Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.

Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Воспитание и становление самурая

Воспитание самурая – это сложный, многоуровневый процесс. Становление воина начиналось с ранних лет. Уже с детства сыновья самураев знали, что являются продолжателями своего рода и надежными хранителями семейных обычаев и традиций.

Каждый вечер, перед сном, ребенку рассказывали об истории и отваге самураев, об их подвигах. В историях приводились примеры, когда легендарные самураи смело, смотрели смерти в лицо. Тем самым ребенку с детства прививали храбрость и доблесть.

Важным аспектом самурайского воспитания являлась техника Бушидо. Она вносила понятие старшинства, главного в семье. Мальчикам с ранних лет втолковывали, что мужчина – глава семьи, и только он может определять направление деятельности своего ребенка. Другая японская техника Иэмото – обучала мальчиков дисциплине и поведению. Техника имела сугубо теоретический характер.

Кроме того, мальчиков с детства приучали к суровым испытаниям. Обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению подчиняться. Развивали силу воли, умение преодолевать даже самые суровые жизненные ситуации. Были времена, когда мальчикам устраивали проверку на выносливость. Для этого их поднимали на рассвете и отправляли в холодную, не отапливаемую комнату. Там их закрывали и долго не кормили. Некоторые отцы заставляли своих сыновей идти ночью на кладбище. Так они прививали мальчикам смелость доблестного воина. Другие водили своих сыновей на казни, заставляли выполнять непосильную работу, ходить без обуви по снегу, проводить несколько ночей без сна.

В возрасте 5 лет, мальчику дарили боккэн. Боккэн – меч самурая. С этих пор начиналось обучение искусству фехтования. Кроме того, будущий воин должен был уметь отлично плавать, великолепно держаться в седле, быть грамотным в письме, литературе и истории. Мальчикам преподавали уроки самообороны – джиу-джитсу. Кроме того, их обучали музыке, философии и ремеслу.

В возрасте 15 лет, мальчик превращался в доблестного самурая.

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия. Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов - ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).


Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната - формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим - к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.


Миномото но Ёримото - первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой - количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.


В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось - чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.


Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото - непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.


Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.


Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.


Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями - это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения - танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.


Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи - то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.


На поле боя самураи облачались в специальные доспехи - в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу - для устрашения противника.


В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя - тайных убийц-наёмников.


А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности - так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.


Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции - элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Любой, кто слышал об Японии , наверняка слышал и о самураях . Самураи были группой воинов , которые были известны своей свирепостью и верностью . У них есть неизгладимое место в истории Японии, сформировавшее цивилизацию. Самураи являются символами японской культуры , и в них укорен кодекс чести. Вот список 10 самых величайших самурайских воинов в истории.

10. Шимадзу Йошихиса

Один из самых известных военачальников периода Сенгоку , Симадзу Йошихиса , был из провинции Сацума . Некоторое время он был женат на своей тете. Он начал кампанию по объединению Кюсю и у него было много побед. Его клан управлял значительной частью Кюсю в течение многих лет, но в конечном итоге был побежден Тоётоми Хидэёси . После поражения Йошихиса , как полагают, ушел в отставку и стал буддийским монахом . Он умер мирной смертью.

9. Дата Масамунэ

Известный своей близостью к насилию и отсутствию милосердия , Дама Масамунэ был одним из самых страшных воинов своей эпохи. Потеряв правый глаз в детстве из-за оспы, ему пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы его можно было признать бойцом . После ряда поражений в первые дни он медленно строил свою репутацию и стал одним из самых эффективных воинов того времени. Когда его отец был похищен врагами своего клана, Масамунне ответил, убив всех и своего отца во время миссии. Позднее он служил Тойотоми Хидэёси и Токугава Иэясу .

8. Уэсуги Кеншин

Известный как Дракон Эхиго , Кеншин был жестоким воином и лидером клана Нагао . Он был известен своим соперничеством с Такедой Шингеном . Они сражались друг с другом в течение многих лет, участвуя в дуэлях несколько раз. Он также был одним из военачальников, которые сопротивлялись кампаниям Оды Нобунага . Он был авторитетным командиром. Существуют различные истории, связанные с причиной его смерти.

7. Токугава Иэясу

Первоначально союзник Оды Нобунага и его преемник Тоётоми Хидэёши Токугава Иэясу больше шевелил мозгами, чем мечем. После смерти Хидэёси он собрал врагов клана Тоётоми и боролся против них, за власть. Он победил Тойотомиса в битве при Секигахаре в 1600 году и стал первым тогугаванским сёгуном в 1603 году. Сёгунат Токугавы открыл новую эру мира в Японии и правил до 1868 года.

6. Хаттори Ханзо

Лидер клана Ига , Хаттори Ханзо был одним из редких самураев, которые также были и воинами ниндзя . Он был верным слугой Токугавы Иэясу , который несколько раз спасал своего хозяина от смерти. Его основным оружием было копье . В его старшие годы Ханзо стал буддийским монахом. Он один из самых известных воинов в японской поп-культуре и вдохновил многих воинов.

5. Такэда Шинген

Часто называемый тигром Кай , Такеда Шинген был страшным воином, а также поэтом. Он сражался в многочисленных битвах. В четвертой битве в Каванакаджиме он встретил своего соперника Уэсуги Кеншина в битве один на один. Он был одним из немногих воинов, которые добивались успеха в отношении Оды Нобунаги и имели возможность остановить его. Тем не менее, Шинген умер в загадочных обстоятельствах в 1573 году, после чего Нобунага консолидировал власть.

4. Хонда Тадакатсу

Также известный как «Воин, превзошедший смерть» , Хонда Тадакацу был одним из самых жестоких воинов , которых создала Япония. Один из четырех царей Токугавы , он участвовал в более чем сотнях сражениях, и не был побежден ни в одном из них. Его главным оружием было копье, известное как резак Стрекозы , которое вызывало страх у каждого противника. Тадакацу воевал в решающей битве при Секигахаре , которая привела к новой эре в японской истории.

3. Миямото Мусаси

Самый знаменитый воин-самурай на протяжении многих лет, Миямото Мусаси был одним из величайших фехтовальщиков, которые когда-либо жили в Японии. Его первая дуэль была в возрасте 13 лет . Он сражался в битве между кланом Тойотоми против клана Токугава , на стороне Тойотоми, в конечном итоге бы побежден. Позже он путешествовал по Японии, выиграв более 60 дуэлей и ни разу не проиграв. Самый известный поединок Мусаси состоялся в 1612 году, в котором он сражался с мастером-фехтовальщиком Сасаки Коджиро и убил его. В последующие годы он потратил больше времени на сочинение и написал «Книгу пяти колец», в которой подробно описаны различные методы борьбы с мечом. Киото и заложил основу объединения Японии . Он использовал огнестрельное оружие в битвах, новое орудие в то время. Его смерть была вызвана предательством одного из его собственных генералов, Акечи Мицухидэ , который поджег храм, в котором он отдыхал. Тем не менее, Нобунага покончил жизнь самоубийством, более почетным способом умереть.

Каста самураев правила Японией на протяжении долгих веков. Воины высшего класса, прославленные свирепостью и верностью сюзерену, они стали неотъемлемой частью истории и культуры всей страны. Кодекc самурая отчасти соблюдается японцами и сейчас. Эти непревзойденные бойцы сделали страну Восходящего солнца такой, какой видит ее современный мир.


Дата Масамунэ
Известный своей любовью к насилию, Дата Масамунэ был одним из самых страшных воинов своей эпохи. Ослепнув на один глаз еще в детстве, юноша был вынужден прикладывать все силы, чтобы получить признание полноценного бойца. Репутацию смелого и хитрого военачальника Дата Масамунэ получил разгромив клан своих противников, после чего перешел на службу Тоётоми Хидэёси и Токугаве Иэясу.


Уэсуги Кэнсин
Кэнсин, он же дракон Эчиго, был свирепым воином и лидером клана Нагао. Он был известен соперничеством с Такеда Сингена, поддерживал военную кампанию Ода Нобунага. Кэнсин считался не только храбрым бойцом, но и непревзойденным командиром.


Токугава Иэясу
Великий Токугава Иэясу изначально был союзником Ода Нобунага. После смерти преемника Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Иэясу собрал собственную армию и затеял долгую, кровопролитную войну. В результате он в 1600 году установил правление сегуната Токугава, продержавшегося до 1868 года.


Хаттори Ханзо
Лидер клана Ига, Хаттори Ханзо был одним из тех редких самураев, которые прошли обучение воинов ниндзя. Он был верным слугой Токугава Иэясу и несколько раз спасал своего хозяина от верной смерти. Постарев, Ханзо стал буддийским монахом и закончил свои дни в монастыре.


Хонда Тадакацу
Его прозвали «воином, который одолел смерть». За свою жизнь Тадакацу принял участие в сотнях сражений и не потерпел поражения ни в одном из них. Любимым клинком Хонда было легендарное копье «Стрекоза», внушавшее страх противнику. Именно Тадакацу вел один из отрядов в решающей битве при Сэкигахара, что привело к новой эпохе в истории Японии.


Миямото Мусаси
Миямото Мусаси был одним из величайших фехтовальщиков Японии. Первый поединок Мусаси провел в 13 лет: он сражался на стороне клана Тоетоми против клана Токугава. Миямото почти всю жизнь путешествовал по стране, встречаясь с великими мастерами в смертельных схватках. В конце жизненного пути великий воин написал трактат Пяти колец, подробно описывающий технику владения мечем.


Шимазу Йошихиса
Один из самых известных полевых командиров периода Сэнгоку, Шимазу Йошихиса был родом из провинции Сацума. Шимазу стремился объединить Кюсю и одержал множество побед. Клан генерала правил большей частью острова в течение долгих лет, но в конце концов потерпел поражение от Тоётоми Хидэёси. Сам Шимазу Йошихиса стал буддийским монахом и умер в монастыре.