Специально для безграмотных и дурно воспитанных - в столбце "Дата вступления в ООН" для Российской Федерации указано: "24 октября 1945 года (СССР)", т.е. в 45 году членом этой международной организации стал Союз Советских Социалистических Республик. Стоит отметить, что основы деятельности ООН и её структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции, т.е. СССР в том числе.

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН, т.е. Российская Федерация является полноправным правопреемником СССР - с международно-правовой точки зрения это одно и тоже государство, следовательно членство нашей страны в рядах ООН с 1945 года бесспорно.

Для повышения вашего уровня интеллекта:

Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

  • Разделение - государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
  • Выделение - из государства выделилась часть, но само государство осталось
  • Объединение - два и более государства становятся одним
  • Присоединение - одно государство присоединяется к другому

Восполню ваш образовательный пробел и по другому вопросу. Вы заявляете, что Российской Федерации в 1945 году "и в помине не было..." - если вы из-за умственной ограниченности не смогли выучить историю своей страны, то это не значит, что РФ не существовало. Вот вам исторический факт: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР) - союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 г. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Российская Советская Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было введено Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Наряду с вышеперечисленными официальными названиями в советский период также широко использовались такие неофициальные названия как Российская Федерация и Россия.

P.S. Как совет - попытайтесь перейти с жаргона люмпена на нормальный русский язык...

demonofthemist

Организация Объединенных Наций была создана в конце Второй мировой войны для поддержания мира во всем мире. В структуре ООН Совет Безопасности занимает первое место.

Были отобраны только пять постоянных членов. Эти страны включают США, Великобританию, СССР (сейчас Россия), Францию ​​и Китай.

Я не знаю, какие критерии использовались для этого выбора, но первые четыре мне кажутся очевидными. США и СССР были двумя сверхдержавами, появившимися после войны. Великобритания и Франция были победителями и бывшими сверхдержавами, и в то время все еще контролировали многие колонии. Но Китай нигде не вписывается в картину. В то время она не была сверхдержавой, у нее не было сильной экономики или вооруженных сил на сегодняшний день.

Это потому, что Китай сражался со стороны победителя, или это из-за его большого населения, или он выбран в качестве представителя Азии.

Ответы

Том Ау

Китай (в то время) был одним из "большой четверки" союзников (Франция не была) во время Второй мировой войны. (Изначально под «Организацией Объединенных Наций» подразумевались объединенные, антиосевые нации.) Это правда, что «большой тройкой» были Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз, но существовал ряд гораздо более слабых, правдоподобных »номер четыре "государства, включая Китай, Францию ​​и Польшу (последние два были оккупированы немцами, с большими свободными французскими и свободными польскими контингентами). Из них Китай был самым сильным и самым важным. Франция была «номером пять», добавленной в конце войны. Эта иерархия была выдвинута президентом США Франклином Делано Рузвельтом, который планировал сделать Китай противовесом после войны против британского и французского колониализма и пророчески предвидел приход Китая к мировой власти (хотя и в иной форме, чем он предполагал).

Хотя Китай не был очень успешным во Второй мировой войне, он сыграл важную роль в связывании японских сил, действуя как «наковальня» Тихого океана к «молотку» американцев. Как и в Европе, американцы сражались только с одной четвертой японской армии (но большей частью ее военно-морского флота), причем Китай поглощал большую часть оставшейся мощи Японии. Потенциал Китая в этом отношении был продемонстрирован только через шесть лет после Второй мировой войны, когда Китай возглавил «анти-ООН» (в основном антиамериканские) усилия в Корее.

Чтобы победить во Второй мировой войне, Ось должна была победить всех трех главных союзников Америки; Великобритания, Советский Союз и Китай. Предположим второй худший сценарий: немцы завоевали Британские острова (например, подводными войнами) в 1944 году и европейскую Россию к концу 1945 года. Тогда Америка станет лидером "свободных британских" сил в Индии "Свободные". Россия "силы в Сибири" и "свободный Китай". К середине 1945 года союзники фактически захватили Филиппины, а также части Индокитая и современной Индонезии, а также тихоокеанские острова Японии. Тогда вторжение Эйзенхауэра в «Нормандию» могло бы вместо этого освободить оккупированный Японией Китай в 1945 году в сотрудничестве с местными китайскими войсками. «Организации Объединенных Наций» Северной и Южной Америки, Китая, Индии, Сибири, Австралии и сегодняшних стран АСЕАН (даже если бы Британия, Россия, Африка и Ближний Восток были потеряны для немцев), вероятно, было бы достаточно, чтобы вести и выиграть «Холодная война» с осью. Убери Китай из уравнения и "союзники" проиграют. (Это тезис моей неопубликованной книги о Второй мировой войне «Ось перенапрягается».)

Schwern

Две точки До 1947 года Индия не была независимой страной и поэтому не рассматривалась в качестве совета безопасности ООН. Во-вторых, хотя я согласен, что Китай действовал как губка для японских ресурсов, почему США вторглись в Китай, если вторжение в Японию завершит войну быстрее? США предпочли иметь дело с Осью напрямую, раунд по поводу атак - скорее британская вещь.

Рохит

Несмотря на свою бедность? Индия не была ни экономической державой, ни военной державой. По большей части индийские полки сражались в Европе и Азии, в Индокитае. Даже там цепь командования была преимущественно британской. Кроме того, раздел урезал это далее. Поэтому я не считаю действительным, что Индия была на пути к тому, чтобы стать главной державой. Можно сказать, что это может иметь региональное влияние из-за своего демографического ресурса

Schwern

@ TomAu Я бы не просто смешал их вместе. Франция и Польша были нациями перед войной с правительствами в изгнании, готовыми занять места в Совете Безопасности. До войны Индия не была нацией, в изгнании не было правительства, не было конституции, не было даже единой нации. Кто займет место, Мусульманская лига или Индийский национальный конгресс? Хотя можно утверждать, что Индия была правдоподобным членом, это была не просто оккупированная нация.

Schwern

@ TomAu (я не уверен, как возникли Саудовская Аравия и арабский язык.) Я не спорю с идеей, что Индия, возможно, заслужила место. Речь идет о том, чтобы считать Индию оккупированной страной, в смысле Франции и Польши, в 1945 году, когда был сформирован Совет Безопасности. Кто решит, кто занял место? Примут ли британцы решение до формирования индийского правительства? На данный момент нам нужна какая-то историческая цитата, которая рассматривалась Индией (в любой форме).

Том Ау

@Schwern: Насколько я помню, первоначальный план состоял в том, чтобы подготовленные американцами китайские войска освободили Китай к 1945 году, а затем присоединились к нападению на Японию в 1946 году, чтобы спасти американские жизни. Китайские поражения в 1944 году отодвинули этот график, в то время как неожиданный успех американского «прыжка с острова» позволил вторжению в Японию с «восточной» (тихоокеанской) стороны (главным образом) американцами в конце 1945 года вместо 1946 года. бомба сделала оба плана ненужными.

Тайлер Дурден

Первоначально Китайская Народная Республика не входила в состав Совета безопасности, поскольку она не существовала в 1945 году, когда был создан Совет безопасности. Китайская Народная Республика унаследовала место Китайской Республики в Совете, когда она заняла место РПЦ в Организации Объединенных Наций в 1971 году.

Первоначально США поддерживали место РПЦ в Совете безопасности. Причины этого, очевидно, подлежат толкованию и носили весьма политический характер. Возможно, одним из факторов было то, что в состав совета входили Великобритания и Франция (обе бывшие колониальные державы), и США рассматривали РПЦ как союзника и противовес европейскому присутствию в совете. Кроме того, США, возможно, видели необходимость азиатского представителя в совете.

Эта последняя мотивация, в которой представлены все континенты, также подтверждается тем фактом, что Соединенные Штаты также поддержали идею включения Бразилии в состав Совета безопасности, хотя этому категорически противостояли Великобритания и Франция.

ООН – это Организация Объединенных Наций, она считается международной, а создавалась для поддержки и усиления мира, а так же сотрудничества между другими государствами. Создалась данная организация в 1942 году.

Вопрос о количестве стран в ООН сегодня является весьма относительным, так как страны могут исчезать, а потом появляться, данный процесс может длиться долго, а статус территории, а так же правительства все это время становится неопределенным.

Изначально, на момент создания данной организации, в ее составе было всего 50 стран. Со временем данное количество стало увеличиваться, и достигло почти 200 государств.


Но, тем не менее, можно сказать, сколько стран в ООН в 2019 году – их 193. Все эти 193 страны являются членами ООН, пять из них вошли в организацию только в 21 веке.

Кроме членов организации, есть еще и статус наблюдателя, именно он может содействовать во вступлении в число членов на полных правах.

Страны не входящие в Организацию Объединенных Наций

Не смотря на большой состав ООН, есть страны, которые в него не входят, так как непризнанные страны не имеют права становиться членами организации. На сегодняшний день в Организацию Объединенных Наций не вошли:

  • Ватикан – государство ООН признало, но в их состав оно так и не вошло;
  • Палестина и Западная Сахара – являются признанными ООН, но в тоже время находятся под оккупацией и управлением другими государствами;
  • Республика Косово – является самостоятельно провозглашенным государством, так же находится под протекторатом ООН, на данный момент переходит под протекторат ЕвроСоюза.
Остальные государства считают себя независимыми, но и в тоже время их никто не признает. К ним относятся:
  • САДР;
  • ТРСК;
  • Приднестровская Молдавская республика;
  • Сомалиленд;
  • Китайская республика;
  • Абхазия;
  • Республика Южная Корея;
  • Нагорно-Карабахская республика.
Все государства, не вошедшие в состав ООН, носят не определенный статус.

Факты об Организации Объединенных Наций

  1. Такое большое количество стран членов ООН выполняет много функций по всему миру. Они предоставляют помощь и продовольствие в 80 стран более чем 80 миллионов человек.
  2. Поставляет вакцины для 45% больных детей, спасая ежегодно около 3 миллионов детей.
  3. Оказывают помощь 65,3 миллионов беженцев и жертвам войны, голода и спасают от преследований.
  4. Активно сотрудничают со 192 странами, чтобы удержать рост глобальных температур на 2 градуса.
  5. Поддерживает мир при помощи 117 тысяч миротворцев проведено было 15 операций на 4 континентах. Направляет силы на борьбу с нищетой и помогает 1,1 миллиарду человек по всему миру.
  6. Защищает и поддерживает права человека в соответствии с декларацией и 80 договоров. Контролирует сборы гуманитарной помощи в размере 22,5 миллиарда долларов для 93,5 миллионов человек.
  7. Предотвращает возможные конфликты дипломатическим путем, и оказывает содействие в 67 странах в выборах.
  8. Помогает охране здоровья матерей, каждый месяц спасают жизни более 1 миллиона беременных женщин по всему миру.

Бюджет ООН

Страны ведут контроль над бюджетом организации. На данный момент он составляет 5,4 миллиарда долларов, и составляют его взносы всех членов организации. Для каждой страны производится расчет размера взноса, зависит он среднего ВВП за последние 10 лет с учетом дохода на одного человека и задолженности из вне.

На данный момент основным спонсором среди всех стран является США, они перекрывают около 22%от общих расходов. На сегодняшний день в бюджет было перечислено взносов от 50 стран. Самую крупную сумму внес Китай около 200 миллионов долларов. А минимальная сумма была перечислена от Джибути, Маршалловы и Соломоновы острова, от них поступили перечисления в суммах по 25 000 долларов. Россия хоть и отчисляет большие суммы в бюджет, но в основные страны еще не вошла.


Отчисления в бюджет производят не все страны. Ряд стран входят в ООН сейчас и не производят выплат, в связи с этим они лишены права голоса. В связи с положением декларации ООН, те страны, которые не осуществляют денежные взносы в бюджет в течение двух лет, лишаются права голоса в Генеральной Ассамблее. В этом году такого права лишились Венесуэла, Ливия, Судан и еще несколько стран.

Китай направляет за границу растущее число миротворцев в голубых касках и беретах ООН.
Фото Reuters

25 октября 2011 года исполнилось 40 лет со дня восстановления законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. За эти четыре десятилетия радикально изменились и сам Китай, и мир. Многое изменилось и в деятельности КНР в ООН. Из неопытного новичка Пекин постепенно превратился в одного из самых последовательных защитников ведущей роли ООН в обеспечении международного мира, в твердого поборника провозглашенных организацией целей глобального и социального развития.

«Течение истории неудержимо»

25 октября 1971 года 26-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 76 голосами «за» при 35 «против» и 17 воздержавшихся одобрила внесенный 23 странами проект резолюции и приняла за № 2758 решение о восстановлении законных прав КНР в ООН. «Течение истории неудержимо» – так оценили это событие в Пекине.

Почему же точкой отсчета стала именно осень 1971 года – ведь подобные резолюции, регулярно вносившиеся и раньше, постоянно не набирали нужного числа голосов? Сегодня не вызывает сомнения, что поворотным моментом явился знаменитый секретный визит Генри Киссинджера в Пекин в июле 1971 года. Как позднее пояснил в мемуарах сам политик, многие страны, прежде не решавшиеся отдать голос за Китай из-за опасений того или иного наказания со стороны США, изменили позицию ввиду взятого Вашингтоном курса на примирение с Китаем.

Ради сохранения формальных приличий удаление из ООН Тайваня, находившегося там под флагом Китайской Республики, было обставлено ритуальными арьергардными боями, которые вел бывший тогда представителем США в ООН Джордж Буш-старший. Но они уже ничего не решали. 15 ноября делегация КНР во главе с Цяо Гуаньхуа впервые приняла участие в работе Генассамблеи. А Джордж Буш, видимо, поднаторевший в китайских делах, несколько позже возглавил первую официальную миссию связи США в КНР┘

От «безмолвного труженика» до активного участника

В 1970–1980-х годах Китай не отличался высокой активностью в ООН. Ему явно не хватало опыта. Так, в 1972 году Пекин пошел против «течения истории», попытавшись заблокировать прием в организацию отпавшего от «большого Пакистана» Бангладеш.

Тем не менее время от времени Китай использовал трибуну здания на Ист-Ривер для громогласной демонстрации своей принадлежности третьему миру.

О неизменном нахождении Китая в данной группе государств заявил на спецсессии ГА ООН в 1974 году будущий архитектор политики реформ и открытости Дэн Сяопин. О том же свидетельствовало и неоднократное применение Китаем права вето при выборах генерального секретаря ООН. И если в 1971 и 1976 годах Пекин, ратовавший за избрание на этот пост представителя развивающихся стран, довольно быстро шел на компромисс, то в 1981 году он 16 раз блокировал избрание на третий срок Курта Вальдхайма, открыв дорогу к посту генсека Пересу де Куэльяру. Однако в целом радикальная переналадка внутренней и внешней политики страны в эти два десятилетия объективно ограничивала взаимодействие КНР с ООН.

Ситуация стала быстро меняться после знаменитой поездки Дэн Сяопина на юг страны в начале 1992 года, которая обозначила возвращение КНР к широкому проведению политики реформ и открытости. Необходимость активизации деятельности на международной арене диктовалась и задачей отстаивания ориентиров развития и интересов Китая после распада СССР.

С 1992 года ускорился процесс подключения Китая к основным договорно-правовым режимам и конвенциям ООН, в том числе по вопросам защиты интеллектуальной собственности, биоразнообразия, прав человека, по морскому праву и ядерной безопасности. Китай стал одним из первых государств, подписавших Договор о запрещении развития, производства, складирования и использования химического оружия и о его уничтожении. В 2003 году КНР подписала, а в 2005-м ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. В 1997 году КНР подписала Международную конвенцию об экономических, социальных и культурных правах человека, а в 1998-м – Конвенцию о гражданских и политических правах.

Из «безмолвного труженика» Китай трансформировался в одного из самых последовательных защитников провозглашенных ООН целей глобального социального и экономического развития, в активного участника большинства переговорных механизмов по вопросам разоружения и нераспространения ядерного оружия. КНР стала чаще использовать трибуну ООН для оглашения тех или иных собственных принципов. Так, председатель КНР Ху Цзиньтао, выступая 15 сентября 2005 года на встрече глав государств – членов ООН по случаю 60-летия организации, выдвинул идею совместного строительства гармоничного мира на основе его культурно-цивилизационного многообразия.

Участие в миротворческих операциях ООН

Важным направлением деятельности КНР в ООН является участие в ее миротворческих операциях. Пойти на такой шаг Пекину было непросто – ведь он в какой-то мере противоречил провозглашенному им принципу неразмещения воинских контингентов за рубежами страны. Однако осознание всей важности миротворческих операций для выполнения ООН ее незаменимой роли в обеспечении глобальной безопасности возобладало. В 1988 году КНР присоединилась к деятельности Специального комитета ООН по миротворческим операциям, а в апреле 1989-го впервые предоставила в распоряжение Группы ООН по помощи в осуществлении переходного периода (ЮНТАГ) группу гражданских лиц для наблюдения за выборами в Намибии. В общей сложности с 1990 по 2009 год Китай принял участие в 18 миротворческих миссиях ООН, направив за рубеж свыше 11 тыс. миротворцев, из них 1100 – военных наблюдателей. По состоянию на 30 июня 2009 года в миротворческих миссиях ООН находились 2148 миротворцев из КНР. Китай предоставил больше миротворцев, чем другие постоянные члены Совета Безопасности ООН. В июне 2009 года в Пекине был создан миротворческий центр Министерства обороны КНР, предназначенный для подготовки персонала и обмена опытом деятельности в данной сфере.

По оценке китайских экспертов, активное участие КНР в миротворческих операциях отражает усилия страны по выполнению своих обязательств в деле обеспечения международного мира и безопасности. Одновременно оно помогает Пекину лучше интегрироваться в международный режим обеспечения безопасности и тем самым содействовать собственной безопасности.

КНР и право вето в Совбезе

В Китае подчеркивают, что страна, обладающая в качестве постоянного члена Совета Безопасности правом вето, подходит к его применению «взвешенно и осмотрительно».

В конце 1990-х годов Пекин дважды воспользовался правом вето для того, чтобы отбить покушения на принцип «одного Китая». Речь идет о вето Китая при голосовании в СБ ООН проекта резолюции о направлении группы военных наблюдателей в Гватемалу (1 октября 1997 года) и при голосовании по вопросу о продлении пребывания в Македонии военной миссии ООН с превентивными целями (25 февраля 1999 года). В обоих этих случаях Китай руководствовался «основополагающим принципом защиты суверенитета», так как Гватемала, игнорируя предостережения КНР, пригласила на церемонию подписания мирных соглашений представителя администрации Тайваня, а Македония 8 февраля 1999 года установила с Тайванем дипломатические отношения.

Еще одной причиной применения Китаем права вето становилось желание предотвратить необоснованное вмешательство во внутренние дела других стран. В январе 2007 года КНР вместе с Россией и ЮАР голосовала против проекта резолюции Великобритании и США «О ситуации в Мьянме», что мотивировалось отсутствием угрозы со стороны Мьянмы миру и безопасности в регионе. 11 июля 2008 года КНР вместе с Россией по тем же мотивам голосовала против предложенной США и Англией резолюции с осуждением внутренней политики президента Зимбабве Роберта Мугабе. Несколько особняком стоит недавнее вето, наложенное Китаем вместе с Россией в Совете Безопасности ООН при голосовании проекта резолюции ряда европейских стран о ситуации в Сирии. Его причиной стал отказ авторов проекта резолюции зафиксировать обязательство воздержаться от военного вмешательства в ситуацию в Сирии.

Пекин и проблемы реформы ООН

Особенности позиционирования КНР в ООН нашли отражение в эволюции ее подхода к реформе этой организации. Здесь можно выделить три этапа.

В 1990-х годах Пекин весьма активно поддерживал реформу организации, поскольку она была созвучна китайскому тезису о необходимости создания нового международного политического и экономического порядка. Китай выступал за усиление в деятельности ООН акцента на экономические и социальные проблемы, за повышение представительства развивающихся стран.

В конце 1998 – начале 1999 года все сильнее стало проявляться стремление США и их союзников по НАТО оказать давление на Югославию по косовской проблеме, причем действуя в обход ООН. 24 марта 1999 года ВВС НАТО без непосредственной санкции Совета Безопасности ООН начали бомбардировки стратегических объектов в Сербии. В этой ситуации на первый план для Китая, как и для России, вышла задача не той или иной реформы ООН, а защиты ее легитимности и центральной роли в обеспечении мира и безопасности. В Совместном заявлении глав государств от 23 ноября 1998 года РФ и КНР констатировали, что главная уставная ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности «ни при каких обстоятельствах не должна ставиться под сомнение» и что «любые попытки обхода совета чреваты подрывом существующего механизма поддержания мира». Год спустя в Совместном заявлении по актуальным проблемам современной международной обстановки от 9 декабря 1999 года Китай и Россия высказались «за сохранение в неизменном виде уставных полномочий нынешних постоянных членов Совета Безопасности», охарактеризовав данное положение как «необходимое условие обеспечения эффективности и стабильности ООН». Тем самым было положено начало второму этапу эволюции подхода КНР к реформе ООН, который продлился примерно до 2003–2004 годов. КНР стала выступать не за реформу ООН вообще, а за «рациональную и ограниченную реформу», которая «выдержала бы проверку временем и была бы приемлема для подавляющего большинства членов организации». Соответственно Пекин выступил против введения каких-либо конкретных сроков завершения преобразований.

Третий этап, продолжающийся по настоящее время, характеризуется тем, что Пекин, поддерживая саму идею реформы, воздерживается от активных действий и не форсирует события, апеллируя к необходимости достижения максимально широкого консенсуса по вопросу о новых постоянных членах СБ.

Став в последнее 20-летие членом подавляющего большинства влиятельных международных организаций и переговорных механизмов, КНР продолжает рассматривать в качестве важнейшей на этом направлении свою работу в ООН. Отчасти это связано с тем, что, по оценке китайских экспертов, «ни в какой другой международной организации Китай не занимает более высокого места, чем в ООН, и никакая другая международная организация не оказала на Китай большего влияния, чем ООН». Сказалось и то обстоятельство, что основополагающие принципы ООН оказались созвучны внешнеполитическому курсу КНР.

Не совсем так. Всё сложнее.

При всём кажущемся сходстве некоторых аспектов внешняя политика РФ и КНР принципиально различаются. Цель Китая, вставшего на путь развития и роста экономики, – стать одним из лидеров международного сообщества, занимающего взвешенную, ответственную и реалистичную позицию по мировым проблемам. Кстати, именно эта цель отчётливо прозвучала в ходе недавнего выступления председателя КНР Си Цзиньпина на экономическом форуме в Давосе, где он неожиданно для всех выступил в защиту глобализации как будущего мирового устройства в отличие от протекционистской политики Трампа.

Цель нынешнего руководства РФ – вынудить США к координации своей политики с Москвой на условиях разделения сфер влияния.

Отсюда – различный взгляд на ООН и Совет Безопасности (СБ) и различная мотивация позиций в СБ: Китай использует трибуну ООН и свой статус постоянного члена СБ для формирования имиджа ответственного мирового лидера, России же СБ важен прежде всего как инструмент блокирования действий США и осуждения политики Вашингтона. Вот почему роль представителя РФ при ООН – это прежде всего роль пропагандистского рупора.

Временной горизонт внешней политики Китая расчитан на десятилетия, если не больше. В её формировании МИД, как политическое ведомство, играет далеко не центральную роль. Значительно сильнее влияние экономических интересов и выражающих их государственных и полугосударственных организаций. Сама же политика координируется комиссией Политбюро в главе с председателем КНР.

Внешняя политика Москвы ситуативна, строится в зависимости от действий США и несильно конфигурируется интересами экономики.

Да, по ряду международных вопросов позиции КНР и РФ совпадают между собой, не совпадая при этом с позицией США или западных стран в целом. Вместе с тем поле такого совпадения нешироко и касается в основном неприемлемости смены действующего режима под флагом ООН. Вот почему Пекин и Москва несколько раз на протяжении последних нескольких лет накладывали вето на резолюции СБ по Сирии, что снижало роль ООН в защите населения от агрессивных действий режимов в их собственных странах.

В том, что касается Ирана, позиция обеих стран в ООН определяется неприемлемостью его ядерной программы. Но с другой стороны, для каждой из них Иран имеет региональное значение: Москва использует Иран (как, в свою очередь, и он её) для поддержки своих действий в Сирии, а Пекину Иран важен с точки зрения диверсификации поставок нефти и реализации ряда региональных инфраструктурных проектов.

По КНДР ситуация ещё более узкая: ни Пекину, ни Москве не нравятся ядерные провокации и шантаж Пхеньяна, но реальные рычаги влияния на северокорейское руководство есть только у Пекина, который, в конце концов, этими рычагами может воспользоваться, хотя бы ради того, чтобы не усиливать военное присутствие США в регионе, к чему дело всё больше идёт в виду нарастающей ядерной угрозы со стороны КНДР.

Россия не является для Китая союзником – слишком много расходящихся, если и не прямо конфликтующих интересов. Часть из них связана с Центральной Азией, влияние на которую со стороны Китая увеличивается в основном за счёт России. У Китая острые проблемы и конфликты со многими своими соседями на Дальнем Востоке и в Южной Азии, которые являются для России исторически важными партнёрами – Индия и Вьетнам, а также Южная Корея.

Противоречит российским экономическим и политическим интересам масштабный китайский проект создания нового «Шёлкового пути», в рамках которого за счёт китайских кредитов или даже прямого финансирования формируется замкнутая на Китай инфраструктура торговли и экономического сотрудничества с десятками стран в Азии, Европе и на Ближнем Востоке. Реализация этого проекта отодвинет Россию на периферию экономической активности в Евразии. Но Москва, судя по всему, ещё не вполне понимает, что происходит.