ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТь ДЕТЕЙ

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Тимахова Т.А.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Мы адаптировали к индивидуальным особенностям детей и включили в содержание некоторые занятий модифицированные задания и упражнения

«Конструирование букв». На столах - палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

«Реконструкция букв» – вариант упражнения конструирования букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить, объединить бросовый, природный материал и т.д.)

Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер).

Игра «Кто больше соберет слов». Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор). Подбор слов к заданной звуковой модели. Перед детьми схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Нужно подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с мо­делью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?

Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов - с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.

Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.

Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т.д.

Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок и т.д.

Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).

Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Фатимы у красивая кукла».

Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».

Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.

Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.

Развивающая игра «Читай-ка на шариках» (автор Воскобович и другие подобные игры).

Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог).

Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей мы уделили работе по индивидуальным карточкам. Сначала использовали карточки с заданиями, опубликованными в методической литературе. Затем, видя интерес детей к подобному роду заданий, мы изготовили карточки с заданиями возрастающей сложности. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для педагога.

Для детей:

Обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;

Создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;

Закрепляют запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических на­выков;

Формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;

Формируют навыки са­моконтроля и самооценки.

Для педагога:

Снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;

Позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;

Налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

Работу по карточкам проводили на индивидуальных занятиях, как один из видов контроля фронтальных занятий, а так же при проведении коррекционной работы ребенка с педагогом и рекомендовали родителям для игр с детьми дома.

Все задания на карточках сопровождали яркими иллюстрациями, которые защитили специальной пленкой, что давало возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.

Предлагаем перечень примерных задания – экспериментов, которые мы проводили с детьми:

Составь звуковые модели слов, сравни их.

Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

Соедини картинку со звуковой моделью.

Соедини между собой картинки и звуковые модели.

Исправь ошибки в звуковой модели слова.

Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

Подбери три слова к звуковой модели.

Составь слово по первым звукам названий картинок.

Составь слово по вторы» звукам названий картинок.

Составь слово по последним звукам названий картинок.

Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).

Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости - мягкости.

Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости - твердости.

Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

Соедини картинку со слоговой схемой.

Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

Составь слово по первым слогам названий картинок.

Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в каждом слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

Составь предложение по картинке и графической схеме.

Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

    Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2008.

    Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.

    Пожиленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

    Узорова О.В., Нефедова ЕЛ. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2007.



Карточка № 6. Соедини между собой картинки и слоговые схемы

Тема номера

«Перспективы обучения детей с ОВЗ»

Индекс

  • Учреждения и авторы, упоминаемые в номере

    Учреждения:

    • 2-е дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1909 им. Героя Советского Союза А.К. Новикова», Москва
    • ГБОУ «Школа № 498», Москва
    • ГБОУ «Школа № 1566», Москва
    • ГБУ ВО «ЦППиСП», г. Владимир
    • ГБУ ЦССВ «Академия семьи», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Алые паруса», Москва
    • ГБУ ЦССВ «Наш дом», Москва
    • ГКУ ЦССВ «Юнона», Москва
    • МАДОУ д/с «Аленушка», пос. Сосновка Белоярского р-на Тюменской обл., ХМАО—ЮГРА
    • МАДОУ ЦРР — д/с «Сказка», раб. пос. Красные Баки Нижегородской обл.
    • МБДОУ д/с № 1, г. Апшеронск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 7, пос. Заветы Ильича Хабаровского края
    • МБДОУ д/с № 14, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 18, г. Крымск Краснодарского края
    • МБДОУ д/с № 35, г. Сергиев Посад Московской обл.
    • МБДОУ д/с № 105 «Антошка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.
    • МБДОУ д/с № 124, г. Череповец Вологодской обл.
    • МБДОУ ЦРР — д/с № 156, г. Чебоксары, Чувашская Республика
    • МДОУ д/с № 10, г. Богородицк Тульской обл.
    • Школа для детей с ОВЗ «Благо» ГБПОУ «Технологический колледж № 21», Москва
    • Ахметшина Анастасия Алексеевна
    • Бобылева Елена Владимировна
    • Венчальная Валентина Николаевна
    • Волконская Татьяна Викторовна
    • Германовичене Елена Николаевна
    • Дженгурова Лариса Николаевна
    • Жужма Алина Николаевна
    • Запьянцева Вера Ивановна
    • Иваненко Ольга Валериевна
    • Кириллова Роза Александровна
    • Клейменова Дарья Александровна
    • Кузнецова Светлана Адольфовна
    • Кукушкина Евгения Борисовна
    • Мартыненко Светлана Михайловна
    • Севостьянова Анна Николаевна
    • Стрыгина Елена Николаевна
    • Тихонова Елена Александровна
    • Трунова Ия Васильевна
    • Фетисова Майя Валентиновна
    • Шишкина Светлана Анатольевна
    • Шмакова Марина Вячеславовна
    • Шмакова Мария Игоревна
    • Шуба Светлана Васильевна
    • Щелкунова Елена Павловна

Колонка главного редактора

  • Танцюра С.Ю. Перспективы обучения детей с ОВЗ

Гость номера

  • Мартыненко С.М. Умейте видеть настоящее и прогнозировать будущее

Мастер-класс

Исследования

  • Севостьянова А.Н. Исследование звукопроизносительной стороны речи у детей-сирот дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается звукопроизношение детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью. Приводится сравнительный анализ звукопроизношения детей с нормальным развитием и детей с нарушениями.

Новые формы работы

  • Кузнецова С.А., Венчальная В.Н. В гостях у Курочки Рябы. Занятие по развитию речи с элементами нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста с ОВЗ

    В статье представлен опыт по развитию речи детей раннего возраста с ОВЗ средствами русской народной сказки и нетрадиционной техники рисования.

Предлагаем обсудить

  • Жужма А.Н. Прогулка по зимнему лесу. Занятие по дифференциации предлогов на и под для детей 4—6 лет с ОНР

    В статье представлены разные виды упражнений для понимания и дифференциации предлогов для детей с общим недоразвитием речи, работа с пространственными понятиями.

Методическая гостиная

  • Иваненко О.В. Познавательно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях с детьми с ОНР

    В статье представлены задания по поисково-исследовательской деятельности для воспитанников старшей группы с ОНР в соответствии с лексико-тематическим планом, приведены примеры бесед. Введение в речевые занятия таких заданий поможет повысить внимание, интерес, мотивировать детей к речевой активности.

Работаем с дошкольниками

Приглашаем на занятие

  • Бобылева Е.В. Невероятное путешествие в сказку. Занятие по дифференциации звуков (с)—(с’) для детей 4—5 лет

    В данной статье представлены занятие по дифференциации звуков [с]—[с’] с использованием русской народной сказки «Гуси-лебеди», практические упражнения для их автоматизации и дифференциации.

  • Шмакова М.В., Шмакова М.И. Ударение. Занятие в подготовительной к школе группе

    В статье представлено занятие с различными видами игр и упражнений, которые можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях с дошкольниками и младшими школьниками.

Досуги и развлечения

  • Трунова И.В. У нас в гостях домовенок Кузя. Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи

    В статье представлено занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Продукты питания».

  • Кириллова Р.А. Веселая страна Читай-играния. Логопедический досуг в подготовительной к школе группе

    Логопедический досуг может быть использован как в логопедических, так и в общеобразовательных группах. В процессе практической деятельности дети обучаются элементам грамоты.

Игры и оборудование

  • Германовичене Е.Н. Звуковой замок. Авторское пособие для детей 4—6 лет

    В статье описывается методическое пособие «Звуковой замок», представлен практический материал по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО, для закрепления произношения звуков у детей.

  • Волконская Т.В. Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

    В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления.

  • Стрыгина Е.Н. Волшебство грамматики. Занятие с использованием игр по обучению грамоте для детей 5—7 лет

    В статье представлено занятие по обучению грамоте с использованием игр, сочетающих двигательную гимнастику и упражнения на развитие пространственного восприятия.

  • Шишкина С.А. Игрушечка-говорушечка Логоигровой комплекс для детей 3—5 лет с ОВЗ

    В статье представлена авторская разработка — логопедическая игрушка используемый на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. С его помощью учитель-логопед создает игровую ситуацию, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.

Взаимодействие с семьей

  • Дженгурова Л.Н. Мини-кроссворды как одна из форм взаимодействия родителей и детей

    В статье представлен практический опыт использования мини-кроссвордов как одной из форм взаимодействия с родителями. мини-кроссворды можно использовать как фрагмент занятия или часть досуговой деятельности.

  • Кукушкина Е.Б. Родительская конференция по развитию речи детей

    В статье представлено сотрудничество логопеда с родителями в рамках конференции, даются комплексы упражнений на развитие речи.

  • Фетисова М.В. Почему молчим? Начинаем говорить! Из опыта организации работы с родителями неговорящих детей

    Статья посвящена формированию речи у неговорящих детей с ЗРР. Раскрываются два аспекта работы: медико-реабилитационный и коррекционно-педагогический.

Работаем со школьниками

Методика коррекционной работы

  • Ахметшина А.А. Индивидуальная адаптированная программа логопедической работы со школьниками с РАС

    В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.

Актуально!

Молодому логопеду

  • Запьянцева В.И. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка». Занятие в старшей группе

    В статье представлено занятие по пересказу произведения с использованием опорных картинок. Приводится отработка грамматического строя речи с помощью различных упражнений.

Секреты профессии

  • Клейменова Д.А., Тихонова Е.А. Криотерапия на занятиях с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

    В статье описывается криотерапия — эффективный метод развития тактильных ощущений, приводятся занятия с элементами криотерапии.

Добрые странички

  • Шуба С.В. Индивидуальное занятие с неговорящим ребенком с ДЦП

    В статье представлен опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ДЦП. Описанные игровые приемы позволяют активизировать иннервацию движений мышц, развивают экспрессию.

  • Щелкунова Е.П. Один, два, три, четыре, пять. Авторская игра для старших дошкольников

    Предлагаемая игра на дифференциацию звуков помогает старшим дошкольникам в коррекции звукопроизношения, формирует грамматический строй.

Смешные странички

  • Говорят дети…

    Я люблю ходить в детский сад. Там много интересного: друзья, игрушки, и еще нас учат рисовать, и делать книжки для младшей группы. Дима, 6 лет

    В садике у меня много друзей. Но мой самый любимый друг логопед. Я научился говорить звук Р. Сергей, 5 лет

    Я уже взрослый. Мне 4 года. Занимаюсь в саду. Я умею танцевать и играть в машинки. И хожу заниматься с логопедом. Мы учим сказку про язычок. Виталий, 4 года

    Мне 5 лет. Я знаю буквы. Хожу в сад. В саду интересно, там весело, потому что логопед дает нам домашние задания. И я, и папа рисуем в альбоме овощи и фрукты. У папы лучше получается, потому что он хорошо говорит. Рома, 5 лет

Знаете ли Вы

  • Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ

    В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.

    Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

    • преемственность основных образовательных программ;
    • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

    Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-

ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,

который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),

моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения

кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.

Предлагается конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применять данные методы

Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи.

Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г.,

г.Хабаровск

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый

ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-

ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,

который состоит из вопросов(логически развивающие мышление),

моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, решения

кроссвордов, шарад, ребусов и т.д.

Основная цель этого метода является развитие творческой личности ребенка.

Задачи проблемного метода обучения специфичны для каждого

возраста.

В младшем возрасте это вхождение в проблемную игровую ситуацию,

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

В старшем возрасте это:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. формирование умения применять данные методы, способствующие

Решению поставленных задач, с использованием различных вариантов;

  1. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Доказано, что привлечение детей к поисковой деятельности повышает усвоение различных знаний и навыков, развивает мыслительную деятельность, самостоятельность, интеллект.

Использование в работе лексико-грамматических игр способствует

приобретению детьми умений и навыков грамматически правильной речи.

К таким играм относятся:

1.Сенсорные игры.

(Что делает слово – смотрит, слушает, движется и т.д.)

2.Символьные игры.

(Моделирование содержания слова)

3.Логические игры.

(Поиск истоков словообразования, установление причинно-следственных

связей, использование причинно-следственной цепочки)

4.Связывание содержания слова с его начальной формой.

(восприятие фонетико-фонематического образа и произношения слова-

анализ, ошибки в структуре слова).

5.Пространственные игры.

6.Игры с однокоренными словами:

а)образование слов какой-то части речи

(белизна - белый,

белеющий - белеет,

бел - белея)

б) образование от всех частей форм

Рода (белок – белки

Белый – белая)

Числа (белок - белки

белый - белые

Белеет - белеют)

в) образование от всех частей речи форм, уточняющих смысловые оттенки

с помощью:

Префиксов (побелка,

Забелить)

Суффиксов (беленький,

Белеющий)

Интерфиксов (белоствольная)

Постфиксов (побелю – ка)

Падежных окончаний

(белок - белка,

Белый - белого)

Окончаний спряжения

(белею - белеет белеем)

7.Игры со словами – антонимами

(слова наоборот)

Символом этой игры может быть перевернутый человек.

8. Игры-противоречия».

«Федот, да не тот», «Я вижу не…, а наоборот», «Третий (4-5) лишний

9. Игры-мостики».

Подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного

антипода к другому (жара –тепло- холод)

10. Игры грамматики:

- «Верно – неверно»

- «Упрямые слова»- несклоняемые существительные (кофе,…)

11. Игры с карточками, пиктограммами, схемами, моделями …

12.Игры аналогии.

Продолжение синонимического рядя начатого педагогом

(большой-огромный-громадный ит.д.).

13.Игры на классификацию предметов.

14.Игры с образными выражениями.

Определение переносного значения слов(руки –это ветви деревьев)

Придумывание сравнений (руки-лапы, вилы, крылья,…)

15. Игры с загадками, пословицами, поговорками.

Отгадывание

Подбор разных высказываний об одном и том же.

Истолкование своими словами фраз, пословиц, поговорок.

16.Игры с рифмующимися словами.

(Я –поэт, я –писатель)

17. Игры на звуковые связи слов.

(дым – дом, вошёл – вышел)

18. Игры со словами и предложениями.

- «Дополнялки» - подбор эпитетов, признаков, действий

(хлеб - пышный, душистый. мягкий, румяный,…)

Загадки на сравнение

(с хвостом, а не мышь –репка)

- «Цепочки слов»

(Придумывание фраз, следующих одна за другой:

(Кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу.

и т.д.)

- «Посиделки – повязалки»

Раскрутка сюжета по одному слову (зима…)

- «Сочинение»

Придумывание общего сюжета на основе слов из смежных

(трамвай – автобус), далеких (трамвай – лес), противоположных

(день – ночь).

Метод проблемного поискового (проектного) обучения актуален и

очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности

и коммуникативные навыки, что позволяет ему адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

СООБЩЕНИЯ.

Тема: « Познавательно-поисковая речевая деятельность»

Все дети отличаются любознательностью. Они с большим удивлением и радостью открывают все интересное и неизвестное. Потребность ребенка в новых впечатлениях толкает его на поиск, на познание окружающего мира. Очень важно эту потребность в познании мира направить в нужное русло и поддержать стремление ребенка к экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой и полезной информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей. Этот период наиболее важен для развития познавательной, исследовательской и поисковой деятельности, так как именно в этом возрасте ребята могут самостоятельно сделать выводы и найти решение. Развитие личности ребенка происходит не только в процессе усвоения навыков, знаний и умений, но и в самостоятельном поиске знаний и приобретении навыков.

Развить в детях общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями – задача, которую ставит перед собой дошкольное образование. Развитие ребенка проходит через:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, времени, пространстве и др.);
  • о малой родине и Отечестве, традициях и праздников;
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В своей работе педагогу нужно учитывать и психологические и возрастные особенности дошкольников. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Наблюдая за каждым, воспитатель может и должен создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности в группе.

Реализуя программу “Детство” и программу “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях детского сада” под редакцией Н. Ф. Чиркиной и Т. Б. Филичевой, и новые федеральные государственные образовательные стандарты, изучая новинки методической литературы, выявляя интересы детей, мы создали перспективный план по экспериментированию и оборудовали центр, где ребята могут заниматься поисковой деятельностью.

В плане отражена специфика компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Например, осенью мы знакомили ребят со свойствами воздуха, проводили развивающие игры с фруктами и овощами: “Фрукты: как их можно есть?”, “Узнай на вкус и по запаху”, “Фрукты и овощи как косметика”, “Красящие свойства овощей и фруктов”, “Отпечатки листьев” и т.д.

В зимние месяцы можно предложить детям и их родителям игры и опыты с водой: “Три состояния воды”, “Разноцветные сосульки”, “Греет ли варежка”, “Разные снежинки”, “Накорми птиц”, “глубина снега”, “Отпечатки на снегу” и т.д.

Для весны мы подобрали следующее: “Солнце – художник”, “Посев рассады”, “Зависимость жизни растений от солнца”, “Где быстрее тает снег”, “Где длинней сосулька?”, “Как просыпаются растения”, “Куда исчезает вода”, чтобы дети сами могли сделать выводы о том, как важны солнечный свет и тепло, вода для всего живого. Без света, воды и тепла нет жизни на земле.

В летние месяцы предложили детям и родителям побывать за городом, у реки, на пляже, поиграть с песком и водой, понаблюдать за солнечными зайчиками, насекомыми, за тенью, чтобы ребята получше узнали окружающий мир живой и не живой природы, сделали некоторые выводы, нашли ответы на поставленные самими собой вопросы. А затем сделать рисунки, фотографии, альбомы для рассматривания с другими воспитанниками в детском саду.

В подготовительной к школе группе, мы усложнили и расширили поисковую деятельность, используя микроскоп, лупы, зеркала и другое оборудование. Расширили и углубили знания об овощах и фруктах (полезные свойства и витамины), самостоятельно приготовили винегрет и фруктовый салат и угостили родителей. Провели исследования: “Что есть в почве”, “Заплесневелый хлеб”, “Большой и маленький” (определение размера зрачка в зависимости от освещения), “Свойства бумаги и картона”, “Фильтрование воды”, “Световой луч”, “Как не обжечься”, “Свечка в банке”, “Радуга на стене”, “Магнит рисует” и много еще различных опытов, которые помогут детям сделать маленькие открытия и найти причину возникновения некоторых фактов, выяснить причинно-следственные связи.

Как показывает практика, результаты опытов нужно зарисовывать в альбоме или тетради, чтобы в памяти детей еще прочнее отложились приобретенные знания, навыки и умения.

Вот пример практического опыта: в старшей группе мы проводили опыты с водой – замораживали ее, окрашивали, задавали вопросы детям почему вода застывает в морозильнике и на улице и где быстрее? Почему от воды на улице в мороз поднимается пар? Почему воду можно окрасить в любой цвет и заморозить в любую форму? Дети экспериментировали и отвечали на вопросы: в группе тепло и поэтому вода теплая, а на улице от нее идет пар. Вода стала такой же холодной, как воздух и застыла. А затем мы проверяли скорость таяния льда – на подоконнике и батарее. Дети сделали самостоятельный вывод, что лед быстрее тает на батарее, т.к. она горячая.

В подготовительной к школе группе проводятся аналогичные опыты по замораживанию льда из сока, йогурта, сливочного и растительного масла. Что быстрее застывает: вода или растительное масло, и почему? Что получилось из замороженного сока? Режется ли ножом застывшее сливочное масло? Дети делают маленькие открытия. Из замороженного сока получается вкусный замороженный леденец. Растительное масло застывает только в самый сильный мороз, а в морозилке не достаточно холодно. Растительное масло меняет свой цвет и становится белым. Застывшее сливочное масло не режется, а крошится и не намазывается на хлеб. А растаявший йогурт стал не вкусным и крупинчатый.

Залогами успешной работы по экспериментированию должны стать:

  • соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых материалов для проведения опытов;
  • наличие перспективного плана, учитывающего возрастные психологические и физиологические данные ребенка;
  • наличие спокойной доброжелательной атмосферы в группе и дома;
  • личная заинтересованность в конечном результате всех взрослых – педагогов и родителей, т.к. они являются образцом, и дети им подражают.

Важно, чтобы эксперименты, опыты, наблюдения пробуждали у ребят любознательность, развивали интерес к живой и не живой природе, формировали добрые чувства, помогали полученные знания применять и использовать в своей жизни.

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи :

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

Что это дает?

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт?)

Цвет, форма.

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

2 варианта:

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

«Что тяжелее?»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? (прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Ответы детей.

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

Ответы детей.

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

Ставится вопрос,

Ответы детей,

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

Делаем выводы.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

1) «Куличики»

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

Ответы детей.

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Пимкина И.Н.,
учитель-логопед