Арабская народная сказка "Волшебная лампа Аладдина"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Волшебная лампа Аладдина" и их характеристика

  1. Аладдин, сын портного. Лодырь и бездельник. Ему повезло и он стал обладателем волшебной лампы и джинна. Но став богатым, он остался добрым и честным, а потому его полюбил народ.
  2. Магрибец, колдун, дервиш. Злой и коварный, жестокий злодей.
  3. Мать Аладдина. Просто добрая старая женщина
  4. Будур, царевна, красивая.
  5. Султан. Жадный до богатства, но в целом не злой.
  6. Визирь. Завистник и глупец.
План пересказа сказки "Волшебная лампа Аладдина"
  1. Отец учит Аладдина
  2. Смерть отца
  3. Дервиш
  4. Брат отца
  5. Волшебный мешок
  6. Вход в подземелье
  7. Четыре комнаты
  8. Старая лампа и камешки
  9. Предательство колдуна
  10. Кольцо и джинн
  11. Джинн лампы
  12. Золотые блюда
  13. Царевна Будур
  14. Сватовство
  15. Дворец
  16. Колонна во дворце
  17. Возвращение колдуна
  18. Похищение дворца
  19. Угроза казни
  20. Аладдин и Будур
  21. Смерть колдуна
  22. Счастливый конец
Кратчайшее содержание сказки "Волшебная лампа Аладдина" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Аладдин рос лодырем и его отец умер от горя
  2. Дервиш назвался братом отца и отвел Аладдина в подземелье, где тот взял лампу
  3. Дервиш бросил Аладдина, а тот узнал тайну кольца и тайну лампы
  4. Аладдин сватается к царевне Будур и строит огромный дворец
  5. Колдун возвращается и завладевает лампой, а потом похищает Будур и дворец
  6. Аладдин находит дворец и убивает колдуна
Главная мысль сказки "Волшебная лампа Аладдина"
На свете так много чудес и волшебства, что надо только не упустить свой шанс на счастье, когда он представится.

Чему учит сказка"Волшебная лампа Аладдина"
Эта сказка учит не лениться и слушать родителей. Учит любить и почитать родителей. Учит не верить незнакомцам и не разговаривать с ними. Учит быть добрым и щедрым. Учит не завидовать чужому богатству, а стараться заработать свое. Учит тому, что зло всегда окажется наказано.

Отзыв на сказку "Волшебная лампа Аладдина"
Это сказка мне очень понравилась. В ней очень много чудес и приключений, в ней все сверкает и искрится. Больше всего мне понравился Аладдин, который сперва был бездельником и лоботрясом, но потом исправился. Он стал уважаемым человеком, богатым, но при этом не зазнался и легко делился тем, что имел с простыми людьми. И конечно Аладдин заслужил свое счастье.

Пословицы к сказке "Волшебная лампа Аладдина"
В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
С обманщиком не дружи.
По щедрости руки видно какое сердце.
Кто щедр, тому не нужно быть храбрым.
С любовью везде просто, со злом везде теснота.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Волшебная лампа Аладдина"
В одном персидском городе жил когда-то портной, у которого была жена и сын Аладдин. В десять лет портной стал учить мальчика шить, но тот был большим бездельником и ничему не хотел учиться. Ему нравилось баловаться и хулиганить. От расстройства отец Аладдина умер.
Когда Аладдину исполнилось 15 лет, его заметил дервиш из города Магриба. Он узнал, чей Аладдин сын и обрадовался, решив, что этот тот, кого он так долго искал.
Дервиш назвался дядей Аладдина и дал ему два динара, чтобы мать приготовила ужин. Мать Аладдина удивилась, ведь у отца мальчика никогда не было брата, но приготовила ужин, а глядя как убивается от горя дервиш, поверила ему.
Дервиш обещал сделать из Аладдина купца и повел его в торговые ряды, где накупил мальчику богатой одежды. Потом он повел его за город.
Аладдин проголодался и стал просить поесть. Дервиш остановился в поле и достал свой пустой мешок. А потом стал доставать из него самые разные вкусные кушанья. Аладдин был удивлен, но магрибец объяснил, что мешок волшебный.
Дервиш привел Аладдина к высокой горе и стал колдовать. Он сказал Аладдину, что отдаст ему волшебный мешок, если тот точно выполнит все им сказанное. Потом дервиш объяснил, что Аладдин должен поднять за кольцо большой камень и спуститься в подземелье. А там ничего не бояться и принести старую медную лампу. На обратный путь магрибец дал Аладдину золотое кольцо.
Аладдин понял, что дервиш колдун и сильно испугался. Но делать было нечего, и он отворил камень и спустился в подземелье. Перед ним оказалась дверь. Аладдин вошел в первую комнату и на него кинулся огромный негр с мечом. Но стоило мечу коснуться Аладдина, как негр исчез. Во второй комнате на него бросился лев, а в третьей - змеи. Но только они касались Аладдина, как исчезали.
В четвертой комнате Аладдин увидел старуху - свою мать, и уже хотел обнять ее, но вовремя вспомнил, что если бы он это сделал, то превратился бы в камень.
Наконец Аладдин пришел в чудесный сад с волшебными птицами. Мальчик набрал полные карманы сверкающих камушков, и пошел в сокровищницу. Он не смотрел на золото и драгоценности, ведь он не знал их цены.
Аладдин взял лампу и положил ее запазуху, а сверху насыпал камушков.
Он вернулся к выходу и стал просить дервиша поднять его.А дервиш требовал подать лампу. Но Аладдин не хотел отдавать лампу и дервиш рассердился. Он закрыл скалы и Аладдин остался в подземелье. Двери исчезли и Аладдин сидел в полной темноте.
Вдруг он потер кольцо и перед ним явился джинн Дахнаш, глава всех джиннов, который сказал, что готов выполнить любое желание владельца кольца. Аладдин пожелал оказаться на поверхности и тотчас же оказался наверху. Он вернулся домой и рассказал матери, что дядя - обманщик и колдун.
Мать решила помыть старую лампу и продать ее. Но только начала ее тереть, как появился другой джинн - Маймун, раб лампы. Этот джинн сразу выполнил желание Аладдина и принес еды на золотых подносах.
С тех пор, как только у Аладдина и матери кончались деньги, они продавали одно золотое блюдо и горя не знали.

Но вот однажды Аладдин ослушался приказа султана и подглядел за царевной Будур. Он увидел как красива царевна и потерял покой. Он упросил мать отправится во дворец и попросить султана отдать царевну за него замуж. Аладдин дал матери золотое блюдо и насыпал на него драгоценных камешков, которых собрал в пещере.
Мать Аладдина несколько раз ходила в дворец, но все время стояла в сторонке и боялась сказать слова. Однажды султан заметил ее и спросил что она хочет, обещая выполнить ее желание. Старуха-мать попросила руки царевны Будур и отдала блюдо с камнями.
Камни понравились султану и он спросил визиря, стоит ли отдавать царевну за какого-то Аладдина. Визирь был завистливым человеком, он хотел чтобы царевна вышла замуж за его сына и посоветовал султану попросить сорок таких блюд и сорок невольников.
Мать рассказала Аладдину о просьбе султана, но тот только рассмеялся. Он вызвал джинна из лампы и велел ему все исполнить.
Султан получил сорок блюд и решил выдать царевну Будур за такого богача.
Аладдин снова вызвал джина, заказал сорок восемь невольников, лошадь и мешок золота, и поехал во дворец. Золото он раздал по дороге нищим.
Султан спросил Аладдина, все ли готово к свадьбе и Аладдин сказал, что не хватает дворца, но обещал его мигом построить на пустыре.
И действительно на следующий день на пустыре стараниями джинна возник роскошный дворец. В котором Аладдин попросил убрать одну колонну, чтобы посрамить султана.
Когда султан увидел, что во дворце одной колонны не хватает, он решил сам построить ее. Но во всем царстве не хватило драгоценных камней для такой колонны.
И тогда сыграли веселую свадьбу. Аладдин и Будур зажили счастливо и народ полюбил Аладдина за его доброту и щедрость.
А в это время злой колдун-магрибец решил проверить, что происходит в подземелье. Он погадал и увидел, что лампы там нет. Он снова отправился в Персию и в городе узнал о возвышении Аладдина.
Тогда колдун купил десять новых ламп и стал ходить по городу, меняя новые лампы на старые. Это услышала царевна Будур, а Аладдин как раз был на охоте. Она нашла лампу Аладдина и отдала ее колдуну. И в тот же миг колдун вызвал джинна и перенес дворец с принцессой к себе в Африку.
Когда Аладдин вернулся, султан хотел казнить его, но народ взбунтовался - он сильно любил Аладдина. Тогда султан сказал Аладдину вернуть царевну за сорок дней.
Аладдин потер кольцо и вызвал джинна. Но тот не мог перенести обратно дворец. Это было под силу только джинну лампы.
Тогда Аладдин потребовал, чтобы его перенесли ко дворцу. И вот он уже обнимается с царевной Будур. Будур сказала, что колдун никогда не расстается с лампой и Аладдин дал ей сонный порошок, чтобы она опоила колдуна.
Вечером колдун пил с царевной и вдруг упал без сознания. Вбежал Аладдин и отрубил ему голову. Потом он взял лампу и попросил джинна вернуть дворец на место.
И жили с тех пор Аладдин и Будур счастливо долгие годы.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Волшебная лампа Аладдина"

Цели : расширять знания детей о волшебной сказке, об особенностях её сюжета; развивать технику чтения, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; воспитывать интерес к произведениям зарубежной детской литературы.

Оборудование: книга «Аладдин и волшебная лампа».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения К. Бальмонта «Трудно фее».

III. Подготовка к восприятию.

Конечно, каждый из вас хорошо относится к чудесам мира природы, но ваша душа (это видно!) просит ещё и волшебных, сказочных чудес.

В мире много сказок:

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

…Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Что ж, читайте про волшебные, сказочные чудеса на здоровье!

Откройте учебники на с. 125. Перед нами арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».

Может быть кому-то из вас уже знакомо это произведение? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 125-134).

1. Чтение сказки вслух учащимися по цепочке.

Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот Учёный (с. 156) в разделе «Совет консультантов».

Лексическая работа проводится по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

1) По каким признакам можно судить, что Аладдин - герой волшебной сказки? (1) Аладдин не хотел ничему учиться; 2) он остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом - чудесным мешком .)

2) Верите ли вы, что магрибинец - настоящий дядя Аладдина? (Вряд ли это так. У магрибинца явно есть какая-то тайная цель .)

3) Встречался ли вам в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? (Волшебный мешок напоминает скатерть-самобранку из русских народных сказок .)

4) Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? (Дерево и гора - это места совершения чудес в народных сказках всего мира .)

5) То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает каждого из вас на очередное чудо? Почему?

6) Знаете ли вы другую сказку с похожим сюжетом? (Сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво» .)

7) Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу: вам уже встречались подобные? (В «Подвигах Геракла»: Геракл борется и со львом, и со змеями. )

8) Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье? (Аладдин, несмотря на юный возраст - ему всего 15 лет, способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь по пути со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя .)

V. Итог урока.

Что было для каждого из вас интересным сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Продолжить чтение сказки, с. 135-139; ответить на вопросы с. 140 учебника (устно); краткий пересказ прочитанного отрывка сказки «Аладдин и волшебная лампа».


Э та сказка несет в себе аромат востока, его тайны и загадки, его экзотическую красоту и утонченность. Главный герой сказки - Аладдин - добрый юноша, полюбивший принцессу Будур. Принцесса тоже влюблена в Аладдина, но ее возлюбленный беден. Могущественный Султан, отец девушки, никогда не согласится на их брак. Только чудо может соединить влюбленные сердца. В руки Аладдина попадает волшебная лампа, исполняющая желания хозяина лампы. С помощью волшебной лампы Аладдин мог бы получить несметные сокровища и неограниченную власть, но ему не нужны ни богатства, ни слава: все его мысли о Будур. Султан пообещал Аладдину, что выдаст за него свою дочь, если юноша построит золотой дворец. Тут, пожалуй, самое время обратиться за помощью к волшебной лампе. Джин из волшебной лампы выполнил просьбу Аладдина: золотой дворец построен. Аладдин женится на принцессе Будур, но счастье молодых продолжалось недолго. Тщеславный Визирь, втайне мечтавший и о принцессе, и о власти, хитростью завладел лампой. Добившись господства над лампой, Визирь приказывает Джину убить Аладдина. Однако лампа заколдована именем Аладдина: Джин бессилен его убить. Тогда коварный Визирь приказывает Джину перенести дворец с его обитателями в далекую пустыню Магриба. Визирь ликовал: скоро у него будут и власть, и Будур. Однако Аладдин был не из тех, кто отступал перед трудностями, а к тому же его сердце переполняла любовь, прибавлявшая ему смелости. Бесстрашие и добродушие Аладдина взяли верх над трусостью и алчностью Визиря: юноша вернул себе любимую. Пустыня Магриба превратилась в цветущий сад с роскошным дворцом, в котором счастливо зажили храбрый Аладдин и прекрасная Будур. Честность, порядочность, бескорыстность в сказках всегда вознаграждается, а кто носит в душе зависть к чужому богатству, злобу и прочие недобрые мысли - тому в сказках туго приходится. Справедливостью и добрыми деяниями Аладдин заслужил настоящее счастье, но не в виде богатства и роскоши: жизнь подарила ему куда большие сокровища - любовь Будур. Это сказка о добре и зле, о бескорыстии и жадности, о любви.

Арабская сказка в пересказе М. Салье
Инсценировка В. Глоцера
Музыка Э. Денисова
Тексты песен М. Либина.

Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Р. Плятт
Аладдин - А. Леньков
Мать Аладдина - Н. Тер-Осипян
Магрибинец - А. Джигарханян
Джинн Дахнаш - Ю. Воробьев
Джинн Маймун - Ю. Авшаров
Мальчик - Т. Курьянова
Султан - Е. Весник
Визирь - С. Цейц
Царевна Будур - Е. Романова
Служанка - М. Полянская
Продавец воды - М. Лобанов
Прохожий - А. Очеретянский
Медник - Я. Ромбро.

Симфонический оркестр п/у А. Степанова.
Режиссер С. Василевский.

________________________________

Год выпуска: 1984
Формат: MP3
Продолжительность: 01:23:21
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 114 Mb

Скачать для ознакомления:

Небольшая викторина по сказкам "Тысяча и одна ночь", вопросы и задания которой позволяют быстро, в соревновательной игровой форме проверить знания детей. Формирует интерес к чтению. Может быть использована на уроке внеклассного чтения и как амостоятельное мероприятие в работе ГПД или летнего пришкольного лагеря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»

  1. Расшифровать имена литературных героев.

ЛАДНДАИ (Аладдин)

МРАДАЖАН (Марджана)

УУДБР (Будур)

ДИНСАДБД (Синдбад)

  1. Кто сказал эти слова?
  1. «Отдай эти деньги матери. Скажи ей, что твой дядя вернулся и завтра придет к вам ужинать. Пусть она приготовит хороший ужин». (Колдун, «Волшебная лампа Аладдина»)
  2. «Дядя, протяни мне руку и возьми мою шапку с камешками, а потом вытащи меня наверх: мне самому не выбраться». (Аладдин, «Волшебная лампа Аладдина»)
  3. «Что ты говоришь! Тебе, наверное, напекло солнцем голову. Разве слыхано, чтобы сыновья портных женились на дочерях султанов? Поужинай лучше и усни. Завтра ты и думать не станешь о таких вещах». (Мать Аладдина, «Волшебная лампа Аладдина»)
  4. «Не хочу половины, хочу все деньги! Говори скорее, как войти в пещеру, а если не скажешь, я донесу на тебя султану, и он велит тебя казнить». (Касим, «Али-Баба и сорок разбойников»)
  5. «Что толку сидеть и горевать! Никто меня не спасет, если я не спасу себя сам. Пойду дальше и, может быть, дойду до места, где живут люди». (Синдбад, «Синдбад-мореход»)
  1. Вспомни.
  1. Кто был отцом Шахразады? (визирь)
  2. Как звали сестренку Шахразады? (Дуньязада)
  3. Кем был отец Аладдина, как его звали? (портной Хасан)
  4. Жителем какого города был колдун, выдававший себя за дядю Аладдина? (Магриба)
  5. Как звали джина из сказки про Аладдина? (Дахнаш)
  6. Куда шла царевна Будур, когда ее впервые увидел Аладдин? (в баню)
  7. Как звали брата Али-Бабы(Касим)
  8. Название какого растения было волшебным словом в однй из сказок? (симсим)
  1. Волшебные предметы.

Назвать как можно больше волшебных предметов.

  1. Волшебные числа.

Назвать волшебные числа из сказок. (12 золотых блюд, «Волшебная лампа Аладдина»; 40 разбойников; 7 путешествий Синдбада и т. д.)

  1. Кроссворд.

1 Ш

2 Б

1 Ш

3 А

2 С

4 Р

3 Б

Урок литературы в 3 классе по системе Л.В.Занкова

по учебнику Н.А.Чураковой

Тема: Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

Цель: Познакомить с народной волшебной сказкой: продолжить формирование представлений о жанровой специфике сказки.

Задачи:

1. Расширить представление о жанровой специфике народной волшебной сказки;

2. Развивать речь, выразительное чтение, умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать внимание, беглость, гибкость, оригинальность мышления;

3. Воспитывать любовь к чтению, интерес к произведениям зарубежной литературы.

Оборудование: книга по литературе для 3 класса Н.А.Чураковой, таблички с именами героев: Аладдин, мать, дядя-магрибинец, высказывание А.С.Пушкина «Сказка –ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ход урока:

I . Орг. момент.

1. Активизация цели урока в доступной форме

1.Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:

У – (у знавать новое)

Р – (р азвивать речь, рассуждать)

О – (о бсуждать героев)

К – (к орректировать) - излагать правильно мысль

Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок)

2. Речевая разминка

Сегодня на уроке литературы мы будем выразительно читать, четко и ясно отвечать на вопросы, а для этого мы проведем разминку.

Первый звук (У) – поиграем с ним.

Вдох, выдох на звук (У)

Второй звук (О) – произнесем этот звук радостно, грустно, тревожно, таинственно, с удивлением.

Слово УРОК произнесем в различных интонациях:

ХИТРО, ЛЖИВО, УСТАЛО, ЛЕНИВО, НАИВНО, ВОЛШЕБНО

II . Проверка домашнего задания

Как вы понимаете смысл слова ВОЛШЕБНО? Кто же совершает эти чудеса?

(Волшебники, колдуны, маги, чародеи, феи). А кто такие феи? Вы верите в их существование? Давайте прочитаем стихотворение К.Бальмонта «Трудно Фее» на с.121, 124. В чем же состоит работа феи? Это чудеса мира природы, но самыми интересными являются чудеса превращений. Где они встречаются в мире литературы? В сказках.

III . Сравнение видов сказок и их жанровых особенностей.

Давайте вспомним, ребята, какие виды сказок вы знаете?

- Кто сочиняет сказки? (писатели и народ)

В сказках о животных - главные герои - животные. В них сильный защищает слабого.

В бытовых сказках – главные герои – простые люди. В этих сказках высмеиваются плохие черты характера.

Чем отличаются волшебные сказки от других видов сказок?

В них происходит волшебство, главные герои – помощники и злодеи, есть необычные и трудные испытания, и чудеса превращения.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Вы прекрасно знаете, что такое урок. (В словаре это слово обозначает: учебный час, посвященный отдельному предмету).

Как вы понимаете слово УРОК в этой фразе?

(Урок – это нечто поучительное, то из чего можно сделать вывод для будущего).

Сегодняшняя сказка тоже преподаст нам урок.

Откройте учебники на 125. Прочитайте ее название. Вам знакома эта сказка? Какая она? Она волшебная, потому что есть чудеса превращения.

IV . Чтение и анализ произведения.

Это одна из арабских сказок из сборника "Тысяча и одна ночь" , историю возникновения которого так описывает старинная арабская легенда...
Когда-то жил-был злой и жестокий царь Шахрияр. Он каждый день брал себе новую жену, а наутро убивал ее. Скоро во всем городе осталась лишь одна девушка - Шахерезада. Отец отвел ее во дворец царя и простился с ней, обливаясь слезами, так как думал, что больше не увидит ее живой. Но, к счастью, он ошибался. Так как царь Шахрияр не мог спать по ночам, Шахерезада предложила царю рассказать ему сказку, чтобы ночь не казалась ему такой длинной и скучной Шахерезада начала рассказывать сказку, и она была такой интересной, что царь и не заметил, что за окном уже стало светать. Царю было очень интересно узнать, чем же закончится сказка, поэтому он не казнил Шахерезаду и, как только стемнело, опять позвал ее к себе, чтобы она продолжила рассказ. Так повторилось и на другую и на третью ночь. Тысячу ночей, почти три года рассказывала Шахерезада царю свои волшебные сказки, а когда наступила тысяча первая ночь и она окончила последний рассказ, царь сказал ей, что не казнит ее, даже если она не знает больше ни одной сказки.

1. Первичное чтение учащимися вслух по цепочке.

Раскрыть тайны слов в тексте сказки нам поможет Кот ученый в разделе «Музей».

Лексическая работа по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

Назовите главных героев в этом фрагменте сказке. Опишите их.

Характеристики этих героев нам помогут, чтобы прочитать сказку выразительно.

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки? (1) не хотел ничему учиться; 2) остался сиротой, без отца; 3) именно его выбрал для каких-то своих целей чужеземец, явно волшебник, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком).

Аладдин (арабск.) – возвышенная вера

На героя, каких других волшебных сказок похож Аладдин?

Верите ли вы, что магрибинец настоящий дядя Аладдина? Можно ли доверять незнакомцам.

3. Выборочное чтение.

4. Работа в парах.

-Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте сказки?

1. Герой-простак

2. Волшебник

3. Волшебный предмет

4. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира

V . Итог урока:

Вывод: узнавали новое, рассуждали, обсуждали героев, корректировали.

Доказали, что это сказка волшебная.

Давайте вспомним изречение А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок мы извлекли из фрагмента этой сказки?

«Бесплатный сыр только в мышеловке»

«Рыб ловят удочками, дураков - словами» (итальянская пословица)