Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа - синтоистский и буддистский. На особенности конструкции зданий религиозного назначения очень сильное влияние оказали китайские традиции зодчества. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат.

Основные особенности древнеяпонской архитектуры

. Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Япония и сейчас очень богата лесами. В прошлом же их было еще больше. Дома из бревен позволяли сохранять оптимальную температуру в достаточно жарком климате этой страны. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки. Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте.
Большие крыши, обычно двускатные. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди. Поэтому крыши должны были быть максимально надежными. Влияние китайской культуры проявилось в этом конструктивном элементе в загнутых больших карнизах. Однако японские крыши отличаются несколько большим изяществом. Углы загнуты не слишком сильно – крыши практически ровные.
Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Недаром в этой стране храмом часто называют гору или лес, даже если там нет никакого строения. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде.
Большинство памятников архитектуры – не отдельные здания, а целые комплексы, состоящие из нескольких построек, образующих единый парковый ансамбль.

Японский древний синтоистский храм состоит обычно из главных ворот, библиотеки, главного храма, сокровищницы, пагоды (многоярусной) и храма для проповедей. Ворота (тории) – настоящая визитная карточка этой страны. Они в обязательном порядке присутствуют в каждом религиозном сооружении. В некоторых храмах можно видеть целые колоннады из ворот. Они могут быть выполнены из любых материалов – железа, бронзы, гранита. Однако чаще всего в этом случае используется дерево. Высота их также может быть различной. Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII—XII вв. в так называемый хейанский период (по имени новой тогда столицы Хейан, в наши дни - Киото). Именно в этот период были построены такие памятники, как храмы Киемидзу, Серебряный и Золотой павильоны, замок Нидзе, Ясака Хэйан, сад камней Рёандзи и многие другие.

Кинкакудзи – Золотой павильон

Одним из самых замечательных памятников архитектуры Японии можно считать Кинкакудзи – ансамбль, находящийся в городе Киото, на территории монастыря Рокуондзи. Сооружен он был в XIV в. и представляет собой трехъярусный храм-дворец. На первом этаже расположена приемная, окруженная верандой. На втором когда-то размещался зал музыки и поэзии. Все помещения находящиеся здесь богато украшены живописью. Основной отличительной особенностью третьего этажа являются огромные арочные проемы окон. Когда-то здесь проходили религиозные церемонии. Крышу здания украшает мифическая птица Феникс. Отличительными особенностями храма можно назвать прорезные стены, узорчатые решетки-карнизы, легкие колонны и оригинальные формы окон. Все это делает здание необыкновенно гармоничным. Подпоры храмов абсолютно прямые и ничем не украшенные, гармонирующие со стволами окружающих деревьев. Форма крыши повторяет изгибы ветвей елей. Таким образом, здание необыкновенно гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Храм Идзумо и святилище Исэ

Эти две постройки можно считать едва ли не самыми древними памятниками японской архитектуры. Величественный храм Идзумо был выстроен в честь бога Окунинуса и перестраивался огромное количество раз вплоть до 1744 года. Однако считается, что главное святилище храма полностью сохранило план древней жилой японской архитектуры. Представляет оно собой постройку с входом через фронтон. Святилище Исэ состоит из двух комплексов. Один из них играет строго религиозную роль. Второй в точности повторяет первый. Перемещение божества происходит из одного храма в другой каждые 20 лет. Основные отличительные черты этого комплекса – врытые в землю простые столбы-подпорки и крытые соломой крыши.

Сад камней Рёандзи

Храм Рёандзи – еще один из замечательных памятников древнеяпонской архитектуры, расположенный в северо-западной части Киото. Находится он в непосредственной близости от Золотого павильона. Когда-то давно это строение принадлежало роду Фудзивара. Последний владелец Хосокава Хацумото пожелал, чтобы после его смерти оно было преобразовано в храм Дзен. Основной достопримечательностью этого комплекса является сад камней. Очень интересным можно назвать тот факт, что с любой точки сада взору посетителя открывается всего 14 камней. Пятнадцатый можно увидеть только через посвящение. Для чего и кто устроил этот ансамбль –совершенно неизвестно. Итак, основной отличительной особенностью японской храмовой архитектуры является гармоничное сочетание всех элементов ансамбля с окружающим ландшафтом, а также использование натуральных материалов – в частности, древесины.

Архитектура Японии, как и многое в этой стране, складывается из памятников глубокой древности и шедевров современного мастерства. Все самые древние сохранившиеся деревянные постройки мира (с кон. VI вв.) находятся в Японии. Но и суперсовременных зданий и архитектурных комплексов здесь хватает.

Мощнейший импульс развитию архитектуры, как и всей культуры Японии, дало принятие буддизма. Главным ориентиром в архитектуре до XIX в. был Китай, но японские зодчие всегда превращали заморские образцы в подлинно японские произведения.

О том, как выглядела добуддистская архитектура Японии, можно судить по синтоистским святилищам Исэ и Идзумо. Нынешние постройки не древние, но воспроизводят выразительные древние формы: бревенчатые срубы стоят на сваях, имеют высокие двускатные крыши с большим навесом и крестообразно торчащими балками. На них ориентировались при реставрации большинства синтоистских святилищ Японии в XIX в. Характерная черта синтоистских святилищ — ворота тори, обозначающие границы священной территории; один из символов страны — стоящие в воде тори святилища Ицукусима (к западу от Хиросимы).

Древнейшие буддистские монастыри Японии находятся в городе Нара и его окрестностях. Это обширные, четко распланированные комплексы. В центре прямоугольного двора обычно находятся прямоугольное в плане здание кондо («золотой зал», где поклоняются почитаемым статуям) и пагода — многоярусная башня-реликварий. По периметру расположены сокровищницы, колокольни и другие дополнительные постройки; особо выделены монументальные главные ворота (нандаймон), находящиеся с юга. Самый древний монастырь Японии — Хорюдзи близ Нары, в котором сохранились десятки древних построек (многие VI-VIII вв.), уникальные фрески, бесценная коллекция скульптур. Наиболее почитаемый монастырь Нары — Тодайдзи; его главный храм Дайбуцудэн («зал Великого будды», последняя перестройка нач. XVIII в.) — крупнейшее деревянное сооружение в мире (57 х 50 м, высота 48 м).

В XIII в. развивается новый тип монастыря - школы дзен, в котором все здания строятся вдоль оси север - юг, по очереди открываясь паломнику. Как правило, дзенские монастыри возводились на лесистых горных склонах и прекрасно вписаны в природу; в них устраиваются пейзажные сады и так называемые «сады камней». Наиболее знамениты «Пять великих храмов дзен» в Камакуре близ Токио; восходящие к XIII в., но сохранившие в основном поздние, относительно небольшие постройки, эти монастыри прекрасно сохранили проникнутую тесным контактом с природой молитвенную атмосферу.

Светская архитектура Японии дошла до нас в достаточно поздних образцах. Среди них впечатляют феодальные замки, возводившиеся в основном в эпоху междоусобных войн во второй половине XVI - начале XVII вв. Это живописные многоярусные деревянные сооружения на мощных каменных фундаментах, окруженные низкими стенами и бастионами, а также рвами. Крупнейший из них — Химедзи близ Кобе (1601-1609 гг.), представляющий собой комплекс из более чем 80 построек.

После умиротворения, которое ознаменовало наступление эпохи Эдо (1603-1868), в Японии широко развернулось строительство дворцов. В отличие от замков это были, как правило, одноэтажные сооружения, состоящие из асимметрично сгруппированных построек. Первые еще включались в систему укреплений: например, обширный дворец Ниномару в замке Нидзё (1601-1626) в центре Киото. Другие сооружались как центры садово-парковых ансамблей, усадеб; из них наиболее знаменит дворец императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) близ Киото, одно из наиболее совершенных творений японской архитектуры. Как и другие традиционные постройки, дворцы были каркасными зданиями, стены не имели конструктивной функции и потому часто заменялись открытыми проемами или украшенными живописью съемными перегородками, что во многом стирало грань между интерьером и природой. Ощущение естественности, соотнесенности с природой усиливается и благодаря нелакированным деревянным опорам и дощатым полам, циновками-татами в жилых комнатах, бумажным перегородкам.


Япония развивается невероятными темпами, а ее архитектура, в основе которой лежит загадочная философия Востока, привлекает все большее внимание тысяч туристов со всего Света. В нашем обзоре представлены 25 потрясающих, невероятных, умопомрачительных шедевров современной архитектуры страны восходящего солнца, которые должен увидеть каждый.




Весьма необычный дом Cellbrick состоит из множества стальных модулей. Они расположены в шахматном порядке, что придает стенам здания оригинальный вид. Внутри дома эти модули служат в качестве стеллажей, на которые можно поставить небольшие предметы.

2. "Дом-занавес" в Токио


"Дом-занавес" в Токио



Интерьер уникального "Дома-занавеса"

"Дом-занавес" был спроектирован легендарным японским архитектором Шигеру Баном и построен в 1995 году в Токио. Первое, что бросается в глаза при виде столь необычного здания - это огромный занавес высотой в 7 м, растянувшийся по периметру главного фасада. Он служит преградой проникновению солнечных лучей и придает зданию восточный шарм.






Hansha Reflection - это двухэтажный жилой дом со своим внутренним двором и площадкой на крыше, расположенный рядом с живописным секвойным парком в Нагое. Невероятная форма здания является, по словам авторов проекта, "отражением окружающей среды, жизненного уклада и философии японцев".






Японский архитектор Су Фудзимото разработал многоуровневый дом House Na по подобию ветвей дерева. Чтобы добраться до самой верхней площадки, гостям придется преодолеть замысловатую систему из открытых пространств. Основными материалами служат сталь и стекло.






Стеклянная школа - филиал технологического института Канагавы была спроектирована японским дизайнером Джунией Ишигами. По ее словам, "главной идеей при разработке школы явилось создание среды, в которой каждый почувствует свободу образовательного процесса, и где не будет никаких правил"

6. "Дом-замочная скважина" в Киото


"Дом-замочная скважина



"Дом-замочная скважина" в сумерках



Интерьер "Дома-замочной скважины"

Главная особенность необычного жилого дома в Киото - остекленная ниша L-образной формы, по периметру окружающая вход в здание. Интересно, что на главном фасаде отсутствуют окна, что не мешает жильцам и их гостям чувствовать себя комфортно в стенах "Замочной скважины".






Автор неповторимого здания коммерческого центра Mikimoto House - японец Тойо Ито. 24-этажный комплекс был построен в 2005 году в токийском экономическом районе Джинза. Своим творением автор показал всему миру, как из стали и железобетона можно создать что-то уникальное и запоминающееся.






Строительство небоскреба в форме гигантского кокона было завершено в 2006 году. 204-метровый небоскреб - это основной филиал известной школы моды Mode Gakuen University. В башне также располагаются многочисленные рестораны, кафе и бутики. Mode Gakuen Cocoon считается 19-ым по высоте зданием Японии и занимает вторую строчку после Московского Государственного Университета в списке самых высоких образовательных учреждений мира.




Пересекающиеся ряды из круглых отверстий в стенах жилого дома MON Factory создают в интерьере эффект движущегося света. Это на первый взгляд не самое яркое здание стало одним из символов современного Киото.

10. Дом-капсула "Накагин" в Токио






Построенный в 1972 комплекс "Накагин" архитектора Кисе Курокавы напоминает огромную гору из стиральных машин, что не помешало зданию стать общепризнанным шедевром послевоенной архитектуры метаболизма. Небольшие квартиры-капсулы предназначены для бизнесменов и предпринимателей, погруженных в свои дела - в них есть душ, туалет, кровать, телевизор и телефон. Автором проекта планировалось, что капсулы будут меняться каждые 25 лет, однако до сегодняшнего дня их замена ни разу не была произведена, что привело потрясающий комплекс к аварийному состоянию.

11. Развлекательный комплекс "Оазис 21" в Нагое


Развлекательный комплекс "Оазис 21





Открывшийся в 2002 году современный развлекательный комплекс "Оазис 21" содержит множество ресторанов, магазинов и автобусный терминал. Основная часть комплекса находится под землей. Главная фишка "Оазиса 21" - его огромная овальная крыша, которая буквально парит над землей. Она наполнена водой, что создает интересный визуальный эффект и снижает температуру в самом торговом центре.

12. Жилой дом "Отражение кристалла" в Токио


Жилой дом "Отражение кристалла" в Токио



"Отражение кристалла" в сумерках



Жилой дом "Отражение кристалла" находится в густо населенном районе Токио. Автором проекта выступил Ясухиро Ямасита. Архитектору удалось решить сразу несколько проблем - он сумел найти место для компактной парковки и создать максимально открытое и светлое пространство с потрясающими видами из окон.




Бизнес-центр Токио состоит из 6 современных небоскребов. В их стенах находятся торговые центры, отели, развлекательные комплексы и музей. Между зданиями проходит главный бульвар, местами покрытый стеклянным атриумом и украшенный самыми разнообразными представителями флоры.






Пожалуй, главный символ Нагои - расположенный в центре города Музей науки. Он состоит из 3 корпусов, посвященных современным технологиям, естествознанию и биологии, и самого большого в мире планетария, представляющего собой огромную сферу диаметром 35 м.

15. Спиральная башня Mode Gakuen в Нагое






Еще один филиал института моды Mode Gakuen, башня-спираль, был построен в 2008 году в Нагое. 170-метровое изящное здание поражает прохожих своей красотой и устанавливает новые стандарты современного образования.

16. Филиалы банка Sugamo Shinkin Bank в Токио








Французский художник, дизайнер и архитектор Эмануэль Моро живет в своем собственном ярком мире и старается отразить его в своих работах. В ее представлении "здание банка не должно быть серым и скучным", а напротив, "посетители столь важного заведения, должны чувствовать благоприятную и добрую атмосферу".






Построенная в лесах поселка Каруидзава вилла Shell House являет собой пример настоящей гармонии архитектуры и природы. Трубчатые помещения буквально вливаются в окружающую среду, максимально открываясь ей. Это место пользуется большим спросом как у ценителей архитектуры в стиле Фрэнка Ллойда Райта, так и у местных жителей, арендующих помещения виллы на выходные.

18. Церковь "Храм Света" в Осаке


Церковь "Храм Света" в Осаке



Необычный интерьер церкви "Храм Света"

Вся церковь "Храм Света" выполнена из обычного железобетона. Автор проекта, известный во всем мире японец Тадао Андо, смог достичь невероятного светового эффекта с помощью ниш и отверстий, и даже крест за алтарем образует свет. Эта церковь стала настоящим флагманом японской архитектуры, а Андо был удостоен всевозможных наград.




12-метровое здание торгово-развлекательного комплекса в Токио включает в себя самые разные бутики и рестораны. От большинства других зданий Urbanprem отличает его сильно изогнутый фасад, из-за чего практически невозможно определить реальную высоту комплекса.






Строительство расположенного на территории фруктового парка уникального музейного ансамбля завершилось в 1997 году. Автор проект Итсуко Хасегава вложил в свою работу скрытый смысл - три покрытых стеклянной оболочкой здания символизируют "фрукты"(или плоды) духовности, ума и похоти.



Япония находится в восточном направлении от Китая и Кореи, она расположена на бесчисленном количестве мелких и четырех больших островах. Существует легенда, что цепочка островов появилась благодаря каплям, упавшим в океан с копья бога. Первыми жителями островов являлись переселенцы из Азии. Они смогли выжить в неблагоприятных условиях из-за умения разводить скот и выращивать рис. Им приходилось отбивать атаки местных племен, но со временем они заселили все большие острова на архипелаге. На уклад жизни японцев, культуру и историю издревле значительное влияние оказывали Китай и Корея. Интересные особенности средневековой Японии будут рассмотрены далее.

Исторические сведения

Как рассказывает история средневековой Японии, самые первые упоминания о правителях страны относятся к VII веку до н. э. Хотя ученые утверждают, что первое государство возникло здесь только в III-IV веке на территории племени ямато. Вожди ямато за последующие три столетия смогли завоевать племена, проживающие на островах Хонсю и Кусю, также известны их атаки на земли Кореи.

Местные жители до сих пор уверены в божественном происхождении императорской династии. По легенде, богиня солнца вручила знаки власти первому императору. Хотя правитель пользуется безграничным почтением, но реальной власти почти никогда не имел.

Как рассказывает история, средневековая Япония всегда управлялась представителями нескольких самых богатых и уважаемых семей, передававших власть из поколения в поколение. С 645 года сторонники императора устроили переворот, в результате которого был устранен от правления род Сога. Такой шаг должен быть укрепить государственную власть, чтобы все жители подчинялись одним законам, а местные власти безоговорочно исполняли приказания императора.

Страна в Средневековье

Страна всегда развивалась обособленно, ведь располагалась на периферии остального мира. Ученые считают, что становление Японии отдельно от китайской цивилизации началось около 100-400 годов, поэтому культуру средневековой Японии можно отнести к островной форме культуры Китая. Японцы переняли многое от китайской цивилизации - религию, письменность, буддизм, ритуалы, искусство, церемонии. Уже немного позже японская цивилизация стала отличаться. Она настолько органично смогла сочетать традиции Китая со своими приобретениями, что становится отдельной самобытной культурой.

Правители средневековой Японии

В 8 веке реальными правителями стали представители рода Фудзивара, которые превратили императорские семьи в заложников в собственных дворцах. До истечения 12 столетия былая власть монархов идет на убыль. Появляется альтернативное самурайское правительство - сегунат в Камакуре. В 1221 году дворцовая аристократия полностью разгромлена в антисегунском восстании, а император превращается исключительно в распорядителя церемоний и ритуалов. Чтобы содержать пышный монарший двор, ведется продажа почетных должностей всем желающим самураям.

После падения сегуната император Го-Дайго проводит реставрацию Кэмму с целью вернуть государственную модель 9 века, но она вызвала социально-политический кризис. Императорский дом распался на две династии: Северную и Южную. Только через 30 лет единство дома было восстановлено стараниями самурайского сегуната Муромати, но монархи потеряли власть над страной. Трагические события повлекли за собой упадок императорского дома. В течение нескольких веков не проводилась церемония Императорского сбора урожая и не назначался наследник - Великий сын императора. Только с приходом к власти в 18 веке сегуната Токугава восстановлены императорские ритуалы и церемонии.

Религиозные предпочтения

В средневековой Японии происходит смешение нескольких религиозных течений. Наиболее всего выражен синтоизм или «путь богов». Большинство населения свято веровали в мифы, поэтому всему приписывали божественные истоки. Духи неба считались предками монархов, а простые жители происходили от духов более низкого происхождения. В синтоизме поклоняются духам предков, а после смерти готовятся сами превратиться в духов. Бестелесные сущности вездесущи, они невидимо изменяют течение жизни, способны влиять на происходящие события. Благодаря синтоизму проявляется еще одна отличительная черта японцев - любовь к гармонии природы.

Из Китая в Японию пришел буддизм. Придворная знать первая решила примкнуть к этому новомодному учению. Философское учение должно было сплотить страну и поддержать авторитет центральной власти. Религия в средневековой Японии вошла в кодекс чести самураев: дисциплинированность, хладнокровность, отрешенность и самоконтроль. Стали появляться буддийские монастыри, готовящие настоящих бесстрастных воинов. С буддизмом японцы позаимствовали иероглифическую письменность, которая нужна при переписывании священных буддийских наставлений.

В стране мирно уживались две религии, в некоторых случаях они переплетались между собой. Население могло одновременно следовать принципам предписаний синтоизма и буддизма, которые не шли между собой в диссонанс. Государственной религией в средневековой Японии считается буддизм, но в качестве национальной религии одновременно проявляется и синтоизм. От буддизма в 12 веке отделяется отдельная ветвь - конфуцианство. По новой идеологии, дети не только должны подчиняться решению родителей, но и безоговорочно их любить.

Концепция права

Известна самая первая конституция Сётоку-тайси, относящаяся к ранней эпохе Тайка 604 года. Концепция права в то время слабо очерчена, можно сказать разве что о нормах наказаний, обозначенных понятиями кары или божьего гнева. Нужно было следовать определенным нормам поведения, называемых гири. В стране существовало несколько гири: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены. Также выделялись гири, не связанные с семейными отношениями, то есть между торговцами и покупателями, хозяина и подчиненного и подобное. Им следовали как неписанным законам, с учетом осуждения в случае плохого или некорректного отношения к близким людям или подчиненным.

Собственное обычное право (букэ-хо) было обозначено в военной касте (букэ или самураи). Внутри военного сообщества существовал свой кодекс правил, основанный на исключительной верности подчиненного своему сюзерену. Если последний проявлял излишнюю жестокость, то вассал не имел никаких прав на защиту, всецело зависел от воли своего господина. Немного позже против произвола сюзеренов составили специальный Сборник обычаев военной касты, в котором указывались нормы уголовного права и кодекс чести для военных.

В средневековой Японии право предписывало только одно - подчинение низших слоев населения вышестоящим по иерархии господам. В государстве для каждой социальной группы существовали четко обозначенные функции, уточнение обязанностей описывалось в сборниках рицу-рё. Термином "рицу" указывались репрессивные нормы, а термином "рё" - административно-применительные.

Экономика

В 17 веке военачальнику Токугаве Иэясу удалось сформировать династию сёгунов. Хотя император считался главой страны, династия сёгунов управляла всеми сферами деятельности Японии. Возникла необходимость создания своей денежной единицы. Только от риса зависела экономика средневековой Японии. В качестве стандартной единицы измерения считалось такое количество риса, которое человеку нужно для питания в течение одного года. Налоги тоже платились рисом. С середины 16 века в страну часто стали приезжать португальцы, предпочитающие вместо риса рассчитываться золотыми монетами. Местные феодалы тоже ощутили преимущества драгоценных металлов. Токугава продолжил дело своего предшественника Тоетоми Хидэёси, который прибрал к рукам большую часть золота и серебра страны. Так и появилась золотая монета обан, но ее не использовали для оплаты сделок, а дарили или награждали.

Японская знать стремилась привязать крестьян к земельному наделу. Крупные землевладельцы пытались решить проблему, как усмирить восстание крестьян или вернуть сбежавших подчиненных назад. Появляются специальные отряды обученных воинов, которые с течением времени образовали свою замкнутую общину самураев. Стал соблюдаться кодекс чести воинов, или бусидо, который основывался на идеи верности господину. Воин обязывался ценой жизни защищать своего господина, а в случае бесчестья совершить ритуальное самоубийство, или харакири.

Политический уклад

С 12 века укрепилась феодальная иерархия. Ввиду феодальной раздробленности страна пребывает в состоянии постоянных междоусобных разборок. Даже после установления верховной власти сёгунов стычки между мелкими феодалами не прекращаются. Среди таких условий создается мировоззрение самурая, готового принести себя в жертву своему сюзерену. Самурай становится образчиком мужества, чести и верности.

После появления больших феодальных хозяйств начинается образование и рост городов. Около замка властителя начинал строиться город, где преобладало торговое и ремесленное население. На смену частным землевладениям приходят крупные латифундии.

Культура средневековой Японии

В зрелом Средневековье начинают строиться новые города, укрепляются связи с Китаем, развиваются ремесла и расширяется торговля. Появляются совершенно другие эстетические предпочтения, основанные на народных мотивах. Япония постепенно приобретает самобытные черты, переходит на другой уровень развития. В художественной культуре средневековой Японии акцент делается на человеческое восприятие мира, драматическую подоплеку совершаемых поступков. Стали появляться драматические произведения для постановок в театре. В живописи и скульптуре в самостоятельный жанр выделяется пейзаж и портрет. На изобразительное искусство средневековой Японии влияют суровые будни эпохи, наполненной конфликтами. Искусство пронизано налетом буддизма, особенно процветает секта Дзэн. Прежде приходилось осуществлять непонятные сложные религиозные обряды, но секта Дзэн перевела служение в более простую и понятную форму. Отрицается любая буддийская литература и множественные обряды, на место которым приходит только стремление к познанию своей духовной сущности. Каждый мог стать на путь истины посредством созерцания и углубления в себя.

Воспевание самураев

В то время самураи еще не стремились к роскоши и изнеженности дворцов. Им приходилось часто вступать в схватки в междоусобицах, отбивать атаки чужестранных племен, поэтому главным для них были воинская доблесть, отвага и честь. Воинскому сословию понятия дзэн-буддизма пришлись по душе, ведь рая можно достигнуть дисциплиной и одной простой молитвой. О воинах слагают повести-гунки, передающие ощущение тревоги, но лишенные пышности интерьеров и напыщенности. Подвиги самураев описываются в свитках, появляется культ меча и брони, возводятся статуи Будды, исполненные со всей строгостью. Сочиняли стихи, как самураи отправляются на охоту, стреляют и упражняются в верховой езде. В особом почете нарское искусство, выраженное в строительстве статуи Будды Камакура. В средневековой Японии начинают реставрировать нарские храмы, разрушенные во время войны или те, что находятся в ветхом состоянии.

Архитектурные предпочтения

Чем особенна архитектура средневековой Японии? В 12 веке буддийские храмы стали возводить среди живописной природы. Природу считали божеством, поэтому архитектурные сооружения должны были гармонично вписываться в окружающий пейзаж. Усадьбы и дворцы строились в виде прямоугольника, обращенного южной стороной к площади, обрамленной с двух сторон галереями с флигелями. С южной части здания всегда старались обустроить пейзажный сад, состоящий из озер, скал, мостов и островов. Сады должны навевать мысли об уединении, настраивать на тишину и спокойный лад. Вместо бурного потока водопада предпочитали сооружать пруды со стоячей водой, а на поверхности должны покачиваться утонченные цветы лотосов. Прелесть уединенного сада создавали в хэйанских парках, когда за каждым поворотом тропинки ожидала перемена пейзажа. Вместо воздушных мостов появились гладкие камни, которые создавали мозаичные картины. Пользуются успехом у знати сады, декоративные все четыре времени года.

Наиболее излюбленными в то время становятся дворцы, замки и домики для проведения чайных церемоний. Наблюдается стремление к простым архитектурным линиям. Деревянные сооружения не всегда покрывались краской. Сучки на поверхности древесины обыгрывались в качестве декоративных элементов. Постройки возводились в виде прямоугольного павильона, окруженного галереей, а крыша должна иметь изогнутую форму. Строятся многоярусные пагоды, хотя и небольшого размера. Если здание окрашивается, то не используется больше одного-двух цветов. В Японии самыми первыми священными храмами считались кладовые, где хранились запасы риса. Кладовые возвышались на высоких столбах, чтобы влага не испортила рис. Первые храмы строились по типу кладовых для зерна. Климат в Японии достаточно влажный, но деревянные храмы сохранились до наших дней. Этим долголетием они обязаны обычаю японцев каждые 20 лет разбирать священные храмы, а на том месте возводить новые из другого материала.

Светское строительство

С 16 века строились феодальные замки, способные за своими надежными стенами сдерживать атаки вражеских армий. Эти многоярусные сооружения возводили из дерева, а в основе закладывали каменные фундаменты. Вокруг дополнительно строили бастионы и низкие стены, а по периметру замок окружали рвы. Самым впечатляющим замком того времени является Химедзи близ Кобе, состоящий из 80 различного вида построек.

Эпоха Эдо привнесла затишье после разрушительных междоусобных войн. Вместо замков разворачивается строительство дворцов. Они являются одноэтажными постройками, хотя самые первые еще имеют систему укреплений, но далее уже строят подобно садово-парковому ансамблю. По традиции дворцовые стены не обладают конструктивными функциями, поэтому заменяются проемами или съемными перегородками. Строители пытались достигнуть максимальной естественности и единства с природой.

Живопись

Начиная с 7 века, живопись средневековой Японии остается очень простой. Об уровне мастерства можно судить по росписи, украшающей ковчег Тамамуси из храма Хорюдзи. Автор разрисовал ковчег желтой, красной и зеленой краской по черному основанию. По мере распространения буддизма появляется все больше культовых сооружений, поэтому появился спрос на высококвалифицированных художников. Теперь мастера совокупно работали над одним рисунком соответственно своей специализации. Один художник только делал набросок, второй занимался раскрашиванием, а третий обводил контур готовой картины. На полотнищах эмакимоно в 8 веке рисунки имеют символический характер, здесь отсутствует динамика. Начинает развиваться пейзажная и жанровая живопись. Ярким примером служит раскрашенная ширма «Женщина с птичьими перьями», где линии уже становятся более плавными и легкими, создается выразительное изображение. С 9 века развивается буддийская живопись, для которой характерно изображать мандалу. Чтобы нарисовать мандалу, применяли более дорогие материалы, например, серебро и золото.

В конце 16 века появляется ряд школ живописи: Тоса, Сога, Кано, Кайхо, Ункоку. В этот период создано много уникальных картин, принадлежащих не только известным мастерам, но и неизвестным художникам.