ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ - 1) процесс развития военного дела с древнейших времен до современности; 2) дисциплина классической исторической науки, изучающая такие практики существования человеческого общества как ведение войн, строительство и развитие вооруженных сил. Военная история, кроме изучения конкретных войн и военных событий, анализирует их цели и причины, итоги и значение, исследует историю строительства вооруженных сил и комплектования армий, их оснащение, принципы выделения видов и родов войск, полководческое искусство и историю военной мысли, форму и тактику военных действий. В военной истории выделяются разделы: военная историография, военное источниковедение, военная археография. Источниками военной истории являются законы, уставы, инструкции, приказы, реляции, летописи, сказания, мемуары, теоретические сочинения (Л. Г. Бескровный).

Об истории войн писали еще на Древнем Востоке, особенно историки Древней Греции (Геродот, Плутарх и др.) и Древнего Рима (Тацит, Иосиф Флавий и др.). В XVIII веке в период становления европейской исторической науки предпринимались попытки сделать последовательные описания войн, отдельных походов, прошлого полков, военных кораблей и т. д. Военной истории уделялось большое внимание в исторических нарративах, так как прошлое и настоящее всех европейских государств было тесно связано с войнами. Военная история играла важную роль в обучении будущих офицеров, поэтому работы по истории войн имели практическое значение. Самостоятельной дисциплиной исторической науки военная история становится во второй половине XIX века. Одним из первых историков, создавших научные труды по военной истории был генерал от инфантерии, преподаватель Императорской военной академии кн. Н. С. Голицын. Военный историк создал капитальный труд, известный как «Всеобщая военная история» в 15 частях, где определил понятие «военная история», ее предмет и цель, методы изучения, источники и историографию, а также значение военной истории. Немецкий военный историк Г. Дальбрюк в конце XIX - начале XX веков привнес в теорию военной истории новые правила проверки уже имеющихся представлений о событиях прошлых войн: соотношения таких сведений с теорией военной науки, с топографическими данными, физиологическими и техническими возможностями воевавших сторон. В России военная история стала одной из наиболее развитых отраслей исторической науки. Она была представлена многочисленными военно-историческими описаниями, дополнявшими общеисторические труды по вопросам внешней политики и войн. Д. Ф. Масловский, А. 3. Мышлаевский, Ф. Ф. Веселаго разрабатывали методы анализа источников по военной истории и занимались их публикацией. В СССР военная история была идеологизирована и противопоставлена исследованиям так называемой «буржуазной военной историографии». Изучением военной истории занимались Военно-историческая комиссия (1918-1921), Военно-исторический отдел (1924-1946 и с 1953), Военно-историческое управление Генштаба (1946-1953). В 1966 году была подписана директива начальника Генштаба Вооруженных Сил СССР о создании Института военной истории МО СССР; сейчас он носит название Научно-исследовательский институт (военной истории) - НИИ (ВИ). Институтом было опубликовано около 1500 научных трудов, в том числе более 30-ти фундаментальных изданий, среди которых «История Второй мировой войны 1939-1945» (в 12 т.), «Военная энциклопедия» (в 8 т.) и др. Проблемы военной истории освещаются в периодических изданиях: «Военно-исторический журнал» (Россия), «Army History», «The Journal of Military History» (США), «Military History Monthly» (Великобритания) и др. В 1938 г. был создан международный орган исследователей, занимающихся проблемами военной истории, - «Международная комиссия военной истории» (Commission internationale d"histoire militaire ).

С. И. Маловичко

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 49-51.

Литература:

Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М., 1957; Он же. Очерки военной историографии России. М., 1962; Голицын Н. С. Всеобщая военная история древних времен: в 4 ч. СПб., 1872- 1875; Он же. Всеобщая военная история средних времен. СПб., 1876; Он же. Всеобщая военная история новых времен: в 3 ч. СПб., 1872-1874; Он же. Всеобщая военная история новейших времен: в 2 ч. СПб., 1872-1875; Он же. Русская военная история: в 5 ч. СПб., 1877-1878. Очерки советской военной историографии. М., 1974; Black Jer. Rethinking Military History. L.; N.Y, 2004; Delbruck H. Die Perserkriege und die Burgunderkriege. Zwei combinierte kriegs- geschichtliche Studien nebst einem Anhang iiber die romische Manipular-Taktik. Berlin, 1887.

Обсуждена на заседании

ЛЕКЦИЯ

кафедры (ПМК)

Протокол № ____

Кострома - 2012

Введение.

1. Цель, задачи, предмет изучения и основное содержание дисциплины.

2. Зарождение армий, их комплектование, состав, вооружение. Войны Древней Греции и Древнего Рима.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.Н. Кутаков, В.Т. Переяславцев. Военная история и современность. Зарождение армий и военного искусства. Курс лекций. Часть первая. КВВКУХЗ, 1994, с. 24 - 74.

2. Военная история. Учебник. М., Воениздат, 2006 г., с.с. 3 - 27.

3. Е.Н. Разин. История военного искусства. Том 1 «Полигон», 1994 г.

4. Военный энциклопедический словарь. Москва 2002 г.

5. История военного искусства. Учебник. М., Воениздат, 2006 г., с.с. 7 - 18.

Наглядные пособия и приложения

1. Структура военной истории.

2. Сражение при Левктрах 371 г. до н. э.

3. Сражение при Гавгамелах 331 г. до н. э.

4. Сражение при Каннах 216 г. до н. э.

5. Сражение при Фарсале 48 г. до н. э.

1.Полководческое искусство А. Македонского, Ганнибала.

2.Полководческое искусство Ю. Цезаря.

Военная история своими корнями уходит в глубокую древ­ность. Она зародилась в форме простейшего повествования о вой­нах, битвах, сражениях, деятельности полководцев и военачальни­ков в рамках общей древней историографии.

Появление письменности предопределило возможность накоп­ления исторических знаний в форме исторических надписей, еже­годных записей событий, а затем - специальных описаний. Не­смотря на то, что военно-историческая мысль зарождалась в самых простейших формах и сводилась по существу к регистрации, учету военных походов, появилась возможность накопления военного исторического опыта, анализа и оценки тех или иных событий. Это привело к формированию военной истории как науки (воен­но-исторической науки), составляющей особую часть всеобщей истории. В конце XVIII - начале XIX в. военная история отпоч­ковалась от всеобщей истории и военных знаний и превратилась в относительно самостоятельную науку.

Собственный путь развития прошла отечественная военно-ис­торическая наука. Военно-исторические знания в период Средне­вековья на Руси сосредоточивались главным образом в сказаниях, летописях, церковных (монастырских) хрониках. Такого рода хро­ники, как правило, имели частный, местный характер, излагали события, относящиеся к отдельным родам, княжествам, терри­ториям. Важным шагом, ускорившим развитие военно-историче­ской науки на Руси, явилось появление книгопечатания. На осно­ве изданных хроник началось исследование и составление военно-исторических работ.



Большой интерес для военной истории представляют появив­шиеся на Руси в XVI в. исторические повести. Ценность историче­ской повести в этот период состоит в том, что в ней не только опи­сываются, но и объясняются военно-исторические события периода окончательного формирования централизованного Мос­ковского государства и создания постоянного войска (Приговор Ивана IV Грозного от 1 октября 1550 г.), имевшего элементы регу­лярности. Характерным примером такой повести является «Исто­рия о Казанском царстве».

Важную роль в становлении и развитии военной истории сыг­рало изучение документальных источников.

В Российской империи в XIX в. создаются крупные научные труды, военную историю начинают изучать в военно-учебных за-
ведениях.

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ".

Целью дисциплины «Военная история» является изучение исторического опыта русского и других народов при ведении войн по защите Отечества, их характера и военно-политических итогов, особенностей полководческой деятельности выдающихся военачальников, формирование лучших качеств российского воинства, общей и профессиональной культуры курсантов на боевых традициях армии и героического прошлого Отечества, расширение их военно-профессионального кругозора, понимание ими диалектики развития средств способов вооруженной борьбы, военной мысли, военного строительства и квалифицированного использования военно-исторического опыта в практической работе.

Военная история – это наука, которая изучает сущность, причины, характер войн, средства и способы их ведения в зависимости от изменения социально-экономических, политических и материально-технических условий жизни общества, а также военной деятельности в интересах современного военного строительства.

Объектом изучения военно-исторической науки (ВИН) является военная история общества, то есть военная область жизни общества, с одной стороны, как часть всеобщей истории, а с другой – тесно и непосредственно связанная с военной наукой.

При определении предмета ВИН необходимо исходить из того, что центральной темой истории познания является «человек в исторически конкретных обстоятельствах», а уж потом «окружающие человека обстоятельства».

Любая война это продукт и результат деятельности людей. Следовательно, предметом ВИН выступают исторические закономерности возникновения, хода и исхода войн, возникновения и развития военной организации государства, военная деятельность в единстве всех ее сторон – экономической, социальной, политической, духовной и собственно военной – народных масс, классов, партий, движений, как в мирное, так и в военное время в различные исторические эпохи.

Задачи военной истории:

1. Изучает конкретный механизм возникновения и ведения войн в определенных исторических условиях, в единстве экономических, социально-политических и военных сторон.

2. Исследует закономерности и взаимосвязи войны, армии и военного искусства с социально-экономической структурой общества, а также объективных условий, определяющих возникновение и развитие тех или иных способов и форм вооруженной борьбы.

3. Обобщает боевой опыт, раскрывает творческую и организаторскую деятельность народных масс, полководцев (командиров, органов управления), истоки героизма, мужества и других качеств воинов на поле боя.

4. Проводит военно-исторические исследования, которые помогали бы решать вопросы международной, региональной и национальной безопасности, а также обобщает опыт исключения средств вооруженного насилия из сферы межгосударственных и внутриполитических отношений в реалиях настоящего времени.

5. Вырабатывает военно-исторические знания по истории войн, военного искусства, военного строительства и т.д., необходимые для современного руководства Вооруженными силами России и для научного планирования их развития.

Структура военно – исторической науки:

история военной мысли

Изучает зарождение, становление и эволюцию военно-теоретических взглядов под воздействием военно-технического прогресса;

Выявляет общее направление развития военной науки, закономерности и тенденции этого процесса.

история войн - исследует социальную сущность войны как особого общественного явления, раскрывает причины и социально-экономические условия ее возникновения, политические и военно-стратегические цели, характер и особенности конкретных войн, анализирует их итоги, определяет влияние данной войны на развитие общества.

история военного искусства - исследует возникновение, развитие, смену форм и способов ведения вооруженной борьбы, выявляет зависимость данного процесса от характера и уровня производства, политики государства и полководцев.

Итак, мы изучаем курс Военной истории в восьмом семестре.

Весь курс Военной истории состоит из 5 разделов:

Раздел I. Зарождение армии. Воины древнего мира. Армии и войны древней Руси и в период становления Московского централизованного государства (XIV-XVI вв.).

Раздел II. Вооруженные силы и войны Российской империи (XVII - нач. ХХ вв.).

Раздел III. Вооруженные силы России в гражданской войне и межвоенный период.

Раздел IV. Вооруженные силы и военное искусство во второй мировой войне.

Раздел V. Строительство отечественных вооруженных сил и развитие военного искусства в послевоенные годы. Локальные войны.

Всего на дисциплину учебной программой отводится 106 часов.

Вам будет прочитано 18 лекций.

Итак, мы рассмотрели военную историю как науку.

Изучили: структуру, методы, понятия, категории, функции и основные задачи военной истории.

Рассмотрели что такое объект и предмет военной истории, а также роль военно - исторической науки в системе подготовки офицеров и их практической деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №9»

История

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

Позднякова Екатерина Дмитриевна,7 «А»

Руководитель:

Борисова А. В. ,

учитель истории и обществознания

Абакан, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение..............................................................................................2

2.Глава 1. Дореволюционная форма.....................................................5

3. Глава 2. Эволюция отечественной формы послереволюционного времени....................................................................................................................14

4.Глава 3. История современной отечественной военной формы.....21

Заключение............................................................................................26

Библиографический список.................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Листая семейный альбом, мы обнаружили, что черно-белые фотографии прадедов и дедушек вызывают у нас трепет и восхищение. От чего возникают такие чувства? Их открытые лица, искренняя улыбка, внешняя родственная схожесть… Главное - все они одеты в военную форму!

Нас заинтересовало то, что военная форма выглядит по-разному. Фасон мундира прадедушки - солдата Царской Армии - отличается от мундиров дедушек, воевавших в Великую Отечественную Войну, и совсем не походит на военные костюмы родителей - офицеров Российской Армии. С чем связано такое отличие, откуда идет мода военного мундира?

С этим вопросом мы отправились в Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова. И вот, что мы узнали:

С древних времен человечество ведет военные действия, защищая свои территории и завоевывая новые земли. Воины надевают определенный наряд - военную форму одежды. Изначально такая одежда служила для защиты жизненно важных органов от поражающих факторов, например, кольчуга защищала от стрел. С развитием военной техники военная форма претерпевает изменения. Кроме защитной и маскирующей военная форма постепенно становится практичной, комфортной, эстетичной и даже модной. Требования к современной военной форме достаточно высокие - одинаковая по стилю, покрою, цвету, строго регламентированная по внешнему виду, она указывает на принадлежность воина к тем или иным вооруженным силам.

Ввиду приближения юбилея Великой Победы очевидна становится актуальность представленной работы: необходимо подробнее узнать о героях войны, носивших военную форму. Считаем важным для развития патриотизма у современных подростков и зарождения чувства гордости за деяния героев своей страны, заинтересовать молодежь историей эволюции военной формы. Может быть они захотят больше узнать о своих родных, принявших участие в военных действиях, сами решат носить военную форму, защищать свой народ и Родину. Также хочется отметить, что полученная информация в процессе исследования пригодится мне в жизни: я обязательно постараюсь передать ее своим потомкам.

Цель исследования : изучить историю эволюции отечественной военной моды и проанализировать изменения деталей отечественной военной формы на разных исторических этапах времени на основе исследования музейных экспонатов, данных научной литературы и фотографий семейного альбома.

Задачи :

Изучить музейные экспонаты по изучаемой теме,

Изучить принципы и факторы изменения военной формы,

Подробнее узнать судьбу родственников, носивших военную форму.

Рассмотреть фотографии из семейного архива автора исследования, относящиеся к теме работы.

Предмет исследования : военная история России.

Объект исследования : военная форма на разных временных этапах отечественной истории.

Военной формой или униформой называется одежда военнослужащих, обязательная для ношения в вооружённых силах страны и иных формированиях, состоящих на государственной службе. Военная форма в различных вариациях известна с древнейших времён у разных народов и цивилизаций .

Эволюция отечественной военной формы происходила на всех этапах существования России в зависимости от самых разных причин: от личных пристрастий руководителей страны, от модных тенденций и практических соображений. Во всех тонкостях изменений военной формы нам и предстоит разобраться в своем исследовании!

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМА

История военной моды начинается с древних времен.Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в армиях в XVII веке. Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. Изучая экспонаты музея, находим реконструкцию Древнетюркского воина рубеж I -II тыс.н.э.

Мужчина - воин одет в кольчугу, закрывающие спину, грудь и плечи, шлем, защищающий голову и лицо, обязательный атрибут - щит, закрывающий фронтальную часть туловища.

На этом стенде мы изучили предметы одежды и вооружения кыргызского воина XVI-XVII в.в. Экспонаты неплохо сохранились до наших дней, потому что изготовлены из металла. Основная функция этих костюмов – это защита жизненно важных органов от поражающих факторов – копья и стрелы. Об эстетической стороне мы не можем судить, возможно, в те времена мужчина в таких доспехах считался эталоном моды и стиля, пусть слегка неповоротливым и громоздким. Главное, он мог защитить себя и свою землю.

Нами были изучены экспонаты Хакасского национального краеведческого музея имени Л Р. Кызласова, касающиеся военной формы, но полная экспозиция военного костюма находиться в архивах и будет показана только к 9 мая. К сожалению, доступ в архивы закрыт. Чтобы узнать больше о военной моде, я обратилась в интернет музей Военной формы в Подмосковье. И вот, что мы узнали:

Форма, фасон и материал военной одежды до XVII века остается почти неизменным. Мы видим, как меняется одежда с изобретением стрелкового оружия и пороха. Порох изобрели в XII веке, но в военной промышленности стали использовать только в XVII в. Поэтому с XVII века военная форма претерпевает значительные изменения.

Доспехи воина VII -IX в. н. э.

Поместное войско стрелков XVI века.

Доспехи царя Алексея Михайловича XVII в.

Важно отметить, что замена традиционной для Руси одежды в армии на европейскую также, как и запрет носить дворянам иные виды костюма, кроме европейского находились в ряду реформ Петра I, которые носили определенный знаковый характер.

Период правления Павла и Павловичей называют временем расцвета в России систематизации военного мундира. Если Петр I явился зачинателем унификации одежды для военных, не успев, правда, ее закончить из-за войны со шведами, то весь XVIII век русская военная форма изменялась согласно им заложенным канонам. Помним приверженность Павла I прусским традициям униформы, но также нельзя забывать, что Петр I, в том числе, заимствовал образцы военного обмундирования у германцев для привнесения их в русскую армию. Речь, в первую очередь, идет о Саксонцах, которые были союзниками Российской империи в Северной войне. Можно заметить, что в данный период одним из преобладающих цветов являлся красный, который был цветом мундиров саксонских солдат.

После взашествия на трон нового императора Александра I "погончики и петлички" снова становятся неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на то, что покрой мундира изменился, его суть оставалась "павловская". Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится уже неотъемлемой частью жизни русского общества. Это можно объяснить вполне просто: русские императоры были прежде всего людьми военными, получавшими военное воспитание и образование. Армия была для них с детва идеалом. Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. С одной стороны, причина этому лежала в беспрерывных войнах, которые вела Россия в тот период времени, с другой стороны - в том, что форма постепенно становится обязательной в том числе и для гражданских ведомств.

К началу 30-х гг. XIX века завершилась унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо различий в правилах его ношения. Основным цветом николаевских солдат становится темно-зеленый мундир с красной отделкой. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II проведет кардинальные изменения именно в военной сфере − начнет с изменения покроя мундира в 1855 г. во всей армии, а закончит проведением закона о всеобщей воинской повинности, вместе с этим параллельно еще раз поменяв внешний вид военного мундира.

Александр III, известный как царь-миротворец, не приветствовал ведение войн, и он ввел военную форму, которая соответствовала бы его эстетическим вкусам − однообразную и скромную, которая, как думал император, брала свои корни в одежде народной. Этот скромный “народный” стиль преобладал в одежде российской армии до 1907г., когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство пыталось поднять боевой дух армии введением новой военной формы. Новые образцы отличались соединением разных типов мундиров, которые использовались в русской армии с 1812 по 1881гг. При всем этом, кроме парадной яркой формы вводилась еще и форма полевая, защитного цвета, которая была едина для всех родов войск. В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за начала Первой Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована .

Рядовой Киевского гусарского полка в парадной форме, 1845-1855


.



Музей военной формы в Подмосковье

Изучая военную форму дореволюционного периода, мы решили обратиться к семейному архиву абаканской семьи Поздняковых.

Эта фотография 1910 года – единственный снимок прадеда автора представленной работы! Семья Поздняковых этим снимком очень дорожит, так как в тридцатые годы прошлого столетия прадедушку репрессировали и забрали все имущество. Чудом сохранилась эта фотография. На снимке прадеду автора исследования, Жолобову Никандру Галактионовичу, всего 20 лет. На снимке он справа, одет в военную форму Царской Армии. Видно, что три товарища вместе служат в одних войсках, запечатлены в радостный момент, возможно, они пели под гармонь. У всех троих улыбки на лицах, бравый вид, сапоги начищены до блеска … Разве могли они предположить, что именно такими их запомнят правнуки.

Невольно понимаешь, что военная форма и погоны накладывают определенную ответственность, подвигают на поступки и даже подвиги, меняют образ жизни…

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

Впервые после революции 1917 года в Красной Армии вводятся общая для всех военнослужащих форма одежды и единые знаки различия для командного состава в 1919 году. Приказом номер 116 от 16 января 1919 года РВСР ввел нарукавные знаки различия командного состава: для младшего комсостава − под красной звездой красные суконные треугольники, для среднего − квадраты и для старшего − ромбы и петлицы с расцветкой по родам войск.


Музей военной формы в Подмосковье

Разноцветная форма XVIII -XIX веков канула в лето. Вскоре на смену прошлому "разноцветью" пришла практически однообразная советская форма: приказом от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы обмундирования: шлем, пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди из цветного сукна по роду войск, кожаные лапти и летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск .

В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы. На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для высшего командного состава - ромбы, старшего - прямоугольники, среднего - квадраты и младшего - треугольники. У красноармейцев на петлицах указывались номера полков .

Единая система воинских званий в армии для всего командного и начальствующего состава была введена в 19433 году, тогда же были введены и погоны. Таким образом советская военная форма приобретает современный вид.

Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь частичные изменения .


Музей военной формы в Подмосковье


Одежда главнокомандующего парадом Победы 1945г.

Для более детального ознакомления с особенностями военной формы послереволюционного времени мы вновь обратились к архиву семьи Поздняковых.

На представленных ниже пожелтевших фотографиях времен Великой Отечественной войны изображен двоюродный дедушка автора исследования − Чугунов Алексей Ермилович. Фасон военной формы достаточно прост и практичен. Интересны брюки галифе, суженные от колен и значительно расширенные на бедрах. В таких брюках не только удобно сапоги носить, но и на коня садиться.

Подробную судьбу дедушки мы смогли узнать от его дочери, тети автора исследования, живущей в Москве. Алексей Ермилович родился в 1925году в Сибири. Когда началась война, ему было 16 лет. С ноября 1941 года по январь 1943 года дедушка был командиром партизанского отряда под городом Рузой (Подмосковье)

С января 1943г. по сентябрь 1943г. – курсант пулеметного полка.

С 1943 года – командир отделения 17/20 зенитно-артиллерийского полка первого танкового корпуса Брянский, затем первый Прибалтийский фронт, с 1945г. – Белорусский фронт.

Победу встретил в Кёниксберге и сразу же был переброшен на восток на Русско-японскую войну, затем служил на Чукотке. После войны Алексей Ермилович работал первым секретарем обкома партии в Рузе, затем в Москве. Умер в 1999 году, похоронен в Москве. Его военная форма и награды являются экспонатами краеведческого музея в городе Рузе.

На этой фотографии изображены прадедушка с прабабушкой автора исследования в форме образца времен Великой Отечественной войны: Уржунцев Василий Маркелович (1920-1986гг) и Уржунцева Евдокия Георгиевна (1924-1997гг) вместе служили в годы Великой Отечественной войны в десятой Воздушной Армии, после войны поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Похоронены в г. Макеевка Донецкой области.


На данных фотография из архива семьи Поздняковых изображен двоюродный дедушка автора работы − Абросимов Иван Васильевич 1920-1996 гг. Служил в пехотных войсках на Ленинградском фронте. Был ранен, похоронен в поселке Копьево Ордженекидзевского района республики Хакасия. В его гардеробе мы видим неизменный атрибут военной формы пприода русской зимы− шапку- ушанку и валенки.

Первое заметное изменение военной формы произошло уже только в 1955 году, когда были отменены цветные канты на полевых погонах сержантов и солдат. Вводятся эмблемы родов войск зеленого цвета, размещавшиеся чуть ниже пуговицы, а не в центре погона. Из-за этого нашивки по званиям сместились чуть ниже по погону. Единые красные нашивки сменили цвет бордо и коричневый.

"Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-белого) для всех остальных также несколько сместились вниз" . Важно то, что с с ликвидацией кавалерии как рода войск были отменены синие погоны.

С введением в 1970 г. новой формы одежды для солдат, сержантов и курсантов было оставлено всего три основных цвета погон: для мотострелков и как общевойсковой − алый; для авиации и ВДВ − голубой; для всех остальных родов войск − черный. Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов военных училищ. Погоны и петлицы на на всей форме солдат и сержантов без исключений стали цветные с нашивками золотистого цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме.




ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ФОРМЫ

С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России № 466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о введении формы одежды и знаков различия Российской Армии .

Но в целом, еще долгое время в армии можно было встретить смесь старого и нового: если к 2000 году офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, то в большей степени сержанты и солдаты все еще носят знаки Советской Армии. Так, например, на погонах советского образца с литерами "СА" можно было увидеть новые сержантские знаки различия. Или же, напротив, на погонах нового образца советские сержантские нашивки.

На этих фотографиях 1992 года из семейного архива семьи Поздняковых изображены родители автора в полевой и повседневной форме курсантов. Из их рассказов можно узнать, с каким волнением и трепетом они впервые надевали военную форму. Ведь надев форму и погоны, становишься ответственным за свой народ и Родину.

Удивительно, но военная форма нравится не только представителям сильного пола. На фотографиях, редаставленных выше, изображена мама автора исследования в 1993 году. По ее рассказам, привлекательность военной формы также кроется в том, что форма даже скрывает дефекты фигуры, придавая стройность и элегантность. Девчата в военной форме на улицах Томска ловили на себе восхищенные взгляды прохожих. От молодых людей, желающих познакомиться, не было прохода. Некоторым военная форма даже помогла устроить личную жизнь – вот еще одно из преимуществ военной формы!

На этой фотографии изображен папа автора представленной работы во время сдачи зачета по физкультуре. На нем полевая военная форма офицера Российской Армии. Камуфлированная расцветка позволяет идеально маскироваться в условиях боя, хлопковая основа ткани выполняет функцию терморегуляции при значительных физических нагрузках, свободный покрой не препятствует активным движениям, а множество карманов делают форму удобной и стильной. Горловина, манжеты рукавов и штанов плотно прилегают к телу, защищая от укусов клещей, комаров, змей.

Удобная обувь из натуральной кожи на шнуровке с высокой голяшкой в виде берц позволяет свободно перемещаться в любых климатических и географических условиях при любых физических нагрузках. Голова защищена камуфлированной кепкой на хлопковой основе с козырьком и опускающимися ушками.

У этой военной формы нет недостатков. Она многофункциональна, практична, комфортна, выполняет защитную и маскирующую функции. Не случайно, современные дизайнеры используют этот стиль в современной одежде, назвав его милитари.

В семейном архиве также были найдены фотографии, на которых представлены модели парадных военных мундиров родителей автора исследования:

На этом снимке папа с сослуживцами после парада Победы 9 мая 2008 года. Мы видим парадный костюм офицера Российской Армии. Он украшен аксельбантом, золотым цветом погон и пуговиц, подчеркивающих торжественность момента.

На этом снимке родители автора работы изображены в парадной форме военно-морского флота в г. Североморске. У папы здесь нет аксельбантов, а присутствует кортик на ремне, нашивки на воротнике под золото в виде дубовых листьев (так называемые дубы). Парадная форма женщины-офицера не столь нарядна, отличается от повседневной лишь белым цветом рубашки. Мне кажется, моей маме она идет.

Так 9 мая 2014 года в военно-патриотической игре «Лазертак» автора исследования и его команду частично одели в военную форму. Бегать, прыгать, ползать удобно, комфортно, безопасно, даже грязи не видно!

На этом снимке мы с турклубом на Ергаках, почти у половины туристов элементы военной формы присутствуют в одежде, ведь в таких походах в одежде ценится практичность, удобство и безопасность. Не случайно стиль милитари так актуален в наше время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении истории русской армии и Российского государства в целом.

Изучая историю военной моды, мы узнали не только о фасонах, характеристиках, функциях военного мундира различных времен и народов, но и более подробно узнали о своих родственниках, носивших военную форму, воевавших в Великую Отечественную войну. Ведь раньше, листая семейный альбом, нам просто нравилось смотреть на людей в военной форме. Сейчас мы знаю судьбы этих близких нам людей, наших предков. Ведь это они защищали нашу страну, сохранили мир и дали возможность нам родиться и жить под мирным небом. Постараюсь сохранить и передать память о них моим потомкам.

Удивительно, но готовя материал этой научно-исследовательской работы, автор исследования неожиданно написал стихотворение, которым мы и завершаем наше исследование:

Прадед завещал.

Пусть возраст невелик и нет седых волос,

Я помню о родных, кто мир стране принес!

Мой прадед воевал, Россию защищал

Я вижу, как отец судьбу свою связал

Отечеству служить и в детстве рассказал:

Твой прадед воевал, Россию защищал

Зачем же мы тогда все ссоримся, сосед?

Ведь на одной земле живем уж много лет.

Наш прадед воевал, Отчизну защищал

И я хочу прожить в безоблачной стране

И детям рассказать о страшной той войне,

Как прадед воевал, Россию защищал

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции.− Рязань, 2001. −С. 98.

2. Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. − Омск, 2000. −№1 − С. 44-53.

3. Дмитриев В.Д. Мужчина. Воин. Охотник.− РЭМ, Санкт-Петербург, 2014−С.12-19 .

4. Зенков Ю.В. Служить отчизне. −Калининград, 2000. −110 с.

5. Смирнов А. Солдат должен быть... украшен // Родина. − 1995. −№ 1 − С. 84-88.

12. [Электронный ресурс] : музей военной формы в Подмосковье

Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. − Рязань, 2001. − С. 98.

Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. −Омск, 2000. − №1 − С. 44-53.

Составляющие:

3)эмблематика

7)история локальных войн

8)история управления войсками

Причины и характер войн рабовладельческого общества.

Военное искусство зародилось в рабовладельческом гос-ве в 6 в до н э в середине 5 в. Войска в это время предназначались для того чтобы держать в поминовении рабов отражать нападения др государств и покорять ближайшие земли, обращая населения в рабов. Войны отличались крайней мерой развития искусства, войска компликтовались из рабовладельцев, свободных земледельцев, рабы не были воинами. Войско состояло из пехоы и конницы. Основное оружие меч копье щит. Самым развитыми был китай 4000 км достягала китайская стена. Военное искусство раб общества получило наивысшие развитие в Древней Греции и Риме 5 в д нэ 6 в нэ. Системы компликтование др греции и рима были одинаковы. Армия этих государств имела четко выраженный характер. Рабы использовались но редко.

Способы комплектования в рабовладельческом обществе:



1)сочетание постоянных отрядов с ополчением (защита госва) - ее основой служили отряды родоплменной знати+во время войны армия увеличивалась крестьянами

2)кастовая система-(страны др Востока) армия состояла из проф воинов которые служили пожизненно и по наследству

3)милиционная система-каждый гражданин гос-ва должен отслужить до самой старости от 18-22 4)кашническая система-получила разв в дргреции и реме греки за оплату привлекали к службе

Вооружение к моменту рабовл: Простейшие оружия из стали, копья, наконечники стрел, защита-металлические доспехи. В период развития крепостная и осадная техника широка применяла метательные механизмы, совершенствовалось и развивалось ручное оружие. Для рукопашного боя мечи кинжалы дротики. К защите относили панцирь шлем. щит. Появляются зачатки инженерных войск,основной единицей стал фланг который действовал единой силой в него входила тяжелая пехота 8-16 тыс чел, помимо тяж пехоты была легкая.

Военные реформы и полководческое искусство Александра Невского, Дмитрия Донского.

Русскому военному искусству периода феодализма были присуще широкий размах стратегических действий, решительность в атаке, четкое планирование при подготовке к бою, стремление разгромить по частям, использование народного ополчения. Основной вид - стратегическая оборона. Начинает создаваться сторожевая служба. Необходимость сочетания на поле действий пехоты и конницы приводит к тому, что с наала 9-го века русское войско начинает состоять из 3 частей(чело, левой/правой руки). Славяне использовали засады, попытки захвата измором, военные хитрости. Артиллерия применялась редко, только в обороне.

5 апреля 1242 - Ледовое побоище; 8 сентября 1370 - Куликовская битва; 1942 году в ВО был учрежден орден Александра Невского.

Битва под Москвой.

Битва за Москву (1941-1942 гг.) Задачей группы «Центр» (немецкая армия) стало осуществление плана «Тайфун». В результате немцы смогли глубоко вклиниться в тыл советских войск и окружить четыре армии под Вязьмой и две – под Брянском. Тогда в фашистский плен попали более 660 тыс. советских солдат.
К началу декабря 1941 года фашисты заняли Химки перейдя канал Москва – Волга. На востоке войска вермахта перешли Нару и вышли к Кашире. Решение об эвакуации предприятий и правительственных учреждений было принято ГКО еще 8 октября. Город перешел на осадное положение. В октябре в Москву были переброшены войска из глубины страны. В этот сложнейший момент главнокомандующим западным фронтом назначен Жуков Г.К. К концу ноября 1941 года немцам удалось взять Клин. И на этом их дальнейшее продвижение было остановлено. Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 декабря на 6-е. По всему фронту предпринято мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активного наступления советских войск стало неожиданностью для фашистов. В итоге враг был отброшен на 120 – 150 км. от столицы. В декабре освобождены Тверь и Калуга. Но, важнейшее значение битвы под Москвой заключается в опровержении мифа о непобедимости войск вермахта. Войска фашистов впервые понесли серьезные потери.



36.Обстановка на советско-германском фронте к середине ноября 1942г. планы сторон.

За второе полугодие 1942 г на фронт работала вся страна было произведено 13.5 тыс боевых самолетов,13 тыс 300 танков 137 боевых орудий. свыше 3млн винтовок и автоматов, больше стала зарубержной техники. В мае 1942 г создается центральный штаб партизанского движения. в 1942 г созд 2 приказа теоретич подготовки сов армии: Приказ нарком обороны №306 от 8 октября:1)вводится одноэшелонное построение боевого порядка от роты до дивизии 2)обязательно выделяется резерв 3)отделения и взвода в наступлении требовалось развести в цепь с интервалами междк бойцами 68 шагов 4)для удара из глубины предусматривалось создание 2го оперативного эшелона.5)место командира в бою определялось за боевым порядком своего подразделения. 2 приказ №325 от 16 октября 1942:установление нового порядка и использование танковых и механизированных частей и соединений во всех видах боя. Отдельные танковые полки должны использоваться на главном направлении как танки поддержки пехоты, а пехота не должна оставать 500 м.Танковые механизированные корпуса в полном составе предназначались для наступления в главном направлении.1942 9 октября наркомом ссср был разработан боевой устав пехоты. контрнаступление под сталинградом назвали Уран.

Битва за Днепр.

Битва за Днепр продолжалась с 26 августа по 23 декабря 1943 года и включала в себя несколько этапов и сражений: Первый этап. Черниговско-Полтавская операция. (26 августа – 30 сентября 1943); Второй этап. Нижнеднепровская операция (26 сентября - 20 декабря 1943). Также к битве за Днепр можно отнести несколько отдельных операций, которые историки не относят к одному из этапов, но считают важной составляющей частью этого периода войны: Днепровская воздушно-десантная операция (сентябрь 1943); Киевская наступательная операция (1943) (3-13 ноября 1943); Киевская оборонительная операция (13 ноября - 23 декабря 1943).

ИТОГИ:
Битва за Днепр стала одним из редких примеров столь масштабного и быстрого форсирования такой огромной территории, захваченной и хорошо охраняемой противником. Даже немецкое командование вынуждено было признать, сто советская армия в этой операции показала свои наилучшие качества и огромное мужество.
Освобождение Днепра, Киева и Украины в целом имело огромное политическое и моральное значение для Советского Союза. Во-первых, удалось вернуть захваченные ранее территории со всеми их ресурсами, во-вторых, Украина давала Советскому Союзу выход к границам Румынии и Польши, и в дальнейшем самой Германии.

Берлинская операция.

БЕРЛИНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - наступательная операция Красной Армии на завершающем этапе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.В январе - марте 1945 г. советские войска разгромили крупные немецко- фашистские группировки в Восточной Пруссии, Польше и Восточной Померании, глубоко вклинились на территорию Германии и захватили плацдармы, необходимые для взятия ее столицы.План операции состоял в том, чтобы нанести на широком фронте несколько мощных ударов, расчленить берлинскую группировку противника, окружить и уничтожить ее по частям. Для реализации этой задачи советское командование сосредоточило 19 общевойсковых (в том числе две польские), четыре танковые и четыре воздушные армии (2,5 млн человек, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, 7500 самолетов).Немецкое командование сосредоточило в районе Берлина крупную группировку в составе группы армий «Висла» (3-я танковая и 9-я армии) и группы армий «Центр» (4-я танковая и 17-я армия) - около 1 млн человек, 10 400 орудий и минометов, 1530 танков и штурмовых орудий, свыше 3300 самолетов. На западных берегах рек Одер и Нейсе были созданы три оборонительные полосы глубиной до 20-40 км; Берлинский оборонительный район состоял из трех кольцевых оборонительных обводов, все крупные здания в городе были превращены в опорные пункты, улицы и площади перекрыты мощными баррикадами.16 апреля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки 1-й Белорусский фронт (маршала Г.К. Жукова.) атаковал противника на р. Одер. Одновременно войска 1-го Украинского фронта (маршала И. С. Конева) начали форсировать р. Нейсе. Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, особенно на Зеловских высотах, советские войска прорвали его оборону. Попытки гитлеровского командования выиграть сражение за Берлин на линии Одер - Нейсе провалились.20 апреля войска 2-го Белорусского фронта (маршала К. К. Рокоссовского) форсировали р. Одер и к исходу 25 апреля прорвали главную полосу обороны противника южнее Штеттина. 21 апреля 3-я гвардейская танковая армия (генерала Я. С. Рыбалко) первой ворвалась в северо-восточные окраины Берлина. Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов после прорыва обороны противника с севера и юга обошли Берлин и 25 апреля замкнули западнее Берлина в кольце окружения до 200 тыс. немецких войск.Разгром этой группировки вылился в ожесточенное сражение. До 2 мая на улицах Берлина днем и ночью шли кровопролитные бои. 30 апреля войска 3-й ударной армии (генерал-полковника В. И. Кузнецова) начали бои за рейхстаг и к вечеру его взяли. Сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария водрузили на рейхстаге Знамя Победы.Бои в Берлине продолжались до 8 мая, когда представители германского Верховного командования во главе с генерал-фельдмаршалом В. Кейтелем подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО) и других агрессивных блоков.

В 1945 г. ВС США являлись самыми многочисленными и наи­более технически оснащенными среди армий стран Запада. Как только отгремели последние залпы Второй мировой войны, США стали открыто провозглашать свои претензии на мировое господ­ство. Уже в декабре 1945 г. американский президент Г. Трумэн в своем послании конгрессу заявил о том, что США берут на себя ответственность «за руководство миром». Основой для подобного заявления были экономическая мощь Соединенных Штатов Америки и их временная монополия на атомную бомбу, которая, по мнению Трумэна, превратила США в «мирового лидера».5 марта 1946 г. в г. Фултон прозвучала речь лидера английских консерваторов У. Черчилля, в которой он открыто призвал Запад к «крестовому походу» против СССР и союзных ему стран. Это со­бытие и принято считать началом «холодной войны» - такое на­звание получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период 2-й половины 40-х - начала 90-х гг. XX в. Международные проблемы решались в обста­новке гонки вооружений. Одним из проявлений «холодной войны» стало формирование военно-политических блоков.Логическим продолжением и развитием «доктрины Трумэна» стал «план Маршалла» (1947) - программа так называемого вос­становления и развития стран Западной Европы, а по сути усиле­ния их военно-политической зависимости от США, постепенного превращения их территорий в плацдарм для подготовки агрессии против СССР и других социалистических стран.. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Ита­лия, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Португалия подписали в Вашингтоне Североатлан­тический пакт, чем оформили создание НАТО. В 1952 г. в НАТО вступили Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1982 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Чешская Республика, Венгрия, в 2004 г. - Бол­гария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.В 1949 г. был принят американский план войны против СССР под кодовым названием «Дропшот». Конечная цель вой­ны - ликвидация социалистического строя в СССР, оккупация и расчленение его территории на отдельные зоны - западную, укра­инско-кавказскую, западно-сибирско-уральско-туркестанскую, восточно-сибирско-дальневосточнуюВ 1954 г. в Юго-Восточной Азии представители США, Вели­кобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланда, Филиппин и Пакистана создали новый военный блок СЕАТО, до­говор о котором вступил в силу в феврале 1955 г. Позднее Вели­кобритания, Турция, Иран, Ирак и Пакистан создали еще одну аг­рессивную военно-политическую группировку государств на Ближнем и Среднем Востоке - Багдадский пакт, реорганизован­ный в 1959 г. в блок СЕНТО.

Объект и предмет военной истории

Предметом военной истории науки выступает исторически закономерное возникновение хода и исхода войн, возникновение и развитие военной организации государства, военная деятельность во всех аспектах: экономическ, социальн, духовн, политич, военная как в мирное так и в военное времяв различные исторические эпохи.

Ви представляет собой совокупность объектов изучения:

История войн - изучает источники и причины войн, их социальную сущность, ход, итоги и уроки;

История военного искусства изучает непосредственные формы и способы в вооруженной войне.

Составляющие:

1)Стратегия - высшая форма военного искусства, охват теорию и практику для подготовки страны к войне.

2) Оперативное искусство охватыв теорию и практику подготовки и ведению общевойсковых совместных и самостоятельных операций.

3)Тактика-часть военного искусства охватыв теорию и практику в подготовке к ведению боя в подразделениях.

4)История строительства вооруж сил- изучает принципы способы и рода войск.

4)История военной мысли-предмет изучает мысли,планы полководцев.

6)История военной техники-изуч создание и развитие различной военной техники.

Специальные отрасли, относящиеся к ВИ:

1) военная историография - изучает саму историю ВИ

2) военноисторическая - изучает письменные, устные факты

3)эмблематика

4)геральдика - позволяет устанавливать подлинность

5)военная археология - позволяет устанавливать временные границы

6)фалеристика - исследует историю орденов и медалей

7)история локальных войн

8)история управления войсками

Что изучает Военная История

Военная история изучает прошлое народов, государств, оценивает его, чтобы раскрыть закономерности общественного развития, правильно понять его важнейшие тенденции, а также извлечь из него определенные уроки и учитывать их в практике сегодняшнего и завтрашнего дня.

Военно-историческая наука неразрывно связана с современностью, так как проблема войны и мира продолжает оставаться одной из наиболее острых. Во-вторых, военно-историческая наука, объективно оценивая военное прошлое нашей страны и других стран, вырабатывает теоретические положения и оценки по истории войн, военного искусства, военного строительства и т. д.

Таким образом, она активно включается в решение оборонных задач государства. В-третьих, объективная истина, добываемая военно-исторической наукой, отражается в понятиях, которые раскрывают законы военных событий и формы их реализации, помогают людям лучше понять сущность исторического процесса и его противоречия.

Раскрывая деятельность людей в различные эпохи, направленную на достижение политических целей военными средствами, военноисторическая наука показывает особенности и формы этой деятельности, ее механизм. И наконец, военно-историческая наука не только исследует историю войн, военного прошлого как единый закономерный процесс, но формирует и определяет основные закономерности развития военного искусства, создавая тем самым основу для развития современной военной теории и практики.

Говоря об этой стороне методологической функции военно-исторической науки, необходимо отметить, что она, изучая прошлое, в особенности военные действия различного характера и масштаба, оказывает непосредственную помощь военной науке и служит важным научным материалом, из которого последняя вырабатывает теоретические и практические рекомендации вооруженным силам с учетом современных условий, уровня развития военной техники, оружия и т. д. Своими исследованиями она показывает факторы и условия, которые привели именно к этому, а не к другому результату, оценивает различные возможности, существующие в исследуемых военных действиях (войне), но особое внимание обращает на показ реализованной возможности. Так, например, обстоятельно описаны и оценены факторы и условия успешного контрнаступления наших войск под Сталинградом и Курском в Великой Отечественной войне и др.

Факты показывают, что тесная, органическая, прочная связь между военной историей и военной наукой не случайна. Она закономерна и глубоко необходима. Эта взаимосвязь оправдывает слова Н. Г. Чернышевского, который говорил, что «без истории нет теории, но и без теории нет истории». Изучая опыт прошлых войн, военно-историческая наука вносит огромный вклад в развитие отечественной военной теории. В этом смысле она является важным фактором укрепления оборонной мощи страны. Важнейшей функцией военной истории является мировоззренческая функция. Она выражается, во-первых, в осмыслении места войны в историческом процессе, выработке отношений к войне и роли в ней человека, а также к войне и военным действиям (искусству их ведения) как к средству изменения действительности в интересах общества и государства.

Во-вторых, данная функция способствует развитию общей, в том числе военной культуры человека, гражданина; влияет на формирование правильных представлений о характере современной войны и понимания военной доктрины государства. Иными словами, военная история как наука есть активный и равноправный участник формирования научной компоненты развития общества в целом (и в этом содержится ее мировоззренческий потенциал).