Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тибет – удивительное место. Интереснейшая и местами печальная история, россыпь , пещеры, высочайшие горные пики Гималаев, десятки разных народностей делают эту местность уникальной. Но отдельная интересная тема – это животные Тибета.

Сегодня мы хотим познакомить вас с фауной тибетских просторов. Статья ниже расскажет, каких зверей можно встретить в путешествии по Тибету, чем они отличаются от своих сородичей, живущих в наших краях и какая опасность грозит им сегодня.

Мы уверены, что сегодня вы откроете для себя нечто новое.

Разнообразие животного мира

Тибет отличается довольно суровым климатом. Летом здесь среднесуточная температура составляет 5-15 градусов тепла, зимой же столбик термометра опускается ниже нуля, и холод может достигать -20 градусов. При этом в целом за год выпадает немного осадков.

Такой климат, естественно, сказывается на флоре и фауне. Тибетские просторы по большей части находятся на высокогорье Гималаев или у подножия гор, на почве которых сложно вырастить большое количество сельскохозяйственных культур.

Именно поэтому тибетцы в основном занимаются животноводством. Им давно известно, что такое «одомашнивание» животных.

70 процентов всех тибетских земель занимают пастбища, где постоянно перемещаются огромные стада домашних животных.

Местные очень бережно относятся к братьям нашим меньшим, поэтому им удалось сохранить у себя такие виды вьючных животных, которые в наше время считаются редкими:

  • двугорбый верблюд;
  • лошадь Пржевальского;
  • кулан – дикий азиатский осел.


Кулан (дикий осел)

Кроме того, на выгонах пасутся козы и овцы. Такие животные неприхотливы в еде и способны выдерживать даже значительные колебания температур.

На отношение тибетцев к животным повлиял , который предписывает бережно относиться ко всему живому, не причинять вред, отказаться от излишеств в употреблении мяса. В середине 17 столетия Далай-ламой V был выпущен специальный указ, защищающий животных и природу , который тибетцы соблюдают до сих пор.

Гуляя по степям Тибета, можно сразу заметить небольшие норы мелких млекопитающих: зайцев, сурков, сусликов, тушканчиков, хорьков, полевок, песчанок, горностаев и пищух – маленьких милых грызунов, которые похожи на помесь хомячка и зайца.

Из хищников в Тибете обитают равнинные серые волки и горные красные, рыси, тибетские лисы, медведь-пищухоед, совсем редко еще встречаются леопарды. Панды, которые питаются бамбуком, встречаются только на западе тибетских просторов.


Тибетская лисица

Но больше всего здесь водится копытных животных, которые в холмистой местности чувствуют себя прекрасно.

К ним относятся:

  • тибетская газель;
  • белогубый олень;
  • лама;
  • кулан
  • кианг – нечто среднее между куланом и лошадью;
  • горный баран;
  • антилопа оронго;
  • антилопа ада;
  • бхарал – дикая овца;
  • кабарга – похожее на оленя парнокопытное;
  • такин – крепыш, похожий на быка, но больше по размерам.


Кианг

Немало среди представителей животного мира и птиц. Некоторые из них, например, вороны, живут недалеко от жилищ, нередко нанося немалый урон хозяйству.

Другие считаются падальщиками, и можно наблюдать огромные их стаи, когда погибают другие животные. К таким относятся гималайские сипы, снежные грифы, известные также под названием «кумай».

По тибетским верованиям кумай помогает человеку после смерти, освобождая от физического тела и провожая до небес.

У воды и в болотистой местности поселились журавли, ибисы, красные утки, в степях – улары, вьюрки, тибетские саджи.

Неведомы зверушки

Как вы видите, фауна Тибета поражает своим разнообразием. При этом одни животные кажутся такими знакомыми и родными, а о других многие только слышали. Мы хотим познакомить вас поближе с некоторыми удивительными обитателями тибетских просторов.

Это крупное животное из семейства млекопитающих, похожее на быков и зубров. В длину дикие яки могут быть больше четырех метров, а в высоту – больше двух.

Домашние яки чуть меньше по размерам. Сильные и выносливые, с короткими мощными лапами, они способны перевозить на себе многокилограммовые грузы.


Яки теперь известны во многих странах, но считается, что они родом из Тибета – здесь они появились около десяти тысяч лет назад. На высокогорьях яки отлично себя чувствуют: зимой обитают на высоте 4 тысяч метров, а летом поднимаются еще выше – на 6 тысяч метров. Делают они это потому, что при температуре выше +15 начинают испытывать перегрев, а чем выше в горах, тем прохладнее.

Як в хозяйстве – большое богатство. Кроме того, что они помогают переносить тяжелые грузы, яков используют для мяса. А их шерсть и шкура применяется для разных целей. Из нее изготавливается:

  • пряжа;
  • ткань для одежды;
  • канаты;
  • упряжь;
  • сувениры.

Расходы на яков в хозяйстве практически нулевые — они сами защищают себя от холода и врагов, сами добывают пищу.

Кабарга

Это небольшой парнокопытный зверь, похожий на оленя, но меньший по размеру. В длину он достигает всего около метра, в высоту – 70 сантиметров, хвостик совсем короткий – около пяти сантиметров. Но от оленей их отличает главное – отсутствие рогов.


Кабарга поразительно прыгучая – она может забираться по деревьям и прыгать с ветки на ветку на высоту четырех метров. Спасаясь от хищников она, как заяц, заметает свои следы.

Главная драгоценность кабарги – это мускусная железа у самцов на животе. Одна такая железа содержит десять-двадцать граммов мускуса. Это самый дорогостоящий продукт животного происхождения – его используют в медицине и особеннов парфюмерии.

Такин

Такин также относится к парнокопытным. В холке он достигает метра, а его длина – около полутора метров. Для своих размеров он очень массивный – больше 300 килограммов.


При этом движения такина могут показаться со стороны неуклюжими. Он живет в бамбуковых горных лесах на высоте четырех километров. Но зимой, когда не хватает еды, он спускается на отметку до 2,5 километров.

Оронго

Оронго часто называют антилопами, но на самом деле они также близки к сайгакам и козлам. Их размеры – 1,2-1,3 метра в длину и приблизительно метр в высоту, а весят они всего около 30 килограммов.


По утрам и вечерам оронго можно заметить пасущимися в степях, а днем и ночью, когда гуляют холодные ветра, они прячутся в специальных ямах. Эти ямки они роют сами копытами передних ног.

В 2006 году была построена железная дорога в Лхасу, которая проходит как раз через места обитания оронго. Чтобы не тревожить животных, специально построили 33 прохода для их передвижений.

Дзо – это необычное домашнее животное, полученное путем скрещивания коровы и яка. В Монголии оно известно как хайнак, а на Тибете и в Непале – как дзо.


Генетика и вправду творит чудеса: дзо сильнее, чем обычные коровы, а еще они дают гораздо большие надои. Быки дзо не могут иметь потомство, поэтому, скрещиваясь с обычными быками, коровы дзо рожают телят, которые являются яками лишь на одну четвертую часть – их называют «ортум».

Многим животным Тибета грозит опасность – тридцать видов уже входит в Красную книгу. В их числе уже известные нам кабарга, такин, оронго. Ситуация усложняется тем, что за тысячи долларов богатые туристы могут поохотиться даже за исчезающими видами.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам жить в гармонии с природой. Спасибо за то, что активно поддерживаете блог и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

А вокруг расстилался безбрежный Тибет. Это приподнятое на 4500- 5500 метров всхолмленное плато размером более чем Западная Европа и ограниченное самыми высокими горами в мире, казалось как бы специально сотворенным на случай Всемирного Потопа в виде «Вечного Материка». Здесь можно было спастись от надвигающейся и сметающей все на своем пути волны, но выжить было проблематично.

Редкая травка покрывала землю, но на высоте более 5000 метров и она исчезала. Травинки росли на расстоянии 20- 40 см ДР5Т от друга; было удивительно, что такое крупное животное как як, способно прокормиться здесь. Но Великий Созидатель предусмотрел и эту возможность.



А на участках плато, расположенных выше 5000 метров, можно было видеть только ржавый мох, да камни.




Везде и всюду на Тибете можно было заметить красивые горные вершины. Они казались совсем небольшими, но мы знали, что их абсолютная высота составляет 6000- 7000 метров над уровнем моря. Волей-неволей я вглядывался в детали каждой из этих тибетских вершин, пытаясь увидеть там людей, - слова Николая Рериха о том, что иногда на неприступных тибетских вершинах видят странных людей, невесть каким образом попавших туда, не давали мне покоя. Я помнил рассказы гималайских йогов о сверхлюдях Шамбалы и знал, что они обитают именно здесь, на Тибете. Но странных людей мне увидеть не удалось; показалось только несколько раз.



Холмистые места сменялись абсолютно ровными участками. Воспаленное воображение тут же рисовало здесь аэропорт, куда могли бы приземляться самолеты и привозить людей, чтобы они могли поклониться цитадели человечества на Земле - горе Кайлас. Наша главная земная Родина - «Вечный Материк» - заслуживала этого. Но я знал, что на такой высоте самолеты не могут совершить посадку и взлет, - слишком разрежен воздух.




На таких ровных участках нам нравилось останавливаться, чтобы перекусить. Чем-то ласковым веяло от этой земли, и мы, усевшись на землю, нежно поглаживали и похлопывали ее, - заложенное в подсознании слово «цитадель» и через тысячелетия влияло на нас. Завхоз Сергей Анатольевич Селиверстов доставал из пищевого мешка шоколад, орехи, изюм, печенье, воду, но есть не хотелось. Воду мы пили, а еду с трудом пихали себе в рот. Мы подспудно понимали, что нам здесь не хотелось нормально жить, нам хотелось… выживать, как это делали наши далекие - Далекие предки.

Чем далее мы продвигались на северо-запад, тем больше становилось песка. Вскоре появились красивые барханы. Мы выбегали из машины и, как дети, кидались друг в друга песком. А потом песок стал показывать свои «прелести». Прежде всего, это были пылевые бури, которые сопровождались грозовыми разрядами без дождя. Такие бури не только прижимали человека к земле и заметали его песком, но и останавливали автомобиль.


Наверное, такими барханами занесло тибетский Вавилон - подумал я.




А бури шли одна за другой.

Но самым неприятным было то, что в носу появлялись камни или, как говорится по народному, - каменные козюльки. Дело в том, что из-за влияния высокогорья из слизистой носа выделялась сукровица, на которую налипал мелкодисперсный песок, который постепенно как бы каменел. Вытаскивать эти каменные козюльки, забивавшие весь нос, было сущим наказанием. Кроме того, после удаления внутриносового камня шла кровь, на которую опять налипал песок, имеющий склонность каменеть.

Рафаэль Юсупов большую часть времени в районе барханов провел в специальной марлевой маске, пугая своим видом не только тибетцев, но и нас. Он так привык бывать в маске, что даже курил через нее. Правда, каменные козюльки выковыривал из носа не реже нас.




Он же, Рафаэль Юсупов, постоянно учил нас дышать в условиях высокогорья. Когда мы ложились спать, то у нас возникал страх задохнуться, из-за чего мы всю ночь натужно дышали, боясь заснуть.



В крови должно накопиться достаточное количество углекислоты, чтобы она раздражала дыхательный центр и переводила акт дыхания на рефлекторно-бессознательный вариант. А вы, дураки, своим натужным сознательным дыханием сбиваете рефлекторную функцию дыхательного центра. Терпеть надо до того, пока не задохнешься, - читал он нам нотации.

А вокруг расстилался безбрежный Тибет. Это приподнятое на 4500-5500 метров всхолмленное плато размером более чем Западная Европа и ограниченное самыми высокими горами в мире, казалось как бы специально сотворенным на случай Всемирного Потопа в виде «Вечного Материка». Здесь можно было спастись от надвигающейся и сметающей все на своем пути волны, но выжить было проблематично.

Редкая травка покрывала землю, но на высоте более 5000 метров и она исчезала. Травинки росли на расстоянии 20-40 см ДР5Т от друга; было удивительно, что такое крупное животное как як, способно прокормиться здесь. Но Великий Созидатель предусмотрел и эту возможность.

А на участках плато, расположенных выше 5000 метров, можно было видеть только ржавый мох, да камни.

Везде и всюду на Тибете можно было заметить красивые горные вершины. Они казались совсем небольшими, но мы знали, что их абсолютная высота составляет 6000-7000 метров над уровнем моря. Волей-неволей я вглядывался в детали каждой из этих тибетских вершин, пытаясь увидеть там людей, - слова Николая Рериха о том, что иногда на неприступных тибетских вершинах видят странных людей, невесть каким образом попавших туда, не давали мне покоя. Я помнил рассказы гималайских йогов о сверхлюдях Шамбалы и знал, что они обитают именно здесь, на Тибете. Но странных людей мне увидеть не удалось; показалось только несколько раз.

Холмистые места сменялись абсолютно ровными участками. Воспаленное воображение тут же рисовало здесь аэропорт, куда могли бы приземляться самолеты и привозить людей, чтобы они могли поклониться цитадели человечества на Земле - горе Кайлас. Наша главная земная Родина - «Вечный Материк» - заслуживала этого.

Но я знал, что на такой высоте самолеты не могут совершить посадку и взлет, - слишком разрежен воздух.

На таких ровных участках нам нравилось останавливаться, чтобы перекусить. Чем-то ласковым веяло от этой земли, и мы, усевшись на землю, нежно поглаживали и похлопывали ее, - заложенное в подсознании слово «цитадель» и через тысячелетия влияло на нас. Завхоз Сергей Анатольевич Селиверстов доставал из пищевого мешка шоколад, орехи, изюм, печенье, воду, но есть не хотелось. Воду мы пили, а еду с трудом пихали себе в рот. Мы подспудно понимали, что нам здесь не хотелось нормально жить, нам хотелось... выживать, как это делали наши далекие-далекие предки.

Чем далее мы продвигались на северо-запад, тем больше становилось песка. Вскоре появились красивые барханы. Мы выбегали из машины и, как дети, кидались друг в друга песком. А потом песок стал показывать свои «прелести». Прежде всего, это были пылевые бури, которые сопровождались грозовыми разрядами без дождя. Такие бури не только прижимали человека к земле и заметали его песком, но и останавливали автомобиль.

Наверное, такими барханами занесло тибетский Вавилон -подумал я.

А бури шли одна за другой.

Но самым неприятным было то, что в носу появлялись камни или, как говорится по народному, - каменные козюльки.

Дело в том, что из-за влияния высокогорья из слизистой носа выделялась сукровица, на которую налипал мелкодисперсный песок, который постепенно как бы каменел. Вытаскивать эти каменные козюльки, забивавшие весь нос, было сущим наказанием. Кроме того, после удаления внут-риносового камня шла кровь, на которую опять налипал песок, имеющий склонность каменеть.

Рафаэль Юсупов большую часть времени в районе барханов провел в специальной марлевой маске, пугая своим видом не только тибетцев, но и нас. Он так привык бывать в маске, что даже курил через нее. Правда, каменные козюльки выковыривал из носа не реже нас.

Он же, Рафаэль Юсупов, постоянно учил нас дышать в условиях высокогорья. Когда мы ложились спать, то у нас возникал страх задохнуться, из-за чего мы всю ночь натужно дышали, боясь заснуть.

В крови должно накопиться достаточное количество углекислоты, чтобы она раздражала дыхательный центр и переводила акт дыхания на рефлекторно-бессознательный вариант. А вы, дураки, своим натужным сознательным дыханием сбиваете рефлекторную функцию дыхательного центра. Терпеть надо до того, пока не задохнешься, - читал он нам нотации.

Совсем задохнешься? - спрашивал не поддающийся этой методике Селиверстов.

Почти, - отвечал Рафаэль Юсупов.

В один из дней я вышел из автомобиля, отошел метров на сто-двести, сел на тибетскую землю и задумался. Предо мной расстилался Тибет с огромными солеными озерами, барханами, редкой травкой и высокими холмами.

Когда-то здесь жили последние из атлантов, - подумал я. -Где же они сейчас?

Слово «Шамбала» вылезло из подсознания и стало клокотать наяву.

Я сел в автомобиль. Мы снова поехали. Я ждал появления прёдвестников Шамбалы.

Тибет — загадочный край древних буддистских монастырей. В его горах берут начало великие реки Юго-Восточной Азии. Подлинным чудом признано самое длинное и глубокое в мире ущелье Диханг — место прорыва Брахмапутры через Гималаи. На границе Непала и Тибета вздымается к небесам высочайшая вершина планеты Джомолунгма («Божественная мать земли»), или по-европейски Эверест (8848 метров).

Тибет — описание и подробная информация

Тибет — историческая область. В 1965 году на значительной части его территории китайские власти создали Тибетский автономный район, включив его окраинные земли в состав нескольких китайских провинций. Тибет расположен на слабо всхолмленных или плоских равнинах Тибетского нагорья, которое с юга окружено Гималайским хребтом, а севера — горами Куньлунь.

Вся территория между этими естественными границами собрана в частые складки сравнительно коротких хребтов широтного направления высотой более 6000 метров (Трансгималаи, Тангла). На востоке гребнистые волны гор плавно изгибаются к югу. Между горными хребтами зажаты бесчисленные котловины и прорезанные реками долины. Ниже всех расположена долина реки Брахмапутры (3000 метров), где сосредоточено почти все сельское хозяйство Тибета, хотя по берегам восточных рек тоже имеются незначительные земледельческие угодья.

Сложенное гранитами и гнейсами Тибетское нагорье — самое обширное и высокогорное плато в мире — поднялось из земных недр в результате интенсивных процессов альпийского орогенеза.

В одно время с ним формировались горные системы Гималаев и Куньлуня. Средняя высота нагорья – 4000 — 5000 метров, хотя здесь нет недостатка в пиках-семитысячниках.

Благодаря летним муссонам, приносящим влагу с Тихого океана, этот край богат растительностью. В горных впадинах образовались пресные и соленые озера, крупнейшие из которых Нам-Цо, Силинг-Цо, Нгандзе-Цо и Тонгра-юм-Цо. Однако по мере продвижения к западу озер становится все меньше, речная сеть — все реже, а в ландшафте начинают преобладать каменные осыпи и пустыни, лишенные всякой растительности.

В покрытых вечными снегами горах Тибета берут начало многие великие реки Юго-Восточной Азии, в том числе Янцзы, Меконг, Салуин, Инд и Брахмапутра. Малые реки, не имея сил пробиться через горы, питают своими водами многочисленные озера. Истоки Меконга и Салуина находятся в Юго-Восточном Тибете.

Река Брахмапутра зарождается близ западной оконечности Непала и около 1200 км бежит с запада на восток, снабжая чуть ли не все население Тибета пресной водой. Вдоль ее берегов испокон веков пролегает дорога, соединяющая здешние города и селения.

Население Тибета невелико — на его огромной территории проживает лишь около 2,3 миллиона человек. Главный административный, религиозный центр и самый крупный город края — Лхаса. Мелкие промышленные предприятия сосредоточены в городках Шигацзе, Ньянгдзе и Чамдо. Наиболее слабо населена северная часть региона.

Основные занятия тибетцев — пастбищное скотоводство и земледелие. В речных долинах выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, табак и овощи. Повсеместно разводят коз, овец и яков, которые в условиях высокогорья широко используются как вьючный и тягловый скот.

Тибет лежит в области крайне сухого субтропического континентального климата с выраженной вертикальной градацией климатических зон.

Средняя температура января составляет от 0 градусов С на юге до – 10 градусов С на севере; июля — от +5 до +18 градусов С. В Лхасе, расположенной на высоте 3630 метров, термометры в течение дня показывают от +7 градусов С до — 8 градусов С. Осадков выпадает мало. Юго-западные муссоны, приносящие в Индию обильные ливни, не в силах преодолеть высокие гималайские хребты.

На всей территории Тибета преобладает скудная тундровая, степная и пустынная растительность; леса произрастают только в речных долинах. Выше 6000 метров начинается зона вечных снегов и ледников.

До 1950 года Тибет был, по сути, самостоятельным государством, однако коммунисты, пришедшие к власти в Китае после революции 1949 года, решили, что он является неотъемлемой частью КНР. В октябре 1950 года китайские войска вступили в Тибет под предлогом содействия продвижению страны «по пути прогресса».

Китайцы правят Тибетом, но не душами его жителей.

В культурном отношении, особенно со времен распространения в этих краях буддизма (XI — XIV века) тибетцы гораздо теснее связаны с Индией, переняв у нее все достижения древней духовной культуры — от письменности, искусства и архитектуры до науки и философии. Из всех элементов, составляющих национальную идентичность тибетцев, главное место занимает их самобытная религия.

Буддизм пришел в Тибет в VII веке — его традиции принесли с собой жены 33 по счету царя Сронцзена Гампо, одна из которых была непальской, а другая — китайской принцессой. К XI — XII векам стараниями выходцев из Индии позиции буддизма в Тибете значительно окрепли — повсюду выросли крупные монастыри, не только ставшие центрами учености и образования, но и закрепившие за собой право на духовное руководство Тибетом (в Европе тибетский вариант буддизма принято называть ламаизмом).

Древнейшей религией тибетцев был бон, представлявший собой причудливое сочетание шаманской магии и анимизма. Приверженцы этого культа именовали себя «бон-по». Значение слова «бон» до конца не выяснено. По мнению некоторых ученых, оно означало шаманское заклинание, бормотание магических формул. Кое-где эта религия сохранилась до наших дней, но уже в измененной форме, впитав в себя многие элементы буддизма.

Высшим божеством бона почитается милостивый Кун-ту-бзанг-по — владыка неба, земли и подземного мира, который сотворил вселенную из слизи, а живых существ из яйца. Ему подчиняются другие божества: владыка хаоса в образе голубого орла, 18 мужских и женских божеств живой природы и несметная рать второстепенных божков — полулюдей-полузверей с крыльями, головами и туловищами волков, змей или свиней.

Древние тибетцы верили в духов и демонов, обитающих в горах, озерах, реках, дуплах деревьев или камнях. Высоко в горах и сегодня можно увидеть каменные курганы (ларцзе) — немых свидетелей культа гор. В XVII веке ламы из монастыря Дрепунг неподалеку от Лхасы ввели теократическую систему правления во главе с Далай-ламой («далай» — «безмерный океан»).

Нынешний XIV далай-лама остается для соотечественников владыкой Тибета, где бы он ни находился. Давно живущий в эмиграции Далай-лама ведет неустанную борьбу за свободу, права и достоинство своего народа, за что в 1989 гoду был удостоен Нобелевской прeмии мира. Панчен-лама — второй после далай-ламы духовный вождь Тибета. В 1950 году X панчен-ламе было всего 12 лет. Поначалу он поддерживал Пекин и пользовался благоволением китайских властей, но в 1960 годах он обнародовал список китайских преступлений в Тибете и публично высказал надежду на обретение независимости, за что на 14 лет угодил в тюрьму.

До самой смерти в 1989 году панчен-лама в меру своих сил вел борьбу за сохранение культуры и природы Тибета. Далай-лама признал его новым воплощением шестилетнего Гедуна Чеки Ньима, но через несколько дней мальчик и его родители исчезли при загадочных обстоятельствах, а китайцы возвели на трон панчен-ламу по собственному выбору. Величайшая святыня Тибета — Джокханг, первый буддийский храм, основанный в 641 году.

У входа в храм возвышается каменный обелиск IX века в память о заключенном в те давние времена договоре о добрососедстве. Надпись на нем гласит: «Тибет и Китай сохраняют за собой те земли и границы, которыми владеют в настоящее время. Все, что к востоку — это Китай, а все, что к западу — вне сомнения земли великого Тибета. Ни одна из сторон не пойдет друг на друга войной и не станет захватывать чужие земли».

В наши дни эта надпись звучит, как мечта и заветное чаяние всех тибетцев. Еще в 50 годах XX века в Тибете насчитывалось около 600 тысяч монахов и свыше 6000 монастырей, которые были подлинными центрами тибетской культуры. В храмах хранились золотые изваяния, древние картины и множество других драгоценных реликвий. Здесь же располагались библиотеки, в которых наряду со священными текстами бережно хранились трактаты по медицине, астрологии и политике.

Обширная высокогорная страна, состоящая из самых высоких на планете хребтов и вершин Памира, Тибета и Гималаев, по праву считается «крышей мира». Она расположена на территории Таджикистана, Кыргызстана, Китая, Индии, Непала, Бутана и Бирмы.

Отношение XIV Далай-ламы к другим религиям строится на основе полной веротерпимости. Он призывает к широкому диалогу и совместному поиску решений проблем, стоящих перед человечеством. Его святейшество пользуется огромным уважением во всем мире как выдающийся духовный лидер и государственный деятель.

Заоблачное плато Тибетского нагорья окружено с юга высочайшими горами планеты — Гималаями, а с севера — суровыми горами Куньлунь. В древности все важнейшие торговые пути азиатского континента обходили стороной этот недоступный край.

Тибет — одно из самых загадочных и недоступных мест на планете. Высоко в горах высятся уединенные буддийские монастыри. Выше всех (на высоте 4980 метров) расположен монастырь Ронгпху. О том, что жизнь в Тибете течет по особому, предписанному властями руслу, туристы узнают, когда приходится получать разрешение на въезд и путешествовать только по дозволенным маршрутам под бдительным оком проводника.

Резиденцией далай-ламы был дворец Потала в священном городе Тибета — Лхасе. Сегодня в молитвенных и тронных залах дворца царит запустение. В зале совета тибетского правительства устроено кафе, а на крыше дворца развевается китайский флаг. Лхаса стала типичным коммунистическим городом с широкими улицами, памятниками на перекрестках и плац-парадом перед дворцом Потала.

Бесследно исчезли старые дома и узкие тенистые улочки. За последние 30 лет население города выросло в несколько раз. Мантра — это молитва-заклинание, представляющее собой особый магический набор слогов. Тибетцы верят, что постоянное повторение — а по возможности и начертание — мантр может высвободить скрытую в них энергию. Самая знаменитая мантра «Ом мани падме хум» стала своего рода символом веры в ламаизме.

Знак «ом» — это древнеиндийское обращение к Высшей Сущности. «Мани» означает на санскрите «алмаз, драгоценный камень», «падме» — «в лотосе», а «хум» — призыв силы. Символика этих простых слов поистине огромна. Лотос ассоциируется прежде всего с глубиной -он тянется к свету из водных глубин, чтобы распуститься на поверхности прекрасным цветком.

Раскрывающийся цветок символизирует переход из незримого мира в мир видимый, а мани — алмаз, собирающий в себе огромную энергию и наполняющий ею царство лотоса. Ступа (санскрит «вершина, холм») — буддистское культовое сооружение, стоящее отдельно либо входящее в состав храмового комплекса и предназначенное для хранения реликвий, статуэток Будды и священных текстов.

Приходящие поклониться святым местам паломники вращают молитвенные барабаны. В некоторых храмах диаметр таких барабанов достигает 2 метров, и прокрутить их можно только усилиями нескольких человек.

Корпоративные мероприятия москва, fatal на сайте http://nika-art.ru.

Получился целый реферат про Тибет, который в народе называют Братом — и вот еще отличное видео про Тибет:

Очерк тибетской природы

Г рандиозная природа Азии, проявляющаяся то в виде бесконечных лесов и тундр Сибири, то безводных пустынь Гоби, то громадных горных хребтов внутри материка и тысячеверстных рек, стекающих отсюда во все стороны, ознаменовала себя тем же духом подавляющей массивности и в обширном нагорье, наполняющем южную половину центральной части этого континента и известном под именем Тибета. Резко ограниченная со всех сторон первостепенными горными хребтами, названная страна представляет собою, в форме неправильной трапеции, грандиозную, нигде более на земном шаре в таких размерах не повторяющуюся, столовидную массу, поднятую над уровнем моря, за исключением лишь немногих окраин, на страшную высоту от 13 до 15000 футов. И на этом гигантском пьедестале громоздятся, сверх того, обширные горные хребты, правда, относительно невысокие внутри страны, но за то на ее окраинах развивающиеся самыми могучими формами диких альпов. Словно стерегут здесь эти великаны труднодоступный мир заоблачных нагорий, неприветливых для человека по своей природе и климату и в большей части еще совершенно неведомых для науки.

Тибетское нагорье, где покоятся колыбели рек Инда, Брамапутры, Салуена, Меконга, Голубой, Желтой, раскинулось, действительно, на громадное пространство. Доступное приблизительно в средней своей части в направлении от извилины Брамапутры на Куку-нор влиянию юго-западного муссона Индийского океана, оно в этом районе летом богато атмосферными осадками. Далее на запад нагорье еще более возвышается, выравнивается, сухость климата постепенно увеличивается, и травянистый покров высокого плато сменяется щебне-галечной пустыней, справедливо называемой «мертвой землей». По мере же удаления от помянутой климатической диагонали на восток и юг, по мере того, как реки, стремящиеся в эти стороны, вырастают в могучие водные артерии, нагорье Тибета все больше и больше размывается, переходя последовательно в горно-альпийскую страну.

Долины рек, мрачные ущелья и теснины чередуются здесь с водораздельными гребнями гор. Дороги или тропы то спускаются вниз, то ведут вновь на страшные относительные и абсолютные высоты. Мягкость и суровость климата, пышные и жалкие растительные зоны, жилища людей и безжизненные вершины величественных хребтов часто сменяются пред глазами путешественника. У ног его развертываются или чудные панорамы гор, или кругозор до крайности стесняется скалистыми боками ущелья, куда путник спускается из-за облачной выси; внизу он слышит неумолкаемый шум по большей части голубых пенящихся вод, тогда как наверху тишина нарушается лишь завыванием ветра и бури.

В северной части Тибета расстилается высокое холодное плато. Спокойный, мягко-волнистый рельеф, прикрытый характерной травянистой растительностью, изобилует оригинальными представителями животного царства: дикими яками, антилопами оронго и ада, дикими ослами и другими, приспособленными к разреженному воздуху и климатическим невзгодам копытными. Рядом с травоядными, на соседних глинистых увалах, во множестве населенных пищухами (Lagomys ladacensis), бродят тибетские медведи (Ursus lagomyiarius) не только в одиночку, но нередко и компанией в два-три пищухоеда. Окраска шерсти тибетского медведя сильно варьирует: от черного до чалого и ярко-светлого, чтобы не сказать белого.

На речках и озерах летом держится много плавающих и голенастых пернатых; среди первых наибольшего внимания заслуживает индийский гусь (Anser indicus), а среди вторых – черношейный журавль (Grus nigricollis), открытый Н. М. Пржевальским.

Кочевники-тибетцы, появляющиеся здесь лишь изредка в виде охотников, золотоискателей или просто грабителей-разбойников, не нарушают привольной жизни млекопитающих. Путешественнику в этих местах нужно быть крайне осмотрительным, чтобы не подвергнуть себя неприятной случайности.

В летнее время, в рассматриваемой части тибетского нагорья, погода характеризуется преобладающей облачностью, обилием атмосферных осадков, выпадающих в виде снежной крупы, снега и дождя. Ночной minimum температуры частенько ниже нуля. Однако, не смотря на все это, местная флора, веками приспособленная к борьбе за существование, произрастает сравнительно успешно и в теплые солнечные проблески ласкает взор своими яркими колерами.

В другие времена года погода на севере тибетского нагорья выражается господствующими с запада сильными бурями, в особенности весною, кроме того, соответственно низкой температурой, несмотря на столь южное положение страны, и крайнею сухостью атмосферы; результатом этой сухости воздуха является почти полное отсутствие снега в долинах даже зимою, когда иначе было бы невозможно существование здесь многочисленных стад диких млекопитающих.

В южной части тибетского нагорья характер местности круто изменяется: к голубой выси неба поднимаются скалистые цепи гор, между которыми глубоко залегает лабиринт ущелий со стремительно бегущими по ним ручьями и речками. В замечательно красивую, дивную гармонию сливаются картины диких скал, по которым там и сям лепятся роскошные рододендроны, а пониже ель, древовидный можжевельник, ива; на дно, к берегам рек сбегают дикий абрикос, яблони, красная и белая рябины; все это перемешано массою разнообразнейших кустарников и высокими травами. В альпах манят к себе голубые, синие, розовые, сиреневые ковры цветов из незабудок, генциан, хохлаток, Saussurea, мытников, камнеломок и других.

В глубоких, словно спрятанных в высоких горах, ущельях водятся красивые пестрые леопарды, рыси, несколько видов более мелких кошек (некоторые из них забегают и в долины), медведи, волки, лисицы, большие летяги, хорьки, зайцы, мелкие грызуны, олени, мускусная кабарга, китайский козел (Nemorhoedus) и, наконец, обезьяны (Macacus vestitus), живущие большими и малыми колониями нередко в ближайшем соседстве с человеком.

Что касается пернатого царства, то среди последнего замечено еще большее богатство и разнообразие. Особенно резко бросаются в глаза белые ушастые фазаны (Crossoptilon thibetanum), зеленые всэре (Ithaginis geoffroyi), купдыки (Tetraophasis szechenyi), рябчики (Tetrastes severzowi), несколько видов дятлов и порядочное количество мелких птичек из отряда воробьиных. В поясе скал и россыпей по утрам и вечерам раздается звонкий свист горной индейки, или улара (Alegaloperdix Ihibetanus).

В ясную теплую погоду в красивых уголках южного Тибета натуралист одновременно услаждает и взор, и слух. Свободно и гордо расхаживающие по лужайкам стаи фазанов или плавно, без взмаха крыльев, кружащиеся в лазури неба снежные грифы и орлы невольно приковывают глаз; пение мелких пташек, раздающееся из чащи кустарников, ласкает ухо.

Летом погода в южном Тибете непостоянная: то ярко светит солнце, то падает дождь; иногда неделями густые свинцовые облака окутывают горы почти до их подошвы. Выглянувшее солнце жжет немилосердно в разреженной атмосфере.

Лучшее время – сухое, ясное – наступает осенью.

Зима сравнительно мягкая, малоснежная. Значительные реки не знают ледяного покрова, хотя второстепенные реченки и ручьи в декабре и январе бывают прочно скованы льдом. Редко падающий снег или тает по мере своего падения, или же испаряется к вечеру следующего дня; словом, южные скаты гор всегда свободны от этого осадка, и только северные склоны или верхний пояс гор чаще покрываются слоем снега, хотя и не столь значительным по толщине. Вслед за выпавшим снегом атмосфера, и без того прозрачная, еще более проясняется, а небо принимает густую синеву, особенно перед закатом солнца. По ночам планеты и звезды ярко блестят.

В конце февраля температура быстро повышается: горные ручьи журчат, франколины и кундыки токуют, ягнятники бородатые поднимаются на страшную высоту и там ликуют, потрясая воздух своими весенними голосами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Байки кремлевского диггера автора Трегубова Елена

Ошибка природы Общаться с кремлевской пиар-командой в тот период было просто страшно. Не за себя, конечно, а за них. Потому что мне, журналисту, моментально начинали сливать то, чего президентские чиновники не должны говорить про президента прессе вообще никогда и ни при

Из книги Семенов-Тян-Шанский автора Алдан-Семенов Андрей Игнатьевич

Глава 24 ЗОВ ПРИРОДЫ Как быстро растут сыновья!Давно ли он был озабочен покупкой игрушек, а теперь говорит с сыновьями о выборе жизненного пути, о судьбах России, о науке. Они спорят с ним, не соглашаются. Иногда ему кажется, что он читает в глазах сыновей: «Ты, отец, человек

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Силы природы Один знакомый рассказывал: выхожу, говорит, из подъезда, а во дворе стоит над машиной Алан Чумак. Капот открыт.- Что случилось? - спрашиваю.- Аккумулятор разрядился.- Так вы зарядите! - говорю. Не

Из книги Лососи, бобры, каланы автора Кусто Жак-Ив

Праздник природы Для того чтобы охарактеризовать весну, индейцы Великого Севера употребляют слово Yoho, которое переводится как „изумление, наполненное робостью“. Вся окружающая природа приводит их к подобной формуле. Вид просыпающегося леса и озера, высвобождающегося

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

3. У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ Теперь о погоде. У нас часто прорывалось: давай, давай вперёд! Действительно, лётчику хочется попробовать слетать и в плохую погоду, но во всём надо знать меру. Чем хуже погода, тем больше нужно думать о своей безопасности. Держаться поближе к

Из книги Жизненный путь Марины автора Малинина Анна Спиридоновна

СРЕДИ ПРИРОДЫ Весной меня назначили заведующей подмосковной детской колонией. Рому и Марину я взяла с собой.В колонии жило сто пятьдесят мальчиков - сирот солдат, погибших «а фронте. Марина сразу нашла своё место в мальчишеской среде. Целые дни она проводила на воздухе,

Из книги Философ с папиросой в зубах автора Раневская Фаина Георгиевна

Ошибка природы В доме отдыха на прогулке приятельница Фаины Георгиевны заявила:- Я так обожаю природу!Раневская остановилась, внимательно осмотрела ее и сокрушенно сказала:- И это после того, что она с тобой

Из книги Вернадский автора Баландин Рудольф Константинович

Азы познания природы При рождении каждый из нас получает весь мир: деревья, облака, букашку на травинке, Солнце, звёздное небо… Весь Мир дарован каждому из нас. Только так трудно распорядиться им толково!Жизнь идет как бы сама собой. С детских лет человек включается в ее

Из книги Михаил Горбачёв. Жизнь до Кремля. автора Зенькович Николай Александрович

Лидер от природы Два года Миша не ходил в школу. У него не было обуви, а школа в Красногвардейском находилась на расстоянии в 22 километра.Г. Горлов:- Михаил рассказывал мне, что он смог снова пойти в школу благодаря своим товарищам, которые в складчину купили ему обувь и

Из книги КАПИТАН БИФХАРТ: БИОГРАФИЯ автора Барнс Майк

Из книги Лютер Бербанк автора Молодчиков А. И.

VII. В УНИВЕРСИТЕТЕ ПРИРОДЫ

Из книги Угрешская лира. Выпуск 2 автора Егорова Елена Николаевна

Музыка природы Создатель небесного круга Пустил по нём стройно светила; Летят, не касаясь друг друга Те искры святого горнила; Живые часы страны дальной Идут – говорят – музыкально. Он ветру дал голос органа: Он флейтой свистит и кларнетом; Есть песнь и в волнах

Из книги Александр Гумбольдт автора Сафонов Вадим Андреевич

«Картины природы» Его встретили как триумфатора.«Вряд ли когда-либо, - пишет Каролина Гумбольдт, жена Вильгельма (она была в Париже), - появление частного лица возбуждало такое внимание и такой общий интерес».Он написал королю, что прошел девять тысяч миль за пять лет и

Из книги Заметки о русском (сборник) автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

О природе для нас и о нас для природы Идея прогресса сопутствует истории человечества в ее обозримом участке (не таком большом). С конца XVIII века она имеет определяющее значение в большинстве исторических учений. В своих примитивных формах она рассматривает прошлое и

Из книги Нефть. Люди, которые изменили мир автора Автор неизвестен

Рационализатор от природы Нобель был занят не только продвижением выпускаемой продукции, но и лично участвовал в рационализаторских и инженерных разработках, осваивал новые технологии производства – образование, талант и огромное желание преуспеть позволяли

Из книги Сын башмачника. Андерсен автора Трофимов Александр

ЧУВСТВО ПРИРОДЫ Оденсе лет на сто отставал в своём развитии от Копенгагена.Андерсен знакомился с птицами и облаками и уже так близко подходил к реке, что мог запросто поздороваться с ней за руку: Оденсе протягивала ему пол ну, а он ей ручонку.