Задолго до того как Грецию стали называть античной, около 1600 лет до н.э., Восточное Средиземноморье населяла цивилизация торговцев и завоевателей. Это были времена мифов и легенд.

Боги в то время часто спускались с , а смертными правили их отпрыски. Именно тогда небезызвестный всем Персей, сын Зевса и дочери аргосского царя, будучи правителем расположенного неподалеку Тиринфа, основал древний город Микены.

Город стал иметь настолько большое значение, что последний доисторический период греческой цивилизации именуют «микенским».

Немного истории

Основал ли Микены Персей решив оставить о себе память еще и как о строителе городов, или в знак очередной победы — неизвестно. Но правили им многие поколения его потомков, пока на смену не пришла царская династия Атрея.

Одни легенды утверждают, что Персей выбрал это место, потому что потерял здесь наконечник меча (микес), другие, что Персей нашел гриб (по-гречески- микес) и, спасаясь от жажды, напился воды из него.

Более прозаическое предание гласит, что Микены основали ахейцы, древнее воинственное племя.
Как бы то ни было, город расположился в стратегически удобном месте. Заложили его у подножья одной из гор на северо-востоке .

Первое упоминание о Микенах, как о «златообильном» или «наполненном золотом» городе было сделано еще Гомером в своем эпосе.

Позднее немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках Микен нашел этому объяснение. Гробницы и усыпальницы на его территории были наполнены золотыми украшениями и просто безделушками весьма искусной работы.

Все это свидетельствовало о баснословном богатстве правителей и знати. Их останки были похоронены под грудой золотых изделий. Интересно, что не было обнаружено ни одного предмета из железа.

Среди найденных археологами золотых вещей были: диадемы, браслеты тонкой работы, медные котлы с изящными золотыми пуговицами, золотые чаши и кувшины, множество золотых фигурок животных, посмертные маски, самая известная из которых маска Агамемнона, а также множество бронзовых мечей.

Археологические находки, обнаруженные в усыпальницах, стали самым крупным кладом в мире не только по количеству (было найдено более 30 кг золотых изделий), но и по художественной и исторической значимости. Позднее их превзошли только находки, найденные в гробнице Тутанхамона.

Все артефакты переданы в Археологический музей Афин и в Археологический музей Микен.

Удачное географическое положение Микен способствовало ведению жителями торговли.
Экспортировались вино, духи, ткани, изделия из бронзы, золота и янтаря.

Богатство быстро росло, государство процветало. Микены стали весьма влиятельны, и согласно утверждениям ученых, контролировали все Средиземноморье. Их правители даже возглавляли конфедерацию Пелопоннесских царств.

Культура, оружие и даже мода Микен распространились по всему известному миру. Это послужило причиной неоднократных нападений на город. Однако микенцы и сами были воинственны.

За время своего существования Микены и Микенское государство оставило солидный след в истории. Правители города — это герои легенд и мифов. С историей Микен связано множество трагических и героических событий.

Например, легендарная Троянская война была развязана микенским царем Агамемноном. Не будем вдаваться в подробности божественных междоусобиц, связанных с яблоком раздора и борьбой олимпийских красавиц за титул «прекраснейшей», в которую были вовлечены царь Менелай и его супруга Елена Прекрасная, приведших к падению Трои.

Историки склоняются все же к более реалистичной версии, что именно правитель Микен Агамемнон пошел войной на город, так как Троя конкурировала с ними за господство в регионе. Десятилетие длилась осада города.

Исследователи относят эти события к XIII–XII вв. до н. э., но дата является спорной. Победа же была дарована богами царю Микен за то, что он принес в жертву свою дочь, за что позже, по одной из легенд, и был убит женой, не простившей ему убийство своего ребенка.

Согласно другому преданию за время длительного отсутствия супруга Клитемнестра завела любовника – двоюродного брата Агамемнона. И когда законный супруг вернулся с войны, они просто убили его, изгнали детей – законных наследников трона, и стали править Микенами.

Стремительное развитие микенской цивилизации столь же необъяснимо, как и ее внезапное исчезновение. Точно не установлено, как и почему пало их государство. Историки выдвигают различные гипотезы, согласно которым разрушение города и гибель государства могли произойти в результате межклассовых столкновений.

Согласно другим теориям серия землетрясений, разрушение торговых путей вызвали стремительное падение цивилизации. Не исключено, что этому окончательно поспособствовало вторжение Морского народа – дорийцев. Но точно известно, что гибель Микенской цивилизации совпала с окончанием бронзового века.

«Бронзовый коллапс» сопровождался падением государств и разрушением крупных городов. Была утрачена письменность и традиции, сошла на нет торговля. Восточное Средиземноморье погрузилось во тьму.

Как добраться до Микен

Время неумолимо, и сейчас мы можем увидеть только руины некогда могущественного города. Это все что дошло до нас.

Микены – это один из величайших памятников бронзового века.
Город находится на востоке скалистого хребта полуострова Пелопоннес.

Ориентиром является городок Микенес, расположенный в 2 км от них. Географические координаты древнего города: 37° 43? 50? с. ш., 22° 45? 22? в. д. От столицы Греции — примерно 90 км на юго-запад полуострова, либо 32 км на север от залива Арголикос.

Добраться до Микен можно рейсовым автобусом из Афин с автовокзала КТЕЛ Афинон примерно за два часа, билет стоит около 12 евро. Но можно попасть в Микены и самостоятельно , вооружившись навигатором или картой. Необходимо проехать сначала до города Арго, оттуда уже отправиться в Микенес, миновав еще одну – Коринфский канал.

Находятся руины на территории археологического парка «Микены». Вход в парк платный. Билеты продаются при входе и стоят 8 евро, причем детям до 18 лет приобретать билеты не нужно. Предъявив билет, Вы сможете увидеть Микенский акрополь, Археологический музей и «Сокровищницу Атрея».

Бронируя экскурсию в Микены через интернет либо в отелях, уточните есть ли русскоговорящий гид. Как правило, посещение Микен в таких экскурсиях запланировано наряду с другими достопримечательностями, поэтому стоимость зависит от вида транспорта, количества посещаемых мест и категории экскурсии.

Что посмотреть

Как и многие города, Микены имели своего собственного правителя, соответственно царский дворец и хорошо укрепленную цитадель.

Город обнесен 900-метровой стеной, сложенной из огромных камней. Строительство вели, ни больше, ни меньше — гиганты циклопы.


Иначе, как еще можно объяснить происхождение столь мощного оборонительного сооружения. Камни так плотно подогнаны друг к другу, что возникает ощущение монолитности стен. Такую кладку повелось называть циклопической. Вес некоторых камней доходит до 10 тонн.

На вершине небольшого холма у подножья горы был возведен Царский дворец. Это так называемый верхний город – акрополь.


Здесь жила не только царствующая династия, но и прочая знать и аристократия. Это и есть центр политического управления городом-государством. На территории также были храмы, склады и захоронения умерших правителей.

Центром Царского дворца является прямоугольное помещение с колоннами и очагом в полу – царская приемная.


Так называемый Мегарон служил административным центром города и в нем проводились заседания, совещания и суды.
В Мегароне находился и символ царской власти – трон. В наше время сохранился только фундамент сооружения.

Царские покои пасположены с северной стороны дворца. Здесь же был возведен храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптура, изображавшая двух богинь и ребёнка.

Обычные же люди жили вне стен крепости у подножья холма. Интересно, что постройки имели трапециевидную форму, коротким основанием направлены в сторону акрополя. Из-за чего весь город сверху напоминал веер. Самые известные строения это «Дом Сфинкса», «Дом виноторговца», «Дом щитов» и «Дом торговца маслом».

Попасть в крепость возможно было только по дороге через . Это знаменитейшая архитектурная достопримечательность Микен.

Ворота сооружены из четырех мощных плит известняка. Их пролет представляет собой квадрат, сторона которого около 3 метров. Закрывались они, скорее всего, деревянными створками, которые не сохранились до наших дней.

Об их существовании можно судить по углублениям на боковых стенках. Фронтон украшен барельефом с изображением двух львов, которые были символом царской династии, и олицетворяли ее могущество.

Львы стоят на задних лапах и опираются ими на колонну. Их головы не сохранились, и по разным версиям были выполнены либо из слоновой кости, либо из золота. Это древнейшая скульптурная композиция в Европе.

В царский дворец ведет большая лестница, начинающаяся со внутреннего двора у Львиных ворот. Интересно, что уже тогда существовала бюрократия. Глиняные таблички, найденные при раскопках во дворце, оказались финансовыми отчетами, списками рабов и ремесленников.

Микены обладали самой большой драгоценностью для всех крепостей – подземными источниками воды.

Жители вырыли глубокий тоннель к ключу, известному как фонтан Персея. Этот фонтан и огромная оборонительная стена помогали им выдерживать длительные осады.

За стенами цитадели археологи обнаружили гигантские купола – усыпальницы царей и знати, возведенные из мощных каменных плит. Гробницы маскировались насыпным курганом, а вовнутрь вел длинный коридор – дромос.

Коридор, через высокий, до 7 метров в высоту, монументальный вход, вёл во внутреннюю сводчатую камеру. После похорон гробницу закрывали, а все входы засыпали землей. Самая известная и хорошо сохранившаяся – сокровищница или усыпальница Атрея, отца Агамемнона.

Но гробница была разграблена задолго до того как ее нашли археологи.

На территории же самой крепости в результате раскопок были обнаружены царские могилы, сразу за Львиными воротами.

Генрих Шлиман раскопал здесь пять царских захоронений. В них находились останки девятнадцати умерших, погребенных под грудами золотых украшений. Самой знаменитой находкой стала золотая посмертная маска.


По мнению Генриха Шлимана, маска принадлежала самому Агамемнону. Позже выяснилось, что захоронения были сделаны на несколько веков ранее времен легендарной Троянской войны.
В 1999 году руины Микен внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Не смотря на то что, время не пощадило город, посещение его весьма познавательно и интересно.

Потомки мифического Персея правили Микенами в течение многих поколений, пока их не сменила могущественная династия Атрея, с которой связано много героических и трагических событий. Сын Атрея, легендарный Агамемнон, возглавивший поход на Трою, по совету оракула принёс в жертву богам собственную родную дочь Ифигению. После триумфального возвращения с троянской войны Агамемнон был убит в ванной своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерть дочери. Клитемнестру в свою очередь убивает обезумевший от ярости сын Орест, подстрекаемый сестрой Электрой. Что тут сказать? Жестокие времена, жестокие нравы. Но по истечении тысячелетий имя Клитеменестра стало в Греции нарицательным для жен - мужеубийц.

Эти легенды и предположения нашли историческое подтверждение, когда немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман в поисках Трои случайно наткнулся на один из шахтных могильников. Рядом обнаружились ещё несколько захоронений того же типа, и тут-то стало ясно, почему Гомер называл Микены златообильными. В процессе раскопок было найдено невероятное количество золотых и удивительно красивых вещей (около 30 кг!): украшений, кубков, пуговиц, военного снаряжения и бронзового оружия, отделанного золотом. Пораженный Шлиман писал: «Все музеи мира не обладают и пятой частью этих богатств». Но самой значимой находкой стала золотая посмертная маска, которая по версии Шлимана принадлежала самому Агамемнону. Но возраст могильников не подтвердил эту версию, захоронения были сделаны намного раньше, до царствия Агамемнона. Интересным фактом, подтверждающим могущество и богатство древних Микен, является то, что не было найдено предметов из железа. Основные материалы, из которых изготовлены обнаруженные предметы, - серебро, бронза и золото. Найденные в шахтных могильниках артефакты, хранятся в Археологическом музее Афин и в Археологическом музее Микен.



Древний город занимал стратегически удобное положение на вершине холма, защищенный массивными стенами акрополя. Кладка оборонительных стен проводилась без использования какого-либо связующего раствора. Камни подгонялись так плотно, что стены производят впечатление монолитных. В акрополь вели знаменитые «Львиные ворота» - циклопическое сооружение из камней, украшенные барельефом с двумя львицами - символом могущества царской династии. Ворота - самая знаменитая постройка Микен, а барельеф считается одним из самых значимых геральдических памятников мира.



В цитадели находились жилые дома знати и бытовые постройки, причем многие здания были двух и трёхэтажными. Недалеко от входа сохранились остатки погребального круга А, где располагаются шахтовые гробницы датируемые 1600 г. до н.э. Найденные в них предметы указывают на то, что здесь находились захоронения царских семей.



Со внутреннего двора у «Львиных ворот» начиналась большая лестница, ведущая в царский дворец. Центром дворца был Мегарон - большое помещение с очагом на полу. Царский Мегарон был центральным строением, своеобразным административным центром. Здесь проводились заседания, вершились суды. От королевских покоев остался только фундамент. Можно различить и фрагменты фундамента красной ванной комнаты, в которой был убит Агамемнон.



На небольшом расстоянии от стен акрополя был обнаружен погребальный круг В, включающий в себя купольные гробницы (толосы) - ещё один образец микенской архитектуры. Самая впечатляющая и хорошо сохранившаяся из них, так называемая «Сокровищница Атрея» или «Гробница Агамемнона». Когда захоронение было найдено Шлиманом, оно оказалось разграбленным. Поэтому не удалось установить, кому принадлежала гробница, но размеры и архитектурные особенности позволяют предположить, что внутри находилась царская усыпальница. Круглые подземные сооружения пришли на смену шахтовым захоронениям. К высокому узкому входу ведёт выложенный камнями наклонный коридор. Внутри гробница представляет собой внушительный купол высотой 13,5 м и диаметром 14,5 м, выложенный горизонтальными рядами камней. Каждый ряд немного выступает над предыдущим. До постройки Римского Пантеона гробница являлась самым высоким сооружением такого типа.


Микены старейший город материковой части Греции. Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации, на Крите. Микены датируются вторым тысячелетием до н.э. В настоящее время город находится в руинах. В свою очередь руины превращены в музей. На 29 день прибывания в Греции смотреть руины стало совсем скучно, в Микенах мы провели около двух-трех часов. Комплекс совсем небольшой и достаточно однообразный.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь. Справа вход, ниже — стоянка туристических автобусов.

Микены — одна из самых легкодоступных достопримечательностей Пелопоннеса. 120 км от Афин , причем 110 из них по магистрали. По времени примерно 1 час 10 минут . Мы же приехали с другой стороны, в эти дни наша база была в Эпидавре.

Микенская крепость занимала очень выгодное стратегическое положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н. э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружение венчала крыша, длина которой составляла 8 м, высота — 90 см, а ширина — 2,4 м.

От ворот шла дорога к царскому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представление о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из них, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.

Я не специалист в области истории и археологии. Но мне хотелось бы знать кто тут жил, когда, для чего использовалось здание. Зачастую такой информации просто нет. На информационных стендах примерные даты и описание внешнего вида…хотя даже не внешнего вида, а остатков внешнего вида.

Пора заканчивать рассказы о других путешествиях, начатые еще в прошлом году... О Греции осталось рассказать не так уж и много - о древних укреплениях в Микенах и итоговый пост. О Микенах можно рассказывать много и долго, это любимейшее для меня место в Греции, именно здесь, а не на Акрополе, не в Эпидавре, чувствовалась чудовищная пропасть времен. Более трех с половиной тысяч лет назад это место уже существовало. Мир еще не знал о многом, но это место уже БЫЛО. Вот так оно выглядело одиннадцать лет назад, это любимая фотография, снятая мной в Греции - склон горы и акрополь на ней (вид от ):

Развалины одного из древнейших городов мира находятся в 32 км к северу от залива Арголикос, вблизи крохотной деревни, сохраняющей название древнего города. Располагались на скалистом хребте, нависая с востока над проходом, по которому можно попасть из Пелопоннеса на север.

Вид сверху:

Микены (Mykenai), древний город в Арголиде, в северо-восточном Пелопоннесе (юж. Греция). Первые поселения на этом холме датируются эпохой неолита (4 тысячелетие до н.э.). В 3-м тысячелетии до н.э. Микены были еще небольшим поселением. Стали крупным центром в поздний период бронзового века (1350-1200 г. до н.э.). С 17 в. до н.э. - столица одного из раннеклассовых государств ахейцев. Около 1200 г. до н.э. Микены погибли от пожара. В последующие столетия город был восстановлен, но значительной роли уже не играл. Придя в упадок, город продолжал существование вплоть до 468 года до н.э., когда он был завоеван новой великой державой в Арголидской долине, городом Аргос. Последние сведения о населении, проживающем в этом городе, нам дает римский путешественник Павсаний во 2 веке нашей эры. В эпоху поздней античности Микены фактически прекращают свое существование. Археологические раскопки Микен ведутся с перерывами с 1876 г. (немецким археологом Г. Шлиманом, в 1920-1923 гг. под руководством А. Уэйса для Британской школы в Афинах, греческими учеными Хрестносом Цунтасом, Г. Милонасом и др.)

Микены - пожалуй, самый известный город Греции, царство Агамемнона, предводителя похода ахейцев на Трою, город, 400 лет доминировавший в греческой истории, акрополь, давший Шлиману золотую маску, учебникам истории и архитектуры - мегарон, Львиные ворота, литературы - гомеровских персонажей. Расположенные меж двух приземистых гор руины Микен выглядят едва ли менее величественно, чем в пору своего расцвета.

В III-II тысячелетиях до н.э., в эпоху древнейших культур Египта, Месопотамии, Ирана, Индии, Китая, на островах и побережьях Эгейского моря существовала своеобразная эгейская культура, предшественница древнегре­ческой. Здесь в ту эпоху получили высокое развитие ремесла и торговля, а общественное устройство не характеризовалось крайними формами деспотии, вследствие чего образы искусства были более гуманистичны, в нем впервые в древнем мире проявилось внимание к человеку, его чувствам, повседневной жизни .
Ареал распространения крито-микенской культуры:

Жители Микен и Трои были потомками племен, некогда пришедших, как и потом доряне, с севера. Однозначного вывода о том, откуда взялись истоки их культуры, нет. Есть разные версии – степи Северного Причерноморья, Анатолия, Центральная Европа, поскольку имеющийся археологический материал все-таки признается слишком разнородным. До 1953 г. высказывались сомнения, насколько микенская цивилизация является греческой, до тех пор, пока не был расшифрован первый греческий алфавит, который показал, что язык микенян был первичной формой греческого языка.

От древних Микен сохранились развалины крепостных сооружений го­рода, в том числе его кремля - акрополя.

Начало собственно микенской цивилизации обычно связывают с XVI веком до н.э. Эта цивилизация появилась на исторической сцене после довольно продолжительной паузы – культурного упадка периода XXII-XVII вв. до н.э. или раннеэладского III и среднеэлладского периодов. Сама великая микенская цивилизация представляет собой результат сложного культурного синтеза, объединившего разнородные этнические элементы и индоевропейского (ахейского или эллинского) и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского) происхождения. И об этом хорошо бы помнить тем, кто в угоду своим националистическим взглядам отрицает положительное влияние разных культур на культуру его народа, считая их "чуждыми". Только в синтезе может родиться хорошее, в самоизоляции же только вырождение. Но я отвлеклась...

Микены – типичный пример характерного для этого времени типа укрепленного поселения на вершине холма – дворец-цитадель или городок-акрополь. Этот тип восходит к традиции первых индо-европейских пришельцев, обосновавшихся на территории Балканского полуострова в конце эпохи ранней бронзы. Хотя пришельцы обосновались в стране, идеально приспособленной для занятий мореплаванием и торговлей, они вначале создавали свои укрепленные цитадели вдали от побережья, на местах, выгодных с точки зрения обороны от противника. Таким идеальным местом явился и холм, на котором расположились Микены. Город был сооружен на скалистом холме (280 м над уровнем моря), в северной части плодородной аргосской равнины, в 15 км от берега моря. С севера Микены защищены от холодных ветров горой св. Ильи. Территория микенского акрополя составляет 30 000 кв. м, периметр стены – 900 м.

В связи с важной ролью, которую город играл в доисторическую эпоху, «микенским» нередко называют последний период доисторической цивилизации в Греции, именуемый еще III позднеэлладским (ок. 1400-1100 до н.э.). Иногда термин «микенский» применяют ко всей позднеэлладской цивилизации (1600-1100 до н.э.). Из этой диаграммы видно, что по отношению к "золотому веку" греческой античной цивилизации Микенская отстоит примерно настолько же, насколько времена короля Артура от нашей (наводит на определенные размышления, не так ли?):

Основные относящиеся к Микенам мифы повествуют о том, что город построил умертвитель медузы Горгоны Персей, сын Зевса и орошенной золотым дождем Данаи ("бойтесь данайцев, дары приносящих"). Династию потомков Персеевых сменил род Пелопса, проклятый малоизвестным возницей за всякие подлости и жадность. Древние греки как раз циклопам или киклопам, роду великанов приписывали возведение микенских стен высотой 13 и шириной 7 метров. Поэтому любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической. Древним грекам было трудно поверить, что такие гигантские глыбы (тяжесть некоторых доходит до 100 тонн), могли быть построены людьми. Впрочем, даже стены не уберегли Микены от расплаты за грехи Пелопса, героя, давшего имя Пелопоннесу.

Значение Микен подчеркивается в греческой мифологии, т.к. по мифам поход греков на древнюю Трою возглавлял мифический царь Микен Агамемнон. Участники троянских событий в интерпретации художника нашего времени:

Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей - Ореста и Электры. Изображения Ореста в античном искусстве:

Именно в Микенах находился "Дворец Агамемнона" где, по мифам, жена великого Агамемнона Клитемнестра убила вождя всех греков, вернувшегося из Трои.

Сохранилась ванная комната, в которой Клитемнестра со любовником прирезали ее мужа Агамемнона, привезшего из Трои не только доставшееся Шлиману золото, но и возлюбленную Аполлона, прорицательницу Кассандру. Деяние ревнивой царицы, не смущавшейся, кстати, любовником, было отмщено сыном ее, Орестом. Орест и Электра у могилы Агамемнона:

Ворота, через которые он убежал из Микен, убив мать, и поныне там.
Electra and Orestes killing Aegisthus in the presence of their mother, Clytemnestra; detail of a Greek vase, 5th century BC

Эриннии, богини мщения, преследуют Ореста:

Родословная микенских Атридов:

О судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.).

На фото - постановка истории Агамемнона в 1886 г. в Сиднее (Австралия):

Хотя реальные Львиные ворота выглядят вот так:

В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»).

В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.

С Атреем связано выражение, существующее в современном лексиконе "Атреев пир". Согласно легенде, за трон в Микенах боролись братья Атрей и Фиест. Первому удалось захватить трон, но Фиест постоянно пытался его отвоевать. По другому варианту причиной разногласий была жена Атрея. Атрей решил раз и навсегда решить эту проблему и задумал одно их самых ужасных преступлений в греческой мифологии. Он притворился, что хочет примириться со своим братом, и пригласил его в Микены на трапезу, которая символизировала бы их примирение.

Фиест, ничего не подозревая, в сопровождении только лишь своей семьи, приехал в Микены. Там слуги Атрея выкрали детей, играющих в городе, убили их и приготовили из них блюдо. Фиест спохватился своих детей только во время трапезы и спросил у своего брата: "A где мои дети?" и Атрей ответил: "Они похоронены в тебе самом", одновременно показав ему их головы. Бедный Фиест, потрясенный, сошел с ума. Боги же вознегодовали на Атрея за невиданное злодейство и прокляли его и весь его род. Тема проклятия Атридов неоднократно обыгрывалась в мировом искусстве и даже стала лейтмотивом фантастического цикла Френка Херберта "Дюна".

Существовали ли Атрей и Агамемнон, но доказано, что в древности Микены были царской резиденцией, их власть распространялась на территорию, которая, вероятно, намного превосходила все подобные государственные образования той эпохи в данном регионе и охватывала, быть может, всю северную часть Пелопоннеса.

Впоследствии Микены постепенно утратили свое значение, хотя во время греко-персидских войн они посылали воинов к Фермопилам и Платеям. Микены были почти полностью уничтожены Аргосом в 468 до н.э., однако немногочисленные обитатели сохранялись здесь на всем протяжении эллинистического периода. Ко 2 в. н.э. город был покинут. И теперь лишь многочисленные туристы тревожат покой тысячелетних развалин...

А некогда, многие и многие столетия назад город с его мощными укреплениями выглядел примерно так:

В следующий раз мы подробнее пройдемся по всем помещениям микенского акрополя, увидим знаменитое золото Шлимана, старинные фото и гравюры этих мест и т.д.

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны.
Хеттская империя располагалась на территории Албании, Хорватии, Сербии, Македонии. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров, став этрусками, сабинянами, латинами. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.