Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму – это одно из самых интересных мест на его территории, затмевающее все многочисленные , которыми так славится полуостров. Благодаря своей хорошей сохранности и широкой известности он на протяжении многих десятилетий является предметом пристального внимания не только туристов, но и ученых, открывающих новые подробности его существования.

Большинство сохранившихся памятников древнего зодчества, расположенных здесь, представляет огромную ценность и знаменует собой целую эпоху в истории Крыма, делая его незаменимым звеном в развитии местных культур и народов. Сейчас это один из наиболее посещаемых туристических объектов Бахчисарайского района, кроме разве что , где никогда не бывает безлюдно и тем более скучно.

Где находится комплекс пещер в Крыму?

Исторический объект находится в южной части полуострова, на юго-западной оконечности Крымских гор. Расположен он в 2,5 км от Бахчисарая и в 58 км от , возле Староселья. Совсем неподалеку раскинулся .

Чуфут-Кале на карте Крыма

Возникновение и значение пещерного города

История знает множество превращений и неожиданных поворотов. Одним из них является недавнее открытие, когда ученым удалось установить, что нынешний туристический объект – это и есть древняя крепость Фулла, долгое время считавшаяся выдумкой античных авторов. На фото пещерный город Чуфут-Кале сейчас спокоен и безмятежен, но сотни лет назад он был ареной жесточайших сражений и политических событий, сыгравших важнейшую роль в истории всего Крыма.

Точное время основания города-крепости точно не выяснено, предположительно это V век нашей эры, но в действительности он может быть древнее на несколько столетий. Известно лишь, что в V-VI вв. населенный преимущественно аланами, он стал камнем преткновения для продвижения византийцев на север, не позволив им завоевать всю территорию полуострова. В этот период под названием Фулла он был широко известен по письменным источникам Херсонеса, но с упадком последнего исчез со страниц истории и легендарный форпост скитов, готов и аланов, проживавших в нем.

После более чем полтысячелетия забвения и безвестности Чуфут-Кале вновь всплыл в XII веке как Кырк-Ер – столица одноименного княжества кыпчаков, боровшихся за независимость с ханами Золотой Орды. В 1299 г. его захватил и разграбил ордынский эмир Ногай, он не был разрушен, но после покорения начал быстро приходить в упадок, а население его стало стремительно сокращаться. Не совсем понятно, почему кыпчаки начали покидать Кырк-Ер, но спустя 50 лет большинство его жителей составляли уже караимы, поселившиеся тут с разрешения хана Джаныбека.

Наибольшего значения и расцвета пещерный город Чуфут-Кале в Крыму достиг в XV веке, когда при Хаджи Гирее I стал столицей Крымского Юрта в 1421 г., а в 1428 г. независимого от Орды ханства. Но вместе с тем на протяжении всего столетия он оставался ареной кровопролитной борьбы за власть между разными представителями династии Гиреев, пока в 1502 г. Менгли Гирей I не перенес резиденцию в основанный им . На этом величие поселения из пещер закончилось, но все же на протяжении нескольких столетий оно считалось важнейшей из ханских крепостей, хотя основным населением тут оставались караимы. Как населенный пункт он прекратил существование во второй половине XIX века, когда его окончательно покинули последние жители.

Чем интересен Чуфут-Кале для посещения?

Сейчас пещерная крепость – это настоящая сокровищница для археологов с одной стороны и туристов – с другой. Многочисленные, прекрасно сохранившиеся внутренние и наземные сооружения Чуфут-Кале – это как каменная книга по истории древнего города. По видам застройки и четкой планировке можно без труда определить все периоды его развития, возвышений, падений и преобладания этнических групп, проживавших здесь.

В южной части городского комплекса расположены древнейшие следы пребывания здесь человека, относящиеся к первым векам нашей эры. В большинстве это пещерные сооружения, где нетрудно различить черты храмов, жилых и хозяйственных помещений. Всего это более 150 пещер и гротов разной величины и формы, отличающихся также тщательностью обработки стен и проемов.

Все эти помещения похожи на пчелиные соты, поскольку вырублены в скале друг над другом в несколько уровней, чем-то напоминая многоквартирные дома. Археологи говорят о наличии в этом месте и наземных сооружений, но все они разрушены до основания, единственное целое здание – Мавзолей Ненекеджан-Ханым, построенный на тысячу лет позже пещерной гряды.

В восточной части расположены более поздние постройки, относящиеся уже к XIV-XVIII вв., преимущественно наземные, в основном это жилые дома и караимские кенассы. Новый город отделен от старого мощной крепостной стеной,
достигающей 10 м в высоту – с четырьмя массивными, полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Среди, условно говоря, новых встречаются и намного более древние сооружения, такие как загадочное погребение, состоящее из многотонных каменных плит. Но самой яркой достопримечательностью пещерного города Чуфут-Кале небезосновательно считается Мавзолей Джаныке-ханым, где покоится прах дочери хана Тохтамыша.

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!

(в переводе с крымско-татарского означает «еврейская крепость») - один из нескольких пещерных городов Горного , который расположен к востоку от Бахчисарая на скалистом плато прямо над Успенским монастырем. Чуфут-Кале напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими обрывами (до 30 м), и зайти туда можно только с одной стороны - по лесной дороге из в гору мимо татарского кладбища (1,5 км).

Начало поселения историки традиционно датируют VI веком, когда здесь обосновались аланы - их могильники с характерными деформированными черепами археологи раскопали в 1946–1948 годах. Они как бы охраняли византийские города на побережье от кочевников. В XIII веке город был взят татарами после длительной осады и назван Кырк-Ор. В 1441–1501 годах именно Чуфут-Кале был резиденцией хана, потом она была перенесена в Салачик, то есть вниз, и только в 1532 году столицей уже стал расположенный в 3 км к западу Бахчисарай. Основная история Чуфут-Кале, однако, связана с эксклюзивным крымским этносом - караимами. Именно они дали городу название Чуфут-Кале и остались здесь жить после ухода татар вплоть до середины XIX века.

Входят в «еврейскую крепость» туристы через Малые ворота (начало XVI века). Их называли еще «потайными», так как они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Кроме того, они являлись ловушкой для неприятеля: снаружи подступ к ним прикрывала оборонительная стена, а после ворот враги оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре, над которым располагались защитники крепости. Войдя в город, вы увидите пещеры, расположенные в три яруса. Слева от ворот - уникальный колодец Тик-Кую, обнаруженный в 2000 году. Это подземное гидротехническое сооружение не имеет аналогов в мире - известняковая галерея длиной 120 м ведет на глубину 25 м. Там можно ознакомиться с экспозицией археологических находок.

Центр Чуфут-Кале - это площадь, где можно видеть руины мечети, водосборный колодец и дюрбе Джаныке-ханым. Водосборный колодец - это вырубленный в скале резервуар, куда собирается дождевая и талая вода. Мечеть была построена в 1346 году в правление хана Джанибека, скорее всего на фундаменте раннего христианского храма. Чуть левее - мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым (1437 г.), дочери хана Тохтамыша и жены ногайского хана Едигея. Легенды гласят, что Джаныке погибла, отважно защищая крепость от врагов, и сам Тохтамыш приказал построить гробницу, другая - что она влюбилась в генуэзца, преследовалась отцом и бросилась в пропасть.

  • Потайные ворота
  • Колодец Тик-Кую
  • Мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым

Важно

  • Подъем на гору требует времени и выносливости, поэтому лучше заранее запастись достаточным количеством воды.
  • Перед Успенским пещерным монастырем продают оригинальный овсовый квас.

Информация

Адрес: Чуфут-Кале, 2,5 км к востоку от Бахчисарая, 37 км от Симферополя

Время работы: пн-вс 09.00-17.00

Цена: 190 руб. взрослый билет, 95 руб. детский

кафе «Чуфут-Кале» у конечной остановки

Как добраться: маршрутки перед подъемом на Чуфут-Кале и пещерный монастырь электричкой или автобусом до Бахчисарая (1,5 часа), далее марш. 2 от ж/д вокзала до конечной, затем пешком по дороге вверх через Успенский пещерный монастырь (3 км)

Пещерный город Чуфут-Кале относится к старейшим крымским достопримечательностям. Это место поистине уникальное, ведь многие пещеры здесь созданы природой. Экскурсия в Чуфут-Кале не из простых, так как город находится на горе и с трех сторон окружен обрывами. Чтобы добраться сюда, придется постараться, но откопанный город в Крыму того стоит.

Чуфут-Кале — самый посещаемый пещерный город Крыма

Сегодня название Чуфут-Кале (перевод с татарского - Иудейская крепость) у всех на слуху. Но далеко не все знают, что крепость называлась так не всегда. Когда именно был основан Чуфут-Кале, доподлинно неизвестно, в одних источниках упоминается VI век, в других - XI. Вот что удалось выяснить историкам.

Времена Крымского ханства:

  • XI в. (вторая половина) - крепостью владели кыпчаки, давшие ей название Кырк-Ер.
  • 1299 г. - город завоевали татары, переименовав его в Кырк-Ор.
  • XII-XIV вв. - размещался гарнизон Крымского улуса, некогда состоявшего в Золотой Орде. В начале XIV века возведена мечеть из проконесского мрамора.
  • XV в. - крепость получила статус первой столицы Крымского ханства. После этого здесь был выстроен ханский дворец, медресе и расширена мечеть. По данным некоторых источников, на этот период приходится появление монетного двора, где чеканили монеты из серебра.
  • Середина XVII в. - утрачен статус столицы, крепость перешла к караимам и была названа Кале, со временем появилось название Чуфут-Кале, а после сооружения оборонительной системы - Джуфт-Кале.

Времена Российской империи

  • Период правления Анны Иоановны - Бахчисарай был захвачен русскими и Чуфут-Кале подвергся разрушению.
  • Период воссоединения Крыма с Российской империей - был снят запрет на проживание караимов и крымчаков, поэтому люди массово покидали цитадель.
  • Конец XIX в. - из крепости ушли все, за исключением семьи смотрителя.
  • 1874 год - с этого времени крепость полностью опустела.

Современность:

Руины - вот что представляет собой сегодня мертвый город Чуфут-Кале, если не считать нескольких зданий, которым удалось «выжить». Но это ничуть не влияет на востребованность места в качестве туристического объекта. Экскурсии в Чуфут-Кале пользуются популярностью, потому что по его пещерам интересно бродить. Кроме того, с горы (высота над уровнем моря - 558 м) открывается живописная панорама окрестностей, а неподалеку, в 3 км, расположен бахчисарайский Ханский дворец.

Охраняется ли Чуфут-Кале ЮНЕСКО? Пока нет официальной информации относительно включения этого пещерного города в список охраняемых объектов. Но он уже значится в списке кандидатов на занесение. Когда вопрос будет решен окончательно, не известно, ведь на утверждение списков может уйти 15 лет.

Пещерный город фото:

Древний город Чуфут-Кале находится на высоте около 600 м над уровнем моря

Где находится пещерный город и как сюда добраться на машине

Месторасположение достопримечательности - Бахчисарай, добраться до которого можно из любого крымского курорта, окрестности села Старолесье.

Чуфут-Кале на карте Крыма:

Чуфут-Кале находится на расстоянии 2,5 км от Бахчисарая

Если добираться на общественном транспорте из Бахчисарая, то нужно ехать на конечную остановку «Старолесье», а дальше идти пешком, пользуясь туристическими указателями.

Если ехать на машине до Чуфут-Кале, то все равно часть пути придется идти пешком. Сначала курс также следует брать на вышеуказанную остановку. Здесь находится автостоянка, на которой можно оставить автомобиль, так как дальше начинается полуторакилометровый пешеходный маршрут. Первое интересное место, которое встретится по пути, - ущелье Марьям-Дере. Оно растянулось примерно на два километра в длину и полкилометра в ширину. Место просторное, поэтому здесь вместилось достаточно много построек: медресе, а также кладбище, монастырь для православных, мусульманский мавзолей и 2 некрополя. Следующий пункт экскурсии, заслуживающий внимания, -Успенский монастырь. По левую сторону дороги в низине можно увидеть усыпальницу Хаджи-Гирея, основавшего Крымское ханство. За монастырем дорога ведет к ореховой роще, а затем остается преодолеть балку Марьям-Дере и приготовиться к подъему на гору, где и находится вход в город.

Прогулка по пещерному городу

Экскурсии начинаются с Малых (Южных) ворот с массивными дубовыми дверями, к которым ведет мощеная дорога, порядком разрушенная. Малые ворота расположены таким образом, что не просматриваются с дороги. Их можно увидеть, только оказавшись прямо перед ними.

Второй вход - через Верхние ворота, у которых туристов встречает охранник. Этот путь подходит тем, кто не хочет преодолевать пешеходный маршрут и подниматься по достаточно крутому склону к Южным воротам. Билеты можно купить в кассах, которые установлены у обоих ворот.

Сколько стоит вход на Чуфут-Кале? Стоимость билетов представлена в таблице (цены указаны в рублях на период с 1 апреля 2017 по 31 декабря 2017 г.):

Для взрослых Для детей 16-18 лет и учащихся Для пенсионеров Отдельное экскурсионное обслуживание
Вход 200 100 150 -
Экскурсия 100 100 100 1500 (группа до 10 чел.)
Всего: 300 200 250 -

Объект можно посещать с 9 до 16 часов. Экскурсионное обслуживание не является обязательным, за исключением детских организованных групп в возрасте до 16 лет.

На территорию объекта нельзя заходить без головного убора и удобной обуви. Также при себе нужно иметь питьевую воду из расчета 1,5 л на человека.

Достопримечательность находится в ведомстве Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея заповедника (официальный сайт handvorec.ru). Если турист путешествует в составе организованной группы и на основании договора, заключенного с заповедником, то за вход и экскурсию в сопровождении гида он платит всего 200 р.

С детьми какого возраста можно отправляться на экскурсию в Чуфут-Кале? Если учесть, что маршрут достаточно большой (сюда обычно едут на целый день) и приходится много ходить пешком, то возраст ребенка должен быть соответствующий. Если ребенок в 6-7 лет активный и любознательный, хорошо развит в физическом отношении, то почему бы не свозить его в такое интереснейшее место.

Карта пещерного города Чуфут-Кале

Что посмотреть

Пещеры

Они использовались в качестве жилых помещений, погребов, конюшен, тюрем. В них размещались смотровые комнаты и склепы. На момент своего основания это был город-крепость, расположенный в скалах и надежно скрытый от посторонних глаз естественным рельефом. Всего здесь 170 пещер. Они отличаются друг от друга качеством, отделкой, предназначением, архитектурными решениями. Во многих из них остались фрагменты лестниц, которые, возможно, служили для соединения пещерных комнат.

В Чуфут-Кале около 170 пещер, расположенных на разной высоте. Многие пещеры связаны между собой каменными лестницами.

Колодец Тик-Кую

Это осадный колодец, предназначавшийся для укрытия жителей на время осады крепости, а также служивший источником воды. Название «Тик-Кую» означает вертикальный колодец. В нем есть подземелья и шахты, в которых будет интересно побывать. Диаметр строения 2,2 м, глубина 27 м. На глубине примерно 25 м к нему примыкает галерея, от которой тянется пологий подъем на высоту 30 м. И это еще не все! Ниже галереи есть еще один колодец, перпендикулярный, диаметром 5 м.

Чтобы войти в Тик-Кую, расположенный на горном склоне, необходимо идти пешеходным маршрутом, который ведет к городским Южным воротам. Посещение колодца платное (300 р. полный билет и 150 р. льготный) и не включено в стоимость билета для посещения города.

Осадный колодец Чуфут_Кале уходит вглубь практически на 30 метров

Караимские кенассы

Кенасса - это караимский храм. Во время экскурсии можно увидеть две кенассы, которые расположены рядом и датируются XIV в. (Большая кенасса) и XVIII в. (Малая кенасса). Несмотря на внушительный возраст, они неплохо сохранились. Осмотреть их изнутри не получится, зато снаружи сколько угодно можно рассматривать барельефы, древнюю архитектуру, настенные оттиски.

Большая и Малая караимские кенассы отлично сохранились до нашего времени

Мавзолей Джанике-ханым

Джакине-ханым - дочь Тохтамыш-хана, правившего в XV веке. Восьмигранное строение с крышей из черепицы и резными колонками по бокам выполнено в стиле, характерном для османского периода, и отлично сохранилось. Внутрь нельзя заходить, но через решетку можно рассмотреть надгробие, к которому ведут ступеньки. С места, где выстроен мавзолей, открывается панорама гор и долины Ашлама-дере.

Мавзолей Джанике-ханым, выстроенный в XV веке, практически не подвергся разрушению

Наземные строения XVII-XVIII веков

Многие из построек неплохо сохранились, среди них:

  • защитные стены;
  • жилые дома;
  • главная улица, вымощенная камнем, на ней еще видны колеи от колесниц;
  • дом А.С. Фирковича (караимский археолог и историк);
  • темница, в которой 21 год сидел воевода Шереметьев в ожидании выкупа.

Несмотря на полуразрушенное состояние, большой интерес представляют мечети, дворцы, храмы.

Все наземные строения можно рассматривать только снаружи, внутрь вход запрещен.

Древнее кладбище караимов

Оно находится в лесу, за территорией города, на плато, в 500 м от верхних ворот. Место окутано таинственной и мрачной атмосферой - черные деревья, надгробья замысловатых форм, заросшие мхом и хранящие древние надписи. Но сюда обязательно стоит заглянуть.

Чуфут-Кале это древний город-крепость, называемый еще и пещерным городом (потому, что в наше время лучше всего сохранились именно пещеры), а также Еврейской Крепостью (так переводится ее название на русский язык). Расположен он в непосредственной близости от Бахчисарая, и очень популярен у туристов. Чуфут-Кале, возможно, самый популярный пещерный город во всем Крыму, хотя и не самый большой. С его стен-обрывов открываются чудесные виды на ближайшие горы и населенные пункты.

Предлагаю вашему вниманию фото-прогулку по Чуфут Кале. Также я расскажу о том, как до него добраться, и как выбраться 🙂

Как добраться до Чуфут-Кале? Очень просто! В Бахчисарае каждая собака знает нужную дорогу, так что просто спросите… (лучше, все же, не у собак).
Или можно проследовать классическим «кратким туристическим маршрутом». По указателям дойти/доехать до Ханского дворца Бахчисарая, потом (дальше, вперед) дойти до Успенского пещерного монастыря, а далее одна дорога — на Чуфут Кале (просто поглядывайте на лево, и увидите нужный поворот, толпы туристов также не дадут сбиться с пути). Сложно будет ошибиться. На пути также встретиться старинное кладбище, его можно посетить на обратном пути.

Историю города можно посмотреть на Википедии , я же ограничусь тем, что поделюсь фотографиями с коротенькими комментариями, которые вряд ли наскучат.

Вот как выглядит часть подъема на Чуфут-Кале:




Так что рассчитывайте свои силы заранее. Некоторым туристам после подъема никакие пещеры были уже не в радость. Но это скорее исключения, чем правила.

Кстати, по дороге, почти у самого входа в город-крепость есть еще один мини-музей: осадный . Рекомендую!

На фото: пещерки у входа. Бесплатно 🙂

Ура! Дошли и вошли. Видим ворота, называемые «малые», «южные», или «тайные» ворота. За ними касса, вода за астрономическую цену, узкий каменный коридор… В случае прорыва ворот врагам, застрявшим тут, не поздоровилось бы!


Наш экскурсовод приступает к своим обязанностям. Поймал он нас еще в самом Бахчисарае, услуги стоят денег. Однако без него и правда было бы не так интересно. Научил, по крайней мере, отличать пещерки для животных от пещерок для людей.

В одной из пещерок в квартале «для бедных».

Не помню, что это было… то ли емкость для воды, то ли еще что…

Осматриваем руины средневековой мечети. Мало чего от нее осталось…



Мавзолей Джанике-Ханым 1437 года — старый, красивый, обросший легендами, о которых нам и поведал экскурсовод.

За легендой можно заглянуть сюда .

Далее в культурной программе у нас значилось любование панорамами соседних гор и отдых на обрыве.



А вот стена, перекрывающая «узкое место» крепости, которой, благодаря расположению, какие либо искусственно возведенные стены были почти не нужны… кроме как в парочке мест. Это, как помнится, «восточная» стена.

Говорят, что в Чуфут-Кале снимали несколько фильмов про Афганистан. Похоже…


Усадьба А . Фирковича Усадьба XVIII в. Состоит из комплекса сооружений , размещенных по периметру небольшого двора. Еще оттуда открывается хороший вид в сторону Бахчисарая.


Черепица тут колоритная.

А вот «средняя оборонительная стена». Не моложе 15-го века.

А вот колодец, наполнявшийся дождевой водой. Так как вода тут была на вес золота, такой колодец был в тему! Вода туда стекала с мостовых, так что пить ее было нельзя, но в хозяйстве сгодится!

Дальше были не караимские кенассы и масса пещерок, путь домой… Да, еще одно «кстати», вы можете совершенно бесплатно набрать прохладной воды в Успенском монастыре, так что пустые бутылки не выбрасывайте)



Полезность (можно кликнуть чтобы увеличить):

Копирайт на эту схему: Alexey Gomankov, Википедия.

По дороге с Чуфут-Кале можно попасть на дервишское кладбище. Считалось у татар святым местом.
Вот так выглядит вход:

И далее:



Надеюсь, что эта фотопрогулка вам понравилась 🙂