Темой этого раздела портала Warspot является военно-морской флот – его история началась около трех тысячелетий тому назад, а ее новые страницы продолжают писаться в наши дни. Судьба многих стран и их обитателей самым тесным и неразрывным образом связана с морем – торговлей, морским транспортом, военным флотом и заморскими завоеваниями. Исследования, а затем и колонизация европейцами берегов Северной и Южной Америки, Африки, Азии, Австралии и многочисленных островов Тихого и Индийского океанов в XV-XIX веках проводились блестящими мореплавателями своего времени. Уже к XIX веку морские коммуникации сформировали многонациональные общества многих колоний и независимых государств, а также стали одним из определяющих факторов развития мировой экономики. Позднее в жестоких сражениях двух мировых войн сошлись сильнейшие военно-морские флоты мира – британский, немецкий, французский, американский, японский, российский и другие.

С развитием судостроения и мореплавания, продолжавшимся в течение многих столетий, военные корабли постепенно становились все более важным видом вооружения, а подчас и непременным условием успешного ведения войны. Военной истории известно немало случаев, когда талантливые флотоводцы брали мощные крепости без боя, выставив внушительный строй своих кораблей на обозрение противника. Перефразируя афоризм XVIII века, известный современным историкам со слов российского императора Петра I, добавим, что в те времена государство, не имевшее военного флота, сравнивали с человеком, лишенного одной из рук.
Эта фраза не теряет своей актуальности и в наши дни, несмотря на то, что современная морская война ведется без каких-либо крупных сраженийморская авиация и крылатые ракеты с кораблей используются преимущественно для нанесения ударов по наземным целям и уничтожения вражеских самолетов. Как и сухопутная армия, флот является одной из основных военных сил почти каждого из крупных современных государств. Современные военно-морские силы имеют разветвленную организационную структуру и огромную огневую мощь, а новейшие корабли характеризуются беспрецедентной технологичностью, большой дальностью плавания и автономностью, высокой скоростью и способны выполнять широкий спектр боевых задач даже в условиях военного конфликта с использованием оружия массового поражения.

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет. За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск. При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн. Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток. Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы — 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию. Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость — 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца. Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России. Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС. При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке». Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27. Копия «Москвы» — крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота. «Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс». При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток. На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений. При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток. Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки — Гаджиево. Входит в состав Северного флота. Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт. «Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица. При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн, Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек. Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».

Морских народов существует давняя традиция, касающаяся эстетики дизайна военных кораблей. Помимо своей основной роли ведения войны, боевые корабли служили политическим инструментом эффективной проекции морской мощи, престижа и влияния нации…»


- Консультант инженерного центра ВМС США Герберт Мейер (Herbert A. Meier).

Проектирование боевого корабля - проблема компоновки различного рода полезной нагрузки. В процессе проектирования рождаются “линии силы”, объединяющие визуальную композицию объекта и проецирующие его силу в окружающее пространство. Они задаются линиями фронтальной проекции надстроек и выступа борта, размером горизонтального интервала между линиями палуб и надстроек, высотой борта, продольным прогибом корпуса.

Вертикали способствуют приданию статичности объекту, в то время как линии наклона от визуального центра в сторону носа и кормы добавляют динамичности силуэту. Внешнее восприятие облика корабля определяется степенью выдвижения его надстроек вперед-вверх, создающей общее впечатление стремительности и готовности к активным действиям. Относительно большие горизонтальные интервалы между линиями палуб и надстроек рождают ощущение громоздкой устойчивости, в то время, как малые - подчеркивают силу и динамичность корабля. Мощь линий силы дополнительно усиливает наклон надводного борта и форштевня корабля.

Выделив критерии для анализа и изучив по своей методике внешний облик кораблей различных стран, специалисты инженерного центра ВМС США единогласно признали лучшей советскую школу кораблестроения… Корабли “красных” всегда отличались своей неповторимой харизмой и максимально зловещим силуэтом.

“Военный корабль есть инструмент политики, главным которой является эффективное убеждение. Эстетическое совершенство усиливает убедительность военного корабля, усиливая доверие к национальной политике. Внешний вид советских военных кораблей являлся сознательной попыткой обеспечения максимального пропагандистского эффекта применения , благодаря использованию художественного дизайнерского стиля”.


- Г. Мейер, продолжение.

Предлагаю вашему вниманию подборку самых красивых надводных боевых кораблей, охватывающую временной интервал за последние 70 лет. Мощь, красота и гордость всех флотов мира.

10 место - Тевтонский рыцарь

Бронированные толстяки не любили сниматься в анфас: становился виден их глубоко посаженный в воду корпус с огромными неуклюжими булями. Омерзительный вид! Единственными из линкоров, в чьем облике хоть немного сохранялась внешняя стремительность, были линейные крейсера типа “Шарнхорст”.

Длинный, относительно узкий, для своего водоизмещения корпус, заканчивающийся высоким “атлантическим” носом (именно заканчивавшийся; нумерация шпангоутов у немцев велась со стороны кормы).

Сверкающие металлические блистеры систем управления огнем. Зловещая форма башен главного калибра, чем-то напоминающая по форме фашистскую каску. И выступающая, вдоль большей части длины корпуса, полоса броневого пояса. Все это сделало “Шарнхорст” и “Гнейзенау” самыми харизматичными линкорами, чьи линии корпуса подтверждают серьезность намерений.

9 место - “Мисл Спандж” (улавливатель ракет)

Гончие Северной Атлантики. Серия из 50 ракетных фрегатов типа “Оливер Х. Перри”, обещавщие стать надежным и дешевым средством контроля морских коммуникаций по всему миру. Острый стремительный форштевень, входящий в волны, словно нож. Длинная сплошная надстройка. Два вертолетных ангара и элегантный “однорукий бандит” в носовой части корпуса (универсальная пусковая установка Mk.13).

“Перри” напоминает чайные клипера прошедших эпох. А его современное прозвище - отражение факта демонтажа всего ракетного вооружения. В существующем виде фрегат годится лишь для погонь за лодками наркокурьеров, т.к. никакие более серьезные задачи выполнять не может. Что будет с ним в случае атаки противника? Улавливатель ракет.

Однако, это не мешает быть “Перри” фантастически красивым фрегатом.


8 место - Тощая американка

В отличие от линкоров эпохи “брони и пара”, ракетный крейсер “Тикондерога”, наоборот, следует фотографировать исключительно с носовых углов. В этом случае перед нами взметнется громада современного корабля, в чьем облике заключена вся мощь оборонных технологий Пентагона.

Американка гордится своей грациозной носовой частью с 40-метровым фальшбортом. Но стоит изменить ракурс - и перед нами предстанет долговязая баржа, украшенная 83-мя антеннами. Пошлую внешность “Тикондероги” дополняют два громадных “терема”, на стенах которых развешаны решетки радара.



7 место - Пирамида

Самый современный боевой корабль, малозаметный ракетно-артиллерийский эсминец “Замволт”. Плавучая пирамида высотой с 16-этажный дом открыла новую эру в истории флота. Эру удивительной компоновки и смелых технических решений.

Здесь необычно все - от странного завала бортов до наклонного форштевня-волнореза, напоминающего по форме миноносцы Русско-японской войны. Чрезвычайно крупный, высокотехнологичный эсминец, чей внешний облик целиком отражает техническое преимущество и амбиции страны, в которой был построен этот корабль.

6 место - “Беркут”

Шедевр отечественного кораблестроения. Могучий крейсер, превосходивший любого из своих зарубежных ровесников на протяжении целого десятилетия (1970-80 гг.).

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б “Беркут-Б” (также известный по имени головного корабля, “Николаев”) впечатляет количеством установленного на нем вооружения и антенных постов. В скромном, но удивительно элегантном корпусе водоизмещением 8 тысяч тонн смогли разместиться четыре зенитных ракетных комплекса, подкрепленных мощью противолодочного оружия и вспомогательных средств.

По мнению аналитиков ВМС США, большой противолодочный корабль (БПК) "Николаев" производил впечатление “готового к схватке бойца” Надстройки и корпус крейсера «демонстрировали согласованные и целенаправленные линии силы».

5 место - “Удалой”

Лебединая песня советского кораблестроения. Большие противолодочные корабли проекта 1155, пришедшие на смену “Беркутам”, стали достойным продолжением класса советских эсминцев с гипертрофированным противолодочным оружием.

БПК пр. 1155 “Удалой” заслуженно попадают в данный список за невыносимо прекрасные изгибы линий их корпуса. Впечатление усиливает традиционная, для советских кораблей, компоновка с размещением большого количества вооружений на верхней палубе.

4 место - “Орлан”

Атомный гигант с монументальным внешним обликом.

Для чего был построен данный корабль? На этот вопрос не знают ответ даже создатели “Орлана”. Битком набитый ракетами, он продолжает бороздить моря, наводя ужас и трепет на “вероятных противников”.

В 250-метровом корпусе ТАРКРа нет ни одного свободного места, где бы не была установлена ракета, пушка или радар. Однако, благодаря своим выдающимся размерам, “Орлан”, в отличие от “Беркутов”, не кажется перегруженным оружием. Наоборот, перспективная компоновка с размещением вооружения в подпалубном пространстве, придает крейсеру вежливый и благородный вид.

Известный пират и душегуб сэр Фрэнсис Дрейк утверждал, что лучшая эмблема для боевого корабля - прибитый к форштевню труп врага. Форштевень нового британского эсминца украшает красный валлийский дракон. Символ неприкосновенности и безопасности охраняемого объекта.

Прекрасный “Дэринг” сломал все стереотипы о современных эсминцах. Облик определяет его суть. Внутри высоченных пирамид скрывается беспрецедентный комплекс средств для контроля воздушного пространства.

1 место. Остается свободным!

Каждый, кто увлечен темой ВМФ, имеет свои представления о красоте боевых кораблей. Предлагаю всем читателям высказать своё мнение в комментариях!

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».