Краткая характеристика и история стиля с примерами.

Романская живопись (1000–1200 годы)

В истории христианского искусства термин “романский” является довольно расплывчатым и относится к различным дисциплинам искусства, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Этот термин, описываемый данную школу живописи, историки считают еще менее точным и содержательным, чем термин “Готика”. Трудно установить точную хронологию направления, так как в разных странах оно развивалось в разное время.

Если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романскую живопись отличает формальность стиля, лишенного натурализма и гуманизма. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. В романской живописи преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, в качестве альтернативы, взволнованную выразительность. Декоративных характер романских витражей, манускриптов, алтарей, картин и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским и западным готическим искусством.

Характеристика стиля

Индивидуальный стиль романской живописи начинает формироваться вслед за периодом Каролингов и Оттеновского Возрождения. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Стоит отметить, что выбор красок и цветовых пигментов средневекового мастера был ограничен.

В Италии

Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.

Фрески в Сен-Савен.

В Испании

Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов - Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.

Фреска в церкви Сан Клементе

В Англии

Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.

В Германии и Австрии

Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.

В Венгрии и Чехии

Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.

Романская живопись обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 11.10.2015 15:21 Просмотров: 4878

Романский стиль сыграл важную роль для перехода к искусству готики , более высокой ступени средневековой художественной культуры.

Ярче всего этот стиль проявил себя в монументальной скульптуре, фресковой живописи и особенно в архитектуре.

О термине и периодике

Что касается периодики, то хронологические рамки преобладания романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в.
Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Он отражает объективно существовавший этап в истории средневекового европейского искусства. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой».
Романский стиль делят на ранний (XI в.) и зрелый (XII в.).

Архитектура

Церковь св. Якоба в Регенсбурге (Германия)
Архитектура была ведущим видом романского искусства. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Городская архитектура в этот период не получила широкого развития.
Основной материал для романских построек – местный камень. Камни отёсывались, причём различными мастерами, поэтому в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали. Отёсанный камень укладывался на место на растворе.
Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.

Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храма
Внешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Главное достоинство романского зодчества – суровая правдивость и ясность архитектурных форм.
Здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу – это также придавало ему основательности. Массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами несли в себе оборонительное назначение.
Портал – архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения. Портал имел и психологическую функцию: усилить впечатление, выделить, увеличить и преувеличить вход в здание.

Центральный и два боковых портала Собора Парижской Божьей Матери
Другие особенности архитектуры романского собора:
Увеличение хора (восточной алтарной части храма)
Увеличение высоты храма
Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
Основной мотив интерьера - полуциркульные арки

Римский мост с полуциркульными арками (Алькантара, Испания)
Вся конструкция состояла из сложенных отдельных квадратных ячеек – травей.
Давайте рассмотрим одно из зданий романской архитектуры.

Церковь Богородицы (Дания, город Калуннборг)

Это крепостная церковь на северо-западе острова Зеландия, главная достопримечательность города и всего региона. Она возвышается на высоком холме над гаванью и издалека привлекает внимание.
Точная дата основания церкви неизвестна. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. в честь обращения области в христианство.
Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании; одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный.
Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича, имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Центральная башня поддерживается четырьмя гранитными колоннами, обеспечивающими дополнительную прочность. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абси́да – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом).

Абсида
Такая 5-башенная конструкция уникальна для Западной Европы, т.к. она более распространена в православной архитектуре.
Церковь похожа на крепость, это объясняется не только соображениями фортификации. Предположительно, 5 башен церкви символизируют идею Небесного Иерусалима, который в средние века представлялся как укреплённый город с пятью башнями.
Первоначально интерьер церкви Богородицы был украшен настенной росписью (фресками). Два колокола: самый старый из них 1502 г., самый молодой отлит в 1938 г.

Пизанский собор и башня (Италия)
Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия) , Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.

Скульптура

Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада. Сюжеты: религиозные, символические образы Вселенной во всем её величии.
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда.

Тимпан Страсбургского собора (Франция)
Рельефами на фасаде украшались также колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Довольно часто в скульптурных украшениях использовалась фигура повесившегося Иуды Искариота – надо понимать, в качестве назидания. Помогали ему в повешении бесы.

Иуда Искариот и бесы
Вообще, романская скульптура сильно тяготела к метафорам. Например, вокруг верхней стенки алтаря в аббатстве д"Артуа (Ланды, Франция) имеются маленькие фигурки, изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян – символ человеческой испорченности.

Другие виды скульптуры

Изделия из драгоценных материалов ценились очень высоко. Многие из них сохранились: оссуарии для хранения мощей, фасады алтарей, а также некоторые светские предметы знати: зеркальца, ювелирные изделия, застежки.

Бронзовый глостерский подсвечник XII в.
Образцом хорошо сохранившихся миниатюрных изделий из слоновой кости являются шахматы с острова Льюис.

Шахматы с острова Льюис
Большинство из них сделаны из моржового клыка, а остальные – из китового зуба. Они были обнаружены в 1831 г. на шотландском острове Льюис (Внешние Гебриды). В настоящее время 11 шахматных фигур находятся в Национальном музее Шотландии, остальные – в Британском музее.
Другими артефактами являются посохи иерахов, декоративные тарелки, наперсные кресты и др. объекты.

Живопись

Живописные изображения романской композиции располагаются в пространстве, лишенном глубины; расстояния между ними не ощущаются. Размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: например, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; а те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам).
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному, в частности, нередко изображаются сцены из Апокалипсиса.
В монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где больше сохранялись и традиции мозаики.
Широкое распространение получила книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами.

«Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-1175 гг. Сцены из жизни Давида
В романский период было очень популярным орнаментальное искусство.
Живописные композиции (в основном повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых) изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях фигуры стилизованы и плоски, поэтому они воспринимаются как символы, а не как реалистические изображения.

Каталонская фреска

Витражи

Витражи получили набольшее распространение в готике, но были популярны уже в романском стиле. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X в. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI в. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII в.

Фрагмент витража Шартрского собора
Самое раннее датированное английское стекло – это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 г., который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки.

Витраж древа Иессея в Йоркском соборе

Романика — стиль древний, полный языческих традиций и реплик. Символический язык этого направления в искусстве раннего средневековья, первого стиля родившегося за пределами Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю вполне достаточно внешней замысловатости и яркой выразительности романской скульптуры. А между тем, мастера раннего средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное устройство вселенной, ее божественную суть и непостижимую сложность.

Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало 12 века, а уже век 13 привел за собой новый мощный стиль, затмивший предыдущие. Речь идет о готике, которая появилась, благодаря развитию романского, тяжеловесного и грубого стиля, в недрах которого созревала готическая воздушность и стройность. Таким вот замысловатым образом варварская Европа начинала свой путь, отвергнув античность…

Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры — раннее христианство Западной Европы страшилось возвращения идолопоклонничества, поэтому сама храмовая скульптура появляется достаточно поздно.

Говоря о романской скульптуре, необходимо уточнить, что собственно скульптурой это можно назвать с некоторой натяжкой. Чаще всего имеются ввиду рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые пространства сводов над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.

Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Поэтому практически все работы романского стиля анонимны.

Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами.

Излюбленная тема — Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.

Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса.

Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца.

Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.

Большинство шедевров Романики сохранились во Франции, Германии и Испании. Богаты декором собор в Вормсе, монастырь в Клюни, храм в Пуатье. Так любимы туристами Пизанский собор, церковь в Питерборо, базилика в Сен-Дени.

Многие крупные храмы Европы были перестроены с приходом моды на готику, множество скульптур пострадали во время Великой французской революции. Однако, оставшиеся шедевры дают полное представление о некогда единственном, тяжеловесном и грубом стиле, украшавшем все храмы Западной Европы.

Сочетание купола с длинным залом в христианских базиликах византийского стиля уже было важным шагом к архитектурному выражению христианской идеи стремления к небу. Еще яснее выражается это стремление души в романском стиле западноевропейской архитектуры: базилика еще оставалась в нем основной формой плана церкви, но замена горизонтального потолка полукруглым крестообразным сводом дала храму романского стиля новый характер. Крестообразный свод образуется тем, что поверхности двух полуцилиндров, положенных горизонтально, пересекают одна другую под прямым углом; пересечение создаёт четыре треугольника, линии которых составляют крест. В стиле, характеризуемом этой формой свода, вообще заметно стремление заменять прямые плоскости полукруглыми поверхностями, полукруглой аркой.

Это уменьшает впечатление тяжести, придавленности, производимое византийской базиликой, контраст идей силы и бремени смягчается.

Образец романского стиля — Пизанский собор со знаменитой падающей башней. XI-XIII века, Италия

Постановка колоколен по верхним углам храма романского стиля еще сильнее выражала стремление к небу, а портал, уступами расширяющийся к стороне входа и украшенный скульптурой, символически изображал идеи призыва в храм и подготовлял вступающих к чувству христианского благоговения. Два ряда колонн образовали среднюю широкую продольную галерею, ведущую к алтарю; продольное здание пересекалось поперечным; это пересечение образовало крест. Амвон алтаря, возвышавшийся несколькими ступенями над полом храма, был отделен от остального пространства балюстрадой; над алтарем поднимался купол. Как небесный щит, он покрывал святилище, а под амвоном была крипта, склеп, подземная церковь, своды которой опирались на колонны или пилястры.

Великие эпохи европейского искусства. Романский стиль

Верхняя линия прореза окон образовала полукруг, фронтон над дверьми входа в храм был прорезан круглым окном, переборки его рамы расходились из средины лучами; оно называлось розой; снаружи по стенам шел фриз, составленный из соприкасающихся полукругов; на восточной стене над окнами – галерея, образуемая аркадами; все это придавало разнообразие наружным сторонам стен. Внутри по стенам были расположены изображения событий священной истории; обыкновенными предметами их были грехопадение Адама и Евы и искупление рода человеческого; в них было много разнообразия; они составляли неотъемлемую часть романской архитектуры и разъясняли религиозное значение здания.

Лаахское аббатство в Германии. Романский стиль

Общий характер романского стиля – спокойствие, простота, благородство; вначале он был строг до суровости, но мало-помалу становился изящным, и во многих храмах последних времен своего владычества он достиг благородной грациозности. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. В XI веке романский стиль получил высшее свое развитие; в XII веке его господство кончилось, сменившись готикой . Скульптура и живопись, бывшие служительницами архитектуры, приобрели способность изображать глубокие религиозные идеи. Основным предметом их было великое дело искупления; эту центральную мысль окружали разнообразной нежной тканью изображений другие религиозные идеи, давая простор чувству и воображению, а владычествующая мысль, с которой были связаны они, сообщала им строгое единство.

Трирский собор, X-XII века

Знаменитейшим сооружением романского стиля был главный храм Клюнийского аббатства; он погиб во время французской революции.

Но еще стоят величественные соборы шпейерский, вормсский, майнцский, трирский; они повреждены пожарами и войнами, и однако же производят возвышенное впечатление. Многие другие церкви романского стиля в Германии, Италии, северной Франции также свидетельствуют, что монахи, бывшие строителями их, усердно стремились дать архитектурное выражение христианскому чувству; но с тем вместе показывают, что эти монахи-архитекторы держались прежних образцов, не могли освободиться от форм, завещанных преданием. Подобно монахам-поэтам, они лишь подражали в своих произведениях созданиям древнего мира и первых веков христианства.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

В недавней статье "Историческая архитектура Британии и ее влияние на современное домостроение" мы вкратце рассказали вам об английских исторических стилях архитектуры. Теперь настало время внимательнее изучить каждый из них и самое главное - рассмотреть влияние, которое оказывают эти направления на внешний вид современных загородных домов.

Исторически самым первым стилем, который вылился в отдельное направление, был романский. Он плотно обустроился на территории Англии еще в XI веке и относился преимущественно к замковым постройкам.

Особенности романского стиля

Как мы уже упомянули, романский стиль относился в основном к замкам и его внешняя специфика была продиктована практическими нуждами.

    Каменная кладка. Камень был основным материалом для строительства просто потому, что с кирпичом в те времена было не очень хорошо.

    Именно романскому стилю мы обязаны манере аккуратной подгонки камней, хотя сейчас таковая кладка почти не используется.

    Небольшие окна. Эта особенность обусловлена нуждой ведь стекло - материал редкий и дорогостоящий в то время. Достойной теплоизоляции он тоже не обеспечивает, да и из соображений безопасности неэффективно было делать "полупрозрачные" замки.

    Апсиды. Это полукруглые выступы на здании, которые особенно любят как в наших традиционных церковных стилях, так и в романском.

    Массивный вид. Замки ставили на века, потому они отличаются особой суровостью, монолитностью и создают впечатление, будто вросли в землю.

    Минимальный декор. В начале одиннадцатого века даже возвести полноценный замок - было затруднительным и трудоемким делом. И хотя нельзя сказать, что романская архитектура не имела декора или барельефов, украшательством занимались в последний момент.

Два типа романских строений

Отдельно от общих особенностей нельзя не упомянуть, что романский стиль - не столько определенные строительные характеристики, сколько эпоха. А потому подвидов внутри него можно выделить как минимум два:


В современном городском домостроении

Романский стиль сейчас не столько направление, сколько своеобразная дань романтике средневековых времен - по крайней мере режиссеры, театралы и литераторы приложили немало усилий, чтобы, назло историкам, овеять те времена романтичным ореолом. Иногда редкие постройки в стиле неоготики заимствуют у романского стиля определенные архитектурные решения, но по части крупных городских построек, этот стиль остался в далеком прошлом.

В современном домостроении загородных домов

А вот на ниве индивидуального строительства домов, романское направление чувствует себя если не вольготно, то вполне комфортно. Опять же, обвиним во всем деятелей драматургии, но эти ребята действительно придали средневековью весьма романтичный образ в сознании обывателей и многие совсем не против построить у себя на участке миниатюрный замок.

Конечно же, точно воспроизводить в архитектурных проектах романские каноны решается мало кто - как минимум, каменной кладкой никто не пользуется, так как кирпич выходит надежнее, удобнее, легче и дешевле. Но мотивы остаются популярными и по сей день - да и кто откажется от современного замка со всеми удобствами? Вот несколько домов, которые наследуют каноны романского стиля:

Заключение

Загородный дом в романском стиле - трогательная и в чем-то романтичная отсылка к суровым средневековым временам. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. И если вы желаете построить у себя на на участке настоящую крепость, а может быть миниатюрный замок, то обращайтесь в наше проектное бюро ТопДом - и наши архитекторы создадут для вас индивидуальный архитектурный проект, взяв во внимание все ваши пожелания. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя.

Поиск Лекций

Художественная культура Раннего Средневековья.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи.

Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира.

На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») — здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части — алтарем (апсидой).

Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом — крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство.

Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения подчинялась строгим правилам.
В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.

Романский стиль в искусстве и архитектуре

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.

В зрелом романовском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха романовского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями – отличительные особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен, расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных объемов.

Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна – маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни.
Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.

В романское время в Германии было создано множество местных архитектурных школ, из которых наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а для южных областей – византийских черт архитектуры.

К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.

Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

С учетом особенностей таких произведений и заинтересованности их авторов в участии в их практической реализации Кодекс устанавливает, что таким авторам наряду с общими полномочиями, предусмотренными п. п. 2 и 3 ст. 1270 Кодекса и принадлежащими всем категориям авторов, дополнительно принадлежат также права˸

1) на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта, в т.ч. путем разработки документации для строительства (подп. 10 п. 2 ст. 1270, п.

1 ст. 1294 ГК РФ);

2) на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством здания или сооружения либо инои̌ реализацией соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК РФ). Порядок осуществления такого контроля и надзора должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству;

3) требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1294 ГК РФ).

В п. 1 ст. 1294 ГК РФ содержится важная оговорка, согласно которой если договором между заказчиком и автором архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта не предусмотрено иное, то допускается лишь однократное использование созданного автором проекта.

Для повторной и любой последующей реализации проекта требуется получение согласия от автора. Аналогичные положения действуют также в отношении разработанной на базе проекта документации для строительства.

В начале II тысячелетия Европа перестала содрогаться от нескончаемых войн, разрухи и бедствий. Последующая затем феодальная раздробленность стала причиной формирования отдельных независимых художественных школ, стили которых имели схожие по духу черты. В этот период и зародился романский стиль в искусстве, господствующий по всей Европе в течение двух последующих веков. Наиболее ярко он выражался в Италии, Германии и Франции.

Романский стиль характерен массивностью, отсутствием нарочитых декораций, строгостью и суровостью внешнего облика. Знаменитыми сооружениями являются тяжеловесные средневековые замки в виде толстостенных крепостей. Интерьеры лишены излишеств и изящества.

Архитектура романского периода

После векового упадка церковного строительства, оно снова начало набирать обороты на фоне появления монашеских орденов и разработки сложнейших форм литургии. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Материалы для строительства выбирались по принципу насыщенности ими близлежащей территории. Чаще всего использовался известняк, в отдельных случаях - вулканический бут, мрамор и гранит. Упрощённый процесс возведения основывался на скреплении некрупных обтёсанных камней раствором. Эти камни не подвергались кропотливому отбору и обрабатывались исключительно с внешней стороны.

Монументальная архитектура, как это часто бывает после затяжных войн, приобрела мотивы нескольких культур: сирийской, арабской, византийской, античной. При этом объединяющими стилеобразующими чертами выделяют:

  • Правильные цилиндрические и прямоугольные формы;
  • Увеличенная высота храмов и потолков;
  • Пространство организованно продольно, основа - раннехристианская базилика;
  • Простота;
  • Лаконичность;
  • Монохромные рельефы;
  • Приглушенная цветовая гамма: зелёный, белый, чёрный, серый, коричневый, красный;
  • Формы линий стандартные прямые, полуциркульные;
  • Орнамент повторяющийся растительный или геометрический;
  • Залы имеют открытые потолочные балки и центральные опоры;
  • Массивные конструкции основаны на толстостенных каменных сооружениях;
  • Элементы декорирования рыцарской тематики - гербы, оружие, доспехи, факелы.

Романские здания отличаются рациональной простотой конструкции, но ощущение тяжести общего вида придаёт ему угнетающий характер. Мощнейшие колонны и стены под сводами полуциркульных арок - неотъемлемая составляющая романской крепости. Узкие окна-бойницы и высокие башни подчёркивают громоздкость стен.

Одной из приоритетных задач проектировщиков романских строений считается идеальное сочетание с окружающей природой, которое позволяет подчеркнуть основательность и прочность постройки. Лаконичная отделка фасадов зданий в сочетании с простым силуэтом выделяли красоты пейзажа, в котором сооружение вписывалось гармонично и естественно.

(Ансамбль колонн Собора Монреале )

Архитектурные памятники романского искусства наблюдаются на большей части Европы и в странах, где творили европейские мастера. Самыми знаменитыми из них являются:

  • В Германии : Лимбургски собор, Церковь Святого Якоба в Регенсбурге, Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Майнце, Вормсе и Шпейере;
  • Во Франции : Приорат Серрабоны, церковь Норт-Дам-ля-Гранд;
  • В Великобритании : Окемский замок, Собор Или, Собор в Питерборо, Аббатство Малмсбери, Уинчерский собор;
  • В Португалии : Собор Браги, Кафедральный собор Лиссабона, Старая ратуша Брагансы, Кафедральный собор Порто, Старый Кафедральный собор Коимбры.

Скульптура романского искусства

Скульпторы раннего Средневековья стремились воплотить в камне божественную суть сложно устроенной вселенной. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Отдельных произведений искусства как скульптура в то время не создавалось, так как христианство страшилось возвращения идолопоклонения. Говоря о скульптуре романского периода, имеются в виду рельефы на тимпанах, капители колонн и обрамления стен. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи.

Сюжеты рельефов неразрывно связаны с Библией. Из излюбленных тем выделяются: Апокалипсис, Страшный суд, Конец света. Персонажами таких картин стали мифические существа и монстры, заимствованные из варварских преданий о мире людей и теней. Другая сюжетная линия отожествляет Иисуса Христа, чей образ интерпретируется как Великий судья, воплощение Бога, Вседержателя.

(Скульптуры собора Норт-Дам,переход от романского к готическому стилю )

Композиции динамичны, в них изобилуют яркие говорящие позы персонажей. Нередко представляется столкновение противоположностей: рая и ада, неба и земли, добра и зла. Эта схватка отражает многообразность вселенной, её сложное устройство.

Большая часть романских работ анонимны, поэтому до наших дней не сохранились имена мастеров, создававших эти произведения искусства.

Живопись романского искусства

Несмотря на то, что романская скульптура тяготеет к реализму, в живописи избирается формальный путь, лишённый реализма и гуманизма. Технически предпочтение отдаётся линейным конструкциям, строгости и величественному спокойствию образов. Характер романских витражей, алтарей, картин и манускриптов объединяет мотивы восточных византийских работ и западного готического искусства.

(Роспись романского периода в церкови Сан-Клементе )

В лишённом глубины пространстве картин прослеживается строгая иерархическая зависимость размеров элементов. Так, например, фигура Иисуса всегда крупнее и композиционно выше изображений ангелов и апостолов. Те, в свою очередь, больше простых смертных. Образы, находящиеся в центре полотна больше тех, что смещены к краям. Романский стиль отличает абстрактность и несоблюдение пропорций: кисти рук и головы преувеличены, тела вытянуты.

(Орнаментальная композиция романского периода, церковь и средневековая деревня, Конк, коммуна Франции )

Романский период - эпоха популяризации орнаментального искусства. Композиции, представлявшие библейские сцены жизни святых, изображались на масштабных стенах. Фигуры в них не воспринимаются как реалистические изображения, а носят символический смысл.

Для романского стиля присуще использование восковой живописи, фресок и темперы. Но цветовая палитра каждого средневекового умельца была ограничена, и состояла из базовых цветов: синий, бордовый, зелёный, чёрный, коричневый, серый.

Заключение

Романское искусство ознаменовало политический и экономический рост Европы. Обложение церковной деятельности и высокие налоги предоставили государствам возможности для возведения новых храмов и декорирование их фресками, картинами и статуями. Элементы искусства, в свою очередь, привлекали интерес горожан и увеличивали прибыль религиозных учреждений.

Девушка накопала море информации, сумбурно и нелогично местами, но пригодится.
Я почистила немного. Если найдете ошибки - пишите пожалуйста.
http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post159932293/
Романский стиль (лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в Х-ХII веках.
Он стал одним из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Собор, XI в., Трир

Термин "романский стиль" появился в начале XIX века, когда было установлено, что архитектура XI-XII веков использовала элементы древнеримской архитектуры, например, такие как полуциркульные арки, своды. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. - "зрелого" романского искусства. Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в.

"Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства".



Монастырь, XI-XII вв. Ирландия

"Классичнее" всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа - путь страданий и искупления. Каждой части здания приписывалось особое значение, например, столбы и колонны, поддерживающие свод, символизировали апостолов и пророков - опору христианского учения.

Постепенно богослужение становилось все более пышным и торжественным. Архитекторы с течением времени изменяли конструкцию храма: стали увеличивать восточную часть храма, в которой находился алтарь. В апсиде - алтарном выступе - обычно находилось изображение Христа или Богоматери, ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть стены обычно украшали орнаментом.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции - в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии.

Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотёсов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Норманнская крепость, X-XI вв. Франция

Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. "Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства.В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга".

На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отёсывались различными мастерами - одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.

Собор Сен-Пьер, Ангулем, Франция

Собор, Сантьяго-де-Компостела, Испания

Капитель в приходской церкви Анзи ле Дюк

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне

Тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле. XII в.

Орнаментика романского искусства заимствована в основном на Востоке, она основывалась на предельном обобщении, "геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального художественного мышления".

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь. Рядом с ней помещался внутренний дворик, окружённый открытыми колоннадами - клуатр. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Фонтевро. Вид на монастырь сверху. Основан в 1110 г. Франция

Кухня в аббатстве Фонтевро

Кухня в аббатстве Фонтевро. Внутренний вид

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.


Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

Часовня Св. Иоанна, Тауэр, Лондон


3-я церковь в Клюни (Франция), XI-XII вв. План

В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т.е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены "грешным" мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почётную часть храма. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества.


Церковь Сен-Этьенн в Невере (Франция). 1063-1097 гг.

Церковь аббатства Сен-Филибер в Турнюсе

Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080 - 1211 гг.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции.



Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах, сомкнутый. Схема

Собор в Ле-Пюи (Франция), XI-XII вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поиске других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и креотовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проёмами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появился ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова "ромус" - римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены - наиболее важного конструктивного и художественно- выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых - сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифорня. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон.

Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдейсхейме (Германия, 1010 - 1250), Нотр-Дам в Жюмьеже, (Франция, 1018 - 1067), а также собора в Вормсе (Германия, 1170-1240)

Собор в Майнце, Германия

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т.е. открывающейся в главный неф галереи, размещённой над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путём искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролётов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

Аббатство Мария Лаах, Германия

Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц - мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

В.Власов пишет о том, что для романского искусства "характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, "звериных", библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Церковь Сан-Изидоро. Усыпальница королей. Около 1063 - 1100 гг. Леон. Испания.

Фронталес

Изображение Христа из церкви Святого Климента в Тауле. Около 1123 г.

Итак, в XI-XII вв. одновременно в архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, - правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишённом глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например, в распространённости сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса.

Лев, обнимающий агнца

В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литьё из бронзы, скульптура из дерева также применялись, но не повсеместно. Произведения из дерева и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников.

Церковь свв. Апостолов Сан Миниато аль Монте во Флоренции. Алтарь. 1013 - 1063 гг.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие "варваров", античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи "варварства" с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры , расцвет которой приходится на романскую эпоху.

Крещение Христа. Миниатюра Бенедикционала Этельвольда. 973-980 гг.

В.Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". Знатоки, такие, как Э.Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом - готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы". Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.

Витраж "Святой Георгий"

Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.

Слоновая кость. Около 1180 г.


Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.

Особенности местных национальных школ.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.) - типичный пример французской романской архитектуры. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Этот монастырь называли "вторым Римом". Это была самая большая церковь в Европе. Длина храма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального нефа - свыше тридцати метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы.


Церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.)

Нормандские храмы лишены декора, но, в отличие от бургундских, трансепт в них однонефный. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви - величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106), один из самых больших в Западной Европе, яркий символ Оттоновской империи.

Собор в Шпейере (1030 - между 1092 и 1106)

План собора в Шпейере

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Вормский собор - это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Боковые нефы ниже центрального, трансепт пересекает продольный корпус, над средокрестием - массивная башня, с востока храм замыкают полукружие апсиды. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Архитектурный декор очень сдержан - всего лишь аркатуры, подчеркивающие основные линии.

Собор в Вормсе

Романские храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют конструктивное отличие - крестовые своды.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов. На фасадах она встречается лишь в конце ХII в. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены.

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается "не порываемая" даже в средние века связь с Древним Римом.

Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда "чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи".

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (в ХI веке строил архитектор Бускетто , в ХII в. - архитектор Райнальдо ). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская "падающая" башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено оставить её наклонной.

В соборе Санта-Мария Нуова (1174-1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

Собор Санта-Мария Нуова, Монреале

Интерьер собора Санта-Мария Нуова, Монреале

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом, что повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому - соборы в Сент-Олбансе (1077-1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие.

Кафедральный собор в Сент-Олбансе

Собор в Сент-Олбансе


Фреска собора в Сент-Олбансе

Скульптуры собора в Питерборо

С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI-XII вв. для Испании были временем Реконкисты - временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, Реконкисты - войны за освобождение территории страны, захваченной в 711 -718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего это нашло отражение в архитектуре.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода - королевский дворец Алькасар (IХ век, Сеговия). Он сохранился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным образом возводили города.

В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Большую роль играла монументальная живопись - фрески: росписи выполнялись яркими красками с четким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны. Скульптура в Испании появилась в ХI веке. Это были украшения капителей, колонн, дверей.

ХII век - "золотой" век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.