Марина Неелова родилась в полуразрушенном в годы войны Ленинграде. Она имеет звание народной артистки РСФСР. Творческая карьера Нееловой началась в конце 60-х годов прошлого столетия. По мнению критиков, она входит в число наиболее выдающихся российских актрис.

Родилась Марина Неёлова 8 января 1947 года. Её детство проходило в трудные послевоенные годы. Родители будущей театральной звезды были далёкими от творческих профессий людьми, но это не мешало им прививать девочке любовь к искусству. Мать, Валентина Николаевна, ушедшая на войну со студенческой скамьи, так и не смогла окончить институт, вернувшись с фронта. Всё своё время она посвящала воспитанию дочери. Родители видели её художницей или балериной.

Отец, Мстислав Павлович, был большим любителем живописи. Пытаясь проявить к ней интерес дочери, он развешивал свои акварельные рисунки по всей квартире. Когда девочке исполнилось 4 года, её отвели в балетную школу.

Любовь к балету у Неёловой осталась на всю жизнь. Она была не менее сильной, чем страсть к театру. Походы семьи в кино и на концерты чередовались с посещением Кировского театра, который ставился своими оперными и балетными постановками. Всё это пробуждало у девочки с раннего детства интерес к искусству.

Творческие таланты начали проявляться у Неёловой ещё в школьные годы. В первом классе она выиграла конкурс чтецов стихов в школе. После этой победы родители отдали её в кружок художественного слова. Полученные в нём навыки декламации пригодились Марине в будущей профессии. В 1964 году девушка, окончив школу, подала документы на поступление в ЛГИТМиК. Мечта стать актрисой преследовала её с детских лет.

Конкурс в то время в этот институт составлял более 100 человек на место. Для творческого просмотра она выбрала отрывок из «Войны и мира». Девушке удалось сделать почти невозможное. В институт она поступила с первой попытки и попала на курс Ирины Мейерхольд.

Первые творческие успехи

Студентка Марина Мстиславовна Неелова долгое время была похожа на маленького воробышка. Она весила 45 кг и никак не могла поправиться. Уже во время учёбы она зарекомендовала себя, как неординарная актриса. Её талант сочетался в ней с тяжелым характером и бескомпромиссностью.

Первый серьёзный успех пришёл к ней на третьем курсе института. Молодую студентку пригласили сняться в фильме «Старая, старая сказка». Это была первая кинолента актрисы, в которой она сыграла сразу две роли.

Следом за первой картиной сразу же последовала вторая и третья. Сначала выходит фильм «Цвет белого снега», а за ним «Тень». Во время обучения в институте Неёлова грезила подмостками БДТ. Главным режиссёром театра долгие годы был известный советский режиссёр Георгий Товстоногов.

Судьба сложилась так, что по окончанию института в 1969 году Неёлова не стала даже пытаться поступить в этот театр на службу. Она была неуверенна в своих силах. Критическое отношение к себе она сохранила на протяжении всей своей творческой деятельности.

Вместо попыток устроиться в театр артистка пошла работать на «Ленфильм». Ей казалось, что Товстоногов, увидев её в кино, непременно пригласит работать в свой знаменитый на всю страну театр. Её мечты почти сбылись. Режиссёр оценил творческий потенциал артистки после её первой актёрской работы, но опоздал со своим предложением.

Окончив институт Неёлова вышла замуж и переехала из Ленинграда в Москву. С Товстоноговым ей так и не удалось поработать. Раздосадованный режиссёр предсказал тогда актрисе печальные перспективы. Пророчество режиссёра не сбылось.

Театральная карьера актрисы началась в 1971 году со службы в театре Моссовета. Руководителем театра в тот период был Юрий Завадский. Параллельно с ним Марина Неёлова репетирует пьесу Радзинского «Турбаза». Ставит её Анатолий Эфрос.

Следом за этими работами Неёловой поступает предложение от Николая Фокина. Вместе с Константином Райкиным он вводит актрису в спектакль по пьесе драматурга Рощина «Валентин и Валентина». Эта работа стала для актрисы настоящим входным билетом на большие театральные подмостки.

Удачный театральный дебют привёл Неелову в театр «Современник», которому она посвятила более 30 лет своей творческой жизни. За эти годы она сыграла множество ролей.

Среди них: Виола в «Двенадцатой ночи» и Аня в «Вишневом саду». Большой творческой удачей актрисы стали роли Марья Антоновна в «Ревизоре» и Ники в «Записках Лопатина». Все театральные роли Неёловой всегда положительно оценивались критиками и получали тёплые отклики зрителей.

Работы в кино

Киношная судьба Неёловой сложилась не менее удачно, чем театральная. Она снялась в 69 полнометражных фильмах и сериалах. Многие картины с участием актрисы считаются золотой классикой советского кинематографа. Фильмов могло быть значительно больше, но актриса отказывалась от многих предложений. Она достаточно серьёзно относится к выбору сценариев.

Последняя картина с участием артистки вышла в 2017 году. В звёздной компании с и Евгением Мироновым она сыграла главную роль в фильме Владимира Котта «Карп отмороженный». Эта кинокартина получила премию «Золотой орёл», а Неёлова была признана лучшей актрисой.

«Старая, старая сказка»

Фильм вышел в прокат в 1969 году. Партнером Неёловой по картине был Олег Даль. Актёр в то время был студентом Щукинского училища. При утверждении артистов на роль худсовет был категорически против Неёловой.

Отстоять актрису удалось режиссёру фильма Надежде Кошеваровой. Она поставила ультиматум худсовету, заявив о том, что не будет снимать картину без Неёловой. В конечном итоге актриса сыграла две роли: принцессы и дочери трактирщика.

«Монолог»

Фильм вышел в прокат в 1973. Премьерный показ прошёл на Каннском фестивале. Режиссёр картины Илья Авербах собрал на съёмки фильма звёздный состав. В него вошли: Михаил Глузский, Станислав Любшин и Марина Неёлова. Картина была признана польским журналом «Экран» лучшим иностранным фильмом года. Неёлова сыграла роль Ниночки Сретенской.

«Осенний марафон»

Фильм Георгия Данелии вышел в прокат в 1979 году. Картина снималась сложно. Актеры находились в постоянном конфликте. Долгое время Олег Басилашвили не мог найти с Неёловой взаимопонимания. В конечном итоге картина была номинирована на «Оскар» и имела все шансы стать лучшим иностранным фильмом года. Крест на «Оскаре» поставило введение советских войск в Афганистан.

Неёлова сыграла в фильме роль любовницы главного героя Аллы. За её исполнение актриса была удостоена Государственной премии.

«Дамы приглашают кавалеров»

Премьера фильма Ивана Киасашвили состоялась в 1981 году. Неёлова предстала перед зрителем, как комедийная актриса. Она сыграла в фильме главную героиню Нину Позднякову. Большая часть съёмок фильма приходила в Сочи. В этой картине в качестве сценариста дебютировал Карен Шахназаров.

«Дорогая Елена Сергеевна»

Фильм вышел на экраны в 1988 году. Для режиссёра Эльдара Рязанова эта картина стала первой в молодёжной тематике. Она выбивается из контекста других его работ. Неёлова сыграла в картине главную роль учительницы Елены Сергеевны, которая противостоит ученикам-мажорам.

Награды и признание

Актриса имеет правительственные награды: орден «Дружбы народа» (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), орден Почёта (2012). Дважды ей вручались Государственные премии РСФСР (1981 и 1999) и один раз Государственная премия РФ (2001).

Среди других значимых призов и наград актрисы: приз «Золотая фемина» за исполнение роли в фильме «С тобой и без тебя», премия Ленинского комсомола, «Ника» и «Триумф». В 2017 году актрисе был вручён приз за лучшую женскую роль в фильме «Карп отмороженный» на кинофестивале в Онфлёре.

Личная жизнь актрисы складывалась непросто. Семья для неё всегда стояла на первом месте. Первым мужем Марины Неёловой стал режиссёр Анатолий Васильев. Он познакомился с ней, подыскивая актрису для своей короткометражки «Цвет белого снега». Васильев был старше Неёловой на 8 лет. Это он перевёз её из Ленинграда в Москву. Пара поженилась в 1970 году. Брак распался без видимых причин в 1978 году. Никто из бывших супругов не открыл истинную причину расставания.

Вторым мужем актрисы стал дипломат Кирилл Геворгян. Он оказался моложе Неёловой на 6 лет. Между первым и вторым браком у актрисы был любовный роман, который обсуждался всем творческим бомондом страны. Он закрутился в 1984 году.

У 37-летней актрисы возникли отношения с 21-летним шахматистом Гарри Каспаровым. Неёлова познакомилась с ним у композитора Владимира Крайнева.

Актриса вводила молодого человека во все богемные тусовки. В это время Каспаров жил ещё в Баку. Его мать была категорически против его связи с Неёловой. Она делала всё, чтобы разорвать эти отношения. В конце концов, они сошли на нет.

Сразу после разрыва стало известно, что Неёлова беременна. В 1987 году у неё родилась дочь Ника, которую Каспаров так и не признал. Несмотря на это, достаточно посмотреть на девочку, чтобы понять кто её отец. Она очень похожа на Каспарова.

Марина не стала поднимать шум. Два года после рождения дочери она вела затворническую жизнь. Связав свою судьбу с Геворгяном в 1989 году она покинула страну, оставив театр на несколько лет. Второй муж актрисы заменил Нике отца. В 2010 году она окончила школу изобразительного искусства в Лондоне. Сейчас Ника работает на телевидении.

После съёмок фильма «Монолог» Михаил Глузский стал называть Неёлову своей внучкой. Именно эту роль актриса сыграла в фильме. В процессе работы между актёрами возникли тёплые, почти родственные отношения.

В конце 90-х актриса покинула страну на несколько лет. В этот период график спектаклей с участием Неёловой в «Современнике» специально подбивали под даты приезда актрисы в страну. В этот период она жила 3 года во Франции и 6 лет в Нидерландах. В Париже дочь актрисы пошла в 1-й класс.

Всю свою жизнь актриса поддерживала балетный вес. В свои 70 с лишним лет она весит 57 кг при росте 165 см. Всю свою жизнь Неёлова комплексовала по поводу своего роста и веса, считая себя серой мышью.

Долгие годы художественный руководитель театра «Современник» шла навстречу Неёловой, перекраивая графики спектаклей с участием актрисы. В этот период в труппе театра шутили, называя Волчек мужем Неёловой.

В списке сыгранных Неёловой в театре ролей есть не только женские. В спектакле «Шинель» актриса играет Башмачкина.

Неёлова не любит рассказывать о своей жизни. За период своего творчества она дала не более 4 интервью.

Марина Неелова сейчас

В 2017 году актриса отметила своё 70-летие. Увидеть её можно на сцене «Современника» в спектаклях «Вишнёвый сад» (Раневская), «Крутой маршрут» (Евгения Семёновна), «Играем Шиллера» (Елизавета). Марина Неёлова по-прежнему счастлива во втором браке.

Заключение

Творческая судьба Марины Неёловой удачно сложилась в кино и театре. Состоялась она как женщина и мать. Зрители ждут новых ролей актрисы в кино и с удовольствием ходят на её спектакли в театр.

В минувшем году Ника Неелова окончила скульптурное отделение лондонской Slade School of Fine Art. Может быть, сей факт и остался бы незамеченным в арт-мире, не выиграй Ника премии «Новые сенсации». В этом ежегодном конкурсе, проводимом галереей Саатчи и Четвертым каналом Британского телевидения, принимают участие тысячи выпускников художественных вузов Соединенного Королевства. Так что победа Нееловой – серьезное признание таланта скульптора, только начинающего свой творческий путь, и великолепный старт на пути к завоеванию лондонского художественного рынка. До переезда в столицу Британии Ника вместе с отцом – дипломатом Кириллом Геворгяном и мамой – известной актрисой Мариной Нееловой сначала пять лет жила в Париже, затем (в конце 1990-х) семья вернулась в Россию. В 2003 году Геворгян был назначен российским послом в Нидерландах. В Гааге 16-летняя Ника поступила в Королевскую академию искусств – став, кстати, самой молодой абитуриенткой в ее истории. И вот теперь – Лондон, победа в конкурсе «Новые сенсации», на подходе – персональная выставка в галерее Charlie Smith…


Ника, твое художественное образование началось в России, где ты училась на курсах главного художника «Ленкома» Олега Шейнциса. Затем поступила в Королевскую академию искусств в Гааге (2008). Чем был обусловлен твой выбор, как проходило обучение в академии?

На первом вступительном курсе в академии мы изучали все виды искусства – живопись, графику, скульптуру, а потом каждый выбрал себе какоето направление, получил студию и в течение четырех лет работал, консультируясь с преподавателями. Правда, многие студенты до финиша не добрались. На самом деле это очень трудно – работать самостоятельно. С самого начала преподаватели предупреждали, что, как правило, лишь 6% выпускников подобных академий искусств занимаются впоследствии своей профессией – остальные не выдерживают! Мы, конечно, преподавателям не верили, были полны энтузиазма и амбиций, но теперь я действительно убедилась, что очень немногие из тех, с кем я училась в Гааге, продолжают заниматься искусством.

Что же тебя мотивировало? Ты ведь была моложе всех на курсе, когда поступила на учебу.

Наверное, это и было одним из мотивов: доказать самой себе, что я смогу работать наравне с другими и желательно даже лучше!

Почему из всех видов искусств ты выбрала инсталляцию и скульптуру?

Для меня этот выбор был однозначным с самого начала. Я както сразу влюбилась в пространство, было интересно видеть и создавать вещи в пространстве, в трех измерениях. Меня этот процесс интриговал, заставлял искать новые структуры, материалы, формы, размеры.

Инсталляции, которые ты показывала в Нидерландах, отличаются огромными размерами, требуют больших расходов материалов и, соответственно, серьезных денежных затрат. К примеру, на одну из инсталляций пошло 360 килограммов обожженного сахара. Кто финансировал ее реализацию – колледж?

Нет. (Вздыхает.) Я сама. Я всегда работала на какихто других работах, в галереях, занималась переводами, писала статьи – и это приносило заработок, который я использовала для создания своих инсталляций.

Как рождаются идеи твоих работ?

Это довольно длительный процесс накопления всего увиденного, услышанного, прочитанного за месяцы, а иногда и за годы. Я очень часто работаю со своей собственной историей, воспоминаниями детства.

Расскажи, пожалуйста, об инсталляции «There is always a time for departure…».

Это была моя последняя экзаменационная работа в Королевской академии искусств, за месяц до переезда в Лондон. Заканчивался длинный шестилетний период в моей жизни, впереди было чтото новое, неизвестное. Мне хотелось запечатлеть этот пройденный этап и неопределенность будущего. Ступая по липкому «чувствительному» полу, ощущаешь его фактуру, взаимодействуешь с ним, оставляешь следы. Для меня это чувство было необычайно оголено и усилено в тот переходный момент в моей жизни. Спираль в инсталляции – как лестница, которая, упираясь в потолок, ведет либо вверх, либо вниз, либо в никуда. В работе много ассоциаций с Голландией, ее историей, живописью XVIXVIII веков: темнокоричневые плитки, встречающиеся на полотнах Вермеера, их охристые прожженные оттенки – как символ пережитого.

А как появилась идея жженого сахара?

В детстве мы всегда жгли на ложечке сахар. Этот запах для меня – и запах детства, и какихто болезненных воспоминаний, чегото прожженного, изменившего свою консистенцию за короткие мгновения.

Многие твои инсталляции имеют философско-пессимистический настрой: лестницы, ведущие в никуда, колокола, которые никогда не зазвучат…

В основном они откликаются на чувство утраты – детства, истории, времени. Многие мои работы основаны на личном опыте.

Так сложилось, что я много переезжала – каждые пять лет, и с этим связаны детские воспоминания утрат. Я теряла один город – обретала другой, теряла одну жизнь –

обретала другую. Это был постоянный цикл непостоянства – я всегда знала, что приезжаю на время. Вот эта временность и хрупкость както укоренились во мне, мне интересно размышлять об этом в работах. После переезда в Лондон эта тема видоизменилась, я больше фокусируюсь на идее руин и реставрации истории по памяти, с сопутствующими ей искажениями прошлого.

А как создавалась инсталляция «Качели» («Attitudes to a Miss?»)?

-«Качели» я показывала в Гааге, в довольно странном соборе с десятиметровыми потолками. Я вернулась туда на очень короткое время, уже после переезда в Лондон, только чтобы сделать эту инсталляцию. Это был какойто момент возвращения в прошлое, и мне хотелось передать быструю реакцию и на это помещение, и на свое ощущение анахронизма между прошлым и настоящим. Качели для меня – это прежде всего воспоминание детства, причем это очень конкретные, реальные качели, некая иконная картинка в памяти. Я решила воспроизвести качели в большом размере в соборе. Материалом послужили старые доски из разрушенного дома, а цепи к качелям я прикрепила новые – как соединение прошлого с настоящим.

Как сложилась твоя жизнь в Лондоне? Почему ты выбрала именно Slade School of Fine Art?

Это один из лучших университетов в области искусства в Великобритании. Еще живя в Нидерландах, я отправила свои документы в Slade – ни на что, честно говоря, не надеясь. Документы подают тысячи, а на интервью отбирают 40 человек. И когда я вдруг получила приглашение на интервью, я поняла, что всетаки чтото происходит. Это поступление было для меня, наверное, самым неожиданным и большим достижением в моей жизни.

После окончания университета ты приняла участие в конкурсе «Новые сенсации», проводимом галереей Саатчи среди выпускников художественных вузов страны, и стала победительницей…

В конкурсе я приняла участие от безысходности. После окончания университета у меня не было ни работы, ни студии, к тому же заканчивалась моя британская виза. Подавая на конкурс, я особо ничего не ждала, и только когда из тысячи вошла в двадцатку, а потом попала в первую четверку, у меня появилась надежда, и я стала работать, как сумасшедшая. Инсталляция с колоколами («Принципы повиновения», 2010) на сегодняшний день одна из самых сложных и интересных для меня. Как и в работе с перевернутыми вверх корнями деревьями («The Grove», 2010), мне хотелось показать то, что скрыто от глаз, но имеет большое значение в жизни предмета. Я отлила языки колоколов из воска, смешанного с пеплом, – они потеряли все свои акустические свойства, не могли более выполнять свою главную функцию. Повиновение снятых колоколов, которые уже никогда не прозвонят, а лишь напоминают о чемто, что могло бы быть. Мне интересно вырывать вещи из их естественной среды и помещать в совершенно другой контекст, в котором они создают довольно необычное странное впечатление.

Твоя мама, Марина Неелова – одна из самых любимых актрис в России. А у тебя были когда-нибудь порывы стать актрисой?

Нет, не было. Мама их отбила (смеется), когда я была еще в возрасте трех лет. Я еще не умела говорить, но знала, что не стану актрисой!

А по папиным стопам, в дипломатической карьере не хотела себя попробовать?

Мне всегда очень нравилось исполнять роль дочери дипломата... и за все эти годы я многое увидела и многому научилась. Но, как мне сейчас кажется, я с самого начала внутренне знала, что хочу заниматься какимито видами искусства. С течением времени пришло осознание того, что это будет скульптура.

А что происходит с твоими инсталляциями после выставок?

Мои работы в основном – воплощение момента присутствия. Обычно они запечатлены в момент затянутого распада или перед самым распадом – на грани исчезновения в присутствии зрителя. Конечно, у них недолговечная жизнь. Но именно в этом и есть их суть – передавать временность жизни, страх исчезновения, смерти. До сих пор инсталляции благополучно покупали, а как будет дальше…

А кто покупатели?

Инсталляцию «Принципы повиновения» приобрел Саатчи для коллекции галереи, она у него сейчас хранится на складе. Люстру из угля купили в частную коллекцию в Лондоне, зеркала («Prophecies for the Past») с выставки “The Future Can Wait” сейчас приобретает коллекционер, а перевернутые деревья («The Grove») – это был заказ для парка в Нидерландах. Пока что все работы кудато идут, но я уже начинаю задумываться о том, что надо делать чтото более постоянное.

Какие планы на будущее?

Мне повезло, что за последнее время я получила три артпремии подряд, а также продала три инсталляции. В этом году у меня будут две персональные выставки: в апреле – в лондонской галерее Charlie Smith, а также в Берлине. Это мой первый опыт сольных выставок, поэтому ощущаю огромное напряжение и ответственность.

Твои инсталляции, как правило, отличаются серьезными размерами, что, в свою очередь, требует больших студийных пространств для их реализации. Где ты сейчас работаешь?

Арендую небольшую мастерскую. Она слишком маленькая, чтобы делать более двух работ одновременно, так что я сейчас подыскиваю другое помещение.

Наверное, то, что ты говоришь на нескольких иностранных языках, помогает жить в таком космополитическом городе, как Лондон? Какими языками ты владеешь?

Французским, голландским, русским, английским. Сейчас изучаю итальянский.

Твое восприятие Лондона с точки зрения художника?

Начиная с первого посещения Лондона в 2006 году, я мечтала жить в этом городе. Лондон потряс меня, поразил своим предельно близким сосуществованием истории и современности, динамикой. Этот город вызывает во мне желание чтото создавать, отвечать на то, что я здесь вижу, чувствую, переживаю.

О том, что у легендарной актрисы Марины Нееловой есть ребенок, никогда особенно не афишировалось. Может быть потому, что девочка не знает своего отца, а может быть и по ряду иных причин. Но, тем не менее, Ника Неелова — родная дочь Марины Нееловой , чем актриса невероятно гордится. О Нике известно не очень много. Она родилась в 1987 году и многие считают, что ее отцом является известный Гарри Каспаров, с которым Марину связывали бурные отношения, не смотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте. Причиной расставания пары, стала мать Гарри, но Неелова призрачно намекает, что именно он отец ребенка. Каспаров же полностью это отрицает.

Отца Нике заменил нынешний супруг Нееловой Кирилл Горациевич Геворгян, российский дипломат, а сегодня директор правового департамента МИД. Благодаря его роду деятельности, в первый класс Ника пошла в Париже. В дальнейшем она училась на курсах главного художника московского театра «Ленком» Олега Шейнциса, закончила Королевскую академию искусств в Гааге, а после школу искусств в Университетском колледже Лондона по классу скульптуры.

Ника невероятно талантливая девушка, ее работы часто выставлялись на самых престижных Европейских выставках, а в 2010 году она победила на конкурсе «Новые сенсации», проводимого лондонской галереей Саатчи, с инсталляцией «Принципы Повиновения».

Помимо искусства, Ника изучает иностранные языки, они ей даются очень легко. Старательно избегает публичности и ажиотажа вокруг своей персоны. Она очень привлекательная девушка, которая самостоятельно строит собственную жизнь и очень любит родителей. Многие замечают, что внешностью она практически копия не признавшего ее Каспарова, но Ника об этом даже не думает. Как и мать, она вычеркнула его имя из своей жизни.


Tak

Что наша жизнь? Игра!

Ольга ГУРИНА, «ФАКТЫ»

Легендарный советский шахматист отметил свой 50-летний юбилей
В шахматы он начал играть в пятилетнем возрасте. Его называли вундеркиндом,
гениальным ребенком. Сейчас многие эксперты считают Гарри Каспарова
величайшим шахматистом в истории. Он 13-й чемпион мира, восьмикратный
победитель Всемирных шахматных олимпиад, обладатель одиннадцати «Оскаров».
Гроссмейстер единолично возглавлял рейтинг ФИДЕ с 1985-го по 2006 год.
В 1999-м достиг рекордного рейтинга - 2851 балл.
Его достижение держалось 13 с половиной лет. Гарри в который уже раз женат.
И, похоже, в его личной жизни, по крайней мере последние семь лет, царит идиллия.

9 фактов из жизни Гарри Каспарова

1. Родители Гарри принадлежали к сливкам бакинского общества.
Клара Шагеновна Каспарова и Ким Моисеевич Вайнштейн были прекрасно образованны,
интеллигентны. «Какая красивая пара! - восхищались окружающие.
- Да еще гениальный ребенок». Их сын Гарик был классическим вундеркиндом: игрушки
не любил, его больше интересовали книги и газеты. В пять лет он подсказал родителям
решение шахматной задачи: отец с матерью были заядлыми игроками и каждый вечер
дружно склонялись над доской. Увлеченность шахматами Гарик унаследовал от матери.
Когда мальчику исполнилось семь лет, от лимфосаркомы скоропостижно скончался его
отец. Клара Шагеновна замуж больше так и не вышла.
Маленький Гарик играл под фамилией Вайнштейн. Но затем его мама решила, что
советский гроссмейстер Каспаров звучит лучше, чем советский гроссмейстер Вайнштейн.
С тринадцати лет мальчик получал персональную стипендию. Жил с мамой в шикарной
квартире в центре Баку. Но большую часть времени в году Каспаровы проводили на сборах
- на роскошной даче на побережье, рядом с дачными апартаментами самого Гейдара
Алиева, который взял талантливого шахматиста под свою опеку.
2. В 1981-м Клара Шагеновна ушла с работы (она была специалистом по автоматике,
ученым секретарем в НИИ), чтобы целиком посвятить себя карьере сына. Даже зарплату
получала от спорткомитета наравне с профессиональными тренерами. И вскоре стала
главным доверенным лицом сына, сопровождавшим его повсюду. Тренеры окончательно
превратились в наемный персонал.
«Идеальнее кандидатуры для выполнения подобной роли, чем крайне честолюбивая мать
Гарри, трудно было придумать, - пишет в своей книге „С Каспаровым ход за ходом, год
за годом“ тренер Александр Никитин.
- Делалось это постепенно и достаточно тонко. Вхождение Клары Каспаровой в роль
проходило под одобрение всех заинтересованных лиц. Я был рад тому, что она охотно взяла
на себя решение всех технических вопросов, связанных с нашими сборами и поездками,
переговоры с местными руководителями, - чисто шахматных проблем мне было
предостаточно. Я не учел, что ее влияние на сына не ограничено ничем. И совсем скоро
свойственные ей прежде мягкость и человечность уступили место решительному, почти
начальственному, обращению с тренерами».
«Главное, что я с ней могу быть откровенен, как ни с кем другим, - рассказывал Гарри Каспаров.
- В критические минуты ты слышишь голос, которому привык верить долгие годы.
Каждому из нас необходим кто-то, кому можешь довериться, высказать все без утайки, называя
вещи своими именами. И тогда чаще всего ты сам понимаешь, как поступить. Мама шутит,
что она поглощает мой стресс».
3. Влияние Клары Шагеновны не могло не сказаться и на личной жизни сына. Она спокойно
относилась к его многочисленным увлечениям. Зато строго следила за тем, чтобы Гарик соблюдал
режим. Если он отлучался даже ненадолго, обязательно предупреждал маму, куда направляется.
В 1984 году Каспаров познакомился с актрисой Мариной Нееловой. Ему исполнился 21 год,
и он был самым молодым претендентом на звание чемпиона мира в истории шахмат.
«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше
меня на 16алет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел.
Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж.
Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство
мира. Все - мое здоровье, мои тренировки, мои устремления - было подчинено этой цели.
С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями
и желаниями. Отнюдь не монах.
У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная
женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности».

Каспаров тогда жил в Баку, бывал в Москве наездами, а Марина к нему не летала.
Когда удавалось, влюбленные уединялись в квартире Нееловой на Чистых прудах.
4. Актриса поддерживала Каспарова в трудное для него время. В матче за звание чемпиона
мира с Анатолием Карповым он сначала проигрывал. Да еще со счетом 0:5! Гарри даже прозвали
долгоиграющим проигрывателем. На матчах Неелова сидела рядом с Кларой Шагеновной.
«Две мамы», - говорили о них.
«В конце января 1985-го при счете 5:2 нас с Карповым даже прогнали из Колонного зала Дома
Союзов. Потому что Карпов, несмотря на свои заверения, что вот-вот, мол, меня дожмнет, никак
не мог выиграть, а тут уже один за другим помирали члены Политбюро, и для прощальных
церемоний надо было освободить территорию. Потом Карпов сдал третью партию, и вопрос даже
не в том, что он был физически истощен и не мог дальше играть...
Ему стало некомфортно психологически - он просто испугался, а главное, струхнули те,
кто был за ним.
Хотя Брежнева уже не было, его знаменитое обращение к Карпову: „Взял корону, так держи ее“,
- по-прежнему воспринималось как прямое указание к действию. Дескать, шахматный трон
должен занять „свой“ человек. В гостинице „Россия“, где жила моя делегация, прослушивались
все разговоры. Как минимум один из моих тренеров сдавал информацию сопернику».
(Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)
Каспарову удалось-таки переломить ход самого длительного в истории шахмат поединка.
При счете 3:5 президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес, поддерживавший Карпова, прервал матч.
В ноябре 1985-го при доигрывании Каспаров наконец одержал победу и стал чемпионом мира.
*На чемпионате мира в 1985 году Каспаров победил Анатолия Карпова,
став 13-м шахматным королем
5. Через год после победы Каспарова, когда Неелова забеременела, Клара Шагеновна сделала
официальное заявление в прессе: «Это не наш ребенок». Сына она убеждала: «Если хочешь
жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии».
«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому и был
полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже
имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился
на шахматах». (Из книги Гарри Каспарова «Дитя перемен»)
В 1987 году у Марины Нееловой родилась дочка Ника, как две капли воды похожая на
Гарри Каспарова. Сейчас знаменитая актриса вместе с дочерью живет в Калифорнии.
6. В 1986 году друзья познакомили Каспарова с Марией Араповой. Симпатичная блондинка
к тому времени окончила романо-германское отделение филфака МГУ и работала переводчицей
в «Интуристе» и Агентстве печати «Новости». Через три года они поженились. Тогда из-за армянских
погромов в Баку Каспаровы бежали в Москву, куда их тайно доставили чартером. Шахматисту и его
матери предоставили два роскошных люкса в азербайджанском посольстве.
Мария, как и Клара Шагеновна, всю себя посвящала Гарри. Но как только Маша родила дочку
Полину, их с Гарри семейная лодка дала трещину. Рожать Мария уехала в Финляндию, где тогда жили
ее родители. Она звала с собой мужа, но он остался в Москве с мамой. Каспаров редко навещал жену
с дочкой и даже не взял их с собой в Лондон на матч с Найджелом Шортом. Позже выяснилась
истинная причина: в столице Великобритании Гарри отбил у Шорта девушку
- шахматистку Вирджинию Мора, связь с которой продолжалась около двух лет.
В 1995-м шахматист предложил Марии развестись, выписаться из двухсотметровой московской
квартиры и отказаться от материальных претензий. Дошло до того, что супруги стали общаться
исключительно через адвокатов.
«Я не сторонница и не зачинщица развода, - рассказывала Мария Арапова в одном из интервью.
- Мне горько и обидно. Наоборот, пыталась с ним поговорить, но он не хочет вернуться к нам...
На меня оказывают давление. В частности, если я не соглашусь на его условия, меня лишат кредитной
карточки. И, кстати, уже поторопились привести угрозу в исполнение. Чувствую, что он с нами борется,
как со своими шахматистами или политическими противниками. Но речь идет всего лишь о женщине
с твоим же ребенком. Я разочаровалась в Гарри. Бог ему судья».
Бракоразводный процесс и раздел имущества длился полтора года.
Сейчас Мария с дочерью живут в Америке. Полина внешне очень похожа на отца.
По контракту Гарри может забирать дочку к себе на два месяца в году.
7. Что касается следующего брака Каспарова, то многие шахматисты даже заключали пари, сколько
он продержится - полгода или год. В 1996-м 33-летний Каспаров женился на 18-летней студентке
Юлии Вовк. Они познакомились в Риге на заключительном банкете после турнира памяти Михаила Таля.
Юлия нашла общий язык со свекровью, которая даже присутствовала при родах и первой взяла на руки
внука Вадима. Брак продержался девять лет.
В конце 2004-го Каспарова стали все чаще замечать в обществе еще одной студентки и модели
- Даши Тарасовой. Гроссмейстер брал девушку во все свои заграничные поездки и даже купил ей
квартиру в центре Санкт-Петербурга. В 2005 году Каспаров развелся с Юлией и тут же оформил брак
с Дарьей, которая младше его на двадцать лет. В 2006-м у них родилась дочь Аида. Девочку назвали
в честь матери шахматиста. По паспорту Клара Шагеновна
- Аида, а Кларой ее называл покойный муж и близкие.
8. В 2005-м Гарри Кимович объявил о завершении шахматной карьеры и ушел в политику.
«В российской политике слишком много генералов и полковников и мало интеллекта,
- заявлял Каспаров.
- Надеюсь, что моя способность к стратегическому мышлению поможет моей родине».
В 2008-м он стал одним из создателей и членом Федерального бюро Объединенного
демократического движения «Солидарность», однако в начале 2013-го вышел из состава руководства.
Много шума наделала история с арестом Каспарова в 2007 году за организацию несанкционированного
шествия противников Владимира Путина. Под арестом шахматист и политик провел пять суток.
«Все это опыт, который не пожелаешь пережить никому, - рассказывал Каспаров в интервью.
- Хотя для меня он был очень важен: теперь, несмотря на короткий срок, там проведенный, я понимаю,
что значит находиться в заключении. Меня поместили в камеру на троих: три привинченные к полу кровати,
проход между которыми составлял буквально метр. Взяли меня для того, чтобы проучить.
Дали пять суток, хотя могли и 15 вкатить. Решили, видимо, изолировать и посмотреть, что со мной будет.
Первые сутки были, конечно, чудовищно трудными:
во-первых, не до конца понимаешь, где оказался и что будет дальше,
а во-вторых, связь с внешним миром отсутствует.
Были даже поблажки: свет в шесть утра не включали (по крайней мере, у меня),
давали возможность почувствовать себя свободнее.
Гулять, например, я мог сколько хотел, но только в клетке примерно три метра на пять, на верхнем этаже.
Успел плитку шоколада с собой взять и бутылку воды (меня с этим пустили в камеру!), но прикидывал,
насколько мне такого запаса хватит, потому что от тюремной баланды решил отказаться.
Впрочем, пять дней без еды можно выдержать».
8. Сейчас большую часть времени Каспаров проводит за океаном. Вместе с женой он за 3,4 миллиона
долларов приобрел себе на Манхэттене квартиру из трех спален общей площадью 160 квадратных метров.
В Нью-Йорке часто дает мастер-классы по шахматам, возглавляет шахматный фонд своего имени в городе
Монтвиль (штат Нью-Джерси). Именно в этом штате проживают его бывшая жена Мария Арапова и дочь Полина.
«В турнирах не участвую, но порой по вечерам ради собственного удовольствия играю в интернете под
псевдонимом, - говорит Гарри Кимович. - Для меня это важный элемент духовной релаксации.
Я издаю книги, читаю по всему миру 20-25 лекций в год. Зарабатываю не намного меньше, чем тогда,
когда играл в шахматы, плюс есть сбережения, которые надо правильно инвестировать».

Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Ни о первом браке с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, ни о бурном романе с гроссмейстером Гарри Каспаровым. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы… Вот уже много лет она счастлива во втором браке. Ее муж – дипломат Кирилл Геворгян. Дочь – художница Ника Неелова. Ей двадцать четыре года, она давно живет за рубежом. Ника впервые согласилась поговорить о том, что обычно обходит молчанием ее знаменитая мама.

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости... Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой - обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями - весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании - из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию - доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника - истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.

Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой - здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры - русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе - часть меня».

Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу - не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новомместе?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались - смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка - у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения . Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет - на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии - Королевскую академию искусств и специальность - скульптуру... Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн - это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так... Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки - за три месяца. В академии преподавали только на нем».

Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь - бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море...»

В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе - это все как-то волновало мое воображение».

Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала - жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи - „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком - значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».

Без страха и упрека

В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art - одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной - плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха... Родители нервничали, но виду старались не подавать».

Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница - это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно - как и в жизни».

Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму - это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы - это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, - показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства - становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль»

Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

Вы любите использовать необычные материалы - скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи... Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов - по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива... Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать - не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Марина Макунина