Первую тренировку вестибулярного аппарата ребенок проходит, еще находясь в животике у мамы. За время беременности он привыкает к покачиваниям, благодаря чему после появления на свет легко засыпает, когда мамочка носит его на руках или в слинге, ведь это ощущение хорошо ему знакомо.

Но главная функция вестибулярного аппарата у детей – это то, что он помогает быстрее научить ребенка ходить. В том смысле, что он отвечает за чувство равновесия и является одной из главных составляющих нервной системы.

Существует немало способов развития вестибулярного аппарата у детей. Так, базовое чувство равновесия у ребенка помогают сформировать покачивания малютки на руках или в детском креслице. Помимо этого есть специальные упражнения, начинать выполнять которые можно еще до того, как кроха встанет на ножки и продолжать после того, как он пойдет. Главное – чтобы ребенку нравилось, тогда наверняка упражнения на развитие равновесия пойдут на пользу.


Хорошую тренировку вестибулярного аппарата ребенок может получить в любом развлекательном центре, где есть батут. А если вы считаете, что он еще слишком мал и не справится с упражнением, попрыгайте вместе, наверняка вам понравится. Надо признать, что прыжки в этом отношении весьма и весьма эффективны, поэтому, если придя домой, кроха хочет попрыгать на вашей кровати, не запрещайте ему. Подобные развлечения быстро научат его контролировать равновесие.

Идем дальше. Оказывается, одним из лучших способов тренировки вестибулярного аппарата у детей являются качели. И если ребенок любит кататься, не упускайте возможность покатать его во время прогулок. Теперь-то вы знаете, что это не пустое развлечение.

Вестибулярный аппарат у детей постарше помогут тренировать поездки на велосипеде. Начните их как можно раньше. Для начала прочтите несколько советов по выбору велосипеда и купите подходящий трехколесный, а когда малыш его освоит и подрастет, ему легко будет пересесть на двухколесный.

Помимо этого эффективно развивать вестибулярный аппарат у ребенка помогут следующие упражнения:

Катание на фитбольном мяче (как на животике, так и на спинке);

Простые покачивания малыша, удерживая его за руки или под мышками;

Игра в «самолетик», когда вы кладете кроху на себе на руки и имитируя самолет перемещаетесь по комнате.

Приветствую всех родителей, которые интересуются улучшением физического развития своих детей. Конечно каждый из нас задумывается над этой темой. Особенно когда ребенок болен, слаб. Но тема постоянного закаливания кажется такой сложной, что многие забывают о своих мотивах как только ребенок выздоравливает. Есть и другие аспекты физического развития, которые кажутся не такими важными. Обычно это происходит из-за неимения родителями достаточной информации. Сегодня дорогие читатели, я открою новую серию статей в которой постараюсь мотивировать вас на занятия физкультурой дома. И начнем мы с того как тренировать вестибулярный аппарат и зачем это нужно.

Из статьи о том как тренировать вестибулярный аппарат вы узнаете

Где находится этот органКак его развить у детейВидео с практической тренировкой

Объясню немного почему я, как мама, задалась этим вопросом. Дело в том, что лет до 15 у меня был слабый вестибулярный аппарат. В чем это выражалось:

Я не могла ездить на заднем сиденье автомобиля, легче переносила поездки сидя рядом с шофером и видя пространство впереди себя. Об автобусах не было и речи.При всем моем желании прокатиться на качелях-каруселях, дело заканчивалось тошнотой. Особенно меня укачивали «лодочки».Двухчасовой полет в самолете, в возрасте 5-и лет, чуть не закончился для меня больницей. Так как на протяжении всего полета помимо рвоты меня сопровождало сильно понизившееся артериальное давление.

Именно после этого полета моя бабушка решила серьезно отнестись к данной проблеме, но по рекомендациям докторов того времени, она пошла немного однобоким путем - укреплением моего организма. Конечно это, как и в любой другой проблеме со здоровьем, является одним из главных факторов. Но в случае тренировки вестибулярного аппарата нужно выполнять определенные упражнения. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Где находится вестибулярный аппарат

Начнем с теории и хотя я не имею медицинского образования, рискну объяснить вам дорогие родители, основную суть расположения этого органа.

фото увеличивается при клике

Вестибулярный аппарат это небольшой орган, который находится во внутреннем ухе. Эллиптический мешочек тесно связан с ушной улиткой, которая отвечает за слуховую часть. Этот самый мешочек разветвляется на полукружные потоки. Всего три протока и они расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях. Сам мешочек и полукружные потоки заполнены эндолимфой (жидкостью). В которой, на картинке мы видим, вестибулярный нерв и раздражающие волоски. Во время наших движений, жидкость переливается раздражая тем самым волоски. После чего вестибулярный нерв передает сигналы в мозг.

Думаю, что для нас родителей, информации о том где находится вестибулярный аппарат достаточно. Что более важно знать нам, так это то, что развитие данного органа заканчивается в возрасте 7-10-12 лет. И вот здесь начинается самое интересное, оказывается медицина не смогла изучить его досконально, поэтому данные варьируются. Я как мама предпочитаю взять наименьшую цифру за точку отсчета. Таким образом стараясь усиленно тренировать вестибулярный аппарат моего ребенка до 7 лет.

Если у вас все еще остался вопрос: за что отвечает данный орган и зачем его развивать, объясняю:

Вестибулярный аппарат отвечает за равновесие. И хотя у человека есть для этого помощники - глаза, тактильная чувствительность кожи, тем не менее исключать один из этих органов нерационально.Если данный орган не развит, человек испытывает при нагрузках на него головокружение, тошноту и рвоту, похолодание ног и рук, бледность лица, появление холодного пота, понижение давления. Ну скажите, неужели этого мы желаем нашим деткам?

Как развить вестибулярный аппарат у детей

Тренировать вестибулярный аппарат у детей необходимо с раннего возраста, ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и вообще двигаться прямо, в нужном направлении.

Лично я стала целенаправленно заниматься с Александром, когда ему было две недели отроду:

Легкие покачивания из стороны в стону на руках у мамы, как если бы мы укачивали малыша, только чуть интенсивней.Кружения в вальсе, сначала медленные, со временем быстрее.Как только мой мальчик научился держать голову, мы начали «летать» по комнатам. Одной рукой я держала ножки ребенка, другая рука под грудью, Александр выгибал свою шейку как парусник и отправлялся в полет.С 4-ех месяцев занимались на спортивном надувном мяче, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая время. Чтобы малыш не прилипал к мячу, можно постелить под его тельце пеленку. Итак, кладем ребенка на хорошо надутый мяч, слегка разводим его коленки в стороны и начинаем качать мячик вправо-влево, вперед-назад, можно покрутить вокруг оси. Александр категорически отказывался лежать на спине, поэтому мы делали упражнения лежа на животе и конечно я держала спинку ребенка рукой направляя мяч (см. фото выше).С 6-и месяцев мы стали практиковать вис вниз головой. Я брала ребенка за щиколотки над диваном или кроватью и поднимала несколько раз. У нашего папы сердце уходило в пятки, когда он наблюдал за этим.

Конечно же я не экспериментировала с моим любимым сыночком, все упражнения и массаж, о котором я напишу в следующих статьях, были взяты мною из прекрасной книги Беби-йога и массаж для самых маленьких Евгении Шиловой. В ней даются подробные рекомендации с картинками по массажу, йоге и аква йоге для детей до года. Выполнить их просто каждому родителю, следуя инструкциям. Приобретайте в Лабиринте, Озоне или My-shop

Тренировка вестибулярного аппарата: видео

Теперь мы немного углубимся и я покажу и расскажу о нашей тренировке вестибулярного аппарата в возрасте 2 года 3 месяца. Мы живем в квартире с террасой и я предпочитаю делать упражнения на свежем воздухе, если у вас нет такой возможности, не расстраивайтесь, на видео вы увидите, что места нужно немного. Для подобных упражнений подойдет любая комната, главное хорошо проветрить ее. Съемка видео пришлась на январь - зимний месяц, в Доминиканской республике в 17 часов зимой уже темнеет, поэтому извиняюсь за небольшое затемнение на видео.

Упражнения с малышами нужно делать вместе, для того, чтобы подать пример, поддержать, где это нужно, и показать как правильно выполняется то или иное упражнение. Конечно каждая мама найдет в этом свои плюсы: совместное времяпровождение с малышом и поддержание своей физической формы. Начнем?

Как все занятия физкультурой, начинаем с разминки. Лучше поставить посередине стул, вокруг которого будет проходить пробежка. В случае тренировки вестибулярного аппарата, нам нужно бегать по кругу. Смените направление через несколько кругов, чтобы у ребенка не закружилась голова.Подготовьте заранее прочную доску, которую вы положите на два стула. Ребенок учится держать равновесие, это упражнение сходно с гулянием по бордюрам. Мой малыш очень любил делать «тук-тук-тук», поэтому поддерживая его интерес я просила постучать по стульчику. Проход по доске прямо и затем приставным шагом.Положите на пол два предмета на расстоянии, которые заинтересуют вашего малыша. Берем ребенка за ноги и мотивируем его дойти на руках до одного из этих предметов. В нашем случае это были мячики. Затем разворачиваемся и доходим тем же способом до другого предмета.Кружение в одну сторону, затем в другую сторону - это самое лучшее упражнение для развития данного органа.Полеты в космос. Люди с плохо развитым вестибулярным аппаратом, имеют проблемы поднимаясь на скоростных лифтах, эскалаторах или при других перемещениях отличающихся от горизонтальной поверхности. Наш маленький космонавт вел отсчет от 5 до 0 и отправлялся в полет! Подбрасываем ребенка от 10 до 30 раз.Продолжаем подготовку в космонавты, берем малыша за правую руку и правую ногу, раскручиваем в одну сторону. Останавливаемся. Теперь берем левую руку и левую ногу, раскручиваем в противоположную сторону.Подъем по лестнице и спрыгивание вниз. Сами прыжки - это тряска нашего организма, если вестибулярный аппарат плохо развит, то даже такие действия могут вызвать неприятные ощущения. Если у вас есть вертикальная спортивная лестница, то подъем и спуск по ней также тренирует данный орган.Ходьба с переступанием препятствий. В нашем случае это были обычные кубики, которые я выстроила рядами. Вы можете положить несколько палок, например. Когда малыш научится переступать препятствия обычным шагом, можно менять его на приставные шаги (боком).Попадание мячом в корзинку. Как я писала выше, за равновесие отвечают также и глаза, поэтому нужно тренировать вестибулярный аппарат вместе с глазомером. Для более старших детей подойдет баскетбол, ну а малыши могут обойтись даже детским ведерком.Кувырки вперед и назад. Желательно научить малыша кувыркаться без остановки 10-15-25 кувырков. Но не всегда получается найти место в квартире, где ковер занимает такую длину. В нашем случае именно по этой причине Александр так и не научился кувыркаться более трех раз без остановки.

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать. Предлагаю посмотреть наше видео с данными упражнениями.

Конечно это не все упражнения помогающие развить функции мозга, которые отвечают за равновесие. Такие простые вещи как перекатывание на полу, катание на качелях, прыжки со скакалкой, раскачивание на канате, прыжки на батуте - все это поможет тренировке вестибулярного аппарата.

В завершении хочу сказать, что многое в ребенке должно быть развито в первые годы его жизни, то есть до школы. Дорогие читатели, уважаемые родители, не стоит полагаться, что детям достаточно просто выйти на детскую площадку или, что в школе они нагонят на уроке физкультуры. Если мы хотим видеть их здоровыми, то стоит уделить внимание каждому аспекту с раннего возраста. Сегодня я рассказала вам как тренировать вестибулярный аппарат, в следующей статье поговорим об утренней зарядке. Мне будет очень приятно, если вы поделитесь моей статьей в соц. сетях, только пожалуйста не копируйте весь текст, лучше воспользуйтесь кнопками ниже.

Вам также будет интересно:

Утренняя зарядка с мамой
Невесомость на качелях - в рамках игр по астрономии

Как научить малышей ориентироваться в пространствеПодготовка в космонавты в домашних условиях

Ребенка укачивает в машине? Кружится голова, когда он катается на карусели? Значит, у него слабый вестибулярный аппарат. Будет ли эта проблема сопровождать малыша и дальше или ее удастся преодолеть, во многом зависит от родителей.

Своим труднопроизносимым названием вестибулярный аппарат обязан латинскому слову «vestibulum» (в переводе - «преддверие»), так как он располагается в преддверии внутреннего уха и является его частью, часто называемой лабиринтом. Он представляет собой сложную систему, состоящую из трех полукружных каналов, которые находятся в примерно перпендикулярных плоскостях, что позволяет организму реагировать на наклоны во всех направлениях. Вестибулярный лабиринт частично заполнен желеобразной эндолимфой, покрывающей его чувствительные ворсинки. Во время наших движений под действием силы тяжести эндолимфа и плавающие в ней известковые камешки (отолиты) приминают те или иные ворсинки, и в мозг передается информация об изменениях положения тела. В доли секунды обработав полученные данные, мозг дает «указание» изменить расположение и напряжение мышц шеи, туловища, рук и ног, чтобы мы могли удерживать равновесие в любой ситуации. Чутко реагируя на гравитационное поле Земли, эта сложная система позволяет нам ориентироваться в пространстве и поддерживать баланс тела даже с закрытыми глазами. Вот почему тренировать вестибулярный аппарат необходимо тренировать уже с младенчества.

Поэтапное развитие

Первые признаки созревания вестибулярного анализатора появляются уже на четвертом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. У новорожденных можно наблюдать целый ряд вестибулярных рефлексов. Один из них – так называемый автоматизм Моро. В ответ на резкое сотрясение или неожиданный шум малыш резко раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальчики. Начиная со второго месяца жизни, ребенок начинает держать голову. Поддерживать вертикальное положение головы опять-таки помогает вестибулярная система.

Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет и другие функции. Кроха учится поворачиваться, садиться, ползать, манипулировать игрушками. Постепенно его тело принимает вертикальное положение, ребенок делает первые шаги, начинает бегать, осваивает прыжки. И опять-таки освоение этих довольно сложных навыков невозможно без правильного формирования вестибулярного аппарата. Ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и двигаться в нужном направлении.

Вестибулярный аппарат у детей. Нарушения.


Из-за вестибулярных сбоев ребенок может жаловаться на головокружения, у него может быть нарушена ориентация в пространстве. Шаткая походка у малыша старше трех лет тоже является симптомом неблагополучия.

Если перечисленные симптомы появляются у ребенка в состоянии покоя или при минимальных вестибулярных нагрузках (например, после недолгого качания на обычных качелях)и уж тем более, если они носят стойкий характер, следует обратиться к неврологу и отоларингологу. Чтобы поставить диагноз, ребенку могут назначить дополнительные исследования. Например, отоскопию (осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки), а бывает, что и компьютерную томографию височной кости и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Это нужно, чтобы исключить серьезные нарушения работы мозжечка (он тоже регулирует координацию).

Но в подавляющем большинстве случаев вестибулярные сбои ограничиваются «морской болезнью» или укачиванием в транспорте. Избавиться от неприятных симптомов в таком случае помогут упорные тренировки.

Как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка

Для младенца подойдут покачивания на руках у мамы из стороны в сторону, немного более интенсивные, чем обычно. С грудничком на руках также полезно медленно кружиться в вальсе, постепенно убыстряя темп. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону. Как только малыш научится держать голову, с ним можно «летать» по комнате, одной рукой держа его за ножки, а другой - поддерживая грудь. Примерно с 4 месяцев начинайте занятия на надувном специальном мяче – фитболе. Первое занятие длится всего 1 минуту, потом продолжительность постепенно увеличивается. Положите ребенка животиком на хорошо надутый мяч и, прижимая его к мячу, качайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, крутите вокруг оси.

Ближе к году качайте кроху на качелях и в гамаке, малыша постарше - катайте на каруселях любого типа. Можно воспользоваться вращающимся кругом типа «грация». Поставьте на него 1-1,5 летнего ребенка и, держа за руку, покрутите сначала в одну, потом в другую сторону. Скорость и число оборотов надо наращивать постепенно.

Хорошо натренировать вестибулярную систему ребенок может в любом развлекательном центре, где есть батут. Также на пользу вестибулярной системе пойдут лазанье по веревочном лестнице, прыжки через скакалку, прыжки на одной и на двух ногах, бег с препятствиями.

Вестибулярный аппарат любит закаливающие процедуры, активные игры и движение: кувырки, катание на качелях, раскачивание в гамаке и кресле-качалке. Кислые на вкус продукты способствуют стабилизации вестибулярной системы, поэтому, если ребенка начинает поташнивать в транспорте, можно дать пососать ему дольку лимона. А вот переедание, травмы головы и шеи, постоянное ношение наушников и длительная нагрузка на глаза на пользу вестибулярному аппарату не идут. Вредны для него также громкие звуки силой более 100 дБ. Они сильно раздражают микроскопические ворсинки, которыми он усеян.

Многие мамы жалуются, что детей укачивает в транспорте. Даже самая обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Этому есть объяснение – скорее всего, у ребенка слабый вестибулярный аппарат.
Специально для вас мы составили несложную программу тренировок, подходящую малышам от рождения до 5 лет.
Попробуйте начать заниматься с ребенком, это поможет развить у него ловкость, физическую активность и выносливость.

Что такое вестибулярный аппаратВестибулярный аппарат - это орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве. Располагается он во внутреннем ухе. А его формирование заканчивается только к 10-12 годам.
Малыш учится переворачиваться, садиться, ползать. Он встает, падает, делает первые шаги, осваивает прыжки и бег. Кажется, что навыки приходят один за другим без особых усилий. Но без правильного формирования вестибулярного аппарата гармоничное развитие двигательной активности ребенка невозможно.От рождения до годаТренироваться можно начинать с рождения. На первом этапе подойдут детские шезлонги, люльки, а также заботливые руки мамы, укачивающие младенца перед сном.
Все это поможет вестибулярному аппарату малыша развиваться естественно. Но и некоторые полезные упражнения будут не лишними.
Помните, что все упражнения нужно выполнять с ребенком не менее чем за час до и после еды и только в хорошем настроении. «Кач-кач» В положении с малышом на руках поворачивайте торс вправо и влево. Начните с 3-4 поворотов, двигайтесь плавно. Постепенно увеличивайте скорость и количество поворотов. «Любимый мячик» Упражнение проводится на фитболе. Положите ребенка на спинку или животик, и, аккуратно придерживая, начните плавно раскачивать кроху вперед-назад или вправо-влево, чередуя движения.
С 7-8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или под мышки. Также можно разрешить ему попрыгать на мяче при вашей поддержке.
«Самолетик» Полеты у мамы или у папы на руках - это весело и полезно. Положите малыша на согнутые в локтях руки, лицом вниз и поиграйте в «самолетик» передвигаясь с малюткой по квартире. Можно добавить в игру «воздушные ямы» и изменять скорость полетов. «Тренажер» Упражнение можно выполнять, как только кроха начнет держать голову. Сидя на диване или на стуле, положите малыша себе на вытянутые ноги. Придерживая кроху за руки, плавно приподнимайте и опускайте ноги, сгибая в коленях. Такие своеобразные «качельки» очень нравятся деткам. «По кочкам» Упражнение для детей старше 3 месяцев. Посадите кроху себе на колени, приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровной дорожке, в ямку - бух». Дети обожают такие веселые игры. Перемещайте малютку вверх-вниз, иногда смещая его в сторону или позволяя свалиться в «ямку». Обязательно надежно держите ребенка, не позволяйте ему действительно упасть с ваших колен!

С 1 года до 2 летВ год дети, как правило, начинают уверенно стоять и ходить. Как только вы заметите, что ребенок пробует сделать что-то сам, будьте рядом, следите за его желаниями и намерениями, не позволяйте малышу нанести себе вред. Упражнения: «Весело шагать» Малыши любят ходить между взрослыми, взяв их за руки и периодически «повисать» поджав ноги. Это отличная тренировка! Не протестуйте против такого детского развлечения. «Учимся нырять» Если вы решили научить своего кроху плавать и нырять, это пойдет ему на пользу. В воде мы становимся как будто бы легче, и воздействия на вестибулярный аппарат происходит иным образом, чем на суше. Все это позволяет ребенку улавливать нюансы восприятия собственного тела в пространстве.

«Танцуем!» Устраивайте танцы! Включайте музыку, показывайте малышу, как можно кружиться, приседать, подпрыгивать и танцевать. Возьмите кроху на руки и потанцуйте вместе таким образом. Научите его прыгать на левой и правой ножке попеременно. Не избегайте игр на детской площадке. Пусть малыш катается с горки, качается на качелях. Приобретите для него маленький самокат или беговел. Все это отлично развивает двигательную активность.

От 2 до 5 лет«Батут» Примерно с двух лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване, но можно придумать и другие варианты.
В парках на весенне-летний период устанавливают батуты и даже надувные города.
Следите за тем, чтобы количество детей на аттракционе не превышало допустимое, а их возраст был примерно одинаковым. «Веселая гимнастика» Ребенок способен быстро научиться кувыркаться, делать «мостик», удерживать равновесие на одной ножке, ходить на руках, когда кто-то поддерживает его за ноги. Направьте ребенка в секцию гимнастики для малышей или обучите этим нехитрым упражнениям сами.

«Море волнуется раз» Играйте с крохой в игру «Замри!» Водящий громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее название любого животного) на месте замри!» Игроки должны от плавных движений перейти к неподвижной позе того животного, которого обозначил ведущий.

Игра развивает у детей способность удерживать равновесие даже в очень неудобной позе.

Вы слегка раскручиваете ребенка на месте с закрытыми глазами. Когда ребенок откроет глаза, ему будет казаться, что стены, пол и потолок потеряли устойчивость. Для возвращения всей комнаты обратно требуются усилия со стороны вестибулярного аппарата. Так малыш тренируется уверенно держать равновесие и контролировать координацию движений.

«Классики» Пропрыгать классики от 1 до 10 на одной ножке - задача не самая простая, зато какая увлекательная!

Вестибулярный аппарат, отвечающий за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве развивается и укрепляется от подобных подвижных игр со сверстниками.

Помните, что дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, растут здоровыми и физически более развитыми.

Есть эффективный комплекс упражнений для тренировки и развития вестибулярного аппарата и равновесия . Он подходит и детям, и молодым активным людям, и пожилым – разница лишь в степени интенсивности при выполнении комплекса упражнений.

Людям старшего возраста при выполнении комплекса следует соблюдать максимальную осторожность: нагрузку увеличивать постепенно и тренироваться рядом с надёжной опорой (например, «шведской стенкой»), за которую всегда можно ухватиться при утрате равновесия. Каждое упражнение выполняется 5-10 раз в зависимости от состояния здоровья.

1. Исходное положение (и.п.) – стоя, руки перед грудью, согнуты в локтях. Рывки руками назад на счёт 1,2,3, на счёт 4 – развести прямые руки в стороны.

2. И.п. – стоя, руки на поясе, ноги вместе. Не отрывая ступней от пола, поднимите носок правой ноги и пятку левой ноги, затем наоборот.

3. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Медленные наклоны корпуса вправо и влево.

4. И.п. – то же. Поднимите согнутую в колене правую ногу, выпрямите её, снова согните, опустите на пол. Повторите упражнение левой ногой. Вначале выполняйте с опорой для сохранения устойчивости.

5. И.п. – то же. Попеременно отводите руки в сторону с поворотом корпуса в ту же сторону, смотря при этом на пальцы отведённой руки.

6. «Ласточка». И.п. – то же. Наклоняйтесь вперёд, одновременно поднимая ногу и руки в стороны. Вначале обязательно держитесь рукой за опору.

7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Подбрасывайте мяч на разную высоту и старайтесь поймать его. Выполняя упражнение, следите за полётом мяча.

8. И.п. то же. Ударить мячом о стену, дать ему стукнуться раз или два об пол, повернуться за это время кругом и поймать мяч.

9. И.п. – стоя, руки на поясе. Ходьба попеременно на носках и пятках: два шага – на носках, два шага — на пятках.

10. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Ходьба приставным шагом, после четырёх шагов поворот кругом через правое и левое плечо попеременно.

11. И.п. – то же. При ходьбе: на два шага – одна рука в сторону, другая – вверх. На следующие два шага положение рук меняется. Упражнение можно усложнить, поворачивая голову и следя глазами за одной из рук.

12. И.п. – то же. Ходьба обыкновенным шагом вперёд и назад (не разворачиваясь), сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.

13. И.п. – то же. Руки вытянуть вперёд. Одной рукой произвести свободные движения перед грудью, второй рукой одновременно очертить треугольник.

14. И.п. – то же. Руки вытянуть вперёд. Одновременно одной рукой описывать круги по часовой стрелке, а другой – против часовой стрелки. Для усложнения упражнения можно в это же время рисовать ногой квадрат.

15. И.п. – стоя, одна рука на поясе, другой держаться за опору, глаза закрыты. Подняться на носки, постоять 15 секунд, стараясь сохранить равновесие, и вернуться в исходное положение. Затем, так же держась за опору и не открывая глаза, встать на носки, постараться поднять ногу и удержать равновесие.

16. И.п. – стоя, руки на поясе. Подняться на носки и сделать несколько осторожных круговых движений головой. Закрыть глаза и выполнить это же упражнение. И.п. – то же. Держась за опору, выполнять поочерёдно круговые махи ногами. Усложняя упражнение, выполнять круговые махи одной ногой, поднявшись на носок другой ноги.

17. И.п. — то же. Держась за опору, выполнять поочерёдно круговые махи ногами. Усложняя упражнение, выполнять круговые махи одной ногой, поднявшись на носок другой ноги.

Также полезно знать, как тренировать вестибулярный аппарат , развивать координацию движений и чувство равновесия с помощью игр. Всё это можно делать в игровой и даже шутейной форме метанием теннисного мяча в цель, бросанием мяча в баскетбольную корзину, хождением по лежачей на полу достаточно узкой (примерно 15см) доске.

Для здорового организма не требуется специальная тренировка вестибулярного аппарата, который расположен во внутреннем ухе. Воспринимая движения тела, он помогает сохранять человеку равновесие. Помогают ему в этом зрение, чувствительность стоп, периферические элементы, которые расположены в суставных сумках, связках и мышцах.

Специальная жидкость – эндолимфа заполняет преддверие внутреннего уха. Волокна вестибулярного нерва подходят к неким пятнышкам, состоящим из рецепторов — клеток имеющих волоски. Они погружены в вязкую массу с кристалликами карбоната кальция (отолиты). Пятнышки в круглых мешочках ориентированы в плоскости вертикальной. В овальном мешочке они расположены в горизонтальной плоскости.

Отолиты под действием силы тяжести давят на волосковые клетки, изменяя силу при перемещении корпуса. Тем самым, они помогают определить положение тела в пространстве. В ампулах полукружных каналов расположены клетки, называемые гребешками, которые с помощью волосков воспринимают движение эндолимфы, благодаря чему распознается вращение тела. Раздражение через волоски передается в мозг, который посылает сигналы, вызывающие поворот головы и глаз.

  • Если орган для ориентирования не работает, человек не может слышать и говорить. Наклоны головы происходят благодаря расположенным в шейных мышцах рецепторам периферических элементов.
  • Проведя опыты с голубями, установили, что они не смогут летать, если у них блокировать работу лабиринта.
  • Морская свинка при бездействии одной стороны лабиринта тоже теряет ориентацию: она вращается вокруг оси, идущей вдоль позвоночника.

Что вызывает сбой в работе органа ориентирования

Привычка видеть наверху потолок, а под ногами пол, может привести к перевозбуждению органа ориентирования даже при поездке в лифте, когда задействованы другие рецепторы.

Следствием этого будет головокружение, тошнота (даже рвота), дискомфорт в органах дыхания и сердце. Продолжительное катание на качелях вызовет подобный эффект. Непривычное раздражение клеток, приводит к их перевозбуждению, за которым наступает сбой, известный под названием «морская болезнь».

Тренировка вестибулярного аппарата качелями

Чтобы избежать таких сбоев, нужно тренировать вестибулярный аппарат. Легко это сделать, катаясь на качелях. Начинать тренировку рекомендуется с небольшой амплитуды, которую увеличивают постепенно. По мере роста тренированности, время качания на качелях тоже увеличивают. Полезно на протяжении дня качаться 20-25 минут.

Как умение сохранять равновесие тренирует вестибулярный аппарат

Избавиться от «морской болезни» поможет тренировка по сохранению равновесия при ходьбе по бордюру. Это занятие очень нравится малышам, а мамы, запрещающие такую тренировку, не правы. Для тех, кто привык фиксировать привычное положение предметов, или кто сильно напрягается, пройти по бордюру 15 метров окажется проблематичным. Когда же вы займетесь тренировкой вестибулярного аппарата, шагая по бордюру, это делать, станет легко.

Полезно упражнение «волчок» — обороты вокруг собственной оси. Тренировка предполагает выполнение в день по 10 оборотов в обе стороны (по часовой стрелке, затем, против). После выполнения упражнения, попробуйте пройтись по прямой линии. Вначале это получится плохо, но по мере укрепления вестибулярного аппарата, дистанция будет увеличиваться, а головокружение перестанет досаждать.

Тренировка вестибулярного аппарата, или перенос предметов на голове

Тренировка полезна для развития осанки и для тренировки равновесия. Начинать тренировки нужно с переноса устойчивых предметов – например, с переноса книги или небольшой емкости из пластика, в которую для тяжести помещен пластилин. Если проводить тренировки вестибулярного аппарата регулярно, вскоре вы удивите всех тем, насколько легко удерживаете на голове мяч.

Виды спорта, помогающие тренировать вестибулярный аппарат

Полезны лыжи, гимнастика, коньки, ролики, аэробика, заниматься которой можно в домашних условиях. Хорошо помогают упражнения на равновесие, выполняемые с фитболом – большим надувным мячом. Во время тренировки учатся удерживать различные позы в определенных позициях: опираясь руками на фитбол, ложась на него животом и спиной.

Тренировки клеток органа ориентирования снижают его возбудимость. Подходят для этого и активные движения.

Поэтому игры в футбол, баскетбол, волейбол отлично подходят в качестве тренировки вестибулярного аппарата, как и игры в бадминтон, теннис.

Как справиться с «морской болезнью»

Упражнения для тренировки вестибулярного аппарата

Эта статья адресована людям, перенесшим такие тяжёлые заболевания, как инсульт, энцефалопатии и черепно-мозговые травмы , в результате которых произошли нарушения двигательных функций конечностей, координации движения и вестибулярного аппарата .

Для восстановления этих функций просто необходима гимнастика.

Для восстановления двигательных функций упражнения не отличаются оригинальностью. Это обычные, всем известные, сгибания и разгибания конечностей, с грузом (гантели) и без.

А вот на упражнениях для тренировки координации движений и вестибулярного аппарата хочу остановиться подробнее.

За координацию движений отвечает отдел головного мозга - мозжечок. А за вестибулярный аппарат - внутреннее ухо. Но все сигналы поступают туда через кору головного мозга. Нарушения в мозговом кровообращении и ведут к потере равновесия, головокружениям.

Все мы не раз наблюдали за гимнастами, эквилибристами, канатоходцами и пар-курщиками. Их умение держать равновесие и координация движений порой поражает наше воображение. Но всё это было достигнуто в результате ежедневных и кропотливых тренировок.

Для начала необходимо проверить состояние Вашего вестибулярного аппарата. Для этого выполните следующее несложное упражнение:

Станьте прямо, ноги вместе, руки на поясе. Откиньте голову назад. Усложнить - подняться на носки и закрыть глаза. Продержаться в таком положении - 20 - 30 секунд. Если это упражнение получается без проблем, можно переходить непосредственно к комплексу:

Поставьте стопы правой и левой ноги на одну линию, так чтобы носок упирался в пятку, и в таком положении стоим 20 - 30 секунд. Упражнение можно усложнить, идя таким образом по прямой линии или закрыв глаза.

Поставьте ноги вместе, станьте на носки. Руки на поясе. Выполняйте наклоны туловища, сначала вперёд, на 90 градусов, затем стороны. Усложнить - закрыть глаза.

3. Отпад.

Стоя на носках, ноги вместе, откиньте голову максимально назад и удерживайте её в таком положении 20 - 30 скекунд. Затем резкие повороты головы вправо - влево. Усложнить - закрыть глаза.

4. Махи.

Руки на поясе. Станьте на носок одной ноги и выполняйте маятниковые махи, с максимальной амплитудой, другой ногой. Затем поменяйте маховую ногу. 10 - 20 махов.

5. Отпад + маятник.

Станьте на носок одной ноги. Руки на поясе. Выполняйте наклоны головы вперёд-назад, в стороны. Усложнить упражнение можно выполняя махи свободной ногой или закрыв глаза.

Ещё для тренировки вестибулярого аппарат и координации движений рекомендуется выполнять приседания (просто, на носочках, на одной ноге, с закрытыми глазами), кувырки, прыжки на месте и через скакалку.

Вестибулярный аппарат - достаточно сложный механизм, поэтому для его восстановления потребуется от 6 месяцев ежедневных тренировок.

Тренажёры и приспособления.

Для занятий гимнастикой, я рекомендую использовать несколько приспособлений-тренажёров. Все беговые дорожки, орбит-треки и вело-тренажёры - это конечно хорошо, но дорого. Есть куча приспособлений, которые куда дешевле и не менее полезных. Вот некоторые из них.

Для тренировки ног:

1. Утяжелители для ног.

Применяются для тренировки при ходьбе. Вообще, ходьба - это самое главное упражнение для нашей тренировки. Это утверждают все врачи и целители. Утяжелители не сложно изготовить самому. Идея эта мне пришла в голову после просмотра Корейского фильма “Хон Гиль Дон”. Ходьба, ходьба и ещё раз ходьба!

Я болею уже 8 лет. И вот однажды я задумался, если бы я делал в день “+ 1 нормальный шаг” (а это вполне реально), то сейчас бы уже свободно проходил “правильной походкой” 3000 метров, а это - 3 километра. И от этой мысли становится грустно и обидно.

2. Для тренировки “правильного шага” можно использовать квадратики линолеума на полу или спички, разложив их таким образом, чтобы при наступлении получался “правильный шаг”. Зимой хорошо ходить след-вслед, после здорового человека.

3. Топ-тапки.

Ребенок учится переворачиваться и садиться, затем вставать и падать, делать первые шаги, осваивает бег, прыжки… Кажется, что это происходит само собой. На самом деле уверенно перемещаться в пространстве ему позволяет целый ряд органов чувств и систем организма. Наиболее важная роль в данном «оркестре» принадлежит вестибулярному аппарату. Без его правильного формирования невозможно нормальное развитие двигательной активности малыша. Вот почему так необходимы специальные игры и ежедневные тренировки с самого раннего возраста.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: первооткрыватель (с рождения до 1 года)

Тренировать вестибулярный аппарат можно буквально с рождения. До 6 месяцев, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно, важно, чтобы он занимал при качании на руках или в других приспособлениях лежачее или полулежачее положение. Впрочем, если малыш долго будет воспринимать мир только из «горизонтали», важная часть вестибулярного аппарата, отвечающая за восприятие верха и низа, не будет развиваться как положено. Поэтому носите малыша также «столбиком», положив его головку себе на плечо и поддерживая ее рукой. Вот несколько полезных упражнений.

«Бэби-диско» (от 0 до года). Ребенок располагается «столбиком», лицом к вам или полулежит на ваших руках. Под музыку или без нее вы можете совершать вращательные движения из стороны в сторону (вокруг вертикальной оси), или перемещать младенца вверх-вниз по прямой, или очерчивая полукруг. Начинайте с 2–3 оборотов, двигаясь плавно. Затем можно постепенно увеличивать продолжительность, скорость и количество вращений.

«Мой любимый мячик» (с 1 месяца до года). Упражнения на большом надувном мяче для фитнеса: выкладывайте малыша на животик или спинку и плавно качайте на мяче вперед-назад, вправо-влево. С 7–8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или подмышки. Также при поддержке можно давать ему возможность попрыгать на мяче. Или попрыгать вместе с ним, посадив его на колени, а самой сев на мяч.

«Папин тренажерчик» (с 3 месяцев до года). Как правило, это упражнение любят папы, которые не прочь подкачать свои бицепсы. Когда малыш начинает уверенно держать головку, его можно взять под мышки, повернув лицом к себе, и поднять над своей головой. Сначала это однократные подъемы-опускания до уровня глаз, потом по мере привыкания ребенка и тренировки ваших рук ребенка можно невысоко подбросить и поймать, со временем подкидывая его все выше и выше.

«По кочкам» (с 6–7 месяцев до года). Возьмите ребенка на колени, поддерживая под мышками и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Перемещайте его вверх и вниз, иногда резко смещая в сторону и позволяя свалиться в яму. Дети обожают внезапное падение с надежной страховкой.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: олимпиады годовичков (с 1 до 2 лет)

Как правило, в год дети уже начинают ходить или, как минимум, уверенно стоят на ногах. А значит, надо продолжать учить их прямохождению, прыжкам с поддержкой и без, кувыркам вбок и др.

Висим и качаемся. Малыш в возрасте от года до 2 лет обожает «летать», когда бежит к папе, а тот ловит его и подкидывает вверх. Или просто, стоя на месте, берет под мышки, поднимает, подбрасывает и ловит. Еще ребенок любит идти между взрослыми, взяв их за руки, и периодически «подвисать», поджав ноги, или раскачиваться вперед-назад на руках. Все это тренирует вестибулярный аппарат. С 1–1,5 лет можно оборудовать в детской спортивный уголок: с маленьким турником, кольцами (на уровне вытянутых вверх рук ребенка), канатом, качелями, прыгунками и лестницей.

Юный пловец. Если вы решили научить ребенка нырять и плавать, это пойдет на пользу. В воде малыш ощущает себя более легким, и воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет иным, чем на суше. Это позволит ребенку улавливать более тонкие нюансы восприятия своего тела в пространстве.

«Танцуют все!» Дома стоит почаще устраивать «танцы». Включайте ребенку музыку, чтобы он скакал и кружился сам, либо вальсируйте с ним, взяв его на руки. Учите малыша стоять и прыгать попеременно то на одной, то на другой ножке.

Уличные развлечения. Прогулки на детских площадках тоже способствуют развитию вестибулярного аппарата. Пусть малыш катается с горки и качается на качелях. Можно освоить машинку-каталку, попробовать кататься на самокате или даже на трех- или четырехколесном велосипеде.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: в поисках баланса (с 2 до 3 лет)

На улице помогайте ребенку закреплять приобретенные навыки: разрешайте ему ходить по линиям, бортикам и бревну, кататься на качелях и каруселях. Примерно с 2 лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване. Поддержите своего ребенка в этом занятии и за пределами квартиры.

Батут. В парках аттракционов есть детские батуты и даже целые надувные города, приспособленные для прыжков. Следите только за тем, чтобы в одежде малыша не было жестких деталей (пряжек, ремешков, заколок и т. д.), которые могут травмировать его при неудачном приземлении. А еще смотрите, чтобы по соседству от него не скакали дети, значительно старше и крупнее. При желании и явном увлечении малыша этим занятием можно купить на дачу или домой в детскую небольшой надувной или сеточный батут.

Спортивный уголок. Если до 2 лет наличие спортивного уголка в детской скорее желательно, чем обязательно, то после двух это приобретение – важное подспорье для физического развития ребенка. Малышам нравится раскачиваться на кольцах, висеть вниз головой, подтягиваться на турнике, кувыркаться на матрасе, залезать по канату и по лестнице (деревянной и веревочной, вертикальной и под наклоном).

Это факт
Вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте внутреннего уха. Его рецепторы воспринимают линейное и угловое ускорение, а также силу тяжести. Основная функция вестибулярного аппарата – поддержание равновесия. Полное развитие и формирование органа равновесия заканчивается примерно к 12 годам жизни ребенка. При слабости вестибулярного аппарата возникают «болезни движения». По данным статистики, ими страдают около 5 % населения Земли.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: юный экстремал (с 3 до 4 лет)

Малышу становятся доступны многие детские аттракционы: большие карусели, качели-лодочка, разнообразные машинки и другие забавы с кручением и вращением. Также не иссякает интерес к батуту и всевозможным лазаниям по разным поверхностям.

«Березки», «мостики» и другие. Ребенок способен делать более разнообразные упражнения: постоять в «березке», перекатиться назад, сделать «мостик», продолжительно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, походить на руках, когда кто-то его поддерживает за ноги...

«Замри, или Море волнуется раз…». Если детей много, можно сыграть в «Замри». Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее называется любое животное или птица) на месте замри!» Игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры. Игра развивает не только способность к долгому удержанию равновесия в неудобной позе, но и творческое начало, а также умение терпеть и контролировать свои действия. В этом возрасте детям нравится также играть в прятки, жмурки, салочки.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: отряд прыгунов (с 4 до 5 лет)

Батут, качели, парки аттракционов все еще актуальны для четырех- и пятилеток. Но улучшается координация и физические возможности ребенка, а потому ему становятся доступны более длительные, амплитудные вращения и кружения. Стоит продолжать лазание по лестнице и канату, хождение по бревну. Также настало время учить малыша кататься на двухколесном велосипеде.

«Юла». Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат. Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает. Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость. Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.

«Классики». Это упрощенный вариант игры нашего детства. Требуется нарисовать мелом поле для игры, разделенное на квадраты (каждый примерно по 50 см площадью), пронумерованные от 1 до 10. Смысл игры в том, чтобы прыгать в каждую клеточку и при этом не наступать на прочерченные линии. Сначала можно прыгать на двух ногах без биты (любой круглой металлической коробочки), затем немного усложнять задачу: на одной ноге, с битой, в компании. Все это великолепно тренирует координацию.

Вестибулярный аппарат отвечает за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве. От того, насколько он развит, во многом зависит качество жизни человека. Тренируя его с младенчества, вы подарите своему крохе большие возможности для развития и активных игр со сверстниками.