Общие сведения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ёрмунганд" в других словарях:

    - (др. исл. Irmunganðr, букв. «великанский посох»), Мидгардорм (др. исл. Mðtgarðsormr, «змей Мидгарда»), в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трёх хтонических чудовищ, порождённых великаншей Ангрбодой от Локи, Ё. живёт в мировом океане,… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 ермунганд (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор Теодор Пелеканос Уроборос (др. греч … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия


В колонках играет - Hedningarna "Bjornlaten"

Змей в скандинавской культуре имеет достаточно узкую символику, по сравнению со своей ролью в общеиндоевропейской мифологии, не говоря уж о мировой. В мифах народов Европы, Африки, Юго-Восточной Азии змей (а также змей - птица, или змей - конь, то есть дракон) играет громадную роль, имея, впрочем, амбивалентное значение. Он связан и с землей, и с небом, и с водой, и с огнём. А змей северной мифологии, особенно в воплощении Ёрмунганда - Мирового Змея (и дракона Фафнира) обладает более узким смысловым диапазоном и, можно сказать, более трагичным характером. Здесь будет рассказано большей частью о скандинавской специфике образа.

Змея и змей.
В мифологическом сознании змеЯ обычно отличается от змЕя. Не столько полом, сколько характером и значимостью. Змея бывает либо одной из множества змей, народа змей или же "скопища ползучих, а главное ядовитых, гадов", либо царевной - змеёй, полу-женщиной, полу-змеёй. Змея обычно считается более ядовитой, чем змей и более вредной. Змей бывает связан с эротической и фаллической символикой (это точно так у славян). К этому относятся поверья о летающем змее (Змее Огненном Волке) посещающим ночью женщин, тоскующих по мужской ласке. Змей может иметь собственное имя, быть неправдоподобно огромным и выполнять какое-то предназначение. Своё предназначение в скандинавской мифологии имеют змей Нидхёгг и змей Ёрмунганд. Первый, вместе с сонмищем змей, пожирает корни ясеня Иггдрасиль, что постепенно приводит к гибели дерева и к гибели всего мира.

Вода, земля и подземный мир.
Земноводные естественно ассоциируются прежде всего с водной и земной стихией. В русском языке слова "земля" и "змея" этимологически родственны и похожи по звучанию, что успешно используется в заговорах и обрядах от змеиного укуса, например. Змеи используются также в обрядах вызывания дождя (змею убивают и вешают на дерево). Также змея имеет отношения к "запиранию" влаги, то есть к засухе. С этим связаны многочисленные истории и змее - драконе, сидящем у единственного источника воды в какой-то местности и требующего себе девиц.

Змеи связаны с хтоническим, подземным миром (в том числе и из-за своего зимовья в земле). Именно из-за этого они становятся противниками солнца и солнечного божества: греческого Аполлона, христианского Георгия и прочих. Змей может быть посредником между мертвыми (предками) и живыми. Мертвый человек как бы отправляется к змеям, в их царство. В сказках змей бывает стражем, или царем, подземного царства.

"Пояс Вселенной".
Роль змея в мире нередко имеет космологический характер. В славянских поверьях апокрифического происхождения земля покоится на змее, плавающей в море, у которой голова смыкается с хвостом, или же на четырех столбах, охраняемых огромными змеями, которые их подгрызают по мере того, как мир погрязает в грехах. Эти поверья схожи с представлениями скандинавов эпохи викингов о змее Ёрмунганде, который огибает всю сушу и лежит в море, кусая свой хвост и о змеях, грызущих опору мира - ясень Иггдрасиль.
Ёрмунганд - означает "Великий Посох". Мидгардорм - тоже его имя, означающее "змей Мидгарда". Это гигантский змей, обитающий в мировом океане и обвивающий собой весь мир. Таким образом, он является границей мира и обозначает предел вселенной. Он - "опоясок вселенной". Его функция в этом сходна с функцией Мирового древа, которое является каркасом, матрицей вселенной, одновременно обозначая и её границы, а также границы между мирами внутри самой вселенной. Являясь ограничением мира по горизонтали, змей Ёрмунганд носит имя, которое свидетельствует о его роли в качестве "вертикальной матрицы мира". Название "Великий посох", безусловно, может ассоциироваться с самим Мировым деревом - Иггдрасилем. (А у саксов их "столб - идол", символизирующий Мировое дерево назывался Ирминсуль, имя родственное имени змея.)
Схожа и судьба Ёрмунганда и Иггдрасиля. Они оба погибают при Гибели этого Мира. По всей видимости Ёрмунганд изначально не был средоточием зла, и враждебным миру чудовищем стал вопреки своей функции - этот мир охранять. Тут ещё могут быть разночтения в том, какой именно мир охраняет змей. Думается, что изначально, в соответствии со своей ролью, схожей с ролью Мирового древа, Ёрмунганд опоясывал все миры, от Асгарда и Мидгарда до Утгарда - окраинных земель, дальше и вокруг которых и располагался Мировой океан.
Можно предположить, что первоначально Ёрмунганд был нейтральной силой. А Тор был богом - громовником, подающим людям, вдобавок, плодородие. Затем, с какого-то момента, возникают сильные эсхатологические тенденции: становится понятно, что мир идёт к своей гибели. Это сопровождается сужением постигаемого человеком физического пространства и, как следствие, - мифологического. Ёрмунганд становится злобным чудовищем, обвивающим Мидгард и ожидающий момента, когда можно будет этот мир уничтожить. Действительно, при гибели мира должен будет погибнуть и великий змей, как граница этого мира. Но роль Ёрмунганда из первоначально нейтральной становится "злодейской". Он - главный противник Тора, и они в Последней Битве убивают друг друга.
Утгард и Ётунхейм перестают существовать в горизонтальной, доступной плоскости мира. В то же время Мировой океан физически досягаем (тут можно иметь в виду прежде всего походы мореплавателей эпохи викингов по Атлантическому океану). И там, несомненно, лежит Морской змей (корабли тонут, люди погибают). И он уже не является нейтральным в мире, где всё и все делятся на своих и чужих. Он оказывается врагом миропорядка, только и поджидающим, когда же сдавить и укусить.
Тор, в свою очередь, отражает взгляд людей эпохи викингов на мир. Он защищает своих и стукает молотом правых и виноватых, если они чужие. Он ходит, как пограничник, защищая Асгард и Мидгард от чудовищ и великанов. Неудивительно, что его главным противником становится "конкурент - пограничник" Ёрмунганд. С сужением мыслимого мира они пытаются охранять одну и ту же границу - границу Мидгарда. Таким образом, Ёрмунганд и Тор делят одну участь: быть границей или защитником мира и умереть при его кончине.

Великанский атрибут: источник яда.
Змеи часто оказываются атрибутом злобных существ, вроде великанов и великанш. В подземном мире, где живут иные великаны, много змей и ядовитых предметов. Встречаются великанши, ездящие на волке, и вместо удил у них - змеи. Это великанша Хюррокин, сдвинувшая посмертный корабль Бальдра. Это безымянная великанша, захотевшая сопровождать Хедина (а он ей отказал) из "Песни о Хельги, сыне Хьёрварда": "Ехал Хедин домой из леса в вечер под Йоль и встретил женщину-тролля. Она ехала на волке, и змеи были у неё удилами".
Также ядовитые змеи оказываются злодейским способом умертвить героя. В "Саге о Вёльсунгах" конунга Гуннара бросают в яму с ядовитыми змеями. Он там играет пальцами ног на арфе и все змеи, кроме одной, заснули. А та, что не заснула, была большой и злобной гадюкой. Она и укусила Гуннара-конунга в самое сердце. Но он и дух испустил "с великим мужеством".

Фафнир и клады драконов.
Самый известный дракон, охранявший клад, в скандинавской мифологии - это дракон Фафнир. Позже истории о драконах, охраняющих богатства, наполнят европейские средневековые легенды. Дракон Фафнир прежде был человеком, но от великой жадности и злобы стал драконом. Как говорится в "Саге о Вёльсунгах": "Стал он так свиреп, что ушел от людей и не хотел, чтобы кто-нибудь насладился кладом тем, кроме него самого, а после обернулся он лютым змеем и лежит теперь у этого клада". У него был шлем-страшило, которого боялось всё живое. При этом считается, что Фафнир не единственный представитель своего вида на свете. Предание гласит, что рост у него обычный - как у степных змеев. (Как будто существование больших змеев - драконов - ,в общем-то, обычнейшее на свете дело.) Хранили ли все остальные драконы при себе богатства - нам неизвестно.
Убив дракона, герой Сигурд забирает и все его сокровища: "Сигурд нашел там многое множество золота и меч тот Хротти, и там взял он шлем-страшилище и золотую броню, и груду сокровищ. Он нашел там так много золота, что, казалось, не снесут ни двое коней, ни трое. Это золото он всё выносит и складывает в два огромных ларя".

Взгляд Змея и Змеиный Язык.
Взгляд змеи традиционно считается магическим. В некоторых славянских поверьях змей вытягивает своим взглядом силу из солнца. (О поговорке про отношения кролика и удава тут вообще умолчим.)
Представления о том, что подобным взглядом может обладать и человек, мы видим у скандинавов, всегда уделяющих внимание проявлениям силы в человеке. В "Саге о Хальвдане Эйстейнссоне" и "Саге о Рагнаре Кожаные Штаны" упоминается Сигурд Змей-в-глазу. Своё прозвище он получил потому, что, глядя ему в глаза, можно было подумать, будто в них затаилась свернувшаяся змея. Этот блеск в глазах приписывался также всем людям из рода Вёлсунгов.
Змеиный взгляд может считаться почти необходимым атрибутом настоящего вождя. Неслучайно Ярл в "Песни о Риге" - прародитель всех ярлов - с раннего детства обладает этим взглядом:

"...румяный лицом,
а волосы светлые,
взор его был,
как змеиный, страшен."
(Песнь о Риге)

Если "взгляд змея" считался почти необходимым качеством истинного вождя, то скальдам чаще доставался "змеиный язык". Известен скальд Гуннлауг Змеиный Язык, человек неуживчивый и вздорный, особенно в молодости, но отличный скальд, наделённый даром слагать весьма язвительные стихи. Скальдические стихи вне рамок хвалебной и панегирической поэзии часто были оскорбительны или двусмысленны. Не говоря уж о специальном жанре хулительной поэзии, даже в рамках поэзии любовной скальды умудрялись в своих стихах изощрённо высмеять своего соперника (обычно предметы их вожделений уже принадлежали другим мужчинам).

Магические способности (при съедании змеи).
Съедание змеи (не обычной, а какой-нибудь особенной) ведёт к приобретению магических способностей. В частности, понимания языка зверей и птиц, а следовательно, к вещему дару. Этот сюжетный ход встречается и в более поздних европейских сказках, и в сагах о мифологических временах. Точнее, в "Саге о Вёльсунгах". "Взмахнул он тогда мечом тем Грамом и отрубил Регину голову, а затем съел он часть змеиного сердца, а часть сохранил" - рассказывается о Сигурде. После этого Сигурд понимает, что щебечут птички и не даёт провести и убить себя Регину, а убивает его сам. И тогда он становится ещё мудрее всех людей.
Но это не единственный эпизод с поеданием змея в саге. Дед Сигурда - Сигмунд - кладет в муку змею и проверяет сыновей своей сестры на страх и храбрость. Когда они не справляются с испытанием, он их убивает. Справился только его же кровный сын Синфьотли. Он замешивает змею в тесто. Змея оказывается ядовитой и они не стали в тот раз есть ядовитый хлеб. Однако же Сигмунд был невосприимчив к змеиному яду и мог поглощать его, сколько вздумается. А Синфьотли мог выносить яд только извне, но не мог ни есть его, ни пить, что в результате и приводит его к смерти. Но тут можно говорить, что поглощение - привычка к употреблению яда приводит Сигмунда к способности переносить его.
И для того, чтобы подбить Готторма на убийство Сигурда, ему дали съесть волчьего и змеиного мяса:

"Взяли рыб подколодных,
резали волчье мясо,
Дали Готторму
плоти Гери
С пенным пивом
и прочим зельем,
Сваренным с чарами…"

И от этой снеди стал он жесток и жаден, и так разожгли его подговоры Хримхилд, что он поклялся совершить это дело: к тому же они обещали ему за это великие почести". Тут Готторм приобретает не мудрость, а злобу и "ядовитость".
Есть интересная параллель: Сигурд съедает сердце змея Фафнира, Гуннара (его друга и одного из инициаторов убийства) бросают в змеиный загон, а у Хёгни (третьего брата - побратима и участника убийства Сигурда) вырезают сердце, также как Сигурд вырезал сердце Фафнира, чтобы съесть его. Как будто, съев сердце Фафнира, Сигурд становится ему подобным, и убийц Сигурда убивают змеи же.

Кеннинги с именем змей.
Кеннинги с именем змей употребляются для обозначения оружия и двух принятый в Исландии сезонов - зимы и лета. Зима - это "горесть змей", а лето - "радость змей". Соответственно, в более сложных кеннингах лето может быть "радостью рыб нагорий" (рыбы нагорий - змеи), как сказал Хёрд в "Саге о Хёрде и островитянах":

"Радостью рыб нагорий
И горестью змей в изгнанье
Я жить обречен отныне."

В кеннингах колющего оружия может быть использован образ змеи (или рыбы). Так меч - это "змея крови".

"Имя дал Хельги
и земли: Хрингстадир,
Сольфьёлль, и Снефьёлль,
и Сигарсвеллир,
Хрингстёд, Хатун
и Химинвангар -
и крови змею
брату Синфьётли."
(Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга)

В "Языке поэзии" упоминаются поэтические имена змей: "Дракон", "Фафнир", "Ёрмунганд", "Гадюка", "Нидхёгг", "Змей", "Гад", "Гоин", "Моин", "Граввитнир", "Серая спина", "Свиватель", "Усыпитель", "Злобный". Все они пишутся как имена собственные, что тоже примечательно.

Змей на мече.
Образы языка тесно связаны с обрядовой деятельностью. И общеупотребительные кеннинги, выраженные материально, безусловно, усиливали сам предмет. Так, змей, высеченный на мече ("змее крови") усиливал сам меч. В "Песни о Хельги, сыне Хьёрварда" говорится о таком мече:

"С кольцом рукоять,
храбрость в клинке,
страх в острие
для тех, чьим он станет;
на лезвие змей
окровавленный лёг,
другой обвивает
хвостом рукоять".

Здесь два змея: один, собственно, и есть "змея крови" - окровавленный змей, разящий своих врагов, а другой - змей охраняющий владельца, обвивающий рукоять.

Корабли.
Любимыми детьми скандинавов были не первенцы мужского пола от богатой и знатной жены, а викингские корабли. Не будучи специалистом по кораблям (не быту и материальной культуре, а большей частью символам посвящена эта книга), постараюсь быть предельно осторожной. В данном случае нас интересует связь викингских кораблей со змеями. Она есть и значительна.
Большие военные корабли викингов назывались "драккарами", то есть драконами. Нос корабля обычно украшался головой какого-либо чудовища и чаще драконье- змеиного рода. Строительство одного из наиболее известных драккаров - Большого, или Великого, Змея - описано в "Саге об Олаве Трюггвасоне": "В следующую зиму после того, как Олав конунг вернулся из Халогаланда, он велел построить большой корабль под хладирскими скалами. Он был много больше, чем все другие корабли, которые тогда были в стране, и еще сохранился помост, на котором он строился… Это был корабль с драконьей головой на носу и сделанный по образцу того Змея, которого конунг привел из Халогаланда. Но он был много больше и во всех отношениях тщательнее сделан. Конунг называл его Великим Змеем, а того - Малым Змеем. На Великом Змее было тридцать четыре скамьи для гребцов. Голова и хвост дракона были целиком позолочены, а борт был так же высок, как на морских кораблях. Из всех кораблей, построенных в Норвегии, он был лучше всего сделан и потребовал наибольших затрат".
Образ змея - дракона, существа земноводного и опасного, родственника "Посоха Вселенной", - как нельзя лучше подходил для плаваний, а также для переправы в потусторонний мир: как известно, своих воинов хоронили скандинавы тоже в кораблях, сжигая, либо закапывая ладьи с мёртвыми людьми, утварью и убитыми животными в курганы. Или же выставляли камни в форме ладьи, сохраняя сам символ.
Упоминаемая в эддических сказаниях, ладья Хрингхорни, принадлежавшая прекрасному и светлому Бальдру (сыну Одина), послужила для погребального обряда: после трагической гибели Бальдр отплывает на ней в загробный мир Хель, то есть по традиции его сжигают в корабле, спущенном на воду...

© Бедненко Г.Б., 2002
Дополнения - Е.Славина.

С древних времен мировой змей опоясывает Мидгард. Плотным кольцом обвился он вокруг и не видно его, потому что лежит он на дне морском.

Здравствуй, друг. рад видеть тебя здесь, меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Почитать обо мне и моём увлечении средневековой Скандинавией можешь на странице .

Как и многие люди, которым интересно это направление, я люблю скандинавскую мифологию. В этой записи я расскажу тебе про мирового змея Ёрмунганда. Все о нём слышали, но не все знают что Ёрмунганд — сын бога хитрости Локи и главный противник .

История змея Ёрмунганда

Помимо своей жены Сигюн, пьяница и распутник Локи, часто проводил время со старой великаншей Ангрбодой. Часто он покидал Асгард и уходил в Железный лес на окраине Ётунхейма - страны великанов. После трех долгих ночей, проведенных с Локи, Ангрбода родила трех необычных детей. Девочку Хель, змея Ёрмунганда и маленького волчонка по имени Фенрир.

Верховный бог Один знал, что дети Локи принесут с собой только зло и разрушения. Один приказал всем асам, во главе с Тором, доставить отпрысков из Железного леса в Асгард, чтобы самому решить их судьбу.

О судьбах волка и девочки я уже рассказал тебе в других записях. Продолжим же знакомиться с историей Ёрмунганда.

Асы забирают Ёрмунганда

Пришли асы в Ётунхейм и забрали детей Локи с собой в Асгард. Змеёныш Ёрмунганд так сильно извивался и не хотел отлучаться от матери, что Тор силой намотал его вокруг локтя, а голову зажал в своем огромном кулаке.

Долго шли боги до Асгарда. Вырос Ёрмунганд в большого змея и даже Тор не смог нести его в одиночку. Начал еще больше сопротивляться Ёрмунганд, извивается и ядом плюется. Еле увернулся Фрейр от струи ядовитой. Нашли боги длинное бревно, накрутили змея вокруг и привязали. А в пасть ему здоровенную еловую шишку затолкали, чтобы не кусался и ядом не плевался. Так и несли его все вместе, до самой Вальгаллы.

Один решает судьбу змея

Собрались боги на большом поле перед Вальгаллой, поставили отпрысков Локи в центе и стали ждать Одина. Мудрейшим был всеотец, только его решения все и ждали.

Вышел из высоких дверей царь богов и начали асы совещаться что и с кем сделать надобно. Подошла очередь Ёрмунганда. «Ядовит и опасен сын бога Локи, — задумчиво сказал Один, обращаясь к собранию, — нужно спрятать его там, где он не сможет никому навредить».

Посовещались асы и скинули змея в большой океан, что Мидгард со всех сторон окружает. С годами настолько вырос мировой змей, что затопило многие прибрежные деревушки и людям пришлось переселяться повыше. Так и лежит Ёрмунганд, опоясывая собой Мидгард и совсем не рад будет, тот кто далеко заплыть захочет.

Ёрмунганд в скандинавской мифологии

В сюжетах скандинавской мифологии описанных в Младшей и Старшей Эдде, мировой змей Ёрмунганд встречается четыре раза.

  1. История о детях Локи, часть которой я рассказал тебе в этой записи.
  2. Легенда о том как Тор и Локи соревновались с великанами в Ётунхейме.
  3. Знаменитая рыбалка Тора, когда громовержец, вместо рыбы выловил Ёрмунганда.
  4. Битва Рагнарёк во время которой змей Ёрмунганд выступит противником Тора.

Смерть Ёрмунганда

Рано или поздно но все в этом мири заканчивается. Во время Рагнарёка — великого сражения света и тьмы. Мировой змей выползет на сушу, отравляя реки и озера, убивая ядом все живое на своём пути до равнины Вигридр. Сойдется Ёрмунганд в битве с и оба погибнут они от ран смертельных. Тор раздробит змею голову, но сделав девять шагов, сам утонет в реках яда, которые польются из умирающего чудовища.

, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан . Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змей Мидгарда » или «Мировой Змей ». В Рагнарёке (финальной битве богов) Мидгардсорм и Тор , будучи вечными противниками, убивают друг друга.

Мифы

Сохранилось три мифа, описывающих встречи Тора и Ёрмунганда.

Поднять кошку

Впервые Тор встретил Змея в образе гигантского кота, в которого его превратил Утгарда-Локи . Одним из заданий, полученных Тором от Утгарда-Локи, было поднять кошку. Разумеется, Тор не смог поднять чудовище целиком. Всё, что ему удалось, это заставить мнимую кошку оторвать одну лапу от пола. Однако даже это Утгарда-Локи назвал величайшим деянием, когда раскрыл обман.

Это сказание встречается только в «Младшей Эдде».

Рыбалка Тора

Следующая встреча произошла, когда Тор отправился на рыбалку с великаном Гимиром . Великан не хотел брать с собой Аса , отказывался предоставить Тору наживку для рыбы и не хотел грести. Тогда Тор убил самого большого быка из стада Гимира, взял в качестве приманки бычью голову и сказал, что сам сядет на вёсла. Гимиру пришлось взять Тора с собой в море.

Через какое-то время Гимир сказал, что они заплыли достаточно далеко и плыть дальше становится опасно из-за Мирового Змея, но Тор продолжал грести. Гимир был очень этим недоволен, и вот Тор, наконец, остановился.

Тор приготовил крепкую леску и большой крючок, на который насадил бычью голову - и Ёрмунганд попался на приманку. Почувствовав, как крючок впился в нёбо, Мидгардсорм рванулся так, что кулаки Тора ударились о борт лодки. Тор приготовился к долгой борьбе, но дно лодки не выдержало и проломилось. Тогда Тор уперся ногами прямо в морское дно и подтащил Мирового Змея к самому борту. Ас и Мировой Змей смотрели друг на друга с ненавистью, и яд капал из пасти Ёрмунганда.

Тор хотел уже было убить Змея своим молотом, но Гимир перерезал леску, протянувшуюся через борт лодки, и Змей погрузился в море. Тор пустил Мьёллнир вслед Змею и, говорят, даже размозжил ему голову. Но всё-таки Змей и по сей день жив и лежит на дне моря.

Миф об этой встрече очень популярен в древнескандинавском искусстве.

Последняя битва

Их последняя встреча произойдёт в Рагнарёк , когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов - поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его.

Источники

Другие названия

Ёрмунганда часто называют «Змеем Мидгарда» или Мировой Змей . Его имя иногда произносят как Йормунгандр , Йормунганд или Тормунганд .

В массовой культуре

Ёрмунганд упоминается в компьютерной игре Tomb Raider: Underworld . Там легенда о Мидгардском змее трактуется так:

Ёрмунганд - всего лишь термин, указывающий на срединноокеанические хребты, где сходятся платформы всех континентов. Поэтому змей опоясывает Землю по дну морскому. Самая северная точка Среднеатлантического хребта - старейшая и при этом самая слабая геологическая точка на Земле. Древние создали устройство, бьющее в ахиллесову пяту планеты - оно вызывает мощные извержения вулканов по всему миру, которые "пробуждаются и наполняют воздух ядом". Согласно легенде, во время Рагнарёка великаны уничтожат мир в огне, однако, на самом деле, причиной тому станут извержения вулканов...

Также Ёрмунганд упоминается в компьютерной игре StarCraft. Его именем названа одна из стай Зергов.