Окончание школы знаменуется для многих выпускников началом нового жизненного этапа - поступлением в От выбора образовательного учреждения во многом зависит будущее ребенка, а потому делать его необходимо осознанно. И первое, на что следует обращать внимание - не отзывы или репутация вуза, а соответствие выбранного направления подготовки профильности заведения.

Направление подготовки в вузе - что это такое?

Удивительно, но, определяясь с местом получения высшего образования, важно ориентироваться на профессиональные программы. Профильность учреждения обуславливает наличие тех или иных дисциплин в соответствии с Прежде чем подавать заявление для поступления в выбранный вуз, необходимо предварительно ознакомиться с его образовательной программой.

Итак, что значит направление подготовки? Для реализации основополагающих учебных программ Министерством образования и науки России были утверждены стандарты, поэтому для каждого уровня высшего образования сегодня действует свой ФГОС. Соответственно, проводить обучение на бакалавриате или специалитете по стандартам магистратуры или аспирантуры недопустимо. Так, наша страна гарантирует функциональность созданной системы профессиональной кадров различной профильности и специализации, в которых нуждается народное хозяйство и предпринимательский сектор.

Взаимосвязь ФГОС и специальностей

Каждый ФГОС предусматривает десятки укрупненных направлений подготовки, которые, в свою очередь, включают в себя несколько специальностей. Например, 11.00.00 «Электроника, системы связи и радиотехника» является базисным укрупненным направлением со специальностями:

  • 11.03.01 «Радиотехника».
  • 11.03.02 «Наноэлектроника».
  • 11.03.03 «Конструирование электронных средств».
  • 11.03.04 «Системы связи и инфокоммуникации».

Профили направлений и специализаций в университетах

Далее следует назвать разделение на профили по направленности образования, предусмотренного федеральными стандартами. При этом за каждым остается право создания уникальных профилей образования в соответствующем порядке и утверждения их в Министерстве.

К примеру, профили специальности 01.03.04 «Прикладная математика» могут быть предложены в вузе следующим образом:

  • Обеспечение математических и алгоритмических систем и технологий информации.
  • Математическая методика в информационных технологиях.
  • Прикладная информатика в химии.
  • Моделирование и математические методы в экономике.
  • Обеспечение искусственных интеллектуальных систем и программирование.

Чем отличается профиль от направлений и специальности?

Как уже говорилось, к выбору направления подготовки и специальности необходимо подходить ответственно. Несмотря на общие блоки фундаментальных дисциплин, входящих в образовательную программу профилей конкретной специализации, в каждом из них имеются уникальные предметы, учитывающие специфику профессии выпускника в будущем. Именно поэтому, знакомясь с перечнем направлений подготовки, абитуриенты должны знать, что все они могут включать в себя десятки профилей. Для наглядности в качестве примера следует рассмотреть специальность «Строительство», предполагающую варианты профессий в не имеющих ничего общего между собой сферах строительства:

  • «Строительство гидротехнических сооружений».
  • «Строительство промышленных зданий».
  • «Возведение гидроэлектростанций и насосных станций».
  • «Городское строительство и хозяйство».
  • «Экспертиза недвижимости и управление».
  • «Прокладывание автомобильных дорог и строительство аэродромов».
  • «Вентиляционные и инженерные системы».
  • «Строительство и компьютерное моделирование».

Как правильно выбрать будущую профессию?

Таким образом, знакомиться с образовательной программой необходимо задолго до подачи документов в вуз. Ведь получив представление о профессиональном блоке дисциплин учебного плана, несложно догадаться, обладателем какой профессии станет выпускник учреждения.

На данном этапе важно не ошибиться с направлением подготовки и профилем, соответственно. Зачастую неразборчивых абитуриентов часто с толку сбивает и то, что специальности обладают практически идентичными названиями, несмотря на кардинальные различия в блоках профессиональных дисциплин. В итоге студенты приобретают знания, не соответствующие их первоначальным стремлениям и планам, а значит, на выходе из вуза они получают неравные возможности для успешного карьерного роста.

Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?

Перечень направлений подготовки и специальностей можно найти на официальном сайте практически любого университета, однако быстро отыскать профили и соответствующие им образовательные программы вряд ли получится. Все дело в том, что уставными документами учреждения обязаны публиковать данные о квотах бюджетных и контрактных мест по той или иной специальности. Вуз может не детализировать профессиональные программы, относящиеся к каждому направлению. При этом большинство учебных заведений, имеющих прозрачную репутацию, не скрывают профилей образования и указывают их в разделе «Приемная комиссия».

Данная информация может содержаться и в другом разделе сайта. Часто сведения о профилях присутствуют в описании самого вуза, его структуры. Но если перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования открыт и доступен для каждого посетителя сайта, то информацию о профилях нередко осознанно скрывается от абитуриентов. Причиной тому может быть непопулярность и невостребованность определенной образовательной программы в сравнении со специальностью, звучащей более престижно и привлекательно для поступающих. Такой недобросовестный шаг, несомненно, выгоден вузу.

Основные отличия специальности от профильного направления

Кстати, в контексте вышесказанного стоит отметить, что большинство абитуриентов не видит принципиальных различий в понятиях «направление» и собственно «специальность». На самом же деле общего у этих двух терминов не так уж и много. Основное отличие заключается в разнице периодов обучения. В соответствии с знания по направлениям получают бакалавры и магистры на протяжении четырех и двух лет соответственно. Здесь скорее идет речь о форме обучения, соответствующей европейским стандартам и предоставляющей студентам широчайший спектр возможностей для выстраивания персонального плана обучения. Таким образом, к моменту окончания бакалавриата студенты становятся обладателями дипломов о высшем образовании, что позволяет им официально трудоустроиться.

Но для тех выпускников, которые хотели бы продолжить учебу для повышения своего квалификационного уровня или изменить профессиональное направление, существует магистратура. По ее окончании выпускник может стать обладателем двух профессий и двух дипломов о высшем образовании.

Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?

При выборе специализации и профиля только внимательность и осторожность убережет поступающего от совершения ошибки. Недобросовестные учебные учреждения с целью повышения дохода иногда включают в перечень профессиональных программ профили, не соответствующие их общей специализации.

Самыми распространенными и прибыльными с точки зрения коммерческой системы предоставления образовательных услуг являются профили «Дизайн», «Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция», а потому при поступлении в вуз, для которого данные специальности не являются профильными, следует не терять бдительность и быть настороже - вполне вероятно, что данная учебная организация ставит перед собой цель поправить финансовое положение.

Как правило, университеты, которые обучают технологов или биологов, строителей и инженеров, не производят набор студентов на кардинально отличающиеся от базисных направления подготовки.

Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза

Конечно, исключения бывают из всех правил, но чтобы не попасться на обман, желательно провести серьезный анализ заведения перед подачей документов. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • на выбранном профиле отсутствуют бюджетные места;
  • количество контрактных мест значительно преобладает над остальными специализациями;
  • совершенно уникальное название профиля, которое не встречается в других вузах (это может быть, конечно, и признаком уникальной программы обучения в профильном вузе, но также может нести и другую цель - подменить необычным названием обычное содержание, чтобы выделиться из фона).

В большинстве своем высшие учебные заведения обладают балансом контрактных и бесплатных мест на ту или иную специальность. Востребованные вузы имеют больше бюджетных мест для студентов, нежели платных. Преобладание контрактных мест на программы над бесплатными - повод для дополнительного сбора информации на счет качества предоставляемых образовательных услуг в данной организации.

Насколько важен правильный выбор профессионального направления и специальности?

Ознакомившись с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, помните, что университет является не только местом учебы студентов. Каждый вуз можно назвать местом аккумулирования знаний, развития научной школы и формирования новых представлений о научном и техническом прогрессе, культуре и искусстве. Однако сосредоточить силы на всех направлениях одновременно невозможно.

Деятельность институтов, академий и университетов, проверенных десятилетиями, основывается на их стержневой профильности. Принимая решение о поступлении в непрофильное учебное учреждение, потенциальный студент серьезно рискует получить образование недостаточно высокого уровня. Правильный выбор профессиональной программы и специальности - шанс воплотить свою мечту и стать тем, кем хотелось еще со времен школьной скамьи.

Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению

А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствии. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать.

От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.

Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль

Что такое специальность в вузе? Те самые «специальности», которые вы можете найти на нашем сайте – это утвержденные минобром Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) . Система сложилась таким образом, что для всех уровней образования, а именно: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура у врачей и прочих предусмотрен свой список специальностей.

Если посмотреть на это в целом, то система высшего образования при всех своих недостатках устроена номинально грамотно: список специальностей составлен так, чтобы дать каждой сфере жизни государства, если можно так сказать, своих специалистов. В теории, все сферы каждый год пополняются квалифицированными выпускниками, которые начинают в них свою профессиональную деятельность.

Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности . Покажем вам суть этой структуры на примере , самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрено 54 укрупненных направлений и 151 специальность.

Первый – укрупненные направления. Например, возьмем укрупненное направление . В нее включены специальности (или направления):

  • Архитектура
  • Градостроительство
  • Дизайн архитектурной среды
  • Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

Этот список как раз является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.

Третий уровень – профили , самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут после согласования с минобром преподавать более узкую специализацию по определенным специальностям.

На примере : вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете на нашем сайте, либо на сайте вуза специальность «Дизайн». Но есть одно НО: профили или более узкие специализации, которые реализуются в конкретном вузе.

Возьмем 2-х абитуриентов, первый хочет быть web-дизайнером, второй дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма». Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин, но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения ни тому ни другому. И у поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.

Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:

  • административно-правовой
  • государственно-правовой
  • гражданско-правовой
  • уголовно-правовой и прочие

И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.

Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишу далее.

Изначально при проектировании сайта мы пошли слегка неверным путем и указывали профили как текстовое поле в специальностях, без раскрытия их учебных планов и прочего. На данный момент переводим все данные вузов на новую структуру, раскрываем все профили, их учебные планы. Уже много где внедрена новая структура, пользуйтесь на здоровье.

Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то будете уверены, что поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы в жизни.

Как выбрать профиль обучения в вузе

Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили», либо именуются «программы». На страницах вузах во вкладке «Программы» вы можете посмотреть профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.

Вузы не всегда размещают информацию и еще реже в размещают ее в удобном виде.

Как правило, информация находится в разделах «Поступающим» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта с ответственностью, но, к сожалению, таких меньшинство. Если что, всегда можно посмотреть на нашем сайте.

Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки

Закон обязует вузы размещать информацию на своем сайте по определенным пунктам:

  • о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
  • о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
  • о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
  • И прочее

Некоторые вузы пользуются лазейкой и не размещают информацию о профилях. Это делается либо по недосмотру и ненужности сайта, либо специально, чтобы скрыть профили и привлечь как можно больше абитуриентов. Будьте осторожны при поступлении на популярные специальности (Менеджмент, экономика, реклама и связи с общественностью и т.д). Ряд вузов может специально скрывать профили, чтобы привлечь вас к себе даже на тот профиль, который вам не подходит.

Я надеюсь, что вы прочитали эту статью до конца и она была вам полезна. Поступление в вуз – невероятно важный этап жизни. И теперь вы чуть лучше к нему готовы.

Продолжаем цикл интервью с экспертами из различных областей юриспруденции и экономики, которые готовы помочь студентам пройти нелегкий путь выбора профессионального профиля.

На этот раз вызвалась помочь студентам к.ю.н., доцент, зав. кафедрой административного права Российского государственного университета правосудия Марина Анатольевна Штатина .Она рассказала об одном из востребованных на рынке труда профилей - в сфере административно-правового регулирования.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, как у студентов в вашем вузе происходит выбор кафедры, которая, как мы понимаем, и определяет выбор профиля? Сколько времени им дается на обдумывание и принятие решения? Оказывают ли кафедры помощь студентам при выборе специализации и в чем эта помощь заключается?

Штатина Марина Анатольевна: В Российском государственном университете правосудия студенты выбирают один из трех профилей - государственно-правовой, гражданско-правовой или уголовно-правовой. Более глубокое изучение административного права и дисциплин, связанных с административно-правовым регулированием, осуществляется, прежде всего, на государственно-правовом профиле. Однако и другие студенты продолжают изучать нормы и институты административного права. Так, на гражданско-правовом профиле изучается Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, ряд административных процедур (например, по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и административных договоров, а на уголовно-правовом профиле уясняются вопросы разграничения преступлений и административных правонарушений. Такой подход в полной мере отражает особенности современного административного права, активно взаимодействующего с другими правовыми отраслями и неразрывно связанного с повседневной жизнью общества и каждого человека.

Студенты выбирают профиль в первом семестре второго курса, но могут изменить свое решение в течение второго года обучения. Изучение профильных (вариативных) дисциплин в нашем университете начинается со второго семестра третьего курса.

Выбрать профиль студентам помогают и преподаватели, и работники деканата - они никогда не отказывают в консультациях по интересующим студентов вопросам. При этом проводятся как общие консультации для всего курса, так и индивидуальные беседы с любым обратившимся на кафедру студентом. Способствуют правильному (а для каждого студента он свой) выбору широко распространенные в нашем университете конференции и круглые столы по различным проблемам развития науки и правоприменительной практики.

КонсультантПлюс: Существует ли в выборе кафедры "добровольность"? Если большинство студентов выражают желание специализироваться на одной кафедре, предпринимает ли администрация в этом случае какие-то шаги?

Штатина Марина Анатольевна: Студентам-юристам очной формы, обучающимся по программе бакалавриата, приходится выбирать только из трех профилей, поэтому проблем с формированием групп пока не было, и принцип добровольности соблюдается неукоснительно. При этом по одному профилю может набираться несколько групп студентов, в зависимости от количества поданных заявлений. Однако локальные акты устанавливают правило, что в случае отсутствия минимально необходимого количества студентов, изъявивших желание выбрать вариативные дисциплины одного профиля, он открываться не будет.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, чем должны руководствоваться студенты при выборе профиля? На что они должны обращать внимание в первую очередь: на свой интерес к конкретной области права, ее популярность или перспективность?

Штатина Марина Анатольевна: При выборе профиля следует учитывать каждый из указанных вами факторов. Но, по-моему, самое главное, чтобы студенту нравились предметы, которые ему придется дополнительно изучать. Профиль для бакалавра - это не специальность и даже не специализация, по которой обучаются специалисты. Главное назначение профиля - не столько получение знаний, сколько их углубление и выработка навыков их применения, в том числе и путем трансформации теоретических знаний в законные и обоснованные решения, допустимые и уместные в определенных ситуациях. Профиль не ограничивает студента, а развивает его, помогая получить навыки, необходимые в любой профессиональной деятельности юриста. Оптимальное решение этих задач возможно только при личной заинтересованности студента.

Но бывает и так, что у студента нет ярко выраженных профессиональных интересов и предпочтений. В таком случае нужно постараться определить, какие виды юридической деятельности, связанные с тем или иным профилем, созвучны стремлениям, ценностным ориентирам, а также личностным особенностям, в том числе и темпераменту студента. Так, изучение административного права требует исследования очень большого числа актов и документов, которые к тому же постоянно изменяются и дополняются. Медлительных и не ориентированных на преодоление сложностей студентов углубленное изучение административного права поставит в положение выбора: либо постоянно испытывать дискомфорт, либо измениться и стать более выносливыми и целеустремленными.

Менее всего я рекомендовала бы обращать внимание на популярность определенной профессии или отрасли знаний. В популярную сферу идут многие, в результате там создается огромная конкуренция. Если в этой сфере вы станете уникальным специалистом, то сможете добиться успеха. Но если вы мечтали о другом поприще или в силу своих личностных особенностей были расположены к другой деятельности, то в популярной сфере, не ставшей для вас близкой, скорее потерпите неудачу.

КонсультантПлюс: Что происходит после того, как студент выбирает Вашу кафедру? Что подразумевает под собой этот выбор: углубленное изучение каких-то дисциплин, написание дипломной работы или выполнение еще каких-либо работ?

Штатина Марина Анатольевна: Выбор государственно-правового профиля предполагает, что студент будет углубленно изучать конституционное, муниципальное и административное право и такие специальные дисциплины, как административные процедуры, административные правонарушения, миграционное право.

В нашем университете бакалавры, в отличие от студентов, обучающихся по программам специалитета, дипломных работ не пишут.

КонсультантПлюс: Что дает студенту данный выбор в будущем? Влияет ли выбор профиля на последующее трудоустройство? Означает ли данный выбор, что будущий специалист сможет работать только в этой сфере? Насколько сегодня в России ценится специалист по административному праву по сравнению с другими юридическими специалистами?

Штатина Марина Анатольевна: Еще раз хочу подчеркнуть, что в настоящее время выбор профиля никак не ограничивает студента, поскольку при устройстве на работу имеет знание специальность (юриспруденция), а не профиль обучения. Однако конкурсный отбор, практикующийся многими частными организациями и во многих случаях обязательный при поступлении на государственную службу, диктует соответствующие условия.

В настоящее время многие выпускники стремятся попасть на государственную службу, а там необходимы знания по административному праву. Все частные организации взаимодействуют с государственными органами и должностными лицами, поэтому специалисты, готовые к такому профессиональному взаимодействию, получают соответствующие преимущества. Недавно был принят и вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который также поставил ряд вопросов перед судебной практикой. Специалистов административного права в настоящее время не хватает.

Государственные и муниципальные служащие должны иметь соответствующее образование и пройти профессиональную подготовку или переподготовку, связанную с государственным управлением и административным правом. Во всех министерствах необходимы специалисты, владеющие техникой подготовки правовых актов управления.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какие черты характера должны быть у специалиста, выбравшего данный профиль? Как вы считаете, кому противопоказано быть юристом?

Штатина Марина Анатольевна: Лица, успешно занимающиеся отраслями публичного права, имеют особый склад ума, характеризующийся умением видеть общие закономерности, выделять общие интересы.

КонсультантПлюс: Как вы относитесь к современным информационным технологиям? Как вы думаете, нужно ли юристу административного права знать справочные правовые системы? Почему?

Штатина Марина Анатольевна: Юрист, специализирующийся на изучении административного права, должен постоянно обращаться к сведениям, содержащимся в справочных правовых системах. Огромный объем нормативно-правового регулирования ни освоить, ни систематизировать вручную в настоящее время невозможно. Кроме того, административное право не ограничивается буквой закона, а изучает также его применение и органами исполнительной власти, и судами.

КонсультантПлюс: Что бы вы посоветовали вашим студентам и студентам из других вузов, остановившим свой выбор на административном профиле? К чему им стоит готовиться, какие развивать качества характера, на кого ориентироваться в профессии, на какие дисциплины обратить особое внимание, чтобы в будущем стать успешным юристом?

Штатина Марина Анатольевна: Для тех, кто выберет углубленное изучение административного права и будет готовить себя к управленческой деятельности, очень важны такие качества, как сочувствие, стремление понять человека. Поскольку трудно найти такую отрасль права, которая изменялась бы так стремительно, как административное право, я пожелала бы всем, кто выбирает государственно-правовой профиль, развивать силу и гибкость ума, чтобы быть готовым не только ответить на вызовы времени, но предвидеть и формировать их.

Всем студентам-юристам искренне желаю целей высоких, мыслей четких, характера твердого, а настроя позитивного.