После того, как Александр Засс перебрался в Англию, в СССР его имя было почти забыто – подобная смена гражданства не считалась достойным поступком и о силаче, несмотря на все его таланты, старались не говорить. Силачом, меж тем, Засс был весьма талантливым; продвигая нестандартную систему тренировок, он добился воистину впечатляющих результатов.


Александр Засс – русский силач, профессиональный борец и дрессировщик. Более всего был известен под псевдонимами "Самсон", "Железный Самсон" и "Удивительный Самсон". По некоторым данным считается первым дореволюционным русским чемпионом-тяжеловесом.

Родился Александр в 1888-м в Вильно (Vilno), тогда бывшем частью Российской империи. Еще будучи совсем молодым, он демонстрировал незаурядные физические способности; помимо прочего, Засс тренировался, "сгибая живые ветви". Детство и юность Засса прошли в Пензенской губернии, в городе Саранске; там он активно занимался, развивая свои впечатляющие природные способности. Сила Засса была необычной в том числе и применительно к его телосложению и общим параметрам – так, при весе в 66 килограммов Александр мог проделать жим с отклонением правой рукой 80 килограммов.

В 1908-ом Засс дебютировал на цирковой арене в Оренбурге. Внешние параметры Засса все еще не впечатляли – рост его составлял 167.5 сантиметров, да и больше 75 килограммов силач не весил; тем не менее, собственная система тренировок помогла Александру стать невероятно сильным. Секрет системы Засса состоял из нескольких факторов; так, Александр большое внимание уделял укреплению сухожилий и традиционным работам с весами и сокращению мышц предпочитал упражнения изометрического толка. Физическая сила помогла Зассу преуспеть в цирковой индустрии, однако начавшая война вынудила его оставить цирк.

Во время Первой Мировой Засс служил в Российской армии, сражаясь с австрий

цами. На протяжении войны Александр 4 раза попадал в плен – и 4 из этого плена сбегал. Не забывал о занятиях спортом Засс даже в плену – в качестве импровизированного тренажера русский силач использовал прутья своей тюремной камеры. Впоследствии опыт тюремных тренировок Александра нередко приводился в качестве примера эффективности правильно поставленных изометрических тренировок. Как минимум в одном случае Александр использовал в своем побеге свою незаурядную силу – разорвав цепи и погнув прутья. В дальнейшем Засс сам довольно активно продвигал изометрические упражнения.

Так, в плен Александр попадал в 1914-ом – при этом будучи серьезно раненым в обе ноги шрапнелью. В тот раз побег оказался испытанием довольно сложным; Засс дважды терпел неудачу и обрести вожделенную свободу смог лишь с третьей попытки. Сбежав из лагеря, Александр добрался до венгерского городка Капошвар (Kaposvár), где примкнул к труппе довольно известного цирка Шмидта. Кстати говоря, именно в цирке Шмидта было впервые использовано сценическое имя Александра – "Самсон". С труппой Засс объездил всю Европу и стал довольно известным.

После войны Александр устроился в цирк, где активно демонстрировал свои способности. С цирковыми номерами Засс путешествовал по всему миру. Ходили слухи, что выступления в качестве циркового силача были лишь формальным поводом для выездов за границу; по некоторым теориям Александр Засс был русским разведчиком, использовавшим цирк в качестве прикрытия. Впрочем, теория э

та во многих отношениях является довольно сомнительной – так, в 1924-ом Засс и вовсе обосновался в Англии на постоянной основе.

В 1926-ом Александр Засс издал свою автобиографию, "Удивительный Самсон. Рассказано им самим" ("The Amazing Samson: as Told by Himself").

В 1928-ом скончалась супруга Александра, Бланш (Blanche); на тот момент она была всего лишь подростком.

В 30-х годах 20-го века Александр Засс все еще продолжал выступать в качестве циркового силача. Постоянные тренировки позволяли Зассу держать себя в форме; кроме того, силач придавал большое значение теоретическим аспектам тренировок – и демонстрировал их незаурядное понимание.

В списке достижений Александра Засса значится невероятное количество впечатляющих демонстраций силы. Во время военных действий Засс носил свою раненную лошадь; позже, в качестве циркача, он всерьез доработал этот номер – и теперь на плечах своих носил уже двух львов. Носил он и более сложные комбинации – так, Засс за один раз поднимал рояль, пианиста и танцовщицу. В другом номере Засс работал с одним лишь пианино – поднимая его одними лишь зубами. Многим запомнился номер с пушкой; Засс не выполнял популярную во многих цирковых представлениях роль живого пушечного ядра – он ловил женщину, в качестве такого ядра выступавшую. Сила Александра была столь велика, что он мог согнуть 13-сантиметровый стальной прут в подкову и голой ладонью загонял в 5-сантиметровую доску 13-сантиметровый гвоздь.

В Англии обосновавшийся там силач был изв

естен хорошо; страна стала его новым домом и своеобразной отправной точкой для новых гастролей. На родине Засса поминать старались реже – репутации силача в Стране Советов переезд в Англию удар нанес довольно сильный. Впрочем, авторитет Александра как силача и специалиста по силовым тренировкам не признать было нельзя. Засс лично изобрел новую версию кистевого динамометра и создал собственную вариацию пушки для циркового номера с живым пушечным ядром.

В качестве силача Александр на арену цирка в последний раз вышел в 1954-ом; на тот момент Самсону было уже 66 лет, однако былой хватки силач не утратил ничуть. Цирк, впрочем, Засс не оставил, даже перестав выступать в качестве силача – он довольно быстро сумел найти себе новое призвание, став весьма талантливым дрессировщиком. Засс работал с собаками, обезьянами, пони и лошадьми; в зоопарках он дрессировал слонов и даже львов – причем последних он по старой памяти носил на плечах, с помощью специального коромысла.

В 50-х Александр Засс обосновался в Хокли, Эссекс (Hockley, Essex); там он жил в бунгало вместе с еще целым рядом бывших циркачей. В Эссексе Александр прожил до самой смерти; скончался он 26-го сентября 1962-го и был похоронен на кладбище приходской церкви. Позже в Оренбурге в честь Засса была воздвигнута статуя; памятник, изготовленный А. Рукавшниковым, был открыт перед зданием Оренбургского цирка. Открытие было приурочено к 100-летней годовщине с первого выступления Удивительного Самсона и прошло в 2008-ом.

Россия всегда была знаменита своими силачами, но кто же прославлял нашу страну в начале прошлого века? Таким человеком можно смело назвать Александра Засса. Русский богатырь выступал с силовыми номерами в цирке, а во время Первой мировой войны на своих плечах вынес с поля боя раненного под ним коня. Александр создал собственную систему для укрепления сухожилий и развития силы.

Цирковая карьера

Цирковые выступления Александра, который выступал под псевдонимом Самсон, регулярно собирали аншлаги. Люди приезжали со всего мира, чтобы посмотреть на русского силача. Никто не мог повторить его силовые номера, а зрители были не просто в восторге, а иногда даже в шоке. Самсон мог поймать ядро весом в 90 кг, которое летело из специальной цирковой пушки. В другом номере его переезжал грузовик груженный углем. Также многие люди приезжали посмотреть, как русский богатырь лежит на доске утыканной гвоздями и держит на груди камень весом в 500 кг.

Александр Засс родился в 1888, в Саранске. Стать цирковым силачом мальчик решил, когда ему было еще 12 лет. Во время посещения цирка он так вдохновился выступлением здоровенных мужиков, что сразу мастерит для себя гантели и что-то похожее на штангу, используя при этом палки и камни. Александр не обладал внушительными габаритами, его рост был 167 см., а вес на пике формы достигал 75 кг. Когда в юношеском возрасте Засс только пришел в цирк, он весил всего 66 кг, и уже мог поднять одной рукой 80 кг.

Не обходил стороной Самсон и обычный турник, он без проблем подтягивался на одной руке, делал различные сальто и различные гимнастические элементы. Во время своей цирковой карьеры Александр Засс регулярно пересматривал свой репертуар и вводил новые элементы и номера. Самсон постоянно следил за силовыми трюками других атлетов, а затем пытался усложнить их и сделать более зрелищными. Он посвятил цирку 60 лет, а 40 из них именно силовым номерам.

Система тренировок Александра Засса

Система Александра была направлена не только на увеличение силы, но и на укрепление сухожилий. Тренировка состоит из двух комплексов: изометрические упражнения с цепями и динамические упражнения с тяжелым мешком. Не имея атлетического телосложения, Засс добился феноменальной силы именно благодаря изометрическим упражнениям.

Во время выполнения таких упражнений Александр держал цепь за головой или перед грудью, и пытался растянуть ее, прикладывая максимальные усилия. Также он мог обмотать цепь вокруг груди, а затем на вдохе, напрягая грудные мышцы, пытался ее разорвать.

Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский. Александр Засс бежал из немецкого плена, выносил на себе с поля боя раненого коня, гнул подковы и рвал цепи.

Засс и Резазад: кто сильнее?

Александра Засса считают легендарным русским силачом. И в самом деле, всё, что он показывал на сцене цирка, не укладывалось в головах обывателей. Например, в одном из своих номеров «железный Самсон» поднимал лошадь весом в 500 килограмм. Для сравнения самый выдающийся результат в современной тяжелой атлетике принадлежит иранцу Хоссейну Резазаде, который толкнул 263.5 килограмм. И это притом, что тяжелоатлет из Тегерана весит в два раза больше Засса. Безусловно, есть разница между ношением коня на плечах и поднятием штанги. Однако масштаб физических возможностей русского циркача до сих пор поражает воображение.

Между тем, в царской России было немало и других атлетов, которые зарабатывали на хлеб силовыми номерами в цирковых гастролях. Например, Евгений Сандов запросто выжимал одной рукой 101.5 килограмм. Иван Заикин удивлял тем, что носил корабельный якорь весом 409 килограмм. А «Русский лев» Георг Гаккеншмидт легко разводил в сторону руки с двухпудовыми гирями.
В то время стать цирковым силачом мечтал каждый русский мальчишка. Кстати, сам Александр Засс в своих воспоминаниях рассказывал, что на него огромное впечатление произвел циркач Ваня Пуд, который поднимал огромные бочки с водой. Произошло это в семилетнем возрасте, и юный Шура - так его называли в семье - играл в циркового силача, стараясь поднять деревянную бадью.

Превозмочь себя

В своих детских играх Засс брался за тяжести, которые не мог поднять даже взрослой человек. У мальчика ничего не получалось, но Шура не сдавался и долго тужился из последних сил. По сути дела, он выполнял изометрическо-статические упражнения, концентрируя усилием воли мускульное напряжение. Результат не заставил себя ждать. Через некоторое время будущий «железный Самсон» легко поднимал седло, хотя совсем недавно ему для этого требовались значительные усилия. Он видел очевидную взаимосвязь между отчаянными попытками достичь «невозможного» и увеличением силы. Однако признанные атлеты того времени не видели смысла в подобных тренировках, предпочитая «качать» мускулы динамичными упражнениями.

Понадобятся десятилетия научных исследований, чтобы объяснить этот «самсоновский» феномен. Оказывается, что энергетика человека зависит от обмена веществ в организме, который осуществляется двумя способами - аэробным и анаэробным. При динамических переменных упражнениях, например, при приседаниях, стимулируется аэробная система. А при статических нагрузках - анаэробная, та самая, которая является биохимической основой силовых возможностей.

Поскольку Александр Засс в основном тренировался статическими методами, он развил в себе уникальные силовые возможности, о которых и сам не догадывался. В 1914 году, будучи кавалеристом 180-й Виндавского полка, он попал в австрийскую засаду. Сам не пострадал, но его конь был ранен в ногу. Недолго думая, он поднял четвероного друга и полкилометра нес до лагеря, где располагался полк.
Сделав это, Засс поверил в уникальные возможности своего организма и в силу духа. Оказавшись в плену, силач, закованный в кандалы, разорвал цепь и разогнул прутья тюремной решетки. Позднее, вспоминая свой побег, «Самсон» признался, что без концентрации моральных сил вряд ли смог совершить это. Позднее это свойство отметил директор английского клуба атлетов «Камбервел» мистер Пулум, написав о «русском силаче», как о «человеке, использующим свой разум не хуже своих мышц».

Сила духа

В наши дни доказано, что моральные силы и в самом деле значительно увеличивают энергетику человека. В частности, ученые из американской спортивной ассоциации опытным путем установили, что мускульные способности человека, находящего под гипнозом, когда ему внушили, что он обладает невероятной силой, значительно выше, чем при введении в кровь допинга. Дело в том, что сила сокращения мышц зависит от мощности электрического импульса, поступающего из мозга по линии центральной нервной системы. Чем интенсивнее этот импульс, тем больше высвобождается ионов кальция, влияющих на силу человека.
Александр Засс не знал всех этих научных премудростей, но верил, что концентрация душевных сил увеличивает и силы физические. И еще считал, что "сила духа" в русском народе сильна.

Любовь по имени Бетти

Поступив на работу в английский цирк, Александр Засс разработал уникальный цирковой номер, в котором ассистенткой выступала пианистка Бетти Тильбери. Номер заключался в том, что силач парил под куполом цирка и держал в зубах канат, на котором была подвешена платформа с пианино и музицирующей девушкой.
Вскоре между ними вспыхнула любовь, продолжающая десять лет. Однако Засс нравился другим женщинам и заводил мимолетные романы. «Тебя не исправить, останемся просто друзьями», - однажды сказала ему Бетти и вышла замуж за клоуна Сида. А «русский Самсон» так и не обрел свою семью. Своей сестре Надежде он писал в письмах, что бесконечно одинок.

Русский Самсон

В Спортивные истории. Александр Засс

«Крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот не является признаком хорошего пищеварения»

Александр Засс

Результаты в современном спорте стремительно растут. Часто достижения десятилетней давности вызывают скептическую усмешку у современного болельщика. Но результаты цирковых атлетов начала 20 века заслуживают уважения даже в наши дни.

Например, богатырь Николай Вахтуров, уроженец Нижнего Новгорода, забавлял зрителей оригинальным трюком: перебрасывал двухпудовую гирю через железнодорожный вагон.

Огромным успехом у зрителей пользовались выступления Петра Крылова. «Король гирь», как называли его зрители, поднимал две двухпудовые гири 86 раз в положении «солдатской стойки»: не отклоняя корпуса и не отрывая пяток от пола. Левой рукой Крылов поднимал 114,6 кг. Разводил руки в сторону, держа в каждой по 41 кг.

Великан Григорий Кащеев, имевший рост 213 см, взваливал на спину 12 двухпудовых гирь (384 кг) и с таким весом «прогуливался» по арене.


Памятник Александру Зассу в Оренбурге

Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон. Удивителен был репертуар его силовых номеров:

он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров;

отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;

продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;

лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;


в знаменитом аттракционе "Человек-снаряд" он ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12-метровую траекторию.

Редкий мальчишка в СССР не держал в руках книгу "Тайна Железного Самсона", написанную племянником Засса Юрием Шапошниковым. О том, как в Первую Мировую войну русский богатырь вынес на своих плечах раненого коня с поля боя, как он рвал цепи и изгибал затейливым узором металлические пруты, о разработанной им и до сих пор используемой атлетами всего мира системе изометрических упражнений, знают многие. Выступал с подобными силовыми номерами в российских цирках до начала Первой мировой войны.

Засс родился в 1888 году в городе Вильно в большой трудовой семье. Детские и юношеские годы прошли в Саранске. Однажды Александр побывал с отцом в цирке. Он с восхищением смотрел на наездников, акробатов, дрессированных собачек. Но особенно ему понравился могучий силач, разрывающий цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая желающих повторить некоторые его трюки. Несколько храбрецов вышли на манеж, но ни один из них не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с очень толстым грифом. Под смех зрителей смельчаки вернулись на свои места. Желающих больше не было.

И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и, перешагнув через барьер, вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильный. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. Обычно, взявшись руками за колесо брички, запряженной тройкой лошадей, он удерживал ее на месте, в то время как весёлые гости погоняли лошадей. Но других примеров силы он не видел. И вот силач протянул отцу подкову. И, к удивлению своей публики и самого атлета, подкова в руках отца Александра стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала, кричала Браво! Силач был смущен и нервничал. Затем он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Силач поднял руку с рублем и произнес:

А вот это вам за подвиг! И на выпивку.

Отец взял рубль, затем пошарил у себя в кармане, вытащил трешку и, приложив к ней рубль, протянул атлету, сказав:

Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!

С тех пор Александр заболел цирком. И вот маленький Александр с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел в цирке. Освоил солнце на турнике, большой оборот, стал выполнять перелеты с одного турника на другой, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади, несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемные. Ему хотелось стать настоящим артистом цирка, а больше всего - силачом. Александр убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова "Сила и как сделаться сильным".

Он начинал заниматься по системе Сандова - своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев - со штангой.

Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями.

И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк - разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему и эта брошюра произвела сенсацию .

Цирковая карьера Александра Засса началась в 1908 году в Оренбурге, в гастролировавшем там цирке Андржиевского. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем - у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них - с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула Мировая война.

Во время войны служил в русской армии в 180-м Виндавском полку, который в мирное время дислоцировался в Саранске. В 1914 году Засс получил тяжёлые ранения шрапнелью в обе ноги и попал в плен к австрийцам. После двух неудачных попыток побега, ему удалось с третьей попытки покинуть лагерь. Оказавшись в городе Капошвар на юге Венгрии, поступил в труппу гастролировавшего там цирка Шмидта, известного по всей Европе. Именно на афишах этого цирка он впервые был назван Самсоном. Впоследствии познакомился с итальянским цирковым импресарио Пазолини и по долговременному контракту с ним выступал под именем Самсона. Он гастролировал в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии, Ирландии. С 1924 года постоянно жил в Англии, откуда выезжал на гастроли в разные страны. В Англии он был удостоен титула «Сильнейший человек Земли».

В 1925 г. в Лондоне вышла книга «Удивительный Самсон. Рассказано им самим», в которой повествовалось о перипетиях его судьбы. Засс опубликовал описания нескольких систем физического развития. Он изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил пушку для аттракциона «Человек-снаряд». Знал несколько европейских языков.

Последнее публичное выступление в качестве силача состоялось в 1954 г., когда артисту было 66 лет. Впоследствии он работал дрессировщиком, у него было несколько лошадей, пони, собаки, обезьяны. Он также дрессировал слонов и львов в зоопарке, а на выступлениях носил на специальном коромысле сразу двух львов. Умер А. И. Засс в 1962 году. Похоронен близ Лондона в небольшом городке Хокли, где был его дом.

Видео с выступлением Александра Засса.

Вскоре после рождения Александра Зассы уехали с Виленщины и перебрались в окрестности Тулы, а когда мальчику исполнилось четыре года, семейство переехало в Саранск. Причиной смены места послужило получение отцом должности приказчика. Несмотря на то, что помещичьи имения, которыми управлял Иван Петрович, располагались между Саранском и Пензой, жили Зассы преимущественно в самом городе. Любопытно, что и сам городской дом, и банковские счета оформлены были не на главу семейства, а на мать, которая была весьма целеустремленной и волевой женщиной. Известно, что она даже баллотировалась и прошла на выборах в Саранскую городскую Думу. Иван Петрович же, умело ведя хозяйство, привлекал к работе и всех своих детей. Позднее Александр Иванович вспоминал: «Мое детство прошло на полях, ибо семья наша была по сути крестьянской. Еды и питья было вдосталь, и, тем не менее, нам было необходимо много трудиться за всё, что мы имели».


Детские годы Александра по его собственному признанию не были особенно интересными и состояли в основном из тяжелой работы. Когда он подрос, отец стал отправлять его в далекие поездки на лошади с большими денежными суммами, которые он должен был помещать в банк на счет владельца имений. В будущем же отец хотел дать Александру техническое образование и мечтал увидеть сына машинистом паровоза.

Сам же Засс не имел ни малейшего желания управлять локомотивами. Разъезжая по разным городам и селам, он имел возможность видеть довольно много бродячих трупп и цирков-шапито, которыми в те дни славилась Россия. Жизнь циркача казалась ему самой прекрасной на свете. Однако даже намека на подобные мысли Александр не мог себе позволить – отец был очень строг и за непослушание мог безжалостно выпороть.

Однажды Иван Петрович взял с собой сына на ярмарку продавать лошадей. Вечером после успешной сделки они отправились на представление бродячего цирка, расположившегося неподалеку. Увиденное зрелище до глубины души поразило мальчика: Под музыку, крики и смех люди парили в воздухе, лошади танцевали, жонглеры балансировали разными предметами. Но особенно ему понравился силач, с легкость поднимающий тяжеленные гири, разрывающий цепи и сворачивающий железные прутья вокруг своей шеи. Многие зрители, включая и отца Александра, следуя приглашению ведущего, вставали с мест и пробовали без особых успехов повторить эти трюки. Вернувшись на постоялый двор, отец и сын поужинали и легли спать. Но сон не шел к Александру, выскользнув из комнаты, он помчался к цирковому шатру и, заплатив из карманных денег требуемую сумму, вошел посмотреть представление еще раз.

Домой он вернулся лишь утром следующего дня. Отец, узнав об отлучке сына, взял в руки пастуший кнут и выпорол его. Остаток дня и всю ночь Александр провел в отдельной комнате без еды и сна, мучимый лихорадкой. Ранним утром ему дали немного хлеба и велели немедленно отправляться работать. Уже вечером отец сообщил сыну, что отправляет его на год в дальнюю южную деревню подпаском. Там двенадцатилетнему подростку пришлось помогать пастухам пасти огромное стадо - почти 400 коров, 200 верблюдов и свыше 300 лошадей. С утра и до ночи он находился в седле под жгучим солнцем и следил, чтобы животные не дрались, не разбредались и не залезали в чужие владения.

Все время, проведенное вдали от дома, Александр не переставал думать о цирке и его чудесной жизни. Он выучился отлично стрелять – не раз и не два пастухам приходилось отбиваться от волков. Общение с животными также много дало будущему цирковому актеру. Он старался обучить лошадей тем же трюкам, которые подметил у наездников в цирке, совершенствовался в верховой езде и вольтижировке. Вскоре парнишка стал себя чувствовать на спине лошади так же уверенно, как на земле. Однако, что особенно удивляло пастухов и, что сам Александр считал своей главной победой – была его дружба со сторожевыми собаками. Он сумел найти общий язык с шестью огромными, свирепыми и безжалостными волкодавами, которые потом его всюду сопровождали.

После возвращения в Саранск Засс стал собирать журналы и различные наставления «по совершенствованию фигуры и развитию силы». Читая их, он пытался разобраться в премудростях спортивной и цирковой терминологии, разучивал атлетические упражнения, узнавал об известных борцах, гимнастах и силачах. Любимым героем Александра стал выдающийся атлет девятнадцатого века Евгений Сандов.

Ранний день Засса теперь начинался с гимнастики и пробежки. Свободные минуты он проводил на заднем дворе дома, посвящая их выполнению различных упражнений. Гантелей и гирь у него не было, и парень привязывал к деревянным палкам камни различного веса. Помимо этого он таскал булыжники, стараясь удерживать их лишь пальцами рук, делал пробежки с теленком или жеребенком на плечах. Тренировался Засс и с толстыми ветвями деревьев – пытался гнуть их без упора одними руками. Позднее он смастерил два турника для перелетов с одной перекладины на другую.

Как награда за упорный труд пришли первые успехи – Александр чувствовал, как крепнет и наливается силой его тело. Он научился «крутить солнце» на перекладине, подтягиваться на одной руке, ловить 8-килограммовые камни, брошенные с подкидной доски. Случались и травмы. Однажды он не сумел удержать каменный снаряд и упал с поломанной ключицей. Отходив месяц с рукой на перевязи, он начал все сначала.


Много лет спустя, уже став знаменитым, цирковой атлет на базе своих детских опытов создаст целую систему тренировок, основные принципы которой получат признание во всем мире. Это так называемые изометрические упражнения. Их характерная черта – напряжение мышц без сокращений, без движений в суставах. Александр Засс утверждал, что не достаточно обходиться лишь традиционными способами развития мускулатуры, а именно сокращением мышц под нагрузкой. Внешне тщетные попытки напряжения сухожилий и мышц, например при сгибании стального прута, очень полезны для развития силы. Время полностью подтвердило его точку зрения.

Став старше, Засс обратился за помощью к известным атлетам той эпохи – Петру Крылову, Дмитриеву, Анохину. Все они рассмотрели письма юноши, и отправили ему свои методические рекомендации. Тренируясь по их системам упражнений, Александр Иванович еще более развил свои способности. Ни один из его сверстников не мог сделать того же, что делал он. При весе в 66 килограмм юноша уверенно выкручивал правой рукой 80 килограмм, жонглировал 30-килограммовыми гирями. Слухи о его необыкновенной силе быстро распространились по окрестным деревням и селам. Его стали звать на различные гулянки и празднества, где люди были не прочь помериться с ним силой. Однако при всех своих выдающихся способностях Александр Иванович рос удивительно спокойным и не драчливым человеком, летом он занимался делами отца, а зимой посещал школу.

Перелом в его судьбе наступил летом 1908 года. Несмотря на робкие протесты Александра, Засс-старший отправил двадцатилетнего парня в Оренбург в местное паровозное депо учиться на кочегара, или, если повезет, на помощника машиниста. А в начале октября оренбургские газеты анонсировали приезд в город «первоклассного цирка Андржиевского со своей огромной труппой». Александр, конечно же, пришел посмотреть на представление. Спустя пару дней набравшийся смелости Засс предстал перед директором, которому и рассказал о том, как его привлекает подобная жизнь. Дмитрий Андреюк, а именно так на самом деле величали Андржиевского, сам являлся прекрасным дрессировщиком и борцом, выступал с атлетическими номерами. К огромному удивлению Александра он сказал: «Хочешь работать в цирке? Что ж, хорошо, ты можешь поступить к нам разнорабочим. Будешь помогать там, где потребуется. Но жизнь здесь трудная, не сомневайся. Работать будешь по многу часов, и может случиться так, что придется голодать. Подумай хорошенько». Однако Александр не колебался.

Первое время молодому циркачу действительно приходилось трудно. Кроме различного «черного» труда вроде чистки животных или уборки манежа, он помогал во время выступлений атлету Кураткину. Со временем Кураткин привязался к юноше – учил его различным премудростям цирковых силачей, тренировал в балансировании тяжелыми предметами. А спустя несколько месяцев Александр получил свой собственный, небольшой номер – демонстрируя силу, он перебрасывал через голову из руки в руку огромный камень. Родным же он писал, что старательно занимается на машиниста локомотива. Это было ложью лишь отчасти – Засс действительно вкладывал в тяжелую работу циркача всю свою душу.

Полгода работал цирк-шапито Андржиевского в Оренбурге и близлежайших населенных пунктах, а как только сборы начали падать, труппа засобиралась в путь. Зассу предстояло сделать нелегкое решение – отправиться к отцу в Саранск и сообщить о своем выборе жизненного пути или уже открыто продолжать цирковую карьеру. Андржиевский, узнав об этом, приказал Зассу вернуться домой, покаяться и довериться милости отца. На все просьбы юноши взять его с собой он ответил отказом.

Однако поехал Засс вовсе не домой. Он сел на поезд в Ташкент, а прибытию в город сразу же отправился в цирк знаменитого антрепренера Юпатова. О Филиппе Афанасьевиче он слышал много. Юпатов держал свои цирки в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в состав его трупп входили самые прославленные «звезды», каждый из них в своем жанре являлся непревзойденным специалистом.

Представление ташкентской труппы произвело на Засса огромное впечатление. После цирка Андржиевского выполненные номера поражали неповторимой техникой, блестящей выдумкой и чистотой исполнения. Когда же спектакль закончился, юноша отправился к инспектору манежа для разговора. Представившись артистом цирка Анджиевского, он объяснил свое желание устроиться к Юпатову очень просто: «Хочу зарабатывать больше». Через полчаса его уже пригласили для переговоров к директору цирка, который, едва взглянув на Засса, объявил, что готов его взять разнорабочим с условием внесения «залога добропорядочности» в 200 рублей. Таких денег у Александра не было, и ему дали неделю, чтобы добыть их.

Уже на следующее утро он написал отцу письмо, в котором сообщал, что нашел многообещающую работу с хорошим жалованьем. Он писал, что крупное предприятие предложило ему пройти обучение, однако требует внести 200 рублей в качестве доказательства порядочности. Спустя четыре дня от отца вместе с поздравлениями пришла необходимая сумма денег, и Засс стал полноправным участником юпатовских представлений.


Изначально он попал ассистентом к легендарному дрессировщику Анатолию Дурову. После шести месяцев работы в его команде Александра неожиданно перевели на место кассира. Заработная плата на этом месте была больше, и Засс даже сумел вернуть долг отцу, теперь не особенно вдававшемуся в суть «выгодной» работы сына. А вскоре его вернули на манеж, но уже не к Дурову, а в труппу наездников-джигитов. Как только Александр освоился и в этой дружной и веселой компании, его перевели к воздушным гимнастам. Так Филипп Афанасьевич воспитывал молодых циркачей. Чтобы выявить их истинные склонности, а также иметь в случае необходимости замену, он «пропускал» их через многие специальности. У воздушных гимнастов Засс, несмотря на то, что работа пришлась ему по душе, пробыл недолго и был отправлен в группу борцов, возглавляемых 140-килограммовым гигантом Сергеем Николаевским.

Через некоторое время после многочисленных обсуждений родился план самостоятельных выступлений Александра, не связанных с борцовскими поединками. В основу легли силовые упражнения, в которых Засс был особенно хорош – разрыв цепей усилием грудной клетки и руками, изгибание железных прутьев. Дополнялись эти трюки менее трудными номерами, но также весьма эффектными. Например, демонстрируя силу грудных мышц, Александр ложился на спину, а на груди у него размещалась платформа, вмещавшая до десяти человек. А еще Александр мог успешно удерживать в зубах платформу, на которой сидели два самых тяжелых борца.

Народ на представления Юпатова валил валом, и сборы были превосходные. Однако счастье циркачей недолговечно. В одну темную августовскую ночь загорелся цирковой зверинец. Возможно, дело не обошлось без конкурентов, но выяснить этого не удалось. Урон от огня был катастрофичен – большинство животных сгорело, имущество погибло. Платить артистам было нечем, и труппа распалась. Джигиты-наездники уехали на Кавказ, Дуров отправился в Санкт-Петербург, а Александр Засс вместе с шестерыми борцами подался в Среднюю Азию. В пути атлеты зарабатывали себе на пропитание выступлениями, причем ареной для них служила в лучшем случае центральная площадь деревни, а чаще – улица или проезжая дорога. Так отощавшие и ослабевшие силачи добрались до Ашхабада, где устроились работать в цирк-шапито некоего Хойцева.

С появлением юпатовских артистов цирк Хойцева стал главным образом цирком борцовским, так как на их фоне все остальные жанры проигрывали. Выступая в различных городах и деревнях в качестве рядового борца, Александр продолжал усиленно тренироваться. День его начинался с трехкилометровой пробежки, потом шли упражнения с разрывом цепей и с железными прутьями – их он сгибал на колене, завивал спиралью, завязывал узлом. Немало времени он уделял и развитию спинных и грудных мускулов. Закончив утреннюю тренировку, Засс отдыхал, и второй раз тренировался уже вечером. В ходе этих занятий атлет упражнялся в верховой езде с вольтижировкой, отрабатывал равновесие, развивал силу челюстей и шеи, поднимая с земли 170-килограммовые стальные балки.

Подобные занятия помогли ему набрать большую мышечную массу, которая была необходима не столько для выполнения различных трюков, сколько для получения «товарного» вида, поскольку Засса на арене долго не воспринимали всерьез. Действительно в эпоху, когда в мировой атлетике воплощением физической мощи считались 150-, 170-килограммовые богатыри, невысокому и худощавому Зассу с его 168 сантиметрами роста и 75 килограммами веса на их фоне приходилось тяжело. Позже Александр Иванович напишет, что «крупный бицепс нельзя считать критерием силы аналогично тому, что большой живот – не есть признак хорошего пищеварения». Он утверждал, что «крупный мужчина не обязательно должен быть сильным, а скромного сложения - слабым, и вся сила лежит в сухожилиях, именно их и нужно тренировать».

В ходе гастрольной поездки цирка Хойцева Засса наконец-то нашла повестка, приказывающая ему явиться на военную службу. Новобранцев призывали по месту рождения, и Александру пришлось отправиться в Вильно, откуда он был родом. Там ему забрили лоб и определили служить в 12-ый Туркестанский пехотный полк, находящийся на персидской границе. Во время трехлетней службы он работал гимнастическим инструктором, а также продолжал заниматься борьбой и верховой ездой. По ее окончании Засс отправился в Симбирск (Ульяновск), где ему предложили место тренера женщин-атлетов, а спустя некоторое время перебрался поближе к своей семье в город Краснослободск, где вместе с отцом приобрел кинотеатр. Однако дело у него не заладилось, и он был вынужден вновь обратиться к силовой атлетике. Засс начал выступать с сольными номерами, и параллельно разрабатывал новые уникальные силовые трюки. Из ряда цирков поступили первые предложения о работе, но тут началась первая Мировая война.


Спешно прошла мобилизация, и Засс оказался в 180-ом Виндавском пехотном полку, который был в начале войны переброшен из Саранска в Люблин. Александр Иванович был зачислен в полковую разведку и в составе небольшой группы совершал конные рейды по неприятельским тылам. Педант и ярый «режимщик» в мирной жизни, на фронте он превратился в сурового и лихого воина. Известно, что за проявленную в боевых действиях храбрость он был повышен в звании. Также существует легенда о том, как в ходе очередной вылазки был ранен в переднюю ногу жеребец Засса. Атлет не бросил животное в беде, дождавшись ночи, он взвалил коня себе на плечи и вышел с ним к нашим окопам.

На фронте Александр Иванович воевал недолго – во время очередного сражения рядом с ним разорвался снаряд, задев шрапнелью обе ноги русского богатыря. Очнулся он уже в австрийском госпитале. Там его прооперировали, однако первая операция оказалась неудачной, и вскоре Александр Иванович перенес вторую и третью. Раны не хотели заживать как следует, и врачи предупредили атлета о том, что ему, возможно, придется расстаться с ногами. Предоставленный самому себе Засс использовал некоторые принципы своих пассивных упражнений. Он продолжал упорно заниматься каждый день до тех пор, пока все опасения лишиться ног не исчезли окончательно. Полное же выздоровление наступило не сразу. Сначала Александр Иванович учился передвигаться на костылях, помогал ухаживать за другими пленниками. А когда он смог двигаться без костылей, то был переведен в лагерь для военнопленных.

В этом «заведении» все было иначе. Кормили плохо, заставляли много работать – с утра до вечера пленные были заняты на строительстве дорог и временных госпиталей для раненых с обеих сторон, продолжающих прибывать в несметных количествах. В этом лагере Засс провел около года. Место хорошо охранялось, бараки были окружены колючей проволокой. Вместе с еще одним пленником по фамилии Ашаев Александр Иванович стал готовиться к побегу. С огромным трудом друзьям удалось раздобыть схему железнодорожных путей без дорог и маленький, почти игрушечный компас. Также они сумели сэкономить немного провизии. Последней преградой для побега стала колючая проволока, сплошь увешанная сотнями колокольчиков и жестянок. Напрягая мозги в поисках выхода, пленники очень скоро пришли к заключению, что путь за проволоку у них только один – сделать подкоп. Безлунными ночами Засс и Ашаев рыли лаз, а когда он был закончен, совершили побег.

К рассвету усталые и обессиленные они добежали до леса и укрылись под сенью деревьев. Погони не было. Целью беглецов было добраться до Карпат, где, по их мнению, располагались передовые посты русской армии. Однако этим планам не суждено было сбыться, на шестые сутки они попали на глаза патрулю полевой жандармерии. Они пытались убежать, но их догнали и, зверски избив, отвезли в ближайшую комендатуру. После допроса Засса и Ашаева к их удивлению не расстреляли, а отправили обратно в лагерь. Там беглецы предстали перед военным судом, который вынес им сравнительно «мягкое» решение – приговорил к тридцатидневному одиночному заключению на хлебе и воде. По окончанию наказания пленников снова вернули к старым обязанностям, однако перевели в другую, более охраняемую часть лагеря. Здесь Александр Иванович пробыл еще несколько месяцев, а затем в связи с нехваткой мужской силы был отправлен в Центральную Венгрию в одно имение, занимавшееся разведением лошадей. Жизнь здесь оказалась не в пример легче, и уже спустя пару месяцев, воспользовавшись невнимательностью охранников, Засс и казак по имени Ямеш покинули это место. На этот раз русский атлет был подготовлен много лучше, имел надежную карту и компас, достаточно денег. На свободе они пробыли два с половиной месяца, пока возле румынского города Орадя их не поймал патруль. Друзей поместили в городскую тюрьму, а когда вскрылось, что это уже второй побег Александра, его на шесть недель посадили в темный подземный каземат. После этого он был переведен в обычную камеру и занимался выполненим мелких тюремных работ. А потом его перевели на уличные работы, что подтолкнуло Александра Ивановича к очередной попытке сбежать. В этот раз уже наученный горьким опытом он не стал пытаться пробиться к русским частям. Засс добрался до румынского городка Коложвар, где располагался знаменитый цирк герра Шмидта и попросил о встрече с хозяином.

Александр Иванович откровенно поведал директору труппы о своих бедах, а также о деятельности в русских цирках. К счастью, в программе Шмидта не было ни силовых атлетов, ни борцов. Рассказы Засса о трюках, которые он мог показать, убедили хозяина. Шмидт остался доволен первыми выступлениями русского богатыря, находящегося, к слову, в своей далеко не лучшей форме, помог ему купить новую одежду и выплатил огромный аванс. Однако везению Александра Ивановича было не суждено продолжаться долго. Цирковые афиши, объявляющие о появлении «Самого сильного человека на планете» привлекли внимание местного военного коменданта. Заинтересовавшись, почему такой молодец не служит в австрийской армии, он прибыл в цирк, и к вечеру того же дня выяснил, что Засс – русский военнопленный. Приняв во внимание, что Александр Иванович во время своих побегов никого не убил и не покалечил, военный трибунал ограничился заключением его в крепости до окончания войны. Засса поместили в сырой и холодный подвал, воздух и свет в который проникали сквозь крошечное окошечко, расположенное на высоте шести метров и выходящее на ров с водой. Ноги и руки были закованы в кандалы, которые снимали лишь два раза в день во время кормежки.

Побег казался невозможным, однако русский богатырь не пал духом. Взяв себя в руки, он начал тренироваться. Скованный по рукам и ногам он упорно занимался – делал гусиные шаги, прогибы, приседания, напрягал мышцы, выдерживал их «включенными», расслаблял. И так множество раз в день. Показное смирение и покорность несколько изменили условия его содержания. Спустя три месяца Зассу разрешили ежедневную получасовую прогулку по территории крепости, а через некоторое время, зная о его цирковом прошлом, предложили заняться дрессировкой местных собак. Александр Иванович согласился, освободившись тем самым от ножных кандалов и получив некоторую свободу для рук. Этого ему оказалось вполне достаточно. Через некоторое время русский силач успешно совершил свой очередной, последний побег.

Он успешно добрался до Будапешта, где устроился портовым грузчиком. На этой работе Засс пробыл довольно долго, постепенно восстанавливая свои силы. А когда в город приехал Бекетовский цирк, он обратился туда, думая получить место атлета или борца. Но испытывавший финансовые трудности директор цирка отказал ему, дав, тем не менее, рекомендательное письмо для известного борца Чая Яноша, имевшего свою собственную труппу. Этот добродушный венгр со вниманием отнесся к Александру Ивановичу. Выслушав историю русского богатыря и испытав в поединке, он взял его в свою команду. Три года после этого Засс выступал в труппе борцов Чая Яноша, чередуя поединки на ковре с номерами с собаками. Он побывал в Италии, Швейцарии, Сербии. В Советскую Россию Засс возвращаться не стал, считая, что ему, как солдату царской армии, путь туда закрыт навсегда. В начале двадцатых годов, устав от борьбы, атлет перешел в цирк своего старого знакомого Шмидта, где начал выступать с атлетическими трюками, принесшими ему впоследствии мировую славу. По предложению директора он взял себе сценическое имя Самсон, под которым европейская публика и знала его долгие десятилетия.

В 1923 году Засс получил неожиданное предложение поработать в Париже. Он подписал контракт, но долго в столице Франции не задержался. Год спустя по приглашению руководителя британских варьете Освальда Столла он отправился в Англию, где и прожил до конца своей жизни. Любопытно, что встречавшие известного силача на лондонском вокзале «Виктория» представители Столла сначала не обратили никакого внимания на незаметного приземистого мужчину, не знающего ни слова по-английски. Однако уже вскоре фотографии русского атлета заняли первые страницы местных газет. Он посетил Бристоль, Манчестер, Глазго, Эдинбург… Его слава росла, а выступления вызывали фантастический интерес.


Засс действительно был уникален, здравый смысл отказывался верить в номера, которые он исполнял. Для демонстрации гигантской нагрузки на плечи он соорудил особую вышку. Находясь наверху, он на плечах удерживал подвешенные платформы с людьми. На одной из фотографий Засс держит на плечах тринадцать человек, среди которых запечатлен и Уинстон Черчилль. Другой уникальный номер «Человек-снаряд» Засс развил из трюка, показывавшегося другими силачами. Они ловили выстреливаемое из пушки девятикилограммовое ядро, но русский богатырь выбрал себе снаряд в девяноста килограмм. Затем совместно с литейщиками и кузнецами он разработал особо мощную пушку, способную выбрасывать это ядро так, чтобы оно скользило по заданной траектории над ареной. К слову, технические занятия Александра Засса в будущем принесли ему немалую пользу. Много лет спустя он разработал кистевой динамометр – сначала как соревновательный прибор, а потом как тренировочный. Успешных же выступлений с ловлей ядра ему было мало, Засс хорошо знал, чем покорить публику. После долгих размышлений и расчетов была создана чудо-пушка, стрелявшая не холодным металлом, а девушками. Пролетая восемь метров по сцене, они неизменно попадали в руки атлета.

Работая домкратом, Александр Иванович легко отрывал с одной стороны от земли грузовые автомобили. У него вообще имелась тяга к машинам – то в одном, то в другом городе Англии он любил устраивать «дорожные шоу». Силач ложился на землю, а по нему – по пояснице и по ногам – проезжали автомобили, набитые пассажирами. На широкой публике Засс также практиковал растяжку лошадьми. При этом он сдерживал двух коней, рвущихся в разные стороны.

Посрамляя будущих каратистов, Засс проламывал кулаками бетонные плиты , а из железных балок выгибал узор замысловатее, чем на воротах Вестминстерского аббатства. Традиционными номерами Александра Ивановича являлись: забивание ладонью руки громадных гвоздей в толстую доску, полет под куполом цирка с 220-килограммовой балкой в зубах, пронос по сцене, взваленной на плечи 300-килограммовой лошади. Многие известные британские атлеты безуспешно пробовали повторить трюки Засса. А ещё русский богатырь вызывал на спор любого, кто готов был сбить его ударом кулака в живот с ног. В этом не раз участвовали и профессионалы. Имеется фото, где чемпион мира по боксу в супертяжелом весе канадец Томи Бернс пытается свалить русского богатыря.

В 1925 году Засс познакомился с танцовщицей Бетти – она стала участницей одного его номера. Атлет висел под куполом цирка вниз головой и держал в зубах канат, на котором была подвешена платформа с девушкой, играющей на пианино. Спустя короткое время они стали жить вместе. В 1975 году 68-летняя Бетти скажет: «Он был единственным мужчиной, которого я любила по-настоящему». Но Александр Иванович всегда пользовался у женщин популярностью и отвечал взаимностью. Бетти прощала ему многое, и лишь спустя десять лет совместной жизни в 1935 году они решили разорвать отношения и остаться друзьями. Позже она вышла замуж за лучшего друга Засса – клоуна и циркового наездника Сида Тильбери.

С началом Второй мировой у Александра Засса, так и не отказавшегося от российского гражданства, возникли проблемы. Чтобы не попасть в число интернированных, он прекратил публичные силовые представления и занялся дрессировкой львов, слонов и шимпанзе в зоопарках Чессингтона и Пэйнтона, а также давал многочисленные интервью, рассказывая о работе с животными. Как только война закончилась, совместные выступления Александра и Бетти возобновились. Еще долгие годы она, паря над манежем, музицировала, пока во время представления в 1952 году на стадионе «Ливерпуль» не лопнула петля, к которой был подвешен за ногу Засс. Вся конструкция вместе с атлетом, хрупкой женщиной и пианино рухнула вниз. Александр Иванович отделался лишь переломом ключицы, а вот Бетти повредила позвоночник. Два года проведя на больничной койке, она смогла не только встать на ноги, но и вернуться в цирк в качестве наездницы. Однако вскоре случилось второе несчастье – её сбросила лошадь. С тех пор Бетти навсегда оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Незадолго до войны Александр участвовал в киносъёмках в небольшом городе Хокли, расположенном в сорока минутах езды от Лондона. Здесь он увидел на Пламбероу Авеню участок, который очень ему понравился. В 1951 году Засс, Сид и Бетти приобрели на троих этот дом. Александр Иванович жил в нем наездами, в перерывах между гастролями. В 1954 году Засс работал главным администратором «Нового Калифорнийского цирка» в Вокингеме, а также выступал со своими знаменитыми шотландскими пони и собаками. 23 августа этого же года телекомпания Би-Би-Си организовала последнее публичное выступление атлета с силовыми трюками. И хотя ему уже исполнилось 66 лет, показанные номера впечатляли. После этого Засс продолжал неустанно трудиться, но уже в качестве дрессировщика. Тем не менее, в качестве развлечения публики он любил включать в свои программы силовые номера. Например, в семидесятилетнем возрасте он в специальном коромысле носил по арене двух львов.

Летом 1960 года Александр Иванович получил из Москвы письмо от своей сестры Надежды. Между ними завязалась переписка. В посланиях Засс спрашивал, может ли он приехать и навестить родных, остаться в России, получить там работу тренера или преподавателя по физкультуре. А в 1961 году, когда советский цирк приезжал на гастроли в Лондон, атлет встречался с Владимиром Дуровым, внуком легендарного Анатолия Леонидовича, у которого он работал в юности ассистентом.



Памятник Зассу в Оренбурге

Летом 1962 года в доме-фургоне Засса случился пожар. 74-летний Александр Иванович отважно бросился в огонь спасать своих животных. При этом он получил серьезные ожоги головы, повредил глаза. Эти травмы сильно надломили его. Он чувствовал, что ему осталось недолго на этом свете, и дал Бетти детальные инструкции по поводу собственных похорон. Одним из главных пожеланий стало время погребения – «утром, когда начинает светить солнце». Именно в это время цирковые артисты раньше снимались с места и отправлялись в путь. Умер Александр Иванович 26 сентября 1962 года в больнице города Рочфорд, куда его доставили накануне вечером с сердечным приступом. Похоронен он был в Хокли в соответствии со своими пожеланиями.

По материалам книги А.С. Драбкина «Тайна Железного Самсона» и мемуаров атлета «Удивительный Самсон. Рассказано им самим... и не только»