Он считает, что еще один месяц отдыха позволит молодежи съездить на отдых в сентябре или устроиться на временную работу. Депутат считает, что эксперимент по продлению лета для учащихся можно было бы сначала «обкатать» на учащихся на Дальнем Востоке, в Хабаровском и Приморском краях.

Парламентарий обратился с инициативой к вице-премьеру Татьяне . Об этом пишут РИА «Новости».

«Как депутат Государственной думы я часто провожу встречи со школьниками и студентами по всей России. Во время общения очень часто звучат предложения, как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей о необходимости продления летних каникул до 1 октября», — отметил депутат..

В обращении к Голиковой депутат заявил, что учебная нагрузка у учеников и студентов сейчас очень высока, так как в июне молодежь сдает экзамены, и это занимает практически весь месяц. Поэтому на отдых остается всего два месяца.

Кроме этого, многие школьники и студенты летом работают, а продление каникул, по мнению депутата, позволит им получить дополнительный стаж, так как работодатели предпочитают нанимать молодых людей, уже имеющих опыт работы.

Поэтому продление летних каникул еще на один месяц позволит частично решить проблему накопления практического опыта и закрепит теоретические знания молодежи

Также еще один дополнительный свободный месяц благоприятно скажется на развитии туризма в России, поскольку позволит нашим жителям посещать южные курорты Краснодарского края и Крыма в сентябре,

когда там стоит комфортная погода, полагает Власов.

Летние каникулы в России составляют 8 недель. Но есть страны, где они длиннее. Например, в США они длятся 12 недель, с начала июня до конца сентября. Учебных дней в году всего лишь 180. Похожее правило действует и Великобритании, но может варьироваться - у разных школ существуют разные правила. В частных школах могут сокращать время отдыха, добавляя больше времени на занятия. В Турции летние каникулы продолжаются 14 недель.

Но общих правил о продолжительности каникул нет. Действительно есть страны, где каникулы короче. Во Франции каникулы длятся менее двух месяцев. В Бразилии летние каникулы составляют около 1,5 месяца: с середины декабря по конец января.

Также стоит добавить, то во многих странах есть так называемые весенние каникулы, которые совпадают с празднованием Пасхи, и они могут быть весьма продолжительными. В некоторых странах — вплоть до одного месяца.

Ранее депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию выступил с предложением ввести в России «первосентябрьский капитал». Суть идеи в том, чтобы компенсировать родителям затраты на сборы ребенка в школу, если они превышают 25% от общего семейного дохода.

По его подсчетам, минимальная стоимость «комплекта школьника» в России равна 11,4 тыс. рублей.

При этом депутат учитывал затраты только на самые необходимые для школьника вещи. Но ведь помимо обязательных покупок существует масса дополнительных, которые также ощутимо сказываются на семейном бюджете. Согласно данным ВЦИОМ, реальная стоимость сбора ученика оценивается никак не меньше 21 тыс. рублей.

Половина этой суммы, примерно 10 тыс. рублей — это затраты на покупку школьной формы, спортивной одежда для уроков физкультуры и на сменную обувь. Так ответили на вопрос о структуре своих затрат на сборы ребенка в школу опрошенные жители России. Еще 2,5 тыс. рублей в среднем уходит на покупку рюкзака или портфеля. Примерно столько же (2,7 тыс.) стоят письменные принадлежности и прочая канцелярия. А также 2,4 тыс. нужно заложить на учебники и тетрадки.

Кроме того, многие родители в числе обязательных трат назвали и «добровольно-принудительные» расходы. К ним относятся всевозможные взносы на ремонт/охрану/нужды школы (1,2 тыс. рублей), добровольные пожертвования (1 тыс. рублей) и подарки учителям (908 рублей).

Минобрнауки обсуждает возможность возврата «пятой четверти» в школы

Идею сокращения продолжительности летних школьных каникул обдумывают в Минобрнауки. Чиновники утверждают, что родители буквально закидали ведомство жалобами. Мамы и папы негодуют: их дети болтаются без дела и портят глаза за компьютерами целых три месяца. А могли бы учиться! Ну, или трудиться. Ведь помимо учебной составляющей в министерстве также обсуждают и идею возвращения в обиход трудовых летних школ. Действительно ли короткие каникулы помогут школьникам не пуститься во все тяжкие? Выдержит ли детская психика увеличение нагрузки? Как сами педагоги относятся к тому, что не успеют толком отдохнуть от своих подопечных? В ситуации попытался разобраться «МК».

«У нас самые длинные летние каникулы в мире!», - заявляет директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова. И добавляет: не только длинные, но и бестолковые. Дети шатаются без дела по улицам, а мозги в это время атрофируются. В результате к первому сентября из головы ученика начисто выветривается всё, что в нее заботливо вкладывали (или с трудом запихивали) учителя в течение прошлого учебного года. К тому же в эпоху гаджетов и повсеместного Интернета за лето ребята умудряются подсадить зрение и осенью вернуться за парты уже в очках. Родители, как уверяют в министерстве, сами уже не рады трехмесячному отдыху своих чад. Уследить можно за первоклашкой. Но что делать, если «малышу» уже лет 15, у мамы отпуск всего месяц, а бабушек-дедушек нет?

Выход ведомство видит в кардинальном пересмотре срока каникул. Предупреждая упреки скептиков, чиновники сразу вытащили из рукава козырь: в СССР так долго никогда не отдыхали! Еще в 30-е годы прошлого века Народный комиссариат просвещения учредил так называемую «пятую четверть». Всё для того, чтобы школьники подключались к всесоюзному процессу индустриализации. Вплоть до 1970-х годов в летнее время ребята должны были трудиться либо на предприятиях, либо на приусадебных участках. Начиная с 1980-х эта практика постепенно сошла на нет, а вот долгие каникулы остались.

Однако отнимать у школьников месяц, а то и полтора вольной жизни одним росчерком пера чиновники, вроде бы, не собираются. «Нам нужны исследования и методические рекомендации, чтобы мы могли принимать здравые управленческие решения и понимать, правильно это или неправильно — самые долгие в мире каникулы», - заявила Зырянова.

Однако и педагоги, и представители родительской общественности, не дожидаясь никаких исследований и методик, уже объявили: это неправильно. Каникулы надо сокращать, нагрузки — увеличивать!

«Один месяц надо заполнить развивающими программами», - считает ректор Международной школы бизнеса Елена Бешкинская, - «На базе школ можно устроить городские лагеря, где дети могли бы заниматься творческими проектами, спортом, обсуждением фильмов и посещением театров». Кроме того, ребята могут сами разбиться в группы по интересам. Кто-то клеит модели самолетов, кто-то печет торты. Главное, чтобы не сидели целыми днями по домам, уткнувшись носами в гаджеты с играми и соцсетями. «Для старшеклассников можно предложить трудовую практику, социально-полезную работу — помощь старикам и инвалидам», - добавляет Бешкинская.

А вот общественники от родителей пока четкую позицию, похоже, не выработали. Исполнительный директор национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская уверена, что сейчас самое время всем родителям включать активность на максимум и участвовать в обсуждении. «Можно писать напрямую в министерство, а можно использовать нас (Ассоциацию) в качестве площадки», - говорит Санатовская, - «Мы соберем все позиции и донесем их до представителей ведомства». Однако при этом в Ассоциациии почему-то заранее уверены, что Минобрнауки примет решение верное, объективное и жизнеспособное.

Зато детские психологи настроены отнюдь не так оптимистично. Как считает профессор МППГУ, заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности, кандидат психологических наук Виктория Юркевич, сама по себе идея сокращения каникул, несомненно правильная. «За три месяца дети полностью выпадают из умственной деятельности, снижают свой уровень», - уверена Юркевич, - «Каникулы сейчас превратились в развлекуху». Однако прежде чем «резать» каникулы, необходимо полностью перестроить образовательный процесс и поменять систему распределения школьной нагрузки. «Сейчас дети в течение учебного года чрезвычайно перегружены по объему заданий, а летом не делают абсолютно ничего», - сетует профессор, - «Это так же ненормально, как если бы человек пять дней в неделю объедался, а потом два дня голодал». Чтобы новая система с короткими каникулами работала без сбоев и не нанесла ущерба здоровью детей, нужна качественно новая схема учебы. Так, в летнее время ребенок должен быть свободен в выборе занятий. Никакой обязаловки. Хочет, занимается макроме, хочет — посещает архитектурный кружок. Главное, чтобы он был занят. Но нагрузка должна идти строго от запросов самого школьника, а не от желания родителей или учителей. Причем перегружать тоже не следует. Одного-двух раз в неделю вполне достаточно. Кроме того, летом надо забыть про оценки. По мнению психологов, это то время, когда мозг должен быть нацелен только на результат: построенный радиоуправляемый самолотик полетел — молодец. Не полетел — переделывай. Но никаких двоек и дневников. Ну а в учебном году надо уменьшать объемы домашних заданий, увеличивая их трудность. Так у ребенка будет постоянно работать голова, но при этом он не будет просиживать за домашним заданием по четыре часа. Психологи уверены, что только взяв на вооружение такую новую систему, можно говорить о сокращении каникул. В противном случае дети от реформы явно ничего не выиграют. Разве что у родителей нервы будут здоровее. Чадо вроде при деле, по улицам не шатается.

«Если при нынешней системе образования просто взять и уменьшить срок каникул, то лучше уж оставить все как есть», - уверена Юркевич, - «Плохого чем меньше, тем лучше!»

Летние каникулы существуют в большинстве стран мира, но срок летнего отдыха в разных странах разнится – от трех недель в Южной Корее до трех месяцев в США, Италии, Латвии и России.

Популярно мнение, что длительные летние каникулы – это следствие аграрного прошлого, когда взрослые летом нуждались в помощи детей на полевых работах. Однако некоторые историки считают, что у такого мнения недостаточно доказательств.

Есть и такие эксперты, которые полагают, что очень длинный перерыв в обучении имеет существенные недостатки.

В одном из южных штатов США исследователи сравнили результаты тестов школьников в возрасте от 7 до 15 лет за 2008–12 гг. Это были тесты, которые проводились в конце учебного года и начале следующего за ним.

Ученые пришли к выводу, что в среднем за летние каникулы американские дети забывают более четверти изученного материала за предыдущий год.

При этом и в странах, где летние каникулы короче, чем в США, наблюдается такая же тенденция.

Руководитель Национальной ассоциации летнего обучения (США) Мэтью Болэй назвал летние каникулы периодом года, когда наблюдается наибольшее неравенство между богатыми и плохо обеспеченными детьми.

Дети из бедных семей забывают за летний период больше, чем их сверстники из богатых семей.

Богатые родители могут восполнить образовательные недостатки ребенка с помощью репетитора или летнего лагеря, в то время как бедным семьям сложнее позволить себе что-то подобное. Некоторым из них приходится стоять в многочасовых очередях, чтобы записать ребенка в бесплатную спортивную секцию.

Для многих семей летние каникулы влекут за собой финансовые трудности.

В странах, где во время учебного года дети получают бесплатное школьное питание, летом семьи больше тратят на продукты. Семьям, где работают оба родителя, во время каникул приходится нанимать кого-то для присмотра за ребенком.

Руководитель летней программы одной из начальных школ Уэльса Наташа Кокрэм беспокоится, что летом многие дети большую часть времени проводят дома перед телевизором. По ее мнению, это происходит из-за того, что родители не могут позволить себе обеспечить их активным досугом, но в то же время не хотят позволять им гулять без присмотра.

Бенджамин Пайпер, исследователь из исследовательского института RTI International, считает, что проблема потери полученных за учебный год знаний может проявляться еще серьезнее в развивающихся странах, где она в основном остается без внимания и не изучается.

Эксперты предлагают несколько способов решения проблем, вызванных долгими летними каникулами:

  • увеличить продолжительность учебного года,
  • перенести часть срока летних каникул на другие периоды года,
  • обеспечить большее количество проводимых государством летних мероприятий для школьников.

Первый подход наиболее кардинально применяет Южная Корея, где летние каникулы длятся всего три недели. Это самые короткие в мире летние каникулы.

Конечно, южнокорейские школьники достигают отличных результатов на международных программах по оценке образовательных достижений учащихся. Но по сравнению с детьми из других богатых стран они делают это ценой постоянного механического запоминания и большего количества проблем с психическим здоровьем.

Аргументом против растягивания учебного года является необходимость увеличения бюджетных затрат. Учителя, несомненно, будут против такого подхода, если им не повысят зарплату.

Некоторые считают оптимальным второй подход, с сокращением летних и удлинением остальных каникул. В частности, директор школы Cadoxton Джанет Хэйворд предлагает сократить летние каникулы в Великобритании с шести до четырех недель и перераспределить оставшиеся две недели на другие времена года.

Мистер Болэй, наоборот, сомневается, что подобные изменения окажут существенный эффект на сохранение пройденного материала в памяти детей. Во всем мире летние каникулы укоренились в традиции, а обучение круглый год пока не доказало своей эффективности.

Вместо перекраивания каникул мистер Болэй предлагает обеспечить финансирование летних мероприятий для школьников за счет средств налогоплательщиков и меценатов.

По его мнению, летом школьники должны развивать навыки, которые не входят в школьную программу.

Правительства некоторых стран заинтересованы в том, чтобы помочь родителям в период летних каникул.

Например, министерство образования Великобритании объявило о выделении £2 млн ($2,54 млн) на проведение детских летних мероприятий и организацию питания. Венгрия расширила программу по обеспечению детей обедами в летние каникулы. А в США активисты не дали правительству страны отменить государственное финансирование детских мероприятий на время летних каникул.

Перевод Анны Шивриной

Примерно в конце каждого учебного года (а он уже скоро) или, наоборот, перед 1 сентября появляются всякие непонятные инициативы. Вроде «а давайте перенесём начало учебного года?» или в очередной раз обсудим, что делать со структурой учебного года (четвертями, триместрами).

Но есть одно предложение, которое не кажется мне абсурдным и которое я даже поддерживаю и готов обсуждать, - сократить летние каникулы в школе.

Сейчас школьные летние каникулы не совпадают с нашей современной жизнью. Почему вообще каникулы трёхмесячные? В России сохранилась абсолютно аграрно-индустриальная структура учебного года. Раньше летние каникулы были нужны для того, чтобы дети могли помочь своим родителям, бабушкам и дедушкам в сельскохозяйственном производстве или на даче, в деревне. Помню, как меня самого сплавляли на лето в деревню, копать картошку, а в Москву потом - учиться. То есть это такая абсолютно советская история. Причём хорошая история. В образовании и науке в то время были грандиозные прорывы. Но сама система образования была подстроена именно под сельскохозяйственный производственный цикл.

Сейчас жизнь поменялась. Поменялась быстро и интенсивно. И мы уже живём в мегаполисе, а Россия стала страной городов. Урбанизация продолжается, люди всё меньше занимаются сельским хозяйством. А детей реже отправляют к бабушке в деревню.

И что мы получаем летом? Толпу детей и подростков, которых родителям реально некуда деть

У родителей может быть двухнедельный отпуск, а если повезёт с работодателем - дадут месяц. Но дальше детей всё равно надо чем-то занимать. Родители начинают придумывать какие-то занятия, отправляют детей в лагеря. Но обычно у родителей из-за этого ещё больше переживаний: а хороший ли лагерь, как там с безопасностью, что там дети будут делать и так далее. Да и банально не у всех есть материальные возможности отправить ребёнка в лагерь. И получается, что многие дети остаются в городе и предоставлены сами себе.

Мне, конечно, могут возразить и сказать, что во время длинных каникул у детей единственная возможность отдохнуть. Нет, это не так. По моему мнению, равномерное распределение программы позволит сократить нагрузку на школьников на неделе. То есть если мы сократим детям каникулы, нагрузка на них, как ни странно, уменьшится, а не возрастёт.

Да, в российской школе очень интенсивная программа и высокие нагрузки за счёт компактного учебного года - всего 34 учебных недели. При этом много каникулярных промежуточных звеньев (у тех, кто учится по триместрам, их больше всего). Мы смотрели, как работают и учатся наши иностранные коллеги. Часто они учатся меньше по времени - у них нет такого количества уроков, например, седьмого и восьмого. В итоге дети освобождаются в 13.00 или 14.00. После этого идут дополнительные занятия по выбору (необязательные). У детей есть возможность почитать, отдохнуть. Правда, за рубежом дети обычно и учиться начинают раньше, и родители раньше на работу выходят. Но в целом семья может встретиться за ужином и обсудить, как прошёл день, не в наши привычные 21.00, а в 18.00-19.00. Это то, что укрепляет семью.

Ну и к тому же школа всё равно по факту работает в июне. Хотя младшие классы частенько спрашивают: «А что вы делаете летом, нас же нет?». Работы в каникулы не меньше, просто она другая. Проходят экзамены, факультативы, иногда при школах организуют лагеря или теперь вот московские смены (их ещё называют «пятой четвертью») и так далее.

У учителей достаточно большой отпуск - 56 дней. Тем не менее, даже в этой ситуации, не наступая на социальные гарантии учителей, систему учёбы с сокращёнными каникулами можно грамотно выстроить.

Поэтому, на мой взгляд, вопрос о сокращении каникул надо поднимать и обсуждать, несмотря на все страхи, что дети не успеют отдохнуть и длинные каникулы - это их единственная возможность.

В других странах, как правило, летние каникулы длятся меньше, чем в России, а учатся иностранные школьники больше и дольше. К примеру, во Франции количество учебных дней меньше, чем у нас, но там дети учатся 12 лет. А в Италии летние каникулы длятся столько же, сколько и в России, но при этом итальянские школьники учатся на два года больше.

Другие каникулы в зарубежных школах тоже могут сильно отличаться от наших. Например, у французских школьников кроме рождественских каникул в декабре, которые длятся две недели, есть ещё каникулы в феврале - тоже две недели. А в Германии в некоторых школах ребята два раза отдыхают не только зимой, но и весной: сначала идут пасхальные каникулы в марте–апреле (от 6 до 17 дней), а потом весенние в мае–июне (до 11 дней).