Марина Неелова может сыграть сказочную принцессу, перевоплотиться в королеву Елизавету I, вернуться в наше время учительницей из «Дорогой Елены Сергеевны» или следователем из «Тюремного романса». Для многих поклонников советского кино Неелова останется Аллочкой из культовой комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», влюбившейся в женатого переводчика Бузыкина. История женщины, оказавшейся частью любовного треугольника, была как будто взята из реальной жизни.

В момент съемок фильма Марина Неелова действительно переживала похожую ситуацию. В начале 80-х годов она встречалась с известным во всем мире шахматистом Гарри Каспаровым. Совпадение личного и «киношного» подарило зрителям удивительно правдоподобный фильм. Кстати, после выхода картины на режиссера Георгия Данелия обиделись женщины, посчитав, что слишком уж безысходной показана их жизнь, а его друзья решили, что прототипом Бузыкина он вывел именно их.

Кадр из фильма "Осенний марафон" // Фото: Legion-Media

Роман 21-летнего Каспарова и 37-летней Нееловой длился два года и закончился разрывом. Актриса призналась любимому мужчине, что беременна, Каспаров ребенка не принял… С той поры они больше никогда не общались.

Гарри Каспаров выпустит в 1987 году на Западе автобиографическую книгу «Child of Change» («Дитя перемен»), в ней расскажет об их непростых, но очень ярких отношениях.

Первая встреча именитой актрисы и самого молодого претендента на звание чемпиона мира в истории шахмат произошла в театре. Он увидел ее в роли Маши в чеховских «Трех сестрах». Но личное знакомство произошло в доме у звездной супружеской пары - тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и пианиста Владимира Крайнева.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности», - писал он.

Ее поддержка придавала силы. Паузы в общении влюбленные заполняли продолжительными телефонными разговорами, которые, как признавался Каспаров, позволяли чувствовать себя увереннее, принимать верные решения: «Когда я позвонил ей из Вильнюса после победы над Смысловым и сказал, что уже «без пяти минут чемпион мира», то услышал ее ироничный голос: «Не спешат ли твои часы?»

В те годы Каспаров жил в Баку, и приезжая в Москву, часто бывал в квартире Нееловой на Чистых прудах. Вместе они выходили в свет, ходили по гостям. Каспарова часто видели за кулисами «Современника». «Марина + Гарри = любовь», - написал кто-то на изнанке занавеса.

Неелова находилась в зале во время всех его знаковых матчей, сидела рядом с мамой гроссмейстера, Кларой Шагеновной. Говорят, их так и называли: «две мамы» …

Однако, именно мать Каспарова и воспрепятствовала их роману. Она считала, что эти отношения могут стать помехой в карьере сына. Гарри послушал мать и порвал с Нееловой. Марина на тот момент уже была беременна. «Это не наш ребенок», - заявила Клара Шагеновна прессе. «Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии», - убеждала она сына.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось почти неизбежным. Поэтому я был полностью уверен, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах…» - напишет Гарри Каспаров в книге «Дитя перемен».

Гордая актриса раз и навсегда вычеркнула предавшего ее мужчину из своей жизни. В театре «Современник» коллеги Нееловой были крайне возмущены поступком шахматиста. Валентин Гафт даже прилюдно заявил: «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме».

В 1987 году Марина Неелова родила дочку, девочку назвали Ника. Ей было почти сорок, когда она стала мамой.

Женское счастье Марина обрела с дипломатом Кириллом Геворгяном, он стал для ее дочери настоящим отцом. Они познакомились на одном из приемов, а через три месяца поженились. Неелова, вслед за мужем, советником российского посольства, уехала за границу: сначала в Париж, а потом в Голландию.

Ей долгое время удавалось жить «на несколько стран», совмещая роли в «Современнике» и в кино с жизнью с семьей за рубежом. Играла актриса редко, в основном это были роли второго плана. Недавней большой работой в кино стала для Марины трагикомедия «Карп отмороженный», вышедшая в начале 2018 года. В ней она появилась перед зрителями в роли провинциальной учительницы на пенсии, снялась вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым.

В минувшем году Ника Неелова окончила скульптурное отделение лондонской Slade School of Fine Art. Может быть, сей факт и остался бы незамеченным в арт-мире, не выиграй Ника премии «Новые сенсации». В этом ежегодном конкурсе, проводимом галереей Саатчи и Четвертым каналом Британского телевидения, принимают участие тысячи выпускников художественных вузов Соединенного Королевства. Так что победа Нееловой – серьезное признание таланта скульптора, только начинающего свой творческий путь, и великолепный старт на пути к завоеванию лондонского художественного рынка. До переезда в столицу Британии Ника вместе с отцом – дипломатом Кириллом Геворгяном и мамой – известной актрисой Мариной Нееловой сначала пять лет жила в Париже, затем (в конце 1990-х) семья вернулась в Россию. В 2003 году Геворгян был назначен российским послом в Нидерландах. В Гааге 16-летняя Ника поступила в Королевскую академию искусств – став, кстати, самой молодой абитуриенткой в ее истории. И вот теперь – Лондон, победа в конкурсе «Новые сенсации», на подходе – персональная выставка в галерее Charlie Smith…


Ника, твое художественное образование началось в России, где ты училась на курсах главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. Затем поступила в Королевскую академию искусств в Гааге (2008). Чем был обусловлен твой выбор, как проходило обучение в академии?

На первом вступительном курсе в академии мы изучали все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, а потом каждый выбрал себе какоето направление, получил студию и в течение четырех лет работал, консультируясь с преподавателями. Правда, многие студенты до финиша не добрались. На самом деле это очень трудно – работать самостоятельно. С самого начала преподаватели предупреждали, что, как правило, лишь 6% выпускников подобных академий искусств занимаются впоследствии своей профессией – остальные не выдерживают! Мы, конечно, преподавателям не верили, были полны энтузиазма и амбиций, но теперь я действительно убедилась, что очень немногие из тех, с кем я училась в Гааге, продолжают заниматься искусством.

Что же тебя мотивировало? Ты ведь была моложе всех на курсе, когда поступила на учебу.

Наверное, это и было одним из мотивов: доказать самой себе, что я смогу работать наравне с другими и желательно даже лучше!

Почему из всех видов искусств ты выбрала инсталляцию и скульптуру?

Для меня этот выбор был однозначным с самого начала. Я както сразу влюбилась в пространство, было интересно видеть и создавать вещи в пространстве, в трех измерениях. Меня этот процесс интриговал, заставлял искать новые структуры, материалы, формы, размеры.

Инсталляции, которые ты показывала в Нидерландах, отличаются огромными размерами, требуют больших расходов материалов и, соответственно, серьезных денежных затрат. К примеру, на одну из инсталляций пошло 360 килограммов обожженного сахара. Кто финансировал ее реализацию – колледж?

Нет. (Вздыхает.) Я сама. Я всегда работала на какихто других работах, в галереях, занималась переводами, писала статьи – и это приносило заработок, который я использовала для создания своих инсталляций.

Как рождаются идеи твоих работ?

Это довольно длительный процесс накопления всего увиденного, услышанного, прочитанного за месяцы, а иногда и за годы. Я очень часто работаю со своей собственной историей, воспоминаниями детства.

Расскажи, пожалуйста, об инсталляции «There is always a time for departure…».

Это была моя последняя экзаменационная работа в Королевской академии искусств, за месяц до переезда в Лондон. Заканчивался длинный шестилетний период в моей жизни, впереди было чтото новое, неизвестное. Мне хотелось запечатлеть этот пройденный этап и неопределенность будущего. Ступая по липкому «чувствительному» полу, ощущаешь его фактуру, взаимодействуешь с ним, оставляешь следы. Для меня это чувство было необычайно оголено и усилено в тот переходный момент в моей жизни. Спираль в инсталляции – как лестница, которая, упираясь в потолок, ведет либо вверх, либо вниз, либо в никуда. В работе много ассоциаций с Голландией, ее историей, живописью XVIXVIII веков: темнокоричневые плитки, встречающиеся на полотнах Вермеера, их охристые прожженные оттенки – как символ пережитого.

А как появилась идея жженого сахара?

В детстве мы всегда жгли на ложечке сахар. Этот запах для меня – и запах детства, и какихто болезненных воспоминаний, чегото прожженного, изменившего свою консистенцию за короткие мгновения.

Многие твои инсталляции имеют философско-пессимистический настрой: лестницы, ведущие в никуда, колокола, которые никогда не зазвучат…

В основном они откликаются на чувство утраты – детства, истории, времени. Многие мои работы основаны на личном опыте.

Так сложилось, что я много переезжала – каждые пять лет, и с этим связаны детские воспоминания утрат. Я теряла один город – обретала другой, теряла одну жизнь –

обретала другую. Это был постоянный цикл непостоянства – я всегда знала, что приезжаю на время. Вот эта временность и хрупкость както укоренились во мне, мне интересно размышлять об этом в работах. После переезда в Лондон эта тема видоизменилась, я больше фокусируюсь на идее руин и реставрации истории по памяти, с сопутствующими ей искажениями прошлого.

А как создавалась инсталляция «Качели» («Attitudes to a Miss?»)?

-«Качели» я показывала в Гааге, в довольно странном соборе с десятиметровыми потолками. Я вернулась туда на очень короткое время, уже после переезда в Лондон, только чтобы сделать эту инсталляцию. Это был какойто момент возвращения в прошлое, и мне хотелось передать быструю реакцию и на это помещение, и на свое ощущение анахронизма между прошлым и настоящим. Качели для меня – это прежде всего воспоминание детства, причем это очень конкретные, реальные качели, некая иконная картинка в памяти. Я решила воспроизвести качели в большом размере в соборе. Материалом послужили старые доски из разрушенного дома, а цепи к качелям я прикрепила новые – как соединение прошлого с настоящим.

Как сложилась твоя жизнь в Лондоне? Почему ты выбрала именно Slade School of Fine Art?

Это один из лучших университетов в области искусства в Великобритании. Еще живя в Нидерландах, я отправила свои документы в Slade – ни на что, честно говоря, не надеясь. Документы подают тысячи, а на интервью отбирают 40 человек. И когда я вдруг получила приглашение на интервью, я поняла, что всетаки чтото происходит. Это поступление было для меня, наверное, самым неожиданным и большим достижением в моей жизни.

После окончания университета ты приняла участие в конкурсе «Новые сенсации», проводимом галереей Саатчи среди выпускников художественных вузов страны, и стала победительницей…

В конкурсе я приняла участие от безысходности. После окончания университета у меня не было ни работы, ни студии, к тому же заканчивалась моя британская виза. Подавая на конкурс, я особо ничего не ждала, и только когда из тысячи вошла в двадцатку, а потом попала в первую четверку, у меня появилась надежда, и я стала работать, как сумасшедшая. Инсталляция с колоколами («Принципы повиновения», 2010) на сегодняшний день одна из самых сложных и интересных для меня. Как и в работе с перевернутыми вверх корнями деревьями («The Grove», 2010), мне хотелось показать то, что скрыто от глаз, но имеет большое значение в жизни предмета. Я отлила языки колоколов из воска, смешанного с пеплом, – они потеряли все свои акустические свойства, не могли более выполнять свою главную функцию. Повиновение снятых колоколов, которые уже никогда не прозвонят, а лишь напоминают о чемто, что могло бы быть. Мне интересно вырывать вещи из их естественной среды и помещать в совершенно другой контекст, в котором они создают довольно необычное странное впечатление.

Твоя мама, Марина Неелова – одна из самых любимых актрис в России. А у тебя были когда-нибудь порывы стать актрисой?

Нет, не было. Мама их отбила (смеется), когда я была еще в возрасте трех лет. Я еще не умела говорить, но знала, что не стану актрисой!

А по папиным стопам, в дипломатической карьере не хотела себя попробовать?

Мне всегда очень нравилось исполнять роль дочери дипломата... и за все эти годы я многое увидела и многому научилась. Но, как мне сейчас кажется, я с самого начала внутренне знала, что хочу заниматься какимито видами искусства. С течением времени пришло осознание того, что это будет скульптура.

А что происходит с твоими инсталляциями после выставок?

Мои работы в основном – воплощение момента присутствия. Обычно они запечатлены в момент затянутого распада или перед самым распадом – на грани исчезновения в присутствии зрителя. Конечно, у них недолговечная жизнь. Но именно в этом и есть их суть – передавать временность жизни, страх исчезновения, смерти. До сих пор инсталляции благополучно покупали, а как будет дальше…

А кто покупатели?

Инсталляцию «Принципы повиновения» приобрел Саатчи для коллекции галереи, она у него сейчас хранится на складе. Люстру из угля купили в частную коллекцию в Лондоне, зеркала («Prophecies for the Past») с выставки “The Future Can Wait” сейчас приобретает коллекционер, а перевернутые деревья («The Grove») – это был заказ для парка в Нидерландах. Пока что все работы кудато идут, но я уже начинаю задумываться о том, что надо делать чтото более постоянное.

Какие планы на будущее?

Мне повезло, что за последнее время я получила три артпремии подряд, а также продала три инсталляции. В этом году у меня будут две персональные выставки: в апреле – в лондонской галерее Charlie Smith, а также в Берлине. Это мой первый опыт сольных выставок, поэтому ощущаю огромное напряжение и ответственность.

Твои инсталляции, как правило, отличаются серьезными размерами, что, в свою очередь, требует больших студийных пространств для их реализации. Где ты сейчас работаешь?

Арендую небольшую мастерскую. Она слишком маленькая, чтобы делать более двух работ одновременно, так что я сейчас подыскиваю другое помещение.

Наверное, то, что ты говоришь на нескольких иностранных языках, помогает жить в таком космополитическом городе, как Лондон? Какими языками ты владеешь?

Французским, голландским, русским, английским. Сейчас изучаю итальянский.

Твое восприятие Лондона с точки зрения художника?

Начиная с первого посещения Лондона в 2006 году, я мечтала жить в этом городе. Лондон потряс меня, поразил своим предельно близким сосуществованием истории и современности, динамикой. Этот город вызывает во мне желание чтото создавать, отвечать на то, что я здесь вижу, чувствую, переживаю.

Ника, твое художественное образование началось в России, где ты училась на курсах главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. Затем поступила в Королевскую академию искусств в Гааге (2008). Чем был обусловлен твой выбор, как проходило обучение в академии?

На первом вступительном курсе в академии мы изучали все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, а потом каждый выбрал себе какоето направление, получил студию и в течение четырех лет работал, консультируясь с преподавателями. Правда, многие студенты до финиша не добрались. На самом деле это очень трудно – работать самостоятельно. С самого начала преподаватели предупреждали, что, как правило, лишь 6% выпускников подобных академий искусств занимаются впоследствии своей профессией – остальные не выдерживают! Мы, конечно, преподавателям не верили, были полны энтузиазма и амбиций, но теперь я действительно убедилась, что очень немногие из тех, с кем я училась в Гааге, продолжают заниматься искусством.

Что же тебя мотивировало? Ты ведь была моложе всех на курсе, когда поступила на учебу.

Наверное, это и было одним из мотивов: доказать самой себе, что я смогу работать наравне с другими и желательно даже лучше!

Почему из всех видов искусств ты выбрала инсталляцию и скульптуру?

Для меня этот выбор был однозначным с самого начала. Я както сразу влюбилась в пространство, было интересно видеть и создавать вещи в пространстве, в трех измерениях. Меня этот процесс интриговал, заставлял искать новые структуры, материалы, формы, размеры.

Инсталляции, которые ты показывала в Нидерландах, отличаются огромными размерами, требуют больших расходов материалов и, соответственно, серьезных денежных затрат. К примеру, на одну из инсталляций пошло 360 килограммов обожженного сахара. Кто финансировал ее реализацию – колледж?

Нет. (Вздыхает.) Я сама. Я всегда работала на какихто других работах, в галереях, занималась переводами, писала статьи – и это приносило заработок, который я использовала для создания своих инсталляций.

Как рождаются идеи твоих работ?

Это довольно длительный процесс накопления всего увиденного, услышанного, прочитанного за месяцы, а иногда и за годы. Я очень часто работаю со своей собственной историей, воспоминаниями детства.

Расскажи, пожалуйста, об инсталляции «There is always a time for departure…».

Это была моя последняя экзаменационная работа в Королевской академии искусств, за месяц до переезда в Лондон. Заканчивался длинный шестилетний период в моей жизни, впереди было чтото новое, неизвестное. Мне хотелось запечатлеть этот пройденный этап и неопределенность будущего. Ступая по липкому «чувствительному» полу, ощущаешь его фактуру, взаимодействуешь с ним, оставляешь следы. Для меня это чувство было необычайно оголено и усилено в тот переходный момент в моей жизни. Спираль в инсталляции – как лестница, которая, упираясь в потолок, ведет либо вверх, либо вниз, либо в никуда. В работе много ассоциаций с Голландией, ее историей, живописью XVIXVIII веков: темнокоричневые плитки, встречающиеся на полотнах Вермеера, их охристые прожженные оттенки – как символ пережитого.

А как появилась идея жженого сахара?

В детстве мы всегда жгли на ложечке сахар. Этот запах для меня – и запах детства, и какихто болезненных воспоминаний, чегото прожженного, изменившего свою консистенцию за короткие мгновения.

Многие твои инсталляции имеют философско-пессимистический настрой: лестницы, ведущие в никуда, колокола, которые никогда не зазвучат…

В основном они откликаются на чувство утраты – детства, истории, времени. Многие мои работы основаны на личном опыте.

Так сложилось, что я много переезжала – каждые пять лет, и с этим связаны детские воспоминания утрат. Я теряла один город – обретала другой, теряла одну жизнь –

обретала другую. Это был постоянный цикл непостоянства – я всегда знала, что приезжаю на время. Вот эта временность и хрупкость както укоренились во мне, мне интересно размышлять об этом в работах. После переезда в Лондон эта тема видоизменилась, я больше фокусируюсь на идее руин и реставрации истории по памяти, с сопутствующими ей искажениями прошлого.

А как создавалась инсталляция «Качели» («Attitudes to a Miss?»)?

-«Качели» я показывала в Гааге, в довольно странном соборе с десятиметровыми потолками. Я вернулась туда на очень короткое время, уже после переезда в Лондон, только чтобы сделать эту инсталляцию. Это был какойто момент возвращения в прошлое, и мне хотелось передать быструю реакцию и на это помещение, и на свое ощущение анахронизма между прошлым и настоящим. Качели для меня – это прежде всего воспоминание детства, причем это очень конкретные, реальные качели, некая иконная картинка в памяти. Я решила воспроизвести качели в большом размере в соборе. Материалом послужили старые доски из разрушенного дома, а цепи к качелям я прикрепила новые – как соединение прошлого с настоящим.

Как сложилась твоя жизнь в Лондоне? Почему ты выбрала именно Slade School of Fine Art?

Это один из лучших университетов в области искусства в Великобритании. Еще живя в Нидерландах, я отправила свои документы в Slade – ни на что, честно говоря, не надеясь. Документы подают тысячи, а на интервью отбирают 40 человек. И когда я вдруг получила приглашение на интервью, я поняла, что всетаки чтото происходит. Это поступление было для меня, наверное, самым неожиданным и большим достижением в моей жизни.

После окончания университета ты приняла участие в конкурсе «Новые сенсации», проводимом галереей Саатчи среди выпускников художественных вузов страны, и стала победительницей…

В конкурсе я приняла участие от безысходности. После окончания университета у меня не было ни работы, ни студии, к тому же заканчивалась моя британская виза. Подавая на конкурс, я особо ничего не ждала, и только когда из тысячи вошла в двадцатку, а потом попала в первую четверку, у меня появилась надежда, и я стала работать, как сумасшедшая. Инсталляция с колоколами («Принципы повиновения», 2010) на сегодняшний день одна из самых сложных и интересных для меня. Как и в работе с перевернутыми вверх корнями деревьями («The Grove», 2010), мне хотелось показать то, что скрыто от глаз, но имеет большое значение в жизни предмета. Я отлила языки колоколов из воска, смешанного с пеплом, – они потеряли все свои акустические свойства, не могли более выполнять свою главную функцию. Повиновение снятых колоколов, которые уже никогда не прозвонят, а лишь напоминают о чемто, что могло бы быть. Мне интересно вырывать вещи из их естественной среды и помещать в совершенно другой контекст, в котором они создают довольно необычное странное впечатление.

Твоя мама, Марина Неелова – одна из самых любимых актрис в России. А у тебя были когда-нибудь порывы стать актрисой?

Нет, не было. Мама их отбила (смеется), когда я была еще в возрасте трех лет. Я еще не умела говорить, но знала, что не стану актрисой!

А по папиным стопам, в дипломатической карьере не хотела себя попробовать?

Мне всегда очень нравилось исполнять роль дочери дипломата... и за все эти годы я многое увидела и многому научилась. Но, как мне сейчас кажется, я с самого начала внутренне знала, что хочу заниматься какимито видами искусства. С течением времени пришло осознание того, что это будет скульптура.

А что происходит с твоими инсталляциями после выставок?

Мои работы в основном – воплощение момента присутствия. Обычно они запечатлены в момент затянутого распада или перед самым распадом – на грани исчезновения в присутствии зрителя. Конечно, у них недолговечная жизнь. Но именно в этом и есть их суть – передавать временность жизни, страх исчезновения, смерти. До сих пор инсталляции благополучно покупали, а как будет дальше…

А кто покупатели?

Инсталляцию «Принципы повиновения» приобрел Саатчи для коллекции галереи, она у него сейчас хранится на складе. Люстру из угля купили в частную коллекцию в Лондоне, зеркала («Prophecies for the Past») с выставки “The Future Can Wait” сейчас приобретает коллекционер, а перевернутые деревья («The Grove») – это был заказ для парка в Нидерландах. Пока что все работы кудато идут, но я уже начинаю задумываться о том, что надо делать чтото более постоянное.

Какие планы на будущее?

Мне повезло, что за последнее время я получила три артпремии подряд, а также продала три инсталляции. В этом году у меня будут две персональные выставки: в апреле – в лондонской галерее Charlie Smith, а также в Берлине. Это мой первый опыт сольных выставок, поэтому ощущаю огромное напряжение и ответственность.

Твои ин сталляции, как правило, отличаются серьезными размерами, что, в свою очередь, требует больших студийных пространств для их реализации. Где ты сейчас работаешь?

Арендую небольшую мастерскую. Она слишком маленькая, чтобы делать более двух работ одновременно, так что я сейчас подыскиваю другое помещение.

Наверное, то, что ты говоришь на нескольких иностранных языках, помогает жить в таком космополитическом городе, как Лондон? Какими языками ты владеешь?

Французским, голландским, русским, английским. Сейчас изучаю итальянский.

Твое восприятие Лондона с точки зрения художника?

Начиная с первого посещения Лондона в 2006 году, я мечтала жить в этом городе. Лондон потряс меня, поразил своим предельно близким сосуществованием истории и современности, динамикой. Этот город вызывает во мне желание чтото создавать, отвечать на то, что я здесь вижу, чувствую, переживаю.

Инфо Избранные выставки Работы в галерее События Видео CV

Работы Ники Нееловой исследуют гипотетический постгуманистический пейзаж, развивая идеи геофилософии и нелинейной истории, стремясь представить объекты, которые вовлечены в процессы за гранью человеческого понимания. Вдохновленные сценариями катастроф и возможностью конца света, скульптуры Нееловой часто принимают форму обломков или нефункционирующих реплик привычных вещей. Они делают видимыми те процессы, посредством которых привычные вещи перерождаются в других инкарнацияx, те процессы, которые расшифровывают и перекодируют вещи для существования в новой форме, перезапуская ход их первоначального становления, видоизменяя внутреннюю структуру каждой вещи, уничтожая их предназначение.

Освобождая объекты от их функций, работы Нееловой предлагают собственные “скульптурные” стратегии, которые представляют те же объекты по-новому: в качестве ископаемых и техно-артефактов среды, в которой доминирует человек. Ступая на почву гипотетического постгуманистического существования, эти прошедшие деконструкцию формы образуют полуразрушенный пейзаж. Здесь архитектурные останки среды, которая когда-то находилась в оккупации, срастается с природой, а граница между ними постепенно сходит на нет.

Вдохновленные вопросами природы экологического и урбанистического развития, а также последствий человеческой деятельности как отдельной геополитической силы, работы Нееловой располагаются в фиктивной зоне, где вещи существуют по другим непонятным нам законам, а основания для нашей уверенности в так называемой реальности ставятся под сомнение.
Ника Неелова родилась в Москве в 1987 году. Сейчас живет и работает в Лондоне. Ее работы находятся в коллекциях DRAF David Roberts Art Collection Foundation (Лондон), Saatchi Gallery, Музей современного искусства PERMM, Музей Biedermann, Музей современного искусства Santorini, Modern Forms, Beth de Woody, Jason Martin, Levett, Land Securities, Windsor & Newton, а также в частных коллекциях в Великобритании, Нидерланды, Франция, США, России, Португалии, Италии, Германии.

Untitled (folded studio), 2016 perimeter of the artist studio traced in steel mounted on hinges, flexible configuration

The Entire Earth Behind, 2012 The Future Can Wait. Parquet floor from demolished house cast in concrete 400cm (L) x 300cm (W) x 180cm (H)

Scaffold Today. Monument Tomorrow, 2012 Saatchi Gallery, London. Rope cast in paper and ink, burnt timber 400cm (L) x 150cm (W) x 220cm (H)

rhizome17, 2017 Installation view Blue. Seventeen at Osnova Gallery Moscow; polished aluminium, acrylic rods

Principles Of Surrender, 2012 Saatchi Gallery, London. Bell clappers cast in wax and ashes, burnt timber, rope. 300cm (L) x 150cm (W) x 220cm (H).

Partings, 2012 Somerset House & Christie’s, London. Somerset house door cast in hollow concrete, burnt timber, rope 400cm x 300cm x 200cm

lemniscates, 2017 Installation view Independent Brussels

Northern Taurids. Following the meteor shower, 2013 Folded table tops, cast wax, cast concrete 420cm (L) x 150cm (W) x 80cm (H)

lithic, 2017 cast foam and jesmonite, aluminium armature. Installation view ‘Seventeen’ at Centrala Birmingham

Installation view Blue. Seventeen at Osnova Gallery Moscow; cast jesmonite, aluminium frames

I lean to you numb as a fossil. Tell me I’m here Installation view Ron Mandos Gallery, Amsterdam. Fragment of a stud wall cast in concrete over a steel armature 600cm (L) x 150cm (W) x 250cm (H)

Fragments Shored Against the Ruins, Vigo Gallery. Replica of gallery parquet floor cast in concrete and marble dust 360cm (H) x 250cm (W) x 100cm (D)

Fragments shored against the ruins, installation view Ron Mandos Gallery

Commemorate SW19, 2012 & Commemorate SE1, 2013 Vigo gallery, London. Coal hole covers cast in compressed charcoal dust, 34cm (d) each

Burning Meteors Leave no Dust, 2013 Vigo Gallery, London. Modified aircraft propeller cast in concrete, aircraft cable 210cm (H) each

After you left they took it apart Installation view Ron Mandos Gallery, Amsterdam. Reconstructed door mould cast in polyurethane rubber, cast concrete 400cm x 350cm; dimensions variable with installation

Nika Neelova Untitled (ikea stools) 2016 Cast plaster 130 x 77 x 5 cm

«Untitled (ikea stools)» – гипсовый рельеф, отлитый из формы, снятой с ножки табуретки IKEA. Со сменой материала она теряет свою изначальную функцию, и уже не может выдерживать человеческий вес, но все еще выглядит как опора, напоминая собой хрупкую кость. Рельеф также продолжает попытку Ники Нееловой перенести привычные человеку предметы в природный ландшафт и геологические формации. Он окрашен меловой и металлической пудрами, дающими разные оттенки в зависимости от металла: розоватые — медь, зеленоватые — латунь. Но главный мотив работы – отрицание и отказ от человеческой обыденности. Узнаваемому предмету Ника Неелова находит абстрактную форму, каждую ножку отливает от руки, отрицая технологический прогресс и возвращаясь к ручной работе.

Nika Neelova Blue 17 (1,2,3) 2017 Cast jesmonite 39 x 29 x 5 cm (15.21 x 11.31 x 1.95 in) NINE-001

Blue 17» – часть геологической серии работ Ники Нееловой. Они выполнены из джесмонита – синтетического гипса. Из него художница создает искусственные камни и им же сливает их между собой, комбинируя как коллаж. Камни и любые другие геологические образования – всегда нечто объемное, но здесь они кажутся плоскими, так сделаны в срезе. Ощущение их двумерности – иллюзорное, ведь плоской является только одна из их поверхностей, другие – скрыты. «Blue 17» – попытка сделать нечто среднее между двумерным и трехмерным, создать то, что принадлежит неопределенным пространству и времени. Фрагменты голубого цвета дополняют коллаж из камнееобразных структур и напоминают собой потоки воды, привнося в работу художницы идею течения времени, истории. Этот футуристический и одновременно археологический пейзаж предлагает посмотреть на мир как на «временное затвердевание в продолжающемся течении».

Инсталляция «Rhizome 17» – референс к идее ризомы, предложенной французскими философами Жилем Делезом и Феликсом Гваттари. Художница понимает ризому как изображение мысли и ее нелинейности, существовании в параллельности. Инсталляция представляет собой футуристический пейзаж, в котором узнаваемые предметы обретают новые интерпретации. На первый взгляд, скульптура состоит из соединенных между собой зеркал, но, если подойти ближе, они оказываются в разной степени дисфункциональными. Они сделаны из алюминия, в работе Ники Нееловой от практически неполированного он доходит до зеркальной степени полировки. Таким образом, из множества зеркал лишь некоторые в действительности оказываются ими. Копируя друг друга, они не повторяются полностью. Зафиксированные в ризомах идеи становятся плоскими, как поверхность самого зеркала, и их форма отсылает к идее круга, движения по нему и бесконечному повторению.

Представленная скульптура – попытка ввести пространство студии художника в выставочное пространство, тем самым «открывая» его для публики. Untitled (folded studio) – очертания периметра студии художника, повторенные в стали. Конструкция смонтирована на шарнирах, она гибкая на каждой своей стороне и может принимать различные формы в зависимости от окружающего ее пространства. Полностью развернутая конструкция может принимать форму комнаты, в то время как полностью сложенная она может быть плотно упакована и убрана.

Публика может свободно ходить по получившемуся ‘пространству’ или менять его положение и форму, поэтому во время выставки оно может принимать различные формы, его функции постепенно меняются и адаптируются к потоку людей, проходящих через пространство. Копируя только контуры пространства и потому отражая границы, которые отделяют его от остального мира, студия становится предметом, который стремится исчезнуть посреди других объектов. Он не может содержать пространство в себе и таким образом протестует против собственного изначального предназначения, отрицает самого себя, не оправдывает ожиданий и отказывается существовать.

Приглашение пройти в пространство художника и открытый показ студии, в которой и была произведена сама работа, намеренно переворачивают ее назначение и ставят вопрос отношений художника и публики.

Nika Nee lova Lithic 2017 Recycled upholstery foam, jesmonite, marble dust 300 x 360 cm (117.0 x 140.4 in) NINE-004

Скульптура сделана из пенопласта, изготовленного из переработанной мебели, пропитанной джесмонитом и мраморной пылью, представляя переход вещи, изначально созданной соразмерно человеку, в абстрактное геологическое образование. Его намеренно бледные, линялые цвета и текстура напоминают выветривающееся разрушенное сооружение. Фиксируя складки, созданные под весом человеческого тела в статичном положении, ‘Lithic’ является попыткой создать искусственные скалы из обломков среды нашего обитания и ставит вопрос о неразрывной связи человеческого тела, мебели, архитектурных сооружений и земной поверхности.


Лидс, Великобритания 21.06-08.09.2019 EVER – первая персональная выставка Ники Нееловой в публичной галерее Великобритании. Этот амбициозный скульптурный проект находится в диалоге с уникальной архитектурой Ар-деко здания, в котором он расположен. …

Записи не найдены

Ника Неелова родилась в 1987 году в Москве, живет и работает в Лондоне.

Образование

2011 MA Fine Art Sculpture, Slade School of Art, London
2008 BA Fine Art Interdisciplinary, Royal Art Academy, The Hague
2004 Stage Design Formation Course Москва, Ленком

Избранные персональные выставки
2019 EVER, The Tetley, Лидс, Великобритания
2019 GLYPHS curated by Domenico de Chirico, Noire Gallery, Turin
2018 drifts (there is always ground, even at night), MLF Brussels
2017 lemniscates, Independent, Brussels
2016 FAULTS / FOLDS / FALLS, Vigo Gallery, London
2015 Faults, Folds, Falls, Vigo Gallery, London
2014 I lean to you numb as a fossil. Tell me I’m here, Ron Mandos Gallery, Amsterdam
2013 Fragments Shored against the Ruins, Vigo Gallery, London
2013 Northern Taurids. Royal British Society of Sculptors, London
2011 Fractions, Jarmuschek + Partner, Berlin
2011 Monuments, Charlie Smith Gallery, London
2009 Attitudes to a Miss, Christus Triumphatorkerk, The Hague

Избранные групповые выставки
2019 Hortus Conclusus, Fondazione 107, Turin
2018 She sees the shadows, curated by Olivia Leahy and Adam Carr. DRAF & Mostyn, UK
2018 DAMA curated by Domenico de Chirico, Palazzo Saluzzo Paesana, Turin
2018 Prevent This Tragedy, Post-Institute London, UK
2017 XVII. The Age of Nymphs, curated by Daria Khan, Mimosa House, London
2017 Theatre of the Absurd, curated by Yasmin Atassi, Green Art Gallery, Dubai
2017 lithic seventeen with Yelena Popova, Code, Copenhagen
2017 Artist Rooms, Copeland Gallery, Bussey Building London
2017 The opposite of Now, curated by Encounter Contemporary, Guest Projects, London
2017 Contemporary Sculpture Fulmer, UK
2017 Micro Salon (1957-2017) Iris Clert Legacy, l’inlassable Paris
2017 Blue Seventeen, Osnova, WinZavod Centre of Contemporary Art, Moscow
2017 Seventeen, Centrala, Birmingham
2017 Leidenschaft, Museum Biedermann, Germany
2017 New Material, Art in Perpetuity Trust, Arts Council England, London
2016 Habitus, curated by Matthew Burrows, The Observer Building, UK
2016 Antislip, Royal British Society of Sculptors, London
2016 Playroom, Union Club Soho, London
2016 A city without a sound, curated by Karina El-Helou, Averard Hotel, London
2015 ARCHEOLOGIA E ARCHITETTURA, Fondazione 107, Turin
2015 The Sky is a mountain, organised by Stifelsen 3,14, Norway
2015 The Presence of Absence, Berloni, London
2015 Art Rotterdam, Ron Mandos gallery, Van Nellefabriek, Rotterdam
2014 Brand New Second Hand, Vigo Gallery, London
2014 Lichtspiele, Museum Biedermann, Germany
2014 Warp and Woof, The Hole Gallery, New York
2014 The Crisis Commission curated by Laurence Sillars, Christie’s London
2014 Art 14 London, exhibiting with Vigo Gallery, London
2013 Great Men Die Twice, Mario Sequeira Gallery, Portugal
2013 Gaiety is most outstanding feature of the Soviet Union, Saatchi Gallery London
2013 Russian London, PERMM Museum of Contemporary Art, Russia
2013 Dismantling, Jarmuschek+Partner, Berlin
2013 Volta Basel, exhibiting with Jarmuschek+Partner, Basel
2013 It’s About Time, curated by Paul Carey-Kent, ASC gallery, London
2013 The Future Can Wait, Victoria House, London
2012 Royal British Society of Sculptors Bursary Award Exhibition, London
2012 The Crisis Commission, Somerset House and Christie’s London
2012 Saatchi New Sensations and The Future Can Wait, Victoria House, London
2012 Recasting the Gods, Sumarria Lunn Gallery, London
2012 Dividing Line, curated by Sumarria Lunn Gallery, High House, Oxfordshire
2011 Reworking Memories, Group Show, Federica Schiavo Gallery, Rome
2011 The Future Can Wait, Victoria House, London, UK
2011 Polemically Small, Torrance Art Museum, United States
2011 Charlie Sierra Lima, Group Show, Charlie Smith, London, UK
2011 3 Worlds in 1, London International, Lithuania
2011 The Future Can Wait presents: Polemically Small, Charlie Smith London
2010 Saatchi Gallery and Channel 4’s New Sensations, Boswall House, London
2010 The Future Can Wait, Shoreditch Town Hall, London
2010 Young Gods, Charlie Smith Gallery, London, UK
2008 Paraat #4. Ron Mandos gallery, Амстердам, Голландия

Commissions
2017 NOVA public art commission, Victoria, London
2015 Land Securities Commission, One New Ludgate, London
2012 The Crisis Commission, Somerset House, London

Награды и резиденции
2019 Fondation CAB residency Brussels, Belgium
2017 Syllabus residency Wysing Art Centre, UK in association with Studio Voltaire,
Spike Island Bristol, New Contemporaries, S1 Space, Eastside Projects
2017 Fibra Residency Colombia (forthcoming)
2016 Awarded Nova Art Commission London, UK
2015 Stiftelsen 3,14 Residency, Bergen, Norway
2013 Sculpture Shock Award & Royal British Society of Sculptors
2013 Villa Lena Art Foundation Residency, Italy
2012 Royal British Society of Sculptors Bursary Award, London
2011 Olga Roubinskaya Foundation Award, Moscow
2011 The Land Securities Prize Award, London
2011 The Saatchi Gallery and Channel 4 New Sensations Prize, London
2010 Kenneth Armitage Foundation, The Fifth Annual Young Sculptors Prize
2010 Residency at the Kurt Schwitters Merzbarn Foundation, Lake District

Коллекции
DRAF David Roberts Art Foundation Collection, London
Saatchi Gallery Collection, London
Museum Biedermann Collection, Germany
PERMM Museum of Modern Art Collection, Russia
Beckers Collection, Sweden
Beth De Woody Collection, New York
Jason Martin Collection, Portugal
Levett Collection, London
Land Securities Commission, London
Quasimi Homme Collection, Paris
Ian Rosenfeld Collection
Private Collections UK, Germany, France, Russia, The Netherlands

Публикации
2018 She sees the shadows, Mostyn gallery and DRAF
2018 An artwork for the end of the world by Chelsea Pettitt, Sculptor Vox
2017 Art Monthly Review of Seventeen Centrala Birmingham review
2017 this is tomorrow review ‘Seventeen’ Centrala Birmingham review
2017 Art Research Map, review of Independent Brussels 2017
2017 White Hot Magazine, review of Independent Brussels 2017
2017 AroundArt.org review of Blue Seventeen by Y. Ginsbourg
2017 Scandale Project magazine and publication Art is.
2016 Sailing on Solaris, by Nick Hackworth
2016 Sculpture Shock Publication, RBS London
2016 Review and Interview, FMS magazine London
2015 Art and Religion in the 21st Century, by Aaron Rosen, Thames&Hudson publishing
2015 The Presence of Absence, Paul Carey-Kent, London
2014 100 London Artists, by Edward Lucie-Smith
2014 Highlike Book, Electronic Language International Festival and SESI publishing
2014 The Language of Sculpture, Crowood Press
2014 Aesthetica Catalogue, Artists Reviews
2014 Lichtspiele, Museum Biedermann
2013 Gaiety is the most outstanding feature of the Soviet Union, Saatchi Gallery Catalogue
2013 PERMM Museum of Contemporary Art Exhibition Catalogue


2013 Interview Feature, Near East Magazine

2012 ‘Salvaged Memories’ Interview, Phaidon
2012 1883 Magazine Interview and exhibition review
2012 Royal British Society of Sculptors Bursary Award
2012 Christie’s Auction Catalogue The Crisis Commission
2012 The Crisis Commission Catalogue
2011 The Catlin Guide, Selected Artists
2011 ‘The moment before collapse’, K Magazine
2011 Nika Neelova: Memories of Now by Paul Carey-Kent
2011 ‘Monuments’ New Style Magazine
2010 ‘Future art stars cause a New Sensation’, Exhibition review, Evening Standard
2010 Short feature film, Channel 4 & Saatchi New Sensations

Пресса
2013 Nika Neelova Short Feature Film, Crane TV
2013 Russian Art is Hot says the Saatchi, Huffington Post
2013 Interview Art and Surrender, Near East Magazine
2013 Interview and exhibition review, Formidable Magazine
2012 Nika Neelova Feature Film | Crane TV
2012 Russian Art is Hot says the Saatchi| Huffington Post
2012 Phaidon Interview ‘Salvaged Memories’| www.phaidon,com
2012 1883 Magazine, Interview | www.1883magazine.com
2012 RIA Novosti| en.rian.ru
2012 The Voice of Russia, Radio Interview | english.ruvr.ru
2011 ‘The moment before I collapse’ Interview K Magazine, KABK, The Hague
2011 Nika Neelova: Memories of Now by Paul Carey-Kent| SaatchiOnline.com
2011 ‘Monuments’ New Style Magazine| Nika Neelova
2010 Evening Standard| ‘Future art stars cause a New Sensation’
2010 3 minute feature film, Channel 4 & Saatchi New Sensations
2010 A-N Magazine| News
2010 Financial Times| Dusty, rubble-strewn and quietly radiant
2009 Kerk in Den Haag| Licht krakende schommels
2008 Den Haag Central Jong talent groeit in Den Haag

Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Ни о первом браке с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, ни о бурном романе с гроссмейстером Гарри Каспаровым. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы… Вот уже много лет она счастлива во втором браке. Ее муж – дипломат Кирилл Геворгян. Дочь – художница Ника Неелова. Ей двадцать четыре года, она давно живет за рубежом. Ника впервые согласилась поговорить о том, что обычно обходит молчанием ее знаменитая мама.

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости... Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой - обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями - весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании - из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию - доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника - истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.

Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

- Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой - здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры - русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе - часть меня».

- Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу - не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новомместе?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

- Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались - смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

- А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка - у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения. Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

- Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет - на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии - Королевскую академию искусств и специальность - скульптуру... Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

- А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн - это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

- Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так... Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки - за три месяца. В академии преподавали только на нем».

- Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь - бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море...»

- В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе - это все как-то волновало мое воображение».

- Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала - жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи - „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком - значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».

Без страха и упрека

- В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art - одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

- Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной - плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха... Родители нервничали, но виду старались не подавать».

Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница - это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно - как и в жизни».

Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму - это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы - это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, - показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства - становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль»

- Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

- То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

- Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

Вы любите использовать необычные материалы - скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

- Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

- А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи... Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

- Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов - по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива... Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

- Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

- А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

- И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

- В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать - не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».