Торжественная ода была не единственным жанром в поэзии Ломоносова. В своих одах Ломоносов не только прославляет победы русских над врагами" («Ода на взятие Хотина») или отмечает различные торжественные даты. Он писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» (вторая половина 1740 годов) и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» (1743). Стоит отметить, также, что среди научных трудов Ломоносова были и исследования по астрономии. Одно из них называлось "Явление Венеры на Солнце" (1761).

Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества, но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом.

В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» - свою теорию происхождения северного сияния.

В «Вечернем размышлении» у Ломоносова есть несколько предположений о северном сиянии: это преломление солнечных лучей, или «тучных гор верхи горят», или это связано со штилем на море и волны бьют в эфир, и т.д. В заключении он фактически говорит о бессилии современной науки в ответах на некоторые вопросы. В природе, где всё, казалось бы, идёт единожды и навечно установленным порядком, случаются порой дивные вещи, смущающие ум своей непостижимостью.

В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», - раскаленную, бушующую поверхность солнца. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, Ломоносов раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов.

Поэт представляет строение этой планеты как «горящий вечно Океан», где «камни, как вода кипят, горящи там дожди шумят». Мысли о величии солнца приводят поэта к осознанию величия Творца: «Светило дневное блистает лишь только на поверхность тел; но взор твой бездну проницает, не зная никаких предел». В финале Ломоносов сравнивает светило с просвещением, и просит Творца помогать ученому познавать вселенную, чтобы прославлять его творение: «Творец! покрытому мне тьмою / Простри премудрости лучи / И что угодно пред тобою / Всегда творити научи».

В этих двух Размышлениях поэт выходит к главным вопросам, которые пытался разрешить всю жизнь. Что представляет собой Вселенная? Познаваема ли она человеческим разумом? Какое место занимает в ней человек?

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Так я в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Хотя в заглавие стихотворения вынесено "Божие величество", на равных с мотивом великого Творца выступает мотив животворящих сил материи, "природного естества": Уста премудрых нам гласят:

"Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества".

Форма стихотворений экспрессивна. Построение фраз, синтаксические конструкции провоцируют взволнованный тон повествования. В «Вечернем разымышлении» обилие вопросов рождает напряженную эмоциональную атмосферу поиска разгадок удивительнейших тайн природы:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Финальная строфа "Вечерних размышлений" демонстрирует позицию истинного исследователя-ученого: главное в науке – поставить новый вопрос. А затем уже искать на него ответы и сомневаться. Так сомневается дерзкий мыслитель Ломоносов в безграничном "величестве" самого небесного Творца (с этим осторожнее, он сомневается, конечно, но в утреннем размышлении он его прославляет, прим. Бен.), так подталкивает он научную мысль к новому, более современному, пониманию законов мироздания:

Сомнений полон ваш ответ

О том, что о´крест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

Таким образом, в этих произведениях Ломоносов соединяет науку и искусство. Затем он сделает это в известной в притче "Случились вместе два астронома в пиру" (1761). Его восхищение и полет мысли вызывают не только необычные являения (северное сияние), но и вполне обыденные (восход), что присуще настоящему ученому. Как ученый он задается вопросами о причинах этих явлений, а как поэт восхищается величием и непознанностью вселенной, рассуждает о своем месте в ней и прославляет Господа за столь грандиозное творение.

20. Научные доказательства пользы стекла в «Письме о пользе Стекла» М.В. Ломоносова.

Поэзия и наука органически сливаются в замечательном стихотворении Ломоносова «Письмо о пользе стекла» (1752) , адресованном Шувалову. Объясняет свой интерес к стеклу: «Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов» . Ломоносов не только рассказывает о пользе стекла, но и доходит до глубокой научной, философской и социальной проблематики. Нарисовав картину рождения стекла, разъяснив пользу стекла в быту и научном его употреблении, он логически переходит к другим темам: о человеческом разуме, дерзающем познать природу и подчинить ее, о борьбе разума и невежества на протяжении всей истории человечества, о религии как об «освещении невежества», о науке, объединяющей людей, о золоте, принесшем людям несчастье. Пишет с негодованием о губительной силе золота.

В этом произведении научные интересы исследователя природы сочетаются с опытом деятельного практика, пропагандой научного мировоззрения.

Найти цитаты о научных доказательствах!

М.В. Ломоносов – сатирик.

Ломоносов вел борьбу с официальной церковью и иностранной профессурой, которая препятствовала просвещению в стране. Эта борьба нашла отражение в его остросатирических стихотворениях. Как и Кантемир, Ломоносов использовал сатиру как средство борьбы за просвещение. Но если пафос творчества Кантемира заключался в стремлении силой отрицательного примера способствовать просвещению в стране, то Ломоносов видел свою задачу в воздействии на гражданское сознание соотечественников силой положительного примера, и потому сатира занимала в его жизни весьма скромное место. В печати при жизни Ломоносова сатиры не появились.

Сатирические произведения для него были прежде всего средством борьбы с церковниками. «Гимн бороде» - знаменитое едкое и злое пародийное стихотворение, направленное против корыстолюбивых, невежественных попов. Носители бороды - «дураки, врали, проказы», их церковное учение Ломоносов считает ложным.

Это стихотворение всполошило Синод, и он послал Елизавете донос на Ломоносова. Синод требовал сожжения гимна и присылки Ломоносова в Синод для «жестокой казни». К счастью, донос этот оказался без последствий.

Вокруг «гимна бороде» разгорелась ожесточенная литературная борьба. В 1757 церковники направили против Ломоносова ряд писем с приложением стихотворной пародии «гимн голове», в которой Ломоносов подвергался ругательствам. Письма эти были подписаны вымышленным именем Зубницкого.

Противником, скрывавшимся под именем Зубницкого, Ломоносов ошибочно считал Тредиаковского. Это было вызвано тем, что Ломоносов знал о доносах в Синод, котрые писал на Сумарокова Тредиаковский. Ломоносов ответил Зубницкому эпиграммой, начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль!»

Ломоносову приходилось вести борьбу с церковниками и по поводу системы Коперника. Отстаивая систему Коперника в научных трудах, Ломоносов прибегает к поэтическим средствам, написав басню-эпиграмму «случилось вместе два астронома в пиру». Спор двух астрономов разрешает повар, призывающий к здравому смыслу: нет такого простака, который вертел бы очаг кругом жаркого.

22. М.В. Ломоносов о журналистике и журналистах (статья "О должности журналистов").

Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Непосредственным поводом для написания статьи стала необходимость ответить немецкому рецензенту, подвергнувшему в 1752 году в лейпцигском журнале необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты («О причине теплоты и стужи»). В 1754 году с критикой теории выступил и «Гамбургский корреспондент».

При Академии наук выходил научный журнал на латинском языке «Комментарии», в котором публиковались научные работы. С выходом в 1750 году «Новых комментариев» публикуемые работы стали получать оценку в заграничных журналах. Иностранные рецензенты, весьма благосклонно относившиеся к этим работам, постоянно критиковали работы Ломоносова, делавшие его первооткрывателем в ряде областей науки. Преднамеренность их оценок была очевидна.

Ломоносов взялся отвечать заграничным оппонентам, в утверждениях которых он увидел беспринципность и недобросовестность, пагубную для выявления научных истин.

Статья была написана по латыни, а через год опубликована на французском языке в амстердамском журнале. Статья была напечатана без подписи по желанию автора. Ломоносов не ограничивается полемикой только по научным вопросам, он поднимает ряд принципиальных проблем, касающихся прав и обязанностей журналистов вообще. «Сила и воля - вот что от них требуется», и этих качеств у европейских журналистов он не находит.

В заключение статьи Ломоносов излагает свои знаменитые семь правил, которые нужно как следует «затвердить как лейпцигскому журналисту, так и всем подобным ему».

Правила для журналистов:

1. Журналист должен взвесить свои силы, способен ли он схватить все существенное в сочинениях, принадлежащим иногда людям гениальным

2. Чтобы быть в состоянии произвести приговор искренний и справедливый, надобно освободить ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения.

3. Журналист должен уметь аргументировать свои возражения, должен неоднократно взвесить то, что намерен сказать для того, чтобы быть в состоянии оправдать свои слова, если в том встретиться надобность.

4. Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди умели открыть истины самые важные.

5. Всего бесчестнее для журналиста красть у кого-либо из своих собратьев высказанные мысли и суждения, и присваивать их себе.

6. Одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение и он не олжен считать, что непонятное и необъяснимое для него таково же и для автора.

7. Журналист никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений.

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Преподаватель

русского языка и литературы

Куртвейсова Э.Н.

Преподаватель физики

Глущенко В.С.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЗИКИ

Тема: « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». (Слайд № 1)

Цели: (Слайд № 2)

обучающие: дать представление о личности М.В. Ломоносова; формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин;

развивающие : развитие логического мышления, навыка связного высказывания, анализ произведения;

воспитательные: воспитание познавательного интереса к изучению литературы, физики, природных явлений.

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова; раздаточный материал (текст оды М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»); видео-слайд, ода в исполнении Дмитрия Писаренко; компьютерная презентация.

Оформление на доске : портрет М.В.Ломоносова; эпиграф; устаревшие слова.

Ход урока

      1. Организационный момент.

        Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

        Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

        Изучение нового материала.

        Ответ на проблемный вопрос урока. Закрепление.

Учитель литературы: Сегодня мы проводим интегрированный урок вместе с учителем физики. Тема сегодняшнего урока «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Эпиграфом нашего урока являются слова:

Везде исследуют(ся) всечастно

Что есть велико и прекрасно.

М.В.Ломоносов

Среди славных имен прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. М.В.Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.

Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем, и в каждой области этот выдающийся человек добивался больших успехов, часто опережая свое время. Сегодня на уроке познакомимся с его произведением «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

А сейчас вспомним основные даты жизни М.В.Ломоносова.

Ученица: (Биография М.В.Ломоносова) (Слайд № 3).

Краткая хронология – Михаил Васильевич Ломоносов

1711 – родился в семье помора в Архангельской губернии. 1730 – в 19 лет отправился пешком в Москву учиться. 1731 – 1735 – учеба в Московской славяно-греко-латинской академии. 1736 – 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию. 1736 – 1739 – обучался в Марбургском университете. 1741 – 8 июня вернулся в Санкт-Петербург. 1745 – 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств. 1746 – 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике. 1755 – по проекту М.В.Ломоносова учреждён Московский университет. 1764 – 17 апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института. 1765 – 4 апреля скончался от воспаления легких в собственном доме на реке Мойке. 1765 – 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Учитель литературы: А теперь, ребята, откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. Сейчас мы поразмышляем над содержанием оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Кроме того, что мы сегодня познакомимся с поэтическими особенностями оды, мы ответим на вопросы: «Подтверждает ли современная наука теорию М.В.Ломоносова о северном сиянии?» О чем эта ода?

Итак, «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (раздать текст оды).

Но прежде повторим: (ответы учеников)

Что такое ода?

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Основателем каких трех штилей является М.В.Ломоносов?

Ломоносов разработал теорию трех штилей применительно к русскому языку. Высоким стилем нужно было писать – оды, героические поэмы; средним – дружеские письма, сатиры; низким – комедии, песни, эпиграммы.

А теперь прослушаем оду в исполнении Дмитрия Писаренко.

Обратимся к тексту с одой (Слайд № 4). Анализ оды.

Внимание обратите на устаревшие слова:

помор – житель поморья (Архангельские поморы); сполох – народное название северного сияния; бездна – небо; вихрь – ветер; в сей – это; мещут – метать, опутать, подчинить себе; хладный – холодный; зрак – образ, облик; мятет – метёт; зыблет – колышет; мерзлый – промёрзший; верьхи – вершина; эфир – воздух; зефир – ветер; окрест – вокруг, около.

Ребята, посмотрите внимательно из скольких частей состоит это произведение? (8 строф). И в каждой части поэт выразил свою мысль. Давайте над этим подумаем, поразмышляем.

При чтении следует обратить внимание на ударение ломоносовского стиха.

Читая Ломоносова, следует быть предельно точным в орфоэпии: лице – а не лицо; звезд – а не звёзд; углублен – а не углублён; мятет – рифмуется со словом планет.

Обратите внимание на фонетическое своеобразие поэзии. Ребята, если мы не будем соблюдать фонетическое своеобразие поэзии 18 века, то исказим звуковую стилистику М.В.Ломоносова.

Запишем особенности поэзии 18 века : высокий, одический стиль; метафорический язык; архаизмы.

О чем говорит Ломоносов в 1-й строфе оды? О Вселенной. Вселенная представляется бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. Мы увидели, что в устройстве Вселенной нет хаоса и беспорядка, после дня наступает ночь, после ночи встаёт солнце и наступает утро (т.е. каждому явлению, предмету отведено свое место). Перед человеком открылось само мироздание в виде бездны, полной звезд.

2-я строфа: и перед открывшейся бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. Называет он себя и малой искрой в вечном льде, тонким прахом в сильном вихре, пером в свирепом огне. Углубляясь в бездну, поэт теряется сам, утомлённый своими мыслями.

3-я строфа: автор обращается к премудрым, которые знают, что есть в этой бездне, которая «поглотила» его. Премудрые говорят, что там множество других светов, где горят солнца и живут разные народы. Поэтическая мысль Ломоносова обращалась не только к насущным делам науки, но и к тайнам множества миров, наполняющих Вселенную. Все планеты освещаются солнцем. Мир можно познать! И, чтобы раскрыть его тайны, человек должен прибегнуть к наукам.

К кому обращается Ломоносов в 4-й строфе оды? (натура – природа). Человеческому разуму нужно получить ответ на вопрос: «Но где ж, натура, твой закон?».

К кому обращен вопрос в 5-й строфе? К человеку, которому дан разум постигать эти законы мира, хочется разгадать загадку северного сияния . Сам человек не может найти решения, поэтому обращается к тем, кому известны все тайны естества, и открывает им свои сомнения: «Скажите, что нас так мятет? (угнетает)».

И не получив ответа, человек просто осыпает их градом вопросов (6-я строфа). Поэт пытается понять происхождение различных явлений природы. Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой северного сияния.

Снова следует череда вопросов об устройстве мироздания (8-я строфа). А что за звездами? Вселенная великая, а не маленькая, и жизнь нескончаема.

Какие художественные средства использует автор? (ответы учеников)

Сравнения – песчинка, мала искра, перо.

Эпитеты (художественное определение) – ясный луч, грозных туч, жирна мгла.

Метафоры (слово или выражение в переносном значении) – лице свое скрывает день, поля покрыла ночь, взошла тень, луч зыблет, тонкий пламень в твердь разит, мерзлый пар, верьхи горят.

Лексические повторы – как, как; там, там; се, се; что, что; как, как; иль, иль, иль; скажите ж, скажите ж.

Текстовые синонимы (к слову «сияние») = луч, пламень, молния, пожар.

Однокоренные слова – великое – величество.

Синтаксические конструкции (вопросительные обращения) – Но где ж, натура, твой закон? Скажите, что нас так мятет? Скажите ж, коль пространен свет? Скажите ж, коль велик Творец?

Жанр оды – размышление.

Тема оды – о Божием Величестве.

Выразительно прочитайте поэтическое описание северного сияния:

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Исходя из названия произведения, назовите признаки северного сияния:

Вечернее – бывает в вечернее и ночное время; Размышление – побуждает к размышлению о причине сияния; О Божием Величестве – это предположение о неземной природе сияния, Божием провидении; При случае – явление не предсказуемо, бывает не часто; Великого – это уникальное, необычное явление; Северного сияния – бывает на Севере.

Учитель литературы : Ода М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» - есть раздумье над возможностями познания Вселенной. Происхождение северного сияния – загадка природы. Чтобы приносить пользу своей стране нужно по мысли Ломоносова быть не только трудолюбивым, но и просвещенным человеком.

М.В.Ломоносов написал не только оду о северном сиянии, но и научный труд - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753).

Ломоносов описал северное сияние не только языком поэтическим, но и научным.

Учитель физики: Современная трактовка теории происхождения северного сияния. Наш земной шар - это большой магнит. Как и вокруг обычного магнита, вокруг Земли существует магнитное поле.

Когда на Солнце происходят взрывы", в верхнюю часть атмосферы Земли -ионосферу - от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц - протонов к электронов - так называемый солнечный ветер.

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли.

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате чего возникает свечение, которое и есть полярное сияние.

Свечение разреженных газов происходит в верхней части атмосферы -ионосфере.

Таким образом, северное сияние - свечение верхних слоев земной атмосферы вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд № 5).

Задание на развитие логического мышления

- Какие предположения М.В.Ломоносова нашли подтверждение в современной науке?
Положения Ломоносова, которые выдержали проверку временем (слайд 6): причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах.

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях? Это стало возможным благодаря развитию физики и успехам в области космических исследований.

Вывод : Хотя М.В.Ломоносову не удалось установить природу полярного сияния, он все же довольно близко подошел к ее пониманию.

    Подтверждает ли современная наука научную гипотезу М.В.Ломоносова о северном сиянии?

    Что такое северное сияние?

    В каких произведениях М.В. Ломоносов раскрыл природу северного сияния?

    Как иначе называют северные сияния?

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание . Используя материал урока, написать сочинение о северном сиянии.

«Утреннее размышление о Божием величестве»,

«Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»

Ломоносов

История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.

Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам. К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихотворные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 3,14, 26, 34, 70, 116, 143, 145). Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы. Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Тематика и проблематика. Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой. «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении...» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении...» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
(«Утреннее размышление...»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину;

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

Идея и пафос. В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

(«Утреннее размышление о Божием величестве») ,

Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смятение перед непознаваемостью мира — порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.

Значение произведения. Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

О личности Михаила Ломоносова можно говорить бесконечно. Он обладал редким талантом мыслить рационально, и в то же время ему не была чуждой лирика. Ломоносов считал, что не только научные труды, но и поэзия должна служить отечеству, приносить пользу.

Однако в 1743 году приключился досадный случай, вследствие которого великого ученого заключили под стражу. Ломоносов был известен своим крутым нравом и принципиальностью. Из-за спора с иностранными учеными ему пришлось провести 8 месяцев за решеткой. Но даже этот сложный период он проводит с пользой: пишет научные труды и стихотворения. Именно тогда было написано произведение «Вечернее размышление о Божием величестве». Несмотря на упоминание Господа в названии, церковь высказывала негодование по поводу этого произведения. Так как многие размышления Ломоносова об устройстве Вселенной носили материалистический характер.

Поэт не отрицает существование Бога, но также верит и в науку. Можно предположить, что Ломоносову была близка философия деизма. Он не признавал религиозный догматизм, но восторгался природой, которая не могла возникнуть ниоткуда.

Ода начинается с образного описания наступления ночи: «лице свое скрывает день». Вечернее небо поразительно: открывается бездна, полная звезд. Поэт говорит, что звездам нет числа, а бездне – дна. Лирический герой не просто так размышляет о Вселенной именно вечером. Ведь в это время человек не так обременен делами, и может задуматься о чем-то по-настоящему Великом.

Повествователь сравнивает себя с песчинкой в море, малой искрой. Он всего лишь частичка мироздания, но хочет узнать ее тайны, поэтому углублен в бездну. В попытке найти ответы, он теряется и утомляется от мыслей.

Авторские размышления о существовании разных миров видны в строке: «Там разных множество светов». Михаил Ломоносов ссылается на мнение «премудрых» людей, которые полагают, что во Вселенной не одно Солнце горит, а несчетное количество.

Много внимания в оде уделяется размышлениям о природе северных сияний. Это необычное, даже парадоксальное, явление не давало покоя Михаилу Ломоносову. Он изучал труды разных ученых по этому поводу. В произведении мы видим отсылку к теории Христиану фон Вульфа, который полагал, что явление происходит из-за «тонких испарений»: «солнечны лучи блестят, склонясь сквозь воздух к нам густой».

А строка «Иль тучных гор верхи горят» касается теории ученых Бреславля. Они связывали северные сияния с огнями вулкана, которые отражаются в морских льдах.

Ода была включена в сборник «Риторика» в 1748 году. Поэт не раз вносил правки в стихотворение, пытаясь достичь стройности научной мысли. В итоге он создал замечательную оду, в которой гармонично соединяются размышления ученого и лирика.