Афинский Акрополь всемирно известный памятник античности. Тысячи туристов приезжают в греческую столицу, чтобы прикоснуться к руинам святилища. Жемчужиной Акрополя считается знаменитый Парфенон , но в тени его славы притаилось еще одно священное место – храм Эрехтейон.

Монументальное здание ионического ордера возведено в 5 веке до н. э. и расположено немного на север от Парфенона. С этим святилищем связано множество легенд, указывающих на то, что Эрехтейон играл важнейшую роль в жизни Эллады.

Возведение святыни пришлось на не самые лучшие для страны времена. Едва завершились разрушительные персидские войны, как Древняя Греция погрязла во внутренних междоусобицах. Но эллинам удавалось совмещать военные сражения с восстановлением культурных ценностей.

После войны с персами архитектурное достояние Афин было частично разрушено. Древние святыни были важны афинянам, поэтому правитель Перикл принял решение возродить утраченные храмы. Так Афинский Акрополь получил новый виток развития и на нем появились Парфенон, Пропилей, Эрехтейон и другие достопримечательности Афин.

Строительство

История храма Эрехтейон началась в 421 г. до н.э. Для работ над проектированием и строительством святыни пригласили архитектора Мнесикла. А украшал здание знаменитый скульптор Фидий, до этого работавший над святилищем Афины Парфеноном и монументальной статуей богини.

В успешном творческом тандеме мастерам удалось к 406 г. до н.э. завершить строительство. Над Акрополем возвысилось еще одно величественное строение с необычной планировкой и изящными архитектурными элементами. Назывался новый храм – Эрехтейон.

Святыня стала местом хранения важнейших античных реликвий, среди которых:

  • Упавший с небес идол Афины;
  • Статуя Гермеса;
  • Неугасающий светильник Каллимаха;
  • Гробница Кекропа (основателя Афин).

Вход в здание был дозволен исключительно жрецам, что подтверждает уникальный религиозный статус храма. До сих пор ходят разные версии о том, кому посвящен жертвенный алтарь: Посейдону, Афине или Эрехтею.

Легенды

По древнему преданию считалось, что Храм Эрехтейон возведен на месте спора греческих богов за покровительство над Афинами. Якобы именно здесь они представили городу свои дары. Поэтому в зале храма располагался колодец, дарованный Посейдоном, а возле святыни росло оливковое дерево, которое подарила мудрая Афина, ставшая победительницей.

Также легенды гласят еще об одной истории, из-за которой храм и получил название Эрехтейон.

В разгар войны между Афинами и Элевсином, афинский царь Эрехтей собственноручно убил правителя Элевсина Эвмолпа, который был сыном морского бога. В результате возник конфликт Посейдона и Эрехтея, неожиданным судьей которого стал Зевс. Бог морей уговорил брата поразить афинского царя молнией, след от удара которой до сих пор виден на поврежденных плитах.

Несмотря на гнев богов, афиняне очень почтительно относились к Эрехтею и после его смерти. Поэтому когда рядом с местом, где находилась могила царя, возвели новый храм, его стали называть по имени славного правителя.

Современность

С приходом на греческие земли христианства Эрехтейон не утрачивает религиозного значения: вплоть до середины 17 века здесь находился православный храм. Но в 1687 году при осаде города венецианскими захватчиками античному зданию нанесли колоссальный ущерб. Добившись независимости, греки пытались восстановить античную святыню, но результат остался неутешительным. На сегодняшний день здесь сохранились лишь руины строения и фрагменты скульптурных элементов.

Архитектура Эрехтейона

Храм возведен в одной стилистике с остальными зданиями Акрополя, но есть у этой святыни и свои особенности.

Уникальной чертой является планировка Эрехтейона: храм поделен надвое, при этом обе части здания расположены на разных уровнях. Верхний зал посвящен богине Афине, а нижний предназначен для поклонения Посейдону и Эрехтею. Внутрь помещений вели отдельные входы, которые были оформлены портиками.

Перепад высот обусловлен вовсе не уровнем выказываемого уважения. Разрабатывая план Эрехтейона на афинском Акрополе, архитектор руководствовался необходимостью оформить два входа, и нивелировать падение высоты почв, происходящее с юга на север. Поэтому самым приемлемым решением оказалось разделение святыни на две части: западную и восточную.

Храм, расположенный на низменности. Здесь находились такие святыни, как:

  • источник Посейдона;
  • алтарь Зевса;
  • могила Эрехтея;
  • алтарь Гефеста;
  • след молнии Зевса.

На северной стороне был главный вход в помещение, увенчанный портиком с 6 колоннами. Западный фасад храма, обрамленный четырьмя полуколоннами, украсили фресками и мраморной резьбой. Также с западной стороны были расположены высокие оконные проемы. Южная часть здания – место, где сохранились знаменитые мраморные Кариатиды, о которых расскажем чуть позже.

Восточный Эрехтейон

Эта часть строения целиком посвящена культу богини Афины, который был главенствующим для афинян.

Восточная стена храма имела портик из шести монументальных колонн. Внутри здания размещалась деревянная статуя, посвященная Афине Полиаде. Это была древнейшая реликвия, на момент возведения храма насчитывающая более 1000 лет! У статуи Афины горел знаменитый светильник, неугасающий круглый год.

Размеры Эрехтейона

Как уже отмечалось, храм Эрехтея непропорционален в стенах.

Северный портик, где расположен главный вход, имеет:

  • длину в 10,7 метров,
  • высоту колонн в 7,6 м и
  • антаблемент в 1,7 м.

Габариты восточного портика составляют:

  • 11, 6 м длины,
  • 6,6 м высоты колонн и
  • 1,5 м высоты антаблемента.

Общая площадь фундамента здания составляет 23,5 м на 11, 6 м.

Мраморные фигуры дев в ниспадающих одеждах, опираясь на одну ногу, удерживают на своих плечах архитрав. Этот портик фактически визитная карточка здания, хотя был достроен позже возведения храма. Создание скульптур приписывают руке Каллимаха, но достоверно автор не известен.

Девы-кариатиды – это жрицы богини Артемиды. До начала персидских войн, на Акрополе располагался храм Артемиды, но позднее ее культ в Афинах не был распространен. Поэтому Перикл не планировал возрождать святыню Артемиды. Однако, дань почтения богине все-таки решили отдать, изготовив скульптуры жриц и установив их на портике храма.

Важно заметить, что современный облик храма дополняют копии знаменитых скульптур. Настоящие кариатиды Эрехтейона хранятся в музее Акрополя. На данный момент там пять фигур, хотя изначально храм украшали шесть дев. Где же еще одна скульптура?

Дело в том, что одну кариатиду в 1802 году вывез в Лондон и передал Британскому музею лорд Элджин. И хотя сделал он это по разрешению турецкого султана, такой поступок вряд ли можно назвать положительным. Тем более что лорд намеревался увезти и вторую скульптуру, но рабочие не справились с задачей, в результате чего кариатида частично разбилась и осталась стоять на портике. Что же касается вывезенной скульптуры, то греки и по сей день добиваются ее возврата на историческую родину.

Информация для туристов

Античное наследие – уникальная возможность оценить уровень развития культуры тех лет.

С гордостью Греция хранит все, что археологам удается найти и восстановить. Посетив Акрополь, вы сможете осмотреть не только Эрехтейон, но и Святилище Пандроссы, Аррефорий, руины Парфенона и многое другое. А по вечерам, когда включают нежную подсветку, античные здания еще прекраснее.

Эрехтейон (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Эрехтейон, расположенный на северной стороне Акрополя, - один из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 гг. до н. э. и по праву считается одним из самых ценных памятников архитектуры в греческой столице.

Согласно древнегреческому мифу, богиня Афина вела с Посейдоном жестокие споры о том, кому править и властвовать в Афинах. В том самом месте, где Посейдон в гневе ударил трезубцем, а Афина Паллада показала афинянам оливковое дерево, и был построен Эрехтейон.

Оливковое дерево у западного фасада храма растет и сегодня, правда, посадили его уже не древнегреческие боги, а реставраторы в начале 20 века.

У историков и исследователей было много вопросов о том, почему храм, посвященный богине Афине, называется Эрехтейон, что в переводе как раз означает «храм Эрехтея». Самая популярная легенда рассказывает, что в древние времена в храме бил соленый источник, который Посейдон высек из скалы своим трезубцем. В самом же храме хранилась деревянная статуя Афины, которая упала сюда с небес, золотой светильник работы Каллимаха, статуя Гермеса, а также алтарь бога ремесел Гефеста. Кроме всего прочего, здесь был похоронен мифический царь Афин Эрехтей, в его честь и назвали храм.

Никаких следов от этих ценных артефактов не осталось, и даже неизвестно, существовали ли они на самом деле, но зато по сей день у западного фасада храма можно увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа - сына Эрехтея.

Что посмотреть

Эрехтейон не похож на остальные древнегреческие храмы - из-за своих малых размеров и необычной асимметричности он напоминает скорее жилой дом. Асимметричность постройки связана в первую очередь с неровным рельефом земли, а также с изобилием святилищ, которые располагались здесь в древние времена.

Сам храм выстроен в ионическом стиле и имел два парадных входа, с севера и востока, которые были обозначены небольшими портиками на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями, и сегодня это один из наиболее хорошо сохранившихся со времен Перикла образцов наличника. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине Палладе, а западная - Посейдону.

Во времена власти Византии в Эрехтейоне устроили христианскую молельню, которая простояла до 17 века в хорошем состоянии. Но в 1687 году во время нападения войска Венеции храм очень сильно пострадал и с тех пор находится в руинированном состоянии.

Архитрав подпирают кариатиды - шесть мраморных женских фигур высотой 2,10 м каждая, главная достопримечательность Эрехтейона. Сегодня все шесть кариатид заменены на точные копии, оригиналы же отправлены в музеи. Пять кариатид хранятся в музее Акрополя , а одна - в Британском музее .

Все архитектурное сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, который до наших дней не дожил. Найденные обломки также хранятся в Музее Акрополя. Из внутреннего убранства Эхтерейона не сохранилось ничего, поэтому можно только догадываться, каким роскошным оно было.

Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для туристов.

Практическая информация

Адрес: Athens, Acropolis.

Время работы:

  • летом: с 8:00 до 20:00 (последний вход - в 19:30), по пятницам - до 22:00;
  • зимой (1 ноября - 31 марта): с понедельника по четверг - с 9:00 до 17:00, по пятницам - с 9:00 до 22:00, по выходным - с 9:00 до 20:00.

Вход: единый билет для посещения Акрополя - 20 EUR. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов.

По преданию, храм построен на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Эрехтейон заменил более древний храм, который находился на этом месте, но был разрушен во время Греко-персидской войны. Строительство инициировал Перикл, хотя завершено оно было уже после его смерти. Возможно, архитектором являлся зодчий Мнесикл, но достоверно этот факт не подтверждён.

Эрехтейон не имеет аналогов в древнегреческой архитектуре. Выполненный в ионическом стиле, он имеет ассиметричную планировку не только из-за неровностей земли, на которой он построен, но и многообразия святилищ соединенных в нем. Храм имел два главных входа - с севера и востока, они были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине, а западная - Посейдону и царю Эрехтею.

С южной стороны находится знаменитый портик Пандросейон, названый по имени дочери царя Кекропа Пандросы. Архитрав подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариатид) – это главная достопримечательность Эрехтейона. Сегодня все они заменены на копии, оригиналы же находятся в музеях. Одна из кариатид хранится в Британском музее, а остальные - в Музее Акрополя.

Всё сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, но он не сохранился до наших дней. Найденные обломки хранятся в Музее Акрополя.

В древности в храме бил солёный источник, который по легенде Посейдон высек из скалы своим трезубцем, а в открытом дворике росла священная олива, подаренная городу Афиной. Когда-то в храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по легенде, упала с неба. Статуя была выполнена из священного оливкового дерева. В Эрехтейоне также хранились золотой светильник работы Каллимаха и статуя Гермеса. Здесь же размещались алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута.

Своё название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Его могила находилась под северным портиком. А у западного фасада храма можно и сегодня увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа.

О внутреннем убранстве храма достоверно почти ничего неизвестно, но можно предположить, что оно впечатляло своим величием.

Большие изменения храм претерпел в 7 веке, когда его переделали в христианскую церковь. Во времена Османской империи храм использовался как гарем турецкого султана. Первая серьезная реставрация храма была проведена после получения Грецией независимости. Сегодня Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Афинского Акрополя.

Эрехтейон

(греч. Ἐρέχθειον; англ. Erechtheion)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Самым священным храмом Акрополя в древних Афинах был Эрехтейон – храм, посвящённый Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Эрехтейон – второй, по значению, памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвящённым культу богини Афины. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм для жрецов. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини. Также, храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате, и уничтоженного во время греко-персидских войн.

Эрехтейон был задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины – главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Однако, из-за пелопонесской войны строительство началось лишь в 421 году до нашей эры, после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось лишь в 406 году до нашей эры, архитектором Филоклом.


Первоначально Эрехтейон именовался храмом Афины Полады, или «храмом, хранящим древнюю статую». Лишь в римское время, на здание распространилось другое название – Эрехтейон. В точности неизвестно, откуда оно произошло: предания по-разному объясняют его происхождение, связывая название с именем древнего афинского царя Эрехтея. Об Эрехтее здесь напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарём Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамлённая пышным наличником дверь.


Храм располагается на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале, во время его спора с Афиной, и к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор.


Эрехтейон является уникальным и абсолютно своеобразным памятником древнегреческой архитектуры. В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 м х 11,6 м. Сам храм делится на две части: западную и восточную. Восточная и южная стороны храма на 3,24 метра выше, чем западная и северная.


Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Поладе. Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к, расположенному ниже, маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма.


Западная половина храма посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттические полуколонны. Перед западным фасадом Эрехтейона, со времён глубокой древности, росла священная олива богини Афины. Из-за этого, западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов – здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда четыре колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырёх метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решёткой. С этой стороны, Эрехтейон больше напоминает жилой дом, усадьбу, и не похож, в своей асимметричности, на монументальное здание.


Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа – Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а Кариатиды. Каменные Кариатиды Эрехтейона, сегодня, вероятно, наиболее известный символ Афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре. На высоком, 2,6 м цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Их фигуры значительно выше человеческого роста – 2,1 м.


Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры – служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне. Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ. Лица Кариатид обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.


Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей, и длинной, непрерывной лентой венчает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. Сюжетом фриза, вероятно, был миф об Эрехтее и Кекропидах. Сохранились его обломки.


Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в VII веке нашей эры, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Очевидно, что внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части, в мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвящённой Посейдону и Эрехтею.


В западной части храма поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, который вёл к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Подобно другим сооружениям Афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нём был устроен христианский храм. После захвата города турками, Эрехтейон был превращён в гарем турецкого правителя Афин.


В 1802 году британский посланник в Константинополе – лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевёз одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боёв греков за независимость. Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837-1847 годах. Повторно храм реставрировался в 1902 - 1909 годах. Были восстановлены портик Кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.


Суть архитектурной композиции Эрехтейона состоит из поразительной, по своему богатству, временной последовательности строго продуманных и сгармонированных впечатлений, которые получают люди, рассматривающие здание. Эрехтейон очень тонко включён в общую композицию Акрополя. После осмотра, с разных ракурсов, Эрехтейона, посетители новыми глазами смотрят и на Парфенон, монументальность которого теперь, особенно контрастирует с интимностью Эрехтейона.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.