С января 2004 года в РФ изменилась система взимания платежей за пользование объектами природной среды (животных и водных ресурсов) – был введен единый сбор, приравненный к налоговым обязательствам. Указанным сбором облагаются только объекты, на добычу и использование которых выдается специальное разрешение. Разберем общие правила расчета и перечисления указанного вида платежей.

Общие сведения про сбор за пользование животного мира и водных биологических ресурсов

До 2004 года вместо современного сбора существовало два вида платежей:

  • плата за пользование животными объектами;
  • квоты на вылов водных ресурсов.

Существовавшая система была неэффективной и создавала предпосылки для коррупционных действий. Введенный сбор распространяется на все виды субъектов, в том числе физических лиц.

Понятие и характеристика

Рассматриваемый сбор отнесен к обязательным федеральным платежам, однако не является налогом. Обязанность по уплате указанного вида платежа распространяется на всю территорию РФ, при этом принятие дополнительных региональных или местных нормативных актов не требуется.

Под пользованием понимается добыча указанных объектов и ресурсов в естественных условиях – в лесах, на полях, в водных зонах и территориях, и т.д. Следовательно, при разведении указанных объектов в искусственных условиях сбор не уплачивается. Кроме того, сбор подлежит уплате при добыче не всех видов объектов и ресурсов, а только таких, для которых должно выдаваться специализированное разрешение (оно выдается уполномоченными федеральными ведомствами).

Нормативное регулирование

Для введения в действие нового сбора, в 2003 году Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 25.1 (ст. ст. 333.1-333.7 НК РФ). Дополнительно, при расчете суммы платежа, учитываются следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ;
  • Федеральный закон № 191-ФЗ;
  • Федеральный закон № 187-ФЗ.

Указанные акты федерального значения не могут изменять или отменять порядок уплаты сбора или его размер, однако регламентируют условия выдачи разрешений и правила добычи указанных животных и водных объектов.

Объекты

Перечень объектов, за изъятие которых из природной сферы которыми предстоит уплачивать сбор, регламентирован ст. 333.2 НК РФ:

  • объекты животной сферы , для изъятия которых из естественной среды требуется специальное разрешение – перечень таких объектов утверждается на федеральном уровне;
  • водные ресурсы биологического характера , которые извлекаются из естественной среды на основании специального разрешения.

В состав объектов, за которые уплачивается сбор, не входят животные и водные биологические ресурсы, извлекаемые из природной среды для личного использования малочисленных и коренных народностей. Перечень таких льготных категорий также регламентирован законодательными актами. Помимо этого, не будет взиматься платеж за объекты, извлекаемые иными субъектами, для которых рыболовство и охота являются основным признаком существования.

Порядок и сроки уплаты сборов

Плательщики

В ст. 333.1 НК РФ перечислены категории субъектов, на которых распространяется обязанность по уплате указанного сбора:

Признать плательщиком сбора можно только субъект, который обратился за .

Если пользования происходит без разрешительной документации, виновное лицо будет обязано возместить ущерб природной среде в виде штрафных санкций.

Проблемы сбора

Основные сложности с начислением и удержание сбора заключаются в безлицензионном пользовании животными и водными объектами и ресурсами. Добыча без разрешения признается браконьерством и карается по нормам УК РФ или КоАП РФ, однако выявить факт такого нарушения и установить виновных лиц крайне сложно.

Наиболее ценные породы животных и водных объектов добываются в труднодоступных местах, где отсутствуют на постоянной основе правоохранительные или иные уполномоченные органы. По этой причине, существенная доля изъятых ресурсов животного и водного мира не охватывает разрешениями, и, соответственно, сбором по НК РФ. Кроме того, даже при наличии разрешения субъекты, добывающие ресурсы, могут занижать их объемы и количество.

Сбор за спецводопользование описан в видео ниже:

Оплата налога

Тарифы для расчета рассматриваемого платежа утверждены ст. 333.3 НК РФ и определяются следующим образом:

  • для животных объектов – за единицу (одно животное), разрешенную к добыче;
  • для водных ресурсов биологического характера – за одну тонну.

Например, за одного добытого лося, на которого выдано разрешение, придется уплатить 1500 руб., а за одну тонну трески – 3000 рублей. За изъятие молодых копытных животных (в возрасте до года) из дикой природной среды размер ставки увеличивается на 50%.

Если добыча осуществляется с целью охраны населения или защиты от эпидемиологических заболеваний, сумма ставки за сбор будет равно 0 рублей. Аналогичным образом, не нужно уплачивать сбор при добыче указанных объектов для целей научного исследования, либо для определения их запасов. Отдельные категории льгот предусматриваются для рыбохозяйственных предприятий и колхозов и иных аналогичных структур.

Сумма сбора рассчитывается при выдаче разрешения на добычу и перечисляется в бюджет в виде однократного или разового платежа. Если оплата осуществлялась в виде авансового разового платежа, оставшуюся сумму нужно перечислять пропорциональными долями в бюджет не позднее 20-го числа каждого месяца в течение всего срока действия разрешительного документа.

Граждане перечисляют сбор по месту расположения ведомства, выдавшего разрешение на добычу или охоту. Субъекты предпринимательской деятельности перечисляют сбор за изъятие объектов из водной сферы на территории, где были поставлены на учет в ИФНС, а за объекты животной сферы – по месту расположения органа, выдавшего разрешительный документ.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1. Налогового Кодекса РФ.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов - организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, получающие лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов на территории РФ (ст. 333.1 НК РФ).

Объектами налогообложения признаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования (ст. 333.2 НК РФ).

Налоговым кодексом установлены ставки в рублях за объекты животного мира, за объекты водных биологических ресурсов и за морских млекопитающих.

Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей, когда их использование осуществляется в целях:

· охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов;

· изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ (ст. 333.3 НК РФ).

Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций установлены НК в размере 15% от установленных ставок.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира водных биологических ресурсов (ст. 333.4 НК РФ).

Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира по месту нахождения органа, выдавшего лицензию.

Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения).

Оставшаяся сумма сбора уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

· плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение);

· плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета (ст. 333.5 НК РФ).

По истечении срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям. Зачет или возврат сумм сбора осуществляется при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом (ст. 333.7 НК РФ).

Водный налог

Водный налог регулируется главой 25.2. Налогового Кодекса РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса (ст. 333.8 НК РФ).

Виды пользования водными объектами:

1. Забор воды из водных объектов;

2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (ст. 333.9 НК РФ).

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:

· При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

· При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

· При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

· При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100 (ст. 333.10 НК РФ).

Налоговым периодом признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налоговым Кодексом установлен размер налоговых ставок по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам РФ.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как 1/4 утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога (ст. 333.13-333.15 НК РФ).

(Глава 25.1 НК )

Включают два сбора:

1) сбор за пользование объектами животного мира;

2) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Плательщики – юридические и физические лица, получающие лицензии на пользование соответствующими объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром (Федеральный закон № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире» ):

  • рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

    добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и др.

Ставки сбора установлены статьей 333.3 НК в зависимости от вида объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира в полном размере.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как 10 процентов от исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения)представляют в налоговый орган сведения о полученных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов. Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетность не предусмотрена.

3.6. Водный налог

(Глава 25.2 НК )

Налогоплательщики – организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (после 1.01.2007 г.).

Таблица 9

Объекты налогообложения и налоговая база по водному налогу

Объект налогообложения

Налоговая база

Забор воды из водных объектов

объем воды, забранной из водного объекта, в тыс. куб. м.

Использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях)

площадь предоставленного водного пространства, в кв.км.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

количество произведенной электроэнергии, в тыс. кВт∙ч

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, в тыс. куб.м. / 100 км

Перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, установлен в п.2 ст. 333.9 НК .

Особенности определения налоговой базы :

1) При заборе воды – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Данный объем определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

2) При использовании акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства.

Данная площадь определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Налоговый период – квартал.

Налоговые ставки (ст. 333.12 НК ) устанавливаются дифференцировано в зависимости:

а) от вида водопользования;

б) от экономического района;

в) от бассейна рек, озер, морей.

Начиная с 2015 года ставки водного налога будут увеличиваться (индексироваться) на 15% ежегодно.

Налог уплачивается, а также декларация в налоговый орган представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обновлено 23.10.2017 06:01

В РФ существует сбор за пользование объектами животного мира, а также сбор за пользование объектами водных ресурсов. Рассмотрим, в каких случаях его должны уплачивать физические лица и как определяется его размер.

Плательщики сбора и объекты обложения

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ (п. 1 ст. 333.1 НК РФ). Другими словами, плательщики сбора - это граждане, получающие разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - охотники).

Объектами обложения признаются объекты животного мира - звери и птицы, которые изымаются из среды их обитания на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.2, п. 1 ст. 333.3 НК РФ).

Исключение сделано для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р) и граждан, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р), для которых охота и рыболовство являются основой существования. При этом не признается объектом обложения сбором только такое количество добытых животных, которое необходимо исключительно для удовлетворения личных нужд (в соответствии с лимитами, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти).

Порядок получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов

Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).

В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:

Сведения об охотнике и охотничьем билете;

Вид охоты, который предполагается осуществлять;

Сведения о добываемых охотничьих ресурсах;

Количество добываемых охотничьих ресурсов;

Сроки охоты и места охоты.

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается на основании следующих документов (п. 4 Порядка подачи заявок и заявлений, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379):

Заявления, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

вид охоты, который предполагается осуществлять;

сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;

предполагаемые сроки охоты;

места охоты;

предполагаемые орудия и способы охоты;

дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;

Документа, подтверждающего уплату сбора за пользование объектами животного мира (представляется по инициативе охотника);

Документа, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу разрешения (представляется по инициативе охотника) (п. 10 Порядка подачи заявок и заявлений).

Примечание. Если заявителем является иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, для получения разрешения он подает заявление лично либо через уполномоченного в соответствии с законодательством РФ представителя в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение. При этом к заявлению нужно приложить заверенную в установленном порядке копию заключенного договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (п. 6 Порядка подачи заявок и заявлений).

Если вы не уплатили сбор, разрешение на добычу охотничьих ресурсов вам не выдадут.

Таким образом, уплата сбора необходима для получения разрешения на охоту.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира

Охотники уплачивают сумму сбора при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов по месту нахождения органа, выдавшего такое разрешение (п. п. 1, 3 ст. 333.5 НК РФ).

Выдают разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) гражданину, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в РФ и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, если он охотится:

В закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;

В общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта РФ;

На особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Полный перечень объектов обложения - зверей и птиц, за добычу которых взимается сбор, а также ставки сбора установлены п. п. 1 - 3 ст. 333.3 НК РФ.

Обратите внимание!

Дикие животные, не поименованные в указанном перечне, не относятся к объектам животного мира, изъятие которых из природной среды облагается сбором. Так, без уплаты сбора можно охотиться на зайцев, лис, уток, гусей и других не поименованных в перечне зверей и птиц.

Размер сбора определяется как произведение количества животных (зверей и (или) птиц), которые охотник имеет право добыть в процессе охоты, и ставки сбора, установленной в отношении этих животных.

Пример. Расчет суммы сбора исходя из количества добытых животных

Охотнику выдано разрешение на отстрел пяти глухарей. Ставка сбора за одного глухаря составляет 100 руб.

Сумма сбора составляет 500 руб. (100 руб. x 5).

При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставка сбора за пользование объектами животного мира устанавливается в размере 50% от установленных п. 1 ст. 333.3 ставок.

Пример. Расчет суммы сбора при изъятии молодняка диких животных

Выдано разрешение на отстрел пяти кабанов, в том числе двух особей в возрасте до одного года. Ставка сбора за одного кабана составляет 450 руб.

Сумма сбора составляет:

450 руб. x 3 + 450 руб. x 50% x 2 = 1800 руб.

Ставки сбора устанавливаются в размере 0 руб., если пользование объектами животного мира осуществляется (п. 3 ст. 333.3 НК РФ):

В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

Изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ.

Сбор уплачивается единовременно и в полном размере через банк, а в случае его отсутствия - через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления.

Ответственность за нарушение правил охоты

Охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов признается незаконной (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21).

Нарушение правил охоты влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 500 до 4000 руб. с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охотиться на срок до двух лет (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ).

Уплата сбора за пользование объектами водных биоресурсов

Формально физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, признаются плательщиками сбора (п. 2 ст. 333.1 НК РФ).

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов установлены п. п. 4, 5 ст. 333.3 НК РФ в расчете на одну тонну улова.

При этом граждане, занимающиеся любительским и спортивным рыболовством без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, плательщиками сбора не являются.

Также сбор не уплачивают граждане, занимающиеся любительским и спортивным рыболовством на водных объектах или их частях, специально предоставленных для организации данного вида рыболовства, на основании разрешений (лицензий, путевок), выданных организациями - организаторами любительского и спортивного рыболовства, поскольку в таких случаях плательщиками сбора являются эти организации (Письмо Минфина России от 31.01.2007 N 03-06-05-03/1).

Call from mobile

You"ll need Skype CreditFree via Skype

Cбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов - это не налог, но сбор, входящий в налоговую систему России и регулируемый Налоговым кодексом РФ. По сути это даже два сбора - один за пользование объектами животного мира, второй за пользование объектами водных биоресурсов. Но они так близки, что объединяются в единую сущность.

Сбору посвящена глава 25.1 НК РФ, которая устанавливает основы этого платежа в бюджет со стороны организаций и ИП. Также важное значение имеет Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 45, которым разъяснены основные вопросы применения сбора.

Плательщики

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов - это организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение:

  • на добычу объектов животного мира на территории РФ;
  • на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в ее исключительной экономической зоне, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты обложения сборами

Сборами облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, поименованные в статье 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании выданного разрешения.

В статье 333.3 НК РФ перечислены животные, птицы, рыбы и другие обитатели водоемов, которые таким образом признаются объектами обложения данными сборами.

Сборами не облагаются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется:

  • для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню Правительства РФ);
  • лицами, постоянно проживающими в местах традиционного обитания и хозяйствования коренных малочисленных налогов, если охота и рыболовство являются основой их существования.

Есть лимиты на использование объектов животного мира и водных биоресурсов, они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ставки сбора

Ставки сбора установлены Налоговым кодексом РФ:

  • за каждый объект животного мира - п. 1 ст. 333.3 НК РФ;
  • за каждый объект водных биологических ресурсов - п. 4 ст. 333.3 НК РФ;
  • за каждый объект водных биоресурсов - морских млекопитающих - п. 5 ст. 333.3 НК РФ.

При соблюдении определенных условий возможно применение нулевой ставки (п. 3 и п. 6 ст.333.3), а также пониженных ставок сборов (п. 2 и п. 7 ст. 333.3).

Обязательные условия

Органы, выдавшие разрешение на добычу объектов животного мира и/или разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения:

  • о выданных разрешениях;
  • о сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению;
  • о сроках уплаты сбора.

Сведения представляются по утвержденным формам (Приказы ФНС РФ от 26.02.2006 N САЭ-3-21/108@, от 26.02.2006 N САЭ-3-21/111@).

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие соответствующее разрешение, не позднее 10 дней со дня его получения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения:

  • о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира;
  • о суммах сбора, подлежащих уплате;
  • о суммах фактически уплаченных сборов.

Сведения представляются по утвержденным формам (Приказы ФНС РФ от 26.02.2006 N САЭ-3-21/109@, от 26.02.2006 N САЭ-3-21/110@).

По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям.

Зачет или возврат сумм сбора осуществляется в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса РФ, при условии представления соответствующих документов.

Порядок распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях, учебных и культурно-просветительских целях утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.11.2008 N 887.

Распределение общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова) установлено Постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 N 768.

Порядок уплаты сбора

О сроках и порядке уплаты сбора указано в ст. 333.5 Налогового Кодекса РФ.

Плательщики сбора за пользование объектами животного мира (кроме водных биоресурсов) уплачивают сбор при получении разрешения на добычу.

Плательщики сбора за пользование объектами водных биоресурсов уплачивают его в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, - единовременного взноса.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

  • плательщиками - физическими лицами, за исключением ИП, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;
  • плательщиками - организациями и ИП - по месту своего учета.

Зачисляются сборы на счета федерального казначейства с последующим распределением по бюджетам.