В этом году Президент В.В. Путин лично поздравил с 85-летием Марка Захарова, о биографии, личной жизни и детях которого в канун его юбилея стали писать активно все ведущие СМИ. Это человек-эпоха, создавший свой уникальный театр, собравший в труппу ведущих народных артистов и вложивший в развитие российской культуры огромный вклад.

Его фильмы разошлись на цитаты, зрители все время пересматривают его культовые ленты, а легендарная рок-опера «Юнона и Авось» ставится с неизменным успехом вот уже более 20 лет.

Биография

Марк Анатольевич Ширинкин (именно такую фамилию он получил при рождении) появился на свет 13 октября 1933 года в семье Галины Сергеевны Бардиной и Анатолия Ширинкина. Оба его родителя имеют дворянское происхождение. Дед матери воевал за белых у Колчака и эмигрировал после Гражданской войны в Австралию.

В советской России осталась его жена Софья Николаевна, бабушка Марка Захарова со стороны мамы, которая в советское время стала директором детского дома.

Не менее удивительная биография и у родственников по отцовской линии. Дед был дворянином, женившимся на караимке еврейского происхождения. Он участвовал в революционном движении в царское время, активно занимался журналистикой и погиб на Первой мировой войне. Отец обучался в Кадетском корпусе, потом поступил на службу в Красную армию.

С Галиной он знакомится в 1931 году, через два года у молодой пары появился сын, еще через год Анатолия судили по ст. 58 и выслали из Москвы.

В 1941 году он уходит добровольцем на фронт, после войны продолжает служить в гарнизоне столицы. В 1949 г. его снова отправляют в ссылку из-за его дворянского происхождения и наличия судимости.

Любовь к театру маленькому Марку привила его мать Галина Сергеевна, которая сама училась в театральной школе знаменитого Юрия Завадского и потом преподавала в детских театральных кружках. Она ушла из жизни - в 54 года, скоропостижно скончавшись от разрыва сердца. Она водила маленького сына в театральную студию при Москворецком доме пионеров, в которой вместе с Марком занимался будущий знаменитый кинорежиссер и сценарист Андрей Тарковский.

В своих воспоминаниях о детстве Марк Анатольевич говорит о том, что в школе ему было неинтересно, и учился он плохо. Смог подтянуть оценки только в старших классах, чтобы получить хороший аттестат.

Ему больше всего нравилось общаться с отцом во время общих прогулок и занятий, когда он рассказывал о Москве и о разных местных легендах тех городов, где семья жила во время двух ссылок.

    А вам нравится творчество Марка Захарова?
    Проголосовать

Несмотря на увлечение театром, после школы юноша попытался приобрести более земную профессию, подав документы в инженерно-строительный институт им. Куйбышева. Но он не набрал необходимого количества баллов и по настоянию своей мамы поступил в 1951 году в ГИТИС на актерский факультет. Он закончил обучение в 1955 г. и был направлен в Пермский драмтеатр.

Творческая карьера театрального и кинематографического режиссера

Свои первые занятия режиссурой Захаров начал в Пермском университете в 1956 г., где вел театральную студию для студентов. После возвращения в столицу, он продолжает ставить любительские спектакли, устроившись с помощью своей молодой жены - актрисы Нины Лапшиновой на должность руководителя драмкружка Станкостроительного института.

Также он в 1959 г. поступает на службу в театр им. Гоголя. В 1960 г. он переходит в Московский театр миниатюр, где в это время главным режиссером был писатель Владимир Поляков.

Общение с ним дало необходимый толчок для литературного творчества Марка Захарова, успевшего за свою насыщенную творческую жизнь написать немало сценариев и несколько книг, посвященных театральной жизни Москвы.

В 1964 г. он уходит из театра миниатюр, в котором работала его жена. Уход был рискованным мероприятием, так как Захаров окончательно порывал с профессией актера, решив посвятить свою жизнь режиссерской работе. Его первой творческой лабораторией стал знаменитый студенческий театр МГУ. Супруга и здесь полностью поддержала решение мужа.

Успешная работа в любительском театре привлекла внимание театральной общественности столицы.

Его приглашают в театр сатиры в 1965 г., где он ставит в 1967 г. свой первый спектакль с профессиональными актерским составом - «Доходное место» А. Н. Островского.

Уже через два года вместе с молодыми писателями-сатириками А. Аркановым и Г. Гориным они ставят комедию «Банкет».

Именно после этого спектакля сложился прочный творческий союз режиссера Захарова и писателя Горина, который просуществовал до самой смерти последнего.

Несмотря на огромный успех, обе постановки очень скоро были сняты из репертуара театра из-за идеологического подтекста. Это был сложный период для молодого режиссера, но ему оказал поддержку маститый коллега по цеху - главный режиссер театра Маяковского - Гончаров. Он пригласил опального постановщика к себе для постановки пьесы «Разгром» по одноименному роману А. Фадеева.

В 1973 году он стал художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, который стал его главным детищем. Именно в нем он собрал невероятное количество блистательных советских актеров, на которых держался весь репертуар Ленкома.

Здесь были поставлены в 70-х, 80-х и 90-х гг. знаменитые аншлаговые спектакли Захарова.

Как о самом заметном театральном событии той эпохи до сих пор говорят о:

  • «Тиле»;
  • «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты»;
  • спектакле «В списках не значился»;
  • пьесе «Автоград ХХI», поставленной с участием Юрия Визбора;
  • «Жестоких играх»;
  • «Юноне и Авось»;
  • «Поминальной молитве».

Захаров собрал в своей труппе лучших актеров советской театральной и кинематографической школы:

  • Инну Чурикову;
  • Николая Караченцева;
  • Евгения Леонова;
  • Олега Янковского;
  • Елену Шанину;
  • Ирину Алферову;
  • Дмитрия Певцова;
  • Александра Ракина.

Все спектакли Ленкома того времени стали настоящими шедеврами советского театрального искусства.

Работа в кино и на телевиденье

Захаров смог создать не только театральные шедевры, но также ставшие культовыми кинематографические и телевизионные ленты. Уже несколько поколений зрителей восхищаются такими фильмами как:

  • «12 стульев»
  • «Обыкновенные чудо»;
  • «Формула любви»;
  • «Тот самый Мюнхгаузен».

Ко многим фильмам Захаров сам написал сценарий - не только к своим работам, но и к лентам, снятым другими режиссерами.

Педагогическая и общественная работа

Захаров не только активно занимается режиссерской работой. Он преподает студентам в ГИТИСе мастерство режиссуры, являясь профессором этого вуза.

В 1989 г. Захаров был избран государственным депутатом. В 1996 г. стал членом Совета по культуре при Президенте Б.Н. Ельцине.

Несмотря на то что он не вошел в состав нового аналогичного органа, созданного во времена президентства В. В. Путина, он согласился быть доверенным лицом партии «Единая Россия» на последних выборах в ГосДуму.

Семья и личная жизнь

В личной жизни мастер оказался очень счастливым. Свою будущую супругу он встретил еще в период учебы в ГИТИСе во время работы над студенческой стенгазетой. Сначала отношения не выходили за пределы дружбы.

Но после того как Марк увидел Нину с другим молодым человеком, он сразу же сделал ей предложение.

Молодые супруги долго ждали детей, единственная их дочь Александра родилась только на пятом году совместной жизни.

Всегда во всем поддерживала мужа и была его музой. Именно поэтому тяжелой утратой для самого Марка Анатольевича и его дочери Александры стала смерть Нины Тихоновны в 2014 г. в результате тяжелой и продолжительной болезни на 83 году жизни.

На публичных фото Марк Анатольевич Захаров нечасто был запечатлен со своей женой Ниной Тихоновной, так как она была театральной актрисой, которую практически не снимали. Зрители могут увидеть ее только в одном фильме ее мужа - «12 стульев», где она талантливо сыграла эпизодическую роль жены отца Федора.

У дочери Александры детей нет, так как брак оказался не очень удачным. Супруги разошлись, не заведя ребенка. Александра полностью посвящает себя сцене. Она уже имеет звание Народной актрисы России и работает в театре своего отца.

Биография выдающегося деятеля советской и российской культуры Марка Захарова всегда начинается с перечисления многочисленных направлений, в которых ему удалось реализовать свою всестороннюю одаренность. Прежде всего он известен, как режиссер-постановщик, автор незабываемых фильмов и спектаклей, главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола на протяжении нескольких десятилетий.


Но к этим почетным званиям неизменно добавляются звания сценариста, писателя и одаренного педагога, профессора, почетные регалии, венцом которых стало звание Народного артиста СССР. Личная жизнь и дети как-то остаются за кадром, но фото, вплоть до 2018, доказывает, что они занимали не менее важную роль в его биографии.

Биография

Замечательная творческая биография Марка Захарова, и его всесторонняя одаренность связана с его происхождением. Отец воевал в составе Красной Армии, а вот дед по материнской линии – белый эмигрант, воевавший в колчаковской рядах. Дед по отцовской линии погиб в войне 1914 года. Будучи русским дворянином, женился на еврейке, а в роду по родословному дереву числились и татары. Известно, что именно смешение кровей дает обычно натуры целеустремленные. Дети от таких браков получают лучшие качества от всех своих предков.

Литературные способности Захаров унаследовал от деда-журналиста, а тягу к театру – от матери, в свое время закончившей ТС Завадского. Дед по материнской линии эмигрировал, но бабушка, Софья Николаевна, осталась в России и заведовала детдомом.

Марк Захаров в молодости

Отец – участник Великой Отечественной, был военным. После войны он был дважды выслан по 58 статье, из-за неснятой судимости. В те времена личная жизнь Марка Захарова состояла из лишений, жизни в коммуналке, и небольших радостей – посещения драмкружка и спектаклей, в некоторых из которых доводилось и самому участвовать.

Мать была против театральной карьеры, поэтому творческая биография одаренного мальчика началась с подачи документов в МИСИ, и с провала, а затем в Школу-студию МХАТ, с тем же результатом. Юное дарование гостеприимно принял ГИТИС, по окончании которого, с дипломом актера, он был распределен в Пермский театр драмы. Благодаря гостеприимной Перми он не только впервые встал на свою основную жизненную стезю, но и начал взрослую личную жизнь. Марк Захаров женился на Нине Тихоновне Лапшиновой. С ней вернулся в Москву, для продолжения своей творческой биографии.

Марк Захаров

С женой известный режиссер прожил до ее смерти. Она родила ему дочь Александру, которая тоже стала актрисой и играет в театре у отца и в кинематографе. В отличие от родителей, мужей у нее было несколько, а вот дети так и не появились. На многих фото выдающийся режиссер запечатлен с горячо любимой супругой или обожаемой дочерью.

Бурная личная жизнь нередко становилась причиной ухода из Ленкома актеров, которые могли бы стать его восходящими звездами. Так получилось с Андреем Соколовым, Владимиром Стекловым, и с Эдиком Томаном, худруком Таллинского Русского драмтеатра. Злые языки поговаривают, что любовные неудачи Александры связаны с ее выдающимся отцом. Всех своих избранников она подозревала в корыстных целях и намерениях войти к нему в доверие.

С Александром Абдуловым

Творческий путь

Еще посещая драмкружки в детском и юношеском возрасте, Марк Захаров сталкивался со многими людьми, ставшими впоследствии знаменитыми – например, с Андреем Тарковским. Он прекрасно сознавал, что выдающимся актером ему не быть, да и мать, преподававшая театральное мастерство, сначала была против его актерской карьеры. После того, как ей приснился вещий сон, именно она готовила его к поступлению в ГИТИС, после провала в Школу-студию МХАТ. На втором курсе он уже участвовал в спектаклях в эпизодических ролях. Его первым профессиональным поприщем стали сцены Театра им. Маяковского и им. Ермоловой.

Марк Захаров с Олегом Янковским

Таланты Захарова стали раскрываться в гостеприимной Перми. Там он писал, рисовал, работал на радио, участвовал в спектаклях и капустниках, реализовывал свои идеи и даже поставил свой первый спектакль в соавторстве с Чекмаревым. Стартом режиссерской деятельности Марка Захарова стала студенческая самодеятельность в Перми.

Марк Захаров и Николай Караченцов

Его деятельность на этой стезе, продолжилась в драмкружке Станкостроительного института. Но в это время он еще играл в Театре им. Гоголя, а затем в Московском театре миниатюр. И только в 1964 он стал работать в Студенческом театре МГУ. Затем его творческая биография стала неуклонно продвигаться к достигнутому позже успеху:

Марк Захаров с супругой

  • в Театре сатиры поставил спектакль «Банкет» (позже запрещенный) и «Доходное место», которое принесло ему известность;
  • в Театре Маяковского – «Разгром», реабилитировавший режиссера после запрещенной постановки;
  • в 1973 стал главным режиссером Ленкома, где были поставлены спектакли, ставшие не только выдающимися премьерами, но и целыми культурными событиями в столичной театральной жизни;
  • начал работать в кинематографе и снимать телевизионные фильмы, благодаря которым его имя поучило известность у самой широкой зрительской аудитории;
  • выступал как автор и соавтор сценариев (в «Звезде пленительного счастья», «Земле Санникова», и даже частично – в «Белом солнце пустыни» и др.).

С дочерью Александрой Захаровой

На сегодняшний день творческая деятельность Захарова несколько приостановилась, но официальных званий и должностей заметно прибавилось. Он стал академиком АКИ Ника, Российской Национальной академии кинематографии, Академии Российского телевидения и даже Международной академии творчества.


Из других должностей – профессор кафедры режиссуры в РИТИ, секретарь Союза театральных деятелей и член Союза Писателей столицы. Его дочь Александра получила звание Народной артистки РФ и работает в театре отца. Если бы не потеря единственной и горячо любимой жены, можно было бы сказать, что жизнь Марка Захарова удалась.

Марк Захаров на одну четверть еврей, потому что бабушка по отцовской линии была еврейкой-караимкой. Но он всегда считал себя истинно русским человеком, настоящим патриотом своей родины. Он стал живой легендой советского кинематографа, снял несколько десятков картин, которые пользуются успехом у зрителя на протяжении долгих лет. Он сам писал сценарии к своим картинам и ставил постановки в театре. С 1973 года и до настоящего времени является руководителем прославленного Ленкома.

Марка Захарова знают как известного режиссера и постановщика, снявшего такие культовые картины как «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Убить дракона».

Детство и юность

Родился Марк Захаров 13 октября 1933 года в Москве. Отца звали Анатолий Ширинкин, в годы революции он был курсантом кадетского корпуса в Воронеже. Несмотря на то, что его отец был дворянином, Анатолий вступил в ряды Красной Армии, и прошел с ней всю гражданскую войну. У него не было постоянной работы, поэтому мужчина подрабатывал в разных местах. Мама Галина Бардина была выпускницей театральной студии Завадского, вела детские драмкружки. Она умерла в пятьдесят четыре, причиной смерти стал разрыв сердца. Дед по маминой линии служил у , после войны уехал в эмиграцию в Австралию. Бабушка по маминой линии Софья Бардина не уехала вместе с мужем, продолжала трудиться в детском доме на должности заведующей.

Родители Марка познакомились в 1931 году. Спустя год после рождения сына Анатолия Ширинкина арестовали, даже не посмотрев на его красноармейское прошлое. Его обвинили по 58-й статье и сослали на три года в ссылку. Мама так и не стала актрисой, бросила свой театр и отправилась вслед за супругом.

В 1943-м умерла бабушка по материнской линии – Софья Николаевна, и им удалось выпросить разрешения вернуться в столицу. Они поселились в двух комнатах коммуналки, которые еле выпросили, и начались тяжелые полуголодные будни.

Отцу удалось получить работу в охране Московского гарнизона, но его опять приговорили к выселению, как бывшего заключенного по политической статье. Мама в то время устроилась на работу в драматический кружок и занималась с детьми. Марка она брала с собой.

Подростку очень нравилось бывать в кукольном театре Образцова. Он успевал на все его представления, параллельно посещал мамин драмкружок и находил время для занятий в театральном кружке при Доме пионеров. Вместе с ним на кружок ходил и .

Окончив школу, Марк так и не знал, куда ему поступать. Мама сразу была категорически против его поступления в театральный, говорила, что профессия у мужчины должна быть серьезной. Он принес документы в приемную комиссию Архитектурного института, но на экзаменах не добрал бал, и не смог пройти по конкурсу. Тогда его целью стала Военно-инженерная академия, но после проверки «родословной» пареньку отказали из-за отца. И вот однажды мама кардинально изменила свое мнение по поводу театрального вуза. Женщина увидела какой-то сон, который посчитала вещим, и настоятельно рекомендовала сыну поступать именно в театральный институт.

Марка такое благословение матери только обрадовало, он пошел пробоваться во МХАТ. Для своего выступления он приготовил «Вересковый мед», читал его так громко и вдохновенно, но приемную комиссию не заинтересовал. Тогда с помощью мамы он подготовил «Песнь о купце Калашникове», и пошел штурмовать ГИТИС. На этот раз попытка была удачной.

Театр

Свою творческую биографию Марк Захаров начал в театре. Его туда пригласили еще в студенческие годы, и со второго курса он был задействован в ролях второго плана. После получения диплома ГИТИСа Захаров был распределен в труппу Пермского драмтеатра.

Он отдал этому театру три года, и за это время начал развиваться еще в нескольких направлениях. Молодому человеку нравилось писать и рисовать. Особенно удачными были его карикатурные зарисовки, которые периодически появлялись на страницах местной печати. Он нашел себе работу на радио, организовал вместе с друзьями различные капустники. Именно в Перми у Захарова был первый опыт режиссерской работы. Марк начал понимать, что он может находить общий язык с актерским составом, к нему прислушиваются, его понимают. А он был полон идей, которые ждали своего воплощения.

В 1959-м Захаров переезжает в Москву. Вместе с ним приехала и жена, актриса Нина Лапшина, с помощью которой он и находит работу в театре им. Гоголя. У него все чаще появляется желание заняться написанием литературных произведений, и он решается попробовать себя в этом виде творчества.

Марк Захаров обладал талантом тонко уловить человеческое естество, и обыграть это с юмором, поэтому такими интересными получились его постановки «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964-м пришло понимание, что он стоит на своеобразном рубеже, после которого нужно что-то менять в своей жизни. Его, как актера, больше не прельщает сцена, ему хочется чего-то большего. Марку Захарову интересна режиссура, и он все свои силы выкладывает именно на этом поприще.

Дебютной постановкой Захарова как режиссера стал «Дракон», который был представлен на сцене студенческого театра МГУ. Это произведение Шварца Захаров использует еще раз, когда в 1988-м решит снимать картину под названием «Как приручить дракона». Именно сцена этого театра стала началом головокружительной режиссерской карьеры Захарова. Она видела множество его удачных проектов, которые с восторгом принимали и зрители и критики.

В 1965-м Захаров устроился в Московский театр сатиры. На этой сцене была сыграна самая известная постановка Захарова «Доходное место». Было дано сорок спектаклей, а потом власти рассмотрели в нем намек, и запретили. Такая же участь ждала и комедию «Банкет», которая стала не менее популярной и любимой зрителем.

В 1973-м Марку Захарову предложили стать руководителем театра «Ленком». Эту должность он занимает и по сей день.

Марк Захаров противник телевизионных версий театральных постановок, которые так вошли в моду в последнее время. Он считает, что с помощью техники можно добиться множества эффектов, но та атмосфера, которая присутствует в зале, тот прямой контакт артистов со зрителем, возможен только на театральных подмостках.

Фильмы

1976 год стал дебютным для Марка Захарова в кино. Он снял свои знаменитые «12 стульев», в главной роли задействовал , и получился настоящий киношедевр.

Следующий фильм по популярности даже превзошел предыдущий. Захаров снял картину «Обыкновенное чудо», в котором главного героя сыграл , и снова оказался на пике популярности и славы. Его фильмы смотрят и пересматривают по много раз, они нравятся людям разных поколений. А спектакли Марка Захарова считают эталоном российского режиссерского мастерства.

В 1983-м состоялись гастроли театра Ленком в Париже. Они привезли свою «Юнону и Авось», которую зрители оценили по самому высшему разряду. В 1989-м Марк Захаров занял депутатское кресло, он был членом компартии, но вышел из нее оригинальным способом – при всех сжег партбилет.

Личная жизнь

В личной жизни актера и режиссера Марка Захарова была только одна женщина – Нина Лапшина, на которой он женился в 1956 году. В 1962 году у них родилась дочка Александра. Нина принимала участие в картине своего мужа – «12 стульев», где стала женой батюшки Федора.

Дочь продолжила династию, и сегодня она одна из ведущих актрис театра Ленком, ей присвоено звание Народной артистки РФ. Александра снималась в картинах отца «Убить дракона» и «Формула любви». Жена режиссера умерла в 2014 году.

Марк Захаров сейчас

В последнее время Марку Захарову приходится участвовать в разбирательствах, связанных с репертуаром театра. В 2016-м из него исключили постановку «Князь», режиссера . Об этом сам режиссер сообщил в соцсетях. После премьеры этого спектакля в сообществе театралов разразился настоящий скандал.

По этому поводу Марк Захаров дал интервью, и сказал, что ему пришлось пересмотреть репертуар театра, и убрать из него все постановки, которые не пользуются успехом у зрителя. В их числе оказался и «Князь», потому что не набиралось достаточного количества зрителей в зале. При этом он отметил, что это временная мера, а сам спектакль не будет навсегда удален из репертуара, его просто на некоторое время «законсервируют».

Марка Захарова интересует не только жизнь в театре, он часто высказывается и на злободневные темы. Именно таким выступлением стало заявление режиссера в 2016-м, с которым он обратился к прессе. Вопрос затрагивал уровень развития отечественной науки и роста промышленности. Захаров подчеркнул, что будущее страны во многом зависит от политики, национальной идеи и духа патриотизма, и призвал развивать у молодежи именно эти качества.

Смерть

Двадцать восьмого сентября 2019 года, в Москве, в возрасте 85 лет Марк Анатольевич Захаров скончался. Причиной смерти стало повторное воспаление легких. Ранее, в конце августа Марк Анатольевич оказался в больнице с диагнозом двусторонней бронхопневмонии. По поводу его кончины выразили свое соболезнование главы государства и Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин.

Избранная фильмография

  • 1972 - Стоянка поезда - две минуты
  • 1976 - 12 стульев
  • 1978 - Обыкновенное чудо
  • 1979 - Тот самый Мюнхгаузен
  • 1982 - Дом, который построил Свифт
  • 1984 - Формула любви
  • 1988 - Убить дракона

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Марк Захаров – советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей, а киноленты разбирали на цитаты. Но начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения.

Детство и юность

Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера – русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Мужчина поддержал красноармейцев, вступив в ряды армии, и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера мечтала о карьере актрисы. Женщина училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.


В 1934 году отца семейства арестовывают, вменяя 58 статью. За контрреволюционную деятельность приговаривают к 3 годам в неволе и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запрещали въезд в Москву. Мать, оставшись без мужа, много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери – Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.

В 1943 году, после смерти бабушки, семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как пишет сам Марк Захаров: «Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».


Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58 статье мужчину высылают из Москвы вновь. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.

Марка Захарова в то время увлек Кукольный театр Образцова. А будучи подростком, посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.

После школы Марк Захаров не имел четкой цели. В Архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в Военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого женщина была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.


Счастливый абитуриент пришел на предварительное прослушивание во МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. И провалился. Тогда мать предложила Марку посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Женщина помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.

Театр

Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.


3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много пишет, рисует, и карикатурные иллюстрации даже попадают в местную печать, попутно работает на радио, с удовольствием берется за организацию капустников. В Перми вместе с Чекмаревым был поставлен первый для Захарова спектакль. Марк почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами. У Захарова были идеи, которые охотно слушали.

В 1959 году Марк Анатольевич вновь приезжает в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устраивается в театр им.Н.В.Гоголя. В это время его не покидает желание взяться за перо. Захаров получает бесценный литературный навык.


Умение Марка Анатольевича передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Марк Захаров осознал, что достигнут некий рубеж. Актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желание направлены на достижение режиссерского успеха.

Дебютом на сцене в Студенческом театре МГУ стал спектакль «Дракон». Позже Марк Анатольевич вернется к этому материалу по Евгению Шварцу, работая над фильмом «Убить дракона». Студенческий театр МГУ стал отправной точкой в его режиссерской карьере. Захаров ставит там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.


В 1965 году он работает на профессиональной сцене Московского Театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом. Потом постановку запретили. Также произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее, спектакли Захарова всегда были популярными.

В 1973 году Марк Анатольевич возглавил московский театр «Ленком». Через год заметным событием в репертуаре театра стала постановка по пьесе Григория Горина «Тиль», в которой были задействованы Инна Чурикова, Николай Караченцев, Елена Шанина. Еще спустя год была выпущена инсценировка произведения Бориса Васильева «В списках не значился». В 1976 году режиссер и артисты театра представили на суд зрителям новый шедевр – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».


В 1981 году «Ленком» постановкой «Юнона и Авось» буквально «взорвал» театральную Москву. На показы нельзя было достать билеты, а публика со слезами на глазах каждый раз подпевала заключительному хору «Аллилуйя Любви».

В 1983 году театр едет с гастролями в Париж, где выступает в культурном центре Пьера Кардена. Знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось» принимают прекрасно. Со спектаклем также знакомится публика в США, Германии, Голландии.


Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов на сцене. А это иногда и составляет всю «соль» театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды – в 1983 и 2002 годах.

Позднее число работ Марка Захарова пополнилось спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова «Женитьба» Николая Гоголя, «Пер Гюнт» Генри Ибсена. Последними на сегодняшний день постановками Захарова являются «Вальпургиева ночь» и «День опричника», которые появились в репертуаре театра в 2015 и 2016 годах.


В ноябре 2016 года режиссер Константи Богомолов сообщил на своей странице в соцсети Facebook, что художественный совет «Ленкома» снял с репертуара его спектакль «Князь», поставленный по мотивам романа Федора Достоевского «Идиот». Этот спектакль вызвал скандал в театральном сообществе.

Марк Захаров прокомментировал постановку, заявив, что она снята с репертуара из-за недостаточной посещаемости. Захаров отметил, что просмотрел, какие спектакли можно убрать из афиши. В результате режиссер решил, что надо убрать именно те, которые не собирают стопроцентных аншлагов. Также худрук добавил, что «Князя» убрали из репертуара временно, а сама постановка будет «законсервирована».


Сегодня Марк Анатольевич – преподаватель. Он профессор на кафедре режиссуры в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.

Марка Захарова интересует не только театральное творчество. В 2016 году он дал интервью относительно развития российской науки и промышленности. По словам Захарова, политика, национальная идея и патриотизм важны для общества, поскольку от подобной составляющей зависит будущее государства.

Фильмы

В 1976 году он пробует себя в кинематографе. Результатом становится фильм, который зрители знают и любят до сих пор – «12 стульев» с Андреем Мироновым.

Крылатые фразы из фильма «12 стульев» Марка Захарова

Вскоре выходит кинолента «Обыкновенное чудо». Каждый фильм Марка Захарова бьет в точку и становится классикой.

Монолог волшебника из кинофильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо»

Спустя год состоялась премьера трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина и на музыку Алексея Рыбникова.

Трейлер фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»

Следующим шедевром в фильмографии кинорежиссера стала картина «Формула Любви» о графе Калиостро, мошенничество которого было разоблачено во время гастролей в Санкт-Петербурге, из-за чего авантюристу пришлось скрываться в смоленских землях.

Трейлер фильма Марка Захарова «Формула любви»

Последним вышедшим на экраны кинофильмом Марка Захарова стала антиутопия «Убить дракона», которая появилась в 1988 году.

Личная жизнь

Личная жизнь Марка Анатольевича сложилась счастливо. 58 лет его музой, верной спутницей и женой была Нина Тихоновна Лапшинова. В молодости она была актрисой, девушка училась вместе с Марком на параллельном курсе. Их знакомство произошло во время совместного выпуска стенгазеты. Интересно, что Нина назвала будущего супруга «Захаров-Презахаров» и этой фразой случайно сразила Марка прямо в сердце.


Сокурсник не стал тянуть с предложением руки и сердца, а Лапшинова легко дала согласие. Первое время Нина была успешнее Марка в профессиональном плане, но благодаря жене Захаров сумел разглядеть в себе талант режиссера. На семейных фото супруги всегда выглядели счастливо.

Спустя 6 лет после свадьбы в семье произошло пополнение – родилась дочь , ради воспитания которой мать оставила театр. Позднее Саша пошла по стопам мамы. Она успешно реализовала себя под началом отца в его спектаклях и фильмах, оставаясь при этом яркой индивидуальностью. За время службы в театре Александра получила прозвище Принцесса “Ленкома”.


В 2014-м, на 83-м году жизни, Нина Тихоновна умерла от онкологии. В это время Марк Захаров находился на лечении в Германии из-за повреждения ноги. Отец и дочь тяжело перенесли утрату.

Марк Захаров сейчас

Сейчас режиссер по-прежнему остается художественным руководителем родного театрального коллектива. В 2018 году Марк Анатольевич стал постановщиком спектакля «Фальстаф и Принц Уэльский». Помимо авторских работ, Захаров курирует спектакли других режиссеров театра – Павла Сафонова, Глеба Панфилова, Олега Глушкова и других.

Документальный фильм «Марк Захаров: «Я оптимист, но не настолько…»

13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате – 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы. Первый канал подготовил документальный фильм «Марк Захаров: «Я оптимист, но не настолько…» и телеверсию поздравления именинника «Юбилейный вечер Марка Захарова в театре “Ленком”».

Ананс фильма 2018 года «Марк Захаров: мое настоящее, прошлое и будущее»

Также Марк Анатольевич стал гостем передачи Татьяны Устиновой «Мой герой» телеканала «ТВ Центр». А в программу канала «Культура» вошел документальный фильм «Марк Захаров: мое настоящее, прошлое и будущее». Статья найдена на 24smi.org.

Марк Анатольевич Захаров (настоящая фамилия - Ширинкин). Родился 13 октября 1933 года в Москве - умер 28 сентября 2019 года в Москве. Советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).

Мать - Галина Сергеевна Бардина - окончила театральную студию Юрия Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии был белым офицером, воевал в армии Колчака, затем эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина решила остаться в России, работала заведующей детского дома.

Отец - Анатолий Ширинкин - обучался в Воронежском кадетском корпусе, с началом революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками. В 1934 году был арестован по 58-й статье на три года с последующей высылкой. Участник Великой Отечественной войны, по окончании служил в Московском гарнизоне. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый. Умер в преклонном возрасте. Дед по отцу был русским дворянином, революционером, занимался журналистикой, погиб на фронте во время Первой мировой войны.

Его родители познакомились в 1931 году.

"Отец рассказал, что мой дед был женат на еврейке-караимке, стало быть, заключил я, мой отец наполовину еврей, я - на четверть", - рассказывал Марк Анатольевич. При этом он отмечает, что, будучи на четверть евреем, "всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь".

С детства Захаров увлекся театром, занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров. Кстати, вместе с ним занимался будущий кинорежиссер .

После школы он подавал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, однако на экзаменах не набрал необходимое количество баллов.

По настоянию матери, увидевшей, по словам Захарова "вещий сон", он решил поступать в театральный вуз. Летом 1951 года Захаров стал студентом Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС, с 1991 года преобразован в РАТИ - Российскую академию театрального искусства).

В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли).

Еще на втором курсе он начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени В.В. Маяковского и имени М.Н. Ермоловой.

С осени 1955 года - актёр Пермского областного драматического театра.

Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, некоторые из его учеников получили известность. Именно там, по его словам, почувствовал, что студентам с ним интересно, и он продолжительное время может "держать внимание большого коллектива людей" и руководить постановочным процессом.

Перебравшись в Москву, Захаров продолжил заниматься и режиссурой: благодаря жене, актрисе Нине Лапшиновой, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте.

В 1959 году Захаров устроился на работу в Московский театр имени Гоголя, а в 1960 году перешел в Московский театр миниатюр. Коллективом в тот период руководил писатель Владимир Поляков, под чьим непосредственным воздействием Захаров "приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык".

В 1964 году Захаров ушел из Театра миниатюр, где работал вместе с женой. В тот период Лапшинова поддержала его решение начать работать режиссером в Студенческом театре МГУ. Этот театр стал той "стартовой площадкой", с которой Захаров "вошел в профессиональную режиссуру".

В 1965 году Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Поставленный им в 1967 году спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому стал первым его режиссерским успехом на профессиональной сцене.

В 1969 году Захаров стал режиссером комедии и Григория Горина «Банкет» (он стал первой совместной работой режиссера с Гориным, в будущем - соавтором многих спектаклей Захарова). Оба спектакля, несмотря на успех у публики, были запрещены по идеологическим соображениям. Захаров отмечал, что в то время его режиссерская профессия "повисла на волоске", и лишь помощь Гончарова, который предложил режиссеру поставить на сцене возглавляемого им театра имени Маяковского «Разгром» Александра Фадеева, помогла ему остаться в профессии.

В 1973 году Захаров был назначен главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года - Московский театр Ленком). Его постановки на сцене театра: «Автоград XXI» (Юрий Визбор, Захаров, 1973), «Тиль» (Горин, музыка Геннадия Гладкова, 1974), «В списках не значился» (Визбор по мотивам произведения Бориса Васильева, 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (Павел Грушко по произведениям Пабло Неруды, музыка Алексея Рыбникова, 1976), «Жестокие игры» (Алексей Арбузов, музыка Гладкова 1979), «Юнона и Авось» ( , музыка Рыбникова, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Вишневский, 1983), «Три девушки в голубом» (Людмила Петрушевская, 1985), «Диктатура совести» (Михаил Шатров, 1986), – стали событиями в культурной жизни страны. Многие из этих спектаклей называли украшением репертуара Ленкома на долгие годы.

Отвечавшая духу времени художественная идеология Захарова окончательно оформилась в конце 1980-х годов. Среди театральных работ этого времени следует выделить спектакли «Мудрец» (по Островскому, 1989), «Поминальная молитва» (Горин по Шолом-Алейхему, 1989), «Школа для эмигрантов» (Дмитрий Липскеров, 1990) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Пьер Огюстен Бомарше, 1993), «Чайка» (Антон Чехов, 1994), «Королевские игры» (Горин - Шандор Каллош по мотивам пьесы Максвелла Андерсона, 1995), «Варвар и еретик» (по роману Федора Достоевского, 1997), «Мистификация» (Нина Садур, 1999), «Шут Балакирев» (Г.Горин, 2001), «Плач палача» (на темы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя, 2003), «Ва-банк» (по Николаю Островскому, 2004), «Женитьба» (по Николаю Гоголю, 2007).

Успех постановок Ленкома, по мнению самого Захарова, заключался в том, что театр "стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти". С ним соглашались и критики, отмечавшие, что спектакли Захарова "существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища: все, что происходит (или просто находится) на сцене, должно быть эффектным - и декорация, и костюмы, и шутки, и песни".

Захаров не раз говорил, что главное в его жизни достояние и гордость - звездная плеяда актеров Ленкома. На сцене театра в разные годы играли такие талантливые мастера сцены, как , , Виктор Раков, Сергей Степанченко и другие.

Марк Захаров много и успешно работал в кино и на телевидении, в частности, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи.

Среди его кинофильмов - любимые кинозрителями «Двенадцать стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Выступал Захаров и как сценарист, автор и соавтор сценариев таких фильмов, как «Белое солнце пустыни» (1969; ему принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова), «Земля Санникова» (1972), «Звезда пленительного счастья» (1975) и другие.

Марк Захаров на съемках фильма "Двенадцать стульев"

Общественно-политическая позиция Марка Захарова

В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС. В прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.

В октябре 1996 года он стал членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ Борисе Ельцине, однако в ноябре 2001 года, когда новый президент России Владимир Путин издал указ о признании недействительным указа Ельцина о создании Совета по культуре, был создан новый орган с прежним названием, Захаров в его состав включен не был.

В марте 2014 года значился в числе тех, кто подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине. Однако позже заявил, что не ставил своей подписи под «фальшивкой провокационного характера» и добавил, что с предложением подписать письмо в поддержку Путина к нему никто не обращался.

Являлся доверенным лицом Всероссийской партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.

Педагогическая деятельность Марка Захарова

Работу в театре Марк Захаров много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В.В. Маяковского А.А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.

Марк Захаров - профессор кафедры режиссуры РИТИ. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член СП Москвы (1999).

Умер 28 сентября 2019 года в Москве от воспаления легких. Марк Захаров 1 октября рядом с могилами Станислава Говорухина, Олега Табакова и Леонида Броневого.

Марк Захаров в программе "Сегодня вечером"

Рост Марка Захарова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Марка Захарова:

Супруга - (10.05.1932 - 10.09.2014), актриса.

Они поженились в 1956 году. В 1962-м у пары родилась дочь Александра. В кино самой известной работой Лапшиновой стала роль жены отца Федора в картине Марка Захарова «12 стульев».

Дочь - - актриса «Ленкома», Народная артистка Российской Федерации.

Фильмография Марка Захарова (режиссер):

1969 - Швейк во Второй мировой войне (телеспектакль, совместно с Алиной Казьминой)
1972 - Стоянка поезда - две минуты (с А. С. Орловым)
1975 - «Пир во время чумы»
1976 - Двенадцать стульев
1978 - Обыкновенное чудо
1979 - Тот самый Мюнхгаузен
1982 - Дом, который построил Свифт
1984 - Формула любви
1988 - Убить дракона

Фильмография Александра Митты (сценарист):

1969 - Белое солнце пустыни (принимал участие - письма красноармейца Сухова)
1972 - Стоянка поезда - две минуты
1973 - Земля Санникова
1975 - Звезда пленительного счастья
1978 - Обыкновенное чудо
1987 - Честь имею
1988 - Убить дракона
1989 - Узник замка Иф

Фильмография Александра Митты (продюсер):

1970 - Умеете ли вы жить? - эпизод