Сказки Успенского знают и любят все - и дети и взрослые. Крокодил Гена, Шапокляк, Дядя Федои и кот Матроскин, а также многие, многие другие заставляют смеяться и переживать уже не одно поколение детей. Многие фразы стали цитатами. Но так ли хорошо вы помните эти сказки, как вам кажется? Проверьте себя! Посоревнуйтесь с вашими детьми, кто из вас будет Знатоком?

Повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья»

Как называется произведение, которое начинается так: «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек…»? («Крокодил Гена и его друзья».) Сколько лет было крокодилу Гене? (Пятьдесят.) Назовите адрес крокодила Гены. (Большая Пирожная улица, дом 15, корпус «Ы», звонить три с половиной раза.) Где работал крокодил Гена? (В зоопарке.) «Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат». О каком герое идет речь? (Чебурашка.) Кто такой Чебурашка? (Неизвестный науке зверь.) Откуда взялся Чебурашка? (Его привезли из южной страны в коробке с апельсинами.) Где жил Чебурашка? (В телефонной будке.) Где работал Чебурашка? (В магазине. Привлекал внимание прохожих.) В какую игру любил играть крокодил Гена? (Крестики-нолики.) Зачем Чебурашка и крокодил Гена решили построить дом?Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогли найти друга. (Тобик.) Как зовут льва из сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья»? (Чандр.) Что больше всего любил есть Чебурашка? (Апельсины.) Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска.) Кому принадлежат слова: «Хорошими делами прославиться нельзя!» (Шапокляк.) Кто о себе сказал так: «Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте»? (Шапокляк.) Сколько зол в день делала Шапокляк? (Пять.)

Повесть-сказка «Дядя Федор, пес и кот»

В какой книге Эдуарда Успенского живут говорящие собака и кот? («Дядя Федор, пес и кот».) Как звали кота Дяди Федора? (Матроскин.) Какой герой «в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил»? (Дядя Федор.) Почему Дядя Федор ушел из дома? (Родители ему не разрешали заводить животных дома.) «И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь…» Какую? (Кот Матроскин хотел иметь морскую фамилию.) Кто о себе сказал: «Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть - языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Пес Шарик.) Что нужно было для счастья коту Матроскину, собаке Шарику? (Корова, ружье.) Какие слова учил произносить галчонка Хватайку кот и какая от этого польза? («Кто там?») В честь кого корову назвали Муркой? (В честь бабушки кота Матроскина.) Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.) Как звали галчонка? (Хватайка.) Какой была любимая обувь собаки Шарика? (Кеды.) Какого зверя «спас» Шарик? (Бобренка.) Кто такой Печкин? (Почтальон деревни Простоквашино.) Что послал почтальон Печкин маме и папе Дяди Федора для опознания? (Пуговицу.) Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика? (Велосипед.) Назовите имена мамы и папы Дяди Федора. (Римма и Дима.) В квартире Дяди Федора висела на стене картина. А какая от нее была польза? (Она закрывала дыру в стенке.) Сколько деревень с названием «Простоквашино» нашли на карте родители Дяди Федора? (Двадцать две.) Какое имя дали теленку пес, кот и Дядя Федор? (Гаврюша.)

Повесть-сказка «Любимая девочка Дяди Федора»

Как Дядя Федор назвал свой трактор? (Митя.) Как звали любимую девочку Дяди Федора? (Катя.) Сколько недостатков обнаружили у Дяди Федора кот Матроскин и пес Шарик? (Девять.)

Повесть-сказка «Вниз по волшебной реке»

В какой сказке Бабу-ягу называют Егорьевной? (В сказке «Вниз по волшебной реке».) Сколько ведер воды выпил Кощей, для того чтобы к нему вернулись силы? (Двенадцать.) Что выпало из носового платка, которым взмахнула Василиса Премудрая? (Соколиное перышко.) Какое снадобье не дает стареть человеку в сказке «Вниз по волшебной реке»? (Хедрик.) Как звали писаря в книге «Вниз по волшебной реке»? (Чумичка.) Кто был спрятан за железной дверью с надписью: «Осторожно! Опасно для жизни!»? (Кощей Бессмертный.) Какому герою «топором работать нельзя - несолидно! Полы натирать нельзя - неприлично!»? (Царю Макару.) «Я в ступе не летаю. Иванов-царевичей не кормлю. Я просто в болоте живу, и все». О каком герое идет речь? (Кикимора болотная.) У кого из героев обе ноги были левые? (У Соловья-разбойника.) Чем угостил Митя волка? (Колбасой.) Что увидел Митя на столе у Бабы-яги? (Блюдечко с яблоком.) Какой приказ передали Василисе Премудрой от Кощея Бессмертного? (Изготовить: а) луков-самострелов 200; б) ковров-самолетов 100; с) шапок-невидимок 1; д) мечей-кладенцов 50. Сроку - три дня.) Какие волшебные предметы встречаются в сказке Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке»? (Волшебное зеркало, волшебное блюдечко, избушка на курьих ножках, дубинка, ступа, скатерть-самобранка, печка, живая вода.)

Повесть-сказка «Следствие ведут колобки»

Сто такое НПДД? («Неотложный пункт добрых дел».) Сколько расследований провел НПДД? (Шесть.) У бабушки «молодежно-спортивного» типа пропал внук-дошкольник. Вспомните, какие занятия посещал этот «гениальный мальчик»? (Английский язык, музыкальный класс, флейта, фигурное катание, рисование, бассейн; математика.) Вася Углов решил похитить картину из Третьяковской галереи. Но через очень короткое время он из мрачного преступника, нарушителя и хулигана превратился в светлого и чистого человека. Почему? Что произошло за это короткое время? (Лука Лукич Сковородкин по ночам читал лекции об искусстве в залах Третьяковки; рассказывал о картинах.) Кто работал в НПДД? (Заведующий - Колобок, помощник заведующего - Булочкин, лаборант - Колбочкина.) Кому принадлежат особые приметы: «левое ухо больше правого, на нижний передний зуб надета золотая коронка, обожает грузинский чай и витамин С в таблетках. При звуках индийской флейты теряет волю и ведет себя как загипнотизированный»? (Белый слон по кличке Балдахин.) Какова фамилия мороженщика из произведения «Колобок идет по следу»? (Коржиков.)

Здравствуйте,

мои дорогие юные друзья!

Я Библиоша – Книгочей поздравляю всех читателей детской библиотеки с долгожданными летними каникулами. Мальчишки и девчонки! Мы всегда рады видеть в нашей библиотеке всех кто любит читать. Согласитесь, это здорово, когда каждый день узнаёшь, что ни будь новое.
Ели тебе от 9 до 12 лет то я рад предложить всем желающим поучаствовать в ежегодной программе летнего чтения. В этом году она называется «Лето книжное, будь со мной!». её девиз«Лето хорошо, а с библиотекой лучше» . Загляните на эти страницы, и вы узнаете много нового, интересного, захватывающего! Читая в свое удовольствие, вы можете принять участие во всевозможных играх и конкурсах.
В конце лета самых активных ждут благодарственные письма и поощрительные призы.

Ребята, а вы знакомы с жителями планеты «Линфея»? Всё ясно ответы разделились на «да» и «нет», тогда все вместе мы отправляемся на эту удивительную планету

"Магический привет, друзья!!! Я Флора, я родилась на планете Линфея. Мой день рождения 1 марта, а знак зодиака - Дриада. Мне нравится учиться! Что бы я не делала, я всегда стараюсь делать всё на 100%! Люблю природу, и стараюсь никому не дать её в обиду.
Я не представляю своей жизни без цветов и прекрасного запаха растений, поэтому моя комната очень похожа на маленький сад.
Специально для юных читателей детской библиотеки я приготовила «Экологическое ассорти» - эти задания помогут вам ещё раз задуматься о том, что рядом с вами существует растительный и животный мир, беречь и охранять который должны все мы.
Желаю всем удачи и хорошего настроения!

Конкурс эрудитов

  • У каких деревьев листья осенью красные?
  • Какое дерево применяется для изготовления лыж?
  • Какая птица съедает за лето 1000 полевок и мышей, спасая полтонны хлеба?
  • Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
  • Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
  • Как мышеловку написать пятью буквами?
  • Из какого дерева делают спички?
  • Это красивое насекомое приносит пользу, уничтожая вредителей.
  • Какие звери зимой спят?
  • Как можно узнать возраст дерева?
  • Летом одевается, зимой раздевается.
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
  • Никто не пугает, а вся дрожит.
  • Что не сеяно родится?
  • Изба белена, а маковка зелена

Где спрятался рак?
(во всех ответах присутствует слово «рак»)

1.Привидение.

2.Жилище улитки.

3.Отсутствие света.

4.Испорченное изделие, продукт.

5.Летательный аппарат.

А знаете ли вы, что в этом году кумиру «мальчишек и девчонок, а также их родителей» - Эдуарду Успенскому - исполнилось 75 лет.
Ведь это «он с доброй сказкой входит в дом и с детства каждому знаком». Почтенный возраст для уважаемого всеми писателя.

Викторина

«Сказочная кутерьма»

  1. Какая сказочная повесть сделала писателя Э. Успенского знаменитым?
  2. Успенский закончил авиационный институт. Какую профессию он получил?
  3. "В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его…Как?
  4. Одна из книг Э. Н. Успенского называется "Чебурашка уходит…". Куда уходит Чебурашка?
  5. В каком году родился Э. Н. Успенский?
  6. Сколько зол в день делала старуха Шапокляк?
  7. Как называется произведение Успенского, где есть сыщики, следователи и очень опасные преступники?
  8. Назовите мультфильмы, снятый по книге Э. Успенского?
  9. Старуха Шапокляк кормила бубликами носорога по имени… Назовите имя.
  10. Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Федора?
  11. Кто из героев сказочной повести "Крокодил Гена и его друзья" говорил, что хорошими делами не прославишься?
  12. Как звали родителей дяди Федора?

Кроссворд

«Простоквашино»

Вопросы для кроссворда

1.Кто однажды удивлённо спросил у почтальона: «При чём здесь «Мурзилка»?
2.Автор повести – сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот».
3.Кто в деревне Простоквашино выписывал журнал «Мурзилка»?
4.Почтальон сказал дяде Фёдору, что он должен все новости знать, чтобы «письма разносить и …»
5.Фамилия почтальона, который принёс «Мурзилку» самому маленькому дяде.
6.Пернатый персонаж из деревни Простоквашино.
7.Имя «повторюшки», который встретил «ктотамом» почтальона, принёсшего журнал «Мурзилка».
8.Имя коровы, которую кот взял напрокат в сельском бюро обслуживания.

Принять участие могут дети 9 – 12 лет школ города и района.
Ждем ваших ответов в Центральной детской библиотеке
до 25 августа 2012 года
по адресу: Канск, ул. Ленина, 10 или
по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Эдуард Успенский и его друзья»

(викторина по произведениям Э. Успенского.)

Цель: активизировать имеющиеся у детей знания о сказках Э. Успенского

Задачи:

Способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой.

Способствовать развитию творческого осмысления произведений, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей.

Способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг; воспитание товарищества, взаимопомощи и активности.

Предварительная работа: придумать название команды, девиз, нарисовать плакат и рисунки по произведениям Э. Успенского.

выставка книг Э. Успенского «Любимые книги любимого писателя»; проектор, экран, презентация, компьютер.

Ход игры:

СЛАЙД 1 «Эдуард Успенский и его друзья» (название мероприятия)

Ведущий: Как хорошо уметь читать.

Об этом каждый должен знать.

Барто, Маршак и Михалков

Вас удивят без лишних слов.

Чуковский вот уж много лет

Для всех детей приятный дед.

Теперь Успенский нам знаком.

Об этом речь мы поведём.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну сказок Эдуарда Успенского. СЛАЙД 2 (Фото Успенского). Ведь в течении всего лета вы прочли много книжек написанных этим автором. Давайте назовем книги, которые вы прочитали про дядю Фёдора из Простоквашино? СЛАЙД 3 (книги из серии про Простоквашино). А про кого еще писал Э. Успенский? Ответы детей. Слайд 4 (книги про крокодила Гену)

А теперь давайте вспомним на чём же путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск? (на поезде).

СЛАЙД 5 (картинка поезда)

Верно, И мы с вами отправляемся в игру –путешествие в вагончиках нашего сказочного поезда.

Звучит фонограмма «Голубой вагон»

Книги Эдуарда Успенского любят все – и взрослые и дети. Крокодил Гена, Шапокляк, Чебурашка, дядя Фёдор и кот Матроскин заставляют смеяться и переживать не одно поколение детей.

А вы хорошо помните эти сказки? (ответ детей)

Вот сейчас мы это и проверим.

Оценивать нашу игру сегодня будет самое замечательное и доброе жюри в мире. А именно: (представление членов жюри)

Итак, отправляемся в путь!

Первая станция называется «Добро пожаловать».

На этой остановке я вам немного расскажу об Э.Н. Успенском. СЛАЙД 6 (фото Успенского). Книги этого писателя открывают удивительный мир доброты и юмора.

Эдуард Успенский - один из самых известных, самых любимых детских писателей. Его книги читали и любят многие. Эдуард Николаевич не всегда был писателем. Время его детства было нелегким, военным. После окончания школы он поступил в авиационный институт и выучился на инженера. Три года Успенский проработал по специальности, а потом понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и... стал взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и превратился в детского писателя.

Еще со школьных лет Успенскому нравилось работать вожатым в младших классах и в пионерском лагере. "Если бы я не был вожатым, я бы не стал детским писателем", - признавался он позже. Известным писателем Эдуарда Николаевича сделала сказочная повесть «Крокодил Гена и его друзья».

Как рассказывал сам писатель, однажды летом работал он в пионерском лагере, читал ребятам интересные книжки, которые однажды закончились, а слушатели требовали занять их чем-нибудь. И неожиданно для себя он начал: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом...». Эту книгу мы читаем уже более 35 лет.

Именно в пионерском лагере, работая там библиотекарем, написал он и другую не менее известную книгу "Дядя Фёдор, пёс и кот». Разнообразие его творчества поразительно: он пишет сказки и сказочные повести, фантастические, детективные, приключенческие произведения, а также комиксы, стихи, пьесы, сценарии, делает переводы и составляет сборники детского фольклора. А ещё он организовал книжное издательство "Самовар", ведет передачи на телевидении, издаёт детский журнал "Простоквашино.

В его сказках нет отрицательных героев. Даже старуху Шапокляк перевоспитывают Гена и Чебурашка.

Всё творчество Э. Успенского, чудесного писателя с инженерным образованием и душой великого сказочника, - подарок детям, тёплый и добрый. Не только детям, но и взрослым нравится этот сказочный мир.

Вот такой замечательный человек – Эдуард Успенский!

А сейчас, ребята, мы отправляемся на следующую станцию.

(звучит припев песни «Голубой вагон»)

Вторая станция «Знакомство» СЛАЙД 7

Домашнее задание – название команды, девиз, инсценировка понравившегося эпизода сказки

(Время выступления команды:3 минуты), показ плаката и рисунков по произведениям автора.

Молодцы, команды!

Следующая станция «Вопросы из ларца» СЛАЙД 8.

Ведущий достаёт из ларца вопросы, команды, посовещавшись отвечают.

(Индивидуальные вопросы командам. Задание: восстановить взаимосвязь: герой и название произведения.)

1.дедушка Кадушкин

2.Гаврюша

3.Маршал Бутаков

7.Крокодил Гена и его друзья

4.Жирафа Анюта

8.Дядя Фёдор, пёс и кот

Соедините стрелками название сказки и её героя.

1.Тётя Тамара

5.Крокодил Гена-лейтенант милиции

2.Мария Францевна

6.Неприятности в Простоквашино

3.Хватайка

7.Крокодил Гена и его друзья

8.Дядя Фёдор, пёс и кот

Соедините стрелками название сказки и её героя.

1.Девочка Катя

5.Дядя Фёдор, пёс и кот

2.двоечник Дима

6.дядя Фёдор идет в школу

3.профессор Сёмин

4.Татьяна Викторовна Павлова

8. Похищение Чебурашки

1 команда

1-6, 2-8, 3-5, 4-7

2 команда

1-8, 2-7, 3-6, 4-5

3 команда

1-7, 2-8, 3-5, 4-6

Четвёртая станция «Ты – мне, я – тебе» СЛАЙД 9

Каждая команда получает тест с вопросами по произведениям Успенского. На каждый вопрос уже есть 4 варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ. И обвести его в кружок. Команда работает сообща, один читает вопрос и варианты ответов, обсуждаете вместе.

    Что свалилось на голову Чебурашки при открытии дома Дружбы?

А) бревно в) цветочный горшок

Б) крыша г) кирпич

    Где жил Чебурашка?

А) в пустыне в) на необитаемом острове

Б) в тропическом лесу г) на Мадагаскаре

    Чем дядя Фёдор обогревал дом?

А) углём в) дровами

Б) хворостом г) маленьким солнышком

    Кто научил Матроскина разговаривать?

А) профессор Сёмин в) старая хозяйка

Б) знакомая кошка г) дядя Фёдор

    Кто вытащил Шарика из реки?

А) Матроскин в) Бобрёнок

Б) Крот г) губка Боб

    На чём прилетела тётя Тамара в Простоквашино?

А) на самолёте в) на дельтоплане

Б) на боевом вертолете г) на ракете

    Что готовили по колдовской книге почтальон Печкин, Матроскин и Шарик, чтобы дядя Фёдор забыл девочку Катю?

А) отворотное зелье в) лекарство от хромоногости

Б) лекарство от похудания г) отвар от глистов и блох

    Какой журнал выписывал себе дядя Фёдор?

А) «Пионер» в) «Мурзилка»

Б) «Дружные ребята» г) «Костёр»

    Сколько телевизоров подарили Чебурашке на новоселье?

А) 3 в) 4

Б) 5 г) 2

Пятая станция «Гонка за лидером». СЛАЙД 10

Ведущий: Внимательно выслушав вопрос, поднимаете руку, если готов ответ. За нарушение дисциплины снимаем балл.

    Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? (Ответ: старуха Шапокляк)

    Сколько зол в день делала старуха Шапокляк? (Ответ: пять зол)

    Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? (Ответ: велосипед)

    Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Фёдора для опознания? (Ответ: пуговицу)

    Как звали корову, которую купил кот Матроскин? (Ответ: Мурка)

    Кто о себе сказал: « Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Ответ: пёс Шарик)

    Назовите имя собаки, которой крокодил Гена и Чебурашка помогали найти друга. (Ответ: Тобик)

    «…Вдруг окно раскрылось, и в комнату просунулась какая – то странная голова с короткими рожками и длинными подвижными ушками.

Привет! – сказала голова.

Привет! – ответили наши друзья.

Они сразу поняли, кто к нам пожаловал». Что это за животное? Назовите произведение. (Ответ: жирафа Анюта. «Крокодил Гена и его друзья».)

    «…Он с кровати встал и видит ужас что. Не дом у них, а столярная мастерская. Кругом стружки, щепки да опилки лежат. А стола обеденного нет как не было. В куче стружек…. Сидит». Кто сидит в куче стружек и как называется произведение? (Ответ: сидит Бобрёнок. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

    « А потом он пошёл по деревне хулиганить. Сорняки окучивать и за курами гоняться. И песни гудеть всякие. Под конец он даже купаться полез…» О ком идёт речь? Назовите произведение. (Ответ: Тр- тр Митя «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

    «…Он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил». Назовите героя и произведение. (Ответ: дядя Фёдор. «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

    Какой подарок подарили Печкину в Новый год родители дяди Фёдора. И почему именно этот? (Ответ: японскую собачку Щицу. Очень лизучую, для наклеивания почтовых марок.)

    Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)

    Как зовут льва из сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья»? (Чандр)

    Как звали галчонка из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот»? (Хватайка)

    Какой журнал выписал Дядя Фёдор? («Мурзилка»)

    Откуда взялся Чебурашка? (его привезли из южной страны в коробке с апельсинами)

    Как называла свою крысу старуха Шапокляк? (Лариска)

    Какой дом решили строить крокодил Гена, Чебурашка и их друзья? (дом дружбы)

    Как звали носорога из книги «Крокодил Гена и его друзья», который жил в зоопарке? (Птенчик)

    Какое ружье родители дяди Фёдора купили Шарику? (фоторужье)

    Как звали девочку-подружку крокодила Гены и Чебурашки? (Галя)

    Где жил Чебурашка в городе? (в телефонной будке)

    Когда девочка Галя заболела кто сыграл вместо неё Красную шапочку? (крокодил Гена)

    Где работал крокодил Гена и кем? (в зоопарке крокодилом)

    Как друзья избавились от старухи Шапокляк? (подарили ей воздушные шарики и она улетела)

    Как звали Печкина? (Игорь Иванович)

    Как звали папу и маму дяди Фёдора? (Дима, Римма)

    Кто о себе сказал так: «Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте»? (Шапокляк. «Крокодил Гена и его друзья».)

    Чем «питается» трактор Митя? (Продуктами. «Дядя Федор, пес и кот».)

    Как называется произведение, которое начинается так: «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек…» («Крокодил Гена и его друзья».)

    «И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь…» Какую? (Кот Матроскин хотел иметь морскую фамилию. «Дядя Федор, пес и кот».)

    Назовите имя домашнего животного кота Матроскина. (Мурка.)

    Что было нужно для счастья коту Матроскину, собаке Шарику, дяде Федору? (Корова, ружье, трактор. «Дядя Федор, пес и кот».)

    Чья бабушка «…по вечерам подрабатывала…Кого от сглазу лечила, на кого сглаз напускала. Зубы заговаривала, дерганье снимала. Могла жениха приворожить». (Бабушка почтальона Печкина. «Дядя Федор, пес и кот».)

    Назовите имя любимой девочки Дяди Федора. (Катя.)

    Кому и зачем понадобилось такое снадобье: «Надо найти большой белый гриб – африканец. Он сверху белый, снизу черный. Очистить его и сварить. В отвар три листика дурман-травы, посыпать зверобоем. Замаскировать молодой картошкой и подавать к столу вместе со свежей зеленью крапивы и капустника»? (Коту Матроскину и собаке Шарику в качестве отворотного зелья для Дяди Федора. «Любимая девочка дяди Федора».)

    Какой герой «…в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил»? (Дядя Федор.)

    Какого зверя «спас» пес Шарик? (Бобра.)

Вопрос всем командам, кто быстрее даст полный ответ

    Назовите адрес крокодила Гены. (Большая Пирожная улица, дом 15, корпус Ы, звонить три с половиной раза.)

Шестая станция «Весёлые письма». СЛАЙД 11

(Каждая команда получает письмо, читает его, решает, кто мог написать эти строки)

1. На днях я линять начал старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи, зато новая растёт чистая, шелковистая. Просто каракуль.

2. Дорогие учёные! У вас наверное тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин… не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, замерзнем мы с этим хворостом.

3. Молодой джентльмен пятидесяти лет хочет завести себе друзей

2 команда

1. . Здравствуйте, папа и мама!..Вы спрашиваете про мальчика. Вы про него ещё заметку в газете писали. Этот мальчик живёт у нас. Я недавно к нему заходил.

2. Открывается дом Дружбы. Каждый кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам.

3.Передайте тёте Тамаре, что из её индийской моркови вырос отличный деревянный забор.

3 команда

1.Я работаю игрушкой в детском саду №8. Это очень важная государственная работа. Прошу увеличить мне жилплощадь. Хочу получить квартиру.

2. А ещё у нас печка есть теплая. Я так люблю за ней отдыхать! Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.

3.Осторожно: злая собака

Ключ:

1. Шарик

2. Матроскин

3. Крокодил Гена..

2 команда

1. Печкин

2. Крокодил Гена.

3. дядя Фёдор

3 команда

1.Гена и Чебурашка

2.Матроскин

3. Шапокляк

Жюри подводит итоги

Дорогие ребята , быстро пробежало время, наше путешествие, посвященное творчеству Эдуарда Успенского закончилось. Но я думаю, что вы еще не раз встретитесь с его весёлыми и добрыми книгами, взяв их в нашей библиотеке!

До сих пор из поля нашего зрения выпадала старуха Шапокляк . Для понимания этого персонажа представляется продуктивным использовать понятие трикстера, разработанное в применении к советской культуре Марком Липовецким. Трикстер - мифологический клоун, шалун, нарушитель правил и границ. Нарушая правила и границы, трикстер преодолевает противоположности между отдельными пластами культуры, между полярными системами и реальностями. Таким образом, трикстер становится медиатором между советским и несоветским, официальным и неофициальным дискурсами. Характерным примером трикстера-медиатора является сказочный Буратино , а также, среди прочих, Остап Бендер , Чапаев и Штирлиц. По мнению Липовецкого, в советской культуре редки трикстеры-женщины, и поэтому Шапокляк представляет для нас особый интерес.

Действительно, Шапокляк сочетает в себе элементы противоположных друг другу культурных пластов. Названная в честь Chapeau-Clack, складной шляпы начала XX века, Шапокляк носит черный костюм, белую блузку и сумочку. Такой подчеркнуто старомодный стиль в сочетании со старорежимными интонациями речи и с ролью очевидного антагониста положительных героев ассоциируется с образом «врага народа», С другой стороны, внешность Шапокляк и дидактическое отношение к другим персонажам напоминают о типе «одергивающей» и вполне советской старушки-учительницы, особенно если учитывать ее успех в перевоспитании браконьеров в третьей серии и желание стать «педагогом по труду» в последней. При этом, вытребовав школьную форму, она может обернуться и аккуратной девочкой-школьницей.

Но основная функция Шапокляк соответствует чистому трикстерству - это функция хулигана, реализующего стандартный репертуар подростковых шалостей, таких, как изменение текстов объявлений, воровстово билетов и машин и подмена чужих вещей. Как полагается трикстеру, Шапокляк легко всего добивается, и ей удается то, что вызывает затруднения у главных героев: она организует победу над браконьерами и ремонт школы, ездит без билета и получает школьную форму, в которой отказывают Чебурашке.

Медиируя между взаимно противопоставленными типами советской культуры, Шапокляк выступает и как старорежимный «враг народа», и как педагог, и как школьница, и как хулиган. Ее успешное поведение во всех этих ролях не имеет никакого прагматического смысла и связано с получением удовольствия от самой игры. Таким же представляется ее отношение к языку. Если Чебурашка и Гена пытаются принять для себя выраженные в нем ценности, то Шапокляк, наоборот, совершенно к ним безразлична. Для нее язык оказывается актуальным только постольку, поскольку он может составить предмет хулиганской игры «от противного». Ее речь и поведение строятся на последовательной карнавальной инверсии плохого и хорошего: «Кто людям помогает, тот тратит время зря. / Хорошими делами прославиться нельзя».

По-хулигански играя языком и медиируя между характерными типами советской культуры, Шапокляк их на самом деле проясняет. Указание на общий смысл этой функции Шапокляк предложено в конце третьей серии мультфильма, когда главные герои готовятся сесть в поезд. Гена, которому Шапокляк вернула украденные билеты, спрашивает ее: «А у вас есть билеты?» «Условности!» - отвечает она. Билет, своего рода паспорт пассажира, определяющий его идентичность и принадлежность к коллективу, кажется Гене необходимым.
А для Шапокляк он - только условность. В карнавальном обнажении условного характера советского языка и заключается трикстерская функция Шапокляк в мультфильме.

Указание на условный характер языка обрекает на бесперспективность попытки Гены и Чебурашки обнаружить содержательный смысл своего существования и определить, кто они такие «на самом деле». Как указывалось выше, то, что в мультфильме необходимо доминирует советский стилистический регистр языка «общечеловеческих ценностей», только подчеркивает условность любого языка постольку, поскольку советский язык ощущается как заведомо бессодержательный и поэтому демонстративно, образцово условный.

После обсуждения условного характера билетов герои решают разместиться не внутри, а на крыше вагона, где Гена поет песню про голубой вагон. В таком развитии событий выражается символическая близость трех главных героев, основанная на их внеположности нормативным культурным ценностям. В этот момент даже трикстер обретает «человеческое лицо»: несмотря на принципиально игровой характер своего отношения к нормативному языку и на свою теоретическую свободу от него, Шапокляк разделяет с главными героями ощущение экзистенциальной грусти.

Об этом каждый должен знать.

Барто, Маршак и Михалков

Вас удивят без лишних слов.

Чуковский вот уж много лет

Для всех детей приятный дед.

Теперь Успенский Вам знаком.

Об этом речь мы поведём.

Задания к конкурсу, посвященному юбилею Эдуарда Успенского.

Викторина по сказкам «Я до шуток не охотник».

1. Как называется произведение, которое начинается так:

«В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк..?»

2. Угадай героя:

«А потом он пошел по деревне хулиганить. Сорняки окучивать и за курами гоняться. И песни гудеть всякие. Под конец он даже купаться полез…» О ком речь? Назовите произведение.

3. Угадай героя:

«…он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил».

4. Угадай героя:

« - Это девочка сейчас капризная, Потому что маленькая. А вырастет, она не будет соседских мальчиков совком бить – сказала бабушка.

Она их лопатой лупить начнёт! – спорил папа».

Кто эта девочка, и из какой она сказки?

5. Назовите две причины, по которым Чебурашку не взяли в зоопарк?

6. Кто из героев сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» имел «связи» в научных кругах?

7. Что больше всего любила кушать обезьянка Анфиса из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису»?

8. Почему кот из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» хотел иметь морскую фамилию?

9. Сколько лет было крокодилу Гене?

10. В сказке Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» хозяйка выгнала на улицу щенка Тобика. Почему?

11. В сказке Э. Успенского «Про Веру и Анфису» Анфисе карандаши для рисования на цепочку к столу привязывали. Зачем?

12. Сколько «зол» в день делала старуха Шапокляк из сказки

Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

13. Почему, по мнению пса Шарика из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», мясо лучше в магазине покупать?

14. В сказке Э. Успенского «Про Веру и Анфису» милиционер привёл Веру и Анфису домой и узнал, что в дверь они не звонят, а стучат ногами. Почему?

15. Что, кроме ружья, было нужно для счастья псу Шарику из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»?

16. Как вы думаете, почему у жирафы Анюты из сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» не было друзей?

17. Какого размера домик строили друзья из сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?

18. В город, где происходили события в сказке Э. Успенского «Про Веру и Анфису», завезли бананы. Все люди их покупали и несли к Вериным родителям для Анфисы. Что они делали с таким количеством бананов?

19. Кто это и из какой он сказки?

«Глаза как пуговицы, нос толстый. Сердитый-пресердитый».

20. Воспитательница из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису» устроила в детском саду трудовое воспитание. Чем Анфиса забор красила?

21. Почему трактор из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» назвали МИТЯ?

22. Какую скороговорку учил Чебурашка для того, чтобы потренироваться в произнесении речей?

23. В сказке Э. Успенского «Про Веру и Анфису» по всем школам прошло сообщение, что нужны детские рисунки для выставки. Сначала для общегородской, потом московской, а из Москвы лучшие рисунки поедут… Куда?

24. Рисунок «Добрая рука учителя» занял 3 место на международной выставке . Автором рисунка была Анфиса. «Все говорили, что автор рисунка увлёкся символизмом. Попал под влияние импрессионистов и слишком усилил цветовую гамму в контрастной манере». Хотя Анфиса ничем подобным не увлекалась, ни подо что не попадала и совсем ничего не усиливала. Она просто… Что делала?

25. Корова Мурка из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» глупая была и балованная. Но был у неё один плюс. Какую пользу она приносила?

26. Какие дрова, по мнению кота Матроскина из сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот», самые лучшие?

27. Какой приз получила обезьянка Анфиса из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису» за 3 место на международной выставке рисунков?

28. У коровы Мурки из сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» появился телёнок. Он был чёрненький, на маму совсем не похож. А вот характером в неё. Почему?

29. Как Вера и Анфиса устроили пожар?

30. Какие черты характера, по вашему мнению, объединяют всех героев сказок Эдуарда Успенского?