Которого интересует многих его поклонников, был одной из самых ярких и противоречивых фигур советского театра и кино. Этот человек был очень тонкий и ранимый, даже иногда задиристый. Но ему прощали многое: резкость, максимализм, а порой и пьянство. Он мог начать репетировать, а потом, решив, что фильм или спектакль недостаточно хорош, взять и отказаться от роли.

Окружающие понимали: он не такой, как все. У него свой путь, своя дорога, которая постоянно петляет между раем и адом. Знаменитый актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, карьера, все, что касалось этого человека, безусловно, имеет безумно яркий характер.

Решение поступить в театральный, или Дефект речи

Родился будущий артист в 1941 году 25 мая в русской семье. В детстве Олег Иванович мечтал быть летчиком, но поступить в авиационный институт не смог. И тогда решил: раз не берут в летчики, станет артистом. Когда об этом узнали родители, то начался скандал. Все родственники по маминой линии - потомственные учителя и филологи. Папа Олега - железнодорожный инженер, партийный человек.

Разве могли они тогда предположить, каким известным артистом станет Олег Даль. Биография, национальность и другие факты из жизни известных людей очень часто изучается специалистами. И есть сведения, что по некоторым данным Олег Иванович приходится правнуком известному составителю словаря. Вполне естественно, что родители считали сцену несерьезным занятием для своего сына.

К тому же у Даля был он картавил с детства. Но постоянно старался преодолеть это. Занимался в центральном доме детей железнодорожников в студии художественного слова. В результате этого родилась его необычная структура фраз, паузы. То, как, немного задумываясь, произносит слова, его и научил специалист. Так рождается артист Олег Даль, биография которого теперь будет связана только с театром и кинематографическим искусством.

Окончание обучения и начало творческого пути

После окончания училища имени Щепкина Олег Иванович попадает в "Современник". В то время это был один из наиболее известных театров страны. Тогда казалось, что Даль вытянул Но работа в театре, к сожалению, не складывается. Олег чувствует, что способен на многое, постоянно ждет своего часа, но прошло уже пять долгих лет, а у него в "Современнике" так и не было ни одной серьезной роли.

Приходилось разучивать только какие-то спешные вводные роли, когда с утра давался текст, а уже к вечеру ставился на сцене спектакль. И ни одного серьезного персонажа. Таким образом, у актера на протяжении длительного периода накопилось не только огромное количество нерастраченной энергии, но и обиды. Очень вспыльчивым человеком был Олег Даль. Биография его насчитывает много рассказов его близких и друзей, которые характеризуют его как довольно эмоциональную личность. Так же произошло и на этот раз, Олег Иванович ушел из театра, хлопнув дверью.

Спасение в кинематографе

Когда серьезных ролей в театре не оказалось, спас кинематограф. Съемки фильма "Женя, Женечка и Катюша" начались в 1966 в Петергофе. Центром коллектива стали два актера - Олег Даль и Михаил Михайлович Кокшенов. Оба молодые, амбициозные и совершенно разные. Когда они вместе оказывались на съемочной площадке и начинали шутить, никто из окружающих не мог удержаться от смеха.

Бывало, после окончания рабочего дня артисты забывали сдавать свою амуницию костюмеру. Они так привыкли воевать, что продолжали играть в войну даже после того, как камера уже выключалась. Сам Михаил Михайлович Кокшенов часто вспоминает, как они в тот период бродили по городу в форме и их останавливал патруль, спрашивая, откуда они.

Проблемы характера, или Съемки под конвоем наряда милиции

Но какой на самом деле был Олег Даль? Биография, личная жизнь, что мучило актера - все это заинтересовало людей только после его смерти. А тогда на съемках Олег Иванович - заводила, а что творится у него в душе, никто не знает. Многочисленные проблемы, которые переполняли душу актера, стали выражаться в запоях. Режиссер часто намеренно ставит его спиной к камере. От выпитого накануне лицо Олега Ивановича отекает, становятся мутными глаза. И тем не менее ему прощали все.

В самый разгар съемок Олег Даль снова ушел в запой. Более того, попал в милицию и получил пятнадцать суток за Режиссер Владимир Мотыль понимал, что съемки находятся под угрозой. Чтобы не срывать график, он договаривается с начальником отделения милиции и Олега Ивановича привозят на площадку под конвоем, а вечером опять забирают.

Тот диалог, когда герой Даля Колышкин беседовал с Женечкой, сидя на гауптвахте, снимался именно в этот период. Возможно, поэтому сыгран он так трогательно и достоверно. Такой был актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, фильмография этого человека, безусловно, имели очень яркий характер. И вряд ли найдется читатель, которого эта личность оставит равнодушным.

Окончание съемок популярного фильма, или Как жизнь превращается в ад

Олега Даля многое не устраивало в окружающем мире, а кому высказать свое недовольство, он не знал и от этого постоянно нервничал, заводился. С хамством, бездарностью и ограниченностью Олег Иванович выяснял отношения на кулаках. Драться приходилось не только в жизни, но и на экране. Самая знаменитая рукопашная сцена в фильме "Женя, Женечка и Катюша" развернулась в блиндаже.

Далю этот фильм принес небывалую популярность. Правда, насладиться ею артист не успел. Тридцать лет эта картина была под запретом. И формулировка достаточно проста. Фильм аморален, а главные герои - пьяницы и хулиганы. После съемок этого кинофильма жизнь Даля превратилась в настоящий ад.

Всем киностудиям страны было запрещено снимать этого артиста и вообще забыть, кто такой Олег Даль. Биография его действительно содержит сведения о том, что в тот период он попал в черный список неугодных артистов. Но времена меняются, и сегодня этот фильм показывают к каждому дню Победы.

Новый поворот судьбы, или Негласное распоряжение руководства

Даль был универсален. Он мог сыграть Тень в детской сказке, создать образ разведчика, уголовника-рецидивиста и даже принца. Безгранично талантлив был Олег Даль. Биография этого артиста, начиная с 1978 года, наконец, повествует о некоторых положительных моментах в его судьбе. В этот год начинает работу над фильмом "Путешествия принца Флоризеля". Режиссер уверен, что главную роль в этой картине должен сыграть Олег.

Но утвердить кандидатуру Даля на киностудии было практически невозможно. Для всех чиновников Мосфильма Олег Иванович персона нон грата. Слишком разборчивый, капризный, заносчивый. Другие актеры любому предложению радуются, а Даль отказывался работать с Казаковым, Рязановым, Гайдаем. В конце 1970 годов на киностудии стало действовать негласное распоряжение руководства, которое гласило: в течение трех лет Олега Ивановича Даля нигде не снимать.

Настойчивость режиссера и начало съемок

Работать без Даля Татарский отказался. В итоге режиссеру дали добро, но предупредили, что Олег Иванович артист неуправляемый, неадекватный и сильно пьющий. Скандал разразился в первый же съемочный день во время примерки костюма. Чтобы усадить подобранный в реквизите пиджак на фигуру Даля, костюм сзади скололи булавками.

Для Олега Ивановича, который привык выглядеть на отлично, это был шок. И играть в старом, не подходящем по размеру костюме он отказался. Даль считал, что принц должен выглядеть так, что зрители, увидев его по телевизору, завтра же стали одеваться так же, как и он. Так принц Флоризеля на экране становится верхом элегантности, а Олег Даль на съемочной площадке - вершиной профессионализма. Все, кто снимался рядом с ним, знали: актер постоянно импровизирует. Он непредсказуемый артист.

Съемки фильма завершились в 1979 г. Зрители увидели картину через два года. Наконец, Даль был счастлив. На Мосфильме в это время лежало пять картин с его участием и все под запретом. Он понимал: то, что вышел Флоризель - это чудо. Телевидение, радио и газеты атаковали Олега Ивановича, ему это нравилось. Он с большим удовольствием давал интервью. А журналистов интересовало абсолютно все. Какой он - Олег Даль, биография, личная жизнь, дети и дальнейшие планы в кинематографе.

Приятная внешность и несносный характер

Глаза, улыбка, волевая походка, неповторимая манера говорить. Девушек все это притягивало как магнитом. На съемках в него влюблена была половина группы, начиная от костюмеров до самих актрис. Поклонницы на улице не давали Олегу прохода. Так кто же стала та счастливица, которую выбрал Олег Даль? Биография, семья, дети - это все то, что всегда интересует многих поклонников таланта любимого актера.

Любили Олега Ивановича Даля многие, но найти свою вторую половину он долго не мог. Личная жизнь артиста не складывалась. Роман с актрисой Ниной Дорошиной закончился прямо на свадьбе. Со второй своей супругой, Даль прожил чуть больше полугода. Вынести характер Олега было почти невозможным.

Олег Даль: биография, жена, или В поисках личного счастья

Казалось, шансов на личное счастье у Даля никаких. Но на съемках картины произошла встреча, которая изменила всю его жизнь. 19 августа 1969 года Олег Иванович познакомился с Лизой Эйхенбаум. Она работала монтажером на картине. И вскоре они поженились. Представляя ее своим коллегам, Даль всегда говорил гордо и значительно.

Елизавета тоже очень трепетно относилась к мужу. Она всегда следила, чтобы он не устал, не проголодался или не замерз. Олег Иванович всегда брал жену с собой на съемки. Очень нежные были эти отношения. Эта женщина была единственной, кто смог найти подход к талантливейшему актеру с несносным характером.

Очередные несбывшиеся надежды

Хороших артистов часто сравнивают с детьми. В случае с Олегом Ивановичем это лучшее определение. Ведь переиграть Даля, как и переиграть ребенка, было почти невозможно. Снимать фильм "Отпуск в сентябре" начали в 1977 году. Когда Даль узнал, что на Ленфильме идет подготовка этого фильма по пьесе Вампилова "Утиная охота", сразу понял: главную роль предложат ему. Естественно, ждал звонка.

С утверждением ролей Мельников тянул до последнего. Когда разрешение на съемку было получено, позвонил Олегу Далю. Работал актер в этом фильме самозабвенно, и эта стала одна из лучших его ролей. Однако готовую картину в прокат не пустили, ее назвали упаднической и на восемь лет положили на полку. Очередное потрясение, которое пережил Олег Даль.

Биография, причина смерти какого-либо любимого актера всегда интересуют многих почитателей талантов советского кинематографа. И очень часто можно встретить в судьбах артистов того поколения такое пренебрежительное отношение чиновников к их таланту. Конечно, это всегда негативно сказывалось не только на психологическом состоянии актеров, но и зачастую подрывало здоровье. Премьера фильма состоялась только в 1987 году, когда Олега Ивановича уже не было в живых.

Последние дни творчества артиста

Что еще интересует тех, кто знает и любит такого артиста, как Олег Даль? Биография, причина смерти и события, предшествовавшие его кончине. "Незваный друг" - последняя работа Олега Ивановича. Во время съемок уходит из жизни Владимир Высоцкий. Для Даля это стало знаком. Он понимал, что с Владимиром Семеновичем они идут одной дорогой. Вместе они работали на съемках картины "Плохой и хороший человек", уже тогда Высоцкий не раз предостерегал Олега Ивановича от частого употребления алкоголя.

В 1981 году Олегу Далю предлагают сняться в лирической комедии. Он едет в Киев. Накануне отъезда состоялся их последний разговор с Евгением Татарским, в котором Олег Иванович упомянул, как часто ему снится Владимир Высоцкий и зовет к себе. 1 марта Даль отбыл в столицу Украины, а уже 3 числа этого же месяца его не стало.

Говорят, свечку нельзя зажигать с двух концов. Она тогда слишком быстро заканчивается. Олег Иванович палил свою свечу безжалостно и делал это сознательно. Рвал свое сердце на части, и оно не выдержало. Ушел из жизни Олег Даль. Биография, дети, которые могли бы еще появиться у этого замечательного человека, дальнейшее творчество и многое другое, на что был способен Олег Иванович, словно застыло в этом мгновении. Он ушел из жизни в тридцать девять, но для тех, кто был близок с ним, кто пересматривает фильмы с его участием, он жив и сегодня.

Последняя жена Олега Даля Елизавета Эйхенбаум (урожденная Апраксина) родилась в 1937 году (умерла в 2003). Она была внучкой известного ленинградского ученого литературоведа Бориса Михайловича Эйхенбаума, жила в одном доме с Анной Ахматовой. Мама Ольга Борисовна Апраксина (1912-1999), была женой театрального художника Алексея Апраксина (1901-1941). Отец Лизы умер от голода в блокадном Ленинграде.

Знакомство и будущим мужем и жизнь с великим актером

Елизавета Эйхенбаум познакомилась со своим будущим мужем 19 августа 1969 года в ресторане города Нарва, в котором отмечала свой 32-ой год рождения. Это было во время съемок «Короля Лира» известного режиссера Григория Михайловича Козинцева. Великий мастер был другом ее деда, был вхож в семью, поэтому общение молодой женщины с режиссером на площадке было достаточно свободным. Лиза тогда работала ассистентом монтажера, а с актером носилась, как нянька: кормила, следила, чтобы он не устал. Но романа на «Короле Лире» никакого у них не было. Просто Лиза, смеясь, пригласила Олега к себе в Ленинграде. И он приехал… Но не совсем вовремя. Как раз в это время Елизавета встречалась с Сергеем Довлатовым, тогда еще служившим секретарем у известной писательницы Веры Пановой. В тот вечер он сидел дома у Лизы. Позвонил Олег, спросил, можно ли прийти. И двое мужчин весь вечер пытались завоевать расположение любимой женщины. И она вызвала Олега в прихожую, предложила ему сейчас уйти вместе с Сергеем, а самому после вернуться. Ему это жутко не понравилось, он не любил и не умел хитрить. Но он пришел… А рано утром ему надо было срочно ехать в аэропорт - он улетал на очередные гастроли… Перед тем, как уйти Олег попросил разбу­дить Лизину маму, и сказал, что хочет попросить у нее руки Лизы. Это было в мае 1970 года, а 27 ноября того же года они уже официально стали мужем и женой. Лиза сказала, что не собирается менять свою фамилию, но в загсе Олег так на нее посмотрел строго и весь засиял, как маленький ребенок, когда она сделала паузу и согласилась стать Даль…

Она старалась ему во всем угождать, в их доме всегда был идеальный порядок, потому что Олег был крайне педантичен. До свадьбы Елизавета никогда не занималась домом, а после стала идеальной хозяйкой.

Женского терпения не хватило

Они прожили вместе 10 лет… А закончилось все 31 декабря 1980 года. Лиза ждала своего мужа в подъезде на лестнице. А когда открылся лифт, Олег из него просто вывалился – настолько он был пьян. Пристрастие знаменитого актера к алкоголю и раньше становилось причиной супружеских разладов. Даже странно, Олег, как и Лиза, ненавидел застолья, у него не было друзей. Но, тем не менее, в их доме постоянно собирались люди, выпивали, жаловались друг другу на свои проблемы, не понимая, как и чем помочь. Лиза ставила за цветок кружку и сливала туда все, что ей наливали, а остальные пили, за вечер кружка не один раз наполнялась. Даль кодировался, с головой уходил в работу, она всегда прощала, любила и надеялась. Но тот предновогодний «сюрприз» оказался той самой последней каплей в чаше ее женского терпения.

Она так больше и не вышла замуж. Накопленные с Олегом деньги быстро закончились. Год вдова известного актера жила совместно со своей мамой и свекровью на две их пенсии. Никак не получалось найти работу по специальности. Но ей все-таки удалось устроиться в «Союзспортфильм». Сказались годы долгого перерыва, и привычное ремесло Елизавете Даль нужно было осваивать заново — тогда уже на студии появилась усовершенствованная, 16-миллиметровая пленка. Но она могла менее чем через год уже возглавить звукомонтажный отдел.

Последние годы принесли ей много испытаний: в 1999 году уходит из жизни мама — самый близкий человек, потом пришлось пережить клиническую смерть. Но главная боль осталась там, двадцать лет назад, когда похоронили Его, а вместе с ней и ту Лиза, которая была с ним 10 лет. «Сейчас я думаю не про себя, а про Лизу и Олега. Он меня сделал, но он же меня и забрал.» (Е. Даль)

Супруга знаменитого актера Лиза Даль предала гласности интимные письма знаменитого актера, по образности и искренности не уступающие пушкинским

Личная судьба Олега Даля изобилует крутыми поворотами. Актер был бескомпромиссным, резким и закрытым даже от друзей человеком. Неудовлетворенность собой, окружающими, ролями, которые приходилось играть, часто выливалась на близких. Учитывая пагубное пристрастие Даля к алкоголю, жизнь с ним назвать легкой язык не повернется. Тем удивительнее читать письма Олега Ивановича к своей супруге Лизе, с которой они прожили 10 лет, до самой смерти актера в 1981 году.

«Утром сего дня, бредя по желтым листьям, покрывающим холодеющую землю, подумал о тебе с прекрасной тоской, - пишет жене Олег Даль. - С прекрасной потому, что она была светлой. На душе у меня хорошо и покойно, потому что в мыслях моих ты. Настроение мое тихое и благостное. Делюсь им с тобой щедро, как осень. Тихонько и нежно обнимаю тебя и еле-еле касаюсь твоего лица, целую и дышу твоими глазами. Не знаю, что такое любовь. Не знаю, как понимать сие обозначение некоего чувства или смысла его. Но кажется мне, чувствую я что-то необычайное, как ребенок, который ждет пробуждения после новогодней ночи. В воздухе пахнет мандаринами, елкой, плюшевыми зайцами, и хочется как можно дольше не открывать глаза…»

Олега Даля нет с нами уже 35 лет, а до сих пор в его биографии множество загадок. Сам актер был очень закрытым человеком, почти никогда не давал интервью. После его ухода вдова Даля, Елизавета, прожила еще 22 года. И одним из немногих людей, кому она рассказывала о своей жизни с артистом и доверила переписку с мужем, был Александр Иванов - киновед, автор нескольких книг об Олеге Дале.

С Лизой, вдовой Олега Даля, я познакомился во второй половине 1980-х. Ей было едва за пятьдесят. Миловидная, даже красивая, очень гостеприимная женщина. Наше общение постепенно переросло в дружбу, продолжавшуюся более полутора десятилетий. Наши с Лизой беседы о ней и об Олеге Дале продолжались почти постоянно (иногда - ежедневно) девять лет. И если поначалу, еще в 80-х, мы мечтали о создании некой книги ее воспоминаний об Олеге, то уже через пару лет она очень нервозно задала вопрос одной нашей общей знакомой: «Саше я рассказываю о таком, чем не делилась даже с собственной матерью! Не слишком ли много откровенностей?!»

Вроде бы риторический вопрос разрешился 5 сентября 1997 года. В этот день мы с Лизой по привычной схеме беседовали «лишь на одну конкретную тему». То ли сам разговор неприлично надолго затянулся и окончательно утомил ее (мы проговорили о литературных опытах Олега Даля восемь с половиной часов!). То ли она именно в эту встречу ощутила некий финальный предел и поняла для себя: дальше не надо ни слова, но только в доме Олега Даля я больше не бывал ни разу. Расстались мы, между тем, по-хорошему, выражая надежду на завтрашнюю встречу. Был очень студеный вечер, и Лиза замотала мне шею прямо поверх джинсовки шерстяным шарфом Олега. На прощание мы расцеловались…

Потом было много телефонных разговоров, а наша личная встреча состоялась только в 2001 году. Лиза тогда меня спросила: «Ты хорошо бережешь материалы наших с тобой бесед?» - «Пуще собственного глаза». Она помолчала и говорит: «Интересно, как все это будут воспринимать лет через пятнадцать?.. Будут ли еще помнить об Олеге? Обо мне в его жизни? Опубликуешь?..» - «Посмотрим…»

И вот пролетели эти пятнадцать лет. 27 ноября исполнилось 46 лет с того дня, когда начался десятилетний супружеский путь двух человек: артиста Олега Даля и монтажера Лизы Апраксиной (девичья фамилия Елизаветы Алексеевны. - Прим. ред.), ставшей верным «оруженосцем» этого необыкновенного, сложного, противоречивого, подчас жестокого, талантливейшего человека. Вы знаете гениев, которые бывают другими?

Иногда приходится идти на некоторые… провокации, что ли. Поэтому, договорившись об очередной встрече с Лизой Даль в ее незанятый домашними делами день, я уже примерно представлял, о чем мы будем говорить. Ровно в полдень 31 марта 1996 года я позвонил в квартиру на Смоленском бульваре. Через пять минут мы сидели с Лизой напротив друг друга в кабинете Олега. Это было ее любимое место для разговоров тет-а-тет. Первый мой вопрос ее несколько озадачил: Лиза отложила в сторону вязание.

А.И.: Мы много и постоянно говорим о ваших с Олегом чувствах по отношению друг к другу. То одно выясняется, то другое. Но за много лет я ни разу не слышал того, что подтвердило бы его любовь к вам как к женщине. Не всякие там фигли-мигли, а Любовь. Есть такие тому примеры?

Она немного растерянно ответила:

Е.Д.: Ну… есть.

А.И.: Расскажите, пожалуйста, я очень прошу. В нашем деле никогда не знаешь, когда это может вдруг пригодиться. А то, что пригодится, - уверен­.

Е.Д.: Звучит убедительно. Хорошо! Я тебе расскажу «о Любви», но с одним условием.

А.И.: Каким?

Е.Д.: Ты нигде не будешь использовать… услышанное… пока я жива.

А.И.: Ну, ну, ну! Во-первых, я не хочу определять этим разговором длину вашей жизни! И потом… если это настолько личное…

Е.Д.: Нет уж! Сам напросился. Теперь сиди, слушай и записывай. О двух при­ездах Олега домой на такси… Первый - это в день окончания основной работы по фильму «В четверг и больше никогда». Олег попивал во время съемок. Временами - много. Но постепенно это сходило на нет. Потом он «зашился» в начале июля. Всё. Другой человек. А в тот день был его звонок по телефону. Откуда-то из автомата, но уже в Москве. Из Пущина вернулся, значит, с кем-то. «Прошу тебя, выйди из дома и встреть меня на улице».

Вышла на улицу. Вокруг нашей новостройки пустыри. Подъехать там ни черта было нельзя! И при этом все покрыто клевером, ромашками, сурепкой. И посередине растет огромный благоухающий куст шиповника, оставшегося еще от каких-то чуть ли не дореволюционных дачных садов, которые там когда-то были. Птицы поют дивно. Жарко очень. Тишь какая-то особая, послеобеденная. Пчелы и шмели жужжат. В общем, к любви располагает все. (Смеется.) Как не на окраине Москвы находишься. Слышу: дрын-дрын-дрын… По колдобинам медленно двигается такси. Подъезжает прямо ко мне. Из него выходит Олег. И, не расплатившись, не взяв вещи, подходит ко мне. Осторожно обнимает обеими руками и начинает целовать в губы. Так, с большой страстностью, я бы сказала.

Водитель просто обалдел. Привез Даля (он его узнал) куда-то на выселки, а тот с какой-то женщиной начал обниматься-целоваться! Я краем глаза вижу: мужик отвернулся, потом закурил, опершись на машину. Молчит. Ждет. Что дальше будет. Дальше Олежечка поднимает одну руку и запускает пальцы в мои волосы. И начинает кончиками пальцев гладить по голове. По затылку. При этом мы продолжаем целоваться. У меня ноги начинают подкашиваться, но он меня очень крепко держит другой рукой. Видимо, я одурела совершенно, потому что когда в какую-то секунду от него оторвала лицо, то сказала что-то… ну, так примерно: «Тын… пын… перестаньте… пож-жа… луйста…» Олег расхохотался. Потом забрал сумку с заднего сиденья, а водителю дал пять рублей. И говорит ему: «Шеф! А это - моя Лизонька». Тот отвечает: «Я понял, Олег Иванович, ехать можно?» Олег опять расхохотался. Вот такой… сюжет! Ну что - есть «Любовь»?

А.И.: М-м-м. Да. Есть.

Е.Д.: Между прочим, на этом не кончилось. Это был день любви. Это была ночь любви. Это был рассвет любви, который мы встретили вместе. Сидя на подоконнике открытого настежь окна. Уж если Олег хотел, чтобы нам обоим было долго хорошо, он умел создавать такие праздники. А праздник был. Потому что я, сколько ни напрягаю память, никак не могу вспомнить: а где все это время была Оля?!» (Смеется.) (Лиза говорит о своей матери - Ольге Борисовне Эйхенбаум, с которой они жили вместе. - Прим. ред.)

«Второе такси». Так назовем другой сюжет. Это было там же, на улице Новаторов, 27 ноября того же 1977 года. Олег возвращался из Вильнюса. После выступлений от «Кинопропабанды» (Бюро кинопропаганды занималось организацией творческих вечеров кинематографистов по всей стране. - Прим. ред.), как он ее называл.

И так же, как и летом, он попросил меня выйти на улицу. Было холодно. Тоже приехал на такси. И выходит из него… с огромным букетом совершенно дивных алых роз. Какого-то неземного аромата. Мне летом исполнилось сорок. Он подарил сорок один цветок. В чет-нечет верил, как в примету. Потом, уже дома, говорит: «Может, ты у меня еще и подарки попросишь?» Я ответила: «А разве их просят?» - «Иногда… как бы и просят». Я подошла и села на пол возле его ног, а он сидел в кресле. И говорю: «Даль, а Даль! А где же мои подарки?» Он достал из сумки очень красивое зеркало, потрясающую расческу и записную книжку, где уже была сделана дарственная надпись. Пока я все это рассматривала, он осторожно и очень нежно гладил меня рукой по голове.

Я уже хотела встать, но было так приятно и хорошо где-то внутри, что посидела еще минут пять просто так. Наслаждаясь. Это была седьмая годовщина нашей свадьбы. Валя Никулин мне потом рассказывал, что Олег еще недели за три заметался и говорил ему: «Дата-то критическая! Куля, семь лет - это семь лет! Надо Лизку как-то… Того… Отметить!» При этом Олежечка постоянно делал вид, что никаких дат наших не помнит вовсе. Даже, было дело, демонстративно просил: «Напомни мне потом о нашем дне!» Хотя помнил лучше меня.

Годом ранее, пришел домой. Поел. Прилег отдохнуть. Говорит мне: «Елизавета Алексеевна, а мы с вами уже как долго… «законно состоим»?» Я только собралась «подскочить», как он достает из кармана брюк коробочку. А в ней перстень. С шестью камнями. Мне. На наше шестилетие. А его литовские подарки мне до сих пор служат! И зеркало, и расческа. И книжечка. Только Олег обижался и осуждал меня за то, что я стала в ней записывать кулинарные рецепты. «А что же мне в ней, по-твоему, писать надо?» - «Про меня бы лучше что-нибудь записывала! И в разлуке - перечитывала». Вообще он с годами все больше и больше давал волю своей сентиментальности. Что было совершенно не в его характере и правилах. На мои подарки, например, он неизменно реагировал с иронией. Но абсолютно беззлобной.

Наши любовные отношения не затухали с годами, а наоборот, развивались по возрастающей. И если поначалу Олег мог звать меня дома и просто: «Апраксина, подь сюды!» - то потом я стала Далюгой. А потом и Далюшей. Наступало «отепление». Которое закончилось принятием меня в его «клан людей». При этом осторожность в общении… не бережность, а именно осторожность, присутствовала во все годы нашей жизни. Это тоже имеет самое прямое отношение к понятию любви двух людей. И привело это к тому, что в конце лета 1980-го я вдруг перестала понимать: любит меня Олег или нет? Но там, правда, и год для него оказался редкостно поганым: страшные потери, дикие срывы, полное творческое одиночество. Какая уж тут любовь?..

Я вижу, дружочек, что тебе грустно все это слушать, да? - прервала нашу беседу Лиза. - А мне вот грустно вспоминать. Но - надо. Я хочу, чтобы это осталось так, как было. Вдребезги разбитый жизнью Олег в последние месяцы опирался все-таки на меня. И я как жена как могла его поддерживала. И человечески, и по части творчества… И этого - не вымарать. Всё. Расстроилась… Сейчас. Погоди. Не из-за твоих вопросов, нет. Это другое. Дошли до крайней точки откровения. Дальше о нашей с ним любви не говорим. Хочешь чаю? Сейчас попьем.

Так. Нормально. Я могу еще взять себя в руки. Это - хорошо. (Усмехается.) Давай закончим на веселом? Вот ты знаешь, а Олег ведь поначалу показал себя очень опытным провокатором. В первые месяцы нашей совместной жизни он доводил меня до слез в секунду. Элементарно. За меня заступалась мама. Один раз она не выдержала и буквально заорала на Олега: «Может быть, ты вообще ее НЕ ЛЮБИШЬ?!» Он очень запальчиво, грубым голосом ей ответил: «Да! НЕ ЛЮБЛЮ!» Я завыла, как идиотка в плохом итальянском фильме. Олег простонал: «О, боже, боже мой! В Москву! Только в Москву!» Пошел в прихожую и стал одеваться.

Я бросилась к нему и, рыдая, как полная дура, повисла у Даля на груди. Он меня подхватил, поставил на ноги. Потом прижал крепко-крепко к себе. Промокает своим платком мой мокрый нос и слезы на щеках и говорит: «Бедная ты моя женушка… Никто тебя не любит! Ну никто! Даже дочь профессора Эйхенбаума (отец Ольги - матери Лизы - Борис Эйхенбаум, известный литературовед, автор книг о творчестве Пушкина, Толстого, Ахматовой. - Прим. ред.). Один я у тебя в жизни и есть - на­дежда и опора…» Нет, ты представляешь: каким негодяем (в хорошем смысле слова) надо быть, чтобы устраивать такие семейные розыгрыши, доводя двух женщин до слез и истерики. Одно слово - Артист!

Из десяти прожитых с Олегом лет только первые три года мы жили в разных городах. В остальное время мы практически не расставались. Этим объясняется столь малое количество наших личных писем.

(А.И.: От себя добавлю еще один факт. Помню, как меня поразила «фотолетопись» их семьи. Есть серия фотографий из ленинградского загса, сделанная в день регистрации брака. Есть ряд снимков с Ваганьковского: Лиза прощается с Олегом у гроба. А посередине между двумя этими датами - десять лет «фотопустоты». От силы десяток случайных снимков. При том что существует около пятнадцати тысяч фотографий Олега Даля: от рождения до похорон. На мой взгляд - тоже говорящее обстоятельство. Во всех этих «семейных альбомах» Лиза и Олег просто не нуждались.)

О.И. Даль - Е.А. Апраксиной

«Миленькая моя!

Тоскую я по тебе все время. Видать, околдовала ты меня «колдовскою травой». Дай бог, чтоб все было так, как есть и как хочется! Целую тебя. Низкий поклон Ольге Борисовне и нежный привет Миньке (Даль имеет в виду плюшевого мишку, которого он подарил жене. - Прим. ред.).

P.S. (Ц и Л) Отгадай, что это такое. И ворвусь в твои владения на лихом коне и возьму тебя в свои наложницы. Знай это и трепещи!

6.9.70. Москва».

О.И. Даль - Е.А. Апраксиной

«Здравствуй, милая моя грустная и седенькая старушка! Не печалься! Держи хвост пистолетом. Всё будет тип-топ! Предрекаю тебе муку от меня неимоверную… Но ты люби меня! Ты мне нужна. Мне необходимо плечо твоё; ведь бедолага и безумец безвольный я.

Целую я тебя и обнимаю крепко.
Люби меня, как вкусные конфекты.
Люби, как осень, как дожди.
Люби, люби и очень жди!

Ну как? Жду рецензии.

(Т и К) - Отгадай!

16.IX.70г. Москва».

Е.Д.: (Ц и Л) - целую и люблю. (Т и К) - долго не могла отгадать. Т - тоскую. К - наверное, «кусаю», так было, например, в телеграмме от 2 октября 1970 года: «БУДУ 3 СТРЕЛОЙ ВСТРЕЧАТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО КУСАЮ ОД». Олег придерживался такого правила: если он куда-то улетал (все равно, на какой срок), он обязательно должен был либо позвонить, либо дать телеграмму, пусть даже несущественную по содержанию. Это был негласный уговор, мы не договаривались специально, но я к этому привыкла: если Олег летит самолетом, то я получаю весточку от него очень быстро. Это не было продиктовано боязнью, что будет какая-нибудь катастрофа, а связано с тем, что самолет вечно задерживается, отменяется вылет или что-то еще происходит.

Вообще, он любил, когда «за него не волнуются», поэтому в тех случаях, когда он попадал «в загул», уже ничего не соображал и пропадал, - это было ужасно. В общем-то, телеграммы часто были и не нужны, но это были именно сигналы о том, что он благополучно добрался, и он знал, что я спокойна. Это для него было важно. А вот такая телеграмма, как, например, «приеду тогда-то, встречать необязательно» - это просто шутка. Он терпеть не мог, когда я его провожала, и обычно запрещал мне это делать, но и очень любил, когда я его встречала, хотя прямо об этом никогда не говорил. Единственный раз за все годы он позвонил (я забыла откуда) и сказал: «Встречай меня, пожалуйста, потому что я везу столько книг, что сам не справлюсь». Он прекрасно понимал, что, если напишет «встречать необязательно», я примчусь на вокзал. Значит, так ему хотелось. А вообще, пользуясь услугами телеграфа, он всегда был предельно лаконичен. Например: «ПОРЯДОК ОЛЕГ» (Клайпеда) или «VSO CHOROSCHO OLEG» (Прага).

Е.А. Апраксина - О.И. Далю

«Приветствую Вас, Уважаемая Знаменитость!

Пользуясь Вашей благосклонностью, беру на себя смелость завладеть несколькими минутами Вашего драгоценного времени. Обратите внимание, что я стараюсь писать аккуратно и разборчиво. Это трудно. Позвольте мне порадоваться за Ваш успех, как на поприще искусства, так и у прекрасных Дам. (Чёрт бы их побрал!). Со всех сторон я слышу: Даль, Даль и т.д. Мне не хочется, дорогой знаменитый Даль, признаваться, что я ревную Вас. Но это так.

Правда, я женщина мужественная. До недавнего времени я была спокойна, считая, что Вы должны ценить чувства титулованной особы, в жилах которой течет голубая кровь. Вас полюбила графиня, правда, седеющая, но еще способная на высокие чувства. Внезапно моему покою пришел конец. В запыленном графском архиве были обнаружены фотографии, ставящие под сомнение мое благородное происхождение. Ребенок, с детства питающий страсть к заборам, не утративший этой страсти, будучи уже взрослым, вряд ли принадлежит к графскому роду. И легенда, к которой в нашем роду не относились серьезно, уже не легенда. Да, моя бабка, графиня, бросилась в объятия цыгана и произвела на свет моего отца. Беспутная старуха виною тому, что я, бедный ребенок, болтаюсь на заборе, и бог знает, что так влечет меня за этим забором. Допустим даже, что это случайность. Мала еще. Но вот еще один документ. Уже не ребенок сидит на заборе, и выражение лица отнюдь не графское. Таким образом, все стало на свои места. Еще хорошо, что на заборе, а не под ним.

Теперь, МОЙ ПОВЕЛИТЕЛЬ, Вы знаете все о моем бесславном происхождении. Фамилии, которую я ношу, я недостойна. Но, смею заметить, в этом что-то есть: полуграфиня, полуцыганка. Не бросайте меня, а?

Сегодня звонил мой бывший муж - К. <…> Спрашивал, правда ли мы с тобой женимся, и делал странные намеки. Я его послала приблизительно туда же, куда и ты своих Дам.

Теперь с радостью готовлюсь к работе. Думаю о тебе, с удовольствием отдаю все мои плечи, а может быть, тебе еще чего-нибудь? А то одно плечо! Да, пожалуйста, и впредь пиши стихами. Я издам их. <…> Целую тебя повсеместно. Приезжай-ка поскорее, посидим где-нибудь вместе на заборе. Поклонись Прасковье Петровне. Ольга Борисовна тебя нежно любит и ждет. Целуем все и Минька. Будь здоров. Лиза.

О.И. Даль - Е.А. Апраксиной

«After the rain»

Coltrane

Утром сего дня, бредя по желтым листьям, покрывающим холодеющую землю, подумал о тебе с прекрасной тоской. С прекрасной потому, что она была светлой. На душе у меня хорошо и покойно, потому что в мыслях моих ты. Настроение мое тихое и благостное. Делюсь им с тобой щедро, как осень. Тихонько и нежно обнимаю тебя и еле-еле касаюсь твоего лица, целую и дышу твоими глазами. Не знаю, что такое любовь. Не знаю, как понимать сие обозначение некоего чувства или смысла его. Но кажется мне, чувствую я что-то необычайное, как ребенок, который ждет пробуждения после новогодней ночи. В воздухе пахнет мандаринами, елкой, плюшевыми зайцами, и хочется как можно дольше не открывать глаза…

В.Об.Ц.Тв.О.Д.

27.IX.70 г. Москва».

Е.А. Апраксина - О.И. Далю

«Здравствуй, Синеглазенький!

После твоего письма голова моя пошла кругом от радости и нежности к тебе, села я писать письмо, а перед глазами круги. Извини, по кругам и пишу. Спасибо тебе, мой хороший, за золотые листья, за золотые слова, за нежность и тоску. Спасибо и за грусть о тебе, за то, что жду тебя и впереди жизнь. Я хочу с тобой бродить и по листьям, и по снегу, и по весне, и по морю. А еще пить пиво. Не боюсь я, что ты непутевый, все равно, вроде нам по пути. Знаешь, очень трудно писать, когда голова кружится. Дела мои ничего себе, работаю спокойно, все сложилось совсем просто. Сегодня видела мельком Григ. Мих., он спешил, успел только передать тебе привет. А Шапиро чересчур нежно расцеловал меня, и выражение лица у него было умильное. «Лир» у финиша. Дома у нас холодно, сидим на кухне и греемся у духовки. Картина моя кончается 30 ноября, так что можно попробовать как-нибудь на «Тень». Посмотрим. Ну вот, мой О.Д., попробую раскручиваться. Думаю, что перечитывать это письмо ты не будешь. Я тебя крепко целую, очень жду и еще хочу, чтобы ты был совсем рядом.

Ц.Т.Г.П. и т.д.

Лиза 29/IX 70 г.»

Е.Д.: Я думала, как необыкновенно, невозможно и совершенно нереально то, что Олег - тот самый Олег, которого я очень любила и хорошо знала, -мог найти время, освободить голову от всего и писать для меня письма. У меня вообще было несколько трепетное отношение к нашему семейному союзу. И не потому, что он был знаменитый артист, а потому, что он являлся и остается для меня какой-то недосягаемой загадкой. В общении живом, непосредственном он был гораздо более скуп на слова и эмоции, кроме того, быт и жизнь - это вещи, в которых растворяются чувства. Когда же получаешь слова на бумаге - это совсем другое. В этом сила писем. И поэтому каждое его письмо ко мне было удивительным праздником. Иногда я их перечитываю теперь, и у меня возникает такое ощущение: да могло ли это быть? И вовсе не потому, что я задаюсь вопросом: а мог ли вообще Олег меня любить? Я считаю, что он меня любил. Но все равно - это чудо и это необыкновенно, что при его отношении к жизни, к словам он мог сесть за стол, от всего отключиться и написать мне хотя бы несколько строчек, иногда выливавшихся в целое письмо. Это для меня всегда было чудом: и тогда и сейчас…

О последних неделях жизни Олега Даля Лиза вспоминала: «Зимой 1981 года Олег стал очень много и долго спать. Иногда я просыпалась ночью и, с ужасом подскакивая, слушала: дышит ли? Дышит. Едва слышно и как-то нечасто. Сон удивительно глубокий. Такого не было даже во время отдыха в Репине, которое я считаю эталоном его личного покоя. Почти сразу по прибытии в Монино он начал очень много писать. Стихи, эссе, прозаические зарисовки, какие-то письменные планы своих будущих работ. Все это каким-то потоком прорывалось наружу. Поработает час-другой и приходит ко мне на кухню: «Послушай-ка». Читает только что написанное… Однажды, я уезжала по делам в Москву. С Олегом осталась Оля. Утром я вернулась. Он говорит: «Я хорошо пишу?» - «Ты пишешь прекрасно! А будешь писать еще лучше. Олежечка, у тебя к этому есть и склонность и дар». Потом говорит: «А я закончил инсценировку по Олеше. Надо бы показать Виктору Борисовичу…» (Шкловскому - А.И.) «Какую инсценировку? Когда закончил?!» А он там, в Монине, сделал «Зависть» - на раз. В несколько заходов. Думаю, как ответ на попытку Володи Седова инсценировать «Фому Гордеева» в Малом. Не очень Олегу нравилась вся эта история… с вымарыванием роли Ежова. Он взял - и сам для себя написал материал для работы.

Из последних стихов… я не могу вспомнить, что именно. Пришел ко мне. Жарится омлет с колбаской. «Можно я тебе почитаю?» - «Ну конечно!» Прочел очень тихо. Я подошла и поцеловала его в щеку. Он так застеснялся, как ребенок! Господи, кого? Меня? Покраснел, опустил голову и вышел из кухни. Оборачиваюсь, а на сковородке все начисто сгорело!

А вот это стихотворение, написанное в феврале 1981 года в Монине очень рано утром, он читал мне в этот день трижды…

«Если душу человека
Измолоть на порошок,
Если плюнуть с горки в реку
И подпрыгнуть на вершок,
Поднатужиться, напрячься,
Отвернуться, не кивать
И ни с чем не соглашаться –
Можно голову сломать!»

Сначала он прочел его за завтраком. Ну, я послушала: «Хорошо!» Потом он в обед спустился и говорит на кухне: «Я тебе хочу… прочесть стихи… утренние». Читает то же самое. Но как-то… вот как… «в душу вламываясь»… Так говорят, да? Выслушала я молча. Вечером, перед сном уже: «Лиза, послушай мои стихи. Те. Утренние…» И начал снова их читать. Я уже не выдержала и, перебив его, говорю: «Олежечка! Как ты себя чувствуешь?!» Он ответил, весь напрягшись: «Нормально… А что такое?!» Ну меня уж тут совсем понесло: «Нет! Ненормально! На хрена ты мне третий раз всё читаешь?! Я же не идиотка! Ты что?! Что с тобой?! Скажи! Скажи, я прошу! Тебе плохо?!» Олег так странно на меня посмотрел… Я испугалась. Сине-фиолетовые губы. И абсолютно пустые глаза. Ну, мне… самой поплохело… Выпил он свои таблетки. Я - валидол… Потом просила у него прощения за крик. Он отмалчивался. Вырывал руку у меня из ладоней: я хотела ее погладить. Ледяные пальцы в жарком доме. Ледяные… Вот с этого вечера… пошли… началось… Я не буду тебе… об этом. Ладно? Не обижайся - я не хочу… Знаешь… это было в субботу, 28 февраля 1981 года… Мы приезжали в Монино на сутки. Забрать вещи. Кое-что, нужное ему для поездки в Киев на следующий день».

Олега Даля не стало 3 марта 1981 го­да. Его обнаружили в номере гостиницы сотрудники Киевской киностудии, обеспокоенные отсутствием Олега на съемках. Лиза пережила мужа на 22 года…

Елизавета Даль в первую очередь известна как супруга и верная спутница народного артиста Украины. Она была с ним рядом на протяжении довольно длительного времени, особенно сильно поддерживая актера в последние годы его жизни, когда тому приходилось бороться с творческим кризисом и алкогольной зависимостью. Многие из тех, кто лично был знаком с Елизаветой, отмечают, что это была добрая, сдержанная и чуткая женщина. Именно такая и была нужна неутомимой и кипучей натуре Даля, но даже она не смогла его уберечь от саморазрушения и последовавшей затем смерти.

Детство

Елизавета Даль родилась 27 августа 1937 года. Она появилась на свет в Ленинграде. Ее имя при рождении было Елизавета Эйхенбаум. Детство героини нашей статьи прошло вместе с родителями в небольшой надстройке к дому на набережной канала Грибоедова в Северной столице.

Ее дедушка был известным в Советском Союзе литературоведом. Борис Михайлович Эйхенбаум имел степень доктора филологических наук, специализировался на изучении теории поэтического языка, считался одним из лучших представителей данного направления в стране. Девочка с детства росла в творческой и гостеприимной среде. В доме постоянно бывали гости, причем часто литературный бомонд. С Эйхенбаумом была дружна Анна Ахматова.

Блокада Ленинграда

Биография Елизаветы Даль очень непростая. Когда ей исполнилось всего четыре года, началась Великая Отечественная война. Вместе с родителями она оказалась фактически запертой в блокадном Ленинграде и стойко перенесла все лишения, голод и холод, хоть ее мать Ольга Борисовна потом неоднократно вспоминала, что девочка росла плаксивой. По всей видимости, свой отпечаток наложило нервное и беспокойное детство: Лиза плакала буквально по любому поводу.

Когда она подросла, тяжелое блокадное время в семье вспоминали редко. В блокаду умерла сестра героини нашей статьи Татьяна и ее отец Алексей Алексеевич Апраксин. Живыми после войны остались только сама Лиза, ее дедушка и мама.

Образование

После войны девушка тщательно выбирала профессию, старалась прилежно учиться в школе, чтобы у нее было больше шансов поступить в престижное учебное заведение.

К тому же на семейном совете было решено, что она возьмет фамилию отца, так как с еврейскими корнями строить карьеру в Советском Союзе было очень сложно. Так она стала Елизаветой Апраксиной.

Получив среднее образование, Лиза поняла, что больше всего ее тянет к точным наукам, она даже загорелась идеей окончить мехмат. Но конкуренция во всех вузах на этом направлении была слишком высокой, к тому же преимущество отдавали парням. Многие преподаватели просто не могли поверить, что девушка сможет успешно учиться на мехмате.

Потерпев неудачу, Лиза поступает в педагогический институт. Но диплома так и не получает. Эта профессия ей показалась слишком скучной, и она бросила учебу.

Трудовая карьера

После неудачи в педагогическом институте Лиза находит подработку в Зоологическом музее, затем какое-то время учится в Лесотехнической академии, но и в этом вузе понимает, что это не ее призвание. Академию она бросает через год.

После работы в Зоологическом музее ее берут монтажером на «Ленфильм». Эта работа оказывается знаковой в биографии Елизаветы Даль, потому что именно на киностудии ей посчастливилось встретить человека, который стал ее судьбой и главной любовью жизни. Но до этого у героини нашей статьи был другой избранник.

Первый муж

Первым мужем героини нашей статьи стал Леонид Квинихидзе. Личная жизнь у Лизы с ним откровенно не сложилась. Это был очень несчастливый брак, супруги постоянно ссорились и ругались. Причины для недовольства друг другом они находили практически каждый день.

Единственное, за что Лиза может быть благодарна Квинихидзе, так это за то, что именно он устроил ее на «Ленфильм». Без него девушку без образования навряд ли бы приняли на одну из крупнейших отечественных киностудий.

Сам Леонид был известным сценаристом и режиссером, тоже родом из Ленинграда. Он работал в театре музыкальной комедии в Одессе, Новосибирском и Хабаровском музыкальных театрах. Среди его киноработ все зрители знают политический детектив «Миссия в Кабуле», научно-фантастическую драму «Крах инженера Гарина», музыкальную комедию «Соломенная шляпка», комедийный телефильм «Небесные ласточки», сказку для семейного просмотра «Мэри Поппинс, до свидания!».

После развода с Леонидом Лиза, которая всегда была впечатлительной натурой, даже пообещала себе, что больше никогда не выйдет замуж. Но слово это не сдержала, наверное, ни разу об этом не пожалев. А вот ее экс-супруг женился во второй раз довольно скоро, его избранницей стала известная в то время советская балерина Наталья Макарова.

Знакомство с Далем

Жизнь героини нашей статьи буквально перевернуло знакомство с Олегом Далем. Познакомились они на съемках трагедии Григория Козинцева «Король Лир». Даль играл в этой картине Шута, а Лиза работала монтажером. На дворе стоял 1969 год.

Сам Даль позже вспоминал, что когда только увидел ее первый раз в Нарве, именно там проходили съемки картины, сразу подумал: «Это будет моя баба». Хотя даже не знал, кто она и что они окажутся в одной съемочной группе.

Интересно, что в самой Нарве отношений между ними тогда так и не завязалось, зато когда они вернулись в Ленинград, начался самый настоящий роман. Лиза вспоминала, что вместе с Далем у нее в гостях был Сергей Довлатов, все выпивали, а мужчины хотели пересидеть друг друга. Тогда она незаметно сказала Олегу, чтобы уходили вместе, а он потом вернулся. Ему это тогда сильно не понравилось. Как потом выяснила девушка, актер был жутко принципиальным, не умел и не любил хитрить, но все же сделал так, как она просила. А наутро, проснувшись в ее кровати, сразу отправился к будущей теще просить руки дочери.

Сама Елизавета Даль удивлялась такой решительности и поспешности, считая, что можно обойтись без штампа в паспорте, по крайней мере, первое время. Но Даль был категоричен. Он заявил, что в этой стране жить вместе без регистрации унизительно, поэтому им стоит отправиться в ЗАГС. Она согласилась, несмотря на то что еще недавно после разрыва с Квинихидзе давала себе слово, что больше никогда не захочет жить с мужем.

Третий брак Даля

Для самого Даля этот брак был уже третьим. Его первой избранницей была актриса Нина Дорошина из театра «Современник». Она прославилась ролью жены Васи, Надежды, в лирической комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». С Далем они поженились в 1963 году, но брак вскоре распался. Дорошина вышла замуж второй раз за мастера по свету из театра «Современник» Владимира Тышкова.

Второй брак Даль заключил с актрисой Татьяной Лавровой, которая до этого несколько лет жила гражданским браком с трагически погибшим Евгением Урбанским. Среди ее известных работ драма Михаила Ромма «Девять дней одного года», в которой она снялась с Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. А играла она главную героиню - жену Гусева, Лели.

Этот союз также оказался недолговечным. Супруги развелись примерно через полгода. Лаврова вышла замуж в третий раз, теперь уже за футболиста Владимира Михайлова.

Обе женщины неоднократно признавались, что их союз распался из-за очень тяжелого характера мужа, с которым было сложно ужиться рядом.

Вместе с мужем

Годы, прожитые вместе с Олегом Далем, стали одними из самых важных и значимых в судьбе героини нашей статьи. Хоть жизнь отмерила им совсем немного. Одновременно было тяжело, но Лиза чувствовала, что человек, который находится рядом с ней, стоит этого.

Она жила рядом с гениальным артистом своего времени, который был известен среди друзей и знакомых как своенравный и импульсивный человек, который не приемлет компромиссов. Окружающие считали, что он представляет собой классический образ настоящего творческого человека. Он мог внезапно уйти со съемочной площадки, если ему что-то не нравилось, отменить собственное участие в спектакле или съемках по совершенно необъяснимой причине. То есть вел себя как настоящая звезда, которая знает себе цену.

Особенности семейной жизни

И дома жена Олега Даля Елизавета Эйхенбаум часто сталкивалась с тем, что ее супруг был чересчур раздражителен, просто не умел справляться с распиравшими его эмоциями. Она старалась мудро погасить все вспышки гнева, помня всегда, что муж ее в действительности любит.

Как это ни удивительно, съемки в кино не были основным источником заработка для Даля. Это был мир, в котором он ежедневно стремился проживать десятки жизней. Он запросто мог отказаться от какой-либо роли, если она его не устраивала, не обращая внимания на то, какой гонорар за нее обещают и как обстоят дела в семейном бюджете.

Когда Елизавета познакомилась со своим будущим мужем, ей было 32 года. С тех пор как они начали жить вместе, они практически не расставались.

Первое время после свадьбы жили в квартире в Ленинграде, но потом все-таки переехали в Москву, сменив несколько мест жительства в советской столице. Их последним пристанищем стала квартира на Смоленском бульваре, где жена Олега Даля жила с супругом и мамами с обеих сторон.

Женщина не должна работать

Этого принципа Даль придерживался в своей жизни. Когда они все вместе жили на Смоленском бульваре, в доме работал только он один. Обе мамы были уже в пенсионном возрасте, а супруге отправляться зарабатывать деньги он просто запрещал, искренне считая, что главным занятием жены актера должно быть ожидание его со съемок, обеспечение комфорта и уюта. И она ждала, делая все так, как он хотел.

Квартира на Смоленском бульваре Далю очень нравилась. У него там был собственный кабинет с прекрасным видом из окна, в нем он любил находиться наедине с собой.

Домашняя жена

В то время героиня нашей статьи искренне считала, что нашла счастье в личной жизни. Елизавета Даль ждала мужа со съемок, посвящая всю себя семье и обеспечению в доме уюта. Единственным, что ее печалило, было отсутствие детей, которых у пары так и не появилось.

Когда Олег умер, Лиза поняла, что ее семейное счастье окончательно рухнуло. Вместе с Далем она провела около десяти лет. Всю оставшуюся жизнь вдова хранила память о муже, который ушел из жизни, когда ему было всего 39 лет, в самом расцвете сил.

Смерть Даля

Даль умер 3 марта 1981 года. Уже за несколько лет до этого его дела сильно ухудшились. Цензура запретила фильм «Отпуск в сентябре», который он считал одной из своих лучших работ за последнее время. К тому же он часто отказывал именитым режиссерам, считая, что ему предлагают недостойные его роли, со многими конфликтовал, в результате из-за этого у него сложилась репутация опального актера.

В 1980 году Даля с большим трудом смогли утвердить на главную роль в драме Леонида Марягина «Незваный друг». Тогда еще никто не мог предположить, что это будет его последняя роль в кино. Сложности возникли из-за конфликта с руководством «Мосфильма», который произошел у актера как раз накануне финальных проб. Даль его тяжело переживал. Его коллеги и друзья отмечали, что даже внешне он выглядел очень плохо, был физически и нервно сильно истощен.

В последние годы жизни Даль начал злоупотреблять спиртным. Причем он понимал, что это серьезная проблема, принимал меры, лечился. С детства у него было слабое сердце, все это только ухудшало его общее состояние.

Гостиница «Студийная»

Смерть актера наступила в номере гостиницы «Студийная». Она находится в Киеве. В этот город Даль приехал в творческую командировку. Он готовился к пробам в картине «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева.

По распространенной версии, которая активно обсуждалась в СМИ, актер умер в результате сердечного приступа, который был спровоцирован большой дозой спиртного. Она оказалась смертельной для Даля, так как он в то время лечился от алкогольной зависимости: был «зашит».

Последние дни Елизаветы

Оставшиеся годы Елизаветы прошли в одиночестве, у нее больше никогда не было серьезных отношений с мужчинами. После десяти лет, которые она провела дома, будучи замужем за Далем, ей снова пришлось искать работу. Сбережений, которые остались после смерти супруга, категорически не хватало.

Причина смерти Елизаветы Даль - многочисленные болезни. В конце жизни она страдала от астмы, ишемии, имела проблемы с сердцем. Женщина ушла из жизни в 2003 году, в возрасте 65 лет.

Олег Даль являлся безумно талантливым актером, довольно неплохим сценаристом, а его чтение стихов было просто умопомрачительным. Толпы людей ценили, и что самое главное уважали его творчество. Артист достаточно привлекателен собой, и что не маловажно, харизматичен. Он так отыгрывал роли, что просто перехватывало дух, мог донести до зрителя все чувства и эмоции.

Его замечательную игру часто называли совершенством, чего нельзя было сказать о его личной судьбе, которую он собственно ручно погубил своими вредными привычками. А ведь ему светило великое будущее, возможно даже мировая известность.

Артист запал в душу большому количеству почитателей, которые помнят и любят его, а фильмы с его участием просматривают и сейчас.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю

Внешность артиста довольно запоминающаяся, Олег был строен, красив и весьма молод. По характеру мужчина был тяжелым на подъем, упертый, в некотором смысле взрывным и импульсивным, особенно это сказывалось в рабочем коллективе. Но и в то же время он относиться к типу людей, которые достаточно заботливы и ласковы в семейном кругу. А в работе артист просто растворялся и был самим совершенством, можно даже сказать идеалом для большинства зрителей.

Многие дамы были влюблены не только в его персонажей, но и в самого актера. Поэтому и не удивительно, что о нем интересовались и интересуются и сейчас, его параметрами как: рост, вес, возраст. Сколько лет Олегу Далю было, когда он ушел из жизни.

Все элементарно просто, рост артиста составлял 185 сантиметров. Олег Даль был молод, можно сказать, мужчина в самом расцвете сил, но к несчастью, не дожил до своего сорокалетия всего пару месяцев, и умер в возрасте 39 лет.

Биография Олега Даля

Появился на свет мальчик 25 мая 1941 года в самый разгар Великой Отечественной Войны, в простой работящей семье. Он был вторым ребенком, еще у мальчика была старшая сестра. Мальчик рос достаточно активным и смышленым, уже в раннем детстве проявлялся его сложный характер, постоянно конфликтовал со сверстниками. Учился парень хорошо и после окончания школы решает поступать в Щепкинский театральный. Родители некоторое время были против выбора сына, мол это не профессия, но через время смирились и даже стали гордиться за своего мальчика.

Парень был очень трудолюбивый и уже учась в институте, он параллельно стал сниматься в кино и театре и именно с этого момента началась творческая биография Олега Даля.

Фильмография: фильмы с участием Олега Даля

Фильмография артиста просто зашкаливает количеством отснятых фильмов с его участием и многочисленными театральными постановками.

В 1962 году была первая сыгранная роль Олега Даля в фильме «Мой младший брат», где сыграл главную роль творческого мальчишки Алика Крамера. После чего ему поступило сразу несколько предложений, но уже в самом начале артист тщательно подбирал себе роли по душе и не разменивался по мелочам. Затем снялся в психологической кинокартине «Человек который сомневается».

Уже в 1967 году Олегу пришла известность благодаря фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика», где актер был в роли стрелка-радиста, именно этой ролью покорил сердца многих поклонников, в особенности женского пола.

В 1968 году артист снялся в чудесной постановке «Старая, старая сказка», где он сыграл одновременно две совершенно разные по типажу роли солдата и веселого кукольника. Только самые талантливые люди могут отыграть в одном сюжете, нескольких персонажей, и по мнению критиков, обе роли ему удались превосходно, к каждой он нашел свой личный тонкий подход и выразил всю мощь постановки.

Затем актер большое количество времени посвятил театру, он сам считал, что он в первую очередь театрал и именно эта сцена создана для него, а кино стояло для него на втором плане. Несмотря на это он продолжал сниматься в кинокартинах.

У артиста было свое понимание прекрасного, и он часто не сходилось с мнением коллег и режиссеров, поэтому Олегу приходилось менять место работы.

Самым важным участием в фильме Даля считал роли в сюжетах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре», которые он сыграл просто восхитительно, вложив в них все силы и чувства передавая зрителю все самое значимое.

В конце 70х годов артист все чаще стал отказываться от предложений в съемках и тем самым заработал себе не очень хорошую репутацию. Стал все больше выпивать и отдаляться от всех. А 3 марта 1981 года ушел из жизни великий талант и кумир многих поклонников.

Личная жизнь Олега Даля

Наш актер относился к такому типу людей, как весьма взрывной, как ураган, его характер тяжелый, и в то же время притягивал своей харизмой и невероятным талантом. Сам артист был зачастую самой противоположностью своих персонажей, казалось, что этот человек невероятно счастливый и жизнерадостный человек, стремящийся к саморазвитию. Однако все это была лишь маска, и само собой безумный талант артиста.

Личная жизнь Олега Даля отмечается большим количеством разнообразия женского пола. В его жизни было три законных брака. Каждый из которых был чудесен по-своему, мужчина долгое время пытался найти ту самую единственную, которая смогла бы вытерпеть его склочный характер. Именно такую он нашел, в своем третьем браке Елизавету Апраскину, которая сумела скрасить, его в последнее время, унылое настроение, и дать желание к самой жизни, но от плохой привычки, тяге к алкоголю, так и не отучила.

Как и у всех звезд бывают кризисы в жизни, некоторые справляются и вновь поднимаются на пьедестал, а некоторые замыкаются в себе. Даль относится к тому типу, которые не смогли справиться с самим собой, и плюс его пристрастие к алкоголю внесло окончательную лепту в жизнь мужчины. Никто себе представить не мог что причина смерти будет алкоголизм. Тяжело было поверить в погибель такого чудесного таланта, и многие задавались вопросом: «Олег Даль смерть по какой причине». Не маловажным фактом, повлиявшим на его погибель, стало то, что молодой мужчина был закодирован, и приняв большое количество спиртного спровоцировало кровоизлияние и мгновенную смерть. Похороны прошли с большим терзанием в сердцах у всех поклонников, знакомых и друзей.

Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?

Новость о потере такого таланта пролетела мгновенно, все были в шоке от случившегося. Никто не мог даже представить себе такую скорую потерю, достаточно молодого артиста, и постоянно задавались вопросами: «Похороны Олега Даля. Причина смерти, по какой причине?». Ведь о пристрастии к алкоголю знали только самые близкие люди звезды.

Прощание с блистательным талантом проходили 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в самой столице. Увидеть в последний раз актера, пришло большое количество поклонников, друзей, коллег и родственников, все были опечалены такой утратой, а некоторые ходили в растерянности от случившегося.

Память об Олеге Дали будет с нами вечна, поклонники его творчества постоянно просматривают фильмы с его участием и восхищаются таким талантом по сей день.

Семья Олега Даля

Мальчик был рожден в самой обыкновенной семье, мать была преподавателем в местной школе, а отец работал инженером на железной дороге. Его появление пришло на самый разгар Великой Отечественной Войны, так что детство сложилось у парня не ахти. У Олега была еще старшая сестричка Ираида, с которой у него были очень теплые отношения. Семья Олега Даля была очень дружно, несмотря на все сложившиеся события их жизни.

Сам артист безумно хотел семью, он долгое время был в поисках той самой женщины, которая заставит его душу сиять изнутри. Он хотел найти женщину, которая будет ценить семейный очаг и в то же время быть ему единомышленником. Для своей возлюбленной он был готов на все, лишь бы она давала все свое тепло, в котором мужчина так нуждался. У него было две не очень удачных попытки, а третья увенчалась успехом, как говориться в народе «Бог любит троицу».

Дети Олега Даля

Своим самым большим детищем артист считал, отыгранные им роли. Он вкладывал в них душу, вместе с ролями вырастал его профессионализм и с ними изучал все новые тонкости аспекта идеальной роли.

Из-за его очень скверного характера и пристрастия к алкоголю у молодого человека так и не появились продолжатели его рода. А также повлиял, факт преждевременного ухода из жизни, ведь артист был еще молод и красив. Поклонники считают, что если бы у него были наследники, то непременно дети Олега Дали стали не менее талантливыми и успешными людьми.

Бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина

Встретил свою первую даму сердца Олег в театре «Современник», где они оба работали, ее звали Нина Дорошина. Артистка прославилась такими кинокартинами, как «Любовь и голуби», где она сыграла главную роль, которая стала ее визитной карточкой в мире кинематографа.

Девушка была достаточно молода, привлекательна и талантлива, у многих от нее просто вскрикивало голову, и наш актер не стал исключением. Артист сразу влюбился и стремительно начал ухаживать за девушкой, хотя она на то время крутила роман с Ефремовым, но нашему герою удалось привлечь свое внимание на себя и пара вскоре поженилась. Не прошло и дня со свадьбы, как уже бывшая жена Олега Даля – Нина Дорошина, не скрываясь, снова стала встречаться с Олегом Ефремовым. Первый брак увенчался разочарованием и большим провалом. Сама Нина говорила, что их браку не суждено было продлится долго, так как они были совершенно разними и просто не сошлись характерами.

Бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова

После первой неразделенной любви, через небольшой промежуток времени, Олег встречает актрису Татьяну Лаврову. Она была хороша собой и также весьма талантлива, и умна. Мужчине так сильно хотелось простого семейного счастья, что он не задумываясь жениться на очередной избраннице. Для Лавровой это был уже второй брак, который так же не продлился и пару тройку лет. Прожив с ней совместные два года, Татьяна решает уйти от артиста, объясняя это тем что он не тот, кто ей нужен. Молодой человек безумно расстроился, что опять у него не вышло семейного счастья, о котором он так мечтал, по его словам, Татьяна была черства в отношениях, а ему хотелось больше нежности и ласки.

Большинство друзей и родственников считают, что бывшая жена Олега Даля – Татьяна Лаврова подтолкнула его на путь алкоголизма. Так как после развода мужчина был сильно подавлен и разочарован в собственной жизни.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

Со своей будущей женой Лизой актер познакомился в ресторане, где женщина праздновала свой день рождение в окружении своих коллег по съемочной площадке, ведь она работала монтажером. В шутливой форме она пригласила его к себе в гости в Ленинград. Недолго думая Олег приезжает к ней в город, и через пару дней он уже предложил ей выйти за него замуж. Такой поступок был достаточно рискованным, ведь за плечами у молодого человека выло уже два неудачных опыта, но Олега это никак не испугало. Они вскоре поженились и жили душа в душу. Артист наконец нашел ту самую, которую так долго искал, она была не только хороша собой, а и нежна, умна и очень образованна, супругам всегда было о чем поговорить, им казалось, что у них даже одинаковый взгляд на мир. Пара была на седьмом небе от счастья, но от пагубной привычки своего мужа женщина так и не смогла отвадить. Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апратская была со своим супругом до последних его дней, они прожили совместно долгих 10 лет. Смерть для женщины стала настоящей трагедией и шоком. Как утверждает сама Лиза вместе с мужем умерла, и частичка ее души и в дальнейшем она не жила, а существовала.

Всем очень жаль, что так рано нас покинул великолепный артист, ведь он мог радовать нас своей игрой еще долгие годы. Таких талантов как Олег Даль просто невозможно забыть, он будет жить в сердцах каждого почитателя его творчества.