Термин «средние века» (точнее «средний век» - от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII- XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия «средние века». В современной немарксистской историографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Тем не менее понятия «средние века» и «феодализм» не вполне тождественны. С одной стороны, в период средневековья с феодализмом сосуществовали и иные общественно-экономические уклады (патриархальный, рабовладельческий, затем капиталистический). Более того, долгое время в раннее средневековье в ряде регионов Европы (особенно в Византии, Скандинавских странах) феодальный способ производства не был господствующим. С другой стороны, феодальный уклад сохранялся в экономике многих
От этого латинского термина ведет свое происхождение и термин «медиевистика), которым называют область исторической науки, изучающую историю средних веков
стран столетиями спустя после средневековой эпохи. Поэтому лишь рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить о том, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.
Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье.

Периодизация истории средних веков.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.
Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, - английская революция 1640- 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней- войны (1648).

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV - начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век - до Великой французской революции 1789-1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.
В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец Vв. - середина XI в.- раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в.-конец XV в. - период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. - первая половина XVII в. - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

1) Раннее средневековье

2) Классическое ,

3) Позднее средневековье

Кризис позднеё Римской империи и попытки его преодоления.

Романисты настаивают на роли Римского начала. Германисты на том, что варварство стало решающим элементом в становлении Средних веков.

Рим достиг своего могущества к 2 веку до н.э. С конца 3 века начинается системный кризис.

Рабовладельческие виллы, Латифундии, мелкие хозяйства посессоров.

Использование труда рабов. Существование за счет притока дешёвой рабочей силы. Внешняя политика Рима ведёт к неудачам, происходит увеличение цен на рабов.

Латифундии – огромные хозяйства, основанные на труде рабов. Расход средств на надсмотрщиков.

Посессоры - мелкие собственники. Они были основой римской армии. Происходит их массовое разорение.

Кризис в сельском хозяйстве.

Кризис в городе. Аграризация экономики. Перемещение в деревню, переход к натуральному хозяйству. Утрата единства внутри Империи.

Кризис в финансовой сфере. Порча монеты и её обесценивание.

Кризис в социальной сфере. Постепенное повышение статуса раба и понижение статуса свободного человека. Раб получает право на создание семьи и пикулий(имущество). Статус раба приближается к статусу арендатора. Появляются штрафы и наказания за убийство раба. Меняется положение свободных(невозможность эксплуатации свободного человека)

Колоны – поселенцы на чужой земле, с некоторыми правами на неё, это могли быть рабы, вольноотпущенники и свободные, посажённые на землю с целью уплаты налогов. В конце 4 века колоны окончательно прикрепились к земле.

Нарастание обстановки нестабильности в обществе. Многочисленные восстания, бегства рабов.

Кризис в политической системе управления. Период принципата с 1вдо н.э -3 в. н.э. Правление домината с 3 в. -5в. Падение роли сената и возрастание роли императорского совета. Опора –союз всадников. Монархические основы государственности. На Западе негативное отношение к титулу «Rex», а на Востоке титул «Василевс» - возрастает роль Востока.

Упадок полисного управления. Декурион исполняет обязанности безвозмездно, их доходы снижаются. Развал полиса и полисного самоуправления. Гражданство мог получить каждый гражданин Римской империи. Рим выводит гарнизоны из далёких провинций. Центральная власть не может повлиять на децентрализацию. Христианство даёт людям надежду. Идёт варваризация империи.

Диоклетиан 284-305. конец периода солдатских императоров.

Денежная реформа – ввод новой денежной единицы «номисма/солид» из золота.

Налоговая реформа- взимание налога с самого прибыльного участка. Возможность неуплаты налогов в случае чрезвычайной ситуации(30 лет), после этого отрезка времени участок передавался общине.

Административная реформа. Признание частной власти магнатов. Установление жесткого контроля. Принцип выборности сменился принципом назначения.

Константин 313

Миланский эдикт –прекращение гонений на Христиан. 325 год – первый Никейский собор.

Военная проблема – активное привлечение варваров, для военных действий, это способствовало проникновению огромный масс варварского населения на территории имеприи.

Рабы не получили гарантированных прав на пикулий. Виллы оказались в 2 раза выгоднее латифундий.

Империя Карла Великого.

Правили с кон.VIIв.(майордомы),с 751г.-короли.Сложились осн.феод.строя.Ускор.рост круп.зем.собст-ти за счёт соц.расслоен-я внутри общины,разорения своб.крест.2 вражд.соц.слоя:круп.землев-цы и уже завис.крест-не(эксплуат.землевлад.)

Карл Мартелл (715-741). Усмирил внутр.смуты в кор-ве.732г-сраж.при Пуатье.Нанёс пораж-е арабам,вторгш.в Юж.Галлию(конное войско).Бенефициальная реформа: вместа дарения земли в полную собственность (аллод), пожалование земли в условную собственность на срок службы (земли отобрал у церкви в Нейстрии). Бенефиций – пожизненное держание при условии военной службы. Укрепл-е слоя мелк.и сред.феодалов,ставших осн.войска.Крест-во утратило знач-е глав.воен.силы.Укреп-е феод.зем.соб-ти и крест.завис-ти(земля давалась с людьми).Бенефициальные пожалования создавали поземельную связь между жалователем и получателем и устанавливали отношения личной верности => начало складывания вассально-сеньориальных отношений.Реформа усилила центр.власть.

Пипин Короткий .(741-768).Все розданные в бенефиции церк.земли признавались собст-ю церкви(платежи с владельцев церкви).Без разреш-я короля церк.не имела права отнять земли.Союз Каролингов и церкви(папы).Пипин принудил лангобардов отдать папе захвач.города Рим.обл.(с 756г.-Папское гос-во)=>получил титул короля от папы.

Карл Великий (768-814). Расцвет государства. 774 г. – покорение лангобардов. Борьба против арабов: 778 г. – неудачный поход (смерть маркгр. Роланда). 801 г. – захват Барселоны и создание погран.Испанской марки. Войны с саксами (772-802 гг.). 788 г. – присоединение Баварии.Саксы платят десятину церкви. 778-803 гг. – войны с аварами. 800 г. – поход в Рим для защиты папы от римской знати => коронация в храме Св. Петра (Византия признала его титул в 812 г.). Рубежи укреп-ся марками.Территория франкской державы была разделена примерно на 200 графств. Каждый из графов обладал высшей военной, судебной и фискальной властью. Для контроля за деятельностью графов была создана своеобразная инспекция: королевские «посланцы».Феодалам нужна была нужна была сильн.центр.власть,чтобы держать в повиновении крест-во. «Майские поля»-съезд бенефициариев.Воен.реформа:служат только зажит. Своб.землевл-цы,бедные объед-ся в группы и выставляют 1 вооруж.воина.Крест-во отстранялось от воен.службы.

11.Военно-колонизационные движения эпохи средневековья (причины, общая характеристика, примеры по выбору экзаменуемого – кроме Крестовых походов).

Причины: рост численности населения; необходимость в новых землях для заселения и сельского хозяйства.

Общая характеристика и примеры: первые очаги колонизации появились в Северной Европе, т.е. в скандинавских странах. У скандинавов было мало плодородной или пригодной для земледелия и скотоводста земли, и это приводит к периоду нашествий викингов(кон. 8 - кон. 11 вв.) В поисках новой земли они открыли и заселили Исландию, в кон. 10 в. основывают первое поселение в Гренландии, так же ок. 1000 г. викинги достигают берегов Америки(Лейв Счастливый). Образование Герцогства Нормандия на севере Франиции(по договору между конунгом Рольфом и французским королем Карлом Простоватым, 912 г.). Нормандцы, в свою очередь, захватили Англию(Вильгельм Завоеватель), и смогли укрепится на юге Италии(сицилийские норманны). Следующие очаги возникают в Центральной Европе, например, в Германии, где при Фридрихе Барбароссе начинается экспансия на восток, в земли славян(захват правого берега Эльбы, уже в 1221 г. основывается Берлин. Проводились попытки завоевать север Италии. Для Франции военно-колонизационное движение обозначилось завоеванием Англии норманнами, Альбигойскими войнами на юге и основанием Анжуйской династии в Неаполе. Одним из важнейших направлений было завоевание Фландрии, и подчинение ее Франции. Значительным событием в этот период стала Реконкиста, т.е. отвоевание земель на Перинейском полуострове у мусульман, которое началось с королевства Астурия в 718(или 721) году, и закончилось только к концу 15 века. Короли Испании и Португалии щедро спонсировали Атлантические экспедиции в поисках более короткого пути в Индию, и здесь можно выделить Марко Полло, Колумба и Америго Веспуччи, главных лиц эпохи Великих Географических Открытий.

12.Крестовые походы (причины, общая характеристика, примеры по выбору экзаменуемого).

Причины: если рассматривать крестовые походы как часть военно-колонизационных движений, то это демографический подъем и нехватка свободной земли. С другой стороны, это Священный поход к Иерусалиму, направленный против неверных мусульман, подготовка к которому тщательно готовилась в Ватикане.

Общая характеристика: на подготовленной почве(после Реконкисты), католическая церковь постепенно подводила народ к походу против мусульман, и папству нужен был лишь повод. Его предоставил император Алексей 1 Комнин, обратившийся за помощбю против турок-сильджуков. Папа Урбан 1 среагировал мгновенно, прочитав на Клермондском соборе 1095 года проповедь о первом крестовом походе, но речь шла не о походе в помощь Византии. Первыми откликнулись нижние слои общества, образовавшие Крестовый поход бедноты, но он быстро распался, т.к. участники в основном опустошали земли, через которые, по их мнению, шел путь в Священный город. Настоящий первый Крестовый поход собрался в 1096 году, и в итоге оказался самым успешным: ордена рыцарей пересекли Средиземное море, взяли Иерусалим и основали государство крестоносцев(в него входили Графство Эдесское(первое основанное), Княжество Антиохии, Графство Триполи и - самое крупное - Иерусалимское королевство, просуществовавшее вплоть до падения Акры в 1291 году). Этот поход был окончен в 1099 году. Инициатива начать второй поход была проявлена французским королем Людовиком 7, и вскоре поддержанная германским императором Конрадом 3. Изначально Людовик 7 планировал перебраться по морю, поскольку находился в дружеских отношениях с сицилийским королем Роджером 2, но Конрад 3 убедил его идти по пути первого Крестового похода:через Восточную Европу и Византию. Это привело к заключению двух христиано-мусульманских союзов: между Роджером 2 и египетскими мусульманами, и между императором Мануилом 1 Комнином и иконийским султаном. Германская и французская армия двигались медленно, опустошая земли, через которые они проходили, и это изрядно напугало византийского императора, быстро переправившего армию Конрада 3 через Босфор(и уже в первом сражении в Каппадокии, германская армия была разбита), и германцы принялись ждать французов. Мануил 1 заверил подошедшую к этому времени французскую армию, что их союзник одерживает блистательные победы, что разбудило дух соперничества, и вскоре эта армия так же перешла Босфор, и только там узнала о поражении германцев. В долгом и трудном походе до Дорилеи две армии быстро уменьшались под напором мусульман, жары и недостатка продовольствия, и в итоге Конрад 3 из Эфеса по морю в Константинополь, а Людовик 7 остановился в Антиохии. Из-за возникшего напряжения между византийским и германским императорами, армия Конрада 3, не дожидаясь французов, двинулась прямиком в Иерусалим, где был заключен союз с королем Балдуином 3, но провал в покорении Дамаска окончательно отворотил германского императора от Крестового похода. Французский король долгое время сомневался, стоит ли продолжать поход, но был убежден своими приближенными, что не стоит рисковать. Итогом этого похода стала только возросшая уверенность мусульман в собственных силах. Третий Крестовый поход был организован в 1189 году при поддержке Фридриха 1 Барбароссы, французского короля Филиппа 2 Августа, австрийского герцога Леопольда и Ричарда 1 Львиное Сердце, ему предшествовал захват Саладином(Салах ад-дин) Иерусалима. Этот поход можно разделить на три этапа: англо-французское движение, германское движение и осада Акры. Ричард 1 Львиное Сердце в ходе своего продвижения из Англии через Францию и Италию, остановился на Сицилии, где произошел конфликт не только между ним и французским, но и с германским правителями, в виду притязаний английского короля на норманнскую корону. Корона, через брак наследницы норманнского короля с сыном Фридриха 1 Барбароссы, принадлежала германскому императору; Ричарду 1 пришлось задержаться на Сицилии, а французский король двинулся дальше, в Сирию. Еще раз английской армии пришлось задержаться на Кипре, где Исаак Комнин захватил в заложники невесту короля, и тем самым спровоцировал войну, закончившуюся триумфом Ричарда 1. Кипр был подарен королю(титулярному) Иерусалима, а англичане начали осаду Акры. Перед тем как выступить в поход, Фридрих 1 Барбаросса заключил ряд союзов, в том числе с византийским императором и иконийским султаном, и начал движение по суше, к Константинополю. К германскому императору прибыли послы от болгарского и сербского правителя, предлагающих союз против Византии, но Фридрих 1, имея целью Крестовый поход, уклонился от ответа, пытаясь избежать нежелательных и сложных отношений. Однако, чем глубже в Византийскую империю продвигался Фридрих 1 Барбаросса, тем меньше становилась его армия из-за вражеских набегов в опасных местах, и в итоге это привело к открытому конфликту с Византией. Германский император способствовал образованию союза между сербами и болгарами, выступивших с большой армией против Константинополя, а Фридриху 1 удалось переправиться через Босфор, но, вскоре после крупной победы в Иконии, император утонул. Акра была взята только истощением, т.к. личные разногласия между английским и французским королями не давала возможности объединить силы и разгромить мусульман, но в 1191 году город был взят, а Филипп 2 Август, окончательно разругавшись с Ричардом 1, вернулся во Францию. После того, как оставшийся один английский король попытался выторговать или захватить Иерусалим, и потерпел неудачу, Ричард 1 Львиное Сердце начал свое долгое возвращение домой, тем самым обозначив конец Крестового похода в 1192 году. Последний, четвертый Крестовый поход был начат в 1202 году и был, по сути, направлен не столько против мусульман, сколько против Византийской империи. Изначально, однако, армия крестоносцев двинулась в Константинополь по просьбе Алексея Ангела, чей отец, законный император, был брошен в темницу. Ангел просил помочь вернуть ему престол в обмен на щедрое вознаграждение, и крестоносцы согласились, но обещанного вознаграждения не было, и город был захвачен. Таким образом, была основана Латинская империя, просуществовавшая до 1261 года. Французы, учавствовавшие в походе, получили феодальные уделы в Греции и Фракии, а византийцы контролировали Константинопольский порт. До Святой Земли крестоносцы не добрались.

Итог: в ходе Крестовых походов были окончательно обострены отношения между католической и православной Церковью, расцвели антисемистские движения, и нарастающая мощь Османской империи теперь была неоспорима. Но были и плюсы: этот период ослабил внутриполитические конфликты в Европе, было заимствовано множество достижений арабов и сохранившихся на востоке трудов античности, произошел синтез культур и стабилизировалась торговая система.

Развитие культуры Византии.

На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. В христианской философии этой эпохи возвышается фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его религиозно-философская система соединяет неоплатонизм с христианством. VI век был богат выдающимися историческими сочинениями (Прокопий Кесарийский, «Тайная история»). В VI – VII в. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры (храм св. Софии в Константинополе, 532-537). Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно складывается христианская догматика. С 1 ¼ VIII в. богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества (тезис о неописуемости и непознаваемости божества).

В VIII - 1 пол. IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х в. был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX-XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов. В XI-XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI-XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй».

Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности. В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических, поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров В XIV – 1 пол. XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет («Палеологовское Возрождение»). Он характеризуется стремлением художников выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры

23. Германия 10-15вв. Особенности: отсутствие наследственности власти, выборность, династии есть,лишь если сильный правитель заставляет князей признать своего сына следующим правителем, влияние личности короля на внутр. процессы, отсутствие постоянного королевского домена → невозможность централизированного объединения после раздробленности, объединения осуществляются князьями, стремившимися не допустить усиления императорской власти. Номинально есть император, но нет реальной власти → раздрай, разбой на дорогах и прочая + двухуровневость полит жизни: местный с князьями и имперский – номинальный император и отождествление всех земель с наследием Рима (Германию и называли тогда Священной Римской Империей). Нидерланды – одно из самых развитых мест средневековья. Нет единой системы мер и весов, очень много таможень.

9-11вв: 9 в – образование восточно-франкского королевства. Архаичное, слабо дифференцированное общество (только на юге чуть лучше – римское наследство). Слабое, но более пестрое положение дел с подчинением вотчины ее владельцу. Оттон 1 – германский король в 10 веке – становится королем италии, затем и императором римской империи с 962 года. Любил церковь – это средство власти, наделял землей, привелегиями, но влиял сильно на нее и сам – высшие должности под его контролем – имперская церковь . Подъем культуры при Оттонах – оттоновское возрождение – контакты с италией и византией, женитьба оттона 2 на византийской принцессе, слабое возрождение но все же.

11 век. Начался процесс феодализации. Быстрый темп. Борьба за инвеституру между папой и королем (передача властных полномочий посредством символического вручения знамени (светские полномочия) и кольца и посоха (церковные). Из-за инвеституры епископов. Генрих 4 и папа григорий7. Окончание борьбы за инвеституру - 1122 – Вормский конкордат: император уступает инвеституру, но процедура в присутствии короля – условность полномочий короля в этом вопросе.Это «удар по имперской церкви». Далее усиливается роль местных князей из-за ослабления короля.

12 век. Династия Штауфенов – 1138-1254 Характерная черта их политики – стремление подчинить всю Италию, сделать ее своей опорой – столкновения с папами и Сицилийским королевством (1176 – поражение при Леньяно, отказывается от ряда претензий в северной Италии, после еще при др.императорах борьба, но с тем же успехом). Крестовые походы. Сер 12 века - развитая городская община на западе. Становление цехов. На рубеже 13 века – появление городского совета – члены совета – это консулы. Советы образовывались с согласия синьоров , чтобы облегчить тем обязанности по управлению (в отличие от Франции, но с 13 века тоже выступления против синьоров). Церковь и знать основывают новые города, т.к. свой город – это выгодно (мюнхен, лейпциг). Купцы северных городов назывались гАнза – братство, гильдия. 3 торговые области – северная, южная и средняя, как связь между первыми двумя → только посредническая функция + внутренняя торговля.

13 век. 1254 – умирает последний штауфен. Междуцарствие – ок.30 лет. раздробленность. южная германия – развивается горный промысел – серебро для торговли. Глубокие шахты уже умели делать с 12 века. Железная руда . Использование энергии падающей водя для раздувания мехов. Колонизация на восток в это время – ливония, пруссия.

14 век. Расцвет ремесел, торговли. Нет четких и устойчивых границ ни внутри империи, ни внешних (до 2/2 15 века так). 1291 - образование швейцарского союза на территории империи. (3 свободные общины объединились против попыток габсбургов захватить торговый путь в италию, начало века – победили габсбургскую конницу. Признание полит независимости швейцарии лишь в 1648 году.). ГАнза становится союзом, подобным государству, ведет войны – победа над данией – городской патрициат представлял в ней власть, а каждый город – автономия. Возникают и другие союзы городов – Швабский, Рейнский. 1356 – золотая булла – закрепление правовое политической раздробленности – подтверждала выборный порядок избрания императоров коллегией из 7 князей-курфюрстов. Габсбурги с 1438г. после люксембургской династии.

15 век. «замыкание цеха» - появление вечных подмастерьев. Середина века – книгопечатание . К концу века – около 50 центров книгопечатания. Потери территорий (Шлезвиг и гольштайн – дании, прованс –франции, верхняя и нижняя австрия – венгрии. Формировавшееся с 14 века сословно-представительная власть получает название Рейхстага в конце 15 в – совещательный орган. Также сформированы ландтаги (органы территориального управления в отд.княжествах, нерегулярный характер.).

Особенности: Номинальная власть династии га

Хронологические рамки и периодизация истории средних веков.

1) Раннее средневековье - время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

2) Классическое , или развитое средневековье - период развитого феодализма, конец XI-XV вв.

3) Позднее средневековье - период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI - середина XVII вв.

2. Происхождение и содержание терминов «Средние века» и «Феодализм».

Термин средние века был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в 1483 году. До Бьондо доминирующим термином для обозначения СВ было понятие «тёмные века», введенное Петраркой. В современной историографии «Тёмные века» означает 6-8 века в современной историографии.

В 15-17 веках этот период media tempestas c 1469, media antiquas c 1494, medium tempus c 1531…

В 17 веке термин “Средние века» был введён Кристофером Келлером – деление истории на античность, средние века и новое время. Он считает, что средние века длились с 395г(раздел Империи) и до 1453г.(падение Византии). Термин «Средние века» применяется по отношению к Западному средневековью. Особенности: феодальная система землепользования, система вассалитета, доминирование церкви, идеалы монашества и рыцарства

Феодализм –тип общества, характеризующий наличие социальных классов – феодалов и простолюдинов.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал - верховным собственником. Верховный собственник земли - всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба - собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.

Термин «средние века» вошел в научный оборот в эпоху Возрождения, тем самым философы-гуманисты подчеркивали связь своего времени с античностью: от «золотого века» человечества их отделял некий средний, промежуточный период, «темные века», как назвал их Петрарка. Позднее термин, естественно, утратил свою смысловую нагрузку, однако в историографии как общепринятое понятие сохранилось название «средневековье», временные рамки которого охватывают период с 5-го века и до начала 16-го века. Эти рубежи носят относительный характер и разнятся в истории различных государств.

Условности хронологии

Хронология и периодизация - относительные критерии, искусственно привнесенные исследователями, используемые для удобства обозначения того или иного времени, сопоставления событий в разных странах и т. п. Это в полной мере относится и к периоду под названием «средневековье», пространственные, временные рамки которого по-разному обосновывают отечественные и зарубежные историки. Как верно отмечал А. Я. Гуревич, люди средневековья, как и античности или не давали наименования своей эпохе, не осознавали, что живут в период средних веков. При разделении на хронологические отрезки ученые руководствуются некими оригинальными признаками, качественными характеристиками, присущими конкретной эпохе.

Периодизация

Как историографическая традиция обозначает западноевропейское средневековье? Временные рамки (века) - с V в. до начала XVI в. Внутри этого почти тысячелетнего промежутка времени обычно выделяют следующие этапы:

  • V-XI вв. называют Ранним средневековьем (или «темными веками», так как этот период в истории человеческой цивилизации остается наименее изученным в силу крайне скудного отражения в источниках). Начался после упадка Римской империи. Одни из самых ярких явлений - великое переселение народов, завоевание христианами Пиренейского полуострова (так называемая Реконкиста), расцвет Византии, Франкского государства.
  • XI-XIV вв. - это классическое (или Высокое) средневековье. Основные события - быстрый рост населения Западной Европы, практически повсеместное распространение христианства, развитие городов и урбанизация, возникновение и развитие феодальных отношений.
  • XIV-XVI вв. относят к Позднему средневековью (некоторые исследователи этот период причисляют уже к раннему Новому времени). Это период бедствий, голода, чумы, Столетней войны и монголо-татарских нашествий, которые серьезно опустошили Западную Европу. Вместе с тем это время церковной реформации, великих географических открытий, развития науки, изобретений, достижений в традиционной медицине.

временные рамки для России

На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в. А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:

  • IX-XII вв. - существование централизованного Киевского государства.
  • XII-XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.
  • XIV-XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве.

Характеристика эпохи

Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим - главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.

Ключевая характеристика Раннего средневековья - это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию и правящих династий. Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.

Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.

Классическое средневековье

Высокое средневековье (временные рамки XI-XIV вв.) начинается в Западной Европе со становления государства Карла Великого и характеризуется укреплением позиций католической церкви, ее доминантной ролью на всех уровнях человеческой деятельности - от политики до повседневного быта. В системе образования господствует схоластическое учение, мировоззрение и материальная культура глубоко религиозны.

Христианство определяет и русское средневековье, временные рамки которого, как и событийное содержание периодов, очень отличаются от западноевропейских. К XII в. православие стало не только официальной государственной религией: последние язычники, верующие в древних славянских богов, оставались разве что в глухих лесных районах и не представляли угрозы существованию централизованного государства. Но феодальные междоусобицы, сотрясавшие больше или меньше любое государство в средние века (временные рамки на Руси - XII-XIII вв.), ослабили Киевское государство и сделали его легкой добычей для пришедших с востока орд кочевников монголо-татар. Таким образом, укреплению авторитета церкви способствовала и внешняя угроза в лице чуждых в этническом и религиозном смысле захватчиков.

Отличительные черты европейского и русского периодов

Принципиальное отличие в этот период истории Руси от Западной Европы очевидно: для империи Карла Великого это время максимального расцвета культуры, создание канонического образа средних веков, в Восточной Европе во всех сферах жизни наблюдается упадок, связанный с тяжким бременем противостояния могучему азиатскому противнику.

После свержения монголо-татарского ига былую целостность Киевской Руси восстановить уже не удалось: западные земли объединились в Галицко-Волынское княжество, а на востоке все большее влияние получали московские князья.

Заключительные десятилетия эпохи Высокого средневековья

Конец на Западе связывают с голодом, поразившим многие земли в начале XIV в., эпидемией чумы, крестьянскими бунтами и Все эти трагические события влекли за собой буквально вымирание половины населения, следовательно, упадок во всех сферах жизни.

В то же время для России средние века, временные рамки XIV-XVII вв., стали эпохой становления и укрепления государства вокруг Москвы. Русь достаточно окрепла в это время, чтобы сбросить бремя золотоордынского ига. Более того, многие отечественные исследователи склонны видеть в новом Русском государстве, основанном на владимиро-суздальских историко-культурных традициях, характерные черты Возрождения. Это и расцвет культуры, архитектуры, живописи, и появление литературных произведений, в центре внимания которых человек и его чувства, а не религиозные вопросы.

В начале XVII в. на московский престол восходит династия Романовых, представители которой правили страной до свержения монархии в 1917 г.

Позднее средневековье и переход в Новое время

Такое зыбкое понятие, как Позднее средневековье, временные рамки и страны охватывает по-разному: где-то более отчетливо проступают черты Нового времени, а кое-где сохраняется традиционный феодальный уклад. В государствах Западной Европы появляется движение за реформацию церкви, происходят промышленные революции, меняется философия и взгляды на мир. А в Московском царстве еще почти два столетия все оставалось без существенных изменений: потому средневековье в России (временные рамки IX-XVII вв.) заканчивается намного позже.

Западноевропейское средневековье временные рамки, завершающие этот почти тысячелетний период, относит к концу XV - началу XVI вв. За точку отсчета чаще всего принимают открытие Колумбом Америки в 1492 г.

В России завершить период средневековья удалось только Петру I через ряд прогрессивных и часто непопулярных реформ в конце XVII в.

Выводы: средневековье западноевропейское и русское

Таким образом, временные рамки средневековья в России и Западной Европе сильно разнятся, хотя сущность периода остается в большинстве вопросов сходной. Это и господство церкви и религии во всех сферах жизни, и упрочение феодальных отношений, и последующее становление монархии, которая сохранится в Новое время.

В конце средневековья начался явный технический прогресс - изобретены доменные печи, огнестрельное оружие, Появилось понятие учебных заведений. Прогресс постепенно проявляется во всех сферах жизни. В последние десятилетия Позднего средневековья начался бурный расцвет искусства.

Термин «средние века» - перевод с латинского выражения medium aevum (средний век) - был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности. Гуманисты оценивали в первую очередь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии Й. Келлер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемирной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им временем от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Константинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые ознаменовались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации всемирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как время стеснения умственной свободы, господства догматизма, религиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением - явлениями, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в начале XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просвещения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеализации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневековью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, существенно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эволюцию западноевропейского средневекового общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологическим рубежом которого явился XI век. Это было первое заметное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не только событийной и политической по преимуществу, но и социальной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространилось во французской публицистике накануне Французской революции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI-XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История средних веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов - земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины - конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории - позитивизма. Направление, принявшее новую методологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой превращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критического метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Развитие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако результаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века.

Предмет, хронологические рамки и внутренняя периодизация «Истории Средних веков»

Предметом изучения истории Средних веков являются особенности и закономерности развития общества в данный период. Это и становление феодальных отношений в Европе, и политическое и социальное развитие государств, и культурное развитие человечества.

История Средних веков рассказывает нам про героические войны, диктаторское влияние церкви на жизнь общественности, феодальный строй государств, первых путешественников – открывателей и несравненную самобытную культуру.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. В странах Западной Европы у истоков средневековья по периодизации, принятой в советской историографии, стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи, которая погибла в результате кризиса рабовладельческого строя, сделавшего ее беззащитной перед варварскими вторжениями германских и славянских племен. Эти вторжения привели к распаду империи и постепенной ликвидации рабовладельческого строя на ее территории, стали началом глубокого социального переворота, отделяющего средние века от древней истории. Для истории Византии началом средневековья считают IV век, когда Восточно-римская империя оформилась в качестве самостоятельного государства.

Рубежом между средними веками и новым временем в советской историографии считается первая буржуазная революция общеевропейского значения, положившая начало господству капитализма в Западной Европе, - английская революция 1640- 1660 гг., а также окончание первой общеевропейской - Тридцатилетней- войны (1648). Эта периодизация используется в данном учебнике.

Она не является, однако, ни единственной, ни бесспорной. В зарубежной историографии как капиталистических, так и социалистических стран гранью, отделяющей средние века от нового времени, принято считать либо середину XV в., либо конец XV - начало XVI в. То есть в качестве рубежа рассматривают завоевание турками-османами Константинополя и крушение Византии, окончание Столетней войны (1453) или начало эры Великих географических открытий, особенно открытие Колумбом Америки. В частности, некоторые советские исследователи полагают, что XVI век, эпоху первых буржуазных революций, следует отнести к особому периоду нового времени. С другой стороны, ряд историков придерживаются той точки зрения, что если рассматривать средневековье как период господства феодальной формации, то в него следует включать для Западной Европы и XVIII век - до Великой французской революции 1789-1794 гг. Таким образом, этот вопрос принадлежит к числу дискуссионных.

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода: I. Конец VB. - середина XI в.- раннее средневековье (раннефеодальный период), когда феодализм только складывался как господствующий способ производства; II. Середина XI в.-конец XV в. - период развитого феодализма, когда феодальный строй достиг наивысшего расцвета; III. XVI в. - первая половина XVII в. - период разложения феодализма, когда в недрах феодального общества зарождаются и начинают складываться капиталистические отношения.

Периодизация Западной Европы
V-XI вв. - раннее средневековье, время формирования феодального способа производства.
XI-XV вв. - классическое, или развитое средневековье, период развитого феодализма.
XVI- сер XVII вв. - позднее средневековье, или раннее Новое время, период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства.
Периодизация Византии
IV-VII вв. - первый, или ранний период, постепенная эволюция позднеантичных институтов в раннефеодальные.
Втор. пол. VII-XII вв. - второй, или средний период, расцвет византийской империи.
XIII - сер. XV в. (1453) - третий, или поздний период, поздний византийский феодализм, кризис империи.

Регионы средневековой философии.

Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В эпоху Средневековья «география» философии значительно изменилась: философия не толь­ко продолжала развиваться в центрах своего возникновения (Индия, Китай, Греция - Рим), но и далеко вышла за их пределы.

Говоря о философии Древнего мира, можно было безоговорочно оперировать терминами «западная» (античная) и «восточная» (индий­ская, китайская). Но для эпохи Средневековья противопоставление «Запад- Восток» создает уже некоторые проблемы. Они связаны в первую очередь с появлением и развитием мусульманской и еврей­ской 1 философии. Поскольку термин «западная философия» утвердил­ся как синоним «европейской философии», то отнести их к западной было бы некорректно. Относя их к восточной, мы совершим еще боль­шую ошибку: во-первых, мусульманская и еврейская философия гораз­до ближе (по своему содержанию и характеру) к европейской, нежели к индийской, китайской и т.п.; а во-вторых, ряд центров мусульманской и еврейской философии территориально находился далеко на запа­де - на Пиренейском полуострове (например, в Кордове).

Поскольку в это время на культуру в целом и философию в частно­сти значительное влияние оказывали мировые религии, то в качестве основных регионов, где проходило развитие философии, условно удоб­нее выделить следующие:

Буддийский мир;

Христианский мир;

Мусульманский мир.

Эпоха Средневековья обычно выделяется на базе событий европейской истории (т.е. в хрис­тианском мире). Ее условным началом является 476 г. - дата захвата Рима варварами. Впрочем, если говорить о рубеже в развитии соб­ственно античной философии, то точнее будет назвать 529 г. - время

1 Основные центры еврейской философии находились на территории господства ислама.

закрытия последней языческой философской школы (Академии в Афинах). Конец европейского Средневековья и начало следующей эпохи, т.е. эпохи Возрождения - это середина XIV в. для Италии и начало XVI в. для Северной Европы.

Но эта европоцентристская (а точнее, даже западно-европоцент­ристская) периодизация не вполне соответствует ситуации в других регионах. Так, строго говоря, эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью даже не для всего христианского мира, а только для его части - Западной и Центральной Европы 1 .

А для буддийского и мусульманского мира определение и начала, и окончания эпохи Средневековья представляет значительные трудности. Так, окончание Средневековья можно связать только с зарождением в этих регионах культуры Нового времени, что случилось не ранее второй полови­ны XIX в. Аналогично и начало эпохи Средневековья в буддийском и му­сульманском мире нельзя безоговорочно связать с V или VI в. и тем более с названными выше датами. Об истории мусульманского мира вообще можно говорить только начиная с VII в. (когда возник ислам). А для Индии и Китая, входящих в буддийский мир, условные даты начала Средневековья падают на период III-VI вв., для Японии - это VI-VII вв. и т.д.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 9220 - | 7340 - или читать все...

Читайте также:

  1. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. времени государство уже взяло на себя большую часть мирских забот церкви, оставив ей только духовные, не забыв при этом отобрать и землю, служив­шую главным