В московском метро есть несколько пересадочных станций, на которых лучше идти совсем не туда, куда предлагают двигаться указатели. Это позволяет сэкономить время или переходить боле комфортно.


1. Тургеневская -> Чистые пруды.

Альтернативный способ: Эскалатор вверх в торце станции (выход в город).

Поднимаемся на эскалаторе, идём влево и видим указатель "Нет прохода".

Если не хотите "нарушать", проходим правее. Там проход вполне разрешается. Слева видим эскалатор, по которому спускаемся на Чистые пруды.

Это занимает чуть больше времени, но большинство этого времени уходит на стояние на эскалаторе, а не ходьбу по длинному переходу.
К тому же не надо подниматься по лестнице. Если вы с тяжёлым чемоданом, это весьма актуально.

2. Чистые пруды -> Тургеневская.

Официальный способ перехода: эскалатор вниз в центре станции.

Альтернативный способ: Эскалатор вверх в торце станции с указателем "Выход в город".

Поднимаемся на эскалаторе и идём направо.

Видим справа эскалатор вниз (сейчас там стоит металлическое ограждение - идёт ремонт. Эскалатор сразу за ним), спускаемся по эскалатору.

3. Библиотека имени Ленина -> Арбатская.

Официальный способ перехода: лестница вверх в центре станции.

Альтернативный способ: лестница вверх без вывески в торце станции.

На самом деле проход через торец станции не запрещён и для него выделена левая половина перехода, но указателя на станции нет, а вот как только поднимитесь по лестнице, которая вроде как только для пассажиров идущих на платформу, слева вы увидите указатели на выходы и переходы. Двигайтесь вперёд.

Вы упрётесь в тот же самый эскалатор, к которому ведёт длиннющий загнутый тоннель, по которому предлагается идти официальным способом. Так гораздо быстрее и короче!

4. Библиотека имени Ленина -> Александровский сад.

Официальный способ перехода: та же лестница вверх в центре станции.

Альтернативный способ: та же лестница вверх без вывески в торце станции.

Поднимаетесь по лестнице и идёте с правой стороны. Справа будет три прохода, над каждым из которых висит знак "проход запрещён". Сначала один, потом ещё два.

Если вам нужен поезд до Международной, смело заворачивайте во второй проход направо. Если до "Кунцевской" - в третий.

Вы сразу окажетесь на нужных платформах.

Если же идти по официальному пути, вам придётся преодолеть несколько лестниц и потратить много лишнего времени. Хоть в данном случае вы и пройдёте под запрещающий знак, вы никому не помешаете - людей с платформы идёт совсем немного.

5. Театральная -> Площадь Революции.

Официальный способ перехода: лестница вверх в центре станции.

Поднимаемся на эскалаторе и тут же спускаемся на другом и оказываемся на другой станции.
Альтернативный способ гораздо быстрее и комфортнее (официальный способ предполагает путешествие по длиннющему тоннелю).

6. Площадь Революции -> Театральная.

Официальный способ перехода: лестница вверх в центре станции.

Альтернативный способ: эскалатор в торце с вывеской "Выход в город на Площадь Революции".

Поднимаемся на эскалаторе и тут же спускаемся на другом.

Наверняка есть более удобные способы перехода и на других станциях. Если знаете о них, напишите в комментарии.

upd.: Лайфхаки от читателей:

hige_san : Та же история на Павелецкой с кольца на радиальную. Официальный переход в центре зала спуск вниз и долго топай себе по тоннелю. Неофициально - по эскалатору в торце подняться и спуститься. Наоборот - аналогичный путь, главное не перепутать торцы. Переходить надо не через выход к Павелецкому вокзалу.

Уважаемые гости столицы! А также москвичи (выяснилось, что многие москвичи тоже не в курсе. Да я и сам-то это обнаружил не так давно). Что в московском метро очень много кошмарных, длиннющих и утомительных переходов с ветки на ветку, особенно в центре – это, думаю, знают все. Особенно питерцы мне жаловались почему-то: насколько я понимаю, у них там большинство переходов устроено по тому же принципу, что у нас на «Китай-городе». Но не все знают, что иногда эту проблему можно легко обойти, надо только знать, где и как. Дело в том, что ветки московского метро обычно пересекаются под острым углом. И переходы с ветки на ветку в большинстве случаев представляют собой эскалатор, а чаще простую лестницу в центре зала. Поднявшись или спустившись по лестнице – огромное удовольствие, особенно если вместе с вами туда прется толпа народу, а у вас больные ноги, сумка на колесах или просто тяжелый рюкзак! – вы оказываетесь в более или менее длинном коридоре, ведущем в центр зала соседней станции. При этом – внимание, ноу-хау! – обе эти станции очень часто имеют общий наземный вестибюль. И эскалаторы, ведущие наверх (вот тут-то уж почти наверняка будет эскалатор!), выходят в общий зал, как правило, еще до турникетов. То есть вместо того, чтобы карабкаться вверх-вниз по лестницам и ходить по длинным тесным коридорам в толпе народа, можно просто пройти в конец зала, подняться по эскалатору, спуститься по другому, и вот вы уже на нужной станции. При этом эта возможность почти нигде не афишируется. На указателях значится: выход в город – в конце зала, переход на станцию такую-то - в центре зала. Топай, милый, по лесенке.

Самый яркий пример – «Павелецкая». Переход с «Павелецкой»-кольцевой на «Павелецкую»-радиальную – кажется, самый длинный в Москве. Плюс тесные крутые лестницы – фирменный знак «зеленой» ветки. Но я им уже несколько лет не пользовался. Эскалатор в конце зала ведет в круглый вестибюль, там буквально в десяти шагах – второй эскалатор, и все. На кольцевой выход в город один, не заблудишься, на радиальной – два, на переход – тот, что не к вокзалу. При этом на радиальной еще нарочно табличка висит у эскалатора: «Переход на Кольцевую линию в центре зала». Ага, спасибо. Я в курсе.

Или переход «Тургеневская» – «Чистые пруды». Коридор покороче, чем на «Павелецкой», зато в горочку. То же самое: выход в город (он там один на обеих станциях), от эскалатора с «Тургеневской» - налево, с «Чистых прудов», соответственно – направо, эскалатор вниз.

«Театральная» – «Охотный ряд». Вот тут посложнее. На «Охотном ряду» два выхода в город, и каждый раз приходится заново вспоминать, на котором из них можно перейти на «Театральную». Кажется, на том, что к Большому театру, но надо будет проверить. А «Театральная» вообще очень запутанная станция, там легко заблудиться – но, опять же, если воспользоваться нужным эскалатором, не придется карабкаться по лестницам и блуждать по переходам. Короче, путь проверенный, но нуждается в уточнении.

Есть, говорят, еще такой же переход с «Театральной» на «Площадь революции», но я там никогда не был.

«Пушкинская» – «Тверская» – в принципе, там и переход довольно удобный, но, если вам ломы подниматься по лестнице, И У ВАС ИМЕЕТСЯ ПРОЕЗДНОЙ С НЕОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ ПОЕЗДОК, или вам не жалко потратить лишнюю поездку, можно подняться на эскалаторе, и тут же войти обратно и спуститься на эскалаторе на нужную станцию. Насчет проездного – важно, потому что, поднявшись наверх, вы окажетесь за турникетами. Имеет смысл, если у вас, например, тяжелый громоздкий груз, который неохота таскать по лестнице.

«Пушкинская» – «Чеховская» - второй переход обозначен официально, но нельзя сказать, что он намного удобнее другого: и там, и там лестницы и коридоры. Разве что вам лично удобнее перейти в конце платформы, а не в центре зала.

«Комсомольская» кольцевая-радиальная – в принципе, так тоже сделать можно, там эскалаторы выводят в один зал, но смысла не имеет: по пути к эскалаторам куча лестниц и переходов. Имеет смысл, только если официальный переход забит под завязку: на выходе лестницы и коридоры шире. Но на выходе обычно и толпа гуще, три вокзала все-таки.

«Библиотека имени Ленина», переход на «Александровский сад» и «Арбатскую» - два официальных перехода, но пользоваться удобнее тем, что в конце зала. Там широкая лестница и короткий проход, а в центре зала – лестница и длинный узкий коридор, выводящий в тот же самый проход. В часы пик туда лучше не соваться.

Это пока все, что я вспомнил. Предлагаю дополнить, систематизировать, и, может быть, выложить куда-нибудь, если этого еще не сделали. Я пока не нашел.

На каждом перроне можно заметить протоптанные светлые дорожки. Двери вагона останавливаются прямо напротив них. Лайфхак теряет ценность на «Пушкинской», где места остановки дверей вагона и так обозначены разметкой на полу.

В какой вагон сесть

На Кольцевой почти всегда свободнее в первых и последних вагонах. На радиальных ветках нужно выбирать вторые вагоны: в первые и последние набиваются те, кто хочет первым оказаться у эскалатора на выход.

Как прокатиться за конечную

После того как состав останавливается на конечной станции метро, дежурные должны «пробежать» поезд и проверить, не осталось ли в нем пассажиров. В часы пик на проверку выделяется всего 30 секунд, поэтому сотрудники обычно очень торопятся. В момент, когда вагон уже осмотрен, но двери еще не закрылись, можно заскочить в состав и прокатиться «под оборот» — доехать до тупика, сменить направление движения и снова вернуться на станцию.

Почему не прислоняться к дверям

Потому что это и в самом деле небезопасно! Есть такие неисправности, при которых двери начинают открываться и закрываться сами собой, без участия машиниста. Это редкость, но перестраховаться не помешает: при такой поломке на ходу можно запросто выпасть из вагона.

Как сократить переходы

На некоторых станциях опытные пассажиры пользуются совсем не теми переходами, куда ведет табличка. Потому что есть пути быстрее и короче. Так, с «Театральной» на «Охотный Ряд» можно пройти через эскалатор, помеченный «Выход в город на “Охотный Ряд”». Противоположный эскалатор на «Театральной» помогает таким же образом сократить путь до «Площади Революции». Переход с «Павелецкой»-кольцевой на радиальную можно сократить с помощью эскалатора в конце зала. Он ведет в круглый вестибюль, где в десяти шагах — второй эскалатор. С «Тургеневской» на «Чистые пруды» тоже можно перейти по эскалатору с указанием «Выход в город». При движении с «Тургеневской» после эскалатора нужно пойти налево, с «Чистых прудов» — направо и сесть на эскалатор вниз.

О чем говорят голоса

Остановки в метро объявляются женским и мужским голосами. Это сделано специально для невидящих пассажиров: диктор-мужчина произносит объявления, когда состав идет по направлению к центру, диктор-женщина — из центра. На Кольце женский голос включается при движении против часовой стрелки (женщинам лишь бы высказаться против), мужской — по часовой.

Как «прочесть» эскалатор

Вечный вопрос: почему поручни эскалатора движутся быстрее или медленнее ступенек? Поручни приводит в действие приводной блок, который из-за трения снашивается. Поэтому изначально диаметр блоков делается на 2% больше нужного, из-за чего поручни «бегут» быстрее. То есть если рука едет вперед ступенек, эскалатор новый. Если назад — эскалатор старый и нуждается в замене приводного блока.