Это все возможности живой и неживой природы на Земле, которые могут быть применены для жизнедеятельности человека в развитии и улучшении благоприятных условий в жизни общества.

Ещё с самых ранних исторических времен человек использовал природные ресурсы. Тогда по большей части это была охота и рыболовство, в меньшей использование минеральных ресурсов. В дальнейшем с процессами роста земледелия и животноводства использовались в значительной степени почвенные ресурсы и вода. Затем при развитии архитектуры и культуры стали использоваться ресурсы металлов и сплавов, керамики, естественного камня.

С началом века индустриализации началась активная добыча и использование разных видов полезных ископаемых для использования их в энергетике, техническом и экономическом развитии, что, к сожалению, стало негативно сказываться на окружающей среде. Сейчас все больше человечество стремится использовать ресурсы солнца и ветра, не причиняющие разрушительного воздействия на экологию.

Основные виды природных ресурсов мира

Минеральные ресурсы
Разнообразие минеральных веществ находящихся в земной коре делает возможность добычи и разработке их в виде сырья для различных типов промышленности. Потребление минерального сырья обеспечивает рост экономики и благосостояния добывающей его страны, но наличие и запасы минерально-сырьевых ресурсов не становится фактором социально-экономического развития той или иной страны мира...

Каждый, кому хотя бы раз в жизни повезло побывать в нашей стране, в любой ее части, согласится с утверждением о том, что природа России не только удивительна, но местами и вовсе уникальна. Почему мы сейчас берем за основу мнение гостей нашего государства, а не самих россиян? Ответ намного проще, чем могло бы показаться на первый взгляд. Все дело в том, что, родившись, скажем, в Сибири или на Камчатке, мы порою не обращаем внимания на местные красоты, принимая их как нечто, само собой разумеющееся. А зря…

В целом хотелось бы отметить, что так как территория нашей родины достаточно обширна, нет ничего удивительного в том, что флора и фауна одной местности порою существенно отличается от растительного и животного мира соседней территории. Например, природа Центральной России значительно отличается от ее северных или, скажем, южных регионов.

Данная статья направлена на то, чтобы как можно более подробно рассказать о характерных особенностях различных территорий нашей страны. Природа России предстанет перед читателями во всех ее красках, оттенках и вариациях.

Арктические пустыни государства

Арктические пустыни России имеют такие характерные признаки, как огромное количество льда и снега, а также большую влажность воздуха, в среднем составляющую 85%.

Зато на скалистых берегах можно увидеть многочисленные гнездовья морских птиц.

На сегодняшний день множество ученых работают над вопросом о том, как сберечь природу России в этой местности. Причем нельзя не отметить, что сделать это нужно, как можно скорее, иначе можно навсегда потерять целые виды уникальных животных и растений.

Какова она, тундра?

Зона тундр расположена в основном вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. Она является территорией сильных ветров, холода, полярного дня и ночи и большой облачности.

Здесь суровая и долгая зима (8-9 месяцев), а вот лето - короткое и холодное. Бывает, что температура в азиатской тундре достигает даже 52 °С. Около 70% всей территории тундры заболочено. Это произошло из-за постоянного многолетнего промерзания почвы.

На побережье можно обнаружить молодой равнинный рельеф, немного южнее появляется холмистая местность, гряды ледникового происхождения и возвышенности. Земная поверхность тундр практически полностью усеяна неглубокими озерами.

Что касается флоры, то ее основу образуют лишайники, мхи, различные низкорослые растения (травы, кустарнички, кустарники). Особенно распространены следующие виды: карликовая березка, ива, ольха, осока, брусника.

В целом отметим, что тундра делится на три так называемые подзоны: арктическую, лишайниково-моховую, южную кустарниковую.

Характерные особенности лесотундры

Лесотундра является зоной, где тундра постепенно начинает переходить в лес. В этом месте природа России, география региона при этом играет далеко не последнюю роль, достаточно разнообразна. Ее характерные особенности - это так называемые редкостойные островные леса, расположенные на междуречьях и состоящие преимущественно из сибирской ели, лиственницы и березы.

Такая разреженность лесов объяснима суровыми условиями климата, хотя здесь лето гораздо более теплое, чем в тундре, а скорость ветра намного ниже.

Еще одной характерной чертой лесотундры считается большое количество сфагновых торфяников.

Примерно 9 месяцев данная территория укрыта снегом. Летом склоны речных долин тут покрываются пестрыми и цветными лугами. Повсеместно растут лютик, валериана и ягодник. Кстати, здешние луга выполняют роль великолепных пастбищ для оленей. Кроме этого, природа России в здешней местности считается отличным местообитанием для многих зверей (как правило, песцов и леммингов) и птиц.

Тут без проблем можно встретить большое разнообразие водоплавающих птиц: гусей, уток и лебедей. Но на зиму пернатых здесь остается крайне мало - лишь белая сова и куропатка.

Бескрайняя тайга

Зона тайги в России занимает наибольшую площадь среди остальных Она простирается от западных границ РФ вплоть до побережья Японского моря. Географически тайга расположена в субарктическом и умеренном климатическом поясе.

Именно здесь берут начало многие реки России, например, Волга, Вятка, Онега, Кама, Лена, Васюган, Пур, Таз, Вилюй и др.

Для этой зоны характерно наличие множества болот, подземных вод, озер, крупных водохранилищ. Главным типом растительности тайги являются леса, как светлохвойные, так и темнохвойные. Вокруг господствуют также лиственницы, чуть в меньшем количестве сосны, ели, пихты и кедры.

Среди лесов в достаточном количестве располагаются луга и различные болота.

Вас на самом деле интересует дикая природа России? Сибирь - это как раз то место, куда стоит отправиться. Животный мир здесь очень неоднороден. Более богата фауной восточная тайга, где без проблем можно увидеть рябчика, соболя, каменного глухаря, водоплавающих птиц, бурого медведя, росомаху, белку, рысь, лося и зайца.

К сожалению, на сегодняшний день в данной местности идет активная заготовка леса. Как сберечь природу России в данной ситуации, пока остается практически неразрешимой загадкой.

Смешанные и широколиственные леса страны

Зона по сравнению с тайгой гораздо теплее, влажнее. Тут долгое и теплое лето, а зима не особо суровая, что, кстати, благоприятствует возникновению такого огромного количества широколиственных деревьев.

Отметим, что реки здесь многоводны, а значит, заболоченность почв весьма низкая. В целом для этой зоны характерны дерново-подзолистые и бурые лесные почвы, богатые полезными ископаемыми.

В большинстве случаев леса представлены дубом, елью, кленом, липой, сосной, ясенем, орешником, кедром корейским, березняками, осинниками и кустарниками.

Природа центральной России весьма щедра на своих обитателей. На сегодняшний день тут массово встречаются такие животные, как зубр, лось, волк, кабан, волк, куница, соня-полчок и выхухоль. Из птиц можно встретить иволгу, дубоноса, дятлов и др.

К сожалению, сейчас многие виды растений, животных, обитающих в дальневосточных смешанных и широколиственных лесах, являются крайне малочисленными, а то и вовсе исчезают. Например, в дикой природе уже практически невозможно встретить пятнистого оленя и амурского тигра, а на склонах вы, скорее всего, не отыщете больше женьшень настоящий.

Российская лесостепь

Лесостепная зона является своеобразным переходом между лесом и степью. Здесь широколиственные, мелколиственные и сосновые леса на серых почвах чередуются с разнотравными луговыми степями, образованными непосредственно на черноземах.

Природа России в данной местности разделяется на западную и восточную лесостепь. Возвышенности и долины разделены многочисленными оврагами, балками.

Здесь повсеместно господствует дуб, иногда встречаются березовые рощи, разнотравье, злаки. Отметим, что в лесостепи проживает значительная часть населения, тут в огромных количествах возделывают технические и зерновые культуры.

Степная зона

Степная зона характеризуется наличием засушливого лета, холодной зимы и весьма скромным количеством осадков. Примерно раз в три года долгое время вообще не бывает дождей, а значит, наступает сильнейшая засуха.

Характерной чертой степной зоны является безлесье. До распашки степных территорий тут всюду встречалась травянистая растительность с преобладанием ковыля, мятлика, типчака, степного овса. Теперь же ситуация несколько изменилась и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Почвы на севере степной зоны являются типичными черноземами. Тут повсеместно обитают грызуны, чаще всего встречаются суслики, сурки, слепыши, хомяки. Ими питаются хорьки, лисицы, ласки. Из птиц можно увидеть орлов, жаворонков и журавля-красавку.

На сегодняшний день именно степь наиболее освоена людьми. Она по праву считается главнейшей зоной земледелия.

Зоны пустынь и полупустынь

Полупустыни и пустыни занимают в России весьма маленькую территорию, которая находится сугубо в пределах Прикаспийской низменности.

Нельзя не отметить, что именно здесь наблюдается самый высокий уровень так называемой годовой солнечной радиации (120 ккал/см 2).

Лето жаркое, а вот зима - холодная и малоснежная. Для этой зоны характерны зональные злаково-полынная растительность, солонцы и участки полузакрепленных песков.

Здесь в огромных количествах растут житняк, типчак, тонконог, сине-зеленые водоросли, ковыль-волосатик и др.

Среди животных встречается много грызунов, а самыми распространенным считаются тушканчики, песчанки, суслики и заяц-русак. Кроме того, в зоне пустынь и полупустынь обитают волки, лисицы, хорьки и барсуки.

Россия занимает около 1/3 территории материка Евразии, где около 23% площади страны располагается на востоке Европы и около 76% площади в северной части Азии. Благодаря огромным территориям и в некоторых местах большой удаленности от моря, климат России континентальный, для которого характерны все четыре времени года с ярко выраженными летом и зимой.

Растительный и животный мир России

Природа России многообразна и имеет свои характерные особенности в разных уголках страны. Территория России состоит из разных природных зон: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и пустыни. Наряду с климатическими условиями это дает большое разнообразие в природе России для мира растений и животных.

Растительный мир природы России

Растительный мир составляют огромное многообразие растительных сообществ, произрастающих на всех типах природных зон России.

Самые распространенные типы растительности на территории России это тундровые, лесные, степные, луговые, болотные и другие с характерным климатом для определенных природных зон.
В раздел...

Растительный мир России:

Животный мир природы России

Животный мир представляют разнообразную богатую фауну, характеризующуюся различными видами представителей животного мира, обитающих по всей территории России.

В разных природных зонах тем более разнообразен мир животных России при движении с севера на юг и от равнин в горы, где больше преобладают количество эндемичных и реликтовых видов животных.
В раздел...

Животный мир России:

Природа России: области, республики, края

Все растения и животные в природе России находятся в тесных взаимосвязях, обусловленных климатом и географическим расположением по всей территории страны. Тем не менее каждая область, регион, находясь в определенных природных зонах имеет свою выраженную флору и фауну, определяя уникальное разнообразие природы различных регионов России.

Центральный федеральный округ расположен на Восточно-Европейской равнине. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса, лесостепь.

По всей территории округа (3,8% от всей территории России) характерен умеренно-континентальный климат с холодной зимой и теплым летом.
В раздел...

Природа центрального округа России:

Северо-Западный федеральный округ расположен на Северной и Северо-Западной части России. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса.

По всей территории округа (9,87% от всей территории России) характерен довольно умеренный континентальный климат с прохладной зимой и умеренно теплым летом.
В раздел...

Природа Северо-Западного округа России:

Южный федеральный округ расположен на Юге Европейской части России. Характерные природные зоны: степная (равнинная), пригорная и горная.

По всей территории округа (2,4% от всей территории России) характерен умеренно теплый климат с не холодной зимой и теплым, иногда жарким летом.
В раздел...

Природа Южного округа России:

Приволжский федеральный округ расположен на Юге Европейской части России. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса.

По всей территории округа (6,06% от всей территории России) характерен континентальный климат с выраженными сезонами года.
В раздел...

Природа Приволжского округа России:

Северо-Кавказский округ России

Северо-Кавказский федеральный округ расположен на Юге Европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Характерные природные зоны: равнинная, предгорная и горная.

По всей территории округа (1% от всей территории России) характерен умеренно теплый климат с мягкой зимой, теплым и жарким летом.
В раздел...

Природа Северо-Кавказского округа России:

Уральский федеральный округ расположен на стыке границ Европейской и Азиатской части России. Характерные природные зоны: лесные с обилием хвойных лесов, тундра, лесотундра и тайга.

На всей территории округа (10,64% от всей территории России) характерен резко континентальный климат с суровой зимой и коротким жарким летом.

Дальневосточный федеральный округ занимает самую большую территорию России и расположен на Дальнем Востоке, почти все субъекты имеют выходы к морю. Характерны самые разнообразные природные зоны: от арктические пустынь, тундра, лесотундра, тайга, до лесостепей со смешанными и широколиственными лесами.

На всей территории округа (36% от всей территории России) разноконтрастный климат от резко континентального с выраженными зимой и летом до муссонного с малоснежной зимой и обильными осадками летом.
В раздел...

Природа Дальневосточного округа России:


Термин «природа» включает в себя все вокруг: деревья, озера, горы, моря, животные, цветы и т. Д. Таким образом, природа - это нечто особенное, не контролируемое людьми. Как чудесная и богатая природа!

Люди с течением времени тесно связаны с природой. В период язычества люди пугались таких природных источников, как шторм, гром, землетрясение и ливень. Вот почему они принесли некоторые жертвы материнской природе, потому что древние люди считали, что могут получить благосклонность природы и сделать их жизнь проще и лучше.

В нашем столетии отношение к нему изменилось. Люди научились читать небо, избегать опасных результатов «гнева природы» и объяснять все явления с научной точки зрения. Теперь люди знают, как обращаться с природой для личного использования - они создали гидроэлектростанции, солнечные батареи, проводники освещения, успешные системы сельского хозяйства и другие интересные вещи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Мы постоянно используем природные ресурсы, и это помогает нам выжить, но они не бесконечны, и мы не должны забывать заботиться об этом.

Иногда мы забываем о красоте и богатстве природы вокруг нас, потому что мы просто привыкли думать о себе и об интересах. Вы можете заметить много чудес, если обратить на них внимание: щебет птиц, звуки дождя и ветра, великие горы, зеленые холмы и яркий солнечный свет.

Я предполагаю, что природу можно сравнить с изображением искусства или даже с мастером, который создает все эти прекрасные и фантастические вещи вокруг нас. Природа несет ответственность за наше настроение и может сделать нас счастливыми, вдохновленными или печальными и подавленными. Вероятно, неописуемые водопады, захватывающие луга луга с цветами, таинственные горы привлекают внимание людей, потому что человек - это лишь небольшая часть природы и не может существовать отдельно от него.
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства )

В своё царство приглашает нас.

Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы )

Чему будет посвящен наш урок?

При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите?(показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы )

Что объединяет их? (Сельское хозяйство )

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы ) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия )

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный ). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт ).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учител ь ). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания )

Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам... (показ - лист бумаги, карандаши, стул )? (Деревом, лес. Лесные богатства )

Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без...(ВОДЫ )

Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Как человек использует течение реки? (показ электростанции )

-(показ ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

О какой силе природы сказано: “... ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли )

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества )

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции . Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце ) - показ

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

Показ - Как человек стал использовать солнечный свет ?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи , которые меньше всего загрязняют природу.

Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака ).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза ).

Назовите группу. Растения.

Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка (двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31 ) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса ) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1 .

Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

Что такое природные богатства?

Что случится, если природные богатства исчезнут?

Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон ) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором . Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

В чем ценность этих растений? (лекарственные ).

Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и... (показ вырубок и пожара ).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины , от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат.... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество”