Лодыгин Александр Николаевич родился в 1847 г. в селе Стеньшино Тамбовской губернии. В 1859 году Александр стал кадетом, сначала учился в Тамбовском кадетском корпусе, затем в Воронежском. Еще в годы учебы Александр проявил интерес к физике и даже исполнял обязанности лаборанта физического кабинета. В 1865 г. Лодыгин выпущен юнкером в 71-й Белевский полк, с 1866 по 1868 г. снова учеба в Московском юнкерском пехотном училище, Белевский полк и уход в отставку, поскольку Лодыгин разочаровался в военной службе. Лодыгин поступает на Тульский оружейный завод простым рабочим и, скопив небольшую сумму денег, отправляется в Петербург.

Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также ведется работа над проектом водолазного аппарата. Естественно, что военное министерство на предложения молодого прожектера не откликнулось. Тогда Лодыгин отправил свои предложения в Париж, обещая создать летательный аппарат, который можно будет использовать в войне с Пруссией. Произошло невероятное, его пригласили во Францию, где он даже успел приступить к подготовке строительства электролета на заводах Крезо. Но Франция в войне потерпела поражение, финансирование создания электролета прекратилась. Лодыгину пришлось вернуться в Петербург.

В Петербурге Лодыгин устроился работать техником в Общество нефтяного газа «Сириус» и продолжил эксперименты с электричеством, а параллельно начал посещать лекции в Петербургском университете и Технологическом институте, чтобы восполнить пробелы в образовании. Именно тогда он и заинтересовался созданием ламп накаливания, которые бы могли использоваться не только для экспериментов, но и для практического освещения.

В 1872 году Лодыгин приступил к публичной демонстрации своих ламп и подал заявку на «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения» в Департамент торговли и мануфактур. Документ, подтверждающий привилегию, был им получен, но только через два года. Демонстрация в 1873 году уличного освещения при помощи электрических ламп Лодыгина вызвала большой интерес, но они были еще несовершенны и требовали серьезной доработки. На следующий год изобретатель продемонстрировал возможности своих ламп для освещения боевых кораблей, что вызвало большой интерес в военно-морском ведомстве. В этот же год Академией наук Лодыгину была присуждена престижная Ломоносовская премия.

В 1873 году Лодыгин получает патенты в Австрии, Германии, Италии, Португалии, Венгрии, Испании и даже в таких отдаленных странах, как Австралия, Индия. В Германии на его имя выписаны патенты в целом ряде отдельных княжеств, получены привилегии на имя компании, основанной Лодыгиным и во Франции.

Почти два года Лодыгин работал в мастерских П.П. Яблочкова, где, кроме основных обязанностей по производству электрических свечей, смог продолжить разработку и своих ламп. В 1884 году изобретатель вынужден был уехать за границу, так как оказался под надзором полиции из-за связи с революционерами-народниками. Лодыгин работает во Франции и США, создает новые лампы накаливания, изобретает электропечи, электромобили, строит заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 г. "Дженерал электрик компани".

Семья Лодыгиных в 1907 г. возвращается в Россию. Александр Николаевич привозит целую серию изобретений в чертежах и набросках. Способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и разрезывания... Лодыгин преподает в Электротехническом институте, работает в строительном управлении Петербургской железной дороги. В 1914 г. он командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации. Первая мировая война меняет все планы, Лодыгин начинает заниматься летательным аппаратом вертикального взлета. После Февральской революции 1917 г. изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставляют семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни вынужден отклонить. В марте 1923 г. Лодыгин умер в Бруклине.

Русский электротехник, изобретатель лампы накаливания Александр Николаевич Лодыгин родился 6 октября (18 октября по новому стилю) 1847 года в имении родителей, селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. По семейной традиции ему готовилась военная карьера. Для получения среднего образования он был отдан в Воронежский кадетский корпус, в котором обучался до 1865 г. По окончании кадетского корпуса А. Н. Лодыгин прошёл курс обучения в Московском юнкерском училище и был произведён в подпоручики, после чего началась его служба в качестве армейского офицера.

Наличие несомненных инженерных способностей отвлекло А. Н. Лодыгина от военной карьеры. Прослужив обязательный срок, он вышел в отставку и никогда более не возвращался в армию. Начав, после выхода в отставку, работу на заводах, А. Н. Лодыгин занимался некоторыми техническими вопросами, в частности построением летательных аппаратов.

В 1870 г. им была разработана конструкция летательного аппарата тяжелее воздуха, и он предложил её Комитету национальной обороны в Париже для использования в условиях происходившей в это время франко-прусской войны. Его предложение было принято: он был вызван в Париж для построения и испробования его аппарата. А. Н. Лодыгин уже приступил к подготовительным работам на заводах Крезо, незадолго до того, как Франция потерпела поражение в этой войне. Его предложение в связи в этим скоро потеряло свою актуальность, от реализации его отказались, и А. Н. Лодыгин вернулся в Россию после безуспешного пребывания за границей.

В России А. Н. Лодыгин очутился в тяжёлом материальном положении и был принуждён принять первую попавшуюся работу в Обществе нефтяного газа «Сириус». Он начал там работать 6 качестве техника, уделяя при этом свободное время разработке ламп накаливания.

До поездки в Париж А. Н. Лодыгин, по-видимому, этим вопросом не занимался. Этой технической проблемой он увлёкся в связи с работой над построением летательного аппарата, для освещения которого такой источник света был более пригоден, чем какой-либо другой.

Приступив к работам над электрическим освещением лампами накаливания, А. Н. Лодыгин, несомненно, чувствовал недостаточность своих познаний в области электротехники. После возвращения из Парижа он начинает слушать лекции в Петербургском университете, стараясь ближе ознакомиться с новейшими течениями научной мысли в области прикладной физики, особенно в области учения об электричестве.

К концу 1872 г. А.Н. Лодыгин располагал несколькими экземплярами ламп накаливания, которые можно было публично демонстрировать. Ему удалось найти прекрасных механиков в лице братьев Дидрихсон, из которых один - Василий Фёдорович Дидрихсон - собственноручно изготовил все конструкции ламп накаливания, разрабатывавшиеся А. Н. Лодыгиным, внося при этом уже во время изготовления ламп существенные технологические усовершенствования. А. Н. Лодыгин в первых своих опытах производил накаливание током железной проволоки, затем большого числа мелких стерженьков из кокса, зажатых в металлических держателях.

Опыты с железной проволокой были им оставлены как неудачные, а накаливание угольных стерженьков показало, что таким методом можно не только получить более или менее значительный свет, но и разрешить одновременно другую очень важную техническую проблему, носившую в то время название «дробления света», т. е. включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока.

Последовательное включение стерженьков было очень простым и удобным. Но накаливание угля на открытом воздухе приводило к быстрому перегоранию тела накала. А. Н. Лодыгин построил в 1872 г. лампу накаливания в стеклянном баллоне с угольным стерженьком. Его первые лампы имели по одному угольному стержню в баллоне, причём из баллона воздух не удалялся: кислород выгорал при первом накаливании угля, а дальнейшее накаливание происходило в атмосфере остаточных разреженных газов.

Уже усовершенствованная лампа демонстрировалась Лодыгиным в 1873 и 1874 гг. В Технологическом институте и других учреждениях А. П. Лодыгин прочёл много лекций об освещении лампами накаливания. Эти лекции привлекали большое число слушателей. Но историческое значение имела установка электрического освещения лампами накаливания, устроенная А. Н. Лодыгиным осенью 1873 г. на Одесской ул. в Петербурге.

Вот как описывает это устройство инженер Н.В. Попов, лично присутствовавший на этих демонстрациях (журнал «Электричество», 1923, стр. 644): «На двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнём с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом. На панели между фонарями лежали провода с резиновой изоляцией, толщиной в палец.

Что же это была за лампа накаливания? Это были кусочки ретортного угля, диаметром около 2 миллиметров, зажатые между двумя вертикальными углями из того же материала, диаметром в 6 миллиметров. Лампы вводились последовательно и питались или батареями, или магнито-электрическими машинами системы Ван-Мальдерна, компании Альянс, переменного тока».

Эти опыты были многообещающими и являлись первым случаем публичного применения лампы накаливания. Лампа накаливания совершила свой первый шаг в технику. Успех работ А. Н. Лодыгина был безусловным, и после этого нужно было взяться за серьёзную переработку конструкции и устранение тех слабых мест, которые в ней имелись.

Перед А.Н. Лодыгиным как конструктором стали сложные технические вопросы: изыскание наилучшего материала для изготовления тела накала лампы, устранение сгорания тела накала, т. е. полное удаление кислорода из баллона, проблема уплотнения места вводов, дабы сделать невозможным проникновение воздуха внутрь баллона извне.

Эти вопросы требовали большого настойчивого и коллективного труда. Над ними техники не перестали работать и в настоящее время. В 1875 г. была построена более совершенная конструкция ламп накаливания в отношении способов уплотнения и с эвакуацией баллона.

Конструкция лампы, построенной в 1875 г. Демонстрирование освещения с помощью ламп Лодыгина в Адмиралтейских доках в 1874 г. показало, что морское ведомство может получить большую пользу от применения освещения лампами накаливания во флоте.

Среди научных и промышленных кругов интерес к работам А. Н, Лодыгина после этого сильно возрос. Академия наук присудила ему Ломоносовскую премию, подчеркнув этим научную ценность его трудов. Блестящие успехи А. Н. Лодыгина привели к тому, что вокруг него стали группироваться предприниматели, заботившиеся не столько об усовершенствовании лампы, сколько о возможных прибылях. Это и погубило всё дело.

Вот как характеризовал В. Н. Чиколев («Электричество», 1880, стр. 75), относившийся всегда со вниманием и благожелательством к работам А. Н. Лодыгина, положение, создавшееся после того, как всеми была признана успешность работ и опытов над лампами накаливания: «Изобретение Лодыгина вызвало большие надежды и восторги в 1872-1873 гг. Компания, составившаяся для эксплуатации этого совершенно невыработанного и неготового способа, вместо энергичных работ по его усовершенствованию, на что надеялся изобретатель, предпочла заняться спекуляциями и торговлей паями в расчёте на будущие громадные доходы предприятия. Понятно, что это был самый надёжный, совершенный способ погубить дело - способ, который не замедлил увенчаться полным успехом. В 1874-1875 гг. об освещении Лодыгина не было более разговоров».

А.Н. Лодыгин, попав в состав такого наспех организованного предприятия, потерял по существу самостоятельность. Это видно хотя бы из того, что все последующие конструктивные варианты его лампы накаливания даже не носили имени Лодыгина, а назывались то лампами Козлова, то лампами Конна. Козлов и Конн - владельцы акций так называемого «Товарищества электрического освещения А. Н. Лодыгин и К°», никогда не занимавшиеся конструкторской работой и, конечно, никаких ламп не построившие.

Последняя по времени выпуска конструкция лампы имела 4-5 отдельных стержней, в которой каждый уголь автоматически включался после выгорания предыдущего угля. Эта лампа также носила название «лампы Конна».

Изобретением Лодыгина в 1877 г. воспользовался Эдисон, знавший о его опытах и ознакомившийся с образцами его ламп накаливания, привезёнными в Америку морским офицером А. М. Хотинским, командированным Морским министерством для приёмки крейсеров, и начал работать над усовершенствованием ламп накаливания.

Со стороны официальных учреждений А.Н. Лодыгину также не удалось встретить благожелательного отношения. Подав, например, 14 октября 1872 г. заявку в Департамент торговли и мануфактур на «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения», А. Н. Лодыгин получил привилегию только 23 июля 1874 г., т. е. его заявка почти два года странствовала по канцеляриям. Ликвидация дел «Товарищества» поставила А. Н. Лодыгина в очень тяжёлое финансовое и моральное положение.

Вера в возможность успешного продолжения в России работ над лампой у него исчезла, но он надеялся, что в Америке он найдёт лучшие возможности. Он направляет в Америку патентную заявку на угольную лампу накаливания; уплатить, однако, установленных патентных сборов он не мог и не получил американского патента.

В средине 1875 г. А. Н. Лодыгин начал работать в качестве слесаря-инструментальщика в Петербургском арсенале, в 1876-1878 гг. он работал на металлургическом заводе принца Ольденбургского в Петербурге. Здесь ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами, относившимися к металлургии; под их влиянием и в результате знакомства с электротехникой, приобретённого за время работ над электрическим освещением, у него появился интерес к вопросам электроплавки, и он начал работать над построением электрической печи.

В 1878-1879 гг. в Петербурге находился П.П. Яблочков, и А. П. Лодыгин начал работать у него в мастерских, организованных для производства электрических свечей. Работая там до 1884 г., он вновь сделал попытку производства ламп накаливания, но она ограничилась лишь небольшими по объёму опытными работами.

В 1884 г. А.П. Лодыгин окончательно решил уехать за границу. Несколько лет он проработал в Париже, а в 1888 г. приехал в Америку. Здесь работал сначала в области ламп накаливания над изысканием лучшего материала, чем уголь, для тела накала. Несомненно выдающимися и основоположными в этом направлении были те его работы, которые были связаны с изготовлением тела накала из тугоплавких металлов.

В Америке ему были выданы патенты №№ 575002 и 575668 в 1893 и 1894 гг. на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты сыграли заметную роль в развитии работ над построением ламп накаливания с металлической нитью; в 1906 г. они были приобретены концерном «Дженерал Электрик».

А.Н. Лодыгину принадлежит та заслуга, что он указал на особо важное значение вольфрама для построения ламп накаливания. Это его мнение не привело немедленно к соответствующим результатам, но 20 лет спустя электроламповая промышленность всего мира полностью перешла на производство вольфрамовых ламп накаливания. Вольфрам продолжает до сих пор оставаться единственным металлом для производства нитей ламп накаливания.

В 1894 г. А.Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал электроламповый завод и одновременно принимал участие в делах автомобильного завода «Колумбия», но в 1900 г. он снова возвращается в Америку, участвует в работах по постройке нью-йоркского метрополитена, работает на крупном аккумуляторном заводе в Буффало и на кабельных заводах.

Его интересы всё более и более сосредоточиваются на применении электричества в металлургии и на различных вопросах промышленной электротермии. За период 1900-1905 гг. под его руководством было построено и пущено в ход несколько заводов для производства феррохрома, ферровольфрама, ферросилиция и др.

Исход русско-японской войны очень огорчил А.Н. Лодыгина. И хотя в это время его материальное положение в Америке было прочным, как специалист он пользовался большим авторитетом, его творческие силы были в полном расцвете, - он пожелал вернуться в Россию, чтобы на родине применить свои обширные и разносторонние знания инженера.

Он вернулся в Россию в конце 1905 г. Но здесь он нашёл тот же реакционный правительственный курс и ту же техническую отсталость. Начала сказываться послевоенная экономическая депрессия. Методы американской промышленности и новости заокеанской техники в это время никого в России не интересовали. И сам А. Н. Лодыгин оказался лишним. Для А. Н. Лодыгина нашлось лишь место заведующего подстанциями городского трамвая в Петербурге. Эта работа не могла его удовлетворить, и он уехал в Америку.

Последние годы в Америке после возвращения из России А.Н. Лодыгин занимался исключительно конструированием электрических печей. Он построил крупнейшие электропечные установки для плавки металлов, мелинита, руд, для добычи фосфора и кремния. Им были построены печи для закалки и отжига металлов, для нагрева бандажей и других процессов.

Большое число усовершенствований и технических нововведений было им запатентовано в Америке и в других странах. Промышленная электротермия многим обязана А. Н. Лодыгину как пионеру этой новой отрасли техники.

16 марта 1923 года, в возрасте 76 лет, А.Н. Лодыгин скончался и США. С его смертью сошёл в могилу выдающийся русский инженер, впервые применивший лампу накаливания для практики освещения, энергичный борец за развитие промышленной электротермии.

Литература:
Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники
/ Под ред. С.И. Вавилова. - М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. - 1948.

В области электротехники Лодыгин Александр Николаевич родом из села Стеньшина Тамбовской губернии, где он появился на свет 6 октября 1847 года в дворянской семье. В 12 лет Александр Лодыгин начал обучение в Воронежском кадетском корпусе, подготовительные классы которого располагались в городе Тамбове. Выйдя с хорошими рекомендациями из Кадетского корпуса в 1865 году, Лодыгин направляется в Белёвский пехотный полк юнкером. Александр Николаевич решил продолжать обучение и учился ещё два года в пехотном училище.

Но всё-таки карьера военнослужащего его не особо привлекает и 1870 году, уйдя в отставку, Лодыгин перебирается в , где пытается воплотить в жизнь свои идеи в области электротехники. Александру Николаевичу требуются материальные средства для проведения опытов с лампами накаливания и для проектирования нового водолазного аппарата. Военное министерство России долго не решается поддержать молодого изобретателя, и Лодыгин вынужден обратиться в Париж с предложением использовать в войне с прусской армией, спроектированный им летательный аппарат. Французские военные согласились, но разгром Франции не позволил Александру Николаевичу реализовать свои планы.

По возвращении в Петербург Лодыгин начал заниматься в Технологическом институте с 1871 по 1874 год опытами с лампами накаливания и демонстрировал их результаты в Адмиралтействе и в самом институте. Александр Николаевич использовал в лампе угольный стержень, который помещался в стеклянный баллон. Его труды не пропали даром — в 1874 году Лодыгин запатентовал своё изобретение и получил премию имени . Также он получил патент во многих странах мира и создал фирму «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

В 1878 году Лодыгин продолжает работу над водолазным аппаратом и принимает участие в Венской выставке вместе с другими электротехниками. По итогам выставки Александр Николаевич получает степени, а в 1899 ему присудили за его научные работы звание Почётный инженер-электрик.
Сложная политическая обстановка в России заставила Александра Николаевича покинуть страну на целых 23 года, но за границей Лодыгин активно работал и создавал новые изобретения. Он изобретал электромобили, электрические печи, новейшие лампы накаливания.

Так же Лодыгин участвовал в США и Франции в строительстве метро и многих крупных заводов. В 1893 году он применил в лампах нить накаливания, изготовленную из тугоплавких металлов, после чего создал в Париже фирму по производству мощных ламп. В 1906 году патенты изобретений Лодыгина в этой области были куплены американской компанией «Дженерал электрик».

С 1907 года Александр Николаевич вместе с семьёй возвращается в Россию, преподаёт в Электротехническом институте и работает в управлении железной дороги Петербурга. С 1914 года Лодыгин должен был активно заняться электрификацией Нижегородской и Олонецкой губерний, но планы изменились с началом Первой мировой войны. Александр Николаевич начал проектировать летательный аппарат с вертикальным взлётом, но приход к власти большевиков, с которыми Лодыгин не смог сработаться, заставил его вновь уехать в США. Позже были приглашения от Советского правительства для работ по ГОЭРЛО, но изобретателю уже не позволило состояние здоровья вернуться в Россию. Лодыгин скончался в 1923 году в американском городе Бруклин.

Дата рождения: 18 октября 1847 года
Место рождения: Тамбов, Россия
Дата смерти: 16 марта 1923 года
Место смерти: Бруклин, США

Александр Николаевич Лодыгин – русский изобретатель лампы накаливания.

Александр Лодыгин был рожден 18 октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской губернии в старинной семье дворян, но при этом небогатой, имевшей одного предка с Романовыми.

Как и отец, Александр стал военным, для чего в 1859 стал учиться в подготовительных классах в Воронежском кадетском корпусе, а потом в аналогичном корпусе в Тамбове. В 1861 году его семья присоединилась к нему в Тамбове, а через 4 года Лодыгин его окончил в звании юнкера.

После этого он стал числиться в 71 пехотном Белевском полку. В 1866-1868 проходил обучение в Московском юнкерском пехотном училище.

В 1870 в отставке стал работать в Петербурге. Здесь он в полной мере стал проявлять себя как изобретатель. Так, он придумал электролет – летательную машину с двигателем от электричества. После этого его внимание приковываю лампы накаливания и водолазный аппарат.

Свои предложения он посылает в российского министерство военных дел, но не получив ответа, получает приглашение в Париж для постройки своего летательного аппарата для войны с Пруссией, но разгром Франции в этой войне приостановил его планы. Пробыв там некоторое время, он возвращается в Россию.

В Петербурге он посещает уроки по физике, химии и механике в Технологическом институте в должности вольного слушателя.

С 1871 по 1874 экспериментирует с лампами накаливания и проводит первую демонстрацию своего изобретения в нескольких местах в Петербурге.

Его первые опыты основывались на использовании железной проволочки в виде накаливающей нити, но она не выдерживала напряжения и ученый перешел на угольный стержень в стеклянном флаконе.

В 1872 регистрирует патент на свою лампу, а еще через пару лет получает его. За лампу накаливания его награждают Ломоносовской премией от имени Петербургской академии наук. Изобретение Лодыгина расходится по странам Европы и мира.

После успеха Лодыгин создает свою компанию Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и Ко.
В 1870-е он общается с народниками, с 1875 по 1878 даже живет в Туапсе с их общиной. В 1878 возвращается в столицу, работает над водолазным аппаратом и изобретает другие механизмы.

Принимает участие в Венской электротехнической выставке и становится обладателем ордена Станислава. В 1899 становится почетным инженером-электриком от Санкт-Петербургского электротехнического института.

В 1884 из-за развития революционерства его друзей арестовывают, а сам он, чтобы избежать той же участи, едет во Францию, а потом и в США. Там он живет 23 года и продолжает изобретать, совершенствовать свои лампы. В эмиграции он создал электропечи и электромобили, принимал участие в стройках заводов и метро.

В начале 1900-х он изобретает нити накала из тугоплавких металлов, патент на которые в 1906 продает компании Дженерал электрик.

В 1884 создал свой завод по производству ламп накаливания и первые образцы прислал в Петербург, чтобы выставить их на 3 электротехнической выставке. В 1894 в Париже создает компанию Лодыгин и де Лиль, в 1900 участвует во Всемирной выставке.

В 1906 в США строит завод по получению вольфрама, хрома и титана для своих нитей накаливания. Также он изобрел электропечь для плавки этих металлов индукционным способом.

В 1895 женится, позже воспитал 2 дочерей. В 1907 возвращается в Россию и становится преподавателем. Он работает в Электротехническом институте и при Петербургской железной дороге.

В 1913 посещает губернии Олонецкую и Нижегородскую для их электрификации, но тут начинается Первая мировая и планы об электрификации приходится заменить на разработку летательного аппарата по типу взлета вертолета.

В 1910-е участвует в политики, написал статьи и брошюры о националистах. После 1917 года не смирился с правительством большевиков и покинул Россию, переезжает в США.

Его приглашали вернуться обратно для разработки плана ГОЭЛРО, но из-за тяжелой болезни он отказался.

Достижения Александра Лодыгина:

Изобрел лампу накаливания и нити накала из вольфрама

Даты из биографии Александра Лодыгина:

18 октября 1847 года – родился в Тамбове
1859-1865 годы – обучение в Воронежском и Тамбовском кадетских корпусах
1870 год – переезд в Петербург
1874 год – патент на лампу накаливания
1884-1907 годы – эмиграция
1907 год –возвращение в Россию, электрификация
1917 год – эмиграция в США
16 марта 1923 года - смерть

Интересные факты Александра Лодыгина:

Его имя носит кратер и улицы в некоторых городах
Лампу накаливания изобрело несколько человек, но именно Лодыгин совершил важнейшие ее открытия

Статья подготовлена проф. А.Б. Кувалдиным

Александр Николаевич Лодыгин (18 октября 1847 г., село Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии -16 марта 1923 г., Бруклин, Нью-Йорк, США) - выдающийся российский электротехник, который прославился изобретением первых в мире электрических ламп накаливания, при этом менее известны его заслуги в развитии установок и технологий промышленного электронагрева.

Александр Николаевич Лодыгин родился в имении отца в Тамбовской губернии и происходил из старинного дворянского рода (рис. 1). По семейной традиции он получил военное образование. В 1859 году Лодыгин поступил в кадетский корпус, а затем учился в Московском юнкерском училище. По окончании училища в 1867 году он был произведён в подпоручики, после чего началась его служба в качестве армейского офицера.

Однако военная карьера не привлекала А. Н. Лодыгина, так как он увлекся физикой и техникой. Прослужив обязательный срок, осенью 1868 года он вышел в отставку и уехал в Тулу, где работал на Тульском оружейном заводе сначала молотобойцем, а потом слесарем. В начале 1870 года Лодыгин переезжает в Петербург.

В Петербурге А. Н. Лодыгин работает слесарем в газовом обществе «Сириус» и активно занимается изобретательской деятельностью - разрабатывает конструкции летательного аппарата («электролета»), автономного водолазного аппарата, системы электроотопления и электрической лампы накаливания. Все эти изобретения связаны с применением электричества и все они значительно опередили свое время.

В сентябре 1870 года А. Н. Лодыгин обратился к военно-му министру Д.А. Милютину с просьбою обратить внимание на изобретённый им «электролёт - воздухоплавательную машину, которая может двигаться свободно на различных высотах и в различных направлениях и, служа средством перевозки груза и людей, может удовлетворить в то же время специально военным требованиям...». Электролет Лодыгина был снабжен двумя винтами для создания тяги в горизонтальном и вертикальном направлениях (рис.2).. Министр не проявил интереса к это-му изобретению и А. Н. Лодыгин предложил его Комитету национальной обороны в Париже (в это время шла франко-прусская война). Предложение было принято и Лоды гин приступил к подготовительным работам на заводах Крезо. Однако Франция потерпела поражение и в нача-ле 1871 года Лодыгин вернулся в в Петербург.

Здесь на правах вольнослушателя он посещает лекции по физике, химии, математике и сопротивлению материалов. знаменитых профессоров Петербургского университета и Технологического института Д. И. Менделеева (1835 - 1907), И. А. Вышнеградского (1831-1895), В. Л. Кирпичева (1845-1913) и других.

Лодыгин разработал конструкцию автономного водолазного аппарата, в котором вода посредством элек-тролиза разлагалась на водород и кислород, смесью которых должен был дышать водолаз, и подал докладную записку в Морское министерство (1871 г.). Аппа-рат был по конструкции очень сложным. В него входили: устройства для разложения воды на кислород и водород и для смешения этих газов; устройство для выделения негодных для дыхания веществ, гальвани-ческие батареи, винт и привод к нему для движения водолаза и др. По тому времени реализация проекта была невозможной.

В 1872 г А. Н. Лодыгин подал заявку на «Способ и аппараты дешевого электрического отопления» (рис.3). Из описания изобретения: «...способ состоит в накаливании дурных проводников в пространстве, изолированном от доступа воздуха, что устраняет причи-ну их сгорания и делает их постоянными. ..прово-дник в герметически закрытом пространстве.. нагревает стенки своего вместилища, и оно, в свою очередь, передает теплоту окружающему воздуху, который с помощью вентилятора распространяется по комнате.». Выдающийся электротехник, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук Б. С. Якоби (1801 - 1874) дал положительный отзыв на предложенную Лодыгиным систему отопления и отметил, что подобное приложение электричества ещё «никем нигде не описано».

Это изобретение Лодыгина для конца XIX века оказалось невостребованным по вполне понятным причинам (недостаток и высокая стоимость электроэнергии, большая стоимость и сложность оборудования, отсутствие потребителей, для которых устройства электрообогрева имели бы существенные преимущества по сравнению с топливными печами). Промышленные электротермические установки стали относительно широко развиваться только с начала XX века.

Это были электропечи для плавки металлов и других материалов. Кстати, и в этой области А.Н.Лодыгин также сделал многое.

В рукописи Лодыгина «Теория дешевого электрического освещения и отопления» (1872 г.) есть упоминание об опытах на артиллерийском полигоне на Волковом поле в 1870 году с мощными лампами, телом накала в которых были железная и платиновая проволоки. Свет усиливало и направляло на мишени отражательное зеркало. Опытами руководил генерал В. Ф. Петрушевский (1829 - 1891). Но Лодыгин убедился, что применение в качестве нити накала железной проволоки не эффективно и стал использовать для этой цели угольные стерженьки. Этот метод позволил получить положительные результаты и Лодыгин занялся усовершенство-ванием таких ламп, в частности для увеличения срока службы он предложил поместить накаливаемый элемент в стеклянный баллон, откачать из него воздух или использовать заполнение защитным газом, не вступающим в химическую реакцию с накаливаемым элементом (рис.4).

В 1872 году А. Н. Лодыгин подал заявку в Департамент торговли и мануфактур на изобретение «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения» и через два года получил патент на своё изобретение (привилегия от 22 июля 1874 г.). В описании изобретения - электрической лампы накаливания - указано, что в ней используется «дурной проводник, светящий вследствие накаливания его током, помещенный в газ, с которым он не реагирует, нисколько не сгорает...» (рис.4).

К концу 1872 г. А. Н. Лодыгин располагал несколькими экземплярами ламп накаливания, которые можно было публично демонстрировать. Ему удалось найти прекрасного механика - В. Ф. Дидрихсона, который изгото-вил все конструкции ламп накаливания, разрабатывавшиеся Лодыгиным. В лаборатории Лодыгина, расположенной в доме на углу Одесской улицы и Конногвардейского (ныне Суворовского) проспекта, в 1872-1873 годах проходили первые в мире демонстрации электрического освещения, и, по воспоминаниям очевидца, «народу сюда приходило больше, чем на оперу в Мариинку». (рис.5).

Интересно, что в опытах яркий свет загорался в стеклянных колбочках всевозможного вида: шарах, цилиндрах, призмах и даже в шаре в хрустальной вазе с водой. Изобретатель получил заказ на серию подводных фонарей для освещения водолазных работ. Лодыгин расска-зывал о возможностях будущего применения его изобретения: для железных дорог и пароходов (лампы сигнальные), для рудников и шахт (взрывобезопасные), для помещений (настенные и потолочные)

В Технологическом институте и других учреждениях А. П. Лодыгин прочёл много лекций об освещении лам-пами накаливания. Эти лекции привлекали также боль-шое число слушателей. Осенью 1873 г. Лодыгин устано-вил лампы накаливания на Одесской ул. в Петербурге. В статье в журнале «Электричество» за 1923 год это событие описано так:

«На двух уличных фонарях керосиновые лампы были за-менены лампами накаливания, изливавшими яркий бе-лый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнём с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом».

Позже Б. С. Якоби дал также положительный ответ и на заявку об электрическом освещении, порекомендовав академику, физику Г. И. Вильду (1833 - 1902) исследовать и научно объяснить изобретение А.Н. Лодыгина. По предложению Вильда общее собрание академиков приняло решение о присуждении Лодыгину почетной Ломоносовской премии за 1874 год и отметило, что это открытие - «путь к такому общему применению электрического света, которое, по всей вероятности, приведет к совершенному перевороту в системе освещения».

В 1874 г было создано акционерное общество «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

Общество занялось производством ламп и их продажей, а также получением патентов (привилегий) во многих странах мира, в том числе: Австро-Венгрии, Испании, Италии, Франции, Великобритании и даже в Индии и Австралии.

Однако в то время лампа была еще далеко не совершенна и нуждалась в дальнейших доработках. А. Н. Лодыгин, попав в состав такого наспех организованного предприятия, потерял самостоятельность, поэтому все последующие конструктивные варианты лампы накаливания даже не носили имени Лодыгина, а назывались именами владельцев акций «Товарищества» (лампы Козлова и Кона). В скором времени компания обанкротилась и работа Ло-дыгина по усовершенствованию ламп накаливания на некоторое время была остановлена. Лодыгин оказался в очень тяжёлом финансовом положении.

В середине 1875 г. А. Н. Лодыгин начал работать в качестве слесаря-инструментальщика в Петербургском арсенале, в 1876-1878 гг. он работал на металлургическом заводе принца Ольденбургского в Петербурге. Здесь ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами, относившимися к металлургии; под их влиянием и в результате знакомства с электротехникой, приоб-ретённого за время работ над электрическим освещением, у него появился интерес к вопросам электроме-таллургии.

В 1878-1879 гг. в Петербурге находился П. Н. Яблочков, и Лодыгин начал работать у него в мастерских, организованных для производства электрических свечей.

Работая там до 1884 г., он вновь сделал попытку произ-водства ламп накаливания, но это были лишь небольшие опытные работы.

В 1880 году был создан VI (электротехнический) отдел Русского технического общества (РТО) и начался выпуск журнала «Электричество». А. Н. Лодыгин совместно с Яблочковым и другими известными электротехниками активно участвовал в этой работе и был избран действительным членом РТО. Через несколько месяцев после организации VI отдела РТО в Петербурге прошла Первая в России и мире электротехническая выставка, на которой были представлены почти все новинки мировой электротехники.

В 1884 г. А. П. Лодыгин окончательно решил уехать за границу и 23 года он жил во Франции и США. Он продолжил работу по усовершенствованию ламп накаливания. Несколько лет он проработал в Париже, где организовал производство ламп накаливания и прислал в Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1886 году помещения, в которых проходило годичное собрание Французского физического общества, были освещены 145 лампочками Лодыгина. Интересно, что они были разные по силе света - от 10 до 50 свечей, а одна лампа даже 400 свечей.

В 1888 г Лодыгин приехал в Америку и в том же году по-дал в патентное бюро Нью-Йорка сразу три заявки на усовершенствованные долговечные угольные лампы. Первая - из электрически спеченного шелкового волокна и внешней оболочки из осажденного углерода, вторая - из растительных волокон с пропиткой фтористым бромом, третья - с добавкой кремния и бора.

На Международной выставке 1889 года в Париже лампы А. П. Лодыгина получают почетный диплом и золотую медаль.

Но в итоге Лодыгин приходит к мысли о применении тела накала лампы в виде нити из тугоплавких металлов, в частности нити из вольфрама, закрученные в форме спирали. В Америке в 1893-1894 гг. ему были выданы патенты №№ 575002 и 575668 на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты А.Н.Лодыгина сыграли важную роль в развитии ламп накаливания. В 1906 г они были приобретены концерном «Дженерал Электрик», а через некоторое время электроламповая промышленность всего мира полностью перешла на производство вольфрамовых ламп накаливания, которые применяются до сих пор.

В США Лодыгин пользовался поддержкой Джорджа Ве-стингауза (1846 - 1914), с которым у него установились хорошие личные отношения. В своей статье «Техническое образование и идеалы американских инженеров» Лодыгин с большим уважением отзывается о Вестингаузе, подчеркивая, что он не только успешный организатор, управляющий и финансист, но, прежде всего, инженер. На предприятиях Вестингауза Лодыгин работал несколько лет (с 1888 по 1894 год).

Более сложными были отношения с Т. А. Эдисоном. То-мас Альва Эдисон (1847 - 1931) получил свой первый патент на лампу с угольной нитью в США в 1879 году, т.е. через 7 лет после Лодыгина. Будучи талантливым изобретателем и предпринимателем, Эдисон производил на своих заводах лампы в огромных количествах и способствовал широкому распространению их. Наряду с Эдисоном и Вестингаузом дальнейшим усовершенствованием ламп накаливания занимались в разных странах английские изобретатели Джозеф Уилсон Сван (1828 -1914) и Хайрем Стивенс Максим (1840—1916), немец Вернер фон Сименс (1816 - 1892) и другие.

Интересно отметить, что на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, организованной в память о 400-летии открытия Америки Христофором Колумбом, использо-валось свыше 100 тысяч ламп фирмы «Westinghouse Electric», в которой работал тогда Лодыгин.

В 1894 г. А. Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». Несколько лет он опять живет во Франции.

В 1895 году произошло важное событие в жизни Лодыгина - он женился на журналистке Алме Шмидт, дочери немецкого инженера. У них родилось две дочери, в 1901 - Маргарита, а в 1902 - Вера.

В 1898 году он работает главным химиком и инженером-электриком парижской ветви американской фирмы электромобилей «Колумбия», создает электромобили собственной конструкции и аккумуляторы к ним.

На Всемирной выставке в Париже (1900 г.) в обзоре истории зарождения электросвета А. Н. Лодыгину было отведено почетное первое место, при этом демонстри-ровались четыре вида изобретенных им ламп. В русском отделе выставки среди 12 портретов выдающихся изо-бретателей России был помещен и портрет Лодыгина.

В 1900 г. Лодыгин снова возвращается в Америку, где он участвует в работах по постройке метрополитена в Нью-Йорке, работает на крупном аккумуляторном заводе в Буффало и на кабельных заводах.

Его интересы всё более и более сосредоточиваются на применении электричества в металлургии и на различных вопросах промышленной электротермии. За период 1900 - 1906 гг. при его участии в США было построе-но и пущено в ход несколько заводов для производства феррохрома, ферровольфрама, ферросилиция и др.

Важное направление изобретательской деятельности Лодыгина в Америке - разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов и стекла, закалки и отжига стальных изделий. Лодыгин стал за эти годы крупным специалистом в электротермии. В 1906 году он приобретает в Питтсбурге завод по производству различных сплавов на основе железа (ферровольфрама, ферросилиция и др.).

К этому времени Лодыгин прочно обосновался в США. Однако в возрасте 60 лет он принимает решение вернуться в Россию.

Семья Лодыгиных в 1907 переехала в Россию и поселилась в Петербурге. Лодыгин привёз с собой много новых изобретений: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резания металлов. Первое время он занялся оформлением заявок на свои изобретения.

Электротехнический институт имени императора Александра III первым предложил Лодыгину работу - вести курс «Проектирование электрохимических заводов». Однако эта работа продолжалась недолго - всего один семестр. Затем Лодыгин работал в строительном управлении Петербургской железной дороги.

В 1908 г. в журнале «Электричество» А. Н. Лодыгин опубликовал статью, в которой были впервые описаны принцип работы и конструкция тигельной индукционной печи без магнитопровода. В 1909 году Лодыгин подал заявку и в 1911 г. получил патент на индукционную печь (рис.6).

Сорокалетний юбилей электролампы электротехническая общественность отметила в 1910 году, хотя Лодыгин получил патент в 1874-м году, а заявку подал в 1872-м, но электротехники Русского технического общества считали днем рождения лампы первые опыты в конце 1870 года на артиллерийском полигоне по инициативе генерала В. Ф. Петрушевского.

В 1914 году Лодыгин был командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации.

В начале Первой мировой войны (1914) Лодыгин вернулся к авиационным проектам - в частности, направил в военное министерство заявку на «цикложир» - электрический летательный аппарат вертикального взлета со специфическими винтами в виде огромных колес со множеством лопастей. Но для того времени проект оказался нереализуемым.

А. Н. Лодыгин был разносторонним человеком и довольно активно занимался общественно-политической деятельностью. Он увлекался идеями народников и в 1875-1878 годах участвовал в создании и жизни одной из первых в России народнической колонии-коммуне на Кавказе под Туапсе. В 1910-1912 гг. Лодыгин под влиянием националистов пишет статью и брошюру «Националисты и другие партии». Политическим деятелем Лодыгин не стал. Более интересны и конструктивны его мысли о роли инженера и изобретателя в жизни общества, опубликованные в статьях «Техническое образование и идеалы американских инженеров» («Электричество», 1909, № 2) и «Лаборатория для изобретателей» («Новое время». 1910. № 12485).

Начавшаяся мировая война ухудшила ситуацию в России. После Февральской революции 1917 г. материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать в США.

После возвращения из России А. Н. Лодыгин в Америке занимался исключительно конструированием электри-ческих печей. Он построил крупнейшие электропечные установки для плавки металлов, руд, фосфора и кремния. Им были созданы печи для закалки и отжига металлов, для нагрева бандажей и других процессов. Большое число усовершенствований и технических нововведений было им запатентовано в Америке и в других странах.

Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО А. Н. Лодыгин из-за болезни был вынужден отклонить.

В марте 1923 г. он умер в Бруклине (Нью-Йорк).

Имя Александра Николаевича Лодыгина связано главным образом с созданием электрической лампы накаливания. Принцип электрической лампы накаливания был известен до Лодыгина, но А. Н. Лодыгин первым превратил её из лабораторного физического прибора в практическое средство освещения и показал широкие возможности её применения.

А. Н. Лодыгин внес большой вклад в развитие элек-тронагрева.

Еще в 1914 году А. Н. Лодыгин составил список своих изобретений из 37 позиций, в том числе 11 позиций - изобретения в области создания электрических печей, из которых можно отметить: печь сопротивления для плавки различных металлов, индукционную печь для плавки и выплавки металлов, индукционную печь для плавки непроводников (для плавления стекла и подбных материалов), печь для нагрева бандажей для насадки их на колеса, печь для закалки и отжига.

Заслуги Александра Николаевича Лодыгина еще при жизни получили признание.

Он получил Ломоносовскую премию Российской Академии наук за изобретение лампы, был избран членом Российского технического и Русского физико-химического обществ, а Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почётного инженера-электрика. А.Н.Лодыгин был членом Американского химического и Американского электрического обществ, Института американских инженеров-электриков, Французского и Международного обществ инженеров-электриков и активно участвовал в Международных электротехнических выставках. За участие в Венской электротехнической выставке (1884 г.) А.Н.Лодыгин был награжден орденом Станислава Ш-ей степени, что было редкой наградой для российских изобретателей.

Александр Николаевич Лодыгин вошел в историю науки как изобретатель лампы накаливания, но он же явился одним из первых ученых и изобретателей в области электротермии и электротехнологии.

Память о А. Н. Лодыгине сохраняется и поныне.

В Петербурге (Одесская ул., 1) в здании, где находилась мастерская А. Н. Лодыгина, создан Музей фонарей (рис.7). На здании установлены две мемориальные доски.

В 1952 году в Петербурге один из переулков переиме-новали в переулок Лодыгина - в честь русского изобретателя-электротехника.

В Тамбове в доме, в котором жил А.Н. Лодыгин, был открыт музей (1988 г.). На фасаде здания мемориальная доска: «В этом доме с 1859 по 1865 г. жил выдающийся русский ученый - изобретатель лампочки накаливания Александр Николаевич Лодыгин».

Имя знаменитого изобретателя носит государственное предприятие «Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н. Лодыгина» (г. Саранск).