Одной из главных проблем протестной оппозиции является полное отсутствие информации, на что живут её вожди. В советское время лидеры диссидентов тоже нигде не работали, но было хотя бы известно, из каких фондов оплачивалась их деятельность. Только один Солженицын имел капитал в банках на 8 млн. рублей.

Как уже не раз писал Блог Толкователя, зимний протест «креативного класса» выродился до шутихи: несколько десятков человек «оккупируют» то один газон, то другой. Да и то в Москве – регионы, которые зимой протестовали даже активнее, чем столица, заняты на садово-огородных работах. Сегодня, в это затишье, снова пришла пора спросить с вождей «белоленточной коалиции» - а на что они живут.

Это важно знать по нескольким причинам. Во-первых, и это главное, данные вожди на протяжении уже нескольких месяцев талдычат одну и ту же мантру про «жуликов и воров», про нечистоплотность власти. Следовательно, лидеры оппозиции должны быть на порядки честнее своих оппонентов. «Брал взятки Шувалов? А я не беру, и живу на одну зарплату (или пенсию родителей, или на выручку от своего магазинчика). Патриарх Кирилл отстроил дворец на черноморском побережье? А я живу в двухкомнатной хрущобе, с двумя детьми и кошкой. Рамзан Кадыров купил золотой «Хаммер»? А у меня «Жигули» десятилетней давности».

Во-вторых, это суживает возможность власти шантажировать вождей. Многие помнят историю, как «армянское радио» обнаружило магазин Навального на Рублёвке, в котором, якобы, из-под полы торговали водкой. Ладно, либерально-буржуазного лидера, как «своего», возможно, власть не тронет. В первый раз. А во второй скажет – «давай-ка, дружок, пиши расписку о сотрудничестве, а не то уедешь в лагерь за мошенничество и легализацию преступно нажитых средств».

В-третьих, такая открытость информации о доходах и расходах вождей оппозиции может привлечь к ним новые десятки тысяч сторонников, особенно русских европейцев, для которых важна абсолютная цивилизованность и чистоплотность лидера. Ну а если окажется, что лидер оппозиции не жирует, присосавшись к Трубе, за ним могут пойти и сотни тысяч автохтонов. Кто забыл – именно на таком пренебрежении к привилегиям, катаясь в трамвае и «Москвиче», в конце 1980-х сыграл будущий президент Ельцын.

Но до сих пор ни один из вождей «Белой ленты» не отчитался о своих доходах и расходах. Более того, неоднократные призывы сделать это, вызывают у них злобную реакцию (как это было в случае с Яшиным, который на полном серьёзе огрызался, что живёт на стипендию аспиранта и репетиторством). Но эти люди должны понять, что раз они пришли в политику, то должны быть готовы стать полностью «прозрачными, вплоть до мелких деталей личной жизни. Блог Толкователя предлагает лидерам «белоленточной» оппозиции вывесить свои декларации о доходах и расходах хоть на сайте той же «Доброй машины», или в свои аккаунтах в соцсетях, да хоть в нашем блоге (Блог Толкователя обязуется принять эти отчёты и вывесить их без всяких комментариев). Было бы очень правильно, если бы нашу инициативу поддержал низовой состав «бело-, красно-, зелёно- и прочих окрасов лент» оппозиции.

Ну а пока перейдём к рассказу о прошлом, о духовных отцах нынешней оппозиции – диссидентах брежневско-андроповского времени. Которые были не в пример своим духовным детям более открытыми в плане доходов-расходов.

(Проводы писателя Войновича в эмиграцию)


Но сначала напомним почти о полной схожести той политико-оппозиционной среды и нынешней. Вплоть до деталей. И это хороший урок молодым олухам, которые расточаются в медовых восторгах об уникальности той или иной инициативы или действий нынешней оппозиции. Как и сегодня, власть в те времена особенно страшила рабочая, левая оппозиция. Блог Толкователя , как при Хрущёве она была почти полностью уничтожена. «Диссиденты-интеллигенты приватизировали историю протестного движения в СССР. Но на самом деле в 1950-60-е годы эпицентр этой борьбы был в среде рабочего движения – на них приходилось абсолютное большинство из 3 тысяч протестных групп. Основное их требование – возврат к ленинской демократии. Некоторые совмещали это и с призывом дружить с США. Уничтожив их, власть породила в среде диссиды либерализм и фашизм (основанный в СССР грузинами)», - говорилось в той статье.

Т.е. концу 1960-х, как и сегодня, бразды правления в диссидентском движении захватили либералы и отчасти националисты (не только русские, но и западно-украинские, прибалтийские, крымско-татарские и пр.) – как и сегодня в «Белой ленте». Показательно, что по итогам протеста на Болотной 6 мая уголовные дела были возбуждены против анархистов, антифашистов. И ни одного либерала. Хорошо ещё, что левые создали кассу взаимпомощи, из которой помогают сидельцам.

Существовала такая Большая Касса и в советском диссидентском движении. В некоторые годы (особенно в конце 1970-х) в ней скапливалось до 1,5 млн. рублей. Если учесть, что тот, советский рубль, был в 100-120 раз весомее нынешнего, по современной выкладке это составляло бы более 150 млн. рублей (или 5 млн. долларов).

«Забот у Фонда было непомерно много, под его опеку попадали подследственные, отбывающие срок в тюрьмах, лагерях и ссылках, поднадзорные, узники психиатрических лечебниц и оставшиеся малолетние дети, престарелые родители всех этих категорий репрессированных.

Нужно было составлять списки необходимых лекарств, добывать эти лекарства, хранить и доставлять тем, кому они предназначались. Те же хлопоты с продуктами для передач и посылок заключенным, для снабжения едущих на свидание родственников. Нужно было находить и оплачивать адвокатов, доставать билеты на поезда, самолеты и пароходы едущим на свидание. Особо важно было помогать зацепиться за жизнь тем, кто, отбыв срок заключения, освобождался и по приговору не имел права жить в больших городах. Как правило, нужно было кому-то сопровождать женщин, едущих на свидание с детьми, пожилых родителей. Фонд практиковал посылки к праздникам Рождества и Пасхи всем детям своих подопечных…

Постоянную помощь от Фонда получают около 3 тысяч бывших узников совести ГУЛАГа в России», - писал один из диссидентских лидеров Ходорович.

Из каких же средств складывался этот диссидентский Фонд? Как и сегодня, значительную часть составляли пожертвования с Запада (сейчас это называется «гранты»). Вот одна из росписей таких поступлений (пестрит идеологическими штампами, но и сегодня сводки агитпропа полны ими же – просто пропускайте мимо глаз):

«В распоряжении суда оказались «деловые» письма, касавшиеся финансирования подрывной работы в СССР. Эзоповским, точнее, конспиративным языком, и всё о деньгах. Вот письмо Великановой сообщнику в США М. от 29 октября 1979 года. Довольно склочного содержания. Речь идёт о способах пересылки денег в СССР для поддержания «дела», которым была занята Великанова, - подрывной работы. Письмо подлежало пересылке конспиративными каналами.

«И по почте письма, - пишет она, - ты уж если дела какие записывай себе куда-нибудь, чтобы не путать. А то в письме июльском (м. б., начало августа, даты нет) ты пишешь: «Звонил Григорий, спросил чтоб он поискал там у себя ещё открыток 12 штук. 2 отдай маме» (цитирую буквально) 15/VIII ты пишешь, что послал ей ко дню рождения подарок. «Если ты ей еще не передала два пакетика из семи (?!), то отдавая, скажи, что это те самые». A 27/VIII: «Рад, что тебе понравились открытки. Мне сегодня звонил Алик и мы решили послать сообща побольше 4 пачки по 32 штуки в каждой. Но тебе столько не нужно. Все не разошлешь, так что поделись с Арин и др.».

На первый взгляд безобидно - идёт разговор об «открытках», может быть, даже с живописными видами. На деле конспирация. «Потому я и взяла 1200 рублей, - продолжает Великанова. - Раньше я их не получала, так что твои слова: «Рад, что тебе понравились открытки» - не знаю, что обозначают. Сейчас я просила ещё 3200. Ну, а еще 3 раза по 3200 (4 пачки). Там, видимо, не будет. Там остаётся, кажется, еще 5-6 тысяч. И я думаю, что не надо пока больше торопиться. Это не уйдет. В фонде деньги есть. И все время ходят слухи о денежной реформе, так что мы боимся, что сов. деньги на книжках (тем более не на книжках) могут пропасть... А в дальнейшем разговор о деньгах давай вести проще. Напиши, чтоб я сделала Кольке от тебя подарок рублей на... Цифра пусть будет тоже на два порядка меньше и лучше круглая (пусть не круглая будет у тебя в долларах). И маме проси также сделать подарок на такую-то сумму. А я сложу эти цифры и прибавлю два нуля. А если в фонд - скажи, что посылаешь для меня и моих родственников посылку на такую-то сумму (цифра означает сов. деньги двумя порядками меньше). И скажи, какую часть посылки с Колей мы можем забрать себе. Ты нас обеспечил на год, наверное. (Чеки шли. Они, надеюсь, не пропадут с реформой и иногда бывают очень нужны...) Если бы ты мог достать Цветаеву! И книги по иглотерапии и массажу! Цветаева здесь на черном рынке стоит 120 рублей. Если бы удалось, присылай лучше с оказией».

Оставил свои записи о финансировании Западом советских диссидентов и Александр Исаевич Солженицын:

«Пока они, - пишет А. И. Солженицын, имея в виду налоговые службы СССР, - грабили только 35% денежных переводов - мы много слали официальными переводами (Алик Гинзбург для этого нашёл с десяток «получающих», не боящихся, и потом передающих другим). Другая успешная форма была: отъезжающие эмигранты оставляют Фонду в Союзе советские деньги, а на Западе Фонд им платит долларами по реальному курсу - доллар за три, потом четыре рубля.

А когда большевики ввели грабёж переводов уже в 65%, посылать деньги официально потеряло смысл. Но тут мы нашли изворотистую тайную форму. Хотя Советы объявляют дутый, официальный курс, значительно выше доллара, сами меняют иностранцам по-другому, - но наказывают подданных за всякий обмен рубля, иметь валюту может только государство. Советские же граждане, попадая на Запад, с радостью меняют советские ассигнации, сколько могут. И вот доброхотный, неоценимый наш друг, затем и член Правления Фонда В.С.Банкул, швейцарский гражданин, для начала прибегнув к помощи своего друга, русского армянина, живущего в Женеве, Сергея Нерсесовича Крикоряна, а затем сам наладив дело в Цюрихе, стал производить обмен обратный - за франки выкупал наши родные советские рубли - но исключительно отбирая трёпанные, затертые бумажки, а они среди хрустящих потекли не слишком быстро, и это одно задерживало размах нашего обмена: нельзя же посылать в СССР свеженькие, цельно-серийные (называлось это всё у нас – «операция Ы»).

(Суд над писателями Даниэлем и Синявским)


У самого Солженицына после отъезда из СССР в западных банках лежало по валютному курсу 8 млн. рублей (гонорары за его книги, изданные за границей). И тут надо отдать должное ему – он до падения советского режима регулярно выделял определённый процент от своих доходов. Даже в СССР перед отъездом на Запад Солженицын пожертвовал на борьбу с режимом 90 тысяч рублей. После, уже проживая в американском штате Вермонт, писатель выделял и бОльшие суммы (рекорд – в начале 1980-х единоразовый платёж в 270 тысяч рублей).

Как контраст – сегодня нет никаких данных, жертвуют ли кто-то из лидеров «белоленточной» оппозиции часть своих доходов на борьбу с режимом, а либерально настроенные писатели и художники – часть своих гонораров. Скорее всего нет.

Самые рьяные западные жертвователи вызывались даже лично привозить деньги советским диссидентам. Вот один из таких случаев – приезд в СССР немецкого гражданина Галкина Якова Мироновича, ранее – нацистского прислужника. Сухой по его делу:

«Галкин Яков Миронович, 1909 года рождения, уроженец села Красиловки Иванковского района Киевской области, русский, с образованием 3 класса, до 1941 года работал в Калужской области на строительстве железной дороги, затем был призван в Советскую Армию, участвовал в боях, был ранен, в 1943 году попал в плен к немцам и вступил во власовскую армию, в составе которой работал в Дании на строительстве оборонительных сооружений, после войны остался в ФРГ, где получал пенсию по инвалидности, с 1953 по 1966 гг. состоял членом «НТС, в 1965 г. вступил в «Комитет по культурным связям с соотечественниками за рубежом», проживал в г. Мюнхене, в СССР проживают его трое детей и другие родственники.

Осуждён 11 марта 1970 года Брестским областным судом по ст. 75 УК Белоруссии к 8 годам лишения свободы в ИТК общего режима с конфискацией валюты.

Галкин во время туристических поездок незаконно ввёз в СССР в июле 1966 года 3000 рублей и в октябре 1969 года 15000 рублей в советской валюте. 12 июня 1975 года он от дальнейшего отбывания наказания освобождён на основании ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1975 года «Об амнистии в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», как участник войны - старше 60 лет».

«Бабушка» оппозиции, Людмила Алексеева (ныне гражданка США), вспоминала, что для финансирования диссидентской деятельности применялись не только добровольные взносы несогласных, но и коммерческая деятельность. Она пишет об этой странице борьбы с режимом:

«В марте 1981 г. в г. Калинине произошел суд над 3 адвентистами, обвинявшимися в оборудовании подпольной типографии… В июне 1979 г. адвентистка Вера Кадук купила в Калинине дом за 18 тыс. рублей (на средства «секты», как пишет метная газета), и при помощи 25-летнего москвича Владимира Фоканова и 23-летнего жителя Днепропетровска Василия Ковальчука стала переоборудовать дом под типографию. Вот как описана в «Калининской правде» эта типография (которая хоть и не вступила в действие, видимо, была сделана по образцу действующих): «Замаскированный люк вёл с веранды дома в шахту размерами полтора на два метра и значительно выше человеческого роста. Из шахты был проделан лаз в тамбур из бетона, а уже из него вёл ход в комнату. Здесь была смонтирована система водяного отопления с двумя батареями и баком подогрева воды от электрообогревателя. К общей системе электроснабжения «бункер» подключался в обход счетчика... В доме был найден мощный электромотор. Кадук имела четыре пишущих машинки, гектограф и ротатор, большие запасы ротационной краски, писчей и копировальной бумаги, 35 упаковок ротационной пленки, другие средства для печатания. Кроме того, в трёх тайниках оказалось 16.433 рубля денег. Здесь же хранилось значительное количество нелегально изданной литературы секты адвентистов-реформистов – более 20 разных наименований».

В статье утверждается, что в обязанности В. Фоканова входило доставать стройматериалы, множительную технику, бумагу и пр. для нужд типографии, а В. Ковальчук был занят сбором денег с верующих на нужды типо графии. Этот фонд, как пишет газета, составляется из взносов верующих, каждый ежегодно отчислял для церкви десятую часть своих доходов (а Шелков якобы поднял этот взнос до пятой части доходов).

Вера Кадук получила двухлетний лагерный срок, Фоканов и Ковальчук – по 3 года лагеря».

А это описание Людмилой Алексеевой других поступлений в Фонд:

«Фонд составлялся из небольших ежемесячных взносов (от 1 до 5 рублей с человека). Деньги собирали по группам знакомых или сослуживцев и отдавали эти взносы – непосредственно или по установившейся цепочке – нескольким постепенно определившимся сборщикам. Такие сборщики были в писательской среде, в научно-исследовательских институтах, в вузах и т.д. Таким образом, собирались довольно значительные суммы, дополняемые нерегулярными, но более крупными пожертвованиями сочувствующих писателей, учёных, артистов и т.п. Были случаи передачи денег в помощь политзаключенным из наследства – не в официальном завещании, а через доверенных лиц.

Кроме помощи политзаключенным, с 1968 г. были случаи покупки домов для ссыльных на время ссылки. Позднее, с 1969 г., отдельно был создан фонд помощи детям политзаключенных. Этот фонд существовал на средства от домашних благотворительных концертов и т.п. пожертвований. Оба эти фонда – для самих политзэков и для их семей – то расширяясь, то сокращаясь, просуществовали до 1976 г., когда стал действовать основанный А. Солженицыным Русский фонд помощи политзаключенным, и средства стали поступать в основном из-за рубежа».

(Грузинские евреи во время голодовки в здании Главпочтампа СССР, 1971 г.)

Специально для ОУ Алексей Макаров вспомнил важнейшие события в истории диссидентского движения в Советском Союзе.

Июль 1958 года

Открытие памятника Маяковскому в Москве и начало неофициальных встреч молодежи на площади у памятника. Многие участники поэтических чтений впоследствии станут известными диссидентами.

1959–1960 годы

Александр Гинзбург издает три номера самиздатского поэтического журнала «Синтаксис», в которых публикуются большинство известных российских поэтов середины XX века - от Ахмадулиной до Бродского.

1–2 июня 1962 года

Демонстрация рабочих с протестом против повышения цен в Новочеркасске. На разгон митингующих брошены войска. Несколько десятков человек убиты.

Февраль–март 1964 года

Арест в Ленинграде поэта Иосифа Бродского по обвинению в «тунеядстве»; приговор - 5 лет ссылки. Освобожден в сентябре 1965 года благодаря многочисленным, но непубличным действиям интеллигенции, а также давлению мировой общественности. Неофициальная запись процесса, сделанная журналисткой Фридой Вигдоровой, положит начало новому жанру самиздата.

5 декабря 1965 года

«Митинг гласности» на Пушкинской площади в связи с арестом в сентябре 1965 писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, публиковавшихся под псевдонимами за рубежом. Считается отправной точкой диссидентского движения.

22 января 1967 года

Владимир Буковский организовывает демонстрацию на Пушкинской площади с протестом против принятых новых политических статей Уголовного кодекса, в т. ч. статьи 190-3 «Организация или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок», а также в связи с арестом единомышленников (Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова и др.). Буковский и его товарищи будут осуждены по тем статьям УК, против которых они протестовали.

11 января 1968 года

Лариса Богораз и Павел Литвинов выпускают в связи с процессом над Александром Гинзбургом, Юрием Галансковым, Алексеем Добровольским и Верой Лашковой обращение « », утверждая в обществе идею, что права человека не являются внутренним делом государства.

30 апреля 1968 года

Выходит первый выпуск правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий» (последний датирован 31 декабря 1982). Беспристрастный тон и фактографическая точность сделали его стержнем диссидентского движения. Со всеми выпусками можно ознакомиться по ссылке: http://www.memo.ru/history/diss/chr/index.htm .

25 августа 1968 года

«Демонстрация семерых» на Красной площади с протестом против вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Участница демонстрации (и первый редактор «Хроники текущих событий») поэт Наталья Горбаневская составит документальный сборник «Полдень» о демонстрации и процессе над ее участниками.

20 мая 1969 года

Создана первая правозащитная ассоциация в СССР - Инициативная группа защиты прав человека. Адресатом ее посланий будет Комиссия по правам человека ООН.

4 ноября 1970 года

Андрей Сахаров, Валерий Чалидзе и Андрей Твердохлебов основывают правозащитную экспертную организацию - Комитет прав человека.

1971 год

Академик Андрей Сахаров (уже известный как автор «Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе») посылает «Памятную записку» генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с предложением демократических реформ.

1972–1973 годы

Усиление давления на правозащитников в России и Украине. Арестованные Петр Якир и Виктор Красин дают в ходе следствия и на суде признательные показания, что приводит к приостановке выхода «Хроники текущих событий» и временному кризису диссидентского движения.

12–13 февраля 1974 года

Арест, предъявление обвинения в «измене Родине» и высылка в ФРГ писателя, лауреата Нобелевской премии (1970) Александра Солженицына, чей «опыт художественного исследования» «Архипелаг ГУЛаг» вышел в декабре 1973 года в Париже.

30 октября 1974 года

Впервые отмечается День политзаключенного СССР. В Москве проходит пресс-конференция для иностранных журналистов, в политических лагерях - голодовки.

Октябрь 1975 года

Академику Андрею Сахарову присуждена Нобелевская премия мира.

12 мая 1976 года

Создание Московской общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. В дальнейшем Хельсинкские группы возникают в Литве, Грузии, Украине и Армении, а также в западных странах. В Хельсинкском акте обращалось внимание на взаимосвязь прав человека и международной безопасности.

1976–1978 годы

Создание специализированных правозащитных ассоциаций: Христианского комитета защиты прав верующих в СССР, Рабочей комиссии по расследованию использования психиатрии в политических целях, Инициативной группы защиты прав инвалидов.

22 января 1980 года

Андрей Сахаров задержан в Москве по дороге на работу, специальным указом Верховного совета СССР лишен всех государственных наград и без суда выслан в Горький (город, закрытый для посещения иностранцами).

6 сентября 1982 года

Трое последних членов Московской Хельсинкской группы (Елена Боннэр, Софья Каллистратова, Наум Мейман) заявляют, что она прекращает свою деятельность из-за репрессий.

8 декабря 1986 года

После многодневной голодовки с требованием освободить всех политзаключенных в Чистопольской тюрьме умирает правозащитник, автор книги «Мои показания» Анатолий Марченко.

16 декабря 1986 года

Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев звонит в Горький на квартиру академика Сахарова (накануне туда специально был проведен телефон) и сообщает ему о разрешении вернуться в Москву. Сахаров требует освобождения всех политзаключенных в СССР.

Январь–февраль 1987 года

Начинается процесс освобождения политзаключенных. Многих из них заставляют подписывать обязательства «не нарушать советских законов».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В рамках исследовательской программы, начатой в конце 1990 года НИПЦ «Мемориал» для изучения истории диссидентской активности и правозащитного движения в СССР, предложено следующее определение диссидентства (диссента):

    С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например, для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. По мнению Людмилы Алексеевой, диссиденты - историческая категория, подобно декабристам, народникам и даже неформалам :58 .

    Термины «диссидент» и «инакомыслящий» вызывали и продолжают вызывать терминологические споры и критику . Так, например, Леонид Бородин , активно противостоявший советскому строю и подвергавшийся преследованиям, отказывается считать себя диссидентом, поскольку под диссидентством он понимает лишь либеральную и либерально-демократическую оппозицию режиму 1960-х - начала 1970-х годов, оформившуюся в середине 1970-х в правозащитное движение . По выражению Л. Терновского , диссидент - это человек, который руководствуется законами, писанными в стране, где он живёт, а не стихийно установившимися обычаями и понятиями .

    Диссиденты отмежёвывались от какой-либо причастности к терроризму и в связи с взрывами в Москве в январе 1977 года заявила :

    …Диссиденты относятся к террору с негодованием и отвращением. … Мы обращаемся к работникам средств информации во всем мире с призывом употреблять термин «диссиденты» только в этом смысле и не расширять его включением лиц, применяющих насилие. …

    Мы просим помнить, что каждый журналист или комментатор, который не проводит различия между диссидентами и террористами, помогает тем, кто старается возродить сталинские методы расправы с инакомыслящими.

    В официальных советских документах и пропаганде термин «диссидент» обычно употреблялся в кавычках: «так называемые „диссиденты“». Гораздо чаще их именовали «антисоветскими элементами», «антисоветчиками», «отщепенцами».

    Идеология

    Среди диссидентов были люди самых разных взглядов, объединяла же их главным образом невозможность открыто высказывать свои убеждения. Единой «диссидентской организации» или «диссидентской идеологии», объединяющей большую часть диссидентов, никогда не существовало .

    Если то, что было, и можно назвать движением - в противовес «застою», - то это движение броуновское, то есть явление скорее психологическое, чем общественное. Но в этом броуновском движении там и тут всё время возникали завихрения и потоки, куда-то движущиеся, - «движения» национальные, религиозные, в том числе и правозащитное.

    Диссидентство как явление зародилось в среде московской интеллигенции, в значительной мере в той её части, которая пережила трагедию отцов и дедов в конце тридцатых годов, испытала справедливое чувство реванша на волне знаменитой «оттепели » и последовавшее затем разочарование. На первой стадии московское диссидентство не было ни антикоммунистическим , ни антисоциалистическим, но именно либеральным , если под либерализмом понимать некую совокупность добрых пожеланий, не удостоверенных ни политическим опытом, ни политическими знаниями, ни, тем более, политическим мировоззрением.

    • «истинные коммунисты» - ориентировались на марксистско-ленинское учение , но считали, что в СССР оно искажено (например, Рой Медведев , , НКПСС , «Молодые социалисты ») ;
    • «либералы -западники» - считали «правильным» строем капитализм западноевропейского или американского образца; часть из них были сторонниками «теории конвергенции » - учения о неизбежности сближения и последующего слияния капитализма и социализма, однако большая часть «западников» считала социализм «плохим» (либо недолговечным) строем;
    • «эклектики» - сочетали разные взгляды, противоречащие официальной идеологии СССР;
    • русские националисты - сторонники «особого пути» России; многие из них большое значение придавали возрождению православия ; некоторые были сторонниками монархии ; см. также почвенники (в частности, Игорь Шафаревич , Леонид Бородин , Владимир Осипов);
    • иные националисты (в Прибалтике , на Украине , в Грузии , Армении , Азербайджане) - их требования варьировали от развития национальной культуры до полного отделения от СССР. Они часто провозглашали себя либералами, но, добившись в период распада СССР политической власти, некоторые из них (например, Звиад Гамсахурдия , Абульфаз Эльчибей) стали идеологами этнократических режимов. Как писал Леонид Бородин , «количественно националисты Украины, Прибалтики и Кавказа всегда преобладали в лагерях. Между националистической оппозицией и московским диссидентством, безусловно, были связи, но по принципу - „с паршивого москаля хоть шерсти клок“. Вяло приветствуя антирусские настроения московских оппозиционеров, националисты не связывали свои успехи с перспективами московского диссидентства, возлагая надежды на крах Союза в экономическом соперничестве с Западом, а то и на третью мировую ».

    К диссидентам причисляли также активистов сионистского движения («отказников »), активистов крымскотатарского движения за возвращение в Крым (лидер - М. А. Джемилев), религиозных деятелей-нонконформистов : православных - Д. С. Дудко , С. А. Желудков , А. Э Краснов-Левитин , А. И. Огородников , Б. В. Талантов , Г. П. Якунин , «истинно-православных христиан », баптистских - Совет церквей евангельских христиан-баптистов , католических в Литве , адвентистов-реформистов , руководимых В. А. Шелковым , пятидесятников (в частности, Сибирская семёрка), кришнаитов (см.Международное общество сознания Кришны в России).

    С конца 1960-х смыслом деятельности или тактикой многих диссидентов, придерживавшихся разной идеологии, стала борьба за права человека в СССР - прежде всего, за право на свободу слова , свободу совести , свободу эмиграции , за освобождение политических заключённых («узников совести ») - см. Правозащитное движение в СССР .

    Социальный состав

    Институционализация науки неизбежно вела к появлению слоя критически осмысливающих окружающую действительность людей. По некоторым оценкам, большинство диссидентов относились к интеллигенции . В конце 1960-х годов 45 % всех инакомыслящих составляли ученые, 13 % - инженеры и техники :55,65-66 .

    На тыщу академиков и член-корреспондентов,
    На весь на образованный культурный легион
    Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,
    Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

    Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния тоталитарному режиму.

    Первое из них ориентировалась на поддержку извне СССР, второе - на использование протестных настроений населения внутри страны.

    Деятельность, как правило - открытая, некоторой части диссидентов, в основном - московских правозащитников, строилась на апелляции к зарубежному общественному мнению, использовании западной прессы, неправительственных организаций, фондов, связей с политическими и государственными деятелями Запада.

    Вместе с тем, акции значительной части диссидентов являлись либо просто формой стихийного самовыражения и протеста, либо формой индивидуального или группового сопротивления тоталитаризму - , Группа революционного коммунизма , Валентин Соколов , Андрей Деревянкин , Юрий Петровский и другие. В частности, это второе направление выражалось в создании разного рода подпольных организаций, ориентированных не на связи с Западом, а исключительно на организацию сопротивления внутри СССР.

    Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС , изготавливали и распространяли самиздат , устраивали демонстрации (например, «Митинг гласности », Демонстрация 25 августа 1968 года), пытаясь довести до общественности информацию о реальном положении дел в стране.

    Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату » - изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку - по аналогии с названиями московских издательств - «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д. Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам. «„Эрика“ берет четыре копии, - пел в своей песне Александр Галич . - Вот и всё. И этого достаточно !» (См. текст песни) - это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка , стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов , ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат » - издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

    В феврале 1979 г. возникла группа «Выборы-79», члены которой намеревались явочным порядком осуществить предоставляемое Конституцией СССР право выдвижения независимых кандидатов на выборах в Верховный Совет СССР . Были выдвинуты кандидатуры Роя Медведева и Людмилы Агаповой, жены невозвращенца Агапова, добивавшейся выезда к мужу. Группа подала документы на регистрацию этих кандидатов, но не получила ответа к положенному сроку, в итоге соответствующие избирательные комиссии отказали в регистрации кандидатов.

    Позиция властей

    Советское руководство принципиально отвергало идею существования какой-либо оппозиции в СССР, тем более отвергалась возможность диалога с диссидентами. Напротив, в СССР провозглашалось «идейное единство общества» ; диссидентов же именовали не иначе как «отщепенцами».

    Официальная пропаганда стремилась представить диссидентов агентами западных спецслужб, а диссидентство как своего рода профессиональную деятельность, которая щедро оплачивалась из-за рубежа .

    Некоторые диссиденты действительно получали гонорары за опубликованные на Западе произведения (см. тамиздат); советские власти неизменно старались представить это в негативном свете как «подкуп» или «продажность», хотя многие официально признанные советские писатели тоже публиковались на Западе и точно так же получали за это гонорары.

    Преследование диссидентов

    Преследования, которым подвергались советские диссиденты, заключались в увольнениях с работы, исключении из учебных заведений, арестах, помещении в психиатрические больницы, ссылках, лишении советского гражданства и выдворении из страны.

    Уголовное преследование диссидентов до г. осуществлялось на основании п. 10 и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик («контрреволюционная агитация»), предусматривавших лишение свободы на срок до 10 лет, а с 1960 г. - на основании ст. 70 УК РСФСР 1960 г. («антисоветская агитация») и аналогичных статей уголовных кодексов других союзных республик, предусматривавших лишение свободы на срок до 7 лет и 5 лет ссылки (до 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки для ранее судимых за подобное преступление). С г. также была введена ст. 190-1 УК РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривавшая лишение свободы на срок до 3 лет (и аналогичные статьи уголовных кодексов других союзных республик). По всем этим статьям с 1956 по 1987 гг. в СССР было осуждено 8145 человек .

    Кроме того, для уголовного преследования диссидентов применялись статьи 147 («Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви») и 227 («Создание группы, причиняющей вред здоровью граждан») УК РСФСР 1960 г., статьи о тунеядстве и нарушении режима прописки , также известны случаи (в 1980-х годах) подбрасывания оружия, патронов или наркотиков с последующим обнаружением их при обысках и возбуждением дел по соответствующим статьям (например, дело К.Азадовского).

    Некоторых диссидентов объявляли общественно опасными душевнобольными, применяя к ним под этим предлогом меры принудительного лечения. В годы застоя карательная психиатрия привлекала власти отсутствием необходимости создавать видимость законности, требуемой при судебном разбирательстве .

    На Западе советских диссидентов, подвергшихся уголовному преследованию или психиатрическому лечению, рассматривали как политзаключённых, «узников совести ».

    Борьбой с диссидентами занимались органы государственной безопасности, в частности, с - 5-е управление КГБ СССР (по борьбе с «идеологическими диверсиями »)

    До середины 1960-х годов практически любое открытое проявление политического инакомыслия влекло за собой арест. Но начиная с середины 1960-х годов органы КГБ стали широко использовать так называемые «профилактические мероприятия» - предупреждения и угрозы, а арестовали, в основном, лишь тех диссидентов, которые продолжали свою деятельность, несмотря на запугивание. Нередко сотрудники КГБ предлагали диссидентам выбор между эмиграцией и арестом.

    Существенное влияние на деятельность КГБ в 1970-80-е годы оказывали происходящие в стране социально-экономические процессы периода «развитого социализма» и изменения во внешней политике СССР. В этот период КГБ сосредоточил свои усилия на борьбе с национализмом и антисоветскими проявлениями внутри страны и за рубежом. Внутри страны органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием и диссидентским движением; однако действия физической расправы, депортаций и заключений под стражу стали более утончёнными и замаскированными. Усилилось применение средств психологического давления на инакомыслящих, включая слежку, давление с помощью общественного мнения, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, депортация из СССР, принудительное заключение в психиатрические клиники , политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Практиковался запрет на проживание политически неблагонадёжных граждан в столичных городах страны - так называемая «ссылка за 101-й километр ». Под пристальным вниманием КГБ находились, в первую очередь, представители творческой интеллигенции - деятели литературы, искусства и науки - которые по общественному статусу и международному авторитету могли нанести вред репутации советского государства в понимании Коммунистической партии.

    Показательна деятельность КГБ в преследовании советского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицына . В конце 1960-х - начале 1970-х годов в КГБ было создано специальное подразделение - 9-й отдел Пятого управления КГБ - занимавшееся исключительно оперативной разработкой писателя-диссидента . В августе 1971 года КГБ предпринял попытку физического устранения Солженицына - во время поездки в Новочеркасск ему скрытно был сделан укол неизвестного ядовитого вещества; писатель выжил, но после этого долго и тяжело болел . Летом 1973 года сотрудники КГБ задержали одну из помощниц писателя Е. Воронянскую и в ходе допроса вынудили её выдать местонахождение одного экземпляра рукописи произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ ». Вернувшись домой, женщина повесилась. Узнав о случившемся, Солженицын распорядился начать публикацию «Архипелага» на Западе. В советской печати была развёрнута мощная пропагандистская кампания, обвинявшая писателя в клевете на советский государственный и общественный строй. Попытки КГБ через бывшую жену Солженицына уговорить писателя отказаться от публикации «Архипелага» за границей в обмен на обещание помощи в официальном опубликовании в СССР его повести «Раковый корпус » не увенчались успехом и первый том произведения был опубликован в Париже в декабре 1973 года. В январе 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине , лишён советского гражданства и выдворен за пределы СССР. Инициатором депортации писателя был Андропов, чьё мнение стало решающим при выборе меры «пресечения антисоветской деятельности» Солженицына на заседании Политбюро ЦК КПСС . После высылки писателя из страны, КГБ и лично Андропов продолжили кампанию дискредитации Солженицына и, как выразился Андропов, «разоблачения активного использования реакционными кругами Запада подобных отщепенцев в идеологической диверсии против стран социалистического содружества».

    Объектом многолетней травли КГБ являлись видные деятели науки. К примеру, советский учёный-физик, трижды Герой Социалистического Труда , диссидент и правозащитник , лауреат Нобелевской премии мира А. Д. Сахаров находился под наблюдением КГБ с 1960-х годов, подвергался обыскам, многочисленным оскорблениям в прессе. В 1980 году по обвинению в антисоветской деятельности Сахаров был арестован и без суда отправлен в ссылку в город Горький , где он провёл 7 лет под домашним арестом под контролем сотрудников КГБ. В 1978 году КГБ предпринял попытку, по обвинению в антисоветской деятельности, возбудить уголовное дело против советского философа, социолога и писателя А. А. Зиновьева с целью его отправки на принудительное лечение в психиатрическую больницу, однако «с учётом развязанной на Западе кампании вокруг психиатрии в СССР» эта мера пресечения была сочтена нецелесообразной. В качестве альтернативы, в докладной записке в ЦК КПСС руководство КГБ рекомендовало разрешить Зиновьеву и его семье выезд за рубеж и закрыть ему въезд в СССР.

    Для контроля выполнения СССР Хельсинкских соглашений о соблюдении прав человека, в 1976 году группой советских диссидентов была сформирована Московская Хельсинкская группа (МХГ), первым руководителем которой стал советский физик, член-корреспондент АН Армянской ССР Ю. Ф. Орлов . С момента образования МХГ подвергалась постоянным преследованиям и давлению со стороны КГБ и других силовых органов советского государства. Члены группы подвергались угрозам, их вынуждали эмигрировать, заставляли прекратить правозащитную деятельность. С февраля 1977 года активистов Ю. Ф. Орлова , А. Гинзбурга , А. Щаранского и М. Ланду начали подвергать арестам. По делу Щаранского КГБ получил санкцию ЦК КПСС на подготовку и публикацию ряда пропагандистских статей, а также написание и передачу президенту США Дж. Картеру личного письма тестя подсудимого с отрицанием факта супружества Щаранского и «разоблачением» его аморального облика. Под давлением КГБ в 1976-1977 годах были вынуждены эмигрировать члены МХГ Л. Алексеева , П. Григоренко и В. Рубин . В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки (в общей сложности - 60 лет лагерей и 40 лет ссылки) восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. Осенью 1982 года, в условиях усиливающихся репрессий, трое оставшихся на свободе участников группы были вынуждены объявить о прекращении деятельности МХГ. Московская Хельсинкская группа получила возможность возобновить свою деятельность только в 1989 году , в разгар горбачёвской перестройки .

    Органы КГБ стремились добиться от арестованных диссидентов публичных выступлений, осуждающих диссидентское движение. Так, в «Контрразведывательном словаре» (издан Высшей школой КГБ в 1972 г.) указывается: «Органы КГБ, осуществляя мероприятия по идейному разоружению противника совместно с партийными органами и под их непосредственным руководством, информируют руководящие инстанции обо всех идеологически вредных проявлениях, готовят материалы для публичного разоблачении преступной деятельности носителей антисоветских идей и взглядов, организуют открытые выступления порвавших с прежними взглядами видных идеологов противника, проводят политико-воспитательную работу с лицами, осуждёнными за антисоветскую деятельность, организуют разложенческую работу среди участников идеологически вредных групп, осуществляют профилактические мероприятия в той среде, в которой эти группы вербуют своих членов» . В обмен на смягчение наказания удалось добиться «покаянных» выступлений от Петра Якира , Виктора Красина , Звиада Гамсахурдия , Дмитрия Дудко .

    Письма западных деятелей в поддержку диссидентов умышленно оставлялись без ответов. Например, в 1983 г. тогда уже Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов дал специальное указание не отвечать на письмо федерального канцлера Австрии Бруно Крайского в поддержку Юрия Орлова .

    Адвокатов, настаивавших на невиновности диссидентов, отстраняли от политических дел; так была отстранена Софья Каллистратова , настаивавшая на отсутствии состава преступления в действиях Вадима Делоне и Натальи Горбаневской .

    Обмен политзаключённых

    Влияние и итоги

    Большинство жителей СССР не имели информации о деятельности диссидентов. Диссидентские издания были по большей части недоступны для большинства граждан СССР, западное радиовещание на языках народов СССР до 1988 г. подвергалось глушению.

    Деятельность диссидентов привлекала внимание зарубежной общественности к нарушениям прав человека в СССР. Требования освобождения советских политических заключённых выдвигались многими зарубежными политиками, включая даже некоторых членов зарубежных коммунистических партий , что вызывало обеспокоенность советского руководства.

    Известен случай, когда сотрудник 5 Управления КГБ СССР Виктор Орехов под влиянием идей диссидентов стал сообщать своим «курируемым» сведения о готовящихся обысках и арестах .

    Как бы то ни было, к началу 1980-х годов, по свидетельству самих бывших участников диссидентского движения, с диссидентством как более или менее организованной оппозицией было покончено.

    Крушение тоталитарного режима в СССР , обретение населением некоторых политических прав и свобод - таких, как, например, свобода слова и творчества, привели к тому, что значительная часть диссидентов, признав свою задачу выполненной, интегрировалась в постсоветскую политическую систему.

    Тем не менее, бывшие диссиденты не стали значимой политической силой. Александр Даниэль так ответил на вопрос о причинах этого :

    Немного об одной необоснованной претензии к диссидентам и о причине разочарования в них. В основе заблуждений относительно их роли в политическом процессе на территории бывшего Союза лежит ложная аналогия с современными им оппозициями в Восточной и Центральной Европе – прежде всего в Польше и Чехословакии. Но «Солидарность » или «Хартия-77 » были настоящими массовыми движениями, со своими политическими платформами, своими лидерами, своими общественными идеалами и т.д. Эти движения – преследуемые, полуподпольные – были, тем не менее, прообразами будущих политических партий, способных бороться за власть, завоёвывать и удерживать её. В России же не было политического движения под названием «диссидентство», не было никакой общей политической платформы – от монархистов до коммунистов. А тот факт, что диссидентство не было политическим движением, означал в частности и то, что диссидентство не предрасполагало к политическому мышлению. Диссидентское мышление – это «Я здесь и сейчас поступаю так-то. Почему я так поступаю? Простите меня, по Толстому , по Сартру и по всем экзистенциалистам – не могу иначе». Это чисто экзистенциальный поступок, исходящий из нравственного импульса, хоть и оформляемый как акт защиты права. Советскую власть, конечно, большинство диссидентов не любили, а и то сказать, за что её любить? Но они же и не боролось против неё. Все их слова об этом в тот период отнюдь не для отвода глаз гэбистов, они действительно не ставили перед собой такую задачу. Почему? Потому что политической перспективы не было видно. Действовать на основе того, как твое слово отзовётся через триста лет или вообще никогда не отзовётся, на философии безнадежности, невозможно в сочетании с политическим мышлением. Я знаю одно очень серьёзное, сильное исключение – Сахаров. Сахаров как человек очень сильного и генерализирующего ума подозревал, что что-то может произойти и на его веку, и пытался подняться чуть выше и экзистенциального, и политического мышления, быть проводником нравственной политики. Но для этого нужно было обладать очень незаурядным интеллектуальным бесстрашием, особенно при том отвращении к политике, которым была заражена вся интеллигенция. Сахаров в этом смысле, пожалуй, единственный политический мыслитель. И недаром он первым вписался в политическую жизнь. А диссиденты как таковые – они не политики. Они могут сказать: «Вот так будет хорошо». Но никто никогда не учил их, как перейти от сущего к должному. Каковы алгоритмы этого перехода, каковы стадии этого перехода? Как пройти по этому пути, не поскользнувшись, не перейдя границы допустимого и недопустимого компромисса?

    Ряд советских диссидентов ведет активную легальную политическую деятельность в современной России - Людмила Алексеева , Валерия Новодворская , Александр Подрабинек и др.

    Вместе с тем, некоторая часть советских диссидентов либо категорически не приняла постсоветский политический режим - Адель Найденович , Александр Тарасов , либо не была реабилитирована - Игорь Огурцов , или даже вновь подверглась репрессиям за свою оппозиционную деятельность - Сергей Григорьянц

    Диссидентство нанесло колоссальный вред СССР. Подавляющее большинство диссидентов - предатели, работающие на спецслужбы Запада, члены так называемой "пятой колонны". Прикрываясь защитой прав человека они неустанно и неотвратимо вели страну к краху. Те положительные явления, что были в СССР ими замалчивались, либо намеренно извращались, меняя смысл на противоположный, а коммунистический строй, которым была довольна большая часть людей, живших в Союзе, всячески выставлялся, как рабский, бесчеловечный и т.п. В конце концов они праздновали победу, когда, совместно с предателями в высших эшелонах власти, удалось уничтожить великую державу - СССР. Не малая часть диссидентов ныне живёт в США и странах НАТО. Там же, многие из них были награждены различными высшими наградами за "правозащитную" деятельность, а некоторые - открыто, за работу по уничтожению СССР...

    Диссидентские организации

    • Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа
    • Инициативная группа по защите прав человека в СССР
    • Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся
    • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов
    • Группа за установление доверия между СССР и США
    • Русский общественный Фонд помощи преследуемым и их семьям
    • Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях

    См. также

    Примечания

    1. История советских диссидентов
    2. История советских диссидентов. Мемориал
    3. «Диссидент» (из рукописи книги С. А. Ковалёва)
    4. Откуда взялось диссидентство? : История советского инакомыслия в воспоминаниях одной из героинь диссидентского движения - Людмилы Алексеевой (неопр.) . [Запись интервью Ю. Рыженко] . Colta.ru (27 февраля 2014). Дата обращения 19 января 2015.
    5. Безбородов А. Б. Академическое диссидентство в СССР // Русский исторический журнал, 1999, том II, № 1. ISBN 5-7281-0092-9
    6. Владимир Козлов.  Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. 1953-1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР
    7. Диссиденты о диссидентстве. // «Знамя» . - 1997. № 9
    8. Л. Терновский.  Закон и «понятия» (Русская версия) .

    Своеобразным днем рождения диссидентского движения многие считают 5 декабря 1965 года, когда в День советской Конституции на Пушкинской площади в Москве состоялся «митинг гласности». Инициатором, которого был математик и поэт А. Есенин-Вольпин, этот митинг был ответом на арест Ю. Даниэля и А. Синявского, и призывом к властям соблюдать собственные законы.

    По оценке Буковского, к памятнику Пушкина в назначенное время пришло около 200 человек. Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие плакаты, но их быстро выхватили сотрудники госбезопасности; даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было написано на плакатах. Потом стало известно, что написано было: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!». Как вспоминал об этих памятных днях сам А. С. Есенин - Вольпин, выступая на расширенном заседании кафедры отечественной истории новейшего времени Историко-архивного института РГГУ 17 января 1994 года, именно в его руках был плакат «Уважайте Советскую конституцию», что вызвало в свою очередь множество «недоуменных» вопросов у официальных чинов, во время его допроса. Задержали двадцать человек. Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и замеченные на площади в тот вечер были исключены из институтов.

    Возможно, из-за такого непривычного в советских условиях события, как демонстрация, власти не решились организовать закрытый суд. Однако в январе 1966 года суд все-таки состоялся, и приговор был жестким: Синявский и Даниэль получили соответственно 5 и 7 лет лагерей строгого режима.

    Фактически сложились два основных направления диссидентского противостояния тоталитарному режиму.

    Первое из них ориентировалась на поддержку извне СССР, второе -- на использование протестных настроений населения внутри страны.

    Основными требованиями диссидентов были: демократизация общественной жизни, правовое государство, гласность, открытое общество, радикальная экономическая реформа.

    Основными формами диссидентской деятельности являлись:

    1) Сбор и распространение запрещенной властями информации (Самиздат), которые начинались с перепечатки и распространения отдельных запрещенных художественных произведений (И.А. Бунина, М.В. Цветаевой, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова и др.). Затем появились стенограммы судебных процессов, стали выходить литературно-художественные, общественно-политические, религиозные и др. журналы, содержавшие произведения А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова, Р.А. и Ж.А. Медведевых, В. Гавела и др. Наибольшую известность получил информационный бюллетень «Хроника текущих событий», издававшийся с апреля 1968г.;

    2) Подготовка и распространение «открытых писем» в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни страны. Наиболее известной акцией «подписантов» стали письма в ЦК КПСС 43 детей репрессированных коммунистов и обращение большой группы известных и культурных деятелей против тенденций ресталинизации;

    3) Демонстрации. Наиболее известные две из них: 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве, в День Советской Конституции, с требованиями защиты конституционных прав, открытого суда над арестованными ранее писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем и 25 августа 1968 г. на Красной площади с протестом против ввода советских войск в Чехословакию;

    4) конкретная моральная и материальная помощь отдельным лицам, подвергшихся незаконным репрессиям, и их семьям. С этой целью функционировал специальный Фонд помощи.

    Деятельность, как правило -- открытая, некоторой части диссидентов, в основном -- московских правозащитников, строилась на апелляции к зарубежному общественному мнению, использовании западной прессы, неправительственных организаций, фондов, связей с политическими и государственными деятелями Запада.

    Вместе с тем, акции значительной части диссидентов являлись либо просто формой стихийного самовыражения и протеста, либо формой индивидуального или группового сопротивления тоталитаризму -- Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа, Группа революционного коммунизма, Валентин Соколов, Андрей Деревянкин, Юрий Петровский и другие. В частности, это второе направление выражалось в создании разного рода подпольных организаций, ориентированных не на связи с Западом, а исключительно на организацию сопротивления внутри СССР.

    В 1966 году в обществе началось открытое противостояние между сталинистами и антисталинистами. Параллельно происходило массовое распространение материалов самиздата антисталинской направленности. Наибольшую известность получили в эти годы романы Солженицына «В круге первом» и «Раковый корпус». Распространялись мемуары о лагерях и тюрьмах сталинской эпохи: «Это не должно повториться» С. Газаряна, «Воспоминания» В. Олицкой, «Тетради для внуков» М. Байтальского и др. Перепечатывались и переписывались «Колымские рассказы» В. Шаламова. Но наибольшее распространение получила первая часть романа-хроники Е. Гинзбург «Крутой маршрут».

    Диссиденты направляли открытые письма в центральные газеты и ЦК КПСС, изготавливали и распространяли самиздат, устраивали демонстрации, пытаясь довести до общественности информацию о реальном положении дел в стране.

    Большое внимание диссиденты уделяли «самиздату» -- изданию самодельных брошюр, журналов, книг, сборников и т. д. Название «Самиздат» появилось в шутку -- по аналогии с названиями московских издательств -- «Детиздат» (издательство детской литературы), «Политиздат» (издательство политической литературы) и т. д. Люди сами печатали на машинках неразрешённую литературу и таким образом распространяли её по Москве, а потом и по другим городам. «„Эрика“ берет четыре копии, -- пел в своей песне Александр Галич. -- Вот и всё. И этого достаточно!»-- это сказано про «самиздат»: «Эрика», пишущая машинка, стала главным инструментом, когда не было ещё ни ксероксов, ни компьютеров с принтерами (ксероксы в 1970-x годах начали появляться, но только для учреждений, причем все работающие на них были обязаны вести учёт количества распечатанных страниц). Кое-кто из тех, к кому попадали первые копии, заново перепечатывали и тиражировали их. Так распространялись диссидентские журналы. Помимо «самиздата», был распространён «тамиздат» -- издание запрещённых материалов за границей и их последующее распространение на территории СССР.

    В начале 1968 года петиционная кампания продолжилась. Обращения к властям дополнились письмами против судебной расправы с самиздатчиками: бывшим студентом Московского историко-архивного института Юрием Галансковым, Александром Гинзбургом, Алексеем Добровольским, Верой Дашковой. «Процесс четырех» был непосредственно связан с делом Синявского и Даниэля: Гинзбург и Галансков обвинялись в составлении и передаче на Запад «Белой книги о процессе Синявского и Даниэля», Галансков, кроме того, - в составлении самиздатского литературно-публицистического сборника «Феникс-66», а Дашкова и Добровольский - в содействии Галанскову и Гинзбургу. По форме протесты 1968 года повторили события двухлетней давности, но в увеличенном масштабе.

    Весной - летом 1968 года развивался чехословацкий кризис, вызванный попыткой радикально-демократических преобразований социалистической системы и закончившийся введением советских войск в Чехословакию. Наиболее известным выступлением в защиту Чехословакии стала демонстрация 25 августа 1968 года на Красной площади в Москве. Лариса Богораз, Павел Литвинов, Константин Бабицкий, Наталья Горбаневская, Виктор Файнберг, Вадим Делоне и Владимир Дремлюга сели на парапет у Лобного места и развернули лозунги «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!», «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!». Почти немедленно к демонстрантам бросились сотрудники КГБ в штатском, дежурившие на Красной площади в ожидании выезда из Кремля чехословацкой делегации.

    Лозунги вырвали; несмотря на то, что никто не сопротивлялся, демонстрантов избили и затолкали в машины. Суд состоялся в октябре. Двоих отправили в лагерь, троих - в ссылку, одного - в психбольницу. Н. Горбаневскую, у которой был грудной ребенок, отпустили. Об этой демонстрации узнали в СССР и во всем мире, узнал народ Чехословакии.

    Переоценка ценностей, происшедшая в советском обществе в 1968 году, окончательный отказ правительства от либерального курса определили новую расстановку сил оппозиции. Выделившуюся в ходе «подписантских» кампаний 1966-1968 годов, протестов против вторжения советских войск в Чехословакию, правозащитное движение взяло курс на образование союзов и ассоциаций - уже не только для воздействия на правительство, но и для защиты своих собственных прав.

    В апреле 1968 года начала работать группа, выпускавшая политический бюллетень «Хроника текущих событий» (ХТС). Первым редактором хроники была Наталья Горбаневская. После ее ареста в декабре 1969 года и до 1972 - Анатолий Якобсон. В дальнейшем редакция через каждые 2-3 года менялась, в основном из-за арестов. Смена редакторов оставалась практически незаметной для читателей в силу неизменности стиля изложения и отбора материалов.

    Усиление репрессий против инокомыслящих в 1968-1969 годах вызвало к жизни совершенно новое для советской политической жизни явление - создание первой правозащитной ассоциации. Она была создана в 1969 году. Началась она традиционно, с письма о нарушении гражданских прав в СССР, правда, отправленного нетрадиционному адресату - в ООН. Авторы письма объясняли свое обращение следующим образом: «Мы обращаемся в ООН потому, что на наши протесты и жалобы, направляемые в течение ряда лет в высшие государственные и судебные инстанции в СССР, мы не получили никакого ответа. Надежда на то, что наш голос будет услышан, что власти прекратят беззакония, на которые мы постоянно указывали, надежда эта истощилась». Они просили ООН «защитить попираемые в Советском Союзе человеческие права». Письмо подписали 15 человек: участники подписантских кампаний 1966-1968 годов Татьяна Великанова, Наталья Горбаневская, Сергей Ковалев, Виктор Красин, Александр Лавут, Анатолий Левитин-Краснов, Юрий Мальцев, Григорий Подъяпольский, Татьяна Ходорович, Петр Якир, Анатолий Якобсон и Генрих Алтунян, Леонид Плющ. Инициативная группа писала, что в СССР «...нарушается одно из самых основных прав человека - право иметь независимые убеждения и распространять их любыми законными способами». Подписавшие заявили, что образуют «Инициативную группу защиты прав человека в СССР».

    Деятельность Инициативной группы сводилась к расследованию фактов нарушения прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключенных в спецбольницах. Данные о нарушениях прав человека и количестве заключенных отправлялись в ООН и на международные гуманитарные конгрессы. Международной лиге прав человека.

    Инициативная группа просуществовала до 1972 года. К этому времени 8 из 15-ти ее членов были арестованы. Деятельность Инициативной группы прервалась в связи с арестом летом 1972 года ее лидеров П. Якира, В. Красина.

    Летом 1970 г. у трапа пассажирского самолета, курсировавшего из Ленинграда в Приозерск, были арестованы 12 человек, намеревавшихся захватить и использовать самолет для вылета в Израиль. Суд над "самолетчиками", безуспешно добивавшимися разрешения на эмиграцию, закончился вынесением суровых приговоров зачинщикам этой акции и арестами среди сионистской молодежи в ряде городов страны. Суд привлек внимание мировой общественности к проблеме свободы выезда из СССР. Благодаря этому властям пришлось с каждым годом увеличивать количество разрешений на выезд. Всего из СССР с 1971 по 1986 г. эмигрировало за рубеж более 255 тыс. взрослого населения (с учетом детей свыше 360 тыс.). Почти 80% всех эмигрантов составляли лица еврейской национальности, автоматически получавшие статус беженцев при въезде в США и Канаду. "Самолетный процесс" привлек внимания властей и общественности к проблеме еврейского национализма и сионизму как одной из форм его выражения. При выработке международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1973 г. представители некоторых государств в ООН пытались осудить антисемитизм, но возражали против предложения советской делегации отнести к расовой дискриминации как антисемитизм, так и сионизм. Тем не менее 10 ноября 1975 г. ООН приняла резолюцию, определявшую, что "сионизм является формой расизма и расовой дискриминации". После упразднения СССР резолюция была отменена. Процесс над угонщиками самолета показывал, что значительная часть "правозащитников" использовала правозащитную идею для прикрытия воинствующего национализма и других далеких от прав человека идей. Однако именно в 70-х гг. правозащитное движение становится одним из главных составляющих движения диссидентов. В ноябре 1970 г. В.Н. Чалидзе создал Комитет защиты прав человека, куда вошли крупные ученые А.Д. Сахаров и И.Р. Шафаревич. Комитет действовал до 1973 г. В 1973 г. возникла русская секция "Международной амнистии".

    Диссидентское движение в СССР пришлось на 60 - 80 годы ХХ века. Диссидент - несогласный, инакомыслящий, человек, обладающий иным мировоззрением, отличающимся от принятых норм идеологии, господствующей в стране. Сегодня стало очень модным все неудачи внешней и внутренней политики списывать на деятельность диссидентов, но это не соответствует действительности, поскольку большая часть этих людей искренне желала добра своей стране. Суть диссидентского движения заключалась в борьбе за права человека. Их представители никогда не говорили, что СССР это плохая страна или нужно провести революцию против действующей власти. Речь шла только о том, что действующая система управления внутри страны мешает эффективному развитию.

    Для понимания сути достаточно даже взять пример с письмом 1970 года академика Сахарова руководству страны. Ведь в нём не говорится ничего кроме того, что действующая система управления мешает развитию гражданской науки и техники. Но даже если посмотреть на военную область, где СССР активно участвовал в гонке вооружения с США, то и там действующая система управления страной давала сбои. Много говорится о том, что гонка вооружений шла, и итоги ее сторон были примерно равны. Но никакой гонки вооружения в принципе быть не должно, поскольку еще в 60-е годы Челомей разработал несколько элементов стратегической обороны и наступления, которые позволяли обогнать западные страны в военном смысле лет на 40 лет. Но именно система управления времен Хрущева и Брежнева заблокировала эти идеи. Я привел данные пример для того чтобы продемонстрировать, что система управления страной действительно была неэффективной, и это рано или поздно должно была вылиться в ответную реакцию населения. Это и произошло в виде диссидентов, которые были незначительной группой людей по численности (не боле 100 тыс человек на всю страну), но которые видели недостатки своей страны, и предлагали эти недостатки решать, чтобы у людей в стране появились реальные права, а сама страна начала эффективно развиваться во всех направлениях.

    Причины зарождения

    СССР в 60 - 80 годы оставался страной, где по-прежнему господствовала одна идеология и одна партия. Любое отклонение от норм, принятых в Советском обществе, осуждалось, поэтому любые попытки демократических основ, даже самых минимальных, всегда пресекались. Диссидентское движение в СССР стало ответом на ужесточение позиций государства. С каждым годом, особенно это относится к брежневской эпохе, в СССР становилось всё больше проблем, но ответом государства было не решение этих проблем, а сглаживание их, прежде всего, путем ужесточении обстановке внутри страны. Это выражалось в подавлении любого инакомыслия. Собственно это и послужило причиной образования диссидентства, основные деятели которого говорили о необходимости решение тех многочисленных проблем, которые реально возникают перед государством.
    Диссидентское движение никогда не было политическим. Оно было нравственным . Вокруг этого движение сегодня возникает множество споров, но важно понимать, что оно не было однозначным и однородным. Среди несогласных людей были предатели страны, но были и те, кто желал стране лучшего.

    Этапы становления

    Основные этапы развития диссидентства и инакомыслия в СССР:

    • 1964-1972 - Генезис.
    • 1973-1974 - Непосредственное зарождение. Первый кризис.
    • 1974-1979 - Получение международного признания, а также денег из заграницы.
    • 1980-1984 - Второй кризис. Разгром движения.

    Генезис характеризуется зарождение в самой идеи, что советская идеология не является идеальной. Во многом это стало возможным из-за политики КПСС, которая после Хрущева фактически преследовала интересы правящей номенклатуры, а не государства в целом. Это привело в конечном итоге к застою, но застою не экономическому, а застою в плане развития.

    Состав движения

    Диссидентское движение в СССР в 60-80 годах прошлого века можно разделить на три большие категории:

    • Социал-демократы. Наиболее яркие представители Рой и Жорес Медведевы. Эта группа занималась критикой действующей власти с точки зрения марксистской идеологии. То есть они говорили, что происходящие в СССР не является социалистическим государством, и на самом деле Маркс имел совершенно другое в виду. Отчасти они были правы, но следует понимать, что марксистская идеология была исключительно теоретической, а СССР существовал на практике.
    • Либералы. Наиболее яркий представитель - академик Сахаров. К этой группе относятся ученые, которые с научной точки зрения доносили свое видение проблем внутри страны. Главная их претензия заключалась в том, что действующая партийная система и действующая система власти не позволяет стране развиваться и не позволяет развиваться прежде всего науке. В этом они были правы. Достаточно просто посмотреть на количество нобелевских лауреатов по техническим областям, чтобы всё стало на свои места. В 50-е годы у СССР 3 лауреата по физике и 1 по химии. В 60-е годы у СССР 3 лауреата по физике, никого по химии. В 70-е годы у СССР 1 лауреат по физике, никого по химии. В 80-е годы у СССР не было ни одного лауреата по физике и химии.
    • “Почвенники”. Яркий представитель Солженицын. Учениками можно назвать людей, которые выступали с точки зрения христианской идеологии и самобытности России. Именно с этих двух категорий они критиковали действующую систему.

    В некоторых учебниках можно найти и четвертую категорию диссидентов - правозащитники. Это люди, которые выступали с защитой диссидентов, пострадавших от власти, а также выступали с защитой прав человека в СССр и с требованием о соблюдении действующей конституции, по которой в стране была свобода слова, печати, митингов и так далее. Яркими представителями правозащитников являются Ковалёв и Якунин.

    Правозащитники

    Правозащитное направление диссидентского движения зародилось 5 декабря 1965 года. В этот день на Пушкинской площади в Москве состоялась небольшая демонстрация, ключевыми лозунгами которой была защита прав и интересов населения. Эта демонстрация мало где описывается, она была малочисленной и непродолжительной. Фактически через несколько минут после ее начала она была разогнанной милицией.

    В дальнейшем правозащитники начали выпускать газету «Хроника текущих событий», в которой описывали все случаи нарушения прав человека в СССР. При этом данная группа диссидентов работала не только в Москве, но и во всех крупных городах страны. Против правозащитников шла борьба со стороны государства, в том числе и через 5-го отдел КГБ. Большинство правозащитников, которые имели активную позицию и активно участвовали в жизни диссидентов, попали в лагеря, психиатрические больницы или были высланы из страны.


    Правозащитные организации действовали СССР примерно 15 лет, но существенных изменений в плане прав человека не достигли. Любая эффективная деятельность сопровождалось ответной реакцией властей. Именно это группа людей активно пыталась вовлечь в свою работу западные страны, в частности они постоянно обращались к западным газетам и правительствам с призывом о помощи.

    Начало движения

    Начало диссидентского движения в СССР берёт в 1965 году с судебного процесса против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Эти литераторы опубликовали на западе под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак цикл литературных произведений, которые так или иначе критиковали советскую власть. Процесс над ними затянулся, но в феврале 1966 года их осудили на 7 лет по 70 статье Уголовного кодекса СССР. Это была статья «О пропаганде в целях подрыва Советской власти». В защиту литераторов начали поступать письма в центральный комитет партии и в Верховный Совет СССР, но ответом было не смягчения мер, а возбуждение новых дел, но уже против людей, которые их отправляли. Именно с этого всё началось. Стало понятно, что государство не приемлет никакой критики, и не позволяет стране процветать никакому инакомыслию.

    Именно процесс над Синявским и Даниэлем, а также последовавшей после этого события, определили ход диссидентского движения в 60 - 80 годы - борьба с помощью литературы и открытых писем в органы управления страной. Одной из форм этого противостояния стало открытое письмо Сахарова, Турчина и Медведева Советскому руководству в 1970 году. В этом письме говорилось, что Советский Союз значительно отстает от Соединенных Штатов Америки по развитию гражданской науки и техники, и что существующая система управления тормозит общее развитие науки. Это на самом деле было так.


    Еврейская проблематика диссидентства

    У многих людей есть распространённое заблуждение, что диссидентство в Советском Союзе это исключительно еврейский вопрос. На самом деле это не так. Еврейская проблематика была частью диссидентского движения, но не охватывала его полностью. Заметьте, что в классификации, которую мы приводили в начале статьи, еврейского вопроса вообще нет. Потому что это был локальный вопрос и локальная проблема, которую ни в коем случае не следует раздувать до глобальных и государственных масштабов.

    Еврейская проблематика заключалась в том, что государство всячески мешало евреям переселяться в Израиль. Для этого применялись различные меры. Достаточно сказать, что в семидесятые годы было установлено правило, что если человек хочет покинуть СССР и переселиться в другую страну, то он должен компенсировать государству затраты на собственный образование. С одной стороны это шаг абсолютно логичный и правильный, но с другой стороны Советская номенклатура довела эту идею до абсурда. При среднем уровне заработной платы в стране в 120-130 рублей, при переселении человек обязан был выплатить государству 12 000 рублей. То есть это была зарплата среднего рабочего более чем за 8 лет! Естественно эти суммы были не подъемными для населения, и естественно еврейская проблематика в СССР стала обостряться. Достаточно вспомнить, так называемый, «самолетный процесс» в Ленинграде в 1970 году, когда группа еврейских диссидентов пыталась захватить самолет, летевший в Израиль.

    Нобелевские лауреаты

    Говоря о диссидентах, большое значение и внимание уделяют нобелевским лауреатам. В 1970 году Нобелевскую премию по литературе получил Александр Солженицын, а в 1975 году академик Сахаров получил Нобелевскую премию мира. Оба видные деятели диссидентства. Если имя Сахарова используются не так обширно, то Солженицын и его Нобелевская премия сегодня раскручивается как эпицентр развитие СССР, и эпицентр его критики с правдивой подачей информации. Уже будучи нобелевским лауреатом Солженицын в 1973 году издает свою откровенную фальшивку «Архипелаг Гулаг». Сегодня часто эту книгу преподносят как исторически обоснованную и правдивую. Это не так, и в этом кроется огромный нюанс, который обязательно следует учитывать. Солженицын, в «Архипелаге Гулаг» говорит, что он не основался на исторических документах, а произведение носит исключительно импрессионистский характер. Это важно понимать, поскольку современные общественные деятели, которые пытаются выставить какие-то гипотезы и теории, основываясь на 60 миллионов жертв, обозначенных в «Архипелаге Гулаг», абсолютные профаны и никак не могут реально оценивать события. Ведь Солженицын, еще раз подчеркну, сам сказал, что в его книге нет никаких исторических фактов и документов.


    Зачистки

    Окончание диссидентского движения в СССР можно отнести к концу 1979 года, когда произошел ввод войск в Афганистан. Практически одновременно с этим событием был арестован академик Сахаров и отправлен в ссылку. После этого в Москве и других крупных городах СССР начались аресты видных деятелей диссидентского движения, большинство из которых в дальнейшем были осуждены. Примерно к концу 1983 года зачистка была полностью подавлено.

    Примечательно, что второй этап зачистки диссидентского движения в восьмидесятые годы сводился либо к аресту людей, либо к ссылкам. Излюбленная тактика по помещению людей психиатрические больницы, которая активно применялась в 60 и 70 годах, на этот раз не использовалась.

    Благодаря аресту видных деятелей, диссидентское движение в СССР было полностью подавлено.

    Освещение на западе

    Очень важным является то, как диссидентское движение преподносилась на западе. Сегодня принято говорить о том, что Запад всегда поддерживал диссидентские движения, а также защищал людей, пострадавших от советского режима. На самом деле это было не так, поскольку диссидентское движение было неоднородным. Запад в бесспорно поддерживал тех людей, которые занимали прозападные позиции, но этот же Запад абсолютно никак не реагировал, например, но преследование русских патриотов, к которым Советское правительство чаще применяла жестокие меры, чем в отношении прозападных агентов. Западные страны поддерживали только те движения внутри СССР, которые отвечали их интересам, и которые в глазах общественного мнения превозносили роль США и других западных стран.

    КГБ и его роль

    Для борьбы с диссидентами в КГБ был создан 5 отдел. Это важно отметить, поскольку это лишний раз подчеркивает, что проблема диссидентства в СССР была серьёзный, поскольку пришлось создавать целый отдел на базе КГБ. С другой стороны на определенном этапе развития государственности у КГБ появилась реальная необходимость в развитии диссидентского движения. Ведь этот Пятый отдел фактически мог существовать только при наличии диссидентов, и победа над ними означала автоматическое окончание работы данного отдела. Это важно понимать, поскольку это характерная черта советской действительности и советского аппарата управления. Людей назначают в пятое отделение, им назначается для работы целое направление внутри страны. То есть у людей появляется реальная власть. Как только они победят диссидентов, то есть выполнят ту задачу, ради которой и создавался отдел, их расформируют, а людей вернут на другие должности в другие отделы, которые работают по своим нормам и правилам, и где эти люди уже не будут обладать той властью, которая у них есть здесь и сейчас. Именно поэтому в семидесятые годы интересы КГБ и США фактически совпали - они поддерживали либеральный диссидентов. Почему именно их? Причины у каждого были свои:

    • США. Эта страна всегда поддерживает только тех, кто преклоняется перед ее системой.
    • КГБ. Диссидентское движение было 3 направлений в СССР: либералы, марксисты и ученые. Наименьшую опасность из них представляли либералы, поскольку марксисты критиковали государство с точки зрения идеологии, что было недопустимым, а ученые представляли элиту страны, получение критике от которой точно также было нежелательно. Поэтому развитие любого направления диссидентства, кроме либерального, вызвало бы отрицательную оценку работы КГБ со стороны партии. Поэтому курс был взят примерно следующий - марксистов и учёных будем приструнять, а либералов на время оставим в покое

    Профессор Фурсов, например, говорит о том, что примерно половина всех диссидентов в СССР стучали друг на друга в КГБ. Поэтому при острой необходимости и желании работать, Комитет государственной безопасности Советского Союза мог уничтожить диссидентское движение достаточно быстро и безболезненно. Но таковой была Советская реальность и советская система управления, когда нежелательные элементы были вредны для государства, но борьба с ними противоречила интересам правящих кругов. Это и было главным итогом брежневского правления, когда правящая номенклатура преследовала свои интересы, а не государственные.