Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Времена года-неизменная тема в творчестве многих русских поэтов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны-величие, великолепие природы, буйство красок. С другой-печаль, грусть, пронизывающая сердце тоска. Именно с осенью связан самый неповторимый и плодотворный период в творчестве А.С.Пушкина. Уединяясь в Болдино, он создавал шедевры, впоследствии покорившие мир.
«...и с каждой осенью я расцветаю вновь...»

«...Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной...»

«...Теперь моя пора: я не люблю весны...»

«Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса...»

«...и пробуждается поэзия во мне...»
Все эти строчки подчёркивают особую бесконечную любовь поэта к осени.
Также необыкновенная нежность к осенней поре сквозит в прозе и поэзии И.А.Бунина, настоящего русского патриота. Поражаешься живописным эпитетам, яркости и ясности образов, силе чувств, выраженных в стихах Бунина.
«...Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной...»

«...Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой...»

«....И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой...»

«...Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра...»

«...Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает...»

Читая эти строчки, живо представляешь эти чарующие картинки, чувствуешь осенние запахи и восхищаешься умением поэта воплотить на бумаге всё осеннее великолепие.
Конечно же, нельзя обойти вниманием тютчевское поэтическое слово, одно из немногих высочайших вершин русской лирики. Ф.И. Тютчев создал поистине проникновенные русские пейзажи.

«...Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть...»

«...Кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья...»

«Обвеян вещей дремотой
Полураздетый лес грустит...»

«...Как увядающее мило...»
Вообще, в стихотворениях Тютчева, посвящённых русской природе, можно почувствовать одинаковую любовь поэта ко всем временам года. Я не могу выделить его особенное отношение к какой-то одной поре. Тютчев с необыкновенным мастерством, блеском, изяществом пишет о юной весне, знойном лете, чародейке-зиме и, конечно же, о загадочной и таинственной осени.
Как контраст к нежной осенней лирике Пушкина, Бунина, Тютчева звучит осень у П.А.Вяземского.

«...Вчера ещё стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени...»

«...Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.
Кладбищем зрелся лес, кладбищем зрелся луг...»

«...Древний дуб чернел в лесу,
Как обнажённый труп...»

«...И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мёртвым сном в безмолвных берегах...»

«...Природа бледная, с унылостью в чертах
Поражена была томлением кончины....»
Здесь уже совсем другое зрелище. Читая эти строки, так и ждёшь с нетерпением окончания этой тоскливой поры и начала весёлой, свежей, праздничной зимы.
Прекрасные стихи об осени поэтов ХХ века: Б.Л. Пастернака-- «...Осень-солнечный чертог...», Д.С. Самойлова «Красная осень». и везде, как и в поэзии XIX века, яркие и необычные образы, дающие разные картины и состояния осени.
Я считаю, что тема родной природы-это вечная поэзии, ведь сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет поэтам выразить сокровенное, потаённое, то, что может быть, скрывалось даже от себя самого. И, чем больше я вчитываюсь в строки стихотворений, тем больше мне в них открывается.

Шамина Анастасия

Исследовательский проект "Осенние мотивы в творчестве русских поэтов и писателей" создан ученицей 4 класса, Шаминой Анастасией.Цель проекта: изучение творчества русских поэтов и писателей, обращавшихся в своих произведениях к теме осени. Методы исследования: поисковый, анкетирование, эксперимент.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Осенние мотивы в творчестве русских поэтов и писателей» Выполнила: ученица 4«б» класса, МОУ «Гимназии №17» Шамина Анастасия Руководитель: Баукина Юлия Александровна

ВВЕДЕНИЕ Писателей и поэтов всегда привлекала родная природа. Она дорога каждому поэту и писателю своей непосредственной жизнью.

В проекте я хотела бы затронуть лишь малую часть всего многообразия поэтических описаний природы, а именно переходного периода лета в зиму – « золотой» осени.

Цель проекта: и зучить творчество русских поэтов и писателей, обращавшихся в своих произведениях к теме осени.

Задачи проекта: - познакомиться с особенностями, средствами изображения родной природы осенью в поэзии и прозе. - провести анкетирование учащихся - провести эксперименты, - попробовать создать что - то новое в стихах о природе на тему осени.

Методы исследования: п оисковый; - анализ и обобщение изученного; - анкетирование учащихся; - эксперимент.

Выборочное анкетирование среди учащихся 3-их и 4-ых классов. Вопрос: Назовите трёх ваших любимых русских писателей и поэтов, писавших о природе в осенний период.

Анкетирование 3-их классов – 18 учащихся Анкетирование 4-ых классов – 25 учащихся Вывод: самыми известными и читаемыми поэтами и писателями, писавшими об осени, являются А.С. Пушкин, Ф.М. Тютчев, А.А. Фет, С.А. Есенин.

Изучение источников информации, сбор материала

Наследие русских, советских писателей воспевавших родную природу. (Особенности, язык изложения и используемые художественные средства в описании родной природы осенью)

А. С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин всегда ждал осень, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье. «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...»

"багрец", "золото", "прощальная краса", "очей очарованье» – эти шикарные эпитеты, метафоры подчеркивают, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения.

Афанасий Афанасьевич Фет точно описывает мельчайшие детали природы осенью. Ассоциативность – фирменный стиль Фета. «Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло….»

Михаил Михайлович Пришвин. Его называют « старичком - лесовичком » отечественной литературы. Короткие рассказы о природе осеннего времени года Пришвина в форме заметок передают настроение романтики и приятной грусти, которое витает в природе осенью. «Осенняя роска » Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.

Сравнительный анализ «Какое настроение преобладает в каждый осенний месяц?» Название Настроение Цвета Сентябрь Веселое. Восхищение великолепием увядания природы Жёлтый, красный, оранжевый Октябрь Грусть от погружения природы в сон. Коричневый, жёлтый Ноябрь Радость от ожидания белоснежной зимы с её прелестями. Серый, белый, коричневый

Эксперимент №1. Н а предмет взаимозаменяемости слов и словосочетаний в стихах об осенней природе известных поэтов. 1. Уж небо осенью дышало Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась (А.С.Пушкин) (замена) Уж снова осенью обдало, И реже солнышко сверкало, Всё меньше становился день, Лесов загадочная сень С прощальным шумом оголялась

2. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев) (замена) Есть в осени печальной Короткая, но славная пора - Весь день стоит как бы кристальный, Из позолоты вечера…

Вывод: Я сделала несколько попыток заменить слова и метафоры в стихах классиков о природе и попробовала написать новые стихи. В результате получила довольно удовлетворительные четверостишья про осень. Конечно, достичь точного попадания, или хотя бы не сделать значительно хуже, задача практически не выполнимая, в чём я и убедилась.

Эксперимент № 2. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья, пожелтевшие, по ветру летят (А. Толстой) Пустеет воздух, Птиц не слышно боле (Ф.Тютчев) Стаи птиц улетают за синее море (К. Бальмонт) И сад темнеет как дуброва Как отблеск старого былого (Ф. Тютчев) И голос лета прожитого Яснее понимаем мы (А.Фет) И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. (И.Бунин)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Пустеет воздух, Птиц не слышно боле, Стаи птиц улетают за синее море. И сад темнеет как дуброва, Как отблеск старого былого. И голос лета прожитого Яснее понимаем мы. И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. «Осенние мотивы»

Вывод: В получившемся стихотворении хороший ритм, сохранена рифма. Строки одного мастера художественного слова никаким образом не испортили строк другого. Получилось красочно, выразительно.

Проба сил в поэзии Устали деревья от кроны за лето, Тяжёлое платье на ветки надето. Но вот наступает сентябрь молодец, Листва осыпается, зною конец. С утра ещё тянет теплом от земли, Туман на воде, в небесах журавли. Такая картина похожа на сказку, И я беру в руки кисти и краску. Люблю наблюдать за осенней порой, Бродить по лесам незнакомой тропой. Как жаль, что быстро это кончается, Но вечного нет, и жизнь продолжается. (А. А. Шамина)

Выводы: Изучая творчество русских поэтов и писателей о природе в осенний период, я отметила следующие характерные черты: красочность, образность, выразительность, ассоциативность. Проведя сравнительный анализ произведений о каждом осеннем месяце, можно сказать, что осень вызывает не только грусть и печаль, но и радостное, весёлое настроение. 3. Поисковая и исследовательская работа обогащает эстетический опыт, развивает художественный вкус.

Спасибо за внимание!

Внеклассное мероприятие на тему: «Золотая осень в произведениях русских писателей»

Цели:

Расширить знания учащихся о русских писателях;

Ознакомить учащихся с текстами произведений русских писателей и поэтов об осени;

Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, учить понимать настроение, мысли поэта;

Научить школьников различать периоды осени на основе поэтического и прозаического текста;

Развивать творческое мышление

Оборудование: презентация к уроку, карточки с текстами стихотворений и прозы, музыка

П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня», концерт А. Вивальди «Осень». Литературные

произведения (А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» и др.)

музыкальные произведения (П. Чайковский из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня», 2-я часть концерта для скрипки с оркестром, А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года)

Просмотр видеоролика об осени.

О каком времени года мы посмотрели сюжет?

Учитель

В русской суровой северной природе есть трогательная прелесть, необыкновенно близкая нашему сердцу. Наши нескончаемые луга, покрытые изумрудной зеленью, удивительно хороши, в нашей родной природе есть что-то такое, что слышится в стихотворном слоге, что поется в народной песне, что отзывается в сердце каждого.
В свое время русский философ И. А. Ильин писал: «Два солнца ходят по русскому небу – солнце природное, дающее нам бурную весну , каленое лето , прощальную красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную белую зиму , и солнце духовное, дающее нам весной – праздник светлого Христова Воскресения, зимой – обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение».
Каждое время года восхитительно в пейзаже русской природы, вызывает восторг или щемящую грусть, но в любом случае чувство благодарности за увиденное.

На сегодняшнем занятии мы узнаем, как в произведениях русских поэтов, писателей, художников, композиторов представлено прекрасное время года - осень.

Вот какой видит осень поэт, писатель и наш с вами земляк И.А. Бунин. Он родился 22 октября 1870 года в г. Воронеже и там проживал до трехлетнего возраста. Когда мальчику исполнилось 3 года, семья переехала в свое имение в с. Озерки (теперь это Елецкий р-он).

Стихотворение И.А. Бунина «Листопад» прочитает … (Читает ученик наизусть)

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Большая часть поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской жизни, тонкая живопись природы. Бунин – мастер необычайно точных и тонких зарисовок природы.

Чтение учителем отрывка из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки.»
“...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками... Потом бабьим летом паутины много село на поля... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет... И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой”. Здесь живут мещане-садовники, снявшие сад в аренду. “В праздничные же дни около шалаша - целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы”. Все приходят за яблоками. Подходят мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне.

"Ядреная антоновка - к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год…»

Вот уже 6-ой год подряд в старинном русском городе Ельце проходит фестиваль «Антоновские яблоки», который связан с жизнью и творчеством великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В основе праздника лежат произведения писателя, в которых создан образ русской провинциальной жизни.

Осень – любимое время года великого русского поэта А.С. Пушкина. «Осень подходит. Это любимое мое время-здоровье мое обыкновенно крепнет-пора моих литературных трудов настает…»

«Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта. В 1830 году Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь три месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору – с ее приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой легкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. Осеннее затворничество, чувство уединенности от внешнего мира, ощущение полной свободы, даже здешняя природа – спокойные ландшафты с плавными перекатами холмов под огромным куполом неба – все способствовало особому творческому настрою души.

Стихотворения А.С. Пушкина читают дети (наизусть)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Сейчас мы послушаем стихотворение Константина Бальмонта и Федора Тютчева

Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальны,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Послушайте миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь». (Чтение учителем)

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Вопросы по содержанию прослушанного текста :

Какое чувство вызывает это описание?

Какие слова изображают листья как живые существа?

Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени?

Какие слова передают звуки падающих листьев?

И. Токмакова «Опустел скворечник…» : (читает ученик)

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Работа над содержанием стихотворения:

1. Какое явление осени описывает поэт? 2. С кем сравнивает поэт листья?

3. Чем похожи листья и птицы?

4. Какое настроение создает это стихотворение?

Поэты пишут стихи словами, выражая свои чувства, любовь к родной земле, природе, а художники создают свои картины красками.

Знакомство с картиной И. Левитана «Золотая осень» и др.

Какие краски использовал пейзажист, чтобы воссоздать осень? (Желтые, красные, багряные, голубые, розовые )

Красота осеннего дня передана с помощью цвета, цветовой гаммы.

Какие чувства вызывает картина? (Ответы детей)

Послушайте произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень».

Петр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая - с опадающей листвой, унылая, грустная, с тихим плачем осеннего дождя.

А теперь в роли художников выступите вы. Какой видите вы осень, покажите на своих картинах. (Дети рисуют осень)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель

О каком времени года мы говорили на уроке?

Какое описание осени вам понравилось больше всего?