Герои популярных книги и фильма «Место встречи изменить нельзя», работники легендарного МУРа в качестве транспорта используют автобус, прозванный «Фердинанд». Из уст водителя главный герой узнает, что машина названа за сходство силуэта с немецкой самоходкой.

Из этого небольшого эпизода можно узнать, насколько была известна в среде фронтовиков самоходная артиллерийская установка производства Фердинанда Порше. Несмотря на небольшое количество выпущенных машин, эти установки запали в память всех, кому доводилось видеть их в бою.

История создания

Своим рождением самоходная установка прорыва «Фердинанд» обязана другому, не менее эпичному образцу германского танкового гения. Начало 1941 года ознаменовалось личным заказом Гитлера двум крупнейшим КБ Германии 26 мая на совещании, в присутствии высших чинов инженерного ведомства, относящихся к бронетанковым силам.

В присутствии представителей КБ были проанализированы бои во Франции, выявлены недостатки немецких боевых машин. Фердинанду Порше и Штайеру Хаккеру, директору «Хеншель» были официально сделаны особые заказы. Создать они должны были тяжелый танк, предназначенный для прорыва линий обороны противников Германии.

Еще одна причина заказа в неэффективности большинства германских танков в борьбе с толстокожими английскими «Матильдами» Мк.II. В случае успеха планируемой операции «Морской лев» панцерваффе должны были столкнуться, по разным оценкам, с 5 тысячами таких машин. На этом же совещании фюреру были представлены макеты танков Порше и Хеншеля.

Лето 1941 года двояко повлияло на разработки новых танков.

С одной стороны, конструкторы были заняты доработкой стоящих в серии машин. С другой Вермахт познакомился с танками КВ, произведшими как на генералов, так и на рядовых танкистов громадное впечатление. Осенью 1941го работы по разработке тяжелого танка были продолжены в форсированном режиме.

Управление вооружения, курировавшее создание машины, было на стороне фирмы Хеншель. По их же просьбам разработки возглавил Эрвин Адерс, вошедший в историю как главный конструктор танка-символа Вермахта.


Фердинанд Порше в этот период вступает в серьёзный конфликт с Управлением вооружений из-за технических несоответствий проектируемой и заказанной чиновниками башней проектируемого танка. В последствие это сыграет свою роль в судьбе обоих прототипов.

Гибнет в авиакатастрофе доктор Тодт, единственный союзник Порше в продвижении именно его модели. Однако сам Фердинанд был уверен в успехе своей разработки. Пользовавшийся неограниченным успехом у Гитлера, он разместил на свой страх и риск в фирме Нибелунгенверк заказ на изготовление корпусов для своих машин.

На испытаниях сыграла роль вражда любимчика фюрера и чиновников Управления.

Несмотря не превосходство модели Порше, зафиксированные по ходу испытаний, было рекомендовано принять на вооружение образец Хеншеля, к ужасу техников германской армии. Предложение Гитлера выпускать две машины встретило сдержанный отказ, мотивированный невозможностью выпускать в военное время два дорогостоящих, но равнозначных танка.

Неудача обернулась к Порше лицом, после того как в марте 1942 года стало ясно, что требуемое Гитлером новое мощное штурмовое вооружение, оборудованное 88-мм орудием, невозможно создать на базе PzKpfw. IV, как планировалось первоначально.

Тут и пригодились построенные Нибелунгенверком, 92 единицы шасси, для так и не попавших в серию «Тигров» конструкции Порше. Сам создатель с головой окунулся в новый проект. Увлекшись расчетами, он проработал схему с расположением экипажа в расположенной сзади просторной боевой рубке.

После согласований с Управлением вооружений и доработок завод Нибелунгенверк приступил к сборке корпусов новых самоходок на базе многострадальных шасси. В этот период, неясно кем, был убран заложенный Порше курсовой пулемет. Эта «доработка» сыграет потом свою роль в судьбе САУ.

Начало 1943 года ознаменовалось выходом из ворот первых самоходок и отправки их на фронт. В феврале приходит подарок фюрера создателю САУ – машине официально присваивается имя «фатера», «Фердинанд». По приказу того же «бесноватого» самоходки без приемки идут на Восток. Немало удивлённый Порше вспоминал, что ждал с фронта жалоб на свои недоработанные в спешке машины, но не получил ни одной.

Боевое применение

Крещением «Фердинандов» стала битва на Курской дуге. Советская разведка, правда, уже 11 апреля имела сведения о новой технике, подвозимой к линии фронта. К сведениям был прикреплен примерный чертеж машины, достаточно похожий на оригинал. Было составлено требование о проектировании 85-100-мм орудии для борьбы с броней самоходок, но до летнего наступления Вермахта, само собой, войска эти орудия не получили.

Уже 8 июля в Главное бронетанковое управление СССР пришла радиограмма о застрявшем на минном поле «Фердинанде», сразу привлекшем внимание своим неповторимым силуэтом. Прилетевшим на осмотр офицерам не довелось видеть эту машину, так как за два дня немцы продвинулись вперед.

В бой «Фердинанды» пошли у станции Поныри. Взять в лоб позицию советских войск у немцев не получалось, поэтому 9 июля была сформирована мощная штурмовая группа, в голове которой шли «Фердинанды». Тщетно выпускавшие снаряд за снарядом по САУ, советские артиллеристы, в итоге, оставили позиции у поселка Горелое.


Этим маневром они заманили наступающую группировку на минные поля, а затем ударами с флангов уничтожили большое количество бронетехники. 11 июля основная масса наступающей техники была переброшена на другой участок фронта, оставшиеся части батальона «Фердинандов» попытались организовать эвакуацию подбитой техники.

Это было сопряжено со множеством трудностей. Главной из них было отсутствие достаточно мощных тягачей, способных утащить самоходки к своим.

Мощная контратака советской пехоты 14 июля окончательно расстроило планы по вывозу этой техники.

Другой участок фронта, у поселка Теплое, атакуемый батальоном «Фердинандов», подвергся не меньшему прессингу. За счет более обдуманных действий противника, здесь потери самоходок были намного меньше. Но здесь произошел первый случай захвата боевой машины вместе с экипажем. Во время атаки, подвергшись массированному обстрелу тяжелой артиллерией, самоходчики начали маневрировать.

В результате машина попала на песок и «закопалась» в грунт. Сначала экипаж попытался своими силами откопать САУ, но подоспевшая советская пехота быстро переубедила немецких самоходчиков. Полностью исправная машина была вытащена из ловушки только в начале августа с помощью двух тракторов «Сталинец».

После окончания боев был проведен всесторонний анализ применения немцами новой самоходки, а так же способов эффективной борьбы с ней. Львиная доля машин были выведены из строя из-за подрыва на минах и повреждений ходовой части. Несколько САУ были подбиты тяжелой корпусной артиллерией и огнем СУ-152. Одна машина была уничтожена бомбой с , одну сожгли бутылками с КС пехотинцы.

И всего одна машина получила пробоину 76-мм снарядом, в полосе обороны Т-34-76 из 76-мм дивизионных пушек, огонь вёлся на дистанции всего 200-400 метров. Советские воины были под большим впечатлением от новых немецких машин. Командование, оценив сложность борьбы с «Фердинандом», дало распоряжение награждать орденами тех, кто смог в бою уничтожить эту машину.

Среди танкистов и артиллеристов распространились легенды о громадном числе этих САУ, так как любую немецкую самоходку с дульным тормозом и кормовой боевой частью они принимали за «Фердинанда».

Немцы сделали свои, неутешительные выводы. 39 из 90 имевшихся машин была потеряна под Курском, еще 4 машины сожгли в ходе отступления на Украине в 1943 году. Оставшиеся самоходки, в полном составе, кроме нескольких образцов, вывезли к Порше для доработки. Были заменены некоторые детали, установлен курсовой пулемет, и машина отправилась помогать в борьбе против союзников в Италии.

Широко распространен миф о том, что это перемещение было вызвано тяжестью системы и большей приспособленности итальянских каменистых дорог для них. На самом деле около 30 машин были отправлены на Восточный фронт, где в ходе отражений «10 сталинских ударов» 1944 года «Фердинанды», один за одним, отправлялись в небытие.

Последним сражением с участием этой машины стала битва за Берлин. Как бы ни было прекрасно орудие и броня, но сдержать Красную Армию весной 1945 года она не смогла.

Доставшиеся в качестве трофеев Советскому Союзу «Фердинанд» САУ использовались как мишени для апробации нового противотанкового оружия, разбирались до винтика для изучения, а затем были отправлены на слом. Единственная советская дошедшая до нашего времени машина стоит в знаменитой Кубинке.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».


Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.


Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Движение машины осуществлялось за счёт 2х двигателей фирмы Майбах, работавших на бензине.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».


Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Что бы сменить каток у доктора Порше уходило около 4х часов, эта же операция на «Тигре» занимала около суток.

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.


Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Оптика была представлена монокулярным прицелом, обеспечивающим наведение орудия на дальности 2 км.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Вклад в культуру и историю

Машина Порше, несмотря на малый тираж, оставила яркий след в истории Второй Мировой войны. Наряду с «Тигром» и «Мессершмиттом», эта самоходка является символом Вермахта. Составившая славу германских самоходных систем, она была настоящим ужасом для противника.

Конечно, бороться можно научиться со всяким противником, но в 1943 году в войсках началась настоящая «фердинандофобия». Ушлые немцы пользовались этим, надевая ведра на стволы других самоходок, имитируя дульный тормоз.


Судя по мемуарам, только советские войска уничтожили около 600 «Фердинандов» за время боев, при общем выпуске в 91 единицу.

Не отставали и немцы. Чем тяжелее и не удачней протекала для них война, тем больше был счет уничтоженных советских танков. Часто в мемуарах танкисты и самоходчики называют цифры подбитых машин, вдвое превышающие количество бронетехники на участке фронта. И в одном, и в другом случае рассматриваемые самоходные установки играли громадную роль.

Большое внимание уделяется САУ в литературе. Художественное произведение «На войне как на войне», описывающее советских самоходчиков, содержит описание поле боя после встречи немецкой самоходки с группой «тридцатьчетверок», не в пользу для советской техники. Сами бойцы говорят о нем, как о достойном и опасном противнике.

Часто встречается «Фердинанд» и в компьютерных играх по мотивам Второй мировой.

Собственно, проще назвать те игры, в которых САУ нет. Стоит отметить, что характеристики и описание в подобных поделках часто не соответствуют реальности. В угоду играбельности разработчики жертвуют настоящими характеристиками машины.

Можно самостоятельно сделать и поставить на полку легендарную машину. Многие фирмы, занимающиеся моделями, делают наборы по сборке в разных масштабах. Можно назвать бренды Cyber Hobby, Dragon, Italeri. Дважды производила и пускала в серию САУ фирма «Звезда». Первый выпуск, номер 3563, имел много неточностей.

Скопированные у Italeri лекала представляли «Элефант», и имели много неточностей. Следующая модель, 3653, представляет собой первый, получивший крещение под Курском «Фердинанд».

Вторая Мировая и Великая Отечественная война дали множество технических образцов, ставших легендами. Среди САУ немецкого производства «Фердинанд» занимает, безусловно, первое место.

Видео



Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта .

КОРОБКА С МОДЕЛЬЮ





Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Коробка с моделью

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант» (нем. Elefant - слон), 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmkanone mit 8,8 cm StuK 43 и Sd.Kfz.184.

Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше.

Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку Порше не оснастил самоходку пулеметом; также имел низкую надежность ходовой части и плохую проходимость по пересеченной местности.

В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.




«Фердинанды» дебютировали в июле 1943 года под Курском, после чего активно участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии вплоть до конца войны. Последний бой эти самоходные орудия приняли в пригородах Берлина весной 1945 года.

Курская битва
По состоянию на июль 1943 года все «Фердинанды» находились в составе 653-го и 654-го тяжёлых противотанковых батальонов (sPzJgAbt 653 и sPzJgAbt 654). Согласно плану операции «Цитадель», все САУ этого типа должны были быть использованы для атак против советских войск, оборонявших северный фас Курской дуги.

Тяжёлым САУ, неуязвимым для огня штатных противотанковых средств, отводилась роль бронированного тарана, который должен был пробить хорошо подготовленную глубокоэшелонированную советскую оборону.

Массированное применение «Фердинандов» немцами началось 9 июля в районе станции Поныри. Для штурма мощной советской обороны в этом направлении немецкое командование создало ударную группу в составе 654-го батальона «Фердинандов», 505-го батальона «Тигров», 216-го дивизиона штурмовых орудий «Бруммбер» и некоторых других подразделений танков и САУ.

9 июля ударная группа прорвалась через совхоз «1 Мая», однако понесла потери на минных полях и от огня противотанковой артиллерии. 10 июля стал днём наиболее ожесточённых атак под Понырями, немецким САУ удалось выйти к окраинам станции.

По немецкой бронетехнике вёлся массированный огонь артиллерией всех калибров, включая 203-мм гаубицы Б-4, в результате чего многие САУ, пытаясь маневрировать, вышли за пределы разминированных проходов и подорвались на минах и фугасах. 11 июля ударная группа была сильно ослаблена передислокацией 505-го батальона «Тигров» и других частей, интенсивность атак «Фердинандов» существенно снизилась.

Немцы отказались от попыток прорыва советской обороны, 12 и 13 июля занимаясь попытками эвакуации подбитой бронетехники. Но эвакуировать подбитые «Фердинанды» немцам не удалось, вследствие их большой массы и отсутствия достаточно мощных ремонтно-эвакуационных средств.

14 июля, не выдержав атаки советских войск, немцы отошли потеряв 21 «Фердинанд», подорвав часть не подлежавшей эвакуации техники. Другое соединение тяжёлых САУ (653-й батальон), действовало в районе посёлка Тёплое 9-12 июля. Бои здесь отличались меньшей интенсивностью, потери немецких войск составили 8 «Фердинандов».

В дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле - августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. Последние из них произошли на подступах к Орлу, где советским войскам в качестве трофеев достались несколько подготовленных к эвакуации повреждённых «Фердинандов».

В середине августа оставшиеся боеспособными САУ немцы перебросили в районы Житомира и Днепропетровска, где часть из них встала на текущий ремонт - замену орудий, прицельных приспособлений, косметический ремонт броневых листов.




Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Прототип

Бои под Никополем и Днепропетровском
По причине больших потерь 654-й батальон сдал оставшиеся САУ в 653-й батальон и убыл на переформирование в Германию. Оставшиеся «Фердинанды» приняли участие в ожесточённых боях на Никопольском плацдарме. При этом были потеряны ещё 4 самоходки, а боевой счёт «Фердинандов» достиг к 5 ноября, по немецким данным, 582 советских танка, 133 орудия, 3 САУ, 3 самолёта и 103 противотанковых ружья, причём экипажи двух САУ подбили 54 советских танка.

Италия
В январе 1944 года первая рота 653-го батальона в составе 11 «Элефантов» (модернизированных «Фердинандов»), одной ремонтно-эвакуационной машины также на базе шасси танка Tiger (P) и двух транспортёров боеприпасов была переброшена в Италию для противодействия наступлению англо-американских войск. Тяжёлые САУ участвовали в боях под Неттуно, Анцио, Римом.

Несмотря на господство авиации союзников и сложный рельеф местности, рота зарекомендовала себя с самой лучшей стороны, так, по немецким данным, только 30-31 марта в предместьях Рима две САУ уничтожили до 50 американских танков, бронетранспортёров и автомобилей и были подорваны экипажами после израсходования горючего и боекомплекта. 26 июня 1944 года рота, в которой оставалось два боеспособных «Элефанта», была отведена с фронта и переброшена сначала в Австрию, а затем в Польшу на соединение с 653-м батальоном.

Украина
Две оставшиеся роты САУ в апреле 1944 года были переброшены на Восточный фронт, в район Тернополя. Кроме 31 «Элефанта», в составе рот имелись две ремонтно-эвакуационные машины на базе шасси танка Tiger (Р) и одна - на базе танка «Пантера», а также три транспортёра боеприпасов.

В тяжёлых боях конца апреля роты понесли потери - было выведено из строя 14 машин; впрочем, 11 из них были быстро восстановлены, и число боеготовых машин даже возросло за счёт прибытия с заводов отремонтированных машин 1 роты. Кроме того, к июню состав рот пополнился двумя уникальными образцами бронетехники - танком Tiger (P) с усиленным до 200 мм лобовым бронированием и танком «Пантера» с башней танка PzKpfw IV, которые использовались как командирские машины. В июле началось крупномасштабное наступление советских войск, и обе роты «Элефантов» были втянуты в тяжёлые бои.

18 июля они были брошены без разведки и подготовки на помощь дивизии СС «Хоэнштауфен» и понесли большие потери от огня советской противотанковой и самоходной артиллерии. Батальон потерял более половины машин, причём значительная их часть подлежала восстановлению, однако, поскольку поле боя осталось за советскими войсками, повреждённые самоходки были уничтожены своими же экипажами. 3 августа остатки батальона (12 машин) были переброшены к Кракову.

Германия
Понёсший тяжёлые потери от советских войск 653-й батальон с октября 1944 года стал получать новые САУ «Ягдтигр», а оставшиеся «Элефанты» свели в отдельную 614-ю тяжёлую самоходную противотанковую роту (sPzJgKp 614). До февраля 1945 года эта рота, состоявшая из 13 САУ, находилась в резерве.

25 февраля 1945 года роту перебросили к Вюнсдорфу для усиления противотанковой обороны немецких частей. Последние бои «Элефанты» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.




Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Прототип

Судьба трофейных САУ в СССР
В Советском Союзе в разное время имелось не менее восьми трофейных комплектных «Фердинандов». Одна машина была расстреляна под Понырями в июле - августе 1943 года при испытании её брони; ещё одна - расстреляна осенью 1944 года при испытании новых образцов вооружения.

В конце 1945 года в распоряжении различных организаций имелось шесть САУ. Они использовались для проведения различных испытаний, часть машин была в итоге разобрана с целью изучения конструкции. В итоге все они, кроме одной, были сданы на лом, как и все машины, захваченные в сильно повреждённом состоянии.

ВИДЕОРОЛИК О ПРОТОТИПЕ

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ








Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Инструкция по сборке

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ










Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Содержимое коробки

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ДЕТАЛИ КРУПНЫМ ПЛАНОМ



Истребитель танков «Фердинанд»: 3653: 1/35: Звезда: Детали крупным планом

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Дополнения от магазина Armata-models.ru

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

ВЫВОДЫ:

Первое с чего бы хотелось начать — это пластик.

Такое ощущение, что на удачность той или иной модели этого производителя влияет тип пластика, из которого отлита данная модель. Если пластик серый или как здесь оранжевый — то все детали будут хорошо пролиты, чётко видны. А сборка будет действительно приятной и комфортной.

Если же модель отлита из зеленого или черного (как у Борея) пластика, то нас ждёт геморрой.

На подобные мысли меня в этот раз навела сборка звездовского Искандера-М. Мало того, что как всегда есть ошибки в инструкции и часть деталей не садится на свои места, так еще и возникает ощущение некачественного литья.

И вроде бы все детали такие как надо конструктивно. А видна легкая замыленность, переходящая в ощущение некачественной работы.

Здесь, на «Фердинанде» таких проблем просто нет.

Все детали отлично отлиты. Чёткие грани у каждого конструктивного элемента.

Никакого отторжения этот набор не вызывает.

Так что, огромная просьба, ребята — используйте качественный пластик при создании моделей.

Всё остальное нареканий не вызывает. При первом осмотре.

Возможно в инструкции есть недоработки, что-то где-то перепутано — но сейчас этого выявить не получится. Нужна тестовая сборка.

Вообще данная модель не должна вызвать проблем со сборкой.

Гусеницы, как и на большинстве моделей БТТ Звезды, полунаборного типа. Отлиты вполне нормально. Сборка особого выпендрежа не потребует.

Что действительно вызывает интерес, так это комплект прокачки от интернет-магазина Armata-models.ru.

Он включает в себя металлический ствол, дульный тормоз и чехол к нему. А также схему окраски и декаль для трофейного «Фердинанда», захваченного в боях у д. Подмаслово 15-18 июля 1943 года.

Эти дополнения помогут усилить визуальный эффект от готовой модели, приблизив её к историческому прототипу.

ОЦЕНКА: 4

В целом, данный набор получился вполне вменяемым. И для ценителей бтт данного временного периода станет хорошей заменой старым китам от Италери.

Даже если в компоновке деталей и инструкции есть неточности, то они не станут камнем преткновения, который заставит вас перенести сборку в неопределенное, туманное будущее.

Представляю вашему вниманию обзор на вышедшую в конце прошлого года новинку фирмы Звезда – немецкий истребитель танков Фердинанд. Вероятно, новинка уже не столь горяча, но тем лучше, ведь у нас было время её внимательно рассмотреть и собрать!
Фердинанд стал нарицательным именем практически для всех немецких самоходок. Его известность и растиражированность (а то и заезженность) можно сравнить разве что с Тигром или Пантерой. Удивительно, но до недавнего времени в 35ом масштабе лишь одна фирма изготавливала модель Фердинанда — это старый добрый Dragon. И это при колоссальном количестве Тигров и Пантер, которые не выпускает разве что ленивый! При этом, Элефанты у производителей гораздо более популярны. Их выпускает все тот же Dragon, Italeri и Tamiya. Но будем справедливы, это уже все-таки другая боевая машина и с привязкой под Курскую битву Элефанта не соберешь. Видимо, в этом и кроется непопулярность Фердинанда. Западным моделистам и западным модельным фирмам интересны прототипы, которые применялись немцами на Западном фронте, а Фердинанды там не засветились. Таким образом, Звезда вполне логично выпустила «нашего» отечественного Фердинанда, который успел повоевать только на Восточном фронте, прежде чем был модернизирован до Элефанта.

В начале обзора, хочу заострить Ваше внимание на том, что эта модель не имеет никакого отношения к старой модели Фердинанда от Звезды (арт.3563). Та модель была перепаковкой древнего Элефанта от Италери и Фердинандом никак не являлась, даже несмотря на надпись на коробке))). Отправим её на свалку истории!))

ЧТО ВНУТРИ

Итак, что же мы имеем? Первое впечатление – очень приятный бокс-арт, удобная инструкция книжечкой, фото собранной модели на обратной стороне коробки. Кто бы что ни говорил, но это довольно важные факторы. Гораздо приятнее начинать работу с моделью, которая красиво и качественно оформлена, хотя это конечно субъективные факторы. Объективным же является прочная надежная упаковка, которая гарантирует сохранность содержимого при путешествии немилосердной Почтой России. И это огромный плюс большинства звездовских новинок.

Предлагаю обратиться собственно к самому главному — к литникам! Сразу хочу отметить отличное качество литья. Я не заметил утяжин, облоя или каких-либо других дефектов. На мой взгляд, эта модель еще одно подтверждение, что Звезда всерьез вышла на качественно иной уровень и уверенно конкурирует с лидерами модельного рынка. К литью не придраться! По своему виду и фактуре сам пластик немного напоминает тамиевский, а для большинства коллег это эталон качества (речь идет именно про саму пластмассу). Все болты, гайки, литьевые номера, сварные швы выполнены просто великолепно.

СОДЕРЖИМОЕ НАБОРА:

Литник L

Литник E

Литник F

Литник K х 3шт

Литник D х 2шт

Литник C х2шт

Ванна корпуса

Литник А с прозрачными деталями и сеточка.

РАССМОТРИМ ДЕТАЛИРОВКУ ПОДРОБНЕЕ:

Имитация сварных швов очень убедительна.

То же самое можно сказать и о швах на деталях рубки. Обратите внимание, что поверхность рубки идеально гладкая как стекло. также отсутствует фактура резки на торцах бронеплит.

Борта и корма рубки собираются в шип. Обратите внимание, что заглушки бойниц отлиты отдельными деталями, правда у них нет обратной стороны с распоркой и цепочкой, поэтому без травленки открытыми их все-равно не сделать.

Корма рубки и надмоторная плита. Очень здорово пролиты отверстия в решетках. Когда-то на такое была способна только Тамия.

Лобовая бронеплита. Очень классно отлиты головки пулестойких болтов и сварные швы.

Крыша рубки. Сварные швы также очень порадовали. Дождевой козырек перископа отлит отдельной деталью.

Крыша моторного отсека и люки мехвода и радиста.

Ствол отлит в одну деталь, что замечательно! Не придется подгонять половины и мучительно шлифовать их абразивом, уменьшая диаметр или получив овал в сечении. Просто легкая зачитка шва от стыка пресс-форм мелким наждаком и все!

Дульник отлит в лучших традициях последних лет — единой деталью, а не из двух половин, как раньше.

Бронещиток маски пушки порадовал красивыми сварными швами.

Довольно сносно выглядит крепление переднего брызговика. Немного смывки и узел будет смотреться отлично даже без замены на травленые шарниры и проволоку.

Рифленая фактура надгусеничных полок выглядит очень хорошо. А вот задний срез заметно толстоват. Рекомендую его сточить надфилем или острым резаком. Тогда вся надгусеничная полка станет выглядеть ажурнее. Есть еще один нюанс — рифление должно быть и на боковой отбортовке полки.

Отлично удались защитные крышки фар. Посмотрите на шесть микроскопических болтиков по периметру!

Просто шикарно удались сварные швы на люках доступа. Они реально как настоящие!

То же самое можно сказать и о швах на люках задних перископов. Это не шов, а произведение искусства!

А вот тросы мне не очень понравились. Тонковаты, да и оплетка коушей выглядит недостоверно. Но, в любом случае, тросы, на мой взгляд надо менять. В пластике они всегда выглядят очень условно. независимо от производителя.

Ящик ЗИП дается в двух вариациях (гладкий и с выштамповками). Хорошо отлиты замочки. Виден крепеж домкрата. Немного толстоват, но если слегка снять толшину надфилем или резаком, то будет вполне убедительно.

Звездочка отлита очень хорошо. Похожа на себя. Единственное — нужно рассверлить насквозь отверстия, которые даны лишь углублениями.

Отлично деталированы буксирные проушины с ввареными в них металическими вставками. Вида и бронезаглушка пистолетного порта. Ей сильно не хватает глубины, так что открытой её не сделать. Тем более. что нужен еще и крепеж-распорка с цепочкой, которые можно изготовить достоверно только в травленке.

Задние звездочки также обладают отличным литьем и достоверностью.

Хорошо видны шикарно отлитые шестигранные гайки. Их почти не будет видно на готовой модели, но душу греет, согласитесь!))

Катки порадовали отличным литьем и деталировкой. Обратите внимание, что под болтами есть шайбы.

Кроме того, на катках имитированы литьевые номера. Такое даже Драгону было не под силу.

Детали тележек ходовой. Их можно сделать качающимися.

Особо впечатлили траки. В основном, они отлиты сегментами. Поштучно отлиты только те траки, которые огибают звездочки.

Крупный план впечатляет. Здорово отлиты облегчающие отверстия, литьевые номера и характерные круглешки. Рельеф внешней части траков. Такую красоту и грязнить-то жалко будет!

С внутренней стороны ленты отлиты столь же качественно и дотошно. Очень удалась отбортовка краев на траках, что без гребня.

Обратите внимание, что провис уже задан. Порадовало малое количество круглешков от толкателей пресс-формы. Важно и то, что они легко доступны для обработки.

ДЕКАЛЬ
Что касается декали, то она расстроила. Во-первых, она предлагает всего два прототипа из 653-го батальона и полностью игнорирует существование 654-го батальона с гораздо более зрелищной и интересной маркировкой, между прочим. Ну а во-вторых, сама стилистика написания бортовых номеров совсем не соответствует тому, как это было сделано на настоящих Фердинандах. Впрочем, это совсем не повод расстраиваться, ведь данный косячок легко решается использованием замечательных декалей фирмы Colibri. Выпускается два набора на 653-ий и 654-ый батальоны, которые позволяют сделать любой из 90 Фердинандов, дебютировавших под Курском. Обзор на эти декали я подготовлю в ближайшее время.

Декаль. Увы, но это слабое место модели. Стилистика написания номеров не соответствует оригиналам.

ИНСТРУКЦИЯ

Инструкция сделана в виде книжки, что облегчает работу. Книжка занимает гораздо меньше места на столе, чем классическая инструкция-простыня или раскладушка. Да и с поиском очередности этапов постройки никаких проблем точно не будет. Что касается наглядности, то инструкция понравилась. Все проиллюстрировано очень наглядно и доходчиво. Не вызовет сложностей и у новичков.

Как по мне, схемы окраски стоит печатать на цветной бумаге. Это сделает модель заметно привлекательнее в глазах неопыных и начинающих моделистов. Кроме того, не у всех людей одинаково хорошо развита фантазия. А на цветных боковиках сразу видно как именно будет выглядеть модель при той или иной схеме окраски. В конце-концов, именно яркий боковик может стать тем самым решающим аргументом в пользу покупки!

ДОСТОИНСТВА
+Особенно впечатлили гусеничные ленты, которые обладают очень ажурной деталировкой со сквозными отверстиями и литьевыми номерами, как и положено. Они выполнены сегментарно, причем у верхних сегментов задан провис. Особо отмечу то, что следов от толкателей пресс-форм на траках (да и на всех деталях модели) не много и, что самое главное, они легко доступны для обработки. Это сэкономит массу времени и нервов моделистам!
+Классно отлиты катки и тележки ходовой, на катках даже имитированы литьевые номера и шестигранные головки болтов с шайбами. При желании, тележки можно сделать рабочими. Если вдруг захотите менять пластиковые ленты на металлические от Фриула или МастерКлуба, это будет вполне уместно.
+Впечатляют и сварные швы, которые сделаны практически везде, где должны быть и очень похожи на оригинал. Многие фирмы игнорируют их на своих моделях, а это очень важная составляющая внешнего облика любой модели.
+Отдельно остановлюсь на домкрате, которые разбит на несколько деталей и деталирован в лучших традициях.
+Порадовало и наличие литника с прозрачными деталями перископов.
+Интересно то, что бронелисты рубки собираются в шип, как и на настоящем Фердинанде. Это позволяет избежать ненужных стыковочных швов, которые придется шпаклевать. Кстати, до этого, такой подход я встречал только у Тристара на Бруммбэре.
+П-образные рукоятки на надмоторной плите отлиты отдельными деталями. До Звезды так никто не делал. У Фердинанда от Драгона они выполнены в виде прямоугольников, отлитых заедино с поверхностью. Правда они несколько толстоваты, но это легко исправить, просто обточив их ножом или наждаком.
+К достоинствам набора отнесу и частичное наличие интерьера рубки. В частности, через открытые люки будет виден казенник орудия, что сделает модель гораздо интереснее визуально. Если же моделист строит модель с закрытыми люками, то детали казенника можно просто и не собирать.

НЕДОСТАТКИ
Как известно, идеальных моделей не бывает. Несколько недостатков было обнаружено и у Фердинанда. Радует, что все они легко исправимы.
-Во-первых, у модели напрочь отсутствует фактура катаной брони. Все бронелисты гладкие как стекло, что выглядит не очень убедительно. Впрочем, это легко лечится нанесением составов Mr.Surfacer 500 или 1000, или модельно шпаклевки жесткой кистью.
-Также отсутствуют характерные следы резки на торцах бронеплит. Они тоже идеально гладкие. Впрочем, и это не проблема. Фактура имитируется острым резаком за считанные минуты.
-Не очень понравились буксирные тросы. Они тонковаты, имеют странную имитацию оплетки и отлиты заедино с крепежами. Соответственно, при замене троса на проволочный, придется что-то придумывать с креплениями. Хотя, при использовании фототравления, этот вопрос отпадет сам собой.
-Сеточка, которая прилагается в наборе, грубовата и немасштабна, но это не такая проблема, если учесть, что её можно увидеть только перевернув модель и посмотрев под определенным углом. Ну а дотошный моделист, в любом случае будет ставить травленку. Ему эта сеточка и вовсе не нужна.
-Чурбак под домкрат абсолютно гладкий и не имеет фактуры древесины. Но её можно легко имитировать кончиком острого резака

Очень радует, что все недостатки легко исправляются и не связаны с серьезными переделками. Думаю, моделисты-изкоробочники эти недостатки, скорее всего даже и не заметят, получив максимальное удовольствие от сборки. А ортодоксально мыслящие моделисты смогут легко их исправить.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ СБОРКИ
Модель оставила отличные впечатления при постройке! Все обрабатывается и стыкуется практически идеально. Понравился и пластик. Он хорошо взаимодействует с супер-жидким клеем. Что удивило, так это отличная стыкуемость элементов гусеничных лент. Все встало буквально на щелчок. И это при том, что гусеницы обычно самый проблемный узел в любой модели. Рекомендую не торопиться и более вдумчиво собирать элементы рубки. Важно соблюдать верные углы, чтобы рубка хорошо встала на корпус. Ну а особенно дотошно отнестись к сборке носовой части модели, где важно правильно выставить углы и расстояния между деталями «морды» и надгусеничиными полками. Иначе могут появится нежелательные щели.

Рубка в сборе. Обратите внимание, что на торцах бронеплит имитирована фактура резки. Это заняло всего несколько минут.

Нижняя часть корпуса в сборе.

Вид с нижней стороны. Установлены тележки и катки.

Фото наглядно демонстрирует, что траки и звездочка стыкуются отлично.

Удобнее всего собрать гусеничную ленту в единую деталь и так её красить и тонировать. Это потребует повышенной аккуратности, но зато сэкономит массу времени.

Фотографии модели в сборе:

ВЫВОДЫ
Хочу отметить, что на фоне Фердинанда от Dragon, звездовская модель смотрится просто отлично и превосходит конкурента по всем параметрам! Если учесть и гораздо более гуманную цену, набор однозначно является лучшим Фердинандом в 35ом масштабе.
Очень рекомендую его как начинающим, так и опытным моделистам.

PS Самые внимательные моделисты, которые дочитали обзор до конца будут вознагарждены! При покупке Фердинанада в нашем магазине в Новосибирске на Красном Проспекте 17 или на нашем сайте произнесите или укажите в комментариях к заказу пароль «Я прочитал обзор Фердинанда до последней строчки» и получите скидку 10%!

Владимир Яшин
Новосибирск 2018
www.сайт
www.genscher-shop.ru
vk.com/genschershop

Ferdinand унтерофицера Фрица Валкенхорста, середина октября 43-го, в окрестностях Днепропетровска.
Это последний сошедший с конвеера Sd Kfz 184 с серийным номером 150100, получивший бортовой номер 234 (т. е. четвёртая машина 4-го взвода 2-ой роты 653-го батальона 656-го полка тяжёлых истребителей танков, входящий в состав XXXXI танкового корпуса Группы Армии "Центр").

Выстраданный долгострой - без малого 2 года (с перерывами, естественно). Перелопачена уйма электронных книг в т. ч. «История 653 батальона» (книга КарлХайнца Мюниха "The Combat History of German Heavy Anti-Tank Unit 653 in World War II"). Поэтому написать могу много, как про постройку, так и про самого «Дядю Федю» - накипело как-то. Но постараюсь сжать.

Сначала для тех, кто никогда не интересовался Фердинадами.
Прежде чем они превратились в слонов (я про последних =)), имела место полевая модернизация.
Появление на поле боя Фердинандов всегда вызывало концентрацию огня всех типов русских орудий (подбитый Фердинанд грозил орденом). Начиная с августа экипажи стали:
* прятать инвентарь (ЯЩИК, КУВАЛДУ, ДОМКРАТ, БРУС) от повреждения на корму;
* докладывать начальству об острой нехватки оружия ближнего боя, ибо надоело вести пулемётный огонь через дуло 88-мм пушки;
* срезать нижние поручни на корме рубки во избежание несанкционированного проникновения вражеской пехоты;
* разворачивать щиток на маске орудия для удобства монтажа;
* наваривать уголки на лобовую часть рубки для отвода дождевой воды от моторного отсека.

Выбор пал на «234» совершенно случайно: чисто визуально понравился более-менее вразумительный камуфляж в сочетании с красным опознавательным прямоугольником на корме... Только потом выяснилось, что это и есть тот самый изрисованный мелом в Нибелунгенверке последний 150100.
Основные переделки (все всё равно не вспомню уже):
* дульный двухкамерный тормоз не имел перегородку между, собственно, камерами;
* грязеотбойники из толстой алюминиевой фольги;
* долго возился с прицелом – высверливал пластик и вставлял линзу от DVD-ROM;
* в оптику мехвода вставлял призмы из CD;
* крепление тросов, домкрата, бруска, кувалды сделал из блистеров (довольно податливый материал - легко клеится торцом и хорошо держит форму);
* проволочные петли для крепления брезента вставлял в предварительно высверленные отверстия;
* тросы и коуши самодельные, как и весь инвентарь с трофеями (лукошко больше плести никогда не стану!);

Изначально Фердинанд планировался на диораму, поэтому ходовую делал по возможности «живой». Наборные пластиковые траки сверлил и соединял проволочными пальцами (КАЖДЫЙ из 230 шт). Дабы произвести полное впечатление реализма на взявшего в руки модель, вес Фердинанда был доведён медью и свинцом (двигатель дедовской электробритвы и дробь) до масштабного - 1,5 кг. Позже этот вес сыграл свою роковую роль, когда работа была завершена на 98%, он упал со стола. В итоге многомесячная депрессия… и уже не такая «живая» ходовая, но зато (!) металлические траки от Friul Models. =)
Пусть меня назовут психом, но для эффекта реалистичности я сначала собрал классического Фердинанда (перед Курском) в песочном цвете, по-июньски «выгорел» краску и слегка «стёк» дождём, нанёс камуфляж, опять «дождь» - июль же! И только после этого применил вышеупомянутую фронтовую модернизацию вместе с остальным старением. Видны следы ящика, кувалды, креплений домкрата и бруска. Экипажи закрашивали заменённый ствол, развёрнутый щиток и зияющий прямоугольник импровизированной кистью – тряпкой на ветке.
И, конечно, венчает творение ус-антенна всё того же кота Макса!! Дай Бог ему здоровья и его хозяйке.

После многих лет занятия моделизмом можно делать выводы о некоторых специфических чертах нашего творчества. Одна из них такова: хочешь построить определенную модификацию танка или самоходки.

Но вместо того, чтобы купить нужную, берешь за основу какую-нибудь модель и переделываешь в желаемую версию самостоятельно. А ведь есть уже отдельным набором нужная модель. Так нет же! И дело не в том, что жалко денег (или их нет). Наоборот и деньги есть и модель доступна, а все равно строишь сам. Полагаю, это следствие своеобразного «приедания» моделями. А это переход на новый уровень творчества: ну и что, что времени нет (а его всегда не хватает) - берешь и делаешь! Вообще, у меня складывается устойчивое ощущение, что чем ты становишся старше, тем время течет быстрее. Всмпомните, в детстве его было не то чтобы много, а вообще БЕСКОНЕЧНО МНОГО! И тебе от этого не скучно (скучать по-настоящему еще не умеешь), не весело, но и не сказать, чтобы скучно!

А теперь семья-работа-работа-дом-друзья-наука-работа-семья-пьянка-хобби-работа -семья.....
И дни летят, будто в них не 24 часа а 6-8.
Только подумаешь: "Что это за манера - за полгода приглашать на день рожденья!" И ВОТ ЗАВТРА НАДО ИДТИ!
А самое безнадежное в нашем творчестве - взирать на купленные ранее коробки с моделями!
Построено моделей столько, в коробках лежит такое количество, что начинаешь ставить перед собой вопрос (скорее риторический, чем практический):
«Сколько не сделано!? А сколько еще предстоит не сделать!»

А коробки немым укором взирают на тебя: «Вот скажи, а зачем мы тебе? Ты себе две жизни, что ли, намерял? Ты действительно планируешь нас всех собрать? Даже если действительно хочешь этого - все равно не удастся - потому что покупаются модели гораздо быстрее, чем собираются!»

Понятно, что считая себя вполне здравомыслящим человеком, я в диалог с коробками не вступаю, а начинаю беседовать сам с собой. Но опять диалога не получается!
Говоришь себе: «Посмотри, сколько собрано за 20 лет!» И число построенных моделей произносится даже в слух (наверное, чтобы убедить… себя!) А он (ну то есть я) тебе в ответ:
«Да? А то, что в коробках, в каком веке планируешь закончить? До пенсии??? (далее цитата из анекдота)… А ты смелый бледнолицый воин! А сколько уже в планах покупки? FT-17 фирмы Meng? А еще хочешь их же Т-90? А «Тигр» этой же фирмы уже сторговал? И зачем он тебе? А четыре Элефанта тебе зачем? А федеральную американскую кавалерию от Мастербокса зачем запланировал? А уже купил! И венгерские танки тоже хочешь? «Нимрод» будет?»
И ТАК ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ!
Чем может закончиться беседы самим собой общеизвестно!
Каков выход? СРОЧНО К РАБОЧЕМУ СТОЛУ И СТРОИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ МОДЕЛЬ! Очень кстати является Муза!

Почему я взялся строить Фердинанд из звездинского Элефанта не знаю! Ведь лежит в коробке нормальный драгоновский Фердинанд! Наверное, человеку, у которого все есть, иногда хочется простого соленого огурца, но именно из вонючей бочки!

В этом году исполняется 70 лет победы наших войск в Курской битве - в связи с чем, летом, замышляется тематическая выставка. Если наша техника у меня в коллекции представлена практически вся, то по Курской битве не хватает германского Фердинанда и Брумбера (раннего). Ну Брумбер найду, а с Фердинандом вот что: хозяин нашего модельного магазина и мой хороший друг Олег привез мне Тамиевский Элефант - заказал из-за того, что хотелось собрать именно тамиевский - к драгоновскому Муза осталась индиферентной, то есть безразличной. Была идея переделать Элефант Тамии в Фердинанд, но друзья отговорили.
А Звездинско-италеривское чудо лежало у меня года с 2004 - то есть срок "вылежки" модели сопоставим со сроком выдержки хорошего коньяка.

Но что-то удерживало от сборки!
Я понял, почему не собирал звездинко-италеривский опус так долго - Звезда итальянский пластик презентует как Фердинанд, а итальянцы выпустили именно Элефант и отличия между ними есть. Возмутил бесцеремонный подлог Звезды - из-за коммерческой выгоды выдать одну модель за другую. Думаю, поэтому и модель собирать не хотелось, а зачем я её купил уже не помню!

Муза захотела Фердинанд именно из «Звезды» и началось…
Информации по Фердинандо-Элефантам много. Я пользовался чертежами издания Военные машины "Фердинанд" №81 (№82 посвящен Элефанту).
Основные переделки - замена командирской башенки двустворчатым люком и удаление курсового пулемета. Пластик у первых отливок мягкий (какой сейчас не знаю). Как я уже говорил, итальянцы сделали модернизированную самоходку. Что на модели решил не переделывать - не буду стачивать дополнительную бронеплиту на днище под местами механика-водителя и стрелка-радиста. Это хлопотно и не особо видно!

В запасах нашелся давным-давно купленный металлический ствол фирмы Эдуард для Элефанта-Фердинанда. Куплен был... а вспомнил, году в 2005, в Лейб-компании, в Москве. Я не любитель точеных стволов, но, помнится, мне его продали очень дёшево и на сдачу (в магазин его кто-то по дешевке сдал на комиссию). Ну, думаю, не пропадать же добру. На Тамиевский Элефант его ставить неактуально, там и так прекрасный ствол, а вот на Звезду - пойдет!

Перво-наперво срезал основание командирской башенки. В отверстие вклеил круглый люк, с которого сточил все крепления и петли. Снизу закрепил листовым полистиролом. Щель пролил клеем и полистироловой стружкой. Шпаклевку я применяю в таких случаях крайне редко - дает усадку.

С передних крыльев нужно срезать отбортовку, которую зачем-то сделали итальянцы. Модель они свою делали с оглядкой на Элефант в Абердинском полигоне, то там ее нет.С дополнительной лобовой бронеплиты срезал аккуратно все крепежные болты и удалил бронировку пулемета.

Модель, перепакованная "Звездой", выпущена итальянцами ранее 1979 года - в каталоге Италери за 1980 год она уже есть и представлена не как новинка - так что своего рода раритет, уровень модельного производства 70-х годов прошлого века!

Ходовую часть итальянцы предусмотрели подвижной и я решил её сделать такой. Мне представляется удобней собирать крепления тележек опорных катков не как в инструкции и как на фото. Фиксирующие шайбы осей опорных, направляющих и ведущих катков я заплавил выжигателем - быстрее, прочнее и не зальешь клеем!

Смонтировал ходовую часть и надел гусеницы (просто для наглядности). Все траки выполнены с направляющими гребнями. В действительности они чередовались с гладкими через один. Я, естественно, срезал половину гребней. Зачем итальянцы выполнили все траки с гребнями не знаю. На всех машинах семейства Фердинанд (опытных образцах, серийных, эвакуаторах и даже на единственном воевавшем Тигре Порше гусеницы были с чередованием гладких и гребневых траков). Со временем заменю резиновые гусеницы на металлические фруиловские или эпоксидные мастерклубовские или какие другие.

Отверстие под курсовой пулемет заделал вставкой миллиметрового полистирола, пролил клеем с полистироловой стружкой. и после просушки вернул на место болты - шесть в верхнем ряду, пять- в нижнем.
После монтажа надгусеничных полок усилил их бонками по пять с каждой стороны, разместил их сверяясь с чертежом.

Люк командира выполнил по чертежу (размеры в масштабе 1:35 - 17 на 17 мм). Вырезал из миллиметрового полистирола две заготовки 17Х17 и 16Х16 мм, склеил их в трапецию один на другой, сточил под углом 45 градусов кромки и на кромки наклеил полоски 0.3 мм полистирола, после высыхания выровнял углы шкуркой, сделал из полистирола и тянутого литника петли люка, поручни выполнил из скоб для степлера, вплавил их в люк, нагрев выжигателем.


С кормового листа рубки нужно срезать крепления для кувалды (это два кубика с правой стороны). На кормовой плите рубки смонтировал три поручни-скобы. Их взял из Миниартовской модели Валентайна (на Валентайне это скобы на дополнительном топливном баке). Они как раз подошли по форме и размеру. Верхняя маленькая скоба-поручень тоже взята от Валентайна, только укорочена.

На основной бронеплите лобовой части нужно заделать вставкой миллиметрового полистирола паз, которого на прототипах не было - его зачем-то сделали на модели итальянцы.

Опоры фар, выполненные на модели, срезал и заменил самодельными из полистирола. Кстати, чтобы полистирол при сгибании под углом не ломался на сгибе советую отрезанную полоску опустить в жидкий тамиевский или акановский клей (можно и растворитель), вынуть и дождаться высыхания клея или растворителя (примерно минута) после чего полистирол не ломается при сгибании.

Фары взял из запчастей к моделям Т-3. Как раз нашел две штуки и смонтировал их на модель согласно чертежу.
Осталось выполнить крышки системы охлаждения, стопор пушки в походном положении, вставить перископы из прозрачного пластика в крышку люка механика-водителя, разместить тросы и шанцевый инструмент (нашел его в запчастях). Крышки системы охлаждения двигателя, после высыхания клея, покрыл жидкой тамиевской грунтовкой для имитации литой поверхности.

Тросы итальянцы выполнены свернутыми в поросячий хвост. На Фердинандах они крепились за передние коуши и укладывались вдоль бортов корпуса.

Уложил стопор пушки по-боевому. Нашел в закромах проволоку и уложил на борта тросы.
Сделал проводку к фарам. Машина практически готова к покраске, потом вставлю в люк механика водителя перископы из прозрачного пластика!
Гусеницы со временем заменю на металлические или эпоксидные, а пока оставлю резиновые, из набора.
Финальная стадия - окраска, тонировка !





Модель воспроизводит самоходку лейтенанта Хейена 1 взвода 2 роты 654 батальона "Фердинандов". Экипаж самоходки сражался в течение всей операции "Цитадель". В августе самоходка передана в состав 653 батальона.

Прошу Ваших отзывов и оценок, коллеги!