Своеобразная природа пустынь определяет использование их основных пространств в качестве сезонных и круглогодичных пастбищ. В северной половине пустынь умеренного пояса развито мясо-сальное, смушковое и полутонкорунное овцеводство, мясо-молочное животноводство (крупный рогатый скот). На юге этой зоны и в субтропических пустынях главное место принадлежит каракулеводству, мясо-шерстному овцеводству и верблюдоводству. В орошаемых оазисах здесь широко представлено хлопководство, садоводство, виноградарство, рисосеяние. Средняя Азия дает подавляющую часть хлопка, собираемого в СССР. Большое количество часов солнечного сияния – благоприятный фактор для промышленного использования солнечной энергии. Широкую известность имеет расположенный в Каракумах климатический курорт Байрам-Али.

На территории пустынь в советские годы проделана огромная работа по орошению земель и обводнению пастбищ. На многих реках созданы крупные водохранилища, прорыты каналы. Фонд пригодных для орошения земель в пустынях Средней Азии еще далеко не исчерпан. Однако дальнейшее развитие орошаемого земледелия лимитируется здесь не почвами, а запасами пресной воды. Площадь орошаемых земель в пустынных и полупустынной зонах может быть увеличена более чем на 5 млн. га, а при переброске вод сибирских рек – намного больше. Возрастающий забор воды из Амударьи и Сырдарьи ставит под угрозу существование Аральского моря, которое уже разделилось на несколько мелководных водоемов и стремительно продолжает усыхать. В перспективе поддержание его на современном уровне станет возможным лишь при условии пополнения его водных запасов водами сибирских рек, но это приведет к крупной экологической катастрофе в нашей стране. Как мы наблюдаем в наши дни, площадь Аральского моря стремительно сокращается и в перспективе оно полностью исчезнет

Хозяйственный интерес представляют некоторые промысловые животные пустынь . В большом количестве здесь добывают лисицу-корсака, суслика песчаного и ондатру, прекрасно акклиматизировавшуюся по заболоченным берегам озер и рек.

Богатство полезными ископаемыми открывает большие перспективы для промышленного развития пустынных зон. Здесь добывают нефть, газ, бурые и каменные угли, полиметаллы, железо, медь, марганец, фосфориты, мирабилит. Если добавить к сказанному, что соседние горные области Памира и Тянь-Шаня располагают крупными запасами водной энергии, которая с успехом может использоваться промышленными центрами на равнинах, то трудно переоценить возможности дальнейшего хозяйственного роста этих районов.

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море (рис. 2).

Рис. 2. Черное море летом ()

А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Высокие и молодые Кавказские горы (рис. 3) находятся близко, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

Рис. 3. Кавказские горы ()

Растительный мир этой зоны богат и разнообразен. На склонах гор раскинулись нетронутые человеком широколиственные леса. Здесь произрастают бук и дуб - величественные деревья, известные своей высококачественной древесиной (рис. 4-5).

Так же в этих лесах растет клен, липа, граб, каштан (рис. 6-9).

В парках и на улицах городов высажены вечнозеленые растения: пицундская сосна, кипарис, туя, лавр (рис. 10-13).

В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками (рис. 14), в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками.

Рис. 14. Награждение лавровым венком в Древней Греции ()

В Древнем Риме лавровый венок становится высшим знаком воинской и императорской славы (рис. 15).

Рис. 15. Император Древнего Рима Клавдий в лавровом венке ()

Листья лавра издавна используют в качестве ароматической приправы (рис. 16).

Рис. 16. Сушеный лавровый лист ()

Также можно увидеть великолепные магнолии (зацветают в феврале-марте)и серебристые акации (зацветает в январе-феврале) (рис. 17, 18).

В городе Сочи есть знаменитый дендрарий (от греч. δένδρον - дерево) - уникальное собрание субтропической флоры и фауны, которое является памятником садово-паркового искусства (рис. 19).

Рис. 19. Сочинский дендрарий ()

Здесь собраны около 2000 видов растений со всего мира: лучистая сосна из Северной Америки, пинус пиния из Италии (из полена такого дерева был изготовлен сказочный Пиноккио), пробковый дуб из Средиземноморья (из его коры изготавливают пробки для бутылок) и др. (рис. 20-24)

В сочинском дендрарии богатая коллекция пальм. Вот, например, слоновая пальма , ей больше 100 лет, ее ствол похож на ногу слона (рис. 25). Этот вид привезен из Чили.

Самые высокие деревья в сочинском дендрарии - кипарисы , их название происходит от острова Кипр (рис. 26).

Рис. 26. Кипарисы ()

В дендрарии представлено множество видом цветов и цветущих растений, поэтому здесь круглый год можно наблюдать красочное цветение того или иного вида. Осенью и зимой цветет камелия , привезенная из Японии (рис. 27).

С середины зимы цветет эрика , этот цветущий кустарник очень украшает зимний парк (рис. 28).

Сочинский дендрарий - безопасная зона не только для редких видов растений, но и для животных. Здесь много птиц: пеликаны, павлины, черные лебеди др. (рис. 29-31).

Черноморское побережье издревле славится великолепными урожаями овощей и фруктов . Здесь выращивают тыкву, болгарский перец, персики, виноград, мандарины и даже чай (рис. 32-37).

Богат и разнообразен животный мир зоны субтропиков. Жаркий влажный климат подходит насекомым: среди зеленой листвы можно разглядеть богомола (питается мелкими насекомыми), вечером слышно стрекотание цикады (растительноядна), сложно найти на олеандре олеандрового бражника - спасаясь от врагов, он маскируется под раскраску этого растения (рис. 38-40).

В этой зоне обитает кавказская ящерица , она безобидная, быстрая и ловкая (рис. 41).

Рис. 41. Кавказская ящерица ()

Ярка и необычна птица удод , у нее длинный острый клюв, а красочный хохолок иногда раскрывается в форме веера (рис. 42). Его излюбленная еда - личинки муравьев и гусеницы.

В Кавказских горах обитают косули , благородные и грациозные животные, своим спокойствием подчеркивающие умиротворенность этих мест (рис. 43).

Но в случае необходимости косули могут развивать высокую скорость и совершать прыжки до 8 м в длину (рис. 44).

Рис. 44. Прыжок косули ()

В Черном море обитают дельфины афалины - общительные, умные и легкообучаемые животные (рис. 45).

Рис. 45. Дельфин афалина ()

Афалины общаются между собой при помощи свистов на ультразвуковой частоте - человеческое ухо способно различить только некоторые из этих звуков.

Одно из самых древних живых существ на Земле, они появились еще до динозавров (рис. 46).

Они только выглядят дряблыми, а наощупь медузы упругие и твердые. Они имеют зонтикоподобное строение с множеством щупалец. Если дотронуться до медузы, обожжешься, как при прикосновении к крапиве, - так медуза защищается. Но если медузу выбрасывает волной на берег, она погибает, потому что почти полностью состоит из воды и не может находиться на суше.

На побережье Черного моря ежегодно отдыхают и оздоравливаются тысячи россиян. Самые популярные курортные города - это Анапа, Геленджик, Туапсе (рис. 47-49)

и, конечно же, Сочи, который является самым крупным курортным городом России и Европы, а также неофициально именуется летней, южной и курортной «столицей» России (рис. 50).

На следующем уроке мы узнаем, к каким последствиям привело необдуманное воздействие человечества на природу, что такое охрана природы, почему она нужна, каковы ее правила.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Выберите необходимое продолжение приведенных утверждений.
  • Подготовьте небольшое сообщение об одном из обитателей Черного моря. Нарисуйте иллюстрацию.
  • * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (20 вопросов) «У Черного моря».

Описание урока окружающего мира в 4 классе , разработанного с использованием приёмов «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

Выполнила : учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 3 п г т Смышляевка Передрий Ольга Геннадьевна.

Тема урока : У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Место урока в системе урока по данной теме: 13 урок из 20 в разделе «По родным просторам»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;
  • сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • развивать умение работать с географической картой;
  • развивать речь, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России;
  • характеризовать природные условия и растительный мир;
  • сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь;
  • понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП: верные и неверные утверждения, работа с текстом и заполнение таблицы, градусник настроения

Ход урока

I Организационный момент.

1. Вызов.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало

2) жаркое лето, суровая зима

3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку

2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака

2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка

2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая

2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

III Самоопределение к деятельности.

Мы побывали с вами почти во всех природных зонах, путешествуя по ним с севера на юг. Но, возможно, есть еще одна природная зона, с которой нам стоит познакомиться?

Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак «+», если верно «-», если неверно напротив каждого утверждения.

1. Зона субтропических лесов расположена на побережье Чёрного моря. (+)

2. Зона субтропиков занимает большую территорию нашей страны. (-)

3. Зона субтропиков расположена вблизи Уральских гор. (-)

4. Для зоны субтропиков характерно умеренно жаркое лето и тёплая зима. (+)

5. Растительный и животный мир субтропиков очень разнообразен. (+)

6. На карте зону субтропиков обозначают жёлтым цветом. (-)

7. На Черноморском побережье обитают киты, морские черепахи, тюлени. (-)

8. В садах черноморского побережья выращивают абрикосы, персики, инжир.(+)

IV Работа по теме урока.

2. Осмысление.

Беседа.

Обратимся к карте. Где находится зона субтропических лесов? (Она расположена на побережье. С одной стороны Кавказские горы, а с другой – Черное море .)

Какую по размеру площадь занимает эта зона? (Она занимает очень маленькую территорию .)

Как солнечные лучи нагревают земную поверхность вблизи тропиков?

(Солнечные лучи падают почти отвесно .)

В каком тепловом поясе расположена зона субтропиков? (В умеренном поясе, но близко к Северному тропику )

В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья.

Какие это горы по высоте? (Высокие горы)

Верно, это высокие молодые горы, они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что такое тропики? (Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. )

А в переводе с латинского приставка «суб» означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками )

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь кусочек.

(заполняется последняя строка, предыдущие заполнены на предыдущих уроках) Каждая строка таблицы соответствует по цвету определенной природной зоне.

Природная

зона

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность

человека

Арктика

Тундра

Тайга

Смешанные леса

Широколиственные леса

Степи

Пустыни

Субтропики

Чтобы заполнить второй столбец таблицы, прочитайте 3 абзац учебника на стр. 98.

Почему для зоны субтропиков характерен такой климат?

Заполните третий столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 100.

Какие растения можно встретить в субтропиках, а в нашей зоне не встретишь?

Заполните четвёртый столбец таблицы, прочитав 1 абзац на стр. 101

Каких животных можно встретить в субтропиках?

Заполните последний столбец, прочитав 1 и 2 абзац на стр. 99.

Физкультминутка.

«Ленивые восьмёрки»- нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» - мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

«Моргания» - моргание на каждый вдох и выдох.

V Закрепление изученного материала.

VI Рефлексия.

3. Рефлексия.

Вернемся к утверждениям. Проверьте, везде ли вы правильно расставили знаки? Оцените свою работу с помощью градусников настроения.

Предлагаю вам выполнить тест, который поможет определить, все ли вам было понятно на уроке.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

VII Итог.

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать не побережье мусор, носить головной убор, купаться только со взрослыми и т.д.)

VIII Домашнее задание.

Технологическая карта

Учитель Передрий Ольга Геннадьевна

Дата 10.12.2014 г.

Класс 4 В

Тема урока У теплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Тип урока Урок усвоения новых знаний

Цели:

  • Развивающая : развивать умение организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность со сверстниками, развивать умение работать с географической картой.
  • Образовательная : познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики , с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей, сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа;
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативность, умение давать оценку собственной деятельности;
  • Планируемые образовательные результаты : учащиеся научатся находить и показывать субтропики на карте России; характеризовать природные условия и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; сравнивать зону субтропиков с зоной пустынь; понимать значение морского побережья Кавказа для оздоровления людей и необходимость охраны природы этой зоны.

Методы: словесный, информационно-рецептивный (трансформация информации), поисковый, познавательно рефлексивный, приёмы ТРКМЧП (работа с текстом и заполнение таблицы, верные и неверные утверждения)

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные ресурсы: мультимедийное сопровождение урока, физическая карта России, карта природных зон

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

Создает эмоциональный настрой на работу в классе.

Личностные УУД: формируется положительный мотивация

II Проверка домашнего задания

III Актуализация знаний

Вызов

Верные и неверные утверждения.

У каждого ученика на парте лежит листок с утверждениями. Коллективно читаем их, каждый ставит знак +, -напротив каждого утверждения.

Определяют свой уровень знаний по данной теме

Формулируют тему урока, ставят цели.

Регулятивные УУД: формируются умения составлять план урока (определение темы, цели и задач урока), планирование действий по выполнению задач урока. Принимают и сохраняют учебную задачу.

IV Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

Осмысление

Заполнение таблицы «Природные зоны России». Учебник стр. 98 – 101. Работа в парах.

Заполняют таблицу «Природные зоны России» используя текст учебника

Познавательные УУД: умение анализировать, находить опорные слова.

Коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника, умение слушать других, умение выражать свои мысли, строить высказывания, осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

VI Физкультминутка

«Ленивые восьмёрки», «Шапка для размышлений», «Моргания»

Выполняют упражнения. активизирующие мозговую деятельность, внимание, ясность восприятия и речь

Личностные УУД: формирование правильного отношения к своему здоровью.

VII Продолжение работы по

теме урока

Закрепляют изученный материал, выполняя задания из рабочей тетради.

Выполните задание № 3, 4 из РТ.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование, анализ и синтез информации

VIII Рефлексия

Рефлексия

Сопоставление ответов из рубрики «Верные и неверные утверждения», данных в начале урока и в данный момент.

Проведение теста, на определение освоенности темы

Работают с «Верными и неверными утверждениями», выполняют тест « Черноморское побережье Кавказа»

Коммуникативные УУД: осмысление правил работы в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Подведение итогов

Задает вопросы:

Где расположена зона субтропиков России?

Что привлекает людей на Черноморское побережье Кавказа?

Какие экологические проблемы возникают на Черноморском побережье?

Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа ?

Подводят итоги урока, отвечая на вопросы

Регулятивные УУД: Сопоставление поставленных целей и итога урока, самооценка выполненной работы.

Домашнее задание

Запись домашнего задания.


Субтропики - это климатические зоны Земли, расположенные к северу и югу от экватора между тропиками и умеренными широтами. Субтропики характеризуются жарким летом и теплой зимой (t выше нуля оп Цельсию), поэтому занятия и работа людей в этих областях не очень разнообразны.

Испания, Португалия, США, Россия, Сирия, Ирак, Аргентина, ЮАР, Австралия и другие страны научились с пользой для себя вести экономическую деятельность в данных регионах.

Чем же занимаются люди в субтропиках

Основные направления деятельности:

  • сельское хозяйство,
  • туризм,
  • рыболовство.

В Испании, Португалии люди часто занимаются виноделием. Это очень прибыльный бизнес, который приносит много дохода владельцу. Также этим занимаются в США, России, Аргентине благодаря многочисленным солнечным дням, которые необходимы для выращивания многих культур, в том числе и винограда.

Многие люди занимаются чаеводством в Китае (гигант в этой сфере), России, Аргентине. Кстати, в России находится самая северная плантация для выращивания сортов чая в мире. Большой доход и растущее потребление напитков с использованием чайных листьев приводят к росту посевных площадей.

В США выращивают многие культуры именно в южной части страны (субтропики), что позволяет обеспечивать продуктами питания огромную страну и экспортировать их в другие страны (США - один из крупнейших экспортеров пшеницы в мире).

Стоит заметить, что в странах субтропиков хорошо развит туризм. Барселона, Лиссабон, Лос-Анджелес, Сен-Тропе, Сочи и многие другие города каждый год привлекают десятки миллионов туристов. В особенности развит пляжный туризм в Турции, России, Испании, Италии, Греции, где много разных достопримечательностей, что делает отдых в этих странах чарующим и прекрасным.

А рыболовство как отрасль, имеющая ограниченные ресурсы, растет большими темпами в США, России, Турции, странах Старого света и Австралии.

Также, например, в Ираке, Сирии, США развита нефтяная промышленность, приносящая большие деньги, но добыча нефти осложняется многими экономическими и политическими факторами.