Конспект занятия по коррекции звукопроизношения

Составила: учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 90»

Тема: «Школа Умной Совы. Звук [С]»

Речевое заключение: ОНР – III уровень речевого развития

Этап: автоматизация звука [С] в словах, предложениях

Цель: Создать условия для автоматизации звука [С] в словах и предложениях.

Коррекционно - образовательные:

Закрепить правильного произношения звука [С] в слогах, словах и предложениях, умение характеризовать звук;

Формировать умение согласовывать числительные 1, 2, 3 с существительными.

Коррекционно – развивающие:

Развить мыслительные операции анализа и синтеза, мелкую и общую моторику, тический слух, зрительное восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

Создать условия для максимальной реализации потребности ребенка в речевом общении с педагогом;

Привить навыки самоконтроля при выполнении упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляции звука, умение слушать произносимую речь;

Воспитывать познавательный интерес к занятию.

Оборудование: Артикуляционный профиль звука С, мольберт, зеркала, игрушка «Умная сова», картинки «Пианино», «волшебный клубок», «Цепной текст», карточки для игры «Звуковая математика», игра «Послушай, выложи, проверь», медаль «Я подружился со звуком С».

Образовательная технология: игровая

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, …. . Рада вас видеть. Поздоровайся с нашими гостями.

Эмоциональный настрой.


Доброе утро, птицы запели.

Добрые люди встали с постели.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

2. Сообщение темы и цели занятия.

К нам в гости пришёл необычный гость. Но вы узнаете его тогда, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно.

Днём спит, ночью летает,

Ухает, людей пугает.

В темноте горят глаза –

Всем мышам она гроза. (Сова).

Кто это? Правильно, это сова!!! А вот и она. Сова не простая, а умная. Она прилетает только к тем детям, кто правильно научился произносить звуки. Какой звук вы научились произносить? (звук С)

Умная Сова приглашает Вас в свою школу, чтобы узнать умеете ли вы произносить звук С. В школе нужно будет выполнить все её задания. Отправляемся с Умной Совой в волшебную школу?

1,2,3 – повернись.

В волшебной школе очутись.

(Дети проходят в «школу», и останавливаются у мольберта с профилем звука С, зеркала)

3. Уточнение артикуляционного уклада звука [С].

Первое задание для вас от Умной Совы: рассказать, что вы знаете про звук С?

1 задание «Что я знаю про звук?»

- …. Давайте вспомним и покажем, как мы умеем произносить звук «С».

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [С]? (Губы в улыбке, зубы сомкнуты или сближены).

А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [С]? (Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы).

Какая воздушная струя теплая или холодная выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднеси ладонь ко рту и проверьте (резкая холодная струя)

(Дети повторяют перед зеркалом.)

Сова рада, что вы знаете, как правильно произносится звук С.

4. Развитие фонематического слуха.

Умная Сова хочет узнать, умеете ли вы слышать звук С в словах.

Игра «Послушай, выложи, проверь»

Я буду называть слова. Если вы услышите звук С в произнесённом слове, закройте квадрат картинкой чайник. Если звука С в слове нет, квадрат остаётся пустым. Слушайте внимательно.

- …посчитай, сколько слов со звуком С я произнесла?

- … сколько слов я произнесла с другими звуками?

И с этим заданием вы справились.

5. Автоматизация звука [С] на уровне слога.

Игра «Пианино»

Чтобы выполнить следующее задание, нужно пропеть волшебную «свистящую песенку» с определенным ритмом вместе с соловьём. Послушайте внимательно. (Логопед показывает образец «песенки», нажимая на картинку с клавишами «пианино» и произносит слоги СА-СА-СА с ударением на 3 слог, СЫ-СЫ-СЫ - на 2 слог, СО-СО-СО – на 1 слог, СУ-СУ-СУ – на 3)

А теперь Сова вам предлагает немного отдохнуть. Выходите в круг.

Физминутка

Игра «Голова, живот, ноги». (Определение места звука [С] в словах (начало, середина, конец).

Я буду называть слова со звуком [С], а вы должны будете указать на часть тела, в зависимости от местоположения звука: голова – начало слова, живот – середина, ноги – конец)


Собака, лист, доска, снеговик, лиса, ананас, колесо, сок, лист, глобус.

Хорошо, теперь мы готовы выполнить следующее задание.

6. Автоматизация звука [С] на уровне слова

Игра «Волшебный клубок»

Новое задание Умной Совы: нужно помочь бабушке Совунье.

Маленькие совята запутали клубок ниток, из которого она хотела связать тёплые носки. Посмотрите сколько узелков на клубочке. Нам нужно эти узелочки распутать. Клубок распутается тогда, когда вы правильно назовёте картинки со звуком С.

(перед детьми на мольберте клубок с картинками, они по очереди называют картинки, чётко выделяя звук С в словах)

Умницы, вы помогли Совунье распутать клубок и готовы услышать новое задание.

Игра «Звуковая математика»

Умная Сова решила узнать, как вы умеете считать предметы со звуком С.

(у детей 2 карточки – с двумя и тремя предметными картинками:

Один, самолет, один слон, одна собака, два слона, две собаки, два самолета, три самолета, три собаки, три слона

- … справились и с этим сложным заданием Совы.

7. Автоматизация звука [С] на уровне предложения.

Цепной текст «Стас и собака»

Сова придумала рассказ и нарисовала к нему картинки. Послушайте его внимательно.

- … попробуй пересказать рассказ по опорным картинкам.

- … назови слова со звуком С, которые ты услышала в рассказе ….. (Димы)

(Стас, свисток, собака, миска, кусок, стол, мясо)

Умная Сова осталась вами довольна.

8. Итог занятия.

Вот и заканчивается наше занятие в волшебной школе.

Какой звук помогал вам выполнить все задания Умной Совы? Произнесите его ещё раз.

- … какое задание умной совы тебе больше понравилось выполнять? А тебе …?

Умная Сова хочет подарить каждому из вас вот такую медаль, которая означает, что вы подружились со звуком [С] и желает вам беречь эту дружбу. Нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза.

1, 2, 3 – повернись.

В группе «АБВГДейка» очутись.

Молодцы, вы сегодня очень старались, поэтому чётко и правильно произносили звук [С] в слогах, словах, предложениях. В подарок Сова вам оставила свои любимые листы - раскраски со звуком С. Благодарю за занятие!

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции звукопроизношения с учащимся 1 класса

Тема: Звук [л].

Цель: Автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять навык произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;

Формировать умение соотносить фонему с соответствующей графемой;

Упражнять в образовании названии детёнышей животных, относительных и притяжательных прилагательных;

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Развивать фонематическое восприятие;

Формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов; навык чтения;

Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

Развивать словесно-логическое мышление, речеслуховое внимание;

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля при произнесении звука [л] в речи;

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, экран, аудиозапись «Звуки леса»; зеркало настенное; осенние листья с заданиями; картинки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»; планшет для пескотерапии, песок; еловые шишки с буквами на них, жёлуди, фишки для составления звуковых схем, картинки белочки и колокольчика.

Ход занятия:

Организационный этап (1 мин). Приветствие:

Улыбнись ты мне, улыбнусь я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное!

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, тебе!

Мотивационно-целевой этап (2 мин)

Актуализация знаний:

Логопед: Вспомним, чему мы учились на прошлом занятии? (Учились произносить звук [л]).

Создание проблемной ситуации:

Логопед: Кто-то бросил мне в оконце

Посмотри-ка, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что крадётся к нам в окно?

От кого оно узнаешь,

Если загадку отгадаешь:

По веткам скачет, а не птица.

Рыжая, а не лисица? (Белка).

Логопед: Правильно. Это белочка нас приглашает на прогулку в осенний лес. Примем приглашение белочки? (Да)

Логопед: Как ты думаешь, почему именно белочка пригласила нас в лес? (Думаю, потому чтов слове «белка» есть звук, который мы учимся произносить - звук [л]).

Побуждение к формулированию проблемы:

Логопед: В чёму тебя возникает затруднение? (Часто ошибаюсь при произношении звука [л]).

Побуждение к формулированию темы и цели занятия:

Логопед: Догадался, чему будем учиться на занятии?(Продолжим учиться произносить звук [л]).

Логопед: С какой целью? (Чтобы себя контролировать и не ошибаться).

IV . Ориентировочный этап (1 мин):

Логопед: Что нужно для достижения цели? (Для достижения цели нужно стараться выполнять все задания правильно).

V . Практический этап (14 мин).

Развитие фонематического восприятия

Логопед: Чтобы оказаться в лесу нам нужно покружиться и произнести волшебное заклинание:

Ла - ла - ла - осень к нам пришла.

Ул - ул - ул - ветерок подул.

Ила - ила - ила - листва в воздухе кружила.

Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу (вкл. аудиозапись «Звуки леса) (СЛАЙД 1).

Логопед: Посмотри, какая красота!

Логопед: Белочка нас уже встречает (СЛАЙД 2).

Логопед: Она нас пригласила не просто так, а приготовила интересные задания. Эти задания она указала на осенних листочках. За каждое правильно выполненное задание она тебе будет вручать жёлудь.

1 задание - выполнить артикуляционную гимнастику:

Упражнения для губ:

«Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка» Упражнения для языка:

«Наказать непослушный язычок»,«Лопатка»,«Качели»,«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки», «Парус».

Логопед: Молодец, отлично справился с первым заданием. Посмотри, что белочка тебе вручает? (Жёлудь).

2 -ое задание - Анализ артикуляции по плану:

Логопед: Произнесём звук[л] длительно. Какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звука [л]? (Когда произносим звук[л] губы улыбаются, зубы - разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами).

Логопед: И со вторым заданием справился замечательно (вручает жёлудь).

3-е задание - Характеристика звука:

Логопед: Охарактеризуй звук [л] (Звук [л]согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой - выбирает из трёх фишек на столе).

Логопед: Умница! (вручает жёлудь)

4 -е задание - Связь звука и буквы:

Логопед: Какой буквой на письме обозначаем звук [л]? (Звук [л] на письме обозначаем буквой Л).

Логопед: Найди эту букву в разрезной азбуке.

Логопед (берёт планшет для пескотерапии): Белочка предлагаетнаписать на песке букву Л одновременно указательными пальцами обеих рук, произнося звук [л].

Ребёнок выполняет задание, получает жёлудь.

5-е задание - Отработка звука в слогах:

Логопед: Отгадай анаграмму, и узнаешь, кто ещё живет в этом лесу (СЛАЙД 3)

ЬЛСО

Ребёнок: Получилось слово ЛОСЬ.

Логопед: Угадал верно.Посмотри, кто это? (СЛАЙД 4)

Ребёнок: Это лось с лосихой.

Логопед: Детёныша у лося и лосихи как зовут? (Детёныша у лося и лосихи как зовут лосёнок).

Логопед: Лосёнок заблудился. Нужно помочь ему добраться до лося и лосихи, «шагая» пальчиками по тропинке, читая слоги сначала грустно, затем радостно.

Дидактическое пособие «Помоги лосёнку найти родителей»


ЛА УЛ

ЛЫ ЭЛ

ЛУ

ЛО ИЛ

ЫЛ

Ребёнок выполняет задание

Логопед: Молодец! (вручает жёлудь)

6-ое задание - Образование притяжательных прилагательных:

Логопед: Белочка предлагает поиграть в игру «Узнай и назови» (СЛАЙД 5):

Логопед: Чьё туловище? (Лосиное). Чьи рога, ноги? (Лосиные). Чья морда? (Лосиная)

Логопед: Отлично! (Ребёнок получает очередной жёлудь).

Логопед: Белочка предлагает немножко отдохнуть.

Динамическая пауза:

Мы с тобою в лес пойдём, марширу ем на месте

Там мы белочку найдём. «бинокль» из пальцев рук

Белка - маленький зверёк, приседание

По деревьям прыг да скок. прыжки

Мы ловить тебя не станем. головой повороты в стороны

Поиграй немножко с нами. полуприсед

Будем мы с тобой дружить, наклоны в сторону

В лес почаще приходить. марширу ем на месте.

7-ое задание - Звукобуквенный анализ и синтез слова

Логопед: Прыгала белочка с ветки на ветку и все шишки посшибала (СЛАЙД 6).

Логопед: А на шишках - буквы. Составим из букв слово и узнаем, с какого дерева эти шишки (ребёнок выкладывает из букв на шишках словоёлка ).

Логопед: На ёлке шишки какие? (На ёлке шишки еловые).

Логопед: Сколько букв в слове ёлка? (В словеёлка 4 буквы)

Логопед: Выложи из фишек звуковую схему слова ёлка (выполняет задание).

Логопед: Раздели слово на слоги. Сколько слогов в слове ёлка ? (В слове ёлка два слога) Почему? (Потому что в этом слове два гласных звука - [о] и [а])

Логопед: Сколько звуков в словеёлка ? (В слове ёлка пять звуков)

Логопед: Охарактеризуй каждый звук.

Ребёнок: Первый звук в слове ёлка [j]. Звук [j] согласный, мягкий, глухой; обозначаем зелёной фишкой. Второй звук в слове ёлка [о], он гласный, ударный; обозначаем красной фишкой. Третий звук в слове ёлка звук [л]. Он согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синей фишкой. Четвёртый звук в слове ёлка [к], он согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синей фишкой. Пятый звук в слове ёлка [а]. Он гласный, безударный; обозначаем красной фишкой.

Логопед: Соотнеси количество букв и звуков (В словеёлка букв меньше, чем звуков) Почему? (Потому что буква Ё в начале слова обозначает два звука - [j] и [о])

Логопед (вручая очередной жёлудь): И с этим заданием справился, молодец!

8-ое задание - «Исправь предложение»

Логопед: Белка придумаладля тебя предложения. Послушай их внимательно и исправь.

Ёлка села на галку.

Дупло выдолбило дятла.

Луна выла на волка

Белка накинулась на волка.

Ребёнок выполняет задание, получает очередной жёлудь.

Логопед: Молодец! Со всеми заданиями белочки справился. Предлагаю посчитать, сколько желудей заработал.

Согласование существительных с числительными. Игра «Посчитай»

Ребёнок: Один жёлудь, два жёлудя, три жёлудя, четыре жёлудя, пять желудей, шесть желудей, семь желудей, восемь желудей.

VI . Домашнее задание (1 мин):

Логопед: Белочка приготовила для тебя домашнее задание - выучить скороговорку:

Положил Алёшка жёлуди в лукошко.

Жёлуди со шляпами

Для белочки с бельчатами.

VII . Рефлексия. «Закончи предложение» (1 мин).

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Понравилось ли оно тебе?Предлагаю тебе закончить предложения(СЛАЙД 9):

Во время путешествия я учился…

Мне удалось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить за работу…

Мои ожидания…

Моё настроение…

Логопед: Если у тебя замечательное настроение, топодари белочке цветок. Как цветок называется? (Колокольчик) Ребёнок прикрепляет к картинке с белочкой цветок.

Информационно-методическое обеспечение:

Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 64 с.+ вкл. 8 с.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Н.В. Ёлкина, Т.В. Тарабарина; худож.: В.Н. Куров, Г.В. Соколов. - Ярославль Академия развития,2006. - 224 с.: ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).

Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей/Т.А. Куликовская. - М.: Издательство «Гном и Д», 2010. - 128 с.

яночка жеребецкая
Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения «Звук [К]»

Тема : "Звук (К) ".

Цель : Познакомить детей со звуком "К".

Коррекционно - образовательные задачи : уточнить правильную артикуляцию звука "к", учить детей выделять звук "к" из ряда согласных звуков , учить выделять звук из (начала, середины и конца) слов.

Коррекционно - развивающие задачи : развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику, вырабатывать умение координировать движение с речью.

Оборудование :компьютер, картинка Карлсона, цветные квадраты с буквами, индивидуальные зеркала, буква "К", картинка рыбы, цифра (3, знак "=", буква "ш", картинки (кот, арбуз, насос, апельсин, теленок, "веревки", стульчики, картинка Малыша, картинки на звуки "к" и "кь", геометрические фигуры (треугольник, овал, ромб, треугольник, картинка торта.

Ход занятия.

1. Организационный момент :

Ребята, к нам сегодня на занятие прилетел герой одного из мультфильмов, а как его имя, вы узнаете, расставив все квадраты в правильной последовательности цветов радуги :

(синий квадрат "о", красный квадрат "к", оранжевый квадрат "а", желтый квадрат "р", фиолетовый квадрат "н", голубой квадрат "с", зеленый квадрат "л")

А для начала, чтобы расставить квадраты в правильной последовательности цветов радуги, я предлагаю вам вспомнить мнемоническую фразу, используемую для запоминания основных цветов : (каждый охотник желает знать, где сидит фазан, выделив первые звуки в словах , вы назовете все эти цвета.

А теперь строим радугу из квадратов.

Итак, что у нас получилось за слово?

Карлсон!

Верно, у нас сегодня будет гостить Карлсон.

Как вы думаете, почему именно он захотел нас посетить?

Потому что его имя начинается зо звука "К".

Какой это звук ?

Согласный.

Его нельзя пропеть, при произношении звука "к" на пути встречается преграда.

Каким может быть этот звук ?

Твердым и мягким.

Посмотрите в зеркала и произнесите этот звук . Горлышко дрожит?

Значит какой он будет, если мы произносим его без голоса?

2.- Ребята, я Вам предлагаю отправиться вместе с Карлсоном ., а куда, вы узнаете, отгадав следующий ребус :

К (картинка рыбы)

---> 3 = "ш"

Да, мы отправляемся туда !

3. - Ребята, как Вы думаете, на чем можно подняться на крышу?

По лестнице, на лифте, на воздушном шаре.

А я предлагаю Вам другой способ поднятия на крышу. Выделив первые звуки в словах , вы узнаете, что за предмет нам поможет подняться наверх :

(кот, арбуз,насос, апельсин, теленок)

Молодцы! Верно! Вот сейчас мы и поползем по нему вверх!

4. Физкультминутка : "Канат"

По канату вверх ползем,

Не боимся высоты

Смело ноги перекрестим

Здравствуй крыша, вот и мы!

5. - Ребята, а знаете, какое у меня самое любимое занятие?

Есть, прыгать, шалить!

Вот я Вам и предлагаю немного со мной пошалить. Садитесь со мной на край крыши (стульчиков, и громко вниз выкрикивайте слова прохожим на звук "к", но кричать нужно всем по - разному, чтобы нас не заметили! Я Вам советую разделиться на команды, с помощью моей считалочки :

На крыльце сидели :

Царь, Королева, Король, Королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Кто выбрал "Королеву" - будет кричать слова, начинающиеся со звука "К", кто выбрал быть "Королевичем" - кричит слова со звуком "К" в середине, и кто стал "Королем" - кричит слова со звуком "К" в конце.

Капуста, сумка, замок. и тд.

Ой, ребята, как здорово мы пошалили!

Да, Карлсон, ну ты и шалун!

Бывает, но я не только умею шалить, но еще и играть!

6.-А Вы хотите со мной поиграть?

Я тут недавно был в гостях у своего друга Малыша, и он играл с моими картинками, и все их перепутал.

Не расстраивайся, Карлсон, наши дети помогут тебе их разобрать!

-Правда , ребята?

-Правда .

Тогда начнем играть с моими картинками. Мне отдавайте картинки, в названии которых есть только твердый звук "К", а себе забирайте только те, в которых звук "К" - мягкий!

Спасибо, ребята, мне очень понравилось с Вами играть!

7. - Ребята, я предлагаю Вам вспомнить, что Карлсон любит больше всего на свете, попробовав расшифровать следующее задание.

8. Итог занятия :

Дети, давайте угостим Карлсона тортом, чтобы он никогда больше не шалил!

Ну, а теперь пришла пора прощаться.

До свидания, Карлсон, прилетай к нам еще играть!

Публикации по теме:

Актуальность. Правильная речьважнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения Иры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения. 1. Голосовые игры. Игры сопровождаются движениями с целью развития у детей.

Цель: Закрепление и правильное произнесение звука Ш в словах и предложениях, анализ двухсложных слов с закрытым слогом. (шапка). Задачи:.

Цель: воспитание правильного произношения, знакомство с буквой Ч. Задачи. Коррекционно-образовательные: звукослоговой анализ слов со стечением.

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения «Дифференциация звуков [К]–[Г]» Тема: «Дифференциация звуков «К – Г». Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки «К» и «Г» в слогах, словах и фразах;.

Тема: Звук [З]. Конспект логопедического занятия.

Автор: Валимухаметова Ферюза Кабулжановна, учитель-логопед, МАДОУ №11 детский сад "Сказка" город Кумертау
Республика Башкортостан

Конспект логопедического занятия в старшей группе.

Цель: знакомство детей со звуком [з].
Задачи: учить определять местонахождение звука [з] в слове;
упражняться в выполнении звукового анализа двусложных слов с открытыми и закрытыми слогами, типа «зубы», «забор»;
упражняться в проговаривании слов, фраз со звуком [з];
развивать фонематический слух (выделение слов со звуком [з] из текста).
Оборудование: наборы для составления схем, предметные картинки на звук [з], игрушки, звуковые сигнальные фонарики, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Цепочка слов»
Знакомство с темой: отгадывание загадок, выделение звука[з] из слов.
Загадки
Белые цветочки -
Вечером расцветают,
Утром увядают. Что это?.

32 молотят
А один поворачивает. Что это?

Дети отгадывают загадки, логопед выставляет соответствующие картинки.

Л: - Прослушайте отгадки и назовите одинаковый звук, который слышится в этих словах:
звезды
язык
зубы
Л:- Правильно, это звук [з]. Сегодня на занятии мы будем работать со звуком [з], правильно и красиво проговаривать его в словах и предложениях.
Артикуляция звука [ з].
Л:- Посмотрите на меня и послушайте, как я буду произносить звук [з].
Показ и проговаривание звука [з] одним из детей.
Л:- А теперь вы, ребята, произнесите звук [з] и понаблюдайте, что делают губы, зубы, язык, какая воздушная струя, при его произнесении.
Дети: - Когда произносим звук [з]
- губы улыбаются
- зубы сжаты
- кончик языка упирается в нижние зубы
- воздушная струя прохладная.
Л:- Молодцы! Посмотрите друг на друга и убедитесь – правильно произносит сосед этот звук.
Фонетическая зарядка.
- Как звенят комары? (з-з-з)
Л:- Превращаемся в комаров и поем песенку – звеним и понаблюдаем, как выходит воздушная струя.
Дети: - Воздушная струя выходит не свободно, потому что ей мешают сжатые зубы.
Характеристика звука [з]:
Л:- Если воздушная струя выходит несвободно, значит звук [з] – какой?
Дети: - Значит звук [з] – согласный.
Л: - А еще какой?
Дети: - Звонкий (потому что горлышко дрожит),
- парный (есть парный глухой звук [с]),
- твердый.
Л:- Молодцы! Давайте сделаем вывод: звук [з] – согласный, звонкий, парный, твердый.
- Ребята, я буду произносить слоги, а вы послушайте:
ЗА, ЗО, ЗУ
(Голос за дверью повторяет).
Л:- Ой, вы слышите, кто-то меня передразнивает?
Дети: Да.
Приход Незнайки.
Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня вы будете знакомиться со звуком [з], и поэтому решил прийти к вам в гости, чтобы посмотреть и послушать, как вы этот звук произносите. Этот звук мне очень нравится. Угадайте, почему?
Л: - Ребята, почему Незнайке нравится звук [з]?
Дети:- Потому что звук [з] слышится в его имени.
Л:- Незнайка, зачем же ты меня передразнивал, разве ты не знаешь, что это не хорошо?
Н: - Да я совсем не хотел Вас дразнить, просто мне очень нравится игра…
(забывает название игры). Пытается объяснить, дети помогают: «Эхо»
Л: - Ребята, а где можно услышать эхо? (ответы детей)
Игра «Эхо»
Незнайка тихо произносит слоги: за зо зу зы
Дети громко: аза озо узу ызы

Образование слогов.
Л:- Незнайка, ребята умеют образовывать слоги, послушай.
З-------А З-------О З-------У З-------Ы

Незнайка: - А вот я смогу назвать слова, где слышится звук [з].
Игра «Кто больше назовет слов со звуком [з]» - 2 команды.
Игра «Доскажи словечко»:
За -… забор, замок, завод…
Зо -… зонт, зонтик, Золушка, золото…
Зу-… зубы, зубр, зубной…
Зы-… зыбь, зычный (голос) – подсказка от Незнайки – словарная работа.
Проговаривание чистоговорок с элементами пальчиковой гимнастики.
За-за-за – вот идет коза
Зы-зы-зы – купили мы тазы
Зу-зу-зу – моем руки мы в тазу
За-за-за – закрывайте все глаза.
Л:- Закройте глаза, пусть они немного отдохнут. На доске появляются картинки.
Работа с предметными картинками. Определение места звука [з] в словах.
Л:- Ребята, назовите картинки.

зонт телевизор ваза розы зубы коза забор

Н:- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, про какую картинку можно спросить Кто это?
Д: - Про козу.
Н: - Почему? Л: - Угадайте, где спрятался звук [з] в слове коза – в начале, в середине или в конце слова?
Дети работают с фишками.
Н:- А я придумал предложение про козу.
У забора стоит коза.
Л:- Хорошее, красивое предложение. Назовите слова в предложении, где слышится звук [з]?
Д: - Коза, забор.
Л:- Молодцы, ребята, справились. Назовите картинки, в названии которых звук [з] слышится в начале слова; в середине.
Н:- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный»
- Чего не стало?
Д: - Не стало забора, березы…
Н: - А я умею сочинять стихи. Вот послушайте.
Зимний лес затих и замер,
Словно заколдован он.
Поскорей б весна настала,
Чтобы солнце засияло,
Чтобы ожил он.
Л: - Незнайка, неужели ты и в самом деле думаешь, что лес зимой замирает, засыпает?
Физминутка. Дети разубеждают Незнайку.
Л: - Вот видишь, Незнайка, зимний лес тоже полон самых различных звуков. Надо только прислушаться.
Дети садятся на свои места.
Звуковой анализ слов.
1. «Доскажи словечко» - У зайки Бубы, заболели … зубы
ЗУБЫ
______
__ __
.. ..
2. Прослушайте, запомните слово, где слышится звук [з]:
- Егор, Егор, где твой двор?
- А вот мой двор, голубой забор.
Д: - Забор
ЗАБОР
_______
__ __
.. ...
3. Отгадайте загадку: Свернешь – клин, развернешь – блин. Что это?
Д: - Зонт
Живой показ звукового анализа слова – зонт.
Л: - Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Дети садятся на ковер.

Проговаривание скороговорки со звуком [з].
Н: - А я умею быстро и скоро проговаривать скороговорки:
ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
Логопед предлагает детям проговорить скороговорку – вначале медленно, индивидуально, затем хором с прихлопыванием.
Н: - Молодцы! Мне пора уходить. Меня ждут ребята в другом детском саду.
С вами было очень интересно играть и заниматься.
Дети прощаются с Незнайкой и приглашают его на другие свои занятия.
Итог.
Л: - Наше занятие тоже подошло к концу. Вам понравилось играть с Незнайкой?
Сегодня вы были сообразительными, внимательными, умными.
Правильно произносили звук [з]. Молодцы!