Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.

Город был основан осками в VI веке. Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.

По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по этим местам. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.

В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.

В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.

Билеты

Входной билет в археологический комплекс Помпеи стоит 15 евро. Для посетителей младше 18 лет – вход бесплатный, но нужно показать документ подтверждающий возраст.

  • Купить билет советуем заранее онлайн только в официальных билетных кассах ticketone.it
    Смотрите по регистрации на сайте.

Как добраться из Неаполя самостоятельно

Добраться в Помпеи самостоятельно из Неаполя можно , автобусе или арендованном авто. Мы рекомендуем варианты с общественным транспортом (на юге Италии ходит по настроению и не регулярно), только самым опытным путешественникам с запасом времени и большим желанием сэкономить. Рассмотрим подробно все способы:

На арендованном авто

Если вы путешествуете по маленьким городкам Италии самостоятельно, то в Помпеи можно приехать на личном транспорте – из самостоятельных вариантов, он самый удобный . Парковка возле археологической зоны обойдется приблизительно в 5 евро за час. Почитать про особенности аренды авто в Италии и подобрать выгодный вариант советуем на нашем сайте

  • Вам пригодится:

На поезде

В Неаполе станций Napoli Porta Nolana и Napoli P. Garibaldi ходят прямые электрички Circumvesuviana (дословно переводится «Вокруг Везувия») – из вариантов, общественным транспортом – это единственный, который мы можем рекомендовать. Вот ссылка на расписание . Выходить нужно на станции Pompei Scravi Villa dei Misteri – она расположена почти рядом с кассами. Ехать примерно 30 минут.

Билет можно купить заранее онлайн-кассах ots.eavsrl.it/web/public/ots/ticket/index

Выбирайте линию Napoli-Sorrento и билет до Villa Misteri, дату и число пассажиров. Нажимаем Avanti. Обратите внимание, что сайт доступен также на английском, переключатель справа британский флаг.

Электрички отправляются утром с 09:06 и 11:36.

Для посещения Помпеи нужно выделить минимум 2 часа. Также на этой линии можно доехать до . Из Помпеи обратно в Неаполь поезд идет в 17:18, билет туда-обратно стоит 11 евро, скидок детям нет.

Компании Trenitalia от центрального вокзала Неаполя (Napoli Centale) отправляются в сторону станции Помпеи (Pompei) примерно раз в 30 минут. Билет стоит 2,80 евро в один конец. Если поезд придет по расписанию и не будет остановок, то время в пути составит 38 минут. Будьте готовы к частым остановкам, соседству с цыганами и различными попрошайками.

Станция расположена от входа в археологический парк примерно в 3 километрах, поэтому рационально ждать автобус 004 (возможно N50) и проехать на нем 3 остановки.

Гугл советует расписание смотреть на сайте официального перевозчика http://www.fsbusitaliacampania.it , но, например, в расписании автобуса 4 я не вижу останувку Mazzini. Видимо проще спросить у местных по прибытию, должны помочь. Будем благодарны, если кто-то поделится своим опытом приключений в комментариях.

На автобусе

По информации от гугла, к археологическому комплексу относительно регулярно из Неаполя ходят прямые автобусы N5000 и N5020 компании SITAsud – не советую этот вариант, так как на сайте перевозчика нет толком ни расписания, ни цен. Для полноты картины рассмотрим и этот способ.

Остановка автобусов Via Ferraris Galileo в Неаполе расположена примерно в километре от станции Napoli Centrale.

Билеты на автобус должны стоить 10 евро, можно купить по адресам:

  • BAR ETTORE, PIAZZA GARIBALDI 95
  • Внутри станции Napoli Centrale ищите EDICOLA NUMBER ONE HUDSON NEWS
  • ARPANET, corso Arnaldo Lucci, 163
  • BIGLIETTERIA NAPOLI CAPOLINEA, PIAZZALE IMMACOLATELLA VECCHIA 1
  • BAR DEL PORTO, VIA C OLIVARES ANG. VIA CAMPO D’ISOLA 26
  • BAR TIRAMISU’, Napoli — Corso Lucci

Что посмотреть

Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии:

  1. Храм Аполлона — один из самых старых храмов древнего города посвящен греческому богу Аполлону. Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
  2. Сад Беженцев
  3. Большая Палестра
  4. Храм Юпитера
  5. Амфитеатр
  6. Улица Изобилия
  7. Термы
  8. Дом Венеры в раковине
  9. Термополии
  10. Большой и Малый театр
  11. Казарма гладиаторов Треугольный форум
  12. Лупанарий
  13. Форум
  14. Здание Евмахии
  15. Храм Веспасиана
  16. Рынок
  17. Дом Фавна
  18. Дом Малого Фонтана
  19. Базилика

Посещение архитектурных памятников с хорошим гидом позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Согласитесь, что есть места в мире, побывать в которых хочется не взирая ни на что.. Одним из таких мест для меня был древний город Помпеи в Италии.

А в сегодняшней статье я расскажу много интересного о городе Помпеи, о том, что придумано и преувеличено и о том, что шокирует в действительности, мы пройдемся(видео в конце статьи) по улицам, откроем секреты, которых вы могли бы долго собирать по рунету, а сейчас можете узнать из моей статьи. Будет познавательно и интересно, приятного прочтения и просмотра.

Помпеи наши дни фото

Помпеи уничтожил вулкан

Пожалуй, это самая известная трагедия в мире, связанная с вулканом, поэтому ни для кого не секрет, что именно Вулкан Везувий стал причиной гибели города Помпеи. Но вот только вокруг этой истории очень много легенд и преувеличений, в которых мы попутно будем разбираться…

Извержение вулкана в городе Помпеи

На самом деле Помпеи находятся далековато от кратера, поэтому я понимаю жителей города, которым сложно было поверить, что последствия стихийного бедствия могут лишить их жизни. Тем более, что такого понятия как извержение вулкана люди не знали и не понимали всей опасности такого соседства.

Что в переводе означает Помпеи

Pompei — именно таким итальянским словом назывался город, который основали в 6 веке до нашей эры оски (древний итальянский народ). Город был образован в результате объединения пяти поселений.

Помпеи где находится:

Помпеи местоположение относительно Везувия

Если вы обратите внимание на карту, расположенную выше, то увидите, что Везувий находиться между Pompeii и Napoli (город Неаполь), поэтому трагедия, унесшая жизни города Помпеи в 79 году, могла сделать то же самое с жителями Неаполя. А если судить по историческим хроникам, то не только должна а могла, так как большую роль в том, что извержение шло на Помпеи, сыграло направление ветра. Обычно ветер дул в сторону Неаполя, но именно в этот день все было по-другому.

Помпеи как добраться из Неаполя

Расстояние между городами менее 25 км. Добираться можно множеством способов, начиная от такси или проката авто и заканчивая самым дешевым — электричкой. Мы с этой электричкой знакомы не по наслышке, так как ехали на ней из Сорренто в Неаполь. Маршрут как раз предполагает остановку в городе Помпеи.

Дальше в разделе достопримечательностей города Помпеи я разместила фото одной из главных улиц. Примечательны эти улицы многими нюансами, начиная от высоких бордюров и заканчивая странными пехотными переходами. На фото,как вы понимаете, этого не изобразить, поэтому снова предлагаю вам увидеть и услышать все в видео.

Многие туристы, приехав в Помпеи, спешат увидеть небольшой дом со странным названием Лупонарий. Это публичный дом того времени. Даже не знаю, чем объяснить такой ажиотаж туристов в этом направлении… Возможно это связано с тем, что по одной из версий, Помпеи погибли не случайно и извержение вулкана было карой Господней за развратный образ жизни его жителей, которые слишком предавались любовным утехам и потеряли истинные ценности…После таких легенд туристом не терпится посмотреть, в чем же заключалась эта развратность из за которой погиб целый город.. Как по мне, так это просто уловки для заманивания туристов и преувеличенные истории, потому что,согласитесь, что во все времена и во всех городах мира есть такие заведения и есть те, кто их регулярно посещает, но это не значит, что на них нужно насылать проклятия и стихийные бедствия. Единственное с чем я соглашусь, так это с тем, что многим туристам просто интересно посмотреть, какими были публичные дома в древности. Чтобы не томить вас в ожиданиях, рассказываю и показываю главное (остальное на видео).

Лупанарий фото

На фото ниже -изображение на стене лупанария. Таких изображений здесь много(выше уровня глаз по всему периметру коридора внутри). Это не просто развратные картинки- это меню. Ну да, меню, ведь если вы приходите в ресторан, то вы должны выбрать из того, что вам готовы предложить, так вот, пардон за откровенность, но здесь все тоже самое: вы выбираете как вы хотите предаваться любовным утехам по картинкам.

Здание лупанария небольшое. Посередине коридор с меню, а по бокам комнатки с каменными кроватями, на которых все и происходило. Кроме того, что кровати каменные, здесь есть еще одна бросающаяся в глаза особенность- длина кроватей не более 170 см. Это потому, что рост людей в то время редко превышал 160 см. Да, вот это интересно) Лично для меня это было самое интересное в нашем посещении лупонария, остальное больше интересно тем, кому есть с чем сравнить заведение такого рода.

Помпеи люди в пепле

Когда гуляешь по городу, то нет ощущения праздника и веселья, потому что ты изначально понимаешь, что ходишь по улицам, по которым в агонии бежали люди, которых постигла смерть. Благодаря пустотам, которые были обнаружены при раскопках города, удалось восстановить позы, к которых погибали люди и даже выражения их лиц, изуродованные ужасом. За решетками на одной из главных площадей выставлены как музейные экспонаты находки, от которых идут мурашки по телу. Например эта фигура мальчика, который свернулся в азе безисходности и умер здесь. Справа на фото вы видите чашу, которая сейчас наполнена монетами, но только я не стала бросать ее через решетчатую ограду, потому что меня, если честно, коробит от этой затеи… Я не знаю с какой целью рядом с этим бедным юношей установили эту чашу, но то, как ее приспособили туристы мне не нравиться вовсе. Я за традиции кидать монеты в фонтаны, но люди, это же не фонтан, это лик смерти и город, в котором погибли 2 000 человек… Зачем вы бросаете монеты? Вы хотите вернуться сюда? Или это милостыня погибшему ребенку? Простоите за эмоциональность, но это кощунство….Шоу, которое поддерживаю массы. Я его не поддержала, а вы решайте сами, но только отдавайте себе отчет, зачем вы просовываете руку сквозь решетку и пытаетесь попасть в эту чашу монетой…

Помпеи фото с раскопок

Археологи продолжают свою работу неустанно и еще четверть пути по исследованию города не пройдена. Может быть нас удивят новые находки и откроют новые грани жизни города, будем ждать с нетерпением.

Помпеи находки

Помимо фигур людей, здесь есть фигуры погибших животных, а еще посуда и предметы интерьера того времени.

После посещения города Помпеи мы отправились на Виллу Мистери, которая не так давно открылась после реставрации. Это поистине великое наслаждение увидеть один из самых богатых и красивых домов, сохранивший до наших дней потрясающие предметы искусства и роскошные интерьеры. Не буду описывать Виллу в статье, а предлагаю закончить и посмотреть видео, которое ответит на вопросы, не затронутые в статье.

Мне безумно понравилось наше посещение города и я очень благодарна нашему гиду, который пожелал остаться за кадром, но который погрузил нас в удивительный мир с интересной историей, частью которой стали и мы.

До встречи на страницах сайта АВИАМАНИЯ и канале ютуб АВИАМАНИЯ.

Помпеи видео

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Об извержении Везувия в 79 г., и гибели города Помпеи, знают, пожалуй, все. Слои пепла и магмы, которые накрыли Помпеи, законсервировали целые дома, не говоря уже о деревьях, людях, животных. Сейчас возможно не только видеть, как выглядел тот же город Помпеи 2000 лет назад, но и восстановить ход 19-ти часового извержения вулкана. Однако далеко не все еще известно о том, что произошло тем далеким августовским днем во времена правления . Благодаря современной науке учеными выдвигаются все новые и новые версии об истинных причинах ужасной трагедии.

Первый предвестник катастрофы — землетрясение в 63 г. Оно превратило окрестности Везувия в пустыню и разрушило часть Помпеев. С течением времени страсти поутихли, страх прошел, город снова отстроился. Никто не мог предположить, что людей ожидает еще более жуткая участь.

Извержение вулкана Везувий

Началось все в час дня 24 августа. Со страшным грохотом разверзлась вершина вулкана, над ним поднялся столб дыма и полетели тучи пепла, которые смогли достичь даже районов Рима. С неба с шумом и грохотом обрушился настоящий ливень из камней и пепла, затмивший солнце. Перепуганные люди бежали из города. Потом из вулкана полились потоки лавы. Ближайший к Везувию город Геркуланум затопили лавины грязи, образовавшейся из пепла, воды и лавы. Поднимаясь, они заполнили собой весь город, затекая в окна и двери. Спастись не успел почти никто.


Соседний город Помпеи грязи не видел. На него обрушились вначале тучи пепла, который, казалось, возможно легко стряхнуть, но потом начали падать куски пористой лавы и пемзы по несколько килограммов каждый. В первые часы, возможно, успели покинуть город достаточно много жителей. Однако когда большинство людей поняли, что им грозит, было уже поздно. На город опустились серные пары, мешавшие дышать. Горожане гибли или под ударами падавшей лавы, или просто задыхались.

Спустя 48 часов снова засияло солнце. Однако город Помпеи к тому времени перестал существовать. В радиусе 80 км все было разрушено. Лава, застывая, снова превращалась в камень. Пепел занесло даже в Африку, Сирию, Египет. А над Везувием стоял лишь тоненький столб дыма.

Результаты раскопок, описание трагедии

Спустя века, когда на месте Помпей проводили раскопки, извлекли множество окаменелых статуй - жертв того извержения. Ученым удалось выяснить, почему они сохранились. Природа будто позаботилась о будущих археологах. Сразу после извержения на окрестности Везувия пролился мощный горячий ливень, который превратил пепел в грязь, надежно укрывшую тела. В последствии эта грязь превратилась в подобие цемента. Залитая ею плоть постепенно разлагалась, но тот объем, который она некогда занимала, оставался полым внутри затвердевшей субстанции.

1777 год — на Вилле Диомеда впервые нашли не просто скелет, но и отпечаток тела под ним, но только в 1864 г. руководитель раскопок Джузеппе Фьоролли придумал, как восстановить облик умершего. Простукав поверхность и обнаружив полость, которая осталась от разложившегося тела, археологи проделывали небольшое отверстие и заливали в него жидкий гипс. Заполняя каверну, тот создавал слепок, точно передававший предсмертную позу помпейца.

Такой способ позволил восстановить сотни человеческих тел: в ряде случаев хорошо видны прически жертв, складки их одежды и даже выражения лиц, благодаря чему мы весьма подробно можем представить себе последние минуты жизни несчастного города. Слепки запечатлели весь ужас и отчаяние той далекой катастрофы, навеки остановив мгновенье: по сей день женщина держит на руках младенца, а две девочки цепляются за края ее одежды. Молодые мужчина и женщина лежат рядом, будто только что упали на бегу. А за северными стенами города какой-то несчастный теряет равновесие, напрасно дергая козу за привязь.

Повсюду смерть моментально настигала множество людей. В доме некоего Квинта Поппея замертво упало 10 рабов, поднимавшихся по лестнице в верхние покои; идущий первым, держал бронзовый светильник. В доме Публия Пакувия Прокула раздавило семеро детей, когда обрушился второй этаж, не выдержав тяжести лавы. В здании, где велась виноторговля, 34 человека укрылись под сводчатым перекрытием, захватив с собой хлеба и плодов, чтобы переждать извержение, - однако выбраться они уже не смогли. В одном загородном поместье в погребе погибло 18 взрослых и 2 ребенка, а хозяин имения, сжимавший в руке серебряный ключ, скончался снаружи дома у садовой калитки, выходившей к полям. Подле него находился управляющий, который нес хозяйские деньги и другие ценности.

В доме Менандра хозяева сбежали, оставив привратника охранять имущество. Старик прилег в своей каморке у дверей и скончался, прижимая к груди хозяйскую мошну. У Нукерийских ворот просил милостыню нищий - ему накидали мелочи и подарили совсем новые сандалии, но никуда в них уйти он уже не смог. В Доме Везония Прима забыли привязанную собаку. Пес карабкался вверх сквозь пепел и пемзу, пока позволяла длина цепи.

В казарме навсегда остались 50 гладиаторов, двое были прикованными к стене. Но оказался среди них и некто из совсем иных общественных слоев: это была женщина, как видно, богатая и знатная. Кости, оставшиеся от нее, украшали жемчуга, кольца и другие драгоценности. Была ли это щедрая благодетельница, опекавшая сразу нескольких бойцов и застигнутая гибелью во время обычного визита к своим подопечным? Либо она навещала той роковой ночью своего любовника? Мы уже никогда ничего не узнаем об этой таинственной истории.

Трогательных фактов о помпейцах, навеки застывших в 79 г., можно рассказать немало. Кое-какие из тел выставлены на обозрение туристам в помпейском «Саду беглецов», но большая часть хранится в запасниках тамошнего музея.

От чего погибли жители Помпеи

Традиционно считали, что смерть всех помпейцев была долгой и мучительной: они вдыхали пепел, который превращался в их легких в своеобразный цемент, блокировавший дыхание. Но сравнительно не так давно группа неапольских вулканологов во главе с Джузеппе Мастролоренцо поставила эту теорию под сомнение. Они пришли к выводу, что жертвы не метались, не агонизировали в удушье и не ловили воздух ртом - они моментально были убиты пирокластическим потоком.

По расчетам вулканологов, Везувий выбросил один за другим шесть таких потоков. Три первых остановились, немного не дойдя до города, находящегося в 4,5 км от подошвы вулкана. Именно они уничтожили все живое в соседних Геркулануме, Стабиях и приморском местечке Оплонтис, которые имели несчастье быть расположенными немного ближе к Везувию (и о которых, увы, редко вспоминают как о жертвах той катастрофы). А вот гибель Помпеев наступила от четвертой волны высотой 18 м, промчавшейся со скоростью современной машины (примерно 104 км/ч) и накрыла город раскаленным газом. Все продолжалось не более минуты, возможно, даже меньше. Но этого хватило, чтобы сотни людей погибли моментально.

Ученые исследовали останки 650 помпейцев и сравнили их с 37 скелетами, обнаруженными в Оплонтисе, и 78 из Геркуланума. По цвету и структуре костей они вычислили, что жители Геркуланума и Оплонтиса погибли от пирокластического потока температурой 500–600 °C, а помпейцы - от потока, который был холодней: 250–300 °C. В первом случае люди в момент сгорели до костей, а во втором - нет. Поэтому в Геркулануме и не осталось целой человеческой плоти, которая, будучи покрыта пеплом, потом создала бы полость, как это случилось с помпейцами.

Но чем же тогда объясняется, что у большинства жителей Помпеев, как видно на их гипсовых слепках, широко разинуты рты? Ведь именно это в первую очередь дало возможность приписать их смерть удушью. Вулканологи отвечают, это каталептическое окоченение. Несчастные застыли в тех позах, в которых их неожиданно настигла волна раскаленного газа. И в действительности, очень многих из них резкий мышечный спазм остановил в движении, к примеру в бегущей позе, а ведь человек, которому не хватает дыхания, бежать не может. По мнению Мастролоренцо, открытый рот жертвы - это последний вопль боли, а не желание вдохнуть; руки, поднесенные к лицу, - результат судорожного спазма, а не защита от пепла.

Почему же все всегда объясняли позы несчастных именно удушьем? Исключительно благодаря убедительности рассказа римского историка Плиния Младшего, сообщившему в письмах Тациту о смерти его дяди, Плиния Старшего, во время извержения. В момент извержения он с семьей был в порту Неаполитанского залива неподалеку от Помпеев. Плиний Старший, адмирал римского флота, во главе эскадры отправился к гибнущим городам.

В скором времени он достиг ближайшего - Стабий. Однако как только адмирал с командой сошел на берег, ядовитое серное облако окутало побережье. Плиний Младший писал: «Дядя встал, опираясь на двух рабов, и тут же упал… думаю, потому, что от густых испарений ему перехватило дыхание. Когда вернулся дневной свет, тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; был похож он скорей на спящего, чем на умершего». Спасатели умерли от удушья, а вместе с ними погибли 2000 беженцев. Но дело в том, что в Помпеях в позе Плиния археологи находят тела редко, большинство же из оставшихся в городе были чем-то активно заняты в момент смерти.

Жизнь и быт в городе Помпеи до катастрофы

Примечательно, что в Помпеях за месяц до извержения вулкана, проходили выборы местных магистратов, и на стенах домов сохранились самые различные избирательные призывы. Среди них немногие выражают пожелание отдельных лиц, подавляющее же большинство выглядит так:

«Гая Куспия Пансу предлагают в эдилы все мастера-ювелиры», «Прошу вас, сделайте эдилом Требия, его выдвигают кондитеры», «Марка Голкония Приска и Гая Гавия Руфа предлагают в дуумвиры Феб со своими постоянными покупателями». Признак, объединяющий авторов надписи, мог быть самым странным: «Ватию предлагают в эдилы, объединившись, все любители поспать» или: «Гая Юлия Полибия - в дуумвиры. Любитель ученых занятий, а вместе с ним булочник».

Художниками были ремесленники, которые, что интересно, работали «бригадным методом»: одни делали раствор и краски, другие создавали основу под фреску, а третьи ее расписывали. Экспертам сегодня стало известно, что помпейцы смешивали краски с водой для придания разных оттенков еще на сырой от свежей штукатурки стене. После этого картина полировалась каменными валиками. Благодаря тому что фрески сохранились до нашего времени, ученые пришли к выводу, что помпейцы в своем арсенале имели 4 различных стиля росписи стен.

В III столетии до н. э. они на песчаник наносили штукатурку, которую после красили для создания цветного фона стены, и лишь после этого наносили рисунок. Если в 85–80 г. до н. э. изображали реальных людей, то в 30-е годы на стенах уже появились изображения литературных героев. Чуть позднее перешли к декору, напоминающему картины импрессионистов. Что интересно: после извержения вулкана подобные фрески больше нигде не повторялись.

В особенности восхищает мозаика помпейцев. Ее делали из стекла или керамики. При чем мозаика играла не только эстетическую, но и функциональную роль в жилищах. Например, на мозаичных полах выкладывались «послания». Если у входа была выложена фигура собаки, это могло свидетельствовать о богатстве хозяина дома, «собака» же была призвана это богатство охранять.

Мозаики в домах и банях жителей города было довольно много. 1831 год — археологи нашли мозаичное панно, сделанное из полутора миллионов кубиков! Говорится о мозаике, на которой изображен , ведущий поединок с персидским царем Дарием. Алекс Барбе полагает, что это панно находилось на вилле очень богатого жителя Помпеев, так как рядом была и его баня, тоже полностью отделанная мозаикой. Так же украшались и фонтаны - как в городе, так и в садах богачей.

В особенности искусно расписывались салоны для приема гостей. Их могло быть несколько. Трапезные были организованы на греческий манер: там находятся три кровати с подушками, размещенными полуовалом. На них принимали угощения полулежа. В такой столовой как правило бывало три двери, две из которых предназначались исключительно слугам.

Жители Помпей слыли в античном мире большими любителями покушать. Мягкий средиземноморский климат давал возможность выращивать различные овощи и фрукты, рыба плескалась невдалеке, да и мяса было достаточно. Искусные повара-рабы готовили лакомства, славившиеся далеко за пределами города. Различные рецепты подаваемых блюд строго хранились. Порой хозяева отпускали таких рабов на волю в благодарность за их кулинарное мастерство, правда, оговаривая условия: их ученики-преемники должны быть такими же мастерами в приготовлении блюд, как и они.

Первые раскопки города

Однако прошло несколько веков, и итальянцы забыли, где именно находились погибшие города. Легенды доносили до жителей отголоски древних событий. Но кто погиб? Где и когда? Крестьяне, копавшие колодцы в своих усадьбах, часто находили в земле следы старинных построек. Только в конце XVI столетия во время прокладки подземного туннеля в районе города Торре-Аннунциата строители наткнулись на остатки древней стены. Еще спустя 100 лет при строительстве колодца рабочие обнаружили часть здания, на котором была надпись: «Помпеи».

Серьезные раскопки в районе катастрофы начали вести только во второй половине XVIII столетия. Но у археологов не было достаточного опыта, чтобы правильно выполнять работы такого масштаба. Раскопанные здания, после того как из них вывозили все самое интересное - обычно, драгоценности и древние статуи - вновь засыпали. В результате погибло множество бесценных артефактов, предметов быта горожан. Однако уже в конце XVIII столетия археологи схватились за голову и навели порядок на раскопках.

А во время правления Иоахима Мюрата, бывшего наполеоновского маршала, ставшего со временем правителем Неаполя, раскопки начали вестись вполне цивилизованным образом, по всем правилам науки. Теперь ученые обращали внимание на расположение вещей, окружающую их среду, простые орудия труда и бытовую утварь. До нашего времени погребенные города удалось раскопать на три четверти. Но впереди еще большая работа, сулящая ученым новые удивительные открытия.

Помпеи является огромным городом-музеем под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира. Ежедневно сюда устремляются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к древнейшей истории, стать свидетелями бытовых подробностей тысячелетней давности и почувствовать ужас города, погребенного под пеплом и лавой капризного вулкана.

Помпеи был основан горными племенами оски в VII в. до н.э., которые возвели город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошел в состав Римского государства.
Он долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы являются наследием господства осков, которые строили дома интуитивно. Плановое строительство началось в IV в. до н.э. В это время появились прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
Помпеи строились согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и decumanus, образуя центральную площадь.
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили булыжниками, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.

Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан. На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной и надписями.

Фасады домов выходили на городские улицы, на нижних этажах которых находились лавки и мастерские, на верхних располагались жилые помещения.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства. Оригиналы помещены в археологический музей Неаполя , но на их месте установлены копии, которые создают прекрасное впечатление о былой роскоши.

Частные дома были достаточно простыми. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.

Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум, т.е. закрытый внутренний двор, в центре которого располагался бассейн для сбора дождевой воды. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также имелся сад и столовая. Дома знати отличались роскошью и богатством, количество комнат доходило до 40.

По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

Помпеи был богатым и высокоразвитым городом, где процветали торговля и ремеслы.
Вместе тем это был густонаселенный город, в котором весь людской поток стекался к деловому центру Форуму.
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшей постройкой Форума считается Базилика, в которой вершили правосудие, а в остальное время в ней проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.

Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий, который считался главной священной постройкой. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трем капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главному входу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.

Во времена Римской империи на Форуме была возведена Триумфальная арка, посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона, Пантеон - храм Августа.

Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум. Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.

С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находиться только тюремным сторожам и заключенным.

Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.

Лучше всего сохранился храм Исиды.
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестницей. По бокам оборудованы две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, а также располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.

В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.

В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


В городе работало множество общественных терм, при этом в каждом богатом доме были собственные бани.

Но жизнь процветающего города оборвалась по воли судьбы. Разрушительное извержение Везувия принесло не только людскую трагедию, но и дало «бессмертие» Помпеям.
Предвестников извержения вулкана было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.

Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом, ведь Везувий давно уже считался уснувшим.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.

Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.

Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .

Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.