1 слайд

Многообразие рыб

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Ископаемая рыба - латимерия Целаканты появились 60 млн. лет назад. Впервые живой экзнмпляр был пойман в Индийском океане у берегов Африки 1938 году

5 слайд

Электрические рыбы Электричество одни рыбы генерируют для того, чтобы убивать свою добычу, другие используют его в менее жестоких целях, например для навигации. Разные виды рыб создают электричество, используя органы, сформировавшиеся из мышечных тканей, но все они используют один общий принцип его получения. Электрические органы представляют собой столбики, состоящие из клеток плоской формы, - электрические пластинки, расположенные по бокам тела. Толщина этих клеток не превышает 10 мкм.

6 слайд

7 слайд

Боковые органы реагируют на скорость и направление тока воды, предоставляя животным информацию об изменении положения собственного тела, а также о расположенных рядом предметах.

8 слайд

Осетр и белуга – это рыбы, относящиеся к одному семейству – осетровые. В семейство входят свыше двадцати видов рыб: осетр, белуга, стерлядь, калуга, севрюга, шип и так далее. Осетровые рыбы имеют огромное промысловое значение. Во свеем мире ценятся красное мясо осетровых и икра. В России и странах СНГ обитает всего восемь видов осетровых, практически все они занесены в Красную Книгу России и международную Красную Книгу.

9 слайд

Камбаловые – род рыб из отряда мягкоперых. Главный отличительный признак данного семейства заключается в том, что голова и отчасти тело несимметричны. Тело очень сильно сжатое с боков, очень высокое и обращено одной стороной (окрашенной) кверху, другой (бесцветной, иногда с пятнами) книзу, так что нормальное положение этих рыб – на боку; оба глаза и ноздри лежат на верхней (окрашенной) стороне. Спинной и заднепроходный плавник необыкновенно длинны и не разделены на отделы. Жабр 4, есть и придаточные. Окрашена и снабжена глазами может быть то правая, то левая сторона.

10 слайд

Лосось – типичный представитель рыб из семейства лососевых, относятся к отряду сельдеобразных. Обитает лосось преимущественно в водоемах северной полосы, любит чистую холодную воду, предпочитает проточную. Весьма ценится красноватое мясо лосося, поэтому рыба является объектом промыслового лова.

11 слайд

Щука – пресноводная рыба из семейства щуковых. Щука – один из самых прожор-ливых и многочисленных хищников России. Встретить ее можно как в чистых полноводных реках, так и заросших водной расти-тельностью озерах и прудах. С древних времен щука считается главным объектом любительской и спортивной рыбалки всех без исключения рыболовов. Сложно перечислить все способы ее ловли и все снасти, которые созданы рыболовами.

12 слайд

Сазан – представитель рыб семейства карповых – одной из самых многочисленный семей в водах России и зарубежья. Семейство карповых насчитывает около семидесяти пяти видов рыб. Сазан обитает в пресных водах рек, озер и прудов. Встретить сазана можно в бассейнах Средиземного, Черного, Азовского, Каспийского, Аральского морей, а так же в реках Тихого океана.

13 слайд

Судаком называют рыбу из семейства окуневых. Тело сильно удлиненное с длинной заостренной головой. Спинных плавников два, щеки не покрыты чешуею, зубы на челюстях неравномерной величины и особенно отличаются величиною по два клыковидных зуба в верхней и нижней челюсти. Неравномерная величина зубов служит отличительным признаком судака от всех остальных окуневых, водящихся в России.

14 слайд

Сом – представитель семейства сомовьих, хищная пресноводная рыба. Сома по праву называют «царем русских рек», так как он является самым крупным речным обитателем. По габаритам конкуренцию сому может составить только белуга, но последняя не является постоянным обитателем рек, а только заходит в них во время нереста. Про сома сложено огромное количество легенд, от большинства из них волосы встают дыбом даже у самых уравновешенных людей.

15 слайд

Окунь, полосатый разбойник, горбачь, речной полосачь, как только не называют этого вечно голодного обитателя рек, озер, водохранилищ и прудов. Действительно, трудно представить себе водоем без нарядного окунька, который то и дело садится на крючок независимо от желания рыболова. Лишь в некоторых реках северо-восточной части России нет окуня.

16 слайд

МУРЕНА - одного укуса этих зубов достаточно, чтобы вызвать тяжелое нагноение, которое не залечишь и в несколько месяцев...

17 слайд

Морской конек принадлежит к семейству ИГЛОВЫЕ (Syngnathidae). К этому семейству относятся рыбы с очень удлиненным телом в виде толстой иглы (морские иглы) или с совершенно своеобразной формой тела, напоминающей шахматную фигуру коня, с наклоненной к туловищу головой и сворачива-ющимся цепким хвостом (морские коньки). Хвост длинный, хвостовой плавник небольшой или его нет вовсе. Брюшных плавников нет. Известно более 150 видов морских игл и около 30 видов морских коньков. Размеры взрослых рыбок от 2,5 до 60 см (иглы) и от 2 до 20 см (коньки). Морские иглы и морские коньки живут в тропических и умеренных морях, обычно у песчаных берегов в зарослях морской травы (Zostera), водорослей и кораллов.

18 слайд

РЫБА-ПИЛА (Pristis pectinatus) или обыкновенный пилорыл, встречается у берегов Атлантического океана, в Средиземном море, у побережий Тихого и Индийского океанов. Он достигает 4,8 м в длину, а возможно, и более (имеются сообщения о поимке рыб длиной до 6 м) и весьма значительного веса - экземпляр длиной 4,2 м весил 315 кг, а наибольший зафиксированный вес составил почти 2400 кг (длина этой рыбы не была указана).

19 слайд

Скаты - группа поперечноротых хрящевидных рыб, подотряд акуло-образных. Имеют широкое сплющенное сверху вниз тело с жгутообразным хвостом. Кожа голая или покрыта шипами. Скелет хрящевой. Жаберные отверстия в количестве 5 пар расположены на брюшной стороне тела. Глаза расположены на спинной, а рот и жаберные отверстия – на брюшной стороне. Спинные плавники расположены на хвосте. Длина до 1,8 м., весят до 90 кг.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок по теме «Многообразие рыб» с использование сингапурской методики

“ Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой - Они им чуют, слышат воды...” Ф.И. Тютчев

Цель урока: систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

В Тетюшах открыт памятник гигантской белуге. В 1921 году ее выловили рядом с Тетюшами местные рыбаки. Вес чудо-рыбы составлял 960 килограмм.

«Куиз-куиз-трейд», (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками » где учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с заданиями (на одной стороне) и ответами по теме (с другой стороны)

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Выбрать верные суждения 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. 2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. 3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. 4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. 5. Кровеносная система рыб незамкнутая. 6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. 7. У всех рыб имеется плавательный пузырь. 8. Органы выделения рыб – почки. 9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. 10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. 11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы.

Многообразие костных рыб

Костные рыбы

Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат. Причины многообразия рыб в природе - Вывод?

Осетрообразные Лососеобраз ные Сельдеобразные Карпообразные Окунеобразные Отряды костных рыб

Отряды Условия обитания Особенности внешнего строения Представители Лососеобразные Сельдеобразные Карпообразные Окунеобразные Осетрообразные

Сима Нерка Горбуша Кета

Сельдь атлантическая Иваси

карп Плотва Карась золотой

Скумбрия Судак

Самая крупная из осетровых – белуга, живущая в Каспийском, Чёрном, Адриатическом морях, - достигает 8 метров длины и 11 – 12 ц массы. До таких размеров доживают белуги к столетнему возрасту.

Значение рыб

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI- VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...


воспитывающий аспект:

  • воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;

Просмотр содержимого документа
«Урок Молчан Т.Л.»

МКОУ Октябрьская СОШ №1

Тема урока: "Систематика и многообразие надкласса Рыбы".

7-й класс.

По учебнику: Захарова В. Б, Сонина Н. И, Захаровой Е. Т.. Биология. Многообразие живых организмов.

Учитель биологии Молчан Татьяна Леонидовна

Цель урока :

обучающий аспект:

    выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;

    установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;

    формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в группах);

    освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;

развивающий аспект:

    развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Систематика и многообразие надкласса Рыбы»);

    развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных и Хрящевых рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;

    развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);

воспитывающий аспект:

    воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих присовместной деятельности в малых группах;

    воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).

Формирование компетенций : коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.

Тип урока : урок изучения новых знаний.

Оснащённость урока: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал, интерактивнвная презентация, выполненная в программе Power Point .

Этапы урока:

    актуализации опорных знаний;

    подготовка к активной познавательной деятельности;

    усвоения новых знаний и способов действий;

    первичная проверка понимания;

    итог на рефлексивной основе.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап актуализации опорных знаний. (5 мин)

Цель : проверка знаний полученных ранее.

Форма работы : индивидуальная.

Методы работы : продуктивные.

Перед учащимися ставится задание: пройти тестирование по теме: «Рыбы».

Приложение №1, 5

1. Учащиеся проходят тест «Рыбы» с альтернативным выбором ответ. Норма оценивания: 61% - «3»; 85% - «4»; 91% - «5».

2.Взаимопроверка с выставлением оценок в лист учета знаний.

Этап подготовки к активной познавательной деятельности. (до 5 мин)

Обеспечить мотивацию к принятию цели учебно-познавательной деятельности.

Постановка задач урока и их актуализация.

Обучающий аспект: осуществить детскую рефлексию понимания и владения опорными знаниями для освоения материала урока;

развивающий аспект: развивать умения анализировать, объяснять;
воспитывающий аспект: при работе в парах умение слушать других, терпимость к ошибкам товарищей.

Формы работы: фронтальная.

Методы работы: репродуктивные, продуктивные.

Перед учащимися ставятся вопросы, подводящие их к осознанию необходимости коснуться вопросов о систематике рыб.

Исходя из темы урока, какие задачи ставим?

(Добиваюсь постановки задач учащимися.)

1. Выявить основные характерные признаки

систематических групп рыб.

2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб.

3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека.

Подвести учащихся к целеполаганию урока:

способы систематизации и структурирования материала.

Фиксация темы на доске. (Слайд№3)

1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые.

2.Отвечают на вопрос: «Зачем нам нужно систематизировать материал?»

3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока.

Этап усвоения новых знаний (25 мин)

Цели : О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о характерных и общих признаках классов Рыб и подкласса Костные рыбы;

Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологической терминологии, развивать умение сравнивать, проводить аналогии, анализировать, делать выводы;

В: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы в малых группах и при представлении материала у доски.

Формы работы : групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: продуктивные, частично-поисковые. Составление мини-проекта

1.Организация деятельности по достижению целей урока

Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника и раздаточному материалу: Проблема:

задание группе №1 - Акулы

задание группе №2 – Скаты

задание группе №3 – Лучеперые

задание группе №4- Костнохрящевые

задание группе №5- Двоякодышащие.

задание группе №6 – Кистеперые рыбы.

Карточка проекта:

Тема: «Разделение надкласса Рыб на отряды и подотряды»

Проблема: причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

Объект исследования : рыбы

Цель работы : установить причины разделения рыб на отряды и подотряды

Задачи:

Определить особенности строения подотряда акул;

Установить примеры рыб, относящихся к данному подотряду;

Установить значение данных рыб в природе.

Рабочая гипотеза : разделение надкласса рыб на отряды и подотряды

связано с особенностями их строения.

Результаты исследований:

(Приложение 2 и 3 )

1.Работают с текстом учебника и дополнительной литературой.

2. Выполнение работы в группах по составлению проектов.

2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб:

По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации.

Фиксация особенностей в таблице.

2. Выбирают выступающего у доски для представления материала (по 3 минуты).

3.Заполняют таблицу проектов

Этап первичной проверки понимания (5 мин)

О: работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации;

Р: усложнение словарного запаса, умение проводить аналогии, установить правильность усвоения нового материала; выявить пробелы, неверные представления, их корректировка.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная.

Методы работы : продуктивный

1. Гипотеза подтвердилась?

2. Какие цели ставили? Цели выполнили?

3. Выполнение заданий по первичному усвоению материала. (приложение 5)

4. Реализовали мы поставленную задачу?
Есть ли вопросы, затруднения?

    Стр.188- ответить на вопросы

    Оформить проект своей группы в виде презентации*

    Предложить и оформить свой проект по теме Надкласс рыбы*

    Творческое задание* (приложение 6)

1.Отвечают, возвращаясь к цели урока

2. Учащиеся проходят тесты по систематике рыб.

3. Самооценка выполнения теста и работы на уроке.

4. Записывают дом. Задание.

Приложение №1

1 вариант

Выбери правильные ответы:

    Все рыбы имеют обтекающую форму тела

    Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь

    Глаза рыб не имеют век

    В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки

    Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки

    Сердце рыб трехкамерное.

    Кровь в предсердии венозная, а в желудочке – артериальная

    Нерест у рыб происходит только в теплое время года

    Вышедшие из икринок зародыши рыб питаются одноклеточными растениями и микроскопическими рачками

    Рыбы гермафродиты.

2 вариант

Выбери правильные ответы:

    Тело большинства рыб имеет чешую, которая содержит эмалевые зубцы

    Границами головы, туловища и хвоста служат жаберные крышки и спинной плавник

    Рыбы не имеют органов слуха

    Остатки хорды у большинства рыб находятся между позвонками

    Кровеносная система рыб замкнутого типа

    При увеличении объема плавательного пузыря рыба всплывает

    Органами выделения рыб являются почки, мочевого пузыря нет

    Все рыбы раздельнополые животные

    У рыб один круг кровообращения.

    Есть плавательный пузырь, заполненный воздухом.

Приложение №2

Оформление мини-проекта

Тема: «Разделение надкласса Рыб на отряды и подотряды»

Проблема: причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды

Объект исследования : рыбы

Цель работы : установить причины разделения рыб на отряды и подотряды

Задачи:

- определить особенности строения подотряда акул;

- установить примеры рыб, относящихся к данному подотряду;

- установить значение данных рыб в природе.

Рабочая гипотеза : разделение надкласса рыб на отряды и подотряды

связано с особенностями их строения.

Результаты исследований:

Подкласс

Характеристика

Примеры

Акулы

Скаты

Костнохрящевые

Лучеперые

Кистеперые

Двоякодышащие

Выступление начинается со слов: В ходе исследования мы выяснили, что…. Заканчивается выступление словами: Гипотеза подтвердилась

Приложение № 3

Кистепёрые рыбы (лат. Crossopterygii ) - надотряд , древняя и почти полностью вымершая группа рыб . Особенностью кистепёрых являются плавники , в основании которых расположена мышечная лопасть. В настоящее время единственный представитель кистепёрых - латимерии - обитают в районе Коморских островов на глубине 400-1000 метров. До недавнего времени считали, что представители кистепёрных рыб вымерли около 7 млн. лет назад.. Рыбы имели длину от 7 см до 5 метров, были малоподвижны. Кистеперые рыбы имели многочисленные конические зубы, что выдает в них серьезных хищников. Скелет мясистых плавников состоял из нескольких разветвленных в форме кисти сегментов, вот ученые и дали название этим «ископаемым» рыбам - «кистеперые». В 1938 году у южных берегов Африки, в Индийском океане, был пойман с глубины 70 м первый экземпляр неизвестной рыбы. Настоящей сенсацией стала живая кистеперая рыба, которую случайно поймали в 1938 в Южной Африке в устье реки Халумнэ на глубине 70 м. Рыба имела длину около 150 сантиметров и весила 57 килограммов. Профессор Дж. Смит отнес ее к целакантам и в 1939 опубликовал описание нового вида. Рыбу нового вида, относящуюся к вымершим «ископаемым» рыбам назвали латимерией (Latimeria chalumnae), в честь хранительницы музея мисс Куртенэ-Латимер, передавшей первый выловленный экземпляр рыбы ученым. В дальнейшем выяснили, что местные рыбаки, оказывается, уже и раньше ловили кистеперых рыб и употребляли их в пищу. Второй экземпляр был пойман на удочку с глубины 15 м в том же районе. К 1980 году было выловлено более 70 латимерийУ латимерии 7 плавников, 6 из них – сильные, крепкие, хорошо развиты, напоминают конечности (лапы). Во время передвижения латимерия становится на эти парные плавники и, перебирая ними как лапами, перемещается. Латимерии являются яйцеживородящими. Их ярко-оранжевые яйца 9 см в диаметре весят до 300 г. Беременность у латимерий длится около 13 месяцев, а крупные яйца имеют характерный ярко-оранжевый цвет. Длина тела новорожденных детенышей достигает 33 см.

Двоякодышащие рыбы – это очень древняя, немногочисленная группа пресноводных рыб. Эта группа рыб совмещает примитивные признаки с особенными чертами высокой приспособленности к жизни в пресных водоемах, обедненных кислородом. У современных представителей большая часть скелета остается хрящевой пожизненно.
Некогда двоякодышащие рыбы были мно­гочисленны, но сейчас их сохранилось всего 6 видов. Африканские протоптеры (их 4 вида) и южноамериканский лепидосирен имеют по два лёгких, а австралийский рогозуб , или баррамунда, - только одно. Рогозубы кажутся специально созданными для жизни в загнивающей воде болотных тря­син. Когда в перегретой стоячей воде, почти лишённой кислорода, погибнут все рыбы и другие животные и от их разлагающихся тру­пов вода превращается в зловонную жижу, рогозубы, оставшиеся в одиночестве, как ни в чём не бывало, нежатся в грязи. Отсутствие в воде кислорода двоякодышащим рыбам нипо­чём. Наличие лёгких помогает обеспечить их организм кислородом. И всё же, если водоём совсем высыхает, рогозубы гибнут. А африканские протопте­ры - нет. Они приспособились к жизни в пересыхающих водоёмах. Ещё в начале засушливого сезона протоптеры в срочном по­рядке роют, точнее, выедают на дне водоёмов норы глубиной до полуметра, захватывая ил ртом или выгрызая кусочки глины и выбра­сывая измельчённый грунт через жабры. Пока вода ещё полностью не высохла, рыба сидит в норе, высунув наружу голову, и время от времени поднимается к поверхности, чтобы поды­шать воздухом, т. к. в воде в этот период кисло­рода почти не остаётся. Когда засуха усилится и дно обнажится, протоптер всё в той же позе - головой вверх - складывается пополам и при­крывает глаза хвостом. Теперь он больше не расчищает вход в нору, и отверстие заполняется жидким илом. С этого момента кожные желёзки протоптера начинают усиленно вырабатывать слизь, кото­рой пропитываются стенки норы. В результате вокруг рыбы образуется оболочка из смеси ила и слизи. В разгар засухи, когда подсохнет обна­жившееся дно, жидкая оболочка затвердевает, превращаясь в надёжную капсулу. Это предох­раняет рыбу от дальнейшего обезвоживания.

ЛУЧЕПЕРЫЕ РЫБЫ (Actinopterygii), подкласс костных рыб (Osteichthyes), обитающих почти во всех водоемах. Для них характерны окостеневший скелет, жаберной крышки, прикрывающей жаберные щели, и эритроцитов (красных кровяных клеток) с ядрами. У большинства представителей этого класса имеется чешуя. Костные рыбы известны со времен девонского периода, тогда они были покрыты прочной чешуей и жили в пресных водах. Объединяющий свыше 20 тысяч видов (97% всех видов рыб). Лучеперые известны со среднего девона начиная с карбона доминируют над всеми рыбами. Хорда у них полностью не сохраняется. Имеются парные плавники: тонкие, подвижные, они образованы эластичной кожной мембраной, натянутой на гибкие костные лучи. Такие плавники идеальны в роли рулей и весел, но также выполняют и другие функции. Например, многие лучеперые вентилируют грудными плавниками, как веером, свою икру. У бычков плавники видоизменились в присоску, летучие рыбы используют их для планирующего полета. Брюшные плавники у многих белонтиевых выполняют осязательные функции. Спинной плавник один, вторично могут быть два или три. Плавательный пузырь обычно есть.

Представители:

Ерш. Э то пресноводная рыба, обитающая в водоёмах Европы и северной Азии , вблизи дна в озёрах, запрудах, вблизи берегов рек, предпочитает песчаное дно или гравий. Длина взрослой рыбы - около 10 см. Питается главным образом придонными беспозвоночными , иногда - мелкой рыбой и некоторыми растениями. На ерша в свою очередь охотятся более крупные рыбы. Кроме того, ершей активно ловят бакланы , разные виды цапель , маленьких особей - обыкновенный зимородок , луток и крохаль .

Пираньи достигают длины в 30 см и веса до килограмма. Взрослая пиранья - крупная рыба, оливково-серебристая с фиолетовым или красным отливом. По краю хвостового плавника проходит чёткая чёрная кайма. У молодых пираний окраска серебристая, бока с чёрными пятнами, брюшные анальный плавники красноватые. Строение нижней челюсти и зубов позволяет пиранье вырывать из добычи крупные куски мяса. Зубы у пираний имеют вид треугольника высотой 4-5 мм и расположены так, что зубы верхней челюсти ровно входят в пазы между зубами нижней челюсти. Челюсти действуют двумя способами: при смыкании челюстей мясо отрезается как бритвой острыми зубами, при смещении сомкнутых челюстей в горизонтальном направлении рыбы могут откусывать более плотные ткани - жилы и даже кости. Взрослая пиранья может перекусить палку или человеческий палец.

Сайра населяет субтропические и умеренные воды Тихого океана, как по азиатскому, так и по американскому побережьям: от Японского моря и восточного побережья Японии до Калифорнии. Морская стайная рыба. Тело удлиненное, сжатое с боков, покрыто мелкой чешуей. Кости скелета имеют зеленоватый оттенок. Это рыбы с мелкой чешуей, большим ртом и длинными верхней и нижней челюстями. Представители этого семейства (сайра, макрелещука) имеют ряд мелких плавников между спинным и хвостовым и между анальным и хвостовым плавниками. Сайра достигает длины тела до 40 см, массы до 200 г. Предельный возраст 6-7 лет. Основу уловов составляют рыбы трех, четырех лет.

Щука (лат. Esox) - род пресноводных рыб, единственный в семействе щуковых (Esocidae). Типовой вид рода - Esox lucius (щука обыкновенная). Распространена в Европе, Сибири, Северной Америке. Щуки могут достигать 1,8 м в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду

Хрящекостные рыбы

Почти все рыбы этого подкласса или проходные или пресноводные; для метания икры проходные, а равно и живущие в озёрах входят в реки. Осетровые рыбы в высшей степени плодовиты и число яичек у крупных особей определяется в несколько миллионов. Кроме весеннего хода в реки для нереста, осетровые рыбы входят местами в реки также осенью для зимовки. Держатся эти рыбы преимущественно у дна, питаются различной животной пищей: рыбой, моллюсками, червями, насекомыми. Длина тела до 6 м атлантический и белый осетры масса - до 816 кг белый осётр. Белуга - одна из самых крупных пресноводных рыб, достигает тонны веса и длины 4,2 м. Как исключени указывались особи до 2 т и 9 м в длину. Хрящекостные рыбы имеют важное промысловое значение, исконно их называли красной рыбой - за особую ценность. Мясо их высоко ценится, ещё более ценный продукт составляет знаменитая чёрная икра ; кроме того, плавательный пузырь даёт ценный клей, спинная струна употребляется в пищу под названием вязиги .

Приложение №4

Выбрать верные утверждения.

1) У хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками.

3) Большинство скатов ведут придонный образ жизни.

4) Акулы и скаты ведут придонный образ жизни.

5) Все акулы опасны для люде.

6) Хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру.

7) Хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь.

8) Кожа хрящевых рыб покрыта чешуёй.

9) Тело скатов имеет торпедообразную форму тела.

10) Окраска скатов покровительственная.

Выполнить тест:

К классу костных рыб не относится:

а) карп; б) скат; в) окунь; г) латимерия.

2.Костные рыбы в отличии от хрящевых, имеют:

а) грудные и брюшные плавники; б) обтекаемую форму тела;

в) жабры, покрытые жаберными крышками;

г) развитый хвостовой плавник.

3.Число камер в сердце рыб:

а) две; б) три; в) одна г) четыре.

4.Приспособлением рыб к водной среде не является:

а) наличие парных плавников; б) боковая линия;

в) головной и спинной мозг; г) дыхание при помощи жабр.

5.Кровеносная система рыб:

а) имеет один круг кровообращения; б) имеет два круга кровообращения;

в) имеет трёхкамерное сердце; г) незамкнутая.

6.С помощью плавательного пузыря рыба:

а) переваривает пищу; б) быстрее передвигается;

в) воспринимает направление и силу тока воды;

г) опускается на глубину или всплывает.

7.К хрящевым рыбам не относится:

а) акула белая; б) химера европейская;

в) сом обыкновенный; г) скат двукрылый.

8.Лёгочное дыхание характерно для рыб:

а) химеровых; б) кистепёрых; в) лососеобразных; г) акул.

9.Латимерия – представитель рыб:

а) окунеобразных; б) кистепёрых; в) карпообразных; г) сельдеобразных.

10.Жабры закрыты жаберными крышками у:

а) акулы б) ската в) окуня; г) химеры.

Приложение №5

Вид работы

Взаимооценка

Самооценка

Проверка д./ з.

Работа с мини проектом

Выступление

Усвоение новой темы


ФИ учащегося______________________________________________________

Вид работы

Взаимооценка

Самооценка

Проверка д./ з.

Работа с мини проектом

Выступление

Усвоение новой темы


Приложение № 6

Из частей, каких рыб образовано изображенное на рисунке фантастическое животное? Укажите и надпишите на рисунке характерные признаки, отражающие принадлежность выбранного вами варианта рыб к определенной части

Просмотр содержимого презентации
«многообразие рыб»


Ответы

1 вариант

2 вариант


Оцени товарища:

«5» - 9 верных ответов

«4» - 7 верных ответов

«3» - 5 верных ответов



  • Значением рыб

Тип: Хордовые

Подтип : Черепные /позвоночные/

Раздел: Челюстные

Надотряд: Рыбы

Класс:

Хрящевые

Костные



Проблема:

причина разделения надкласса рыб на отряды и подотряды


Подкласс акул .

Верхний ряд, слева на право: китовая, акула-нянька, гигантская.

Нижний ряд, слева на право: белая, мако, морская лисица.


Подкласс скатов

Верхний ряд, слева на право: пила-рыба, ромбовый скат,пятнистый скат.

Нижний ряд, слева на право: манта, скат-хвостокол, электрический скат.



Подкласс Лучеперые рыбы.

окунь

Форель

Морской конек


Сайра

Пиранья

Щука


Подкласс Хрящекостные рыбы.

Стерлядь

Осетр

Лопатоносы



Подкласс Двоякодышащие

Африканский протоптер.



Подкласс Кистеперые

Латимерия


Подкласс

Акулы

Характеристика

Скаты

Примеры

Скелет хрящевой. Жаберные крышки отсутствуют. Грудные и брюшные плавники расположены горизонтально, плавательный пузырь отсутствует.

Китовая, акула-нянька, гиганская, белая, мако, морская лисица

Тело уплощено в спинно­брюшном направлении. Скелет хрящевой. Жаберные крышки отсутствуют. Жаберные щели у них переместились на брюшную сторону

Костнохрящевые

Лучеперые

Пила-рыба, ромбовый, пятнистый, манта, хвостокол, электрический

Плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Скелет, и хорда, одетая толстым футляром. Мозговой череп сплошь хрящевой, прикрытый снаружи костями, формирующими крышу черепа

Белуга, осетр, стерлядь

Окостеневший скелет, жаберные крышки, Хорда у них полностью не сохраняется. Имеются парные плавники: тонкие, подвижные, они образованы эластичной кожной мембраной, натянутой на гибкие костные лучи.

Кистеперые

Окунь, сайра, щука, сом,

Двоякодышащие

Хорда. Череп хрящевой. Плавники мясистые, похожие на лопасти

Латимерия

Есть хорда, а позвоночный столб представлен зачатками позвонков. Жаберное и легочного дыхания.

Протоптер, чешуйчатник, рогозуб


Рабочая гипотеза: разделение надкласса рыб на отряды и подотряды с вязано с особенностями их строения.


  • Познакомится с классификацией рыб
  • Представителями систематических групп и их особенностями
  • Значением рыб

  • Стр.188- ответить на вопросы
  • Оформить проект своей группы в виде презентации*
  • Предложить и оформить свой проект по теме Надкласс рыбы*
  • Творческое задание*

Подведение итогов.

  • Выбери верные утверждения:
  • Выбери верные утверждения:
  • Выбрать один ответ из четырёх:

Оцени себя

«5» - 13 верных ответов

«4» - 10 верных ответов

«3» - 8 верных ответов



КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Акулы Хрящевые - современная группа рыб, включающая не более 700 видов животных. Скелет у них пожизненно остается хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуей, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек, как у костных рыб, нет, и жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две неравные лопасти, из которых верхняя - более крупная. Плечевой пояс конечностей представлен цельной хрящевой дугой, охватывающей тело с боков и снизу. Плавательного пузыря нет. Представители класса - морские обитатели акулы и скаты. Акула полярная




Самые крупные - гигантская (до 15 м) и китовая (до 20 м) ­ питаются мелкими планктонными организмами, процеживая воду сквозь жабры; опасности они не представляют. Другие акулы питаются рыбой; часто, сопровождая корабли, подбирают отбросы. Гигантская акула КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Акулы


В нашей стране в Черном и Японском морях промышляют акулу-катран (до 1 м в длину). Все акулы - морские жители, в пресные воды в тропиках заходят лишь единичные представители. КАТРАН (МОРСКАЯ СОБАКА, КОЛЮЧАЯ АКУЛА.


КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты Скаты внешне не похожи на акул: их тело уплощено в спинно­ брюшном направлении. Это обычно донные рыбы. Жаберные щели уних переместились на брюшную сторону, поэтому воду для дыхания они набирают через брызгальца, чтобы не засорять жабры песком.


КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты Скаты питаются донными организмами и рыбой. Во многих местах их промышляют и считают очень вкусными. У скатов- хвостоколов у основания хвоста сверху имеется длинная (около 35 см) игла, нередко зазубренная, с бороздкой, выделяющей яд. Уколы тропических скатов порой приводят к смерти. Крупный, до 2,5 м в длину, хвостокол (морской кот) обитает в Черном море, есть хвостоколы и у берегов Южного Приморья. В тропиках, в Южной и Центральной Америке, хвостоколы живут и в реках.


Электрические скаты имеют по бокам тела электрические органы - видоизмененные мышцы, генерирующие разряд до 220 в. Ударом тока скат убивает добычу, обычно мелких рыб, и может оглушить прикоснувшегося к нему человека. Обитают они в теплых водах, доходя до Средиземного моря. Электрический скат КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ. Скаты


Некоторые скаты перешли к жизни в толще воды, питаясь мелкой рыбой. Таковы скаты-орляки, мобулы и манты (морские дьяволы). Манты - самые крупные скаты, ширина их тела достигает 7 м, а масса - 2 т. скат-манта


КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫ. ПОДКЛАСС ЛУЧЕПЁРЫЕ. Щукообразные wikipedia Костные рыбы характеризуются тем, что их скелет частично или полностью становится костным. К этому классу относится ряд крупных групп рыб, отличающихся характерными особенностями организации, уже описанными выше. Щука
















ПОДКЛАСС ХРЯЩЕКОСТНЫЕ РЫБЫ Это небольшая древняя группа рыб (в числе которых широко известные осетровые - белуга, осетр, стерлядь), имеющих ряд общих черт организации с хрящевыми рыбами. Хвостовой плавник у них, как у акул, неравнолопастный. Плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных блях. Основу осевого скелета составляет пожизненно сохраняющаяся хорда, одетая толстым футляром. белуга



ПОДКЛАСС ДВОЯКОДЫШАЩИЕ РЫБЫ Большая часть скелета у современных представителей в течение всей жизни остается хрящевой; сохраняется хорда, а позвоночный столб представлен зачатками позвонков. Характерная особенность двоякодышащих - наличие кроме жаберного еще и легочного дыхания. В качестве органов легочного дыхания функционируют один или два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода. Обитают двоякодышащие в пересыхающих водоемах Африки, Австралии и Южной Америки. В жаркий сезон года они выкапывают на дне водоема норку, забираются в нее и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем. После этого животное образует грязевой кокон, обезвоживается, впадает в спячку. Когда в водоеме вновь появляется вода, рыба «просыпается». sporeclub.ru Древняя и своеобразная группа пресноводных рыб.


ПОДКЛАСС КИСТЕПЕРЫЕ РЫБЫ Кистеперые рыбы - древняя группа рыб. Единственный вид, доживший до наших дней, - латuмерuя - обнаружен только в районе Коморских островов. Эти животные избегают освещенных участков. Кистеперые - хищники, рот их вооружен острыми зубами. Длина тела у взрослых особей достигает см, масса ­ кг. Позвонки зачаточные, и хорда сохраняется в течение всей жизни. Череп в основном остается хрящевым на протяжении жизни. Плавники мясистые, похожие на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. 4. Целакант, или латимерия. video.com.ua/index.php?showtopic=18448&pid=246609&mode=threaded&start=



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

План урока Повторение домашнего задания Изучение новой темы Закрепление нового материала Подведение итогов урока Домашнее задание: Изучить § 37, ответить на вопросы в конце § (стр.173), повторить основные признаки рыб на стр. 174 МНОГООБРАЗИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЫБ Цель урока - знакомство с особенностями систематики рыб знать: основные отряды, народно-хозяйственное значение рыб, промысловые виды рыб уметь: определять к каким отрядам относятся хозяйственно-значимые виды рыб

2 слайд

Описание слайда:

Назовите приспособления рыб к жизни в воде? Каковы особенности размножения и развития рыб в связи с водным образом жизни? Что такое нерест? Каких рыб называют проходными?

3 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Морские рыбы Скелет хрящевой в течение всей жизни Жаберных крышек нет, 5-7 пар жаберных щелей Плавательного пузыря нет Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Чешуя с выступами, по строению напоминает зубы Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение внутреннее Размножаются откладкой яиц, яйцеживорождением или живорождением Мясо съедобно

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Отряд Скаты Тело округлое, уплощенное в спинно-брюшном направлении Чешуя отсутствует Хвост вытянут в виде бича, иногда снабжен шипом Зубы в виде призм, собраны в «терку», питаются рыбой и донными беспозвоночными У некоторых видов есть электрические органы расположенные по бокам головы (напряжение при разряде до 60-300 вольт при силе тока 5 ампер)

6 слайд

Описание слайда:

Надкласс РЫБЫ Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Более 20 тысяч морских и пресноводных видов Скелет костно-хрящевой или костный Жабры прикрыты жаберными крышками Есть плавательный пузырь Чешуя костная, в виде тонких пластин налегающих друг на друга Хвостовой плавник равнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц, редко яйцеживорождением

7 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Осетрообразные Древние проходные и озерно-речные рыбы Скелет в основном хрящевой, череп с накладными костными пластинами Жабры прикрыты жаберными крышками Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Вместо чешуи вдоль тела 3-5 рядов костных бляшек – «жучек» Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц (черная икра) Ценные промысловые виды: осетр, белуга, севрюга (в Беларуси 1 вид – стерлядь)

8 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Лососеобразные Проходные и пресноводные рыбы Отличительная черта – жировой плавник Дают красную икру Ценные промысловые виды: горбуша, кета, кумжа, семга В Беларуси 2 вида – ручьевая форель и ряпушка, (занесены в Красную книгу Республики Беларусь)

9 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Сельдеобразные В основном морские стайные рыбы Отличительная черта – нет боковой линии Питаются планктоном и мелкой рыбой Окраска тела серебристая Ценные промысловые виды: атлантическая, тихоокеанская, балтийская (салака) сельдь, кильки, сардины, анчоусы

10 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Карпообразные Большинство – пресноводные рыбы Отличительная черта – отсутствие челюстных зубов и наличие глоточных Объекты промысла: лещ, линь, жерех, язь, белый и пестрый толстолобик, сазан, плотва, серебряный карась (многих разводят в прудовых хозяйствах) В Красной книге Беларуси – сырть и усач

11 слайд

Описание слайда:

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Надотряд Кистеперые Единственный ныне живущий вид – латимерия (заново открыт в 1938г., назван в честь Куртенэ-Латимер – хранительницы музея, обнаружившей рыбу в улове тральщика) Отличительная особенность – «лапоподобные» плавники с мясистым основанием и сложным скелетом, хвостовой плавник 3-раздельный с выступающей центральной лопастью Есть легочные мешки (выросты пищевода), которые могут использоваться для дыхания Обитают в Индийском океане у Коморских островов (между Мадагаскаром и Африкой) Глубоководные (выловлены на глубине до 300 м), малоподвижные Размеры 1-1,8 м, масса 19,5-95 кг От древних пресноводных групп кистеперых произошли двоякодышащие рыбы и первые наземные позвоночные – амфибии

12 слайд