее:

  • а) основание оценки должно соответствовать ее предмету;
  • б) субъект оценки должен быть компетентным в той области, куда входят объект и предмет оценки, а также в той области, откуда заимствованы основания оценки;
  • в) оценка должна производиться на основе тех признаков, которые существенны в процессе оценки.

Если окажется, что предметы оценки разные (хотя объект исследования один), а основания, на которых строились оценки – разные, то оценки вовсе не исключают друг друга, а дополняют одна другую. Например, человека можно оценивать по профессиональным и личным качествам.

Оценки одного и того же объекта будут разные, но это не будет означать, что они (оценки) будут противоречить друг другу.