4 мая в Москве прошла репетиция парада Победы. В ней приняли участие формирования Военно-Космических Сил России йской Федерации - самолеты и вертолеты пролетели над столицей России. Наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин вооючию понаблюдал за стратегическими бомбардировщиками.

- Самый захватывающий момент парада на Красной площади - пролет авиации. Миллионы глаз прикованы к асам-пилотам. Оказаться по ту сторону парада решил и я. Мое задание - пролететь на ИЛ-78 и сфотографировать летящего ТУ-160 над Красной площадью. Обычно дорога до Красной Площади от дома у меня занимает не больше часа, в этот раз я добирался до сердца Москвы почти сутки. Посадка на мой самолет была на военном аэродроме городе Энгельсе Саратовской области. Над Красной площадью ИЛ-78 будет имитировать заправку самого мощного стратегического бомбардировщика ТУ-160. Из задней кабины ИЛ-78 в хвосте самолета, где место оператора-заправщика, есть небольшое окошко. Оттуда контролируется процесс заправки, там я и буду делать снимки. Операция похожа на проход верблюда сквозь угольное ушко. Оператор-заправщик выпускает шланг длиною более 20 метров, которому и «присасывается» в полете самолет, нуждающийся в заправке.

Стартовать нашему фотокору пришлось загодя, хотя сам полет был довольно недолгим. При этом, у самолетов, которые летят над Красной площадью, есть "запасные":

- В 8 утра мы стартовали из аэродрома. Сзади к нам пристроился Ту-160. Он весь путь до Москвы летел, прижавшись к нашему хвосту в 30-100 метрах, наводя на меня ужас. Если перевести дистанцию между самолетами в автомобильную, то расстояние было критическое. А если мы экстренно притормозим? Самолеты на параде Победы - те же кинозвезды. У каждого есть свой двойник-дублер. Если вдруг возникнет какая-то неполадка у основного аппарата, то его место сразу займет дублер. А на параде никто подмену не заметит. Из военных аэропортов средней полосы страны утром стартуют самолеты и вертолеты. К 11 утра все участники парада слетаются в район аэродрома Кубинки, выстраиваются и с интервалом в несколько десятков секунд летят на Красную площадь. Но уже без дублеров.

Сделать снимок оказалось достаточно сложно и пришлось немало потрудиться, чтобы кадр получился удачным:

- Высота полета над Красной площади у всех разная. От 150 до 500 метров. Наш тандем летит на высоте 500 метров. На этой высоте обычно из-за воздушных потоков у ИЛ-78 начинается сильная турбулентность. И снимать становиться просто невыносимо! Ощущения такие, будто едешь с огромной скоростью на велосипеде по шпалам. Меня бросает в тесной кабинке от одной стенки к другой, я задеваю низкий потолок. Но я концентрируюсь и стараюсь удержаться сам и не потерять картинку в видоискателе фотоаппарата. Главная задача - снять пролет ТУ-160 над Красной площадью! Долгая дорога - вот и Красная площадь. Она промелькнула в течение нескольких секунд и все. Так быстро, что едва успеваю нажать на спуск. Никаких впечатлений из-за технических причин. Все мои эмоции ушли на борьбу с турбулентностью - как не уронить и не разбить фотоаппарат и вовремя сделать кадр.

Для многих летчиков этот полет оказался первым и эмоций было немало:

- После Москвы - обратно в Энгельс. Весь путь туда-обратно около 4х часов. По прибытии я разговорился с экипажем. Для большенства из них это был первый пролет над Красной площадью. И впечатлений у них от полета осталось много. Попасть на Парад удается лишь лучшим из лучших. Фото у меня получились. Но не сказать, что я ими остался доволен. Не все зависит от фотографа. Мне помешали облака, а вернее сказать тень от них, которая упала прямо на Кремль. Он оказался несколько затененным, но детали его башен и строений видны. Но фотография все же впечатляет своим масштабом. Гиганский ТУ-160 в полете над Красной площадью на фоне панорамы Москвы!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

До этого авиация тренировалась на других площадках. Воздушная техника, которая участвует в параде, хорошо всем знакома - сказал перед началом репетиции представитель пресс-службы Минобороны Артем Шерстюков. - Это стратегические ракетоносцы Ту-160 и ТУ-95 МС, дальние бомбардировщики ТУ 23 МЗ, транспортные самолеты, и все современные истребители,штурмовки и вертолеты. Наиболее зрелишные моменты парада будут пролеты пилотажной группы «Русских Витязей» на СУ 30 СМ, а 6 штурмовиков СУ -25 раскрасят дымами небо цветами российского флага. Экипажи дальней авиации ИЛ 78 и ТУ 160 волынят имитацию дозаправки в воздухе. В Параде примут участие 55 самолетов 17 вертолетов, всего 77 экипажей.

Из-за неблагоприятных погодных условий в Московском регионе Министерство обороны приняло решение отменить пролет военных самолетов над Красной площадью во время парада Победы. Планировалось, что над площадью пролетят 72 самолета и вертолета

Самолеты ВКС России над Красной площадью на генеральной репетиции Парада Победы 7 мая (Фото: Екатерина Шлюшенкова / РБК)

Министерство обороны отменило воздушную часть парада в честь 72-й годовщины победы в Великой Отечественной войне, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Решение принято из-за неблагоприятных погодных условий в Москве и области.

«Задействованные для участия в параде Победы на Красной площади самолеты и вертолеты вернутся на аэродромы базирования», — приводит агентство сообщение оборонного ведомства.

В 2017 году в параде приняли участие порядка 10 тыс. военных, 114 единиц наземной техники.

Предполагалось, что в воздушном параде примут участие 72 самолета и вертолета. Возглавлять воздушную колонну должен был самый большой в мире военно-транспортный вертолет Ми-26 в сопровождении четырех Ми-8. В параде должны были участвовать стратегические и дальние бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, а также истребители, включая новейшие Су-35С, фронтовые бомбардировщики и штурмовики, учебно-боевые самолеты Як-130, военно-транспортные машины и самолеты-заправщики. Также планировалось, что над Красной площадью пролетят вертолеты Ми-26 и Ми-8АМТШ, Ми-28Н, Ка-52 и Ми-35М. Авиация была сосредоточена на восьми аэродромах в восьми регионах России.

На военном параде в Санкт-Петербурге пролет авиации прошел по плану. «В воздушной части парада приняли участие наиболее опытные экипажи истребителей Су-35, МиГ-29, Су-27, Су-34, вертолетов Ка-52, Ми-8, Ми-24, Ми-26, транспортных самолетов Ан-12, Ан-26, Ту-134, всего более 40 единиц авиационной техники», — сообщили ТАСС в пресс-службе ЗВО.

Однако петербургский парад прошел без участия кораблей, сообщает «Интерфакс» . Ранее сообщалось, что в День Победы в торжественных мероприятиях в акватории Невы примут участие корабли Балтийской и Ленинградской военно-морских баз флота. Всего планировалось задействовать более десяти кораблей, катеров и судов обеспечения Балтийского флота. Однако, несмотря на анонсированное их участие в торжествах, корабли в Петербурге так и не появились.

В 2016 году в воздушном строю над Москвой пролетела 71 единица военной техники. В этом году над столицей должны были пролететь среди прочего ударные вертолеты Ка-52 и пилотажная группа «Русские витязи».

Как ранее РБК, по данным сайта госзакупок и согласно подсчетам РБК, на празднование в Москве израсходовано более 509 млн руб.

Эксперт рассказал, как принималось решение о запрете полетов над Красной площадью

Ко многому, что происходило в промозглый, дождливый (а порой и - неслыханное дело - заснеженный) вторник, 9 мая, на Красной площади, было применимо слово «впервые». Впервые на параде Победы появилась военная арктическая техника, прошли ребята из патриотического движения «Юнармия», показали новую генеральскую форму, похожую на ту, в которой шли участники парада 1945 года, продемонстрировали новую форму для военнослужащих-женщин. Воздушную часть парада также отменили впервые. Но никаких подковерных причин здесь искать не стоит. Погода этой весной безжалостна к москвичам - и в самый холодный и пасмурный за 30 с лишним лет День Победы рисковать, давая «добро» на полет самолетов при низкой облачности, никто не стал бы.

Всего в параде приняли участие более 10 тысяч военнослужащих, свыше 100 единиц современного вооружения и военной техники. Непосредственные участники парада Победы - военнослужащие, кадеты и юнармейцы - начали прибывать на Красную площадь рано утром. Погода, по всей видимости, решила испытать их на прочность. 9 мая в Москве она больше напоминала начало зимы. Тяжелые низкие облака, порывистый ветер. Температура с утра была около -2 градусов, шел дождь со снегом. Так как все были одеты в летнюю парадную форму, в которой легко промокнуть до нитки, им решили выдать теплые военные куртки с капюшонами. Но незадолго до начала парада ребята сами скинули верхнюю одежду. По словам одного из офицеров, «все сейчас находятся на таком адреналине, что холода практически не чувствуют».

Само действо по традиции началось в 10 утра с последним ударом курантов на Спасской башне. И уж этой традиции точно не в силах помешать никакая стихия!

Одно из новшеств парада - обновленная форма, специально сшитая для генералов Российской армии: кителя с воротником-стойкой цвета морской волны. Кроме того, в такой же форме по Красной площади прошли парадные расчеты из Общевойсковой академии и Военной академии Воздушно-космических сил. Форма, безусловно, красивая и отдает дань традициям как царской, так и Советской армии. Министр обороны Сергей Шойгу уже по традиции перекрестился перед началом парада, поприветствовал парадные «коробки», а затем доложил о готовности Президенту РФ Владимиру Путину.

Выступая на параде, президент подчеркнул, что «нет, не было и не будет силы, которая могла бы покорить наш народ. Он стоял насмерть, защищая родную землю, и совершил, казалось бы, невозможное - развернул назад кровавое колесо Второй мировой войны, погнал врага оттуда, куда он посмел прийти на нашу землю, сокрушил нацизм, положил конец его зверствам. И мы никогда не забудем, что свобода Европы и долгожданный мир на планете отвоевали именно наши отцы, деды и прадеды».

В пешей части парада впервые принимали участие ребята из патриотического движения «Юнармия». Им, по всей видимости, повезло больше всех, так как они были одеты в утепленную форму - красные береты, куртки и брюки песочного цвета.

Самым запоминающимся было прохождение двух женских парадных «коробок». Девчонки, несмотря на холод, лучезарно улыбались. В одной «коробке» шли барышни в ослепительно белой форме, в другой впервые была представлена новая женская форма - синие кителя и белые юбки.

На параде не могли не удивить образцы арктической техники. В самом деле: грозная боевая машина - и вдруг мирный белый цвет! Двухзвенные вездеходы ДТ-30 везли на прицепах зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего действия «Панцирь-СА» и зенитно-ракетные комплексы малой дальности «Тор-М2ДТ». Как пошутил один из зрителей, «арктическая техника привезла в Москву арктические холода».

Конечно же, по Красной площади проехали и перспективные образцы военной техники: танки «Армата», БМП «Курганец», БТР «Бумеранг», самоходные гаубицы «Коалиция».

А вот ожидаемый воздушный парад отменили в последний момент. Причем пролет воздушной техники был отменен во второй раз в истории проведения парадов. Первый был... 24 июня 1945 года, во время знаменитого Парада Победы, когда вчерашние фронтовики бросали фашистские знамена к Мавзолею. Тогда самолеты не смогли поднять в воздух из-за сильнейшего ливня.

Несмотря на то что с вечера 8 мая авиация пыталась разогнать облака над Москвой, эти попытки закончились безуспешно.

Как рассказал «МК» военный эксперт Виктор Мураховский, метеорологические условия 9 мая были крайне неблагоприятными.

Понятно, что на первом месте сейчас стояло обеспечение безопасности полетов. Конечно, наша авиация всепогодная и может решать боевые задачи в самых аномальных условиях. Однако надо понимать, что для полетов над городом, тем более в парадном воздушном строю, нужны хорошие погодные условия.

По словам Мураховского, отменить пролет авиации может руководитель полетов. Во время проведения парада в одной из башен Кремля оборудуется пункт управления, с которого он и наблюдает за действиями авиации. Самолеты и вертолеты выходят в исходные пункты своего маршрута с разных аэродромов. Руководитель полетов управляет ими в онлайн-режиме. Он полагается не только на данные, которые идут ему с системы ГЛОНАСС, от военных метеорологов, но и отслеживает информацию, поступающую от летчиков.

Для того чтобы принять решение об отмене полетов, существует несколько факторов, - объяснил Мураховский. - Обязательное требование - это визуальная видимость самолетов с земли. Кроме того, сами летчики должны видеть своих коллег в воздухе в условиях низкой облачности. Также учитываются скорость ветра и его порывы. Вероятно, эти данные условиям не удовлетворяли.

Не важно, сколько самолетов было задействовано в разгоне облаков, и сколько бы денег ни потрачено, циклон не позволил бы создать необходимую для зрителя видимость, - добавил начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. - Увы, мы не всегда властны над погодой. Дело в том, что сегодняшние облака похожи на слоистый пирог, часть слоев удалось убрать специальными реагентами, что позволило избежать дождя и снега, а часть осталась. Нижний край облачности завис на высоте 300 метров, поэтому военная техника не смогла бы пролететь под ним.

По словам Варакина, бороться с облаками самолеты начали еще рано утром на границе с Тверской областью, но нижний край фронта все равно остался перенасыщен паром. Кроме того, он отметил, что если бы активных воздействий на облака не было, то зрителей парада ожидало бы повторение понедельничной снежной бури.

По свидетельствам очевидцев, попытка пролета все-таки проводилась. Самолеты вылетели с аэродромов базирования и дошли до точки сбора в районе Тушина. Однако, получив команду, развернулись и вернулись на свои аэродромы.

Также из-за неблагоприятных погодных условий в Санкт-Петербурге в параде не смогли участвовать военные корабли. По крайней мере такую версию озвучил один из высокопоставленных офицеров Западного военного округа. В морском параде должны были принять участие 13 кораблей и вспомогательных судов. В том числе большой десантный корабль «Минск», десантные катера «Денис Давыдов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», малые ракетные корабли «Ливень», «Серпухов» и большой ракетный катер «Моршанск».

Вместе с тем существует и другая версия. Сейчас на границах РФ со странами Балтии наблюдается активность НАТО. Так, 25 апреля на эстонскую авиабазу Эмари прибыли несколько самолетов пятого поколения F-35, а в начале мая в Балтику начали прибывать корабли НАТО. Так, в Гданьском заливе сейчас находится ракетный эсминец США USS Carney с управляемым ракетным оружием (УРО), оснащенный системой «Иджис». По некоторым данным, силы и средства Балтийского флота были направлены в нейтральные воды для сопровождения кораблей НАТО.

КАК РАЗГОНЯЮТ ОБЛАКА

Технология разгона облаков была придумана советскими учеными еще в 80-х годах прошлого столетия. Сначала метеорологическую обстановку изучают прогнозисты, они-то и готовят для экипажей самолетов со специальными пульверизаторами, в которых находится реагент - йодистое серебро, - карту, из которой становится понятно, где, во сколько и какое облако нужно распылить, чтобы «дыра» необходимых размеров дошла до Красной площади в определенное время. Из водяного пара, то есть самого облака, образуются ядра, и проливается дождь - иносказательно: облако худеет. Если бы не аномально холодный и влажный фронт при отдельных кучевых облаках, этих мер хватило бы, и солнце, как во все предыдущие годы, вышло в нужное время.