ачалом средневековья в Китае принято считать эпоху «Троецарствия» (220-265г.), когда империя Хань была поделена полководцами на царство Вэй – север, Шу – юго-запад, и У - юго-восток страны. В этот период складывается китайский этнос, возникает новый среднекитайский язык. «Сильные дома» - крупные собственники земли принимают «гостей» - кэ, беглецов от войны на правах держателей земли. Около 50 лет царства воюют друг с другом, побеждает Вэй. В 265 г. северовэйский полководец Сыма Янь провозглашает себя императором новой династии Цзинь (265-419 г). Долговременному объединению страны помешали два обстоятельства: запустение страны и кочевые племена: сяньби и жужане. Они отторгли у китайцев север страны и бассейн Хуанхэ, только южные районы Китая остались под контролем Цзинь. Начинается эпоха «Северных и Южных династий» (420-581 г.). Северные династии это ассимилированные варвары, создававшие государства по китайскому образцу. Их борьба с югом в краткий промежуток времени утрачивала этнический и приобретала династический характер. Северный полководец Ян Цзянь – основатель династии Суй (581-618 г.) восстанавливает единство страны. Ему наследовал Ян Гуан, начавший строительство Великого канала между Хуанхэ и Янцзы и реконструкцию Великой Китайской стены. Повышение налогов и тяжелая трудовая повинность вызвали мятежи и восстания. Просчет императора во внешней политике состоял в том, что ему не удалось наладить мирных отношений с новыми кочевниками севера – тюрками. Военачальник Ли Юань (полутюрк) в 618 г. свергает императора и основывает новую династию Тан (618-906 г.).

Эпоху Тан делят на два периода. Первый период: VII - середина VIII характеризуется внутренним прогрессом и внешним могуществом империи. В мире не было тогда государства равного империи Тан. Она контролировала пространство от Тихого океана до Аральского моря. Почти весь Великий Шелковый путь был в ее власти. Второй период: середина VIII – начало X в. отмечен постепенным политическим упадком и децентрализацией. В основе могущества Тан лежала монополия на все хозяйственные ресурсы страны, мощная армия и прекрасный государственный аппарат. Страна делилась на 10 провинций, провинции – на округа, округа – на уезды. Уезды состояли из крестьянских общин - пятидворок, выполнявших контрольно-фискальные функции. Во главе администрации стояли назначенные императором и сдавшие экзамены чиновники. Власть императора - «Сына Неба» была неограниченной. Ему помогал Совет из трех палат и несколько ведомств: налоговое, военное, судебное, общественных работ, подбиравшее чиновников, ведавшее учетом земли и населения, следившее за соблюдением обрядов. Особое место занимал независимый инспекторский надзор, он мог подать жалобу на любого чиновника, уличенного в коррупции. Верность императору инспекторы-конфуцианцы соблюдали, пока тот не грешил против принципов «доброго правления». Такая система организации власти существовала в Китае до начала XX в. Сельском хозяйстве переживало подъем на основе надельной системы землевладения, развивались ремесла и торговля, появилось книгопечатании, в военном деле стали использовать порох, в литературе господствовала классическая поэзия, образ жизни основывался на конфуцианской этике.



Восстание губернатора северо-восточной провинции Ань Лушаня в 755 г. стало рубежем, за которым началось ослабление империи. В это же время она уступила контроль над западной частью Великого Шелкового пути арабам. Последовавшие за мятежом реформы первого министра Ян Яня разрешили куплю-продажу земли и означали признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности, с чем не согласились китайские крестьяне. Засуха 873 г. спровоцировала крестьянскую войну под руководством Хаун Чао (881-901 г.). Она закончилась только гибелью вождя, но погибла и империя Тан. 901-960 г. отмечен разделом империи между военачальниками и провинциальными губернаторам и их враждой между собой. Армия, боровшаяся с киданями - новыми варварами, провозгласила императором своего командующего Чжао Куаниня. Ослабленные междоусобицами «сильные дома» не смогли противостоять этому. Начинается эпоха правления династии Сун (960-1279 г.)

В советской исторической литературе (Конрад, Никифоров) высказывалась точка зрения, что III-X в. были эпохой переходной от рабовладения к феодализму. Стабилизация X в. означала, что новая формация утвердилась. Позиция современной науки (Л. С. Васильев) состоит в том, что это понятие искажает смысл исторического процесса на средневековом Востоке и, в частности, в Китае, и от него следует воздерживаться. С экономической и культурной точки зрения жизнь общества в эпоху Сун была насыщенной и активной, появляются казенные мануфактуры, развивается торговое мореплавание. Однако династия контролировала только юг страны. На севере кидании создали по китайскому образцу государство Ляо, на северо-западе тангуты объединились в государство Ся, на северо-востоке чжурчжэни именовали свое государство империей Цзинь. Сунское правительство ежегодно платило им дань серебром и шелком. Конец империи положило монгольское завоевание. Разрушения на юге были умеренными, так как Хубилай уже воспринял идей государственного строительства Елюй Чуцая. Монгольская династия Юань (1271-1368г.) объединила север и юг страны под своей властью и постепенно вернула в аппарат власти китайских чиновников. Не лояльны монголам оказались купцы, страдавшие от инфляции, и крестьяне. Восстание «красных повязок» 1351-1356 г. изгнало монголов из страны, а его вождь бывший пастух Чжу Юаньчжан объявил себя императором новой династии Мин (1368-1644г.). Эпоха Мин практически не знала социальных потрясений. Но с XVI в. процесс концентрации земель в частных руках и обезземеливания крестьянства принял огромные масштабы. Это привело к самой продолжительной и мощной крестьянской войне 1628-1644 г., одним из вождей которого был Ли Цзычэн. Главнокомандующий имперской армией не признал его императором и пригласил манчжуров помочь отбить занятый повстанцами Пекин. Здесь и была провозглашена новая манчжурская династия Цин (1644-1912 г.)

Обзор политической истории средневекового Китая показывает, что государственный строй страны оказался способным к восстановлению после самых тяжелых катастроф. Развитие китайской государственности имело циклический характер смены централизма децентрализацией и восстановления новой правящей династией контроля над страной. Эта цикличность объясняется особенностями социально-экономической организации китайского общества.

Хозяйственная практика Китая.
Надельная система землепользования и ее эволюция

В основе династийных циклов лежали процессы, связанные с эволюцией китайской системы землевладения. Эта система именуется надельной, ее утверждение началось в эпоху Цзинь. Государство, верховный собственник земли в Китае поделило основной земельный массив на наделы. Каждый мужчина получил 100 му (6 га) и выполнял за это зерновую повинность, т.е. отдавал в казну двадцатую, а иногда большую часть урожая, уплачивал налог на продукты домашней промышленности, в основном пряжей, несколько дней в году работал на общественных работах. Женщины, старики и дети также получили наделы, но меньшие, чем мужчины. В эпоху Тан эта система окончательно вытеснила индивидуальное землевладение. Чиновники и старосты вели учет и переделы земли. В 70-летнем возрасте крестьянин отдавал надел в общину, оставляя за собой усадебный участок, сад и огород, а также освоенную им сверх надела целину. Эти участки можно было продавать. Чиновники, как и титулованная знать, тоже получили наделы. Налоги с крестьян они не передавали государству, но оставляли себе. С течением времени практика наследования и отчуждения земли возобновлялась, сильные захватывали наделы и вычеркивали крестьян из податных списков. Начиналась приватизация, казна скудела. Государство не могло справиться с крестьянскими волнениями. Порядок в стране наводили сами крестьяне и столичная бюрократия. Новая династия проводила новый раздел, начинался новый династийный цикл.

В эпоху Мин существовали две категории земель: государственная и частная.Казенныеземли (гунтянъ) входили в в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань.К ним присоединили земли, конфискованные правительством по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах. Государственными считались и земли поместий (чжуан тянь) князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, должностные земли чиновников, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все остальное это частные земли.

Интенсивное сельское хозяйство Китая велось на основе искусственного орошения. Городское ремесло ориентировалось на экспорт и потребности элиты (бумага, шелковые ткани, тонкая вышивка, фарфор, порох). Китайцы вели активную торговлю как внутри страны, так и с соседями. Наряду с Великим шелковым путем функционировали торговых путей и в Корею, Японию, Вьетнам, Бирму, Сибирь. Оживление внутренней торговли начинается с IX в. Ежегодные ярмарки дополняются цепочками местных рынков. 2-3 раза в неделю в местечках собирались не только торговцы и ростовщики, но наемные писцы, акробаты, фокусники и сказители. Пятидворка посылала на рынок, обычно, по одному человеку. Раннее и активное развитие товарно-денежных отношений, тем не менее, не привело к становлению капитализма. Для этого был необходим целый комплекс условий. Тормозили капиталистическую эволюцию огромные и слабо заселенные внутренние территории, где интенсивность обмена снижалась, снижалась и прибыль торговцев. Политическим препятствием на пути капитализма стало китайское государство. Оно контролировало все виды хозяйственной деятельности, цены и прибыль торговцев, ссудный процент. Не благоприятствовала капитализму и социальная структура средневекового общества.

Социальный строй средневекового Китая.
Специфика господствующего класса:
шэньши и их роль в жизни общества

Средневековое китайское крестьянство (лянминь) не знало крепостного права в форме личной зависимости, оно было надельным, т.е. государственным. К земле государство его не прикрепляло, круговая порука в рамках общины-пятидворки была тем контролером, который препятствовал уходу крестьянина. Однако, если желающему уйти находилась замена, препятствий община не чинила. Крестьянские войны, проходившие под девизом «обновление имен», истребляли чиновников и знать, потерявших меру в деле наживы. Тем самым они выполняли функцию социального регулирования и стабилизации общественной системы.

Проблема особенностей развития китайских городов и горожан изучена недостаточно. Известно, что в них проживали около 10% населения, но в отличие от европейских городов они не пытались утвердить себя как самостоятельная политическая сила. В них проживали чиновники, воины, учащиеся конфуцианских школ, купцы и ремесленники. Наиболее бесправными были купцы, поскольку торговля и накопление денег считались в традиционном Китае недостойными занятиями. На деле с помощью денег они устанавливали негласные союзы с бюрократией, добивались назначений и смещений в правительствах разных уровней. Положение ремесленников также не было высоким. Их объединения – ханы были не цеховыми организациями, а специализированными торговыми рядами. Ремесло и мелкая торговля не были разделены. Старшина хана следил за настроениями людей, собирал налоги, подавлял недовольство, словом был включен в систему централизованной государственности.

Специфика правящего класса средневекового Китая состояла в том, что здесь не было аристократии. Титулованная знать это члены императорской семьи и его фавориты. Состав этой группы менялся вместе со сменой династии. Дети не наследовали титула своих родителей, степень их знатности понижалась на ступень. Подлинная китайская элита это шэньши или мандарины (советники). Их высокое положение в обществе было связано не с силой или богатством, а с обладанием знаниями. В Китае практиковалась экзаменационная система замещения должностей. Первый экзамен давал степень сюцая – учителя; второй – цзюйжэня, чиновника в органах власти окружного и провинциального уровня. Самые высокие государственные посты занимали цзинши, сдавшие третий экзамен. К экзаменам мог быть допущен любой человек, окончивший конфуцианскую школу и имевший справку о том, что в его семье не было людей позорных профессий. Подобный метод формирования элиты общества называют меритократией. Его следует признать демократичным. В средневековом Китае не было жестких социальных барьеров, а социальная мобильность была достаточно высока. Правящий класс Китая не мог накапливать и передавать из поколения в поколение накопленное, что осложняло судьбу капитализма в стране. Не было у него и идеологических предпосылок, которые в Европе создала Реформация. Конфуцианская идеология не почитает богатство и не санкционирует наживу. В системе ценностей более значимы образование и знания.

Во II в. н.э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности - Ханьская империя. Народные восстания, в первую очередь восстание «Желтых повязок», разрушили старую систему органов власти и, хотя восстания были подавлены, восстановить прежний порядок управления было невозможно. Начальники правительственных войск, претендовавшие на верховную власть в государстве , развязали междоусобную войну . На территории бывшей Ханьской империи образовались три самостоятельных царства: Вэй, У, Шу. Длительные войны между этими царствами закончились победой северного царства Вэй. Во всех трех царствах утвердилась власть новой императорской династии Цзинь.

Распад Ханьской империи нанес удар по устоям рабовладельческого общества . Начинается время утверждения феодальных отношений, в рамках которых продолжало существовать рабство, не уничтоженное до конца.

В 280 г. император Сыма Янь издал указ, изменяющий систему землепользования. В соответствии с указом каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина в возрасте от 16 до 60 лет) имел право на полный надел земли, с которого 1/5 собранного урожая шло в пользу государства, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в возрасте от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли пользоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели земельных наделов и не платили податей. Податное население помимо указанного взноса платило налог в виде шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабатывало на казенных работах до 20 дней в году.

В конце III в. в Северный Китай вторглись гунны, а затем и другие племена, кочевавшие вдоль границ китайской империи. Население покоренных северных районов перебиралось на юг. Пришельцы с севера теснили местных жителей, зачастую захватывая их земли. В то же время между представителями господствующих слоев разгорелась борьба за землю, за закрепощение крестьян, в результате которой образовались крупные землевладения. Государственная власть была слаба и не могла противостоять этому.

Поглощенный борьбой за землю двор не предпринимал попыток вернуть завоеванные северные земли. Попытки отдельных полководцев осуществить походы на север не получили поддержки. Между тем на территории Северного Китая установилось господство племени тоба и утвердилась власть тобийской династии Северных Вэй. С воцарением этой династии войны прекратились, и в Северном Китае стала налаживаться мирная жизнь. Здесь также начиналась борьба за землю, за крестьян. В 485 г. был издан императорский указ, установивший надельную систему землепользования. Утверждалась государственная собственность на землю, и крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были держателями государственных наделов. Указ определял размер участка и обязанности держателей. Закрепляя верховенство государственной собственности на землю, указ не препятствовал образованию крупных землевладений феодальной знати.

Органы власти и управления формировались по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. Китайский язык стал государственным, тобийцы восприняли китайскую культуру и религию. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия .

Во второй половине VI в. Север и Юг Китая были объединены под верховенством династии Суй. Первые представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось дальнейшим закрепощением земледельцев и наступлением на древние деревенские организации. Разосланные на места чиновники провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Был уменьшен размер надела, налог, напротив, возрос, увеличилась трудовая повинность. Такая политика стала причиной повсеместных народных восстаний.

Крупные феодальные землевладельцы, получившие жалованные и служебные земли, были также недовольны политикой правительства . Кроме того, их пугала неспособность правительства подавить крестьянские восстания, прокатившиеся по стране. Воспользовавшись неудачным корейским походом, феодалы подняли мятеж. Смута и борьба за власть привела на престол новую правящую династию - Тан. Чтобы прекратить народные волнения, новый император издал ряд указов, направленных на улучшение положения крестьян: была ликвидирована податная задолженность за прошлые годы, ограничивались сроки государственной барщины, освобождались проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян.

Представители Танской династии стремились ограничить крупное землевладение, увеличивая государственное землевладение и количество государственных податных крестьян. В 624 г. был издан декрет, устанавливающий льготные условия для крестьян. Согласно этому декрету каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением семьи , и на пахотный надел, бывший держанием на время трудоспособности. Престарелые, женщины и подростки получали небольшие наделы. Землю могли получить также государственные рабы. Пахотные наделы подлежали перераспределению ежегодно в каждом десятом месяце. Земли, находящиеся в вечном владении, могли быть предметом сделок , пахотные земли продавать и закладывать разрешалось в исключительных случаях. В пользу государства земледельцы были обязаны вносить продуктовую ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и являлись не только экономически, но и лично зависимыми.

В первые годы правления Танской империи крупных родовых владений феодалов было не так много, их обрабатывали зависимые от хозяина крестьяне и иногда рабы. Служебные наделы чиновников, предоставляемые им только на время службы, обрабатывались, как правило, государственными надельными крестьянами.

Во время правления Танской династии было создано довольно сильное централизованное государство с хорошо налаженным бюрократическим аппаратом управления.

Общественный строй Танской империи. С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители Империи были вассалами единого сюзерена- императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титулу соответствовал определенный размер земельного владения.

Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.

Самый многочисленный слой населения - крестьянство - также не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. К «доброму народу» причислялись и повинности. В некоторых случаях они могли быть наделены половинными земельными наделами.

В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» - держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.

Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий только ей, строго соблюдая правила поведения, используя определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, передвижение по иерархической лестнице не исключалось.

Государственный строй. Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов . Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзай- сяна. Эти должности занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три ведомства- палаты: одна палата ведала органами исполнительной власти , две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника: правый и левый. Первой палате подчинялись шесть ведомств, делившихся на две группы. К первой относились: ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников; ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов , осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов. Ко второй группе ведомств относились военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в Империи; ведомство наказаний , которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомство работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

При императорском дворце находились особые управления, обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.

Важное место среди государственных учреждений занимала па- лата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центральным и местным аппаратом. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата .

Империя была поделена на провинции, округи, уезды. На каждом из этих уровней была своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой - объединение четы- рех-пяти дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, которые в деревне-были еще сильны.

Замещение государственных должностей строилось по системе государственных экзаменов.

Право

По приказу императора Ли Ши-мина началось создание свода законов уголовного права , завершившееся после его смерти. Список преступлений был огромен: хождение ночью по улице, разжигание ночью огня, быстрая езда по городу и т.д. Например, хозяин за убийство провинившегося раба наказывался 100 ударами палкой, а раб за неосторожное убийство господина подвергался смертной казни . Под влиянием конфуцианства был запрещен древний обычай физически калечить преступника.

Правление императора Сюаньцзуана (713-765) явилось временем расцвета Танской империи. Но развитие феодальных отношений привело во второй половине VIII в. к кризису государства . Традиция, согласно которой верховная собственность на землю принадлежала государству, существование социальной иерархии и системы надзора не смогли противостоять стремлениям феодалов создать крупные землевладения. Укрепив экономические позиции, феодалы стали претендовать на политическое господство в стране. На местах получили распространение сепаратистские настроения. Государство, ведя с ними борьбу, а также пытаясь пресечь стремления феодалов к политическому господству, передало военным часть функций и прав гражданских чинов. В результате этого в провинциях создалось по сути дела двоевластие, при этом более влиятельными оказались военные наместники.

Сокращение государственных земель и уменьшение численности податных крестьян опустошило казну. Все попытки императорской власти ограничить рост крупного землевладения не дали особых результатов. Захват земель и крестьян продолжался. Государственные средства сокращались и следствием этого стали потери Империей завоеванных ранее территорий .

Власть перешла к владельцам феодальных поместий. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. Все владельцы земли были поделены на девять разрядов в зависимости от количества имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Налоги взимались дважды в год: летом и осенью. В результате реформы налогообложению подвергались не только государственные крестьяне, но и держатели земель от частных лиц. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов.

Крушение надельной системы привело к ухудшению положения крестьян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало многочисленные народные волнения.

Политическая власть императора пошатнулась. В то же время военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Они, лишь номинально подчиняясь императору, проводили совершенно самостоятельную политику. В Китае наступил период феодальной раздробленности. В начале X в. был низложен последний император династии Тан.

Даже в период феодальной раздробленности китайское государство до некоторой степени сохраняло свое единство. Это объяснялось следующими обстоятельствами: существовали тесные экономические связи внутри государства, большое значение для поддержания жизнедеятельности имели общественные работы на значительных территориях, периодические народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны кочевников требовали объединения усилий.

Во второй половине X в. была восстановлена общеимперская политическая власть. Новой правящей династией стала династия Сун. С целью централизации власти была упразднена прежняя административная система, которая обеспечивала господство военных наместников. Вновь образованные районы подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных чиновников, были созданы параллельные органы управления . Из центра в округа и уезды назначались начальники на постоянную работу. Кроме того, практиковалось временное направление чиновников из столицы в провинции. Идеологической опорой феодальной монархии служило конфуцианство.

В XIII в. Китай был завоеван монгольскими феодалами, чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г. весь Китай был охвачен народным движением, направленным против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На престол взошла династия Мин. Общественный и государственный строй Минской империи точно копировали старое феодальное государство : то же деление населения на ранги и классы, препятствующее образованию сословий, тот же бюрократический аппарат управления. Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Политическое развитие Китая в XIV- XV вв. способствовало укреплению феодальных порядков.

В XVI-XVII вв. в Китае начинается кризис феодальных отношений и переход к новому историческому периоду в истории государства.

В период династии Суй был осуществлён ряд реформ, направленных на ук-репление централизованного государства: упорядочены налоги, выпущены новые деньги, отменены чрезвычайные поборы и пр. В основу аграрной надельной системы был положен принцип права каждого взрослого чело-века на земельный надел.

В 605 г. к власти пришёл Ян-ди, подражавший в ме-тодах управления императору Цинь Шихуанди . Опи-раясь на конфуцианство , Ян-ди поставил своей целью создание сильной империи. В свою столицу — Лоян — он переселил богатейшие знатные семьи со всей тер-ритории страны, построил в ней роскошные дворцы и огромные зернохранилища. В годы его правления был вырыт Великий канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ, проведена реконструкция Великой Китай-ской стены, которая за последнее тысячелетие силь-но обветшала.

Жители Южного Китая оказывали монголам отча-янное сопротивление, продолжавшееся около 40 лет. В 1280 г. воинственным монголам удалось завоевать огромные террито-рии в Евразии и полностью подчинить Южный Китай, а также земли Восточной Европы. Великий монгольский хан Хуби-лай провозгласил себя новым китайским императором. Род монгольских правителей на китайском престоле получил название династия Юань (1280-1368 гг.) .

Период Юань стал одной из самых тяжёлых эпох в истории Китая . Значительная часть населения Китая была обращена в рабов. Административные должности оказались в руках монгольских военачаль-ников и среднеазиатских чиновников мусульманско-го вероисповедания.

Широкое распространение в 20-30-е гг. XIV в. среди монголов ислама привело к значительному усилению мусульманской религии в Китае. Официальной религией монгольского двора стал ламаизм — тибетская разновидность буддизма .

Флот и экспедиции

В эпоху Мин был создан мощный военно-морской флот, который возгла-вил Чжэн Хэ. В первой трети XV в., незадолго до экспедиции Колумба, Вас-ко да Гамы и Магеллана, китайский флот, состоявший из нескольких десят-ков многопалубных кораблей, совершил несколько походов в страны Юго-Восточной Азии, Индию и к побережью Африки. Однако в отличие от западноевропейских мореплавателей, начавших эпоху Великих географи-ческих открытий, плавания Чжэн Хэ не имели продолжения. Правители Минского Китая посчитали, что морские экспедиции ложатся тяжёлым бре-менем на государственную казну. Великолепный флот был уничтожен, а от-крытия Чжэн Хэ преданы забвению.

16. Материальная культура средневекового Востока

По своей сущности, средневековая эпоха была феодальной и развивалась в двух мало схожих вариантах: один - государства запада; другой - средневековые цивилизации востока, среди которых конфуцианская цивилизация (Китай); Япония; индийское государство, цивилизация монголов и ближневосточный исламский мир.

1. Средневековый Китай

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это происходило с крушением великих империй прошлого на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал древний. Но изменения все-таки происходили. Зарождение здесь феодальных отношений историки датируют временем от XI до IV в. до н.э., хотя считается, что развитие они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение, а новые общественные формации возникали в их своеобразном, “восточном”, варианте. Серьезные изменения шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.

В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551--479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью китайской цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Конфуцианство - это спасение на земле Конфуцианство -- очень “земная” религия. Рациональность и практицизм выражены в нём настолько сильно, что некоторые ученые вообще не считают его религией в полном смысле слова. Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек, -- вот что в первую очередь интересовало средневековых последователей Конфуция.

Этап централизации Китая был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в. Эра же истинного его расцвета связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало Х в.) и династией Сун (X--XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло, торговля, изящные искусства, и особенно - поэзия.

Слабый народ -- сильное государство: основной лозунг средневекового Китая. Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы те не стояли, являлись непосредственно его подданными. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство. Кроме того, в Китае была распространена система коллективной ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники. Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрели семейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством.

Большинство историков полагают, что с падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства, власть в которых приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., в начале XIII в. приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.

В китайском средневековом обществе размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII-VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.

В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время. Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью было разделение населения страны на четыре неравные категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев. Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12 тыс. человек. В вассальной зависимости находились Тибет и Корея.

Минский Китай (1368-1644). Вспыхнувшие в середине XIV в. антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии - Мин (1368-1644).

В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в.

прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими чертами религиозной жизни страны были китаиза-ция местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Нарастание кризисных явлений начинается с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков. Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Период XVI - первая половина XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

Таким образом, история средневекового Китая представляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.