Приобретающим туры в Индию россиянам, находясь на улице индийских городов, стоит быть весьма осмотрительными. Туристам редко угрожают местные жители и даже преступники, полиция и вовсе относится к туристам более чем доброжелательно. В крупных индийских городах даже существуют специальные отделы полиции, которые занимаются всеми вопросами и проблемами туристов.

Самая страшная угроза на улицах индийских городов — это макаки. Страшно себе представить, но только в одном Дели их насчитывается более 10 тысяч особей, хотя конечно, количество уличных разбойников точно определить сложно, ведь размножаются они довольно быстро.

Обезьяна в Индии — животное священное, а потому бить, а тем более убивать их категорически запрещено, как местным жителям, так и стражам правопорядка. По индийским поверьям макака — это земной представитель божества Ханумана, довольно почитаемого среди индусов. Более того, индуистские традиции обязывают угощать всех священных животных во вторник и субботу. Что, естественно, индийцы регулярно и делают. В результате чего обезьяны на улицах индийских городов чувствуют себя более чем вольготно.

Несмотря на все проделки хвостатых разбойников жаловаться на них бесполезно, так как полиция на их выходки не реагируют, а каких-либо других служб, которые бы занимались именно обезьянами, в Индии попросту нет. Полностью осознавая свою безнаказанность, обезьяны творят настоящий «беспредел» на улицах Дели.

Обезьян, прежде всего, интересуют съестные припасы. Поэтому увидев в руках горожан что-либо, представляющее для обезьян интерес, они не стесняются нападать даже на людей. В результате чего обезьяны буквально вырывают из рук местных жителей пакеты, сумки и другие вещи. Причем нападения редко ограничиваются хищениями съестных припасов, ведь до них еще надо добраться. А зубы у индийских макак довольно острые. А потому в клочья разорванные сумки или другие вещи — не редкость.

Не меньшее внимание у обезьян к ярким и блестящим предметам. Поэтому использовать зеркала, фототехнику следует аккуратно, дабы не привлекать внимание четвероногих приматов.

Сводки о происшествиях с участием обезьян появляются практически регулярно. Одним из ярких примеров безобразий, творимых обезьянами, стало разорение и срыв свадебной церемонии. Индийская свадьба всегда сопровождается яркими костюмами, а также бурным застольем. Подобная активность на одной из улиц Дели привлекла внимания целой стаи обезьян. В результате чего съестные припасы были практически уничтожены, одежда разорвана, а свадьба сорвалась, а некоторым гостям потребовалась и медицинская помощь, так как раны, нанесенные зубами и когтями обезьян, могут быть опасны.

Что интересно, от нашествия обезьян страдают практически все — государственные и общественные учреждения, полицейские, местные жители, а также туристы. Поэтому, находясь на улицах индийского города, не стоит лишний раз привлекать внимание четвероногих. А вступая с ними в контакт, следует быть довольно осторожными, так их укусы весьма неприятны и болезненны.

Индийский макак (лат. Macaca radiata) – небольшой примат из семейства Мартышковые (Cercopithecidae). Его голову украшает роскошная шевелюра, напоминающая темную шапочку. Он называется так же макаком боннет или зати. Животное не боится человека и из-за сокращения природной среды обитания охотно селится вблизи сел и храмов.

Во многих регионах наносит серьезный урон фермерам, уничтожая урожай на полях и плантациях. Обезьянка легко приручается, обладает сравнительно покладистым и любопытным характером. Она часто используется для лабораторных исследований, в неволе сильно привязывается к своему владельцу.

Распространение

Вид широко распространен на территории Индии. Наибольшие популяции обитают в прибрежных регионах штатов Махараштра и Андхра-Прадеш.

Мартышки легко приспосабливаются к различным ландшафтам, отдавая предпочтение лесистым местностям. На севере страны селятся в горных лесах на высотах около 2100 м над уровнем моря. В низинах населяют первичные и вторичные леса, буш и саванны. Во многих городах Индии они промышляют попрошайничеством и воровством съестных припасов.

На сегодняшний день известно 2 подвида – M.c. radiata и M.c. diluta. Второй подвид встречается на юго-восточном побережье штатов Керала и Тамилнад. От номинативного подвида он отличается более светлым брюхом.

Поведение

Индийские макаки ведут активный дневной образ жизни, образуя группы средней численностью около 30 особей. В отличие от многих других приматов у них нет явного иерархического разделения во время чистки меха. Даже доминантные самцы с большим удовольствием ищут насекомых в шерсти своих юных соплеменников.

Мартышки на отдыхе стараются испытать тесный физический контакт с представителями своего пола. Старшие животные демонстрируют явную заботу о младших, стремясь всячески их подбодрить, утешить и приласкать. Молодые особи обожают громко кричать и в игровой форме имитировать нападения друг на дружку. В таких играх активное участие принимают доминантные самцы, позволяя даже кусать себя малышам и подросткам.

Домашние участки очень большие. Площадь владений одной группы может достигать 50 га. Приматы обычно долго находятся на своем участке и покидают его только после значительного снижения кормовой базы. Участки разных групп, как правило, пересекаются, но встреча двух кланов не приводит к агрессии. Мартышки так же мирно уживаются с лангурами (Presbytis) и (Macaca Silenus).

Фрукты занимают 47-53% всего рациона. Кроме них в повседневное меню входят семена, листья и цветы различных растений.

Пища животного происхождения состоит из насекомых, мелких ящериц и лягушек. Особенно макакам нравятся плоды каранджи (Pongamia pinnata), фигового дерева (Ficus carica) и крупные кузнечики (Tettigoniodea).

Животные заняты поиском пищи в течение светлого времени суток. В населенных пунктах охотно кормятся пищевыми отходами местных жителей.

Размножение

Половая зрелость у самок наступает в возрасте 3-4 лет, а у самцов в 4-6 лет. В северных районах ареала брачный период проходит ранней весной, а в остальных круглый год. Пик рождаемости наблюдается с февраля по апрель. Фертильность самок зависит от обилия еды и социального статуса.

Беременность длится от 155 до 165 дней. Самка приносит только одного малыша. Отцы в воспитании своих отпрысков непосредственного участия не принимают и начинают проявлять интерес к ним только по достижению подросткового возраста. Детеныши питаются материнским молоком 6-7 месяцев.

Самки рожают с периодичностью в 1-2 года и обычно приносят общей сложностью около 5 малышей. Менопауза наступает в 27 лет.

Первые шесть месяцев детеныши находятся неотлучно с матерью, повиснув на ее спине или лапах. После окончания молочного кормления они учатся добывать себе поживу самостоятельно, а на втором году переходят к самостоятельному существованию. Самки остаются со своими ближайшими родственниками, а половозрелые самцы присоединяются к чужим кланам.

Описание

Длина тела и хвоста взрослых особей 40-50 см. Вес 3000-6000 г. Самки меньше и легче самцов.

Окрас меха коричневатый, желтовато-коричневатый или оливково-коричневатый. Брюшко более светлое. Лицо красноватое или телесного цвета, лишено волосяного покрова. На ушах тоже нет шерсти.

Защечные мешки позволяют хранить и переносить пищу. Их объем примерно равен объему желудка. На голове расположена характерная для данного вида темная «шапочка». Она особенно заметна у половозрелых самцов.

В естественных условиях продолжительность жизни индийских макак редко превышает 18-19 лет. В неволе при хорошем уходе она увеличивается до 30 лет.

Отряд - Приматы / Подотряд - Сухоносые / Инфраотряд - Обезьянообразные / Парвотряд - Узконосые обезьяны / Надсемейство - Собакоголовые / Семейство - Мартышковые / Род - Макаки

История изучения

Индийский макак, или макак боннет (лат. Macaca radiata) - один из видов макак.

Индийский макак был определен, как отдельный вид особей своего семейства мартышковых еще в начале 19-го века – в 1812 году. Однако, до сих пор, на протяжении уже более чем двухсот лет ведется спор об их дальнейшей классификации, так как многие считают, что существует еще два подвида этих животных. Тем не менее, точно определить и подтвердить наличие такого разнообразия пока что никто не может, так как даже, если и существуют еще виды, то они живут в очень тесной связи друг с другом.

Распространение

Места обитания вида - горные тропические леса Индии, иногда выходят в города.

Внешний вид

Взрослые особи и мужского, и женского пола имеют примерно одинаковый рост – от 40 до 60 см. Однако их половое деление можно отличить по другому внешнему признаку – пропорциональности хвоста. При одинаковой длине тела длина их хвостов колеблется от 55 см (у самок) и до 70 см (у самцов). Масса приматов этого вида обладает небольшими значениями. Так у самок вес составляет около пяти килограмм, а у самцов 7–8 кг.

У строения головы макак боннет есть свои особенности. Они обладают совершенно плоским профилем, а их кожные покровы окрашены в светло-коричневый цвет. Также в ее строении можно обнаружить защечные мешки, что объясняется их типом питания. Как правило, они запасают мелкие растения и орехи именно в этих отделениях.

Окрас шерсти имеет светло-коричневый оттенок и он практически равномерен, также как и ее сильная густота.

Образ жизни

Идеальным условием среды обитания для этих животных являются тропические леса Индии, которые расположены на горной местности. Склоны наиболее комфортны для этих мартышковых, которые то и дело спускаются на землю. Они являются дневными животными и спят в ночное время суток на ветвях деревьев.

Обитают индийские макаки большими стаями. Так, на одном ветвистом дереве, расположенном на склоне, может ютиться дружное семейство количеством до 80 особей.

Иерархическая система взаимоотношений основана на родстве по материнской линии. Молодые самки остаются в родном стаде и по достижении половой зрелости, тогда как самцы в этом возрасте вынуждены покидать стадо.

Питание

Макака питается спелыми фруктами, листьями, насекомыми, а также посадками на сельскохозяйственных плантациях - зерновыми, рисом, арахисом, кокосами и бобами кофе.

Численность

Благодаря таким большим сообществам, а также не прихотливому характеру обитания и мерам защиты животных в Индии, индийские макаки боннет находятся вне угрозы своего исчезновения на ближайший период времени.

В Индии ореолом святости окружены многие представители фауны, например, коровы, змеи, крокодилы, живущие в прудах или водоемах у храмов. Различия в этих случаях связаны с местными традициями. Особое отношение в Индии к обезьянам. В этой стране они издавна почитаются благодаря своему древнему мифическому предводителю Хануману. Именно он в свое время привязал к своему хвосту факел, чтобы осветить поле боя и помочь царю Раме победить злого демона Равану.

В северной Индии к обезьянам, заполняющим рощи и захватывающим целые деревни, отношение двоякое. Назойливость этих животных, вызваная их любопытством и воровитостью, иногда доходит до крайних, то смешных, то драматических проделок. Поэтому в обыденной жизни божественный ореол обезьян часто гаснет. Их нередко подвергают ругани и даже побоям.

Бывают случаи, когда прожорливые коричневые макаки, достигающие 18-летнего возраста, совершают набеги на квартиры в самом центре Нью-Дели. Для них ничего не стоит взобраться на верхние этажи многоэтажных зданий и, воспользовавшись отсутствием хозяев, уничтожить все запасы продуктов, в том числе хранящихся в холодильниках. В Дели несколько миллионов этих существ, бывающих мстительными, способных в любой момент превратить в сущий ад жизнь обитателей целых городских кварталов. Говорят, что к макакам со страхом относятся чиновники даже Министерства обороны, где они однажды побывали и учинили полный погром в зале заседаний.

В городе Наггар, в гималайском штате Химачал-Прадеш обезьянья стая периодически опустошает знаменитый фруктовый сад вокруг музея-усадьбы семейства Рерихов, поедая все плоды, даже недозревшие. Напуганные жители именно этого региона решили, что с них достаточно и "взялись за ножи", точнее скальпели, чтобы стерилизовать надоевших приматов-самцов, получив санкцию министерства здравоохранения. Примеру химачальцев последовал делийский муниципалитет, распорядившийся отлавливать этих бурно плодящихся млекопитающихся и вывозить их в загородные резервации. Правда, эта принудительная мера пока не приводит к желаемым результатам. Обезьянью колонию, привыкшую к городскому комфорту, явно не устраивает перспектива вновь оказаться в джунглях.

Ничего не известно о точном количестве обезьян, обитающих в индийских городах, но их можно увидеть практически всюду, в особенности в районах господства вишнуизма. Хотя макакам и их собратьям более крупного размера отказывают в праве на защиту, каким пользуются священные коровы, обезьяны в целом живут совсем неплохо, поскольку им посвящены многие храмы. В одном из храмовых комплексов Нью-Дели высится, как минимум, двадцатиметровая статуя в честь индуистского героя Ханумана. А это означает, что это культовое место посещают многочисленные паломники и обезьянам всегда найдется чем полакомится и развлечь себя, к примеру, позируя фотографам или отнимая бананы у туристов.

Индия — удивительный источник забытой культуры и древних традиций. Все больше людей отправляются в Индию, чтобы окунуться в историю, понять, как жили народы в древности, и почему так много животных считают в Индии священными.

Индия - край вегетарианцев, и, наверное, главным, но не единственным священным животным Индии считается корова (6 букв). Однако в стране нет запрета на употребление говядины и не являющиеся индуистами, с удовольствием едят говядину и даже подают ее в ресторанах.

Если вас попросят назвать священное животное Индии , здесь есть от чего растеряться, поскольку священными животными наравне с коровой в Индии считается слон, обезьяна и даже змея.

Слон в Индии священное животное.

Слон стал священным за его трудолюбие, он как личный подъемный кран, грузовая машина, трактор и личный автотранспорт в семье в одном лице. А еще слон защищал жилище и даже использовался в войнах в качестве таранного оружия или танка, если вам так угодно, хорошо написано о роли слонов в войнах в этой статье .

Почему обезьяна стала священным животным , понять, казалось бы, тяжело, кривляка, не приносящая ни какой пользы в доме и между тем – обезьяна тоже священное животное для индийцев. Понять, почему обезьяну считают священным животным, можно окунувшись в индийский эпос и вспомнив войны людей и обезьян.

По историческим справкам на территории Индии в древности жил народ разумных обезьян, не уступавший людям в знаниях и культуре и даже превосходящий их в силе и разуме. Поищите в Интернете про войны между людьми и обезьянами, это не выдумки, а исторические факты о более древних цивилизациях населявших в древности территорию Индии.

Священное животное Индии – змея.

Это представитель животного мира не вызывает симпатии ни у одного человека, только страх. И между тем змея тоже священное животное . В Индии существует праздник змей, называется он, по-моему, Нагапанчами – если я не переврал его звучание, в этот день змей принято угощать молоком и рисом, а к змеиным норам приносят цветы.

Почему змею в Индии называют священным животным? По-видимому, это тоже история развития человека параллельно с разумной веткой рептилий.

Принято считать, что в Индии говорят на Хинди, энциклопедии пишут, что хинди самый распространенный язык в мире. Но, к сожалению, если вы выучите Хинди и отправитесь в Индию путешествовать, там Вас будет ждать большое разочарование — вы не сможете общаться на нем, поскольку Хинди это обобщенное название нескольких тысяч местных диалектов, а говорят на нем только на севере страны. Лучше уж учите английский язык, Индия долго была английской колонией, и многие жители по-прежнему общаются на нем.

Индия непростая страна - яркая в своих украшениях, мудрая, как ее история со священными животными, с традициями и знаниями, пришедшими из глубины тысячелетий.