На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе.

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе - к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. - «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. - «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581. )

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений - царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • «Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями» (1 Пар. 22,5)

    Традиции храмовой росписи

    Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

    Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу - символ жертвенной крови Христа и причащения , крест , якорь - символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла.

    Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого завета и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения , в зоне ниши - с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений - с райскими аллегориями.

    После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во-вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала - Христос, затем - Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы сисцерковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. - чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово-купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

    История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах - Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах - Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы . Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда - одно из наиболее ранних в росписи русских храмов. Церковь в честь Преображения Спаса на Нередице (1198 г.) в Великом Новгороде приобрела мировую известность благодаря своим фресковым росписям, покрывавшим все внутренние поверхности стен и сводов. Фрески не только обладали самостоятельной ценностью, но и прекрасно согласовывались со структурой храма, образуя синтез архитектуры и живописи. Интерьер собора в честь Преображения Господня Псковского Мирожского монастыря (1140 г.) также полностью расписан фресками, сохранившимися до наших дней.

    Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божий). В барабане купола - восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже - пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла , а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

    Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христовых,- Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, - Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности - цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы,- Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада. К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

    Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвященной Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский - Прп. Сергия и т.д.

    В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луку, Иоанна. По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

    Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ - «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

    Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория Богослова и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше - сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами - хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери - Иоакима и Анны , или Предтечи Спасова Иоанна.

    На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

    На западной стене храма располагаются сцены Страшного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изображения Страшного Суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Над ним, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

    Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

    Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

    Современная практика живописного убранства храма

    Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

    В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский , построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д. Лазарева.

    Храм представляет собой основной объём 12x12 метров кубической формы, переходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы , с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока - полукруглая апсида, а с запада - притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

    Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира - Шестодневу Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

    Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы . Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной его части, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

    Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом - это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанном Богословом.

    В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богоматери в конхе апсиды алтаря и парящая над храмом, занимающая весь купол плошадью около 250 кв.м композиция Покрова Богородицы. Купол поделен на два регистра, изображающих Земную и Небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покрова единое целое и как бы венчающие её.

    В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие Ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре помещено изображение собора Архангела Михаила . В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и царица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Пречистой. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. В северной части свода помещен сюжет из шестого кондака акафиста Покрову - видение Богородицы Романом Сладкопевцем во сне.

    В «парусах» изображены четыре Евангелиста - Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

    Стены четверика поделены на четыре регистра. В верхнем помещены двунадесятые Еосподские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых.

    В третьем - житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

    На западной стене все четыре регистра занимает Страшный Суд. Вверху, над хорами - Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей .

    Справа и слева от хоров - 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними - стоящие Ангелы. В центре композиции - Итимасия. Справа от Итимасии - народы, ожидающие Суда. Ниже - трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых - святители и праведные жены, под ними - апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, влекущего в ад.

    Непосредственным продолжением темы Страшного Суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др. что композиционно соединяет Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

    Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

    В конхе алтаря придела располагается образ Ветхозаветной Троицы . Ниже, на стенах апсиды - орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: святители Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

    В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него - 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

    В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост.

    Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

    Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

    Храма Христа Спасителя протоиерея Леонида Калинина, роспись Космодамиановского храма является одним из лучших образцов церковного искусства последних десяти лет и может быть рекомендована как эталон.

    Во время Великого освящения храма в мае с.г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем слове уподобил благолепие этой церкви Софии Константинопольской, которая настолько поразила послов князя Владимира своей красотой, что это привело к принятию Русью христианства. Церковное благолепие не менее нужно нам и сегодня, когда дорога к храму может стать короче благодаря восприятию его красоты.

    Архитектор Михаил Юрьевич Кеслер


    Журнал «Благоукраситель» № 20 (лето 2009 г.)

    Фрески собора под угрозой.
    Вчера стало известно о расторжении договора с Псковским государственным музеем-заповедником на безвозмездное пользование и охранные функции на собор Рождества Богородицы (1313 г.) Снетогорского монастыря с первыми фресками псковской школы настенной живописи.

    Собор передают церкви. Но вчера заведующая отделом музея-заповедника «Мирожский монастырь» Таисия Круглова отдать ключи от памятника отказалась.

    Владимир Сарабьянов : "Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и ее ближайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё - рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите - снимайте и увозите к себе в музей; не хотите - мы все это забелим..."




    Вознесение


    Воскресение


    Успение Богородицы


    Преподобные отцы


    Святой


    Святой


    Святой


    Воскрешение Лазаря


    Распятие


    Рождество Богородицы (со следами очага пожара XVI в.)


    Снетогорская Богородица с младенцем


    Крещение Господне


    Сошествие Святого духа на апостолов





    Страшный Суд. Фрагмент. Звери из видения пророка Даниила

    Страшный Суд. Фрагмент. Душа Иуды на колене Диавола


    Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама. Благоразумный разбойник и огненный Серафим





    Страшный Суд. Фрагмент. Лоно Авраама и благоразумный разбойник


    Страшный Суд. Фрагмент. Апостол Петр с ключами от Рая


    Евхаристия. Фрагмент


    Евангелист (роспись в парусах)

    Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков Благовещенский собор служил домовым храмом русским государям. Назывался он по разному – и “на государевом дворе”, и “на переходах”, и “на сенях”. Храм был частью великокняжеского, а затем царского дворца. В этой церкви проходили церемонии семейного характера, отмечали дни именин цариц и царевен. Настоятель Благовещенского собора был духовником самого государя. Позже, с постройкой Верхоспасского собора, он утратил свою роль, но сохранил значение одной из главных святынь Кремля. Благовещенский собор Московского Кремля – один из самых загадочных храмов, ибо весьма сложен для изучения.

    Загадки Благовещенского собора Московского Кремля

    Древних документов и описей сохранилось очень мало и ответить на некоторые вопросы об истории и архитектуре храма пока невозможно. До сих пор историки не могут определить, существовал ли на этом месте более ранний храм. Если он был, то когда построен? Есть версии, что на этом месте во времена Ивана Калиты, то есть в начале XIV века, стояла деревянная церковь, но доподлинно это не известно.

    Что касается каменного храма, существовавшего на месте современного, историки сошлись на том, что его построили в 80-90-х годах XIV века, уже при Василии I, сыне Дмитрия Донского. От этого храма сохранился подклет, то есть нижняя часть храма. В древности в нём хранили государственную казну.

    В 1405 году тот храм расписывали мастера Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублёв. Имя прославленного мастера значится в летописях только на третьем месте. После пожара собор времён Василия I разобрали.
    Нынешний Благовещенский собор возвели в 80-х годах XV века при Иване III. Работала псковская артель строителей.

    Благовещенский собор. Северная галерея

    Войдя в собор, посетители оказываются в северной галерее. Вероятно, её строили итальянцы. В галерее сохранился западный и северный портал с ренессансной итальянской резьбой – это прямое указание на участие итальянских зодчих. Возможно, здесь работал Алевиз Новый – автор Архангельского собора.

    Галерею построили на рубеже XV -XVI веков. Она была частью дворцового комплекса. Возможно, первоначально она была открытой, наподобие галерей в Италии. Там подобные террасы служили убежищем от палящего солнца. Но на рисунке XVII века видно, что галерея уже закрыта стеклом, которое применяли с XIV века. Может быть для стекления использовали слюду.


    Соборная площадь Московского Кремля. С миниатюры из “Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича, всея великая России самодержца” 1672-1673

    В XVI веке Иван Грозный изменил облик храма. Первоначально собор был трёхглавым. Затем добавили ещё четыре главы. Для этого укрепили углы, арки. Эти укрепления очень хорошо видны в углу галереи (угол северной и западной стен галереи) и построили 4 придела над обводной галереей. Эти приделы были следующие:

    1. Архангела Гавриила.
    2. Собора Богоматери (северо-западный придел),
    3. Входа в Иерусалим (юго-западный придел)
    4. Георгия, в XIX в. перестроенный и переосвященный в память Александра Невского (юго-восточный придел).

    Мастер Феодосий, сын Дионисия, расписывал этот собор в 1508 году. Но фрески погибли в пожаре 1547 года. Поэтому нельзя утверждать, что феодосиевские фрески сохранились. Фрагментарно уцелела роспись XVI века времён Ивана Грозного. В этом и состоит уникальность Благовещенского собора. Росписи XVI века дошли до нас, ими гордятся многие храмы, в том числе Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Однако это роспись конца XVI века. В Благовещенском соборе фрески датируются серединой XVI века, и это большая редкость.

    Фартусов и итальянская техника фрески. Благовещенский собор

    В Благовещенском соборе есть и роспись XIX века. Перед каждой коронацией фрески всех кремлёвских храмов поновлялись масляной краской. В конце XIX века в Благовещенском соборе была проведена антикварная реставрация. Научной реставрации в те годы ещё не было, как наука, реставрация только зарождалась и делала первые шаги. Работы проводил Фартусов.

    Интересно то, что все этапы его работы, смывание каждого слоя средневековой живописи, фиксировали фотосъёмкой. Фартусов снимал слои краски, дошёл до XVI века, снял слой дальше и нашёл фреску «О тебе радуется» (Она находится на восточной стене западной галереи, на той стене, где вход в собственно храм, слева от портала – большая картина). Эта композиция весьма любопытна. Под троном Богородицы – человек со свитком. Это Иоанн Дамаскин – автор песнопения «О тебе радуется». Дамаскин был иконопочитателем и боролся против иконоборчества.



    “О тебе радуется” Фреска на восточной стене западной галереи. Переписана в конце XIX века. Прорись В.В.Суслова, конец XIX века

    Есть свидетельства, что якобы на этой стене Фартусов нашёл рисунки итальянских мастеров. Но ему не поверили и сбили все фрески. В конце XIX века на этом месте композицию написали вновь, использовали тот же сюжет. Роспись явно относится к XIX веку, в XVI столетии быть не могло таких тёмных, серых цветов. Средневековая живопись яркая, праздничная и торжественная.

    Фартусова обвинили в помешательстве, отстранили от дальнейших работ, история эта тёмная, но он явно что-то нашёл.

    Обнаружить подтверждения его находкам помогло несчастье. В Италии, в городе Пизе, находится кладбище. Туда привезли немного святой земли из Иерусалима, поэтому место для захоронения на нём было очень престижно и дорого. Вся знать стремилась купить себе там место. Церковь на кладбище Кампосанта была украшена фресками XIV-XV веков. В результате бомбёжек во время Второй Мировой войны фрески в этом храме осыпались и проявился нижний слой, открылась техника работы старых живописцев. Оказывается, перед выполнением фрески, на стену наносили грубый слой штукатурки. Когда стена подсыхала, то художник сначала углём, а потом острой кисточкой наносил рисунок коричневой краской, тональным цветом, которую он затем детально прорисовывал и моделировал «синопией» - «краской типа красной земли, без темперы». Затем, поверх рисунка, наносили тончайший слой штукатурки, сквозь которую просвечивал первоначальный рисунок и уже по нему рисовали фреску.

    Сейчас, чтобы подтвердить находки Фартусова, фреску снова нужно счистить. Пока это не представляется возможным. Таким образом композиция “О тебе радуется” осталась с XIX века. А вот композиция “Вознесение” на восточном своде западной галереи написана в середине XVI века.

    “Вознесение”. Благовещенский собор Московского Кремля. Восточный свод западной галереи. 1547-1551

    “Златые врата” и техника золотой наводки. Благовещенский собор

    В северной и западной галерее расположены так называемые “златые врата”. Это железные кованые ворота. На их лицевой стороне укреплено несколько медных пластин. Украшение на них выполнено в технике золотой наводки.
    Сначала медный лист покрывали прокопчёным лаком. Затем на него наносили рисунок, выскабливали контуры и протравливали его кислотой. Затем на медный лист наносили золотую амальгаму с ртутью. Амальгама – это раствор золота в ртути. Потом лист нагревали на угольных жаровнях и растирали амальгаму до тех пор, пока ртуть не испарялась и происходила диффузия золота в медь. Золото соединялось с участками, освобождёнными от лака и оставляло тонкую плёнку – очень красивое изображение. Техника была чрезвычайно вредной для здоровья мастеровых из-за испарения паров ртути.

    На обоих вратах собора в верхней части изображена сцены Благовещения. Ниже – библейские пророчества о Богоматери. На нижних пластинах находятся изображения античных мудрецов. Их фигуры похожи на те, что изображены на фресках галереи.

    Интересно, что сцены на дверях являются частями композиции “Древо Иессеево”, речь о нём пойдёт ниже. Время создания врат – ещё одна загадка собора. Иконографически их можно отнести ко второй половине XVI века, но, возможно, столетием позже их переделали, а иконографию сохранили.


    Видение Моисеем купины огненной. Деталь медных врат западного входа. Медь, ковка, золотая наводка

    Древо Иессеево и греческие мудрецы в росписях собора

    Сюжет росписи в своде галереи – “Древо Иессеево”. Такой же сюжет украшал и предшествующий собор, расписанный Феофаном Греком. Это родовое древо Иисуса Христа. Как известно, Спаситель происходит из рода царя Давида. Лежащего Иессея, предка Давида, Соломона и других царей израильских можно видеть в северной галерее над изображением Спаса Нерукотворного Лежащий Иессей – фреска XIX века. (Снимок неудачный, лучшего нет).

    От него отходит древо и в овалах написаны 14 царей из рода Давида. Заканчивается древо Божией Матерью, держащей на коленях младенца Иисуса Христа.

    Древо Иессеево. Чертёж В.В.Суслова. Начало XIX века. Деталь

    Здесь же в это древо включены Ветхозаветные пророки и Илионские мудрецы. (Греческие и римские мудрецы,так как они предрекали рождение младенца Христа от Девы Марии.) Интересно изображение Гомера – в северной галерее, на южной стене.

    Гомер. Фреска на южном своде северной галереи 1547-1551 Сивилла. Фреска на южной стене северной галереи. 1547-1551
    В западной галереи на пилястре между окнами изображён Вергилий. 1547-1551

    Также в древо Иессеево входят сюжеты Вознесения и Рождества (в западной галерее). Завершается древо изображением Божией Матери с младенцем Христом на коленях. Рядом с овалом, где написана Богородица находится перевёрнутое изображение Иисуса Христа, голова к голове с Богородицей. Также в цикл включены изображения Учеников Христа, числом не 12, а 70.

    В северной галерее слева от композиции “Чудо с пророком Ионой” изображён святой князь московский Даниил Александрович.

    Росись западной галереи. Благовещенский собор

    Справа от входа в храм, рядом с голубым порталом на восточной стене западной галереи сохранилась композиция Троица. Хорошая её сохранность объясняется тем, что эта роспись была скрыта под окладом и в XIX веке её не тронули.

    Троица. Фреска на восточной стене западной галереи. 1547-1551

    Напротив входа в сам храм на западной стене западной галереи композиция Благовещение. (Стена, выходящая к Грановитой палате). Этой фрески среди старых росписей не было, она появилась в XIX веке. При строительстве современного Большого Кремлёвского дворца К.Тона на месте этой фрески был проход, что вёл в старый дворец государя. Его заделали и на этом месте написали Благовещение, XIX век.

    Над входом в южную галерею написаны монахи, которые пытаются достичь чистоты духовной и Царствия Божьего путём умерщвления плоти. О духовном восхождении монаха писал Иоанн Лествичник. Он говорил, что надо молиться, не спать, поститься и совершать добрые дела и т.д. На иллюстрации изображено всё, что должны совершать монахи.


    На пилястрах справа и слева от композиции «О тебе радуется» изображены московские великие князья – Василий III Иванович (справа) и его отец, Иван III Васильевич (слева).

    В следующей части расскажем о

    По материалам лектория государственного музея-заповедника Московский Кремль.

    Древнерусская живописи играла в жизни общество очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ее высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала, что задача живописи «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Прежде всего это священное писание, затем многочисленные жития святых. Русские иконописцы разрешили эту задачу, создав невиданную ранее и никогда больше не повторявшуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ярко воплотить христианскую веру в живописный образ. И поэтому во всех линиях и красках фресок мы видим красоту преимущественно смысловую-«Умозрение в красках». Все они полны размышления о смысле жизни о вечных ценностях и полны подлинно духовного смысла. Фрески волнуют, увлекают. Они обращены к человеку и только в ответном духовном труде возможно их постижение. С бесконечной глубиной передавали иконописцы соединение истинно человеческого и божественного в воплотившемся ради людей Сыне Божием, представляли свободной от греха человеческую природу его земной Матери. В нашем храме сохранились жемчужины древнерусской живописи. Остановимся на некоторых из них.

    Грандиозен спасительный смысл Тайной вечери для всех, кто следовал и следует по пути Господнему.

    Во время этой вечери Иисус Христос преподает ученикам свой Завет, предрекает свои страдания и скорую погибель, открывает искупительный смысл заключенной в них жертвы: в ней отдаст он плоть, изольет кровь и за них, и за многих во искупление грехов. Любовь друг к другу, любовь к людям, служение заповедал Иисус Христос ученикам на своей последней вечери. И как высшее проявление этой любви раскрыл им смысл своей скорой предназначенной смерти. Перед нами предстает полуовальный стол плоскостью развернутый на зрителя, и на нем чаша-знак свершившейся на ней трапезы. За столом по овальной стороне восседает, возглавляя ее благословляющий Учитель и отмеченные торжественным покоем, сидят его ученики. И эту гармонию не разрушает даже изображение Иуды. Глубина, с которой древнерусские художники раскрывали то светоносное спасительное начало, которое, согласно христианству действует в мире, глубина с которой могли они изобразить добро, позволяла им ясно и просто противопоставить ему зло, не наделяя его носителей чертами уродства и безобразия.

    Замечательную свободу давала русским мастерам унаследованная древняя традиция. Стремясь передать, постичь столь важное для них содержание, художники не только сохраняли саму художественную систему в целом, но тщательно берегли все сделанное их предшественниками. И этот древний, используемый как незыблемая основа опыт позволял художникам легко и свободно идти дальше, обогащать образы новыми, невиданными ранее, тончайшими оттенками. Но может быть наиболее заметен результат развития собственно художественной системы в русской иконописи в том, как необычайно ясно дает она понять, что все изображаемое в ней столь велико и значительно, что предстает не свершившимся в какой-то момент времени, а живущим в вечной людской памяти. Об этом пребывании в вечности свидетельствуют на русских иконах и фресках и нимбы вокруг голов изображенных и окружающие их золотые, алые, серебряные фоны -символ негасимого вечного света. Об этом свидетельствуют и сами, выражающие небывалое духовное сосредоточение лики, не извне освещенные, а наполненные идущим изнутри светом. Это ощущение подтверждается и тем, что место действия не изображено, а как бы обозначено предельно емко и кратко, Чтобы добиться всего этого древнерусские мастера научились соединять воедино разделенные во времени движения и повороты людей, свободно использовать пропорции фигур, далекие от присущих им в обычной жизни, строить пространство по законам особой обратной перспективы.
    Они добились виртуозного владения линией, оттачивали умение использовать яркие, чистые цвета и предельно точно гармонировать их оттенки. И что может быть всего важнее -подчинить гармонии все элементы, все изображение в целом. Те успехи, которых добились древнерусские мастера в разрешении задач, стоящих перед православной иконописью, безусловно рождались в напряженном духовном труде, в глубоком проникновении в христианское слово- и в тексты священного писания. Питала художников та общая духовная высота, которую знала средневековая Русь, давшая миру столь много знаменитых подвижников.

    Словно изваянная, наполненная блистающим светом, непостижимая в своей совершенной красоте предстает Богородица. Величава ее стройная фигура. Но в лике с прекрасными печальными глазами и сомкнутым ртом молитвенное напряжение соединено с выражением почти мучительного сострадания к раскрывшейся бездне людского горя. И этим состраданием даруется надежда даже самым истерзанным душам. Прижимая к себе правой рукой младенца сына, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей. И способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике таинственно слились детская мягкость и глубокая неизреченная мудрость. И утверждая радостный смысл этого воплощения, делая зримой действенную силу молитвы Богородицы, младенец обеими широко распахнутыми руками будто благословляет весь этот мир.

    Ангелы представлены на фресках посланниками Божиими, носителями ее воли и исполнителями ее на земле. Изображение их на фресках создает неповторимое чувство соприсутствия, небесного служения, возгревая в сердцах христиан чувства таинственной радости и близости к Горнему миру.

    Но пожалуй самым непостижимым для людей является образ Троицы. Три ангела располагаются как бы полукругом. Ощущение их особой таинственной природы сразу же рождает их облик, так необыкновенно мягки, нежны и вместе с тем недоступны их окруженные нимбами лики. И, умножая ощущение таинственной сути ангелов, при взгляде на фреску возникает и постепенно укрепляется представление об их глубинном единении, о соединяющей их безмолвной, а потому чудесной беседе. Смысл этой беседы постепенно раскрывается в фреске, захватывает им, погружая в его глубину. Художественное совершенство фрески по-своему тоже таинственное, позволяет каждому находить в ней нечто свое, по-своему приобщаться к заключенной в ней гармонии.

    Заключения специалистов о фресках и живописи в нашем храме

    Относительно живописных росписей в интерьере храма Заключением Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры установлено что: «Первоначально храм расписывался вскоре после постройки, но уже в 1813 году живопись подновлялась. Значительные работы по росписям проводились в середине и в конце ХIХ века. Констатировано наличие в храме росписей, выполненных на высоком профессиональном уровне и представляющих художест­венную ценность. Представление о достоинстве храмовой живописи подтвердили зондажные раскрытия, выполненные по заказу храма художником-реставратором В.Панкратовым, а также экспертное заключение кандидата искусствоведения, художника-реставратора С. Филатова. Настенная живопись каждого объема храма отражает эволюцию стиля церковных росписей на протяжении ХIХ века. Фрагменты наиболее ранней живописи, датируемые первой половиной ХIХ века, сохранились в Троицкой церкви, включающей в себя композицию «Ветхозаветная Троица «/Гостеприимство Авраама/, изображения Св. Елены и других мучениц, полотенца и разгранки в нижних частях, а также фрагменты орнамента на своде. Наиболее интересной представляется живопись трапезной Екатерининской церкви - композиция «Тайная вечеря» на западном склоне свода. Роспись выполнена маслом на золоченом фоне в палехской манере, имитирующей древнерусскую живопись. С ориентацией на «академическую манеру» росписи по образцам храма Христа Спасителя выполнена наиболее поздняя живопись в алтаре церкви св. Ирины. Принимая во внимание художественные достоинства раскрываемой живописи, следует отметить, что значение росписи не ограничивается декоративно-художественной функцией, но заключает духовно-символическую программу в сюжетах и сценах священной истории, воплощая идею храма, как образа мироздания. Проведенные раскрытия подтвердили то, что в храме сохра­нился живописный ансамбль, который должен быть восстановлен.». Предположительно авторство части живописи храма может принадлежать В.М. Васнецову и М. В. Нестерову.