Почему «эти танки не могли друг друга защищать»

Хорошо известно, каким грозным противником вермахта летом 1941 года оказался советский танк Т-34. Самый прославленный танковый полководец Германии - Гейнц Гудериан писал в мемуарах: «Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях.
Например, наш танк T-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство».
Ну а каким запомнился Т-34 немцам чинами пониже, непосредственно имевшим с ним дело в 1941 году? Что они могли противопоставить этому танку?
Конечно, воспоминания врага - вовсе не истина в последней инстанции. Тем более – воспоминания о войне спустя многие десятилетия после ее окончания. И все же знакомство с ними позволяет понять, как выглядели бои с «той» стороны.

«Пушка для похлопывания по броне» и «уродливое стальное чудовище»
Лейтенант Вальтер Хейнлейн, передовой артиллерийский наблюдатель 5-й батареи 2-го дивизиона 2-й танковой дивизии (передовой наблюдатель - это офицер, который во время атаки идет вместе с пехотой или танками, чтобы направлять огонь артиллерии) впервые встретился с «тридцатьчетверками» в октябре 1941 года, после взятия немцами Гжатска. Вот как это было: «Я, как и прежде, участвовал в наступлении в качестве передового наблюдателя и находился на самом переднем крае. Наш авангард только успел окопаться недалеко от железной дороги, как из укрытия появились Т-34 и попытались нас уничтожить. Я стоял возле нашей 3,7-сантиметровой противотанковой пушки, которая открыла огонь по танкам. Я видел, как ее снаряды попадали в Т-34, - но без какого-либо результата! Они рикошетировали от брони и отлетали в сторону. В это время и возникло понятие «пушка для похлопывания по броне».(У противотанковой пушки 3,7 cm Pak 35/36 было много таких уничижительных названий, например, «колотушка» - М.К.)

Теперь Т-34 ехал в мою сторону, потому что он заметил противотанковую пушку. Расчет пушки успел отскочить в сторону, и уродливое стальное чудовище поехало дальше. К счастью, у нас никто не погиб. Моя рубашка была полностью мокрой, хотя было ужасно холодно. Было ли мне страшно? Разумеется, было! Кому бы на моем месте не было бы страшно? Т-34 превосходил наши танки. У нас были танки только с короткой пушкой: Pz.II и Pz.III. Т-34 превосходил их по дальности огня. Он мог нас уничтожить раньше, чем мы его. Он был трудным противником».
Не совсем понятно, почему Хейнлейн не упоминает Pz IV. Запамятовал о них, или их не было в его дивизии? Вероятнее всего, что просто забыл.


Смогли всех уничтожить, потому что у них не было радио
И сразу Хейнлейн отмечает главный, с его точки зрения, минус «тридцатьчетверки»: « Но у Т-34 был один недостаток: у него не было рации, и эти танки не могли друг друга защищать. На наших танках была рация, и они могли друг другу сказать: «опасность там или там». А Т-34 ехали, практически, навстречу своей гибели, потому что им не говорили, что там или там опасность».
В одном из боев Хейнлейн остался «безлошадным» - его броневик был уничтожен: «Мой броневик я поставил под крышу сарая, и каждый час передавал сообщения о нашем положении. Первая ночь была спокойной. Утром мы съели кексы с маслом и установили на позиции наши 3,7-сантиметровые противотанковые пушки. Мы уютно устроились за столом, но тут меня ужаснул шум моторов. В окно я увидел, что на нас в большом количестве идут русские Т-34. К счастью, пехоты не было видно. По радио я немедленно сообщил о создавшемся положении в мою батарею и дивизион, и затребовал заградительный огонь. (Батарея Хейнлейна была вооружена 15- сантиметровыми гаубицами – М.К.).
Один Т-34 появился на дороге прямо перед моим домом. Наша 3,7-сантиметровая пушка по нему выстрелила, но снаряд отскочил от брони. Началась гонка вокруг дома - танк двигался, чтобы обойти противотанковую пушку. Другой Т-34 заметил мой броневик в сарае. С короткой дистанции он выстрелил по броневику, затем таранил его и вдвинул вглубь сарая, - на броневик обрушилась крыша сарая, и так я остался без своего «танка», и дальше воевать мне стало намного труднее. Теперь началась еще одна гонка вокруг дома – мы бежали, а за нами ехал Т-34. На втором кругу Т-34 застрял в болоте. Мы стреляли ему в башню из ручного оружия, и потом подорвали миной. Тем временем остальные Т-34 поехали по направлению к нашему штабу, но там их смогли всех уничтожить, потому что у них не было радио. Мой броневик, к сожалению, погиб, но второй атаки русских не последовало».
И снова ссылка на отсутствие радио на Т-34 как его главную слабость. Надо отметить, что советские командирские танки начали обеспечивать радиосвязью еще до войны. Но большинство машин ее не имело. И, конечно, это резко уменьшало боевые возможности «тридцатьчетверок». Но было ли именно это главным недостатком Т-34 в сорок первом году?
Многие десятилетия у нас не прекращается дискуссия о том, почему Т-34 не оказал решающего влияния на ход боевых действий в первый год войны, что помешало полностью реализовать его возможности. Воспоминания противника, при широком их использовании, очень полезны при решении этого вопроса.
Максим Кустов

В 1941 году Германия успешно использовала тактику «молниеносной войны», блицкрига, при захвате Нидерландов, Польши и Франции. За ними последовали Дания с Норвегией, а также Греция и Югославия. Остановить вермахт, казалось, не могло ничто. Сопротивление Гитлеру оказала лишь Великобритания, да и то благодаря своему островному расположению.

Летом 1941 года Адольф Гитлер решился напасть на СССР. Но там Германия столкнулась с множеством неприятных сюрпризов. Кстати, население страны было настроено в этом отношении далеко не столь оптимистично. Нацистам пришлось убедиться в том, что эйфория от побед, царившая в Берлине, после нападения на Советский Союз вдруг улетучилась.

И люди на улицах оказались правы. Красная армия оказывала Вермахту отчаянное сопротивление и наносила ему невиданный до тех пор урон. Пока немецкое наступление не захлебнулось зимой 1941 года, немцев настиг еще один удар. Они безоговорочно верили в мощь своих танков, но столкнулись с советскими Т-34. И вдруг выяснилось, что по сравнению с Т-34 немецкие танки типов I, II и III были словно детскими игрушками.

Т-34 был лучшим танком своего времени

Т-34 был безусловно лучшим танком тех времен. Его масса составляла 30 тонн, и он имел скошенную лобовую броню толщиной 70 миллиметров (так в тексте, в действительности 45 мм — прим. ред.) . Тогдашние немецкие танковые пушки имели стандартные снаряды калибра 3,7 см, которые не могли причинить ему реального вреда, за что получили прозвище «колотушка». Танки Panzer III, оснащенные пушками 5-сантиметрового калибра, вынуждены были обходить Т-34 и с крайне близкого расстояния стрелять по ним сбоку или сзади. Сам же Т-34 имел пушку калибра 76,2 мм. При наличии бронебойных снарядов он был в состоянии уничтожить любой танк противника.

Немцы были очень удивлены, столкнувшись с этим танком. Немецкая контрразведка не заметила ни производства русскими Т-34, ни еще более мощного КВ-1, хотя к тому времени было произведено целых 1225 «тридцатьчетверок». По своему дизайну Т-34 был самым современным танком своего времени. Скошенная лобовая броня и плоская башня улучшали его живучесть при обстрелах. Высокая мощность двигателя, небольшая масса (всего 30 тонн) и очень широкие гусеницы обеспечивали ему отличную проходимость.

Т-34 был смертельным оружием

В руках умелого командира экипажа Т-34 становился лучше любых немецких танков. В битве под Москвой Дмитрию Лавриненко удалось подбить 54 вражеских танка и стать, таким образом, самым успешным стрелком среди всех армий стран антигитлеровской коалиции. Причем достичь этого показателя ему удалось в период с сентября по декабрь 1941 года. 18 декабря Лавриненко погиб от осколка взорвавшегося снаряда. Кстати, в дивизии генерала Ивана Панфилова, о которой в России несколько лет назад был снят весьма противоречивый кинофильм.

Контекст

Битва под Прохоровкой - победа или поражение?

Die Welt 16.07.2018

Echo24: легендарный Т-34 вызывает споры

Echo24 27.04.2018

Т-4 - достойный противник Т-34?

Die Welt 02.03.2017

Т-34 сокрушил Гитлера?

The National Interest 28.02.2017

Лавриненко был прекрасным тактиком. Будучи хорошим наводчиком, что позволяло стрелять по противнику издалека, он предпочитал пользоваться в первую очередь превосходством Т-34 в маневренности. Часто он застигал немцев врасплох из укрытия и стремился навязать им перестрелку с расстояния всего 150 метров.

Впрочем, танкам Т-34 не удалось остановить продвижение Вермахта в 1941 году. Экипажи немецких танков были, как правило, более опытными и лучше подготовленными, чем русские, и значительно превосходили их по маневренности. Русские командиры не умели правильно пользоваться своими лучшими танками. Многим экипажам было запрещено отступать с занятых позиций, и немцы легко обходили их сбоку. А позиции, на которых немцам удавалось обнаружить Т-34 с воздуха, подвергались бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. Будучи «отрезанными» от своих основных сил, советским экипажам приходилось сдаваться, самое позднее, когда у них заканчивались боеприпасы и топливо.

Гениальный — мощный и простой

Главным секретом Т-34 была его простая и мощная конструкция. Именно благодаря этому советской промышленности удалось наладить его производство в столь огромных масштабах.

Этого немецким конструкторам понять так и не удалось. Сталину приписывают фразу: «У количества есть собственное качество». Пока русские в огромных количествах производили простые и мощные «массовые продукты», немцы разрабатывали свои танки как «шедевры ручной сборки», которые мог производить лишь специально обученный персонал и лишь в небольших количествах. Т-34 сваривали, зачастую даже не покрывая лаком и лишь посыпав известью, отправляли прямиком на фронт. В Германии же рабочие тщательно защищали сварочные швы и ставили на танки свои личные печати.

Впрочем, у Т-34 тоже были свои недостатки, связанные в большей степени не с концепцией, а с проблемами обеспечения связью. Так, в большинстве случаев лишь «флагманские» танки оснащались радиосвязью. И если немцам удавалось вывести их из строя, то все соединение оставалось без связи. В бою экипажам в любом случае не удавалось общаться между собой, и слаженность действий могла обеспечиваться лишь тогда, когда экипажи всех танков могли видеть друг друга. Кроме того, оптические прицелы советских танков не шли ни в какое сравнение с аналогичным оборудованием немецкой техники. Приоритет количества перед качеством вел также к тому, что многие танки поставлялись с браком. Кроме того, в начале войны практически не доставало бронебойных снарядов. С конструктивной точки зрения, у Т-34 был только один серьезный недостаток: командир экипажа был одновременно еще и наводчиком, и многие попросту не справлялись с двойными обязанностями.

Немецкие танки становились все тяжелее

Из всех танков, которыми располагал Вермахт в 1941 году, лишь Panzer IV мог сравниться с Т-34. Эти машины, а также самоходные артиллерийские установки Sturmgeschütz III в срочном порядке оборудовались длинноствольными пушками KwK 40 L/48 калибра 7,5 см. Немецкие командиры требовали срочно разработать оружие, которое было бы лучше, чем Т-34. Первой такой моделью стал тяжелый Panzer VI «Тигр». Однако эти машины производились лишь в небольших количествах. Реальным «визави» Т-34 стал Panzer V «Пантера». Он был разработан как среднемощный танк, но весил целых 45 тонн. Более поздние немецкие танки были еще крупнее. Однако их мощь обернулась тем, что они не могли сравниться с Т-34 в маневренности. Кроме того, им не хватало надежности по причине чрезмерного веса комплектующих частей, в частности, рулевого управления и коробки передач.

Многие эксперты склонны считать, что немецкие конструкторы были слишком честолюбивы для того, чтобы просто скопировать Т-34. На самом деле это была весьма привлекательная идея — немецкий «клон» Т-34 с более мощной пушкой, лучшим рулевым управлением, рацией и немецким оптическим прицелом был бы очень эффективен.

Но дело было не в тщеславии конструкторов. У Т-34 была одна техническая особенность, потому что не все в нем было так уж просто и незамысловато. Своей превосходной маневренностью он был обязан двигателю В-2. Тогда как немецкие танки оснащались бензиновыми моторами, у Т-34 был 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель. У немцев аналогичных моторов не было даже близко. Кроме того, В-2 был чрезвычайно легким, потому что в «отсталом» СССР использовались литые части из алюминиевого сплава. Из-за нехватки алюминия немцам этот метод был недоступен. А конструкция В-2 оказалась передовой — в современных российских танках вроде Т-90 используются двигатели, являющиеся, по сути, усовершенствованными версиями модели 1939 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Реакцией германских войск был ужас, когда в июле 1941 года советские танки легко прорывали их линии обороны. Новый средний танк Т-34, только что поступивший в войска, внушал наибольшие опасения.

Вера — это мощное оружие, прежде всего если речь идет о собственном превосходстве. Но ощущается это, однако, лишь тогда, когда вера колеблется. Именно это произошло 8 июля 1941 года в северной части Белоруссии, вблизи Днепра.

В этот день колонна танков Panzer III передовой немецкой 17-й танковой дивизии обнаружила советский танк с незнакомым силуэтом. Как обычно, немецкие канониры открыли огонь, чтобы вывести противника из игры. Однако с ужасом им пришлось констатировать, что снаряды, выпущенные прямой наводкой из их 37-милиметровых пушек, просто отскакивали от советского танка.

Похожая ситуация сложилась у группы противотанковых артиллерийских установок, которые из своих противотанковых пушек РаК 36 того же калибра раз за разом попадали в цель, но не наблюдали результата. Вместо этого советская боевая машина на широких траках подходила все ближе, перекатывалась через немецкое орудие и прорывала оборонительную линию 17-й танковой дивизии. Лишь 15 километрами западнее ее удалось подбить, из старой 100-миллиметровой полевой пушки времен Первой мировой войны.

Контекст

Лишь дуновение ветра в русских степях

Die Welt 10.03.2016

Курская дуга: танковые «камикадзе» Сталина

Die Welt 17.07.2013

Т-34 выиграл Вторую мировую войну?

The National Interest 21.09.2015
Абсолютно то же примерно в то же время переживало противотанковое подразделение 42, приписанное к 7-й танковой дивизии. Одна из его батарей была атакована «танком совершенно незнакомого типа». Солдаты реагировали, как и в сотнях других случаев: стреляли в противника — однако поначалу безуспешно: «Мы сразу открыли огонь, но броня пробивалась лишь с расстояния 100 метров. С 200 метров бронебойные снаряды просто застревали в броне».

Другой командир взвода выбрал в своем сообщении образное сравнение: «Стреляет полдюжины РаК 36. Это похоже на барабанную дробь. Но враг столь же уверенно, как доисторический монстр, движется дальше».

Иногда немецкие 37-милиметровые снаряды не добивались успеха с дистанции в 40, даже в 20 метров. Напротив, советские снаряды поражали противника, как описывал это офицер противотанкового подразделения 4, относящегося к 14-й танковой дивизии: «Наши танки снова и снова поражались прямыми попаданиями. Башни танков Panzer III и IV просто сбивались выстрелами».

Это имело свои последствия: «Прежний наступательный дух испаряется, — докладывал офицер, — вместо него распространяется чувство незащищенности, поскольку экипажи знают, что вражеские танки могут подбить их с дальней дистанции».

Новый противник, «доисторический монстр», имел обозначение Т-34/ 76. Летом 1941 года Красная Армия располагала примерно тысячей экземпляров. В это время речь шла о лучшем танке в мире.

Дело было, прежде всего, в различных преимуществах, сочетающихся в танке: широкие траки из стали позволяли ему перемещаться даже по топкой местности. Скошенные стенки корпуса отклоняли снаряды противника. Ходовая часть, в основу которой лег проект американца Джона Уолтера Кристи (John Walter Christie) от 1928 года, была простой, но надежной. Сравнительно легкий дизельный двигатель представлял собой идеальную комбинацию мощности и крутящего момента и заметно превосходил все остальные танковые моторы 1941 года.

Короткая 76-милиметровая пушка первого Т-34 1940-го года выпуска и на 80 сантиметров более длинное орудие того же калибра модели 1941 года превосходили все использовавшиеся к тому времени немецкие танковые пушки. Советская боевая машина тем самым уже к началу «Плана Барбаросса» была мобильней, лучше вооруженной и с большей огневой мощью, чем все его немецкие визави.

Поскольку к тому же Красная Армия располагала вдвое большим количеством танков (Т-34), чем их было у Восточной группировки германских войск (а речь идет о лучшем к тому времени немецком танке Panzer IV с короткой 75-милиметровой пушкой), битвы в Белоруссии и на Украине однозначно должны были увенчаться победой советских войск.

Но произошло противоположное. Почему? Начальник генерального штаба Франц Гальдер (Franz Halder) после 1945 года объяснял это так: «Квалификация советских водителей была недостаточной». Танки Т-34 избегали езды по впадинам или вдоль склонов, как это часто делали водители немецких танков; вместо этого «они искали пути вдоль холмов, на которые легче было въехать». Но на холмах они являли собой более легкие цели, и с ними было легче сражаться, как полевыми пушками, так и перестроенными под наземную стрельбу зенитками калибра 88 милиметров, знаменитыми «восемь-восемь».

Уже в июле 1941 года немецкие противотанковые отряды поняли, что им следует перегруппировываться и по возможности держать наготове несколько «восемь-восемь», чтобы с дальних дистанций поражать появляющиеся Т-34. Поскольку их силуэт существенно отличался от профиля других советских танков, например, от мощных, но медленных КВ-1 или более легких Т-26, Т-28 и БТ, тактикой немецких танков стало встречать Т-34 на дальних дистанциях огнем мощных противотанковых орудий.

«Немецкие войска по большей части могли обстреливать русские танки и наносить им урон лишь с дальней дистанции», — вспоминал Гальдер. Это внушало неуверенность экипажам Т-34, и техническое преимущество нивелировалось психологическими факторами.

Тем не менее: шок от Т-34 укрепился глубоко. Правда, различные французские и британские танки на западном направлении в 1940 году в чисто техническом плане были равноценны немецким типам III и IV, если не превосходили их. Однако советский танк легко затмевал их, обладая к тому же большим потенциалом для оптимизации.

Возможно, поэтому офицеры танковой группы 2 напрямую требовали от своего командующего Гейнца Гудериана (Heinz Guderian) «просто делать танки по образцу Т-34». Но до этого дело не дошло, хотя летом 1941 года несколько десятков более или менее поврежденных и даже несколько практически целых Т-34 попали в распоряжение вермахта.

Вместо этого был модернизирован уже спроектированный тяжелый танк типа VI «Тигр», а также добавился модернизированный танк типа V «Пантера». Но их, вместе взятых, до 1945 года было произведено всего около 7500 машин, в отличие от почти 50 тысяч экземпляров Т-34.

Показали мне тут один прелюбопытный форум. Суть дискуссии в том, что альты предлагают новую версию об истинных причинах начала второй мировой войны. Спорят, могло ли такое быть, что у нас с немцами оружие было одно, да и государства были по сути - конфедерацией. Вопрос, не смотря на кажущуюся очевидность, на самом деле очень актуален. Дальше порассуждаем об этом, и вы убедитесь, что не всё так однозначно в нашем ближайшем прошлом. А пока посмотрите подборку очень редких фото. Гарантирую, многие будут ну очень.... очень удивлены!



Экипаж Панцерваффе на советском танке КВ-1 (Клим Ворошилов)

Тот же КВ-1. Трофейный? Или...

А это наши Т-26. Они успешно воевали даже в Африке, как и советские орудия ЗИС-2

А это тягач "Комсомолец"

Другой "Комсомолец" вытаскивает увязший штабной "Мерседес"

Совсем уж курьёз. Бойцы РККА возвратили из плена Советский БА.

Снова наш Т-26

А это уже легендарная "тридцатьчетвёрка"

БТ-7. Быстроходный танк, создавался советскими конструкторами специально для ведения боевых действий в Европе. Понятно, же, что в России разогнаться то не где было. Как и сейчас, впрочем.

Узнаёте? Это наш БА-10

Ещё один Т-26

Самый массовый и самый надёжный в мире Т-34. Рекордсмен-долгожитель. Ни один танк ни когда не стоял на вооружении такой срок. Последняя машина сошла с конвейра в 1958г. Стоит на вооружении в некоторых странах по сей день.

Ещё один Клим Ворошилов - 1

И опять он же!

52-тонный монстр, убийца ДОТов Клим Ворошилов - 2

Ещё один КВ-1. Очень популярная у фрицев тачка! А у нас теперь: - "Чёрный бууумер, чёрный бууумер..."

А этот БА из конюшни Ваффен-СС

Легендарная "Сушка" - самоходка СУ-85

Это просто шедевр! После тюнинга Т-26 просто не узнать!

Ещё КВ-2

Странный крест на Т-34, нешто санитарные танки бывают?

Снова Т-34

И опять он родимый...

И это снова он!

Может показаться,что у немцев своих танков совсем мало было!

И это он же. Очевидно, что немцы использовали нашу технику не одноразово, и это вызывает массу вопросов. Даже не специалисту ясно, что техника требует технического обслуживания и ремонта. Ну хотя бы просто масляный фильтр где взять на технику врага? В магазине "Автозапчасти для иномарок"? А боеприпасы? Да хоть те же траки гусеничные, их же порядком требуется во время эксплуатации. Неужели он у себя наладили производство расходных и запчастей?

Снова БТ-7.

А типографии в Германии выпускали картонные игрушки "Сделай сам" - копии КВ-1. А танкисты приколисты сами только что вылезли из этого танка и ерундой занялись. Ежё бы раскраски им присылали...

Изучаем матчасть Т-34

И КВ-1 игрушку склейку выпускали. У меня что-то никак это с реальностью не вяжется.

Нормальные такие немецкие КВ-1. А ещё есть сведения, что в Германии выпускались наши лёгкие миномёты. И копировали их так тщательно, что в маркировке на стволе даже букву "Ж" оставили.

КВ-1 разбежался, хотел перепрыгнуть, но... недопрыгнул.

И снова Т-26

Ну без "тридцатьчетвёрки" никуда уже... А как обстояло с трофейной авиацией?

Нормально. Самолётов захватить мало удалось, но были в строю Люфтваффе и наши И-16.

А это уже наводит на размышление. Подпись под иллюстрацией на русском звучит так: - "У нас рой таких танков". Значит их захватили такое огромное количество? В принципе, количество потерь в первые недели войны озвучены и не раз. Да, много попало в плен нашей техники. Но количество танков вставших в строй Панцерваффе просто поражает. Ведь логичнее предположить, что лёгкого стрелкового оружия было захвачено на милионную армию! Где оно? Есть. Есть. Но не много.

А вот, кстати, и миномётный расчёт рядом с "тридцатьчетвёркой"

Подводя итог первой части, объясню, почему в заглавии - портрет Иосифа Виссарионовича. Там правда косяк серьёзный - слово Родина с маленькой буквы, но суть ясна. СССР зарабатывал деньги импортом готовой продукции. Не нефтью и газом, как наши господари, а продукцией, создаваемой на высоко-технологичных предприятиях. Сейчас удивитесь, но я скажу. Советский автомобиль "Москвич 408" был признан в Великобритании автомобилем года, и стал лидером продаж. Его производство было налажено в Бельгии, и это был первый народный автомобиль англичан. Хочется ещё плюнуть в советский автопром?
Развиваю мысль. Как вы думаете, чем могла торговать Россия до 1941 года? Не нужно кидаться сразу "гуглить". В открытой информации только зерно, бобовые, марганец, фосфаты и всяческие руды. И объём внешней торговли просто потрясает. С кем торговали? С Германией естественно. Что у них покупали? Станки, трубы, высокосортную сталь и пр. Т.е. совершенно очевидно, что экономики наших стран были просто взаимозависимы. А что у нас с техникой и вооружениями? Можете не искать. Данные засекречены по сей день. Что... не торговала Россия оружием? Помилуйте! Когда такое было то? Только в смутные времена слома Российской империи, когда отправили на пожизненную каторгу замминистра обороны, отправившего накануне Первой мировой вагоны "устаревших" винтовок и револьверов на переплавку. Сейчас происходит тоже самое, как под копирку. Автоматы и винтовки, револьверы и пистолеты идут вагонами под пресс в Нижнем Новгороде. Только фельдмебель Табуреткин вместо того, чтоб болтаться на висилице посреди Красной площади, переезжает на ПМЖ в Латвию.
Теперь вспомним о военно-техническом сотрудничестве СССР и Германии. Вопреки распространённому мнению, я прихожу к выводу, что не Фердинанд Порше учил нас выпускать грузовики и бронеавтомобили в Горьком. Наоборот, мы поднимали немецкий автопром. Кто сейчас помнит, что генеральным конструктором всех автомобильных двигателей МАН и Даймлер был советский инженер? А вот знайте! Запишите имя создателя легенды мирового автопрома - Луцкий Борис Григорьевич.
Ну а пока взгляните как в Эстонии вытащили из озера немецкий Т-34. Ходят слухи, что этот танк сейчас на ходу, в отличном состоянии, к бою готов!