ТРИ ЖЕНЫ МИХАИЛА БУЛГАКОВА.
Три грации Михаила Булгакова: Татьяна, Любовь, Елена...

Все его жены имели прямое отношение к его произведениям - кто-то давал ценные советы насчет сюжетной линии, кто-то стал прототипом главных героинь, кто-то просто помогал в организационных вопросах - он всегда ощущал поддержку той, которая была рядом. Было так и ровно 88 лет назад, когда в одесском журнале "Шквал" начали печатать отрывки из его романа "Белая гвардия". В романе "Мастер и Маргарита" он вложил в уста Воланда фразу, что "тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" и всю жизнь доказывал правоту этого высказывания…
Татьяна: Первая любовь...
Они познакомились летом 1908 года - подруга матери будущего писателя привезла из Саратова свою племянницу Тасю Лаппа на каникулы. Она была всего на год младше Михаила, и молодой человек с большим энтузиазмом взялся опекать юную барышню - они много гуляли, ходили в музеи, разговаривали… У них было много общего - несмотря на внешнюю хрупкость, Тася обладала твердым характером и всегда имела, что сказать, верила в удачу.

В семье Булгаковых Тася чувствовала себя как дома.
Но лето кончилось, Михаил отправился на учебу в Киев. В следующий раз он увидел Тасю лишь через три года - когда выпал шанс отправиться в Саратов, сопровождая бабушку Татьяны. Теперь настал ее черед выступить в роли гида - показать Булгакову город, прогуляться по его улицам, музеям и говорить-говорить-говорить…
Михаила семья приняла… как друга, но о том, чтобы поженить бедного студента и юную школьницу не могло быть и речи. Но через год Булгаков снова вернулся в дом управляющего Казенным домом Николая Лаппы… и нашел подходящие слова, убедившие будущего тестя отправить дочь учиться в Киев.

Надо отметить, что по приезду в Киев у Татьяны случился серьезный разговор с матерью писателя и об их отношениях. Но и здесь влюбленным удалось успокоить Варвару Михайловну и объяснить, что их союз - не просто выходка или блажь. И в марте 1913 года студентом Булгаковым было подано прошение на имя ректора в канцелярию университета о разрешении ему вступить в брак с Татьяной Николаевной Лаппа. А 26 числа оно было завизировано: "Разрешаю".
Во время поездки в Саратов на рождественские каникулы молодые предстали перед родителями Татьяны вполне сложившейся супружеской парой. "Тася" осталась в прошлом, и теперь перед ними была "жена студента - госпожа Татьяна Николаевна Булгакова".

Жили порывом, настроением, никогда не экономили и почти всегда были без денег. Она стала протопипом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". Она всегда была рядом, выхаживала, поддерживала, помогала. Они прожили вместе 11 лет, пока Судьба не свела Михаила с Любовью…
Любовь: Зрелая любовь...
Они познакомились в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Толстого. Михаил уже почувствовал, что это такое - быть писателем и искал свою музу, способную вдохновить и направить его творческий порыв в нужное русло, способную трезво оценить рукопись, дать совет. К сожалению, Татьяна не обладала подобным талантом (как, впрочем, и никаким другим, имеющим отношение к литературе). Она была просто хорошим человеком, но этого ему уже было недостаточно.
Любовь Евгеньевна Белозерская же, напротив, уже давно вращалась в литературных кругах - ее тогдашний муж выпускал в Париже собственную газету "Свободные мысли", а когда они переехали в Берлин, то вместе занялись выпуском просоветской газеты "Накануне", где периодически печатались очерки и фельетоны Булгакова.
К моменту их личного знакомства Любовь уже находилась в разводе со своим вторым мужем, но продолжала активно участвовать в литературной жизни Киева, куда они переехали с мужем после Берлина. При встрече с Булгаковым она настолько поразила его, что писатель решился на развод с Татьяной.

Отношения Михаила и Любови напоминали именно творческий союз. Любовь помогала ему с сюжетными линиями, была первым слушателем, читателем. Поженилась пара лишь спустя год после знакомства - 30 апреля 1925 г. Счастье продлилось всего четыре года. Ей писатель посвятил повесть "Собачье сердце" и пьесу "Кабала святош".
Но 28 февраля 1929 года Судьба приготовила ему встречу с подругой Любови - той, о которой впоследствии писатель скажет: "Любил я лишь единственную женщину, Елену Нюренберг…"
Елена: Любовь навсегда...
Они познакомились на квартире у художника Моисеенко. Сама Елена много лет спустя скажет о той встрече: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь…"

Они оба были несвободны. Елена была замужем за своим вторым мужем - глубоко порядочным человеком, воспитывала двоих сыновей. Внешне брак был идеальным. Собственно говоря, он действительно был таким - Евгений Шиловский, потомственный дворянин, с невероятным трепетом и любовью относился к своей супруге. И она его любила… по-своему: "Он удивительный человек, таких нет… мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день… я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами… Я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне… мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать… во мне просыпается моё прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам…"

Роман Булгакова и Шиловской возник внезапно и бесповоротно. Для них обоих это было тяжким испытанием - с одной стороны, безумные чувства, с другой - невероятная боль за тех, кого они заставляли страдать. Они то расходились, то возвращались обратно. Елена не притрагивалась к его письмам, не отвечала на звонки, никогда не выходила на улицу одна - она хотела спасти брак и не причинять боль своим детям.
Но, видимо, от судьбы не уйдешь. Во время первой же своей самостоятельной прогулки спустя полтора года после бурного объяснения Булгакова с ее мужем, она встретила Михаила. И первой же его фразой было: "Я не могу без тебя жить!.." Она тоже не могла без него.

На этот раз Евгений Шиловский не стал препятствовать жене в ее желании развестись. В своем письме родителям он старался оправдать поступок жены: "Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга… Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им… Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время…"

Брак Михаила и Любови Белозерской был расторгнут 3 октября 1932 года.
4 октября 1932 года супругой писателя стала Елена Шиловская…

Судьба уготовила им сложную жизнь, Елена стала его секретарем, его опорой. Он стал для нее смыслом жизни, она - его жизнью. Она стала прототипом Маргариты и оставалась с ним до самой его смерти. Когда здоровье писателя ухудшилось - врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз - Елена полностью посвятила себя супругу и выполнила обещание, данное ею ещё в начале 1930-х годов. Тогда писатель попросил ее: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках…"


Первая юношеская любовь - Татьяна Лаппа (1892 – 1982 гг.)

Первая супруга писателя Татьяна Лаппа происходила из известной и обеспеченной семьи. Ее отец Николай Иванович был действительным статским советником, управляющим казенной палатой. Этот чин он занимал под руководством Петра Столыпина, который тогда возглавлял Саратовскую губернию.

Хрупкая 15-летняя Таня еще училась в гимназии, когда приехала в 1908 году в Киев из Саратова к своей тетке на каникулы. Там она и встретила 16-летнего Мишу Булгакова, как это часто бывает, юношеская влюбленность полностью охватила молодых людей. Они тайком бегали на свидания и целыми днями гуляли по Киеву, рассматривали достопримечательности и целовались в укромных переулках. Но с окончанием каникул Таня вернулась обратно в Саратов, но чувства их не остыли.

Вновь влюбленные встретились лишь через три года, а все это время общались по переписке. Несмотря на то, что родители были не довольно столь ранними отношениями, они прекрасно понимали, что дело идет к свадьбе. Так и произошло, в скором времени Миша и Таня обвенчались.

Пришедшие на церемонию гости были удивлены внешним видом невесты. Никакого подвенечного платья, фаты или украшений на Татьяне не было, лишь полотняная юбка и блузка. Но близкие молодоженов понимали, что деньги, которые прислал Танин отец на наряд, были потрачены на криминальный аборт.

В 1916 году Михаил отправился на фронт, работал в госпитале и оперировал раненных. Вместе с ним уехала и молодая жена Татьяна, будучи сестрой милосердия, помогала начинающему врачу проводить ампутации. Но главные испытания были впереди. После того, как Булгакова по распределению отправили земским доктором в глухое село Смоленской губернии, он пристрастился к морфию.

Татьяне приходилось ездить в город за очередной порцией наркотика, а когда ей не удавалось его достать, дома устраивали скандал. Когда Булгаков узнал, что жена снова беременна, он настоял на аборте, заявив «Я сам врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов». После очередного прерывания беременности Татьяна уже не могла иметь детей.

Через некоторое время, дойдя до сильнейшей зависимости, Булгаков стал сам понемногу отказываться от морфия. В это же время он начал заниматься литературой, а также открыто изменять жене. Свое поведение он объяснял тем, что как любому творческому человеку ему необходимо вдохновение, а ищет он его в женщинах. Перебравшись в Москву, он стал говорить: «Для того чтобы заводить нужные литературные знакомства, мне удобнее считаться холостым». После десяти лет супружеской жизни они развелись.

После развода Татьяна или Тася, как он ее называл, осталась не только одна, но и без профессии. По ее воспоминаниям, она работала машинисткой, библиотекарем и даже подрабатывала на стройке. Булгаков изредка помогал ей деньгами. Прожив еще год в Москве, она встретила с бывшего друга Михаила Афанасьевича Давида Кисельгоф. В 1947 они вместе уехали в Туапсе, где она и прожила до конца своей жизни.

Булгаков помнил свою юношескую любовь всю жизнь и, находясь уже при смерти, шептал: «Найдите Тасю, я должен перед ней извиниться».

Настоящая муза - Любовь Белозерская (1895 – 1987 гг.)

Со второй супругой Михаил Афанасиевич познакомился на одном из литературных вечеров в Москве. Яркая, образованная, веселая Любовь Белозерская сразу же обратила внимание на писателя. Долгие разговоры по душам и рассказы об эмиграции сблизили их, и Булгаков не задумываясь, предложил Белозерской руку и сердце.

Это был не первый брак и для Любови Евгеньевны. Имея старинные княжеские корни, блестящее образование и знание нескольких языков, свой первый выбор она остановила на журналисте по фамилии Василевский. Вместе с ним она эмигрировала во Францию во время гражданской войны, затем они перебрались в Германию, где через некоторое время их брак распался, и они отдельно друг от друга вернулись в Москву.

Семейная жизнь Булгакова и Белозеровой напоминала бурлящий фонтан. Жена постоянно устраивала дома шумные вечеринки, приглашала гостей, без устали болтала с подругами по телефону и отвлекала писателя от работы. Устав от постоянного раздражения однажды он заявил: «Люба, так невозможно, ведь я работаю!» И она ответила: «Ничего, ты не Достоевский!» Это привело Булгакова в бешенство и дало первую трещину в отношениях супругов.

Тем временем Михаил Афанасьевич закончил и опубликовал роман «Белая гвардия», посвятил Белозеровой повесть «Собачье сердце», а также пьесу «Кабала святош».

Через несколько лет после развода Любовь Евгеньевна начинает писать мемуары «О, мед воспоминаний». В произведении она рассказывает о своей жизни, в частности с Михаилом Булгаковым.

До смерти преданная Елена Шиловская (1893 – 1970 гг.)

Со своей третьей женой Михаила Булгакова познакомила его вторая супруга Любовь. Дамы знали друг друга и часто общались, поэтому-то Елена Шиловская была частым гостем в доме писателя. Между ними даже завязался тайный роман, о котором в феврале 1931 года узнал муж Елены Сергеевны Евгений Шиловский. Крупный советский военоначальник был в ярости от того, что его супруга ему изменяет с писателем. Он запретил им общаться, больше года Булгаков не видел свою возлюбленную. Затем после случайной встречи в ресторане «Метрополь», они поняли, что чувства их еще живы. Елена Сергеевна написала мужу письмо с просьбой дать ей развод, на этот раз Евгений не стал мешать их чувствам.

А вот Любовь Белозерская спокойно восприняла новость о том, что ее супруг уходит к другой. В 1932 году Елена и Михаил расписались на следующий же день после развода. Некоторое время Белозерова даже жила вместе с ними.

После года совместной жизни Булгаков перекладывает все издательские и текущие дела на Елену Сергеевну. Супруга полностью посвящает себя мужу, она пишет под его диктовку, редактирует рукописи и ведет дневник писателя, в котором фиксирует все его творческие планы и наработки.

Страшная болезнь поразила Михаила Булгакова осенью 1939 года, он стал терять зрение и боялся находиться один. 10 марта 1940 года писателя не стало. С этого момента Елена Сергеевна стала хранительницей бесценного булгаковского архива. Также только благодаря ее заслугам в свет вышли многие произведения Михаила Афанасьевича, главным из которых, конечно же, является «Мастер и Маргарита».

Елена Булгакова ушла из жизни в 1970 году, когда ей было 76 лет. Похоронена она на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой супруга.

Все его жены имели прямое отношение к его произведениям – кто-то давал ценные советы насчет сюжетной линии, кто-то стал прототипом главных героинь, кто-то просто помогал в организационных вопросах – он всегда ощущал поддержку той, которая была рядом. Было так и ровно 88 лет назад, когда в одесском журнале "Шквал" начали печатать отрывки из его романа "Белая гвардия". В романе "Мастер и Маргарита" он вложил в уста Воланда фразу, что "тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" и всю жизнь доказывал правоту этого высказывания…

Татьяна: Первая любовь...

Они познакомились летом 1908 года – подруга матери будущего писателя привезла из Саратова свою племянницу Тасю Лаппа на каникулы. Она была всего на год младше Михаила, и молодой человек с большим энтузиазмом взялся опекать юную барышню – они много гуляли, ходили в музеи, разговаривали… У них было много общего – несмотря на внешнюю хрупкость, Тася обладала твердым характером и всегда имела, что сказать, верила в удачу.

В семье Булгаковых Тася чувствовала себя как дома.

Но лето кончилось, Михаил отправился на учебу в Киев. В следующий раз он увидел Тасю лишь через три года – когда выпал шанс отправиться в Саратов, сопровождая бабушку Татьяны. Теперь настал ее черед выступить в роли гида – показать Булгакову город, прогуляться по его улицам, музеям и говорить-говорить-говорить…

Михаила семья приняла… как друга, но о том, чтобы поженить бедного студента и юную школьницу не могло быть и речи. Но через год Булгаков снова вернулся в дом управляющего Казенным домом Николая Лаппы… и нашел подходящие слова, убедившие будущего тестя отправить дочь учиться в Киев.

Надо отметить, что по приезду в Киев у Татьяны случился серьезный разговор с матерью писателя и об их отношениях. Но и здесь влюбленным удалось успокоить Варвару Михайловну и объяснить, что их союз – не просто выходка или блажь. И в марте 1913 года студентом Булгаковым было подано прошение на имя ректора в канцелярию университета о разрешении ему вступить в брак с Татьяной Николаевной Лаппа. А 26 числа оно было завизировано: "Разрешаю".

Во время поездки в Саратов на рождественские каникулы молодые предстали перед родителями Татьяны вполне сложившейся супружеской парой. "Тася" осталась в прошлом, и теперь перед ними была "жена студента - госпожа Татьяна Николаевна Булгакова".

Жили порывом, настроением, никогда не экономили и почти всегда были без денег. Она стала протопипом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". Она всегда была рядом, выхаживала, поддерживала, помогала. Они прожили вместе 11 лет, пока Судьба не свела Михаила с Любовью…

Любовь: Зрелая любовь...

Они познакомились в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Толстого. Михаил уже почувствовал, что это такое – быть писателем и искал свою музу, способную вдохновить и направить его творческий порыв в нужное русло, способную трезво оценить рукопись, дать совет. К сожалению, Татьяна не обладала подобным талантом (как, впрочем, и никаким другим, имеющим отношение к литературе). Она была просто хорошим человеком, но этого ему уже было недостаточно.

Любовь Евгеньевна Белозерская же, напротив, уже давно вращалась в литературных кругах – ее тогдашний муж выпускал в Париже собственную газету "Свободные мысли", а когда они переехали в Берлин, то вместе занялись выпуском просоветской газеты "Накануне", где периодически печатались очерки и фельетоны Булгакова.

К моменту их личного знакомства Любовь уже находилась в разводе со своим вторым мужем, но продолжала активно участвовать в литературной жизни Киева, куда они переехали с мужем после Берлина. При встрече с Булгаковым она настолько поразила его, что писатель решился на развод с Татьяной.

Отношения Михаила и Любови напоминали именно творческий союз. Любовь помогала ему с сюжетными линиями, была первым слушателем, читателем. Поженилась пара лишь спустя год после знакомства – 30 апреля 1925 г. Счастье продлилось всего четыре года. Ей писатель посвятил повесть "Собачье сердце" и пьесу "Кабала святош".

Но 28 февраля 1929 года Судьба приготовила ему встречу с подругой Любови – той, о которой впоследствии писатель скажет: "Любил я лишь единственную женщину, Елену Нюренберг …"

Елена: Любовь навсегда...

Они познакомились на квартире у художника Моисеенко. Сама Елена много лет спустя скажет о той встрече: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь …"

Они оба были несвободны. Елена была замужем за своим вторым мужем – глубоко порядочным человеком, воспитывала двоих сыновей. Внешне брак был идеальным. Собственно говоря, он действительно был таким – Евгений Шиловский, потомственный дворянин, с невероятным трепетом и любовью относился к своей супруге. И она его любила… по-своему: "Он удивительный человек, таких нет… мне хорошо, спокойно, уютно. Но Женя занят почти целый день… я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами… Я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне… мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать… во мне просыпается моё прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам …"

Роман Булгакова и Шиловской возник внезапно и бесповоротно. Для них обоих это было тяжким испытанием – с одной стороны, безумные чувства, с другой – невероятная боль за тех, кого они заставляли страдать. Они то расходились, то возвращались обратно. Елена не притрагивалась к его письмам, не отвечала на звонки, никогда не выходила на улицу одна – она хотела спасти брак и не причинять боль своим детям.

Но, видимо, от судьбы не уйдешь. Во время первой же своей самостоятельной прогулки спустя полтора года после бурного объяснения Булгакова с ее мужем, она встретила Михаила. И первой же его фразой было: "Я не могу без тебя жить! .." Она тоже не могла без него.

На этот раз Евгений Шиловский не стал препятствовать жене в ее желании развестись. В своем письме родителям он старался оправдать поступок жены: "Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга… Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им… Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время …"

Все его жены имели прямое отношение к его произведениям - кто-то давал ценные советы насчет сюжетной линии, кто-то стал прототипом главных героинь, кто-то просто помогал в организационных вопросах - он всегда ощущал поддержку той, которая была рядом.

Было так и ровно 88 лет назад, когда в одесском журнале "Шквал" начали печатать отрывки из его романа "Белая гвардия". В романе "Мастер и Маргарита" он вложил в уста Воланда фразу, что "тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" и всю жизнь доказывал правоту этого высказывания…

Татьяна: Первая любовь...

Они познакомились летом 1908 года - подруга матери будущего писателя привезла из Саратова свою племянницу Тасю Лаппа на каникулы. Она была всего на год младше Михаила, и молодой человек с большим энтузиазмом взялся опекать юную барышню - они много гуляли, ходили в музеи, разговаривали… У них было много общего - несмотря на внешнюю хрупкость, Тася обладала твердым характером и всегда имела, что сказать, верила в удачу.

В семье Булгаковых Тася чувствовала себя как дома.

Но лето кончилось, Михаил отправился на учебу в Киев. В следующий раз он увидел Тасю лишь через три года - когда выпал шанс отправиться в Саратов, сопровождая бабушку Татьяны. Теперь настал ее черед выступить в роли гида - показать Булгакову город, прогуляться по его улицам, музеям и говорить-говорить-говорить…

Михаила семья приняла… как друга, но о том, чтобы поженить бедного студента и юную школьницу не могло быть и речи. Но через год Булгаков снова вернулся в дом управляющего Казенным домом Николая Лаппы… и нашел подходящие слова, убедившие будущего тестя отправить дочь учиться в Киев.

Надо отметить, что по приезду в Киев у Татьяны случился серьезный разговор с матерью писателя и об их отношениях. Но и здесь влюбленным удалось успокоить Варвару Михайловну и объяснить, что их союз - не просто выходка или блажь. И в марте 1913 года студентом Булгаковым было подано прошение на имя ректора в канцелярию университета о разрешении ему вступить в брак с Татьяной Николаевной Лаппа. А 26 числа оно было завизировано: "Разрешаю".

Во время поездки в Саратов на рождественские каникулы молодые предстали перед родителями Татьяны вполне сложившейся супружеской парой. "Тася" осталась в прошлом, и теперь перед ними была "жена студента - госпожа Татьяна Николаевна Булгакова".

Жили порывом, настроением, никогда не экономили и почти всегда были без денег. Она стала протопипом Анны Кирилловны в рассказе "Морфий". Она всегда была рядом, выхаживала, поддерживала, помогала. Они прожили вместе 11 лет, пока Судьба не свела Михаила с Любовью…

Любовь: Зрелая любовь...

Они познакомились в январе 1924 года на вечере, устроенном редакцией "Накануне" в честь писателя Алексея Толстого. Михаил уже почувствовал, что это такое - быть писателем и искал свою музу, способную вдохновить и направить его творческий порыв в нужное русло, способную трезво оценить рукопись, дать совет. К сожалению, Татьяна не обладала подобным талантом (как, впрочем, и никаким другим, имеющим отношение к литературе). Она была просто хорошим человеком, но этого ему уже было недостаточно.

Любовь Евгеньевна Белозерская же, напротив, уже давно вращалась в литературных кругах - ее тогдашний муж выпускал в Париже собственную газету "Свободные мысли", а когда они переехали в Берлин, то вместе занялись выпуском просоветской газеты "Накануне", где периодически печатались очерки и фельетоны Булгакова.

К моменту их личного знакомства Любовь уже находилась в разводе со своим вторым мужем, но продолжала активно участвовать в литературной жизни Киева, куда они переехали с мужем после Берлина. При встрече с Булгаковым она настолько поразила его, что писатель решился на развод с Татьяной.

Отношения Михаила и Любови напоминали именно творческий союз. Любовь помогала ему с сюжетными линиями, была первым слушателем, читателем. Поженилась пара лишь спустя год после знакомства - 30 апреля 1925 г. Счастье продлилось всего четыре года. Ей писатель посвятил повесть "Собачье сердце" и пьесу "Кабала святош".

Но 28 февраля 1929 года Судьба приготовила ему встречу с подругой Любови - той, о которой впоследствии писатель скажет: "Любил я лишь единственную женщину, Елену Нюренберг …"

Елена: Любовь навсегда...

Они познакомились на квартире у художника Моисеенко. Сама Елена много лет спустя скажет о той встрече: "Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь …"

Они оба были несвободны. Елена была замужем за своим вторым мужем - глубоко порядочным человеком, воспитывала двоих сыновей. Внешне брак был идеальным. Собственно говоря, он действительно был таким - Евгений Шиловский, потомственный дворянин, с невероятным трепетом и любовью относился к своей супруге. И она его любила… по-своему: "Он удивительный человек, таких нет… мне хорошо, спокойно, уютно.

Но Женя занят почти целый день… я остаюсь одна со своими мыслями, выдумками, фантазиями, неистраченными силами… Я чувствую, что такая тихая, семейная жизнь не совсем по мне… мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать… во мне просыпается моё прежнее "я" с любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам …"

Роман Булгакова и Шиловской возник внезапно и бесповоротно. Для них обоих это было тяжким испытанием - с одной стороны, безумные чувства, с другой - невероятная боль за тех, кого они заставляли страдать. Они то расходились, то возвращались обратно. Елена не притрагивалась к его письмам, не отвечала на звонки, никогда не выходила на улицу одна - она хотела спасти брак и не причинять боль своим детям.

Но, видимо, от судьбы не уйдешь. Во время первой же своей самостоятельной прогулки спустя полтора года после бурного объяснения Булгакова с ее мужем, она встретила Михаила. И первой же его фразой было: "Я не могу без тебя жить! .." Она тоже не могла без него.

На этот раз Евгений Шиловский не стал препятствовать жене в ее желании развестись. В своем письме родителям он старался оправдать поступок жены: "Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга… Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им… Я бесконечно благодарен ей за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в своё время …"

Судьба уготовила им сложную жизнь, Елена стала его секретарем, его опорой. Он стал для нее смыслом жизни, она - его жизнью. Она стала прототипом Маргариты и оставалась с ним до самой его смерти. Когда здоровье писателя ухудшилось - врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз - Елена полностью посвятила себя супругу и выполнила обещание, данное ею ещё в начале 1930-х годов. Тогда писатель попросил ее: "Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках…"


Так вышло, что булгаковской Маргаритой (а также Музой, другом, духовной наследницей) была «официально» признана Елена Булгакова , в предыдущем браке Шиловская. Но жён у Булгакова было три. До Елены Сергеевны - Татьяна Лаппа и Любовь Белозерская. «Жён менять надо, батенька, - советовал ему Алексей Толстой. - Настоящий писатель должен жениться трижды». Все жёны писателя чем-то неуловимо похожи: темноволосые, стройные, женственно-обаятельные, с чувством юмора, умные. Сильные и яркие личности. Уход Булгакова первая и вторая супруги восприняли, разумеется, болезненно, но с достоинством. Ни сцен, ни злобы вслед.

Разве что Любовь Белозерская сожгла все булгаковские письма к ней. А Татьяна Лаппаперестала давать бывшему супругу свою золотую браслетку-талисман, к которой тот относился с суеверным мистическим трепетом все 11 лет их совместной жизни и всегда просил дать с собой на наиболее значительные встречи и события. «Будет знать, как шастать», - не без ехидства скажет позже Татьяна Николаевна. А, надо заметить, «шастал» Михаил частенько. Юная жена знала о его изменах. Страдала. И прощала.

Булгаков звал её Тася, Тасенька. Они были ровня - красивые, влюблённые, оба «из хороших семей». Тася Лаппа - дочь действительного статского советника. Михаил - сын доктора богословия Киевской духовной академии, внук двух священников. Воспитание и условия у обоих отменное: большие квартиры, фортепиано, изучение языков… С Татьяной, единственной, Булгаков был обвенчан. И, единственная, она дважды была в положении, но от ребёнка избавлялась, причём во второй раз операцию делал супруг...

Татьяна, подобно Маргарите, была самоотверженна в своей любви. В самый трудный период его жизни она была с ним: когда Булгаков был военврачом, сельским доктором, помогала ему как медсестра. Держала ноги раненых на ампутациях, которые молодой военврач научился делать виртуозно: «Я ещё одну ногу держу, а он уж другую пилит, понюхаю нашатырю - и опять держу». А здоровые мужчины, бывало, в обморок падали. Так, когда Булгаков впервые в жизни делал ребёнку трахеотомию (разрезал горло и высасывал через трубку дифтерийные плёнки), фельдшер потерял сознание.

Тот случай едва не стал для Булгакова смертельным: плёнки попали ему в рот, и он попросил сделать ему прививку от дифтерита. В результате отекло лицо, пошёл жар, безумный зуд в теле. Тогда он впервые сделал укол морфия. Тут же полегчало, он снова мог принимать больных и оперировать. Но укол стал роковым: Булгаков быстро становится морфинистом.

Татьяна терпела его приступы безудержной ярости без «дозы», на грани безумия… Когда она отказывалась бегать по аптекам с выписанным им себе рецептом, пугала (узнают о его пристрастии - уволят!), он мог и горящий примус в неё швырнуть. И браунинг наставить… Булгаков вдруг сам и навсегда избавился от смертельного недуга - и это было чудом, не иначе. Были потом и ещё трудности в их жизни. Он едва не умер от тифа - спасла жена, ездила с ним по кавказским аулам в Чечне. Переехав в Москву, голодали. «Я ходила вся оборванная», - вспоминала Татьяна. Продавала, разрубив на звенья, толстенную золотую цепь - память о матери. «Ты будешь вечно виноват перед Тасей», - прислала Булгакову телеграмму сестра Надя, когда он ушёл от первой жены.

После Мастера...

Роман со второй, Любовью Белозерской , начался ещё при Тасе. Люба - только что из Парижа, нарядная, яркая, светская. Недавно разведённая. Булгаков, мечтавший если не уехать навсегда, то хотя бы побывать за границей, слушал её рассказы с огромным интересом - о встречах с Куприным, Бальмонтом, Тэффи, А. Толстым, И. Северяниным, о её выступлениях в балете на парижской сцене… Ей он посвятил «Белую гвардию», «Мольера». При ней стал известным, успешным. У Таси когда-то не было даже лишних туфель - Любе он купил шубу. Она водила авто, увлекалась верховой ездой. Супруги вели бурную светскую жизнь, ездили в Крым, сменили квартиру. Но именно за эти 7,5 совместных лет Булгаков впервые вкусил и травлю в прессе, и запреты, и обыск ОГПУ с изъятием трёх томов дневников.

На Елене Шиловской, приятельнице Любови, он женился в 1932-м. В 1929-1930 гг. он в полной творческой блокаде, в отчаянии пишет письма в правительство, А. Енукидзе и, наконец, Сталину. В печати его открыто называли антисоветским, новобуржуазным отродьем, брызжущим слюной на рабочий класс и идеалы коммунизма, изобрели даже архивредное течение в искусстве - «булгаковщину». Булгаков же просил об одном - об изгнании за пределы страны. Безысходность, нервное переутомление, запреты и книг, и спектаклей. Но при этом он много работает над главным своим произведением - с 1938 г. оно называется «Мастер и Маргарита» (до этого были варианты названий: «Князь тьмы», «Сатана». К этой «дьявольской» теме он впервые приступил ещё в начале 20-х, всё рисовал везде профиль Мефистофеля, а в 1924-м сочинил «Дьяволиаду»). Первую редакцию «Мастера» Булгаков сжёг вместе с возвращёнными ОГПУ дневниками. Роман и мучает его, и непреодолимо манит. В 1934 г. - пометка на полях рукописи: «Дописать, прежде чем умереть». А о смерти он думает с некоторых пор постоянно. В год женитьбы здоровый, 40-летний просит Елену Сергеевну умереть у неё на руках. Другу рассказывает: «Я буду умирать тяжело». Но и здесь юмор ему не изменяет: уверяет, что когда его понесут в гробу, ударят на лестнице краем об дверь соседа снизу. Так и получилось!

Он жил не три дня (как прогнозировали врачи после окончательного диагноза - гипертонический нефросклероз, болезнь почек), а 6 месяцев. Жена не отходила от него. Он ослеп. Временами мутился рассудок. Малейшее движение, прикосновение причиняли жуткую боль, и тогда он кричал. Но до последних дней диктовал свой роман, под которым, по его же пророчеству, и был «погребён».

Булгаков собирался послать роман лично Сталину. Об искренней симпатии его к вождю писали друзья. В романе даже сначала были строки о том, что, покидая Москву, Воланд оставляет её на «человека с мужественным лицом, который правильно делает своё дело». Прямой намёк на Сталина!

Булгакова утешали «доброжелатели»-завистники: «Ничего, после вашей смерти всё напечатают!» Он взял с жены клятву - не умирать, пока не издадут «Мастера». Она её выполнила. Последние слова его были о романе: «Чтобы знали…» Теперь его знает весь мир.