Разработка проекта во 2 классе

«Устное народное творчество»
Над проектами работали Ученики 2 класса МБОУ СОШ № 40 г. Липецка Руководитель проекта Пономарёва О.В. учитель высшей категории
От желания к исполнению

приложи умение.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Цель:
Формирование представления о разнообразии народностей России; знакомство с жанрами устного народного творчества; воспитание чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Задачи:
-определение общей цели и пути её достижения; -знакомство с разнообразием жанров устного народного творчества; -расширение представлений об истории происхождения фольклора; -показать значение фольклора в жизни не только русского народа, но и народностей, населяющих Россию; -развитие внимания к эмоциональной окрашенности произведения; -умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, корректно строить речь при решении коммуникативных задач; -осуществление взаимного контроля; -научить пользоваться различными источниками информации; -продолжать развивать творческие способности, включая их в проектную деятельность; -привитие патриотического чувства к наследию не только своего народа, но и других народов мира.
Вид проекта:
исследовательский.

Тип проекта:
-по сфере применения результатов: социальный; -по широте обхвата содержания: межпредметный и непредметный; -по времени работы: неделя; -по характеру контактов: в рамках области.
Режим работы:
урочно-внеурочный.
Форма организации проекта:
индивидуальный.
Форма

продуктов

проектной

деятельности:
доклад, выставка, индивидуальные альбомы- презентации.
Этапы защиты проектов:
1
.
Сообщение темы. 2.Выбор классом графика проектов по их содержанию. 3.Презентация. 4.Обсуждение и оценка полученных результатов.
График защиты проектов:
1.Понятие «Устное народное творчество». 2. Песни. 3.Пословицы и поговорки. 4.Сказки. 5. Игровая минутка 6.Загадки. Считалки. Скороговорки. 7. Результативность и оценка защиты проектов. Издавна подрастающее поколение училось на устном народном творчестве предков. Черпало из него знания о нравственности, взаимоотношениях между людьми, духовности. Наследие поколений дошло и до сегодняшнего дня. Конечно, оно претерпело немало изменений, но суть от этого не исказилась.
Основополагающий вопрос:
-Устное народное творчество – что это такое? Его значение в жизни человека?
Устное народное творчество - это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. По другому устное народное творчество называют фольклором.
Проблемные вопросы:
-Какие существуют жанры устного народного творчества? Фольклор состоит из множества жанров. К фольклору относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его. С устным народным творчеством человек сталкивается каждый день. Чтобы речь была ярче и выразительнее, используют пословицы и поговорки. В кругу друзей рассказывают друг другу анекдоты, детям на ночь рассказывают сказки. -Кто является автором фольклора? Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, обычаи, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер. -Как возникло устное народное творчество? Фольклор возник в очень давние времена, тогда, когда люди еще не имели письменности. Но работа, которая принуждала людей думать, действовать, вызвала и первые песни и сказки. Люди издавна заметили, что песни облегчают работу, делают ее более четкой (с песней легче грести, валить деревья). Не умея объяснить естественные явления, люди верили в существования добрых и злых духов, задобрить которых стремились с помощью заклинаний и обрядовых песен, которые выполнялись во время вспахивания, свадьбы, похорон. Героические песни рассказывали о подвигах воинов. В них отразились борьба человека с природой, легенды о том, как человек научился добывать огонь, строить жилье, обрабатывать землю. -Как отразилось устное народное творчество на литературную деятельность известных авторов? Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской литературе в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин. Народное творчество послужило истоком для всей мировой культуры. -Какую роль играет фольклор в жизни человека? С устным народным творчеством человек сталкивается каждый день. Чтобы речь была ярче и выразительнее, используют пословицы и поговорки. В кругу друзей рассказывают друг другу анекдоты, детям на ночь рассказывают сказки. Особенно сильны корни народного творчества у детей. Они как никто другой знают, что
такое устное народное творчество. Детский фольклор самый богатый: загадки, игры, песни, поддевки, обзывалки, страшные истории и многое другое. Сегодня старые жанры фольклора встретить можно только в деревнях. А былины например, только на севере. Это связано с тем, что люди уходят от своих корней. Устное народное творчество лучше всех поможет раскрыть свою самобытность. Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего поколения традиции и обычаи своего народа.
Песни.

-
Что такое песня? Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни персонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ. Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми. Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды. Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах, колыбельные. Они не сопровождают обряды. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа. Тематика народных песен весьма разнообразна. Бывают песни о любви, о тяжелой крестьянской доле. Существует целый цикл песен о рекрутчине (солдатские песни). Особое место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи. К
народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви. Ну кто же не знает колыбельные песни? Они знакомы нм всем с детства. С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение. Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна.
Пословицы и поговорки.

Пословицы недаром молвятся –

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают,

И от беды нас берегут.
-Что такое пословица? Пословица, жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Пословица, –ы, ж. Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Народная мудрость - это опыт накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, менталитет. По мимо всего прочего каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Благодаря пословицам можно с легкостью решить как поступить в затруднительной ситуации. Руководствуясь пословицами вы можете быть уверены, что поступаете правильно. Пословицы и поговорки были придуманы
очень давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так как велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то что говорит пословица или поговорка. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа. . Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за всю его историю существования и развития. При детальном рассмотрении русских пословиц можно понять чем и как живет русский народ. Почему поступает так, а не иначе. Откуда взялись основные принципы и манеры поведения и многое другое. Похожи по смысловому содержанию на русские поговорки и пословицы и поговорки других народов мира. Поговорки народов:  Ближнего Востока  Закавказья  Индии и Непала  Кавказа  Китая и Монголии  Поволжья и Урала  Средней Азии  Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока Национальный фольклор:  Английские пословицы Киргизские пословицы  Абхазские поговорки Китайские пословицы  Арабские пословицы Корейские пословицы  Армянские пословицы Немецкие пословицы  Ассирийские поговорки Персидские поговорки  Вьетнамские пословицы Турецкие поговорки  Грузинские пословицы Шумерские пословицы  Древнеегипетские поговорки Японские пословицы
 Древнеиндийские поговорки Ценность народных
пословиц и поговорок
неоспорима: «
Пословица
не на ветер молвится».
Пословица
пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить - не поле перейти».
Пословица
учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье - свет, а неученье - тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай). «В беде руки не опускай - трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду». «Не руби сук на котором сидишь». «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к
пословице и поговорке
.
Сказки.

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается

перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой
). Абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.Сказка ложь. да в ней намёк – добрым молодцам урок. Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают, в которых речь идёт о животных, бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери, вымышленные персонажи - Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок... или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван - царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны) - всех персонажей, героев и не перечислишь. Бывают также короткие сказы о ленивых, глупых и упрямых людях, повествующие о быте и именуются нередко они бытовыми сказками. Народные сказки  Белорусские  Украинские  Китайские  Цыганские
 Мадагаскарские  Русские  Молдавские  Японские Самый мудрый учитель и педагог - это народ. Он создал сказки, которые развивают фантазию, воспитывают и обогащают внутренний мир ребенка. Детская сказка излагается на доступном уровне и языке, она образна и воспринимается намного легче, чем менторский тон сухой взрослой речи.
Игровая минутка.
Весёлые тесты – пословицы: 1.Без труда не вытащить и … а) жвачку из волос. б) рыбку из пруда. в) меня из интернета. 2. Один в поле … а) не воет. б) сам себе хозяин. в) не воин. 3.Не имей сто рублей, а имей … а) сто друзей.
б) сто миллионов. в) хорошие отметки. 4.Любишь кататься, люби и … а) кувыркаться. б) саночки возить. в) косы заплетать. Составь пословицы: 1. В, учении, в бою, трудно, легко. 2. Нет, береги, так, ищи, так, друга, а нашёл. 3. Раз, отмерь, раз, семь, отрежь, один. 4. Дела, слов, больше, меньше. Дополни пословицы: 1. Не буди спящего … (Медведя). 2.Даренному … в зубы не смотрят. (Коню). 3. … всегда грязь найдёт. (Свинья). 4. … познаётся в беде. (Друг). Отгадай пословицы: 1. Кто должен свистнуть, чтобы сбылось несбыточное? (Рак). 2. Кто платит дважды? (Скупой). 3. Что летит, когда лес рубят? (Щепки). 4. Что делает с рублём копейка? (Бережёт). Озорные буквы: 1. На обиженных соду возят. (в) 2. Голод не щётка. (т) 3.Мы сами с ушами. (с) 4. На ловца и дверь бежит. (з) 5. Крутится как булка в колесе. (е) 6. В тихом омуте черви водятся. (т) 7. Без моли и хлеб не естся. (с) 8. Чистота – налог здоровья. (з) 9. Два сапога – тара. (п)
Загадки.

Загадка – для ума зарядка.
Загадки появились давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. - Попробуйте по рифмам вспомнить загадки. И не забудьте их отгадать.
- Может, вы вспомните ещё несколько загадок и загадаете их друзьям?

Скороговорки.
Всегда любили на Руси и скороговорки. Иногда в народе называли их чистоговорками или языковёртками. Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз – язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» - увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со
скороговорками не игра, а серьёзные занятия. С помощью скороговорки отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Считалки.
Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счёт, счётки, пересчёт, сосчиталки, гадалки. Считалка – рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий. При помощи считалок разделяют роли, устанавливают очерёдность в игре. Это маленькое весёлое стихотворение построено часто на звукоподражаниях.

Это устное народное творчество. Жанры его очень разнообразны и специфичны. Эти произведения придумывались представителями народа и передавались друг другу устно. Существовали певцы и сказители, и каждый желающий мог стать сотворцом.

В чем особенности фольклорных произведений?

Особенностью устного является его древнее происхождение, ведь подобные произведения создавались в то время, когда еще не было письменности. Часто в создании одного произведения участвовало много людей, каждый при пересказе добавлял что-то свое. Это еще одна особенность - вариативность, ведь даже один сказитель или певец не мог много раз повторить произведения без изменений.

Каждый человек знает, что такое Жанры его почти все сохранились до наших дней. В каждом из них отражаются думы и чаяния народа, его отношение к происходящим событиям. Большое место в устном народном творчестве занимает обрядовый фольклор. Хотя этот пласт народной культуры почти неизвестен сейчас.

На какие жанры делится фольклор?

Как фольклор используется при воспитании детей?

Какие жанры устного народного творчества издавна применялись родителями в воспитании ребенка? Кроме сказок и былин с рождения малышей сопровождали потешки, прибаутки и песенки. Они использовались не только для успокоения и привлечения внимания ребенка. Эти произведения - лучший способ раннего развития мышления малышей.

До сих пор все мамы поют детям народные колыбельные, большинство из них используют потешки и приговорки при одевании, купании и первых играх малышей. Очень важны для развития мышления ребенка считалки, загадки и скороговорки. В детской среде распространены дразнилки, поговорки и частушки.

В настоящее время многие молодые люди не знают, что такое устное народное творчество. Жанры его, даже самые распространенные, стали забываться. И задача родителей, воспитателей и учителей - прививать детям любовь к фольклору как к неотъемлемой составляющей народной культуры.

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

Ирина Хорева
Статья «История возникновения устного народного творчества».

Обучение и воспитание детей исторически возникло с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передавать молодому поколению опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребёнок овладевал знаниями, умениями, навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовал его, внося усовершенствования. Вместе с опытом трудовой деятельности, передавался и опыт общения с другими людьми. Эти отношения из поколения в поколения закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, символах.

С развитием русской народной культуры , появились правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, запреты и разрешения. Уже в древнейших русских летописях, в устном народном творчестве , особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, её надо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель – умение хорошо поступать, а хорошо поступать, в нашем случае, владеть коммуникативными умениями.

Одним из действенных средств воспитания человека, в семье и не только, является устное народное творчество , как неисчерпаемый источник искусства , основа народной культуры , эффективное средство эстетического воспитания детей, проверенным опытом каждого народа . Сила фольклора как средства семейного воспитания заключается в том, что своим содержанием учит детей различать добро и зло, а так же поведению «это можно» , «это нельзя» , «это хорошо» , «это плохо» , учит детей давать ответы на разные жизненные вопросы.

Слушая произведения устного народного творчества , ребёнок с помощью родителей делает выводы о своём поведении, стараясь избежать ошибок героев. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество – неоценимое богатство народа , выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество , выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполнила литература.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, прибаутки и т. д. Произведения устного народного творчества не утратило своего воздействия на ребёнка и в наши дни. В этих произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа . Просто и убедительно «говорит» сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни – трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага, мудрость.

Большинство песенок, потешек, прибауток создалось в процессе труда на природе в быту, в семье. Отсюда их чёткость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил , передавая из уст в уста, из поколения в поколения, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма, юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову приучаясь пользоваться им в своей речи. Этим и черпается глубина воздействия на ребёнка малых поэтических форм устного народного творчества . Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребёнке чувство симпатии, любви к людям, окружающим его, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

С удивительным педагогическим талантом «ведёт» народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников Введение Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только.

Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет Воспитатель: Николаенко О. Н. Тема: ««Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4 -5 лет» Цель работы: объединение усилий.

Дети младшей группы «Теремок» и воспитатель Яровенко Т. В. приняли участие в районном семинаре, по развитию речи дошкольников с использованием.

Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать.


Песни Сказочный Игры
Не сказочный

Малые фольклорные Обряды

формы (жанры) Народные песни

Лирика. Малые фольклорные жанры

Поэзия пестования
Колыбельные Пестушки – приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто своеобразная зарядка с приговорами Баю-бай! Баю-бай! Поскорее засыпай. Не то выну из зыбки, Брошу в море рыбке, Скушай, рыбка, Лиленьку, Непослушную! Потягунюшки, потягунюшки Поперек толстунюшки, А в ручки – хватунюшки, А в ножки – ходунюшки, А в роток – говорок, А в головку – разумок.
Потешки – песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами Сорока – ворона, Ладушки, Идет Коза рогатая…
Прибаутки – сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой Ваня, Ваня, простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород.

Русская детская литература теснейшими узами связана с миром народного творчества. Вместе с тем, фольклоризм детской литературы отличается от фольклоризма взрослой. И первое здесь – большая, если можно так сказать, «серьезность» фольклорных элементов. Там, где взрослый читатель, может быть, с понимающей усмешкой различит заимствование, обработку или стилизацию, ребенок увидит и почувствует драматизм взаправдашней жизни.

Еще одна характерная примета фольклоризма детской литературы – влияние детского фольклора, причем не только классического, крестьянского, но и современного, городского, который, в свою очередь, испытывает сильное воздействие со стороны детской литературы.

Пословицы – краткое, устойчивое в речевом обиходе изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи. Дальше в лес – больше дров. Лес рубят – щепки летят. Жена не рукавица – с руки не сбросишь..

Поговорки – образное изречение, определяющее какое-либо жизненное явление и дающее ему оценку. Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька..

Важны как выразительные, меткие по самой своей форме наименее подверженные искажению образцы устной народной речи и как памятники издавна сложившихся воззрений на жизнь и ее условия.

Пословицы и поговорки сливаются со всеми другими краткими изречениями народной опытности или суеверия: как-то: клятвами, приметами, истолкованиями сновидений и врачебными наставлениями.

Пословицы и поговорки являются знаками ситуаций или определенных отношений между вещами. По характеру ситуаций все существующее в природе можно разделить на четыре большие группы.


1. Моделируются отношения между вещью и ее свойствами (Все живущее смертно).

2. Моделируются отношения между вещами (Есть вода – будет и рыба).

3. Моделируются отношения между свойствами разных вещей (От большой горы и тень велика).

4. Моделируются отношения между вещами в зависимости от наличия у них определенных свойств: если одна вещь обладает каким-нибудь свойством, а другая вещь не обладает этим свойством, то первая лучше второй (Своя борона лучше чужого плуга)

Загадка – вид устного творчества замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания; задается с целью испытать сообразительность, развивает способность к поэтической выдумке.

В загадках запечатлел народ свои старинные воззрения на мир Божий: смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы выразились именно в такой форме. Такое близкое отношение загадки к мифу придало ей значение таинственного видения, священной мудрости, доступной преимущественно существам божественным. У греков задает загадки чудовищный сфинкс, славянские предания загадывание загадок приписывают Бабе Яге, русалкам.

Ответы древних оракулов, поучения кельтских друидов, предсказания вещих людей обыкновенно облекались в этот таинственный язык и в кратких изречениях ходили в народе, как выражение высшего разума и правдивого взгляда на жизнь и природу.

В загадках затронуто множество атрибутов крестьянского быта (например, утвари, скота, орудий труда, занятий), и потому по ним можно составить представление об историческом определенном времени. Из загадок можно сделать выводы о мировоззрении народа, о его отношении к природе, к другим людям, к религии и т.п. Загадка свидетельствует об определенном психологическом уровне развития данного народа, о свойственной этому народу логике.

Метко определил загадку сам народ: без лица в личине . Предмет, который загадан, - скрывается под «личиной» - иносказанием или намеком, окольной речью, обиняком. Загаданные предметы изображены посредством других, имеющих определенной сходство с теми, о которых умалчивается. Основной поэтический прием в загадке – метафора (уподобление, одушевление).

Примета – отличительное свойство, признак, по которому узнать кого-то или что-нибудь. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь . Всегда указывает на какое-нибудь соотношение.

Например, приметы, выведенные из действительных наблюдений . Приметы эти более или менее верны, смотря по степени верности самих наблюдений, и многие из них превосходно обрисовывают быт поселянина. Если во время, когда пашут землю, поднимается пыль и садится на плечи пахаря, то надо ожидать урожайного года, т. е. земля рыхла и зерну будет привольно в мягком ложе. Луна бледна – к дождю, светла – к хорошей погоде, красновата – к ветру, если дым стелется по земле, то зимою будет оттепель, летом – дождь, а если поднимается вверх столбом – это знак ясной погоды летом и мороза зимой.

Многие приметы, по-видимому, вызваны наблюдением над нравами, привычками и свойствами домашних и других животных. Перед грозой и бурей рогатый скот глухо мычит, лягушки начинают квакать, воробьи купаются в пыли, ласточки низко летают в воздухе.

На создание примет, гаданий, снотолкований и вообще поверий важное влияние оказали язык и наклонность народного ума.

· Не должно кормить ребенка рыбою – прежде, нежели минет ему год; в противном случае он долго не станет говорить: так, как рыба нема.

· Не должно есть с ножа, чтобы не сделаться злым – по связи понятий убийства, резни и кровопролитий с острым ножом

· Не должно варить яиц там, где сидит наседка, иначе зародыши в положенных под нее яйцах также замрут, как и в тех, которые сварены.

Заговоры (от слова «говорить») – на ранних стадиях общественного развития словесная формула, имевшая якобы сверхъестественную силу. По суеверным представлениям: магические слова, обладающие колдовской или целебной сило.

Заговоры - обломки древних языческих молитв и заклинаний, поэтому представляют один из наиболее важных и интересных материалов для исследователя доисторической старины. Наравне с другими устными памятниками они подверглись значительным искажениям – отчасти вследствие сокрушительного влияния времени, отчасти вследствие того разрыва, какой произвело в последовательном развитии народных убеждений принятие христианства. Несмотря на это заговоры сохранили нам драгоценные свидетельства.

Заговоры имели различное назначение: привороты, отвороты, наговоры, обереги…

Песни – музыкально-поэтический вид искусства. Стихотворные произведения для пения.

Обрядовые . Это песни свадебные, похоронные, заплачки и причитания, колядки, веснянки, троицкие, купальские и т. п.

Они служат необходимым пояснением различных церемоний и игрищ, совершаемых в том или ином случае, и сохраняют любопытные указания на старинные верования и давно отживший быт.

Календарно-обрядовая поэзия. К обрядовому фольклору относятся произведения народного творчества, которые исполняются во время какого-либо обряда, они сопровождают этот обряд и являются его составной частью.

В основе обрядов – реальные заботы крестьян о большой продуктивности его труда, хорошем урожае, слаженной семейной жизни и т.п.

Вместе с тем следует отметить, что обряды - один из древнейших видов народной культуры. Их возникновение относится к глубокой древности.

Круг годовых (календарных) обрядов открывался новогодними (святочными) обрядами. Святки праздновались в период зимнего солнцеворота (с 24 декабря по 6 января). В основе святочных обрядов магия первого дня года: обряды совершаемые в это время года по мнению исполнителей, должны были действовать в определённом направлении на протяжении всего года.

Во время святок проводились различные игры, ряжения и прочие действия, имеющие магические смысл. Одним из самых замечательных явлений святочных праздников было колядование- это хождение по дворам с пением новогодних песен, которые назывались колядами. За эти песенные поздравления колядовщики вознаграждались подарками -праздничными угощениями.

Коляда, коляда»

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтику

Или курочку с хохлом!

Петушка с гребешком...

Следующим за святками большим годовым праздником была масленица.

Масленица - самый веселый, самый разгульный народный праздник, продолжающийся целую неделю (с понедельника до воскресения).

Причём, это празднование включало в себя как общинные, так и семейные мотивы и совершалось по строго расписанному порядку, что отразилось на названиях дней масленичной недели. Понедельникназывался «встречен» - это начало праздника. Вторник - «заигрыши». С этого дня начинались разного рода развлечения, ряжения, катания. Среда - «Лакомка» она открывала угощения во всех домах блинами и другими явствами. Четверг - называли «разгулом», «переломом», «широким четвергом», на этот день приходилась середина веселья и гульбы. Пятница - «тёщины вечера», зятья угощали тёщ. Суббота - «золовкины посиделки», молодые невестки принимали родных в гости. Воскресение - это «проводы», «целовник», «прощальный день» коней масленичного веселья.

Обязательным предметом масленичных угощений были блины. Мас­леничная еда имела обрядово ритуальный характер: предполагалось, что чем обильнее будет угощение в этот праздник, тем богаче будет весь год.

Обряд встречи Масленицы был следующим. Делали из соломы чучело, придавали ему при помощи старой одежды вид женщины, насаживали на шест и с песнями водили на санях по деревне. Затем чучело - Масленицу ставили на снежной горе и где проходили игры и катания на санях.

Обряд проводов Масленицы и сопровождающие его песни отличает уже совершенно и иная, минорная тональность. Если песни которыми встречали Масленицу, напоминали собой свадебные - величальные, то, сопровождающие обряд проводов Масленицы, были похожи на «корильные» (от слова корить - упрекать) песни. В них Масленица упрекается в том, что она обманула людей: разорила их, всё поела и посадила на великий пост.

Встреча

Ой, да вот Масленица, ох на двор въезжает,

Да, широкая, на двор въезжает.

Да вот, Масленица, иди поскорей

Да, широкая, ой, иди поскорей.

Проводы

Да вот Масленица, ох, со двора съезжает,

Да, кургузая, ох, с широкого подворья съезжает...

Да, вот, Масленица, пост на крутой горке,

Да, кургузая, на крутой на горке...

После масленицы наступал семинедельный «великий пост», так в это время, разумеется, никаких празднований не было.

Встреча весны

Приход весны ждали и активно воздействовали на её быстрейший приход. Из теста пекли жаворонков и дети бегали с ниш по улице и праздновали Весну. Девушки пели специальные «песни-веснянки». В веснянках девушки обращались к жаворонкам (а иногда к куликам и пчёлкам), чтобы они побыстрее прилетели и привели с собой Весну. («красную Весну», «теплое лето»).

Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день первый раз выгоняли стадо в поле. Это важное событие крестьян обставлялся обрядами. Накануне Егорьева дня молодёжь, как и при святочном колядовании ходила по дворам, пела песенки в которых отражалось пожелание хозяину и его скоту. Эти песенки, как и коляды обычно заканчивались требованием подарка. Если хозяева хорошо одаривали исполнителей Егорьевских «колядок» то им выражались самые добрые пожелания, например: «сотни коров, быков, семьдесят телушек», если их не одаривали, то они с обидой говорили: «ни кола, ни двора, нет ни куречья пера».

Троица

Седьмая неделя после Пасхи называлась семицкой. Четверг этой недели назывался Семиком, а её последний день был праздником Троицы.

Главным обрядом семицкой недели был обряд «завивания венков»

Девушки «завивали венки». На концах отдельных ветвей берёзы, не отламывая их, они сплетали венки, напевая песню, в которой были слова: « Завивайся ты, берёзка, завивайся ты кудрявая».

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьём веночки,

Завьём зеленные.

Стой мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодёшенька,

Увесь год молодёшенька.

Через несколько дней после «завивания» девушки шли в лес, отделяли эти венки от берёзок и шли с ними к реке, где гадали на жени­хов. Они бросали венки в воду: куда поплывёт венок - там будет и жених.

Эти песни, сопровождающие гадания на венках, отличают задушевность, лиризм, а иногда и подлинный драматизм.

Праздник Купалы

Праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня. В эту ночь собирали травы (особенно папоротник), которые будто бы обладали, целебной силой. В это же время разжигали костры и прыгали через них, обливали друг друга водой, купались. Всё это, по народным поверьям, имело очистительное значение.

В основе обрядовых песен - стихийно-материалистическое мировоззрение народа. Ведущие образы этих песен берутся из окружающей крестьянской реальной действительности.

Святочный рассказ . В рассказах этого жанра писатели воплощают основные идеи, темы, мотивы, образы, уходящие корнями в сюжеты Библии.

В произведениях писатели реализуют религиозно-нравственное содержание «рождественского рода литературы» и его основные сюжеты: о духовном проникновении, искуплении человека.

Ч. Диккенс одним из первых в литературе начал «великий поход в защиту Рождества» и расценивал свои повести как «рождественскую миссию».

Благодаря Н.С. Лескову жанр святочного рассказа получил «второе рождение» в русской литературе.

В святочном повествовании обязательно присутствует образ ребенка, который чаще всего обездоленный, одинокий, несчастный. В радостную атмосферу рождественского веселья вторгается мотив страдания, плача, уходящий корнями в Евангелие: «Рождество как преддверие «страстей Господних», которые в будущем были уготованы младенцу Иисусу. Также в рождественскую неделю Церковь вспоминает о четырнадцати тысячах младенцев, убитых по приказу царя Ирода в Вифлееме, когда родился Христос.

Счастливая развязка традиционная и убедительно трогательна.

Песни богатырские состоят в самой тесной связи с народными преданиями и сказаниями. Основа их – древнее лирическое сказание. Влияние христианства и дальнейшей исторической жизни коснулось только имен и обстановки: вместо лирических героев подставлены исторические личности или святые угодники, вместо демонических сил – название враждебных народов. Но самый ход рассказа, его завязка и развязка, его чудесное, остались неприкосновенным.

Главные герои русского эпоса – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Духовные стихи собирательное понятие, принятое для обозначения фольклорных и литературных музыкально-поэтических произведений различных жанров, объединяемых общностью христианского религиозного содержания. По своему содержанию духовные стихи восходят к книжным истокам (Библия, жития святых, легенды, апокрифы).

Духовные стихи - составная часть русского народного эпоса. Герои духовных стихов – Егорий Храбрый, Дмитрий Солунский, Аника - воин, Алексий человек божий. Это тоже богатыри, но особые – духовные богатыри, каждый из которых осуществляет собой глубочайшие нравственные идеи.

Создатели духовных стихов калики перехожие. Былинные калики тоже прошают милостыню. Но при этом всюду подчеркивается, что не в силе, не в удали они не уступают богатырям, а зачастую и превосходят их.

Эти калики исцеляют и наделяют силою Ильи Муромца. Есть среди былинных героев Калика-богатырь, побивающий силушку, которой сметы нет, и не где-нибудь, а на тех полях да на Куликовых. Не менее значителен образ другого былинного калики – сильного мудрого Иванищо, с которым не решается вступать в единоборство даже Илья Муромец.

О значении поэтического творчества калик перехожих достаточно красноречиво свидетельствует знаменитая «Голубиная книга» (мудрая, глубинная).

Детский фольклор

Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы.

Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.

К детскому фольклору не раз обращались В.И. Даль, К.Д. Ушинский, А.Н. Афанасьев, К.И. Чуковский и др.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные . В центре всей «материнской поэзии» – дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

Нежные монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»… слов-понятий обычно немного. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели.

Небылица вымысел, и живое сообщение.

Перевертыши от перевертывать (перевернуть, перевертеть).

Нелепица то же что нелепость.

Небылицы, перевертыши, нелепицы - это разновидность прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам», у детей развивается чувство юмора, именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки еще называют «поэзией парадокса». Педагогическая ценность состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире.

К.И. Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Ребенку постоянно приходится систематизировать явления действительности. Отсюда повышенный интерес к играм и опытам, где процесс систематизации, классификации выдвинут на первое место. «Перевертыши» в игровой форме помогают ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе.

Исследователи полагают, что в детский фольклор небылицы-перевертыши перешли из скоморошьего, ярмарочного фольклора, в котором излюбленным художественным приемом был оксюморон. Это стилистический прием, состоящий в соединении логически несоединимых, противоположных по смыслу понятий, слов, фраз, в результате которого возникает новое смысловое качество.

Среди моря овин горит.

По чисту полю корабль бежит.

Мужики на улицу заколы бьют.

Они заколы бьют – рыбу ловят.

По поднебесью медведь летит,

Длинным хвостиком помахивает.

Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом оценок, смешным изображением жизненных несообразностей.

Заклички - от слова «закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться».

Это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам. Дети просят дождь «припустить», «поливать весь день», «лить пуще», так, чтобы дождевые струи сравнялись с «толстыми вожжами».

К солнцу обращаются такими словами:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни, высвети!

Радуга-дуга, перебей дождя!

Твои детки плачут,

Пить – есть хотят.

К детскому фольклору относятся и игры. «Волк и овцы»; «Медведь в бору»; «Волк и гуси»; «Коршун» и др.

Скороговорки – искусственно, ради забавы переделанная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Дали Клаше каши с простоквашей,

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала

Да не выболтала.

У елки иголки колки.

Считалка – в детских играх: произносимый на распев стишок, которым сопровождаются распределение ролей в игре.

В основе лежит счет. И считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Но бессмыслица не могла долго жить в фольклоре, и в считалку стали проникать осмысленные разрозненные фразы, отдельные слова. Из слов, составляющих считалку, сплеталось какое-то содержание, а вскоре появились сюжетные положения:

Катилось яблоко Бегал заяц по болоту

Мимо сада, Он искал себе работу

Мимо сада, Да работы не нашел,

Мимо града. Сам заплакал и пошел

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Считалки представляют своеобразную игру словами, ритмом, и в этом их художественная функция. Четкий ритм считалки «Аты - баты, шли солдаты» напоминает шаг солдатской роты.

Дразнилки - клички и обидные прозвища перешли из среды взрослых, но смягчились. Часто возникали как рифмованное прибавление.

Архип – старый гриб.

Присоединение к этому прозвищу какого-либо нового стиха превращало прозвище в дразнилку.

Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: ябеда – беда, тараканья еда; вор – воришка, украл топоришко.

Но в детской среде дразнилки вызывали протест: «Дразнило – собачье рыло».

Одним из слагаемых феномена «культуры детства», наряду с «художественным творчеством» вообще и «коммуникативным поведением» является детский фольклор как органическая часть всей народной культуры и вместе тем совершенно особая, самобытная область поэтического творчества. Один пласт детского фольклора - традиционный, древний, основанный на связи ребенка с миром взрослых и восходящий к деревенской традиции с ее мифологией и образностью. Это классический детский фольклор, адресованный либо детям колыбельного возраста, либо создаваемый самими детьми примерно до 10-11 лет.

Непосредственное отношение к детскому фольклору имеет и школьный фольклор. В Англии школьный фольклор стали изучать в 50-е годы ХХ века, в США и Финляндии – в 70-е, в нашей стране – в 80-е.

Среди форм и видов школьной культуры есть вполне традиционные и нетрадиционные, рожденные нашим временем. К числу традиционных форм относятся игры-импровизации.

Среди жанров школьного фольклора особенно выделяются «страшные истории» или «страшилки». Детские «страшилки» являются определенным изводом из «страшных историй» взрослых, они синтезировали в себе элементы былички, сказки и представление детей эпохи научно-технической революции. Непременный атрибут страшилок – радио, телевизор, магнитофон, компьютер, робот. Мифологическими персонажами стали обычные, реальные предметы и явления из окружающего мира: перчатка, простыня, нитки, пятно, занавесочки, кукла, ноготь, глаза, пластинка, лента, печенье, цветок, туфли, пианино…

Еще один вид традиционной культуры подростков, девичьей по преимуществу, - альбомы, альбомные стихи, рассказы. Стихотворные тексты в альбоме (в основном о любви) при всем их наивном простодушии несут на себе печать бытовой запрограммированности и являют собой этакие руководства и советы о любви. Отчетливо обозначаются три вида стихотворений-примитивов: стихотворения-наставления; стихотворения-пожелания; стихотворения-посвящения.

Пойми, что дважды два четыре,

Пойми, что кружится земля,

Пойми, что есть любовь на свете,

Пойми, что я люблю тебя.

Если дружба меж нами порвется,

Если нет уже в сердце любви,

То хранить мое фото не надо:

Посмотри, улыбнись и порви.

На многих страницах альбома помещены фразы, изречения пословичного характера, услышанные, взятые из песен, реже – из прочитанных книг. Они утоляют потребность девочки пережить, перестрадать сокровенное чувство первой любви или ожидание его. Их «функция» - служить таким назиданием: «Любить человека за внешний вид, это все равно, что любить книгу за красивый переплет, не зная ее содержания».

Альбомы 90-х годов содержанием, структурой мало отличаются от альбомов 40-х, но в них другие песни, много современных шлягеров, а главное, они не так пуритански оформлены.

Другой традиционный жанр школьного фольклора – анекдот . За последние годы записано множество анекдотов о Чапаеве, Штирлице, Чебурашке, крокодиле Гене, Вовочке, знаменитостях и др.

К нетрадиционным жанрам и видам «школьного фольклора относятся «садистские стихи», которые, как утверждают исследователи, занимают лидирующее положение в школьной, преимущественно мальчишеской среде. Однако садистские стихи, культивирующие жестокость и садизм, не должны издаваться для широкого круга читателей.

Фольклор и художественная литература

ИТОГИ

В устном народном творчестве отражается весь свод правил народной жизни, включая правила воспитания.

Структура детского фольклора аналогична структуре детской литературы.

Все жанры литературы для детей и юношества испытали и испытывают на себе влияние фольклора.

& Задания

Загадайте самую сложную загадку. Выявите, кто окажется самым сообразительным.

Приведите примеры пословиц о нравственности.

Сравните пословицы разных народов.

Сравните загадки разных народов мира.


МИФЫ В ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ
ЧТЕНИИ

Миф и сказка. Миф и легенда. Античная литература. Гомеровский эпос. Языческий миф.

Сказка и миф

Сказка Миф
ОТЛИЧИЯ
Повествует об обычных людях («благородного» или «низкого» происхождения) Повествует о деяниях богов и героев
Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной) Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства в образах; передает миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы
Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое Рассказчик и слушатель верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение
Сказка рассказывается сказителем слушателям Миф часто разыгрывается перед слушателями – зрителями или обретает облик обряда
Общедоступна Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания)