В оенные США признали, что бюрократия подрывает обороноспособность страны. Эксперт уверен, что за развитием ВС РФ потенциальному противнику не угнаться.

Выступая в комитете по вооруженным силам в Конгрессе США, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности Пол Шарре сообщил сенаторам неутешительную новость: Америка не готова к потенциальному военному конфликту со своими противниками. По словам докладчика, Россия опережает Штаты в сфере радиоэлектронной борьбы (РЭБ), по ракетам средней и большой дальности, а также по средствам противовоздушной обороны.

Шарре признал, что американская армия уже не может обеспечить прежнее военное присутствие в западной части Тихого океана и сталкивается с похожими проблемами в Европе. Причина угасания потенциала ВС США, по мнению военного, заключается в стратегических просчетах при планировании. Из-за излишней бюрократии в системе распределения оборонных расходов модернизация новых видов вооружений может занять десятки лет.

Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, военный эксперт Андрей Кошкин в комментарии ИА «Политика Сегодня» отметил, что за последние годы Россия вышла в лидеры по средствам радиоэлектронной борьбы, выделив это направление в одно из приоритетных.

Политолог вспомнил инцидент с американским эсминцем «Дональд Кук» в Черном море. Весной 2014 года команду напугал российский бомбардировщик Су-24, применив против маневрирующего у берегов Крыма незваного гостя систему РЭБ «Хибины». Эффект оказался похлеще, чем от освежающего горного воздуха. Радары «Кука» ослепли, а 27 американских моряков, по прибытии в порт, написали рапорта об увольнении, разочаровавшись в возможностях своего эсминца.

Кошкин приводит еще один пример эффективности российских средств РЭБ:

«На нашу сирийскую базу Хмейним напал рой дронов. Мы уничтожили все беспилотники, а шесть из них успели перепрограммировать, перехватив сигнал. Дроны посадили, правда, три из них взорвались при контакте с землей. Но три оставшихся мы смогли исследовать. Имели место и другие случаи, когда удавалось не только упредить воздействие противника с помощью РЭБ, но и перехватить вооружение, а затем использовать его в своих целях. Здесь мы чувствуем себя уверенно и продолжаем совершенствовать приборы РЭБ», - говорит Кошкин.

Упомянутый экспертом инцидент произошел в ночь на 6 января 2018 года на базе ВКС РФ Хмейним и базе ВМФ РФ в Тартусе. Сразу 13 мультикоптеров пытались сбросить самодельные мины на военные объекты России, однако, по сообщению Минобороны, система безопасности нарушила планы террористов.

Комментируя озабоченность американцев возможностями российских ракет средней и малой дальности, Кошкин предположил, что США осознают низкую эффективность собственных межконтенинтальных баллистических ракет LGM-30.

«Они сейчас хотят поставить более совершенные баллистические ракеты. Об этом речь идет в обзоре ядерной политики США. Во время предвыборной кампании Трамп говорил о необходимости совершенствовать ядерную триаду, так как она отстает от современных требований, которых достигли другие государства. В этом плане у нас есть прогресс. Мы постоянно совершенствуем свой ядерный щит, поскольку вынуждены реагировать на агрессию, исходящую от США и НАТО», - рассказал политолог.

Помимо комплексов РЭБ в распоряжении у России есть мощные средства противовоздушной и противоракетной обороны, чтобы противостоять любому агрессору. Одна из последних разработок российского оборонного концерна «Алмаз-Антей» - зенитная ракетная система «Прометей» может уничтожать не только самолеты, но также гиперзвуковые и крылатые межконтинентальные баллистические ракеты. Американские блогеры смоделировали вероятное столкновение ВВС США с «Прометеем» и пришли к мнению, что у натовских истребителей пятого поколения F35 и F22 нет шансов.

«RIP F-22», - констатировали пользователи Сети.

Американские моряки засняли свой «почетный эскорт» — российские бомбардировщики Су-24, которые .

Как накануне написало издание Wall Street Journal, такие инциденты отмечались на этой неделе в Балтийском море. Самолеты РФ не были вооружены ракетами, однако американские военные сочли их маневры «небезопасными и потенциально провокационными».

Один из эпизодов случился, когда с палубы американского корабля должен был взлететь польский вертолет. Однако из-за Су-24 взлет пришлось отложить.

В одном из моментов, снятых на видео Су-24 заходят со стороны солнца и проходят над американским эсминцем на сверхмалых высотах.

Экипаж корабля по полной «насладился» воздушным «авиашоу», не забыв сделать фото и видео, выложив их затем на Flikr и Youtube.

Фото, сделанные американскими военными, приводятся на портале Navy.mil .

Напомним, что в апреле 2014-го года в СМИ прошла информация, что USS Donald Cook уже подвергался «атакам» российских самолетов на Черном море. Сообщалось, что бомбардировщик Су-24 совершил несколько маневров в близи американского военного судна. Пилот не отвечал на запросы, а молча летал в непозволительной близости у эсминца на высоте 600 метров.

Эсминец УРО (с управляемым ракетным вооружением) USS Donald Cook относится к типу «Арли Бёрк» и приписан к 22-й эскадре ВМС США. Место его постоянной дислокации — военная база «Рота» в Испании. Главным оружием корабля являются крылатые ракеты «Томагавк» (от 56 до 96 единиц) с дальностью полета до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. Также эсминец оснащен пусковыми установками противокорабельных ракет «Гарпун», противолодочным, минно-торпедным вооружением, 127-мм артиллерийской установкой, зенитными управляемыми ракетами и шестиствольными артавтоматами.

Корабль оборудован современной боевой информационно-управляющей системой «Иджис». Система позволяет принимать и обрабатывать информацию с датчиков других кораблей и летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые установки.

После 1991 г., когда иракский МиГ сбил над Персидским заливом один из американских «Хорнитов», F/A-18 не имели боевых соприкосновений с истребителями российской постройки. Впрочем, в ноябре 2000 г. все же произошла встреча американских палубных самолетов с истребителями российских ВВС, которая была «максимально приближена» к боевой.

Для начала следует дать слово американскому летчику, непосредственному очевидцу описываемых событий (текст его письма, отправленного по электронной почте с борта авианосца «Kitty Hawk», помимо воли автора послания, стал достоянием гласности).

«...Плавание было довольно легким и интересным: 54 дня в море, 4 - в порту и 45 ча­сов полета в одном только октябре! (для сравнения – многие летчики российских ВВС имеют годовой налет около 45-60 часов при необходимых 200-250) Да уж, мы отлетали свои задницы! С тех пор как я стал одним из командиров эскадрильи, я много летаю. Вот интересная история (и это не туфта).

Так вот, сижу я там и болтаю о всякой фигне с моим заместителем, и мы слышим по ящику звонок из БИЦ (боевого информационного центра - «мозга» корабля). -Они го­ворят: «Сэр, мы засекли русские самолеты».

Капитан отвечает: «Объявляйте тревогу, поднимайте истребители». Из центра говорят: можно объявить только «Тревогу-30» (вылет через 30 минут (!) с момента объявления). Ка­питан выругался и сказал: «Поднимайте в воздух все, что возможно, как можно быстрее!». Я побежал к штурманскому телефону и связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему выяснить, кто дежурит, и сделать так, чтобы они подняли свои задницы и мчались на полетную палубу (только «Тревога-7» предполагает, что вы уже на взлетной палубе и готовы подняться в воздух: «Тревога-30» означает, что вы еще сидите в комнате ожидания).

Вскоре русские Су-27 и Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над мостиком «Kitty Hawk». Прямо как в фильме «Топ Ган»! Офицеры на мостике расплескали свой кофе и сказали...! (Нецензурное выражение, имеющее весьма эмоциональный русский аналог.) В этот момент я посмотрел на капитана - его лицо было багровым.

Русские истребители сделали еще два крутых виража на малой высоте до того, как мы наконец-то запустили свой первый самолет с палубы. Им был... ЕА-6В «Праулер» (самолет радиоэлектронной борьбы). Да, да, мы запустили несчастный «Праулер» один на один против истребителя прямо над кораблем. Наши летчики уже просили о помощи, когда наконец-то F/A-18 из «сестринской» эскадрильи (я использую этот термин в буквальном смысле, так как они выглядели, как компания «женщин легкого поведения» (фраза в кавычках заменена более приличной- прим.администрации), заигрывающих с русскими) поднялся в воздух, чтобы выполнить перехват. Но было поздно. Вся команда задрала головы и смотрела, как русские делали посмешище из нашей убогой попытки их остановить.

Самое смешное, что адмирал и командующий авианосным соединением находились в зале командования на утреннем совещании, которое было прервано гулом турбин русских самолетов, кружащих над рубкой авианосца. Офицер штаба командующего рассказал мне, что они посмотрели друг на друга, на план полетов, убедились, что в этот день запуск предусматривался лишь через несколько часов, и спросили: «А что это было?»

Четыре дня спустя русская разведслужба прислала по электронной почте командиру «Kitty Hawk» фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе, отчаянно пытаясь поднять самолеты в воздух...».

Описываемые в письме события произошли в районе Корейского пролива 17 октября 2000 г. В облете американского многоцелевого авианосца «Kitty Hawk» участвовали два самолета-разведчика Су-24МР и прикрывающее их звено истребителей-перехватчиков Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО. По словам бывшего тогда Главнокомандующим ВВС России Анатолия Карнукова, «это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи». При этом никакие международные соглашения российской стороной нарушены не были.

Следует заметить, что американские военно-морские маневры проходили всего лишь в 300 км от российского побережья, что само по себе никак нельзя было расценить как дружественный акт по отношению к нашей стране. Поэтому действия российской авиации были вполне оправданными и правомерными.

По словам Главкома, результаты разведки «были впечатляющими». Су-24МР выполнили несколько заходов на авианосец, фотографируя все, что происходит на полетной палубе. На снимках была зафиксирована паника на борту корабля: моряки начали срочно рубить шланги, соединявшие авианосец с танкером, осуществлявшим в то время передачу на борт «Kitty Hawk» топлива.

Истребители F/A-18 удалось поднять в воздух лишь после второго захода российских разведчиков, однако Су-27 их сразу же увели в сторону от корабля отвлекающим маневром, что позволило самолетам-разведчикам выполнить еще несколько полетов над совершенно беззащитным с воздуха авианосцем. По сообщению печати, облет российскими самолетами «Kitty Hawk» был повторен 9 ноября и также оказался успешным.

Вот как описывали эти события СМИ:

1) 7 декабря в Вашингтоне официальные представители военного ведомства США Кенент Бэйкон и адмирал Стивен Пьетропаоли провели пресс-конференцию, на которой раскрыли некоторые подробности серии инцидентов в Японском море, когда российские самолеты-разведчики Су-27 и Су-24 подлетали на критическое расстояние к базирующемуся там американскому авианосцу «Kitty Hawk».

Как заявил в четверг Бэйкон, некоторое время спустя на авианосец по электронной почте пришло письмо, содержащее две фотографии палубы «Kitty Hawk», сделанные с русских самолетов во время одной из таких акций российских ВВС. В письме также было короткое сообщение на русском языке, содержание которого отказался уточнить амирал Пьетропаоли, сообщает агентство UPI. По его данным, письмо было отправлено не из министерства обороны России, и отправитель его представителю Пентагона неизвестен.

Кроме того, Кеннет Бэйкон сообщил, что на пресс-конференции неделю назад, когда он также рассказывал о действиях российских летчиков, он допустил ряд неточностей. Во-первых, случаев пролета русских самолетов было не два, а три - 12 октября, 17 октября и 9 ноября. Во-вторых, в ходе инцидента 17 октября самолеты были не «обнаружены на приемлемом расстоянии» в нескольких сотнях метров от корабля, как сообщалось о действиях российских ВВС ранее, а пролетели непосредственно над авианосцем, чем привели американских военных в замешательство. В этот момент и были сделаны снимки, посланные впоследствии на «Kitty Hawk».

Лента.ру 8.12.00

2) Российские военные самолеты в Японском море успешно провели операцию по преодолению противовоздушной обороны американской авианосной многоцелевой ударной группировки во главе с авианосцем «Китти хок» (KittyHawkCV63). Сообщение об этом, опубликованное газетой «Известия», подтвердили во вторник «Интерфаксу» информированные источники в российском военном ведомстве. По их словам, это произошло дважды в Японском море в тот момент, когда авианосная группировка США направлялась на учения в Корейский пролив (17 октября) и когда возвращалась с маневров (9 ноября)… (Интерфакс 14 ноября 2000 г.)

По некоторым данным, самолеты были из 11 воздушной армии (командующий - генерал-лейтенант Анатолий Наговницын). Палуба у «Kitty Hawk» была полностью не готова к противодействию и американцы всерьез решили, что их атакуют, и стали в панике перерубать топливные коммуникации, чтобы не было большого взрыва и пожара при атаке. Потом уже они подняли «Хорнеты» и пытались сопровождать «сушки» до побережья.

В тот же день Анатолий Корнуков заявил, что «Руководство Генерального штаба Вооруженных сил высоко оценило работу российских летчиков, которые вскрыли систему ПВО авианосного ударного соединения США во главе с авианосцем «Kitty Hawk». По его словам, все пилоты будут представлены к наградам. «Это была плановая разведка, хотя в ходе ее решались необычные задачи. Результаты этой разведки - впечатляющие», - подчеркнул главком.

17 октября 2000 года два боевых самолета Су-24 и Су-27 из состава 11-й армии ВВС и ПВО России обнаружили авианосец «Kitty Hawk» и пролетели в непосредственной близости от него, на высоте примерно 60 м. В момент облета корабль проводил пополнение запасов на ходу в северной части Японского моря, между островом Хоккайдо и материковым берегом России. После облета российские летчики послали сделанные снимки на веб-сайт авианосца. Облеты повторились 20 октября и 9 ноября

Спустя месяц представители министерства обороны США официально признали факт облета авианосца. Российские средства массовой информации предпочитают термин «условное уничтожение».

Российские бомбардировщики Су-24 несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца USS Donald Cook в Балтийском море. В заявлении Пентагона говорится, что действия российских пилотов были "опасными, потенциально провокационными и могли привести к столкновению", передали утренние теленовости "Актуальной камеры" (ETV+).

Командир американского эсминца отмечает, что самолеты пролетали на расстоянии менее 10 метров от корабля и провели "симуляцию атаки". Сообщается, что бомбардировщики не были оснащены вооружением. Пилоты самолетов не отвечали на радиосообщения команды эсминца ни на русском, ни на английском языке.

Белый дом осудил пролеты российских Су-24 над эсминцем ВМС США. Видео инцидента и подробности ниже...

Представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что администрация США осведомлена о пролетах российских истребителей в опасной близости от американского эсминца в Балтийском море Donald Cook и считает их "не соответствующими нормам поведения военных".

А Пентагон обнародовал фотографии и видеозаписи, на которых, по словам американских военных, зафиксировано, как российские Су-24 "агрессивно" пролетают на малой высоте вблизи от USS Donald Cook.

"Белый дом осведомлен об инциденте. […] Это происшествие никак не соответствует профессиональным нормам поведения военных сил, действующих в непосредственной близости друг от друга в международном водном и воздушном пространстве", - сказал Эрнест на брифинге в Вашингтоне.

Поле этого европейское командование вооруженных сил США выпустило заявление, в котором выражается "глубокая обеспокоенность" по поводу "небезопасных и непрофессиональных российских воздушных маневров".

"Эти действия могут без всякой на то необходимости усилить напряженность между странами и привести к просчету или инциденту, последствием которого будут серьезные ранения или гибель людей", - предупреждают американские военные.

Ранее действия российских пилотов в беседе с журналистами раскритиковал представитель Пентагона полковник Стив Уоррен. Уоррен назвал их "провокационными и непрофессиональными".

Анонимный военный источник агентства Рейтер описал инцидент в деталях, заявив, что российские истребители "симулировали атаку" на американский эсминец.

По его словам, речь идет об "одном из самых агрессивных актов за последнее время".

Согласно американским военным, за последние несколько дней российские бомбардировщики Су-24 несколько раз пролетели в опасной близости от американского эсминца USS Donald Cook в Балтийском море.

Как отмечается, они не были вооружены.

Также сообщается, что над эсминцем пролетел российский вертолет Ка-27, с которого, предположительно, велась фотосъемка корабля.

USS Donald Cook - эскадренный миноносец ВМС США четвертого поколения, главным оружием которого являются управляемые ракеты. На борту корабля находился польский вертолет.

Как сообщается, эсминец направлялся в польский порт Гданьск.

Новый повод для недовольства Россией появился у Соединенных Штатов Америки. На сей раз раздражающим фактором стали российские ВВС, а если точнее — группировка авиации, действующая в районе Балтийского моря.

Европейское командование вооруженных сил США опубликовало видео, на котором запечатлен инцидент, который, по утверждению американской стороны, произошел 12 апреля.

На видеозаписи видно, как . Судя по поведению команды эсминца, действия российских пилотов, как минимум, заставили их понервничать.

По утверждению американских СМИ, США по дипломатическим каналам пытаются довести до Москвы свое недовольство «провокационными и опасными» действиями российских летчиков.

При этом Пентагон принял решение на публикацию видео, чтобы доказать, что самолеты создали реальную опасность для корабля.

Эсминец «Дональд Кук» проводил учения в Балтийском море совместно с польскими военными. По утверждению американской стороны, действия авиации России помешали взлету с борта эсминца польского военного вертолета.

Погладили «против шерсти»

Официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест назвал действия российских летчиков не соответствующими нормам поведения в международном воздушном и морском пространствах. «Российские самолеты пролетели опасно близко к американскому военному кораблю и польскому летательному аппарату», — подчеркнул пресс-секретарь Белого дома.

В Пентагоне, в свою очередь, уверяют: скорость и угол атаки русского бомбардировщика были угрожающими.

Ветераны Вооруженных Сил СССР, помнящие события времен «холодной войны», лишь пожимают плечами — ничего необычного в небе над Балтикой не произошло, подобного рода ситуации происходили в те времена довольно часто, и американская авиация пролетала над советскими кораблями ничуть не реже. Разве что за последние 20 лет военные США отвыкли от того, что кто-то может их, что называется, «погладить против шерсти».

Тем же, кому не терпится обвинить Россию в агрессивных действиях, стоит напомнить — это американский эсминец проводит учения в непосредственной близости от России, а не наоборот. Потому желание представителей ВВС России уточнить, зачем «Дональд Кук» сюда пришел и что ему здесь надо, является естественным и законным.

«Кук» и «Су»: новая встреча спустя два года

Эсминец «Дональд Кук» (USS Donald Cook (DDG-75) относится к четвертому поколению кораблей данного класса. Главным оружием «Кука» являются крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полёта до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно. Свое название он получил в честь участника войны во Вьетнаме, капитана морской пехоты Дональда Джилберта Кука , умершего в 1967 году от малярии.

Корабль, принадлежащий к 22-й эскадре Командования сил флота США и приписанный к базе «Рота» в Испании, впервые появился у российских берегов весной 2014 года.

Власти США, недовольные присоединением Крыма к России, решили поиграть военными мускулами, отправив эсминец в Черное море, к берегам российского полуострова.

Именно там «Дональд Кук» впервые встретился со своим теперь уже «закадычным другом» — фронтовым бомбардировщиком Су-24. Встреча состоялась, что интересно, также 12 апреля. Су-24 в течение полутора часов совершил несколько пролетов мимо эсминца, что вызвало недовольство властей США, также обвинявших российского пилота в опасных маневрах.

14 апреля «Дональд Кук» прибыл в румынский порт Констанцу, а 24 апреля покинул акваторию Чёрного моря.

По некоторым данным, на борту Су-24 была установлена система радиоэлектронного подавления «Хибины», которая отключила на «Дональде Куке» радар и систему управления вооружениями. Затем эсминец и вовсе потерял ход, с большим трудом добравшись до берегов Румынии.

Американские СМИ утверждали, что прямо в порту Констанцы 27 членов экипажа подали рапорты о переводе с эсминца — настолько сильное впечатление произвело на них знакомство с русским самолетом. Впрочем, официального подтверждения этой информации нет.

Опытный «Фехтовальщик»

Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Эксплуатация Су-24 началась в феврале 1975 года; эксплуатация модификации Су-24М, о которой идет речь в данном случае, была начата в июне 1983 года.

Несмотря на то, что эта боевая машина в строю уже несколько десятилетий, она вполне успешно способна решать задачи в современных условиях. В 2009 году в ВВС России была поставлена первая партия модернизированных самолетов Су-24М2.

При этом, по утверждению военных летчиков, Су-24 — очень серьезная машина, пилотирование которой требует от экипажа высокого уровня подготовки. Выполнять пролеты в непосредственной близости от американского эсминца способны только настоящие асы.

По состоянию на 2016 год на вооружении ВВС России находятся 140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР.