Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.
Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.
Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.
В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»

Государственные испытания нового российского тяжелого ударного беспилотника могут начаться уже в следующем году. Об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов во время посещения казанского ОКБ имени Симонова. Судя по всему, речь идет о первом российском тяжелом ударном дроне «Зеница».

Этот беспилотник разработан в Казани, первый полет совершил еще в 2014 году. Сейчас на выходе опытный образец, в котором учтены все полученные в ходе предварительных испытаний экспериментальные данные. Именно он, как ожидает Борисов, в следующем году и выйдет на госиспытания. Замминистра уверен, что испытания пройдут в сжатые сроки и полностью подтвердят выполнение конструкторами технического задания. То есть — закупки армией «Зеницы» ожидаются уже в 2018 году. Предполагается, что на первых порах серийность дрона может достигнуть 250 единиц.

Об ударных беспилотниках у нас говорят уже давно. Не имея их на вооружении, мы долго и энергично «разоблачали» американский «Предатор». Он якобы является крайне неизбирательным оружием, обрушивая ракеты и на пеших, и на конных, и на личный состав, и на военную технику врага, и на мирных жителей.

Однако уже в то время в наших собственных государственных КБ и частных фирмах велись энергичные работы по созданию первых российских аналогов «Предатора». Периодически появлялись сообщения, что какой-то разработчик уже находится в двух шагах от передачи на государственные испытания беспилотных истребителей живой силы и бронетехники.

Более всего говорилось о «Дозоре-600», создаваемом компанией «Кронштадт» с середины прошлого десятилетия. Первый полет прототип совершил в 2009 году. С тех пор периодически появляются сведения о том, что еще немного и… В 2013 году министр обороны Сергей Шойгу потребовал ускорить ход работ. Но это в настоящий момент уже имеет мало смысла. Потому что «Дозор-600» — вчерашний день беспилотной авиации. Его полезная нагрузка составляет всего лишь 120 кг. У американского ветерана «Предатора», который эксплуатируется с прошлого века, — 204 кг. А у современного «Рипера» — 1700 кг. Правда, разработчики настаивают на том, что «Дозор-600» — это не только ударный дрон, но и разведывательный. Однако беспилотных разведчиков на любой вкус в нашей армии уже вполне достаточно.

У «Кронштадта» есть и еще одна разработка. И выполнена она совместно с вышеупомянутым казанским ОКБ им. Симонова. Это «Иноходец», который и повнушительнее, чем «Дозор-600», и имеет более высокую готовность. Год назад появилась информация, что в Летно-исследовательском институте имени Громова начались испытания «Иноходца». О перспективах принятия его на вооружения ничего неизвестно. И это неудивительно, поскольку и он сильно запоздал с появлением на свет. Что прекрасно иллюстрирует сравнение основных ЛТХ «Иноходца» и принятого на вооружение в 1995 году американского «Предатора».

ЛТХ БПЛА «Предатор» и «Иноходец

Максимальный взлетный вес, кг: 1020 — 1200

Масса полезной нагрузки, кг: 204 — 300

Тип двигателя: поршневой — поршневой

Максимальная высота полета, м: 7900 — 8000

Максимальная скорость, км/ч: 215 — предположительно 210

Крейсерская скорость, км/ч: 130 — предположительно 120−150

Продолжительность полета, ч: 40 — 24

Хотя, конечно, легкие ударные дроны, к каковым относится «Иноходец», имеют свою нишу в армии. Они прекрасно справляются с решением антитеррористических задач по ликвидации «особо выдающихся» боевиков. Именно по этому пути идут в Израиле, создавая компактные дроны, вооруженные одной — двумя ракетами малого радиуса действия с точным наведением на цель.

ОКБ им. Симонова наступает на проблему создания отечественного ударного дрона широким фронтом, не ограничиваясь разработкой двух тем. При этом все разработки подводятся к стадии как минимум изготовления опытных образцов. Большие надежды симоновцы связывали с беспилотником «Альтаир» среднего класса — весом до 5 тонн.

«Альтаир» в конце прошлого года совершил первый полет. Однако выяснилось, что до создания полностью работоспособного образца еще далеко. ОКБ беспрерывно и довольно радикально дорабатывает свое детище. Так, вместо заявленных 5 тонн дрон стал весить 7 тонн. А по техзаданию предполагалось, что он будет имеет массу полезной нагрузки порядка двух тонн, потолок — 12 км. Максимальное время полета — 48 часов. При этом дрон должен иметь устойчивую связь с комплексом управления на удалении до 450 км без использования спутниковых каналов.

Остальные характеристики засекречены. Но из того, что известно, можно предположить, что «Альтаир» должен быть как минимум не хуже американского «Репера». Потолок у него чуть ниже, но продолжительность полета существенно выше — 48 часов против 28 часов.

Когда сумма разработки превысила 2 млрд. рублей, Минобороны приняло решение о сокращении финансирования. При этом «Альтаиру» дали шанс — предложив создать гражданскую модификацию для мониторинга арктических районов, чтобы гражданские структуры занялись софинансированием проекта.

Казанцы в случае получения дополнительных источников финансирования намереваются завершить разработку «Альтаира» в 2019 году и внедрить дрон в серийное производство в 2020 году. Решение о сокращении финансирования было принято две недели назад.

При внимательном изучении вопроса о том, сколько же тяжелых ударных беспилотников создает ОКБ им. Симонова, возникает подозрение (основанное на фактах), что нам пытаются представить один продукт под видом другого.

Во-первых, Юрий Борисов, находясь в Казани, сказал, что ОКБ Симонова несколько лет назад в тяжелой конкурентной борьбе выиграло конкурс на разработку тяжелого беспилотника. Однако нам доподлинно известно, что в тендере симоновцы выиграли право на создание именно «Альтаира», а не «Зеницы». Известна и стоимость тендера — 1,6 млрд. рублей.

Во-вторых, «Зеница» — это не тяжелый дрон, его взлетная масса равна 1080 кг. И, следовательно, полезная нагрузка никак не может превышать четверть тонны. Известно, что он разработан на основе советского беспилотника Ту-143 «Рейс», принятого на вооружение в далеком 1982 году. Характеристики, конечно, сегодня существенно улучшены. Так, например, потолок вырос с 1000 м до 9000 м, а дальность полета — со 180 км до 750 км. Но, разумеется, это стало возможным за счет существенного увеличения массы топлива, что не пошло на пользу полезной нагрузке. Так что и предполагаемые нами 250 кг могут оказаться для «Зеницы» неподъемными.

ЛТХ БПЛА «Зеница»

Длина — 7,5 м.

Размах крыльев — 2 м.

Высота — 1,4 м.

Максимальная взлётная масса — 1080 кг.

Крейсерская скорость полёта — 650 км/ч

Максимальная скорость полёта — 820 км/ч

Максимальная дальность полёта — 750 км

Максимальная высота полёта — 9100 м

Тип авиадвигателя — реактивный

Так что можно предположить, что под видом «Зеницы» нам предлагают «Альтаир», отношение к которому у Минобороны в силу неведомых причин резко переменилось.

Если же говорить о подлинно тяжелом ударном дроне, который может вскоре выдать «на гора» наш авиапром, то это 20-тонный БПЛА «Охотник». Хотя он должен был уже появиться на свет под именем «Скат». Дело в том, что с начала «нулевых» годов «Скат» разрабатывало ОКБ Микояна и Гуревича. В 2007 году полноформатный макет был представлен на салоне МАКС-2007. Однако вскоре финансирование проекта прекратилось в связи с политикой тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова по закупке для армии высокотехнологичного оружия за рубежом.

После смены министра проект разморозили, но передали его ОКБ Сухого. РСК МиГ привлекли к проекту в качестве соисполнителя.

ТЗ на «Охотника» было утверждено Министерством обороны в 2012 году. Его подробности не разглашаются. Беспилотник будет построен по модульному принципу, что позволит применять его для решения широкого круга задач. Разработчики были полны решимости начать испытания прототипа в 2016 году и передать его в армию в 2020 году. Однако, как водится, сроки «поплыли». В позапрошлом году первый полет прототипа был перенесен на 2018 год.

Поскольку о ЛТХ «Охотника» ничего не известно, мы приводим характеристики БПЛА «Скат». По логике вещей, показатели «Охотника» должны быть как минимум не хуже.

Длина — 10,25 м

Размах крыла — 11,5 м

Высота — 2,7 м

Максимальная взлетная масса — 20000 кг

Тяга двигателя ТРД — 5040 кгс

Максимальная скорость — 850 км/ч

Дальность полета - 4000 км

Практический потолок — 15000 м

Ведение работ по разработке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) считается одним из самых многообещающих курсов в развитии нынешней боевой авиации. Применение беспилотников или дронов уже привело к немаловажным переменам в тактике и стратегии военных конфликтов. Более того, считается, что в самое ближайшее время их значимость существенно приумножится. Некоторые военные эксперты считают, что положительный сдвиг в развитии беспилотников является самым важным достижением авиастроения последнего десятилетия.

Однако беспилотники применяются не только в военных целях. На сегодняшний день их активно задействуют и в «народном хозяйстве». С их помощью производится аэрофотосъемка, патрулирование, геодезические изыскания, мониторинг самых разнообразных объектов, а кое-кто даже доставляет покупки домой. Тем не менее, самые перспективные разработки новых беспилотников сегодня проводятся для военных нужд.

С помощью БПЛА решаются многие задачи. Главным образом, это разведдеятельность. Большая часть современных беспилотников создавались собственно для этого. В последние годы появляется все больше ударных беспилотных аппаратов. Отдельной категорией можно выделить дроны-камикадзе. Беспилотники могут вести радиоэлектронную борьбу, они могут быть ретрансляторами радиосигналов, корректировщиками для артиллерии, воздушными мишенями.

Впервые попытки создать летательные аппараты, неуправляемые человеком, предпринимались сразу же с появлением первых аэропланов. Однако практическое их осуществление произошло лишь в 70-х годах минувшего века. После чего начался подлинный «бум беспилотников». Дистанционно управляемую авиационную технику довольно-таки долго не получалось реализовать, но на сегодняшний день она производится в изобилии.

Как часто это бывает, лидирующее положение в сотворении дронов занимают американские компании. И это не удивительно, ведь финансирование за счет американского бюджета создания беспилотников было по нашим меркам просто астрономическим. Так в течение 90-х годов на аналогичные проекты затратили три млрд. долларов, тогда как в одном лишь 2003 году на них потратили больше одного млрд.

В наши дни ведутся работы по созданию новейших беспилотников с большей длительностью полета. Сами аппараты должны быть тяжелее и решать задачи в нелегкой обстановке. Разрабатываются дроны, предназначенные для борьбы с баллистическими ракетами, беспилотными истребителями, микродронами, способными действовать в составе больших групп (роев).

Работы над разработкой беспилотников ведутся во множестве стран мира. В этой индустрии задействована не одна тысяча компаний, но самые перспективные разработки идут прямиком к военным.

Беспилотники: достоинства и недостатки

Преимуществами беспилотных летательных аппаратов являются:

  • Существенное уменьшение габаритов в сравнении с обычными летательными аппаратами (ЛА), ведущее к уменьшению стоимости, повышению их живучести;
  • Потенциал по созданию малых БПЛА, которые могли бы выполнять самые разнообразные задачи в местах ведения боевых действий;
  • Способность проведения разведки и передачи информации в реальном времени;
  • Отсутствие ограничений по использованию в крайне тяжелой боевой обстановке, связанной с риском их утраты. При проведении важнейших операций легко можно принести в жертву несколько беспилотников;
  • Снижение (не на один порядок) летного эксплуатирования в мирное время, которое потребовалось бы традиционным ЛА, подготавливая летный состав;
  • Наличие высокой боеготовности и мобильности;
  • Потенциал по созданию малых, несложных мобильных комплексов беспилотников для формирований неавиационного характера.

К недостаткам БПЛА можно отнести:

  • Недостаточную гибкость использования в сравнении с традиционными ЛА;
  • Сложности решения вопросов со связью, посадкой, спасением аппаратов;
  • По надежности дроны все еще уступают обычным ЛА;
  • Ограничение полетов беспилотников в мирный час.

Немного из истории беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Первым дистанционно управляемым самолетом стал Fairy Queen, построенный в 1933 году в Великобритании. Он был самолетом-мишенью для истребительной авиации и зениток.

А первым серийным беспилотником, участвовавшим в реальной войне, была ракета Фау-1. Это немецкое «чудо-оружие» обстреливало Великобританию. Всего изготовили до 25 000 единиц такой техники. Фау-1 обладала импульсным реактивным двигателем и автопилотом с данными о маршруте.

После войны над беспилотными разведсистемами работали в СССР и США. Советские беспилотники были самолетами-разведчиками. С их помощью проводилась аэрофотосъемка, радиоэлектронная разведка, а также ретрансляция.

Немало для развития беспилотников сделал Израиль. С 1978 года у них появился первый беспилотник IAI Scout. В ливанскую войну 1982 года израильская армия при помощи дронов целиком разбила сирийскую систему ПВО. В итоге Сирия потеряла почти 20 батарей ПВО и почти 90 самолетов. Это отразилось на отношении военной науки к БПЛА.

Американцы пользовались БПЛА в «Буре в пустыне» и в югославской кампании. В 90-х годах лидерами в разработке беспилотников они же и стали. Так с 2012 года у них было почти 8 тыс. единиц БПЛА самых разнообразных модификаций. В основном это были малые армейские разведдроны, но были и ударные БПЛА.

Первый из них в 2002 году ракетным ударом по автомашине ликвидировал одного из глав Аль-Каиды. С той поры применение БПЛА для ликвидации ОВО неприятеля или его подразделений стало обычным делом.

Разновидности беспилотников

В настоящее время имеется масса беспилотников, отличающихся своими размерами, внешним видом, дальностью полетов, а также функционалом. БПЛА отличаются способами управления и своей автономностью.

Они могут быть:

  • Неуправляемыми;
  • Дистанционно управляемыми;
  • Автоматическими.

По своим размерам беспилотники бывают:

  • Микродронами (до 10 кг);
  • Минидронами (до 50 кг);
  • Мидидронами (до 1 тонны);
  • Тяжелыми дронами (массой более тонны).

Микродроны, могут пребывать в воздушном пространстве до одного часа, минидроны – от трех до пяти часов, а мидидроны – до пятнадцати часов. Тяжелые дроны, могут пребывать в воздухе более двадцати четырех часов с совершением межконтинентальных перелетов.

Обзор зарубежных беспилотных летательных аппаратов

Основной тенденцией в развитии современных беспилотников является уменьшение их размеров. Таким примером может быть один из норвежских дронов компании Prox Dynamics. Вертолетный беспилотник обладает длиной 100 мм и массой 120 гр., дальностью до одного км, а длительностью полета до 25 мин. Он имеет три видеокамеры.

Серийно эти беспилотники начали выпускаться с 2012 года. Так, британскими военными было закуплено 160 комплектов PD-100 Black Hornet на сумму 31 млн. долларов, для проведения спецопераций на территории Афганистана.

Разрабатывают микродроны и в Соединенных Штатах. Они работают над специальной программой Soldier Borne Sensors, направленной на разработку и внедрение разведдронов с потенциалом добывать информацию для взводов или рот. Имеются сведения о планировании американским армейским руководством обеспечить индивидуальными дронами всех бойцов.

На сегодняшний день самым тяжелым дроном в армии США считается RQ-11 Raven. Он располагает массой 1,7 кг, размахом крыльев 1,5 м и полетом до 5 км. С электродвигателем беспилотник развивает скорость до 95 км/ч, а пребывает в полете до одного часа.

Он обладает цифровой видеокамерой с ночным видением. Запуск производится с рук, а для посадки не нужна спецплощадка. Аппараты могут летать по заданным маршрутам в автоматическом режиме, ориентирами для них могут служить GPS-сигналы, либо управляться операторами. Эти беспилотники пребывают на вооружении более десятка государств.

Тяжелым американским армейским БПЛА является RQ-7 Shadow, ведущий разведку на бригадном уровне. Серийно стал производиться с 2004 года и обладает двухкилевым оперением с толкающим винтом и несколькими модификациями. Эти беспилотники оснащаются обычными или инфракрасными видеокамерами, радиолокаторами, подсветкой целей, лазерными дальномерами, а также мультиспектральными камерами. К аппаратам подвешиваются управляемые пятикилограммовые бомбы.

RQ-5 Hunter является среднеразмерным полутонным дроном, совместной американо-израильской разработки. В его арсенале имеется телевизионная камера, тепловизор третьего поколения, лазерный дальномер и прочее оборудование. Его запускают со спецплатформы ракетным ускорителем. Зона его полетов находится в радиусе действия до 270 км, в течение 12 часов. Некоторые модификации Хантеров обладают подвесками для небольших бомб.

MQ-1 Predator — самый известный американский БПЛА. Это «перевоплощение» разведывательного дрона в ударный, располагающий несколькими модификациями. «Хищник» ведет разведку и наносит высокоточные наземные удары. Обладает предельной взлетной массой более тонны, станцией РЛС, несколькими видеокамерами (в т. ч. и ИК-системой), прочим оборудованием и несколькими модификациями.

В 2001 году для него создали высокоточную ракету с лазерным наведением Hellfire-C, которую в следующем году применяли на территории Афганистана. В комплексе есть четыре беспилотника, станция управления и терминал спутниковой связи, а стоит он более четырех млн. долларов. Самая продвинутая модификация — MQ-1C Grey Eagle с большим размахом крыльев и более совершенным двигателем.

MQ-9 Reaper — следующий американский ударный БПЛА, имеющий несколько модификаций, известный с 2007 года. Он обладает большей длительностью полета, управляемыми авиабомбами, более совершенной радиоэлектроникой. MQ-9 Reaper превосходно зарекомендовал себя в иракской и афганской кампании. Его преимущество перед F-16 — меньшая закупочная и эксплуатационная цена, большая длительность полета без риска для жизни пилота.

1998 год — первый полет американского стратегического беспилотного разведчика RQ-4 Global Hawk. В настоящее время это самый большой БПЛА с взлетной массой более 14 т, с полезной нагрузкой в 1,3 т. Может пребывать в воздушном пространстве 36 часов, преодолевая при этом 22 тыс. км. Предполагается, что эти дроны заменят самолеты-разведчики U-2S.

Обзор российских БПЛА

Что же в наши дни находится в распоряжении российской армии, и какие имеют перспективы российские БПЛА в ближайшее время?

«Пчела-1Т» — советский дрон, впервые взлетел в 1990 году. Он был корректировщиком огня для систем залпового огня. Обладал массой 138 кг, радиусом действия до 60 км. Стартовал со спецустановки ракетным ускорителем, садился на парашюте. Использовался в Чечне, но устарел.

«Дозор-85» -разведдрон для погранслужбы с массой 85 кг, время полета до 8 часов. Разведывательно-ударный БПЛА «Скат» являлся перспективной машиной, но пока работы приостановлены.

БПЛА «Форпост» является лицензионной копией израильского Searcher 2. Он разрабатывался еще 90-х. «Форпост» обладает взлетной массой до 400 кг, дальностью полета до 250 км, спутниковой навигацией и телекамерами.

В 2007 году на вооружение приняли разведдрон «Типчак» , со стартовой массой 50 кг и длительностью полета до двух часов. Имеет обычную и инфракрасную камеру. «Дозор-600» является многоцелевым аппаратом, разработанный «Транзасом», был представлен на выставке МАКС-2009. Его считают аналогом американского «Хищника».

БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10» . Их разрабатывали для проведения разведки, поисково-спасательных работ, целеуказаний. Беспилотники чрезвычайно похожи по своему внешнему виду. Однако незначительно отличаются своей взлетной массой и дальностью полета. Стартуют они при помощи катапульты, а совершают посадку на парашюте.

Новость о «русском Халке», дроне SKYF казанского ОКБ «Авиарешения», наделала немало шума в мировых СМИ. Британское издание Daily Mail рассказало о русском беспилотнике , который способен переносить до 250 кг груза и находиться в воздухе до 8 часов .

Но SKYF – далеко не единственный беспилотник российского производства. Так, только на вооружении армии РФ состоит более 2 000 дронов, которыми управляют специалисты 36 особых подразделений. В этой статье мы собрали самых интересных «птичек», у которых наверняка большое будущее.

Тот самый «русский халк» SKYF

SKYF – универсальная авиагрузовая платформа. Разработчики подчёркивают, что не пытались сделать «модную игрушку», а отталкивались от потребностей рынка.

Дрон на каркасе из авиационного алюминиевого сплава взлетает и садится вертикально. Его назначение – доставка грузов в труднодоступные места, то есть туда, куда машиной доехать сложно. Он может участвовать в сельхозработах и даже эвакуировать людей с гор или перекрытой дороги. Вот бы на таком на работу летать!

Дрон развивает скорость до 70 км/ч и может преодолеть до 350 км с грузом массой 50 кг . Понятно, что если груз будет больше, то путь сократится. Сам дрон весит 250 кг (без учёта массы топлива).

Работает дрон не от энергии в аккумуляторе, а на 95-м бензине – бака хватает примерно на 8 часов полёта. Энергия двигателя передаётся напрямую на подъёмные и управляющие винты без дорогостоящей электрической схемы.

Конечно, что под ёлку такой «подарочек» не положишь. Размеры дрона – 5,2 х 2,2 м .

«Форпост» на основе Searcher Mk II и «Застава» на базе Bird Eye 400

В апреле 2009 года Минобороны РФ закупило два израильских тактических беспилотника Searcher Mk II израильской компании IAI. Стоимость каждого – 6 млн долларов .

Машины хорошо себя показали, и вскоре страны подписали контракт на 300 млн долларов (по другим данным – 400 млн) на сборку таких БПЛА на АО «Уральский завод гражданской авиации» из израильских деталей.

Российский вариант получил название «Форпост». В контракт включили и сборку мини-беспилотников «Застава» на базе Bird Eye 400.

Каждый «Форпост» стоит около 900 млн рублей , «Застава» – 49,6 млн . Характеристики «Форпоста»:

«Застава» – беспилотник, который можно перенести в двух рюкзаках. Его «фишка»: перед посадкой аппарат делает кульбит . Он переворачивается на 180 градусов в воздухе, чтобы не повредить электронику ударом о землю.

Работает БПЛА от электромотора и может до часа находиться в воздухе. Для запуска «Заставы» используют пружинную резиновую катапульту, для посадки есть небольшой парашют.

Оба дрона предназначены для разведки и корректировки огня артиллерии. Вооружение на них не устанавливается.

Тактический беспилотник «Орлан-10»

Модель выпускается серийно с 2013 года ООО «Специальный технологический центр». Его сила – в том, что управлять дроном можно с расстояния до 120 км .

«Орлан-10» весит 14 кг и способен до 16 часов находиться в воздухе. Работает он от двигателя на 95-м бензине и развивает скорость до 150 км/ч .

Беспилотником можно управлять с пульта. Другой вариант – запрограммировать его и отправить на задание. В этом случае он преодолевает до 600 км .

БПЛА нипочём дожди и пыльные бури. Поэтому российские войска активно использую «Орланы» вместе с «Форпостами» для разведки и наведения артиллерии в Сирии, да и на Донбассе их замечали.

«Гранат-6»: почти сутки в воздухе

Новая модель компании «Ижмаш – Беспилотные системы» может непрерывно находиться в воздухе до 20 часов . Масса квадрокоптера – около 40 кг , нести он может до 10 кг груза.

Основа «Граната-6» – бензиновый двигатель, соединённый с электрогенератором. Он питает четыре электромотора, соединённые с винтами. Дрон развивает скорость до 60 км/ч .

«НЕЛК-В8»: беспилотник на водородных элементах

Экспериментальный беспилотник, который работает от низкотемпературных топливных элементов . Бензин заливать не нужно – вместо бака на БПЛА установлены баллон с водородом и стартовая батарея.

В батарее происходит химическая реакция, в ходе которой вырабатывается электрический ток. Система выдаёт 1 кВт мощности и позволяет «НЕЛК-В8» продержаться в воздухе до 5 ч на 6,8-литровом баллоне водорода.

Масса «НЕЛК-8» – 12 кг . Нести он может до 3 кг груза.

Решение крутое – вибрации и шума меньше, поэтому оптика наводится точнее. Соответственно, дрон снимает чётче, а обнаружить его сложнее.

БПЛА может использовать даже сухие газы. И это позволит ему работать при очень низких температурах.

Бонус: одноразовый беспилотник «Глаз» КБ-1

АО «Конструкторское бюро – 1» разработало «индивидуальную систему оперативной рекогносцировки». Проще говоря, беспилотник, который можно использовать лишь один раз .

Устройство на дрон совсем не похоже: трубка длиной 30 см больше напоминает школьный пенал. Внутри – разгонный блок, система стабилизации и модуль съемки.

Беспилотник выстреливает на высоту до 250 м , а потом медленно снижается и снимает всё вокруг. Оператору он по Wi-Fi передаёт видео об области 700х700 м в FullHD-разрешении.

«Глаз» удобен, если нужно снять зону радиационного заражения или место активных боевых действий. Он гораздо дешевле обычных дронов, которые всё равно в таких ситуациях не выживут.

Россия разрабатывает дальние сверхзвуковые беспилотники для поражения средств ПВО противника. Как пишет The National Interest, ссылаясь на ведущих американских военных экспертов, БПЛА сможет летать на разных скоростях и маневрировать, и это сделает его непростой мишенью для зениток НАТО.

Ранее заместитель научно-исследовательского отдела Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны Александр Немов заявил телеканалу "Звезда", что перспективный дрон сможет поражать как стационарные, так и подвижные цели в оперативной стратегической глубине.

В США отнеслись к этой российской разработке очень серьезно. Специалист Центра военно-морского анализа Сэм Бендетт говорит, что снаряд, летящий низко и с большой скоростью, сбить крайне трудно. А если ему удастся уничтожить радары и комплекс ПРО, эффективность такого вылета будет просто запредельной.

Еще один плюс – не нужно опасаться за жизнь летчика, которого попросту нет. Во времена Второй мировой войны на выполнение похожих опасных заданий отправляли самых опытных пилотов. Если им даже и не удавалось уничтожить зенитки противника, они раскрывали их координаты – такая вот разведка боем.

По мнению Бендетта, российские конструкторы обязательно уделят большое внимание защите от средств радиоэлектронной борьбы и "напичкают" БПЛА технологиями малозаметности. Иначе аппарат быстро выведут из строя. Те же США обладают самыми современными комплексами, которые позволяют перехватить управление дрона или сбить его с курса.

Разрабатывая подобный БПЛА, Россия демонстрирует, что придерживается тактики уничтожения стратегических объектов противника на его территории перед основной атакой.

Похожий план есть и у США, которые уже выпускают подобные дроны. Так, прошлым летом американская компания Kratos Defense & Security Solutions презентовала на авиасалоне Ле Бурже сверхзвуковой беспилотник XQ-222, названный "Валькирией" в честь легендарного бомбардировщика. Радиус действия дрона – 5 тыс. 500 км, первый полет ожидается в этом году. У аппарата такая же задача – прорвать оборону ПРО на европейской части России. Как и у UTAP-22 Mako, который уже проходит испытания в США. Американцы вовсю моделируют уничтожение дронами российских С-400.

А вот когда поднимется в воздух российский сверхзвуковой БПЛА, пока неизвестно. Но точно не ранее 2020 года.

Пока Минобороны готовится принять на вооружение реактивный ударный беспилотник средней дальности "Зеница", сделанный на базе советского Ту-143 "Рейс". Но этот дрон разгоняется только до 820 км/ч, а дальность его полета всего 750 километров. Такой БПЛА будет выполнять совсем иные задачи. Сверхзвуковой только планируется выпускать.

БПЛА Ту-123. Фото: wikipedia.org

Но самое интересное, у СССР такой был – Ту-123, разработанный еще в 60-х гг. прошлого века. Изначально самолет-снаряд должен был нести термоядерный заряд. Но когда холодная война слегка поутихла, советский БПЛА переоборудовали в разведчика. Достаточно долгое время беспилотники выполняли полеты вблизи европейских границ, пока их не заменили МиГ-25Р.

После распада Советского Союза работа над БПЛА, как, впрочем, и над новыми самолетами, была заброшена. И теперь приходится с трудом догонять США, а заодно и Китай.