К средствам пассивной защиты относятся такие структуры и особенности, которые лишь своим присутствием определяют большую вероятность сохранения жизни особи в борьбе за существование.

У животных часто развиваются твердые покровы -- своеобразные защитные образования типа панцирей. У позвоночных - это костный покров рептилий, формирующий настоящие панцири у черепах,-- лишь некоторые примеры такого рода.

Чтобы избежать хищников, основными пассивно-оборонительными реакциями также являются замирание, бегство, укрытие в убежищах и другие целесообразные поведенческие приемы.

а) Приспособительная окраска -- одно из важных пассивных средств защиты организмов.

Покровительственная окраска часто особенно важна для защиты организма на ранних этапах онтогенеза -- яиц, личинок, птенцов и т.д. Так, яйца у птиц, открыто гнездящихся в траве или на земле, всегда имеют пигментированную скорлупу, соответствующую по цвету окружающему фону. У крупных птиц, хищников, а также у видов, чьи яйца находятся в закрытых гнездах или закапываются в почву (как у рептилий), покровительственная окраска не развивается.

Часто окраска животных имеет сходство с окраской среды, в которой они живут. Пустынные змеи или ящерицы окрашены в серовато-желтый цвет, под стать цвету окружающей почвы и растительности, а животные, обитающие среди снегов, имеют белый мех или оперение.

Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному остаться незаметным для врага, называется покровительственной, или защитной. Такой тип окраски может быть в какой-то мере одинаковым для животных совершенно различных географических природных зон. Например, для кузнечиков или богомолов, лягушек, жаб или ящериц, обитающих в травянистом покрове средней зоны, характерна зеленая окраска. Она же преобладает и в раскраске насекомых, амфибий или рептилий тропических лесов, где даже среди птиц много видов с зеленым оперением.

Важным элементом защитной окраски является принцип противотени, при котором освещаемая сторона тела животного окрашена темнее, чем находящаяся в тени. Такая покровительственная окраска встречается у рыб, плавающих в верхних слоях воды. Темная, но освещаемая солнечными лучами спинка и светлое, но затененное брюшко делают этих рыб малозаметными для хищников как сверху, так и снизу.


Предостерегающая окраска. Очень яркая окраска обычно бывает характерна для хорошо защищенных, ядовитых, обжигающих, жалящих и т.п. форм. Яркая окраска заранее предупреждает хищника о несъедобности объекта их нападения. Биологическая роль такой окраски хорошо изучена в экспериментах. Индивидуальные «пробы и ошибки» в конце концов заставляют хищника отказаться от нападения на жертву с яркой окраской (рис. 11.5). Отбор способствовал не только выработке ядовитых секретов, но и сочетанию их с яркой (обычно красной, желтой, черной) окраской.

Сезонная окраска. Велика роль покровительственной окраски в сезонно меняющихся условиях. Например, многие животные средних и высоких широт зимой бывают белой окраски, что делает их незаметными на снегу (песец, заяц, горностай, белая куропатка и т.д.). У ряда животных наблюдается быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах кожи или других покровов тела у камбалы (Pleuronectes platessa), агамовой ящерицы (Calotes versicolor), хамелеона (Chamaeleo chamaeleon) и других животных.

Расчленяющая окраска. Окраска многих животных представляет собой сочетание контрастных по цвету пятен и полос, которые не соответствуют форме животного, но по тону и рисунку сливаются с окружающим фоном. Такая окраска как бы расчленяет тело животного, отсюда ее название. Расчленяющую окраску имеют зебры и жирафы. Их полосатые и пятнистые фигуры почти незаметны на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки, когда выходят на охоту хищники. С помощью расчленяющей окраски достигается большой маскирующий эффект у некоторых амфибий. Так, тело обитающей в Южной Африке жабы (Bufo superciliaris) зрительно как бы разбито на две части, благодаря чему животное полностью теряет свое очертание. Роскошной расчленяющей окраской обладают многие змеи и среди них габонская гадюка. Яркий геометрический рисунок стирает контуры тела змеи и делает ее совершенно незаметной на фоне пестрой растительности и опавшей листвы. Характерен такой вид окраски и для многих обитателей подводного мира, особенно для коралловых рыб. Наиболее пестрой окраской отличаются представители семейства щетинозубых, например, рыбы-ангелы или вымпельные щетинозубы. Расчленяющая окраска нарушает впечатление о контурах тела. При этом не только контур животного сливается с окружающим фоном, но и затрудняется определение очертания жизненно важных органов, например глаз у позвоночных животных. У многих неродственных животных наблюдается одинаковая маскировка глаза темными пятнами и полосами.

Отпугивающая окраска. Животные с яркой окраской хорошо заметны на окружающем фоне. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся. Им не нужно быть осторожными или торопливыми, поскольку чаще всего они бывают несъедобными или ядовитыми. Их яркая окраска является своеобразным предупреждением для окружающих -- не трогай!

Отпугивающая, или предупреждающая, окраска представляет собой различные сочетания наиболее контрастных цветов: красного, черного, желтого, белого. Отпугивающей окраской обладают и те виды животных, кожные железы которых выделяют ядовитую слизь, например огненные саламандры или древолазы. Слизь древолазов настолько ядовита, что туземцы употребляют ее для обработки наконечников охотничьих стрел. Одна отравленная стрела может убить такого крупного зверя, как леопард.

Некоторые животные с отпугивающей окраской, например рыбы кузовки, имеют твердый «панцирь», который защищает их от нападения других рыб.

Мимикрия. Мимикрия -- сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими представителями генетически не родственных видов, хорошо защищенных от нападения хищников.

В последние годы вскрыто немало интересных примеров мимикрии. Один из них -- пример мюллеровской мимикрии у рыб. Морская собачка (Meiaeanthus nigrolineatus) на ранних стадиях развития выглядит как молодь рыб-кардиналов из семейства Apogonidae, единственный способ защиты которых -- образование стаи. На ранних стадиях окраска молоди у морской собачки близка к окраске кардиналов: темные полосы на светлом фоне по бокам тела и темное пятно с яркой окантовкой у основания хвостового плавника. У взрослых особей собачки окраска серо-голубая и монотонная. Взрослые собачки очень ядовиты, тогда как молодь слабо ядовита. Молодь собачки спасается только в стаях кардиналов, а взрослые формы образуют собственные стаи.

Молочная змея имитирует окраску

Меняющаяся окраска. Природа наградила некоторых животных способностью изменять окраску при переходе из одной цветовой среды в другую. Такое свойство служит животному надежной защитой, поскольку делает его малозаметным в любой обстановке.

Помимо рыбы камбалы, хорошо известной быстрой сменой окраски, меняет свой цвет под стать окружающей среде рыба талассома, которая в толще воды синяя, а на дне становится желтой. Мгновенно маскируются морские иглы, коньки и морские собачки: в зоне красных водорослей они приобретают красную окраску, среди зеленых водорослей -- зеленую, в желтой среде становятся желтыми.

Меняют цвет и некоторые ящерицы. Особенно ярко это свойство проявляется у древесной ящерицы хамелеона. Быстрая смена окраски от зеленой к желтой или бурой делает ее почти незаметной на ветках среди листвы. Кроме того, хамелеон может отпугнуть врага быстрой сменой окраски контрастных цветов, становясь то ярко-зеленым, то красным или черным.

Мастерски управляют своей расцветкой некоторые земноводные, ракообразные.

б) Защитная форма.

Есть немало животных, которые формой тела похожи на какой-либо предмет окружающей среды. Такое сходство нередко спасает животного от врагов, тем более если это животное имеет еще покровительственную окраску. С помощью защитной формы тела маскируются и некоторые рыбы. Внешний облик таких рыб довольно своеобразен, да и названия у них оригинальные, например морской клоун, конек-тряпичник. Морской клоун живет в саргассовых водорослях, по которым передвигается с помощью грудных и брюшных плавников. Благодаря окраске и причудливой форме он совершенно теряется в зарослях. Мало напоминает рыбу и конек-тряпичник. Тело его снабжено многочисленными шипами и лентообразными кожистыми выростами, они все время колеблются, и поэтому отличить рыбу от водорослей почти невозможно.

б) Устрашающая поза

Многие животные, которые не обладают достаточной силой для отпора врагу, пытаются все же отпугнуть его, принимая различные устрашающие позы. Например, ящерица ушастая круглоголовка широко расставляет ноги, до предела раскрывает рот и растягивает околоушные складки, которые наливаются кровью и вместе со ртом создают впечатление огромной пасти. Еще более отпугивающего эффекта достигает плащеносная ящерица. Принимая устрашающую позу, она внезапно, как зонт, раскрывает кожную перепонку, расположенную вокруг шеи. Неожиданное возникновение ярко расцвеченного воротника (плаща), окружающего широко оскаленную пасть, отпугивает многих ее врагов.

Среди змей устрашающей позой интересны кобры, ошейниковые змеи и особенно серая древесная змея, у которой при отпугивании врага резко изменяются форма и окраска передней части тела. Кроме того, змея высовывает длинный красный язык и закидывает его на голову.

в) Замирание

Оборонительной тактикой для некоторых животных является поза полной неподвижности. Так, увидев врага, застывают на месте бегущие заяц или олень. Благодаря этому они могут остаться незамеченными. Инстинкт замирания хорошо развит у птиц. Замирают на день ночные птицы, например выпи или козодои. Ярко выражено такое поведение у одиночных птиц в период насиживания. Так, сидящий на гнезде вальдшнеп, заметив опасность, плотно прижимается к земле и замирает. Скрадывающая окраска и неподвижная поза делают его абсолютно невидимым.

Есть животные, которые в момент опасности впадают в состояние оцепенения. Классическим примером является поведение опоссума. Не имея возможности вовремя убежать от врага, зверек валится на бок и становится неподвижным, имитируя смерть. Нападающий, обнюхав распростертое тело, обычно удаляется, а опоссум через некоторое время «оживает» и спасается бегством. Такое поведение, возможно, не притворство, а шоковая реакция животного на критическую ситуацию.

Впечатление смерти создают и некоторые пресмыкающиеся, например свиноносные змеи, которые в случае опасности лежат неподвижно на земле брюхом вверх.

г) Автотомия

Оригинальным оборонительным приемом у животных является автотомия -- способность мгновенно отбрасывать определенную часть тела в момент нервного раздражения. Такая реакция характерна, например, для многих ящериц. Когда нападающий хватает ящерицу за хвост, она оставляет его врагу, а сама убегает. Самокалечение происходит не осознанно и не от непрочности органа (у мертвой ящерицы хвост оторвать очень трудно), а под влиянием нервного раздражения. Боль, причиненная хвосту, приводит к резкому сокращению определенных мышц, и хвост автоматически отбрасывается. Отторгнутые органы продолжают какое-то время шевелиться: сокращаются отброшенные конечности, извиваются щупальца и хвосты, привлекая внимание нападающего. Благодаря этому животному удается спастись.

У некоторых животных автотомия связана с регенерацией -- восстановлением утраченных органов, например у ящериц.

д) Спасание в полёте, бегство

В борьбе за сохранение жизни некоторые животные пользуются приемами, совершенно не свойственными представителям их класса. Так, среди рыб есть виды, которые приспособились к полету и используют его как способ защиты от нападения. К таким летунам относятся, например, рыбы из семейства летучих рыб и семейства клинобрюхих. Спасаясь от настигающих хищников, они выскальзывают из воды. Летучие рыбы расправляют в воздухе огромные грудные, а некоторые виды и брюшные плавники и планируют над водой, пролетая обычно до нескольких десятков метров. Клинобрюшки держатся на поверхности благодаря быстрым и частым взмахам грудных плавников и могут пролететь до пяти метров.

Есть «планеристы» и среди пресмыкающихся, например ящерица летающий дракон. У этой рептилии имеются ложные ребра с кожной перепонкой. Когда дракон в спокойном состоянии, они плотно прижаты к телу. В случае опасности ящерица расправляет их, образуя подобие двух широких полукруглых крыльев, и стремительно планирует на расстояние до 30 метров. В полете спасаются от нападения и украшенные древесные змеи. Они сплющивают тело, раздвигая ребра и втягивая живот. Придав телу плоскую форму, змеи либо перелетают на другое дерево, либо мягко планируют на землю. Пользуются планирующим полетом, спасаясь от врагов, и древесные лягушки из семейства веслоногих. Между пальцами у этих амфибий имеются перепонки. Широко раздвигая пальцы и растягивая перепонки, лягушки легко, словно на крыльях, планируют вниз.

МБОУ «Сосново –Озёрская средняя общеобразовательная школа №2»

Экологическая конференция в рамках

Республиканской стажировочной площадки

Исследовательский проект

Маскировка

животных

Выполнила: Грузинцева Лиза,

ученица 4 «А» класса,

Руководитель: Черноярова Н.С.,

Учитель начальных классов

2013 г.

Маскировка

Цель: выяснить, какие способы маскировки используют животные и растения в природе.

Задачи:

  1. Что такое маскировка животных и растений,
  2. Изучить способы маскировки животных,
  3. Изучить способы маскировки растений,
  4. Выяснить значение маскировки для животных и растений.

Окраска животных

Слово маскировка произошло от слова маскировать – т. е. делать незаметным, невидимым глазу . Значит маскировка животных связана с окраской их наружных покровов (шерсти, кожи, перьев и др.) Одни животные имеют очень яркую окраску, а другие окрашены в скромные тона. Почему? Очевидно, х арактер окраски имеет определенное биологическое значение в жизни того или иного вида.

Защитная окраска -это умение животных или растений маскироваться в окружающей среде, чтобы стать почти незаметными. Окраска у животных появилась в ходе естественного отбора формы и окраски. На фоне окружающей среды окраска животных делает их
- либо незаметными (покровительственная окраска);
- либо заметными (предупреждающая окраска).

1.Покровительственная окраска

Маскировочную или покровительственную окраску животных мы видим на каждом шагу. Большинство животных имеют зеленую, желтовато-зеленую или буро-зеленую окраску – гармонирующую с местом их обитания. Гусеницы бабочек, как правило, имеют такую же окраску, как листья, на которых они развиваются. Зеленые кузнечики применяют маскировку зеленым, под цвет травы, дающей им приют. Птицы, живущие в траве или среди ветвей, тоже имеют зеленую окраску (зеленушки, пеночки, зеленые дятлы .). В лесах жарких стран с вечнозелеными деревьями преобладают животные зеленых цветов или разноцветные, окрашенные под цвет окружающей растительности. Там в изобилии можно найти зеленых попугаев, зеленых ящериц, змей, лягушек и других животных.

Другой пример широко распространённой охранительной или гармонической окраски наблюдается в пустынях земного шара. Животные пустынь , как правило, окрашены в песочно-серые и бурые цвета. Достаточно вспомнить окраску верблюдов - «кораблей пустыни». В цвета пустыни окрашены многие грызуны, птицы, змеи и ящерицы. Такую окраску называют покровительственной или, правильнее, скрывающей. Благодаря ей животные не заметны для хищников. Но скрывающая окраска свойственна также и многим сильным хищникам. Вряд ли льву защитная окраска нужна для спасения от врагов. Скрывающая окраска облегчает ему охоту, позволяет незаметно подкрасться и внезапно овладеть добычей.

Немало животных, имеющих скрывающую окраску, меняют ее посезонно . Это животные северной зоны и северной части умеренной зоны. У песца в тундре зимний белый наряд сменяется летом на темный, буроватый. Подобная смена окраски происходит и у грызунов, например леммингов. Зимний белый мех зайца-беляка сменяется на лето буровато-серым мехом. Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. Сезонная смена скрывающей окраски - еще одно подтверждение ее приспособительного значения.

Водные животные сальпы и медузы не имеют никакой покровительственной окраски, но маскируются тем, что тело их прозрачно, как вода, поэтому они буквально являются невидимками.

В других случаях маскирующее сходство служит, напротив, хищникам средством для подкарауливания и даже привлечения добычи, например, пауки, змеи, бородатая акула.

Расчленяющая окраска

Военные сооружения, машины, орудия и другие предметы, которые надо скрыть,часто окрашивают беспорядочным сочетанием темных и светлых полос и пятен. Подобная окраска выгодна тем, что она скрадывает форму и очертания танка или сооружения, как бы расчленяет его на части и потому прекрасно маскирует.

Этот принцип расчленяющей окраски человек заимствовал из природы. Подобную окраску имеют многие животные, например, тигры. Тигров очень трудно заметить среди зарослей как раз благодаря темным и желтым полосам на теле. Такая окраска дает возможность тигру близко подкрадываться к своей жертве. У некоторых других хищников из семейства кошачьих не полосатая, а пятнистая расцветка. Так, у южноамериканского ягуара по желтой шерсти разбросаны черные пятна. Это тоже расчленяющая окраска.

У некоторых рыб расцветка чрезвычайно причудлива: по светлому фону темные вертикальные полосы. Одну из таких рыб - птерофиллум скаляре - часто разводят в аквариумах. Ее родина - Южная Америка. В нормально освещенном аквариуме среди водных растений заметить рыбку сверху трудно - ее плоское тело как бы разделено на части темными полосами.

Расчленяющая окраска лучше скрывает животное при передвижении в различно окрашенной среде. Еще интереснее животные, которые при изменении окраски среды могут менять окраску своего тела. Окраска среды меняется при передвижении животного и при различных стихийных явлениях.

Одни животные способны в таких случаях быстро изменять окраску, другие - медленно. Очень быстро изменяет окраску промысловая морская рыба камбала. Она много времени проводит на дне, лежа на боку. С боков ее тело сильно сплющено. Сторона,на которой камбала лежит, имеет светлую окраску; другая, обращенная кверху, чаще всего зеленовато-серая с коричневыми пятнами. Камбала с темной окраской, перемещенная на светлый песок, за несколько минут приобретает почти неотличимую от цвета песчаного грунта светлую однотонную окраску.

Сравнительно быстро способны изменять окраску также некоторые ящерицы. Классическим примером животных с изменяющейся окраской служит хамелеон, который, в зависимости от возникающей ситуации, мгновенно становится то голубым, то зеленым, то красным.

Изменение окраски таких животных объясняется тем, что в их коже есть особые клетки, в которых находятся зернышки различных пигментов (веществ, окрашенных в различные цвета). Такие клетки могут быть с черным, желтым, бурым пигментом. Пигментные клетки способны изменять форму: они то становятся плоскими и поверхность их увеличивается, то образуют отростки, то, наоборот, сжимаются в комочек. При быстром изменении окраски внешней среды, воспринятом зрением животного, одни клетки в его коже прикрывают другие и в разных сочетаниях дают различную окраску кожи. Если животное ослепнет, то оно перестает изменять свою окраску.

У млекопитающих и птиц окраска зависит от пигментов, находящихся в волосе и пере, также имеет значение и структура пера. Изменение окраски у них возможно только при линьке.

Иногда животные (в основном насекомые) бывают похожи на листья, сучки и палочки. Такое уподобление различным предметам или другим животным называют мимикрией (подражанием).

МИМИКРИЯ (от греч. mimikos - подражательный)у животных - один из видов покровительственной окраски и формы, при котором животное похоже на предметы окружающей среды, растения, на несъедобных или хищных животных. Способствует сохранению животного в борьбе за существование.

Когда тропическая бабочка калимма садится на ветку дерева и складывает крылья, ее не отличишь от листа. Среди прямокрылых есть и такие насекомые, которых и в подвижном состоянии можно легко принять за лист. Такому насекомому и название дали “странствующий лист”.

Отлично маскируются и палочники, которых ни одна птица не найдет среди сучков и веток дерева. К таким же хитростям прибегают и гусеницы наших бабочек из семейства пядениц, которые тоже уподобляются сучку дерева. В довершение сходства они прикрепляются задними ногами к ветвям, вытягиваются и, так застыв в оцепенении, бывают неотличимы от сучка. В таком состоянии гусеницы могут находиться часами.

Мимикрия наблюдается и среди позвоночных животных. Морская рыба игла, встречающаяся в Черном море, превосходно имитирует растение зостеру, в зарослях которой она прячется. Австралийская рыба тряпичник имеет настолько причудливую (не рыбью) форму тела, что ее очень трудно обнаружить среди морских водорослей.

2.Предуреждающая окраска

Многим животным, особенно насекомым, имеющим надежные средства защиты (острое жало, сильнодействующие яды, дурно пахнущие вещества), маскировка не нужна. Такие животные не маскируются, а, наоборот, выставляют себя напоказ, имеют яркую окраску. Им выгодно быть заметными, чтобы по ошибке не оказаться в пасти хищника. В этом случае пострадали бы оба: хищник и жертва. Природа и тут нашла выход. В процессе естественного отбора у ядовитых насекомых появилась предупреждающая окраска , которая показывает, что обладатели ее небезопасны и их трогать нельзя. (Например божьи коровки, осы, шмели). Более того, некоторые совершенно безобидные и вполне съедобные насекомые одеваются в наряды отпугивающей окраски и таким образом спасаются от врагов.

Мы уже знаем, что часто животным служит защитой подражание разным предметам в форме и окраске. Еще более интересно, когда один вид животных подражает другому многими внешними признаками.

Например, в тропиках Южной Америки живут два вида бабочек, принадлежащих к различным семействам, поразительно похожих друг на друга размером, формой и окраской. Исследование показало, что бабочки- геликоиды неприятны на вкус, т. е. несъедобны. Значит, их яркая, хорошо заметная окраска может быть отнесена к предостерегающей. У бабочек - белянок такая же окраска, но эти бабочки вполне съедобны. Съедобный вид подражает несъедобному. Сходство с бабочками несъедобного вида служит ему защитой.

Привлекающая окраска характерна для некоторых животных (птицы, бойцовые рыбки и др.) в период брачных отношений. Служит для привлечения особей противоположного пола, нередко сочетаясь с запахами, звуками, ритуальным поведением.

Окраска растений определяется присутствием в их органах разных пигментов. Наиболее распространена зелёная окраска, связанная с хлорофиллом, при участии которого растения осуществляют фотосинтез. Жёлтая, красная, синяя и др. окраски цветков и плодов, способствуют привлечению насекомых, опыляющих цветки, а также птиц, распространяющих плоды и семена.

Мимикрия наблюдается и у растений, только она обычно касается отдельных органов, а не всего организма в целом, как у животных. Например, цветки некоторых орхидей похожи на самок шмелей и одиночных пчел не только окраской, но и запахом. Привлеченные им самцы садятся на орхидеи и в результате переносят пыльцу с цветка на цветок. Самый крупный цветок на Земле - раффлезия пахнет падалью, и его опыляют мухи, пытающиеся отложить на цветок яички. Ловчие органы некоторых насекомоядных растений напоминают яркие цветки, привлекающие насекомых.

Мимикрия у растений - сходство (формы, запаха, окраски и пр.) с какими-либо др. растениями или животными.

Выводы.

Значение маскировки для живых существ.

В животном мире нет и не может быть жизни без борьбы: травоядные животные поедают растения, а хищники – более слабых животных. Но ни одно животное не хочет добровольно попадать в пасть хищника. Если у него нет сил защититься или убежать, оно должно применять маскировку. А способы маскировки у животных весьма разнообразны и причудливы.

Самый распространенный тип маскировки - покровительственная окраска , делающая животного незаметным на окружающем фоне. Хищникам она помогает подкрадываться к добыче, а их потенциальным жертвам - надежнее укрываться от нападения. Особенно важна эта окраска на ранних стадиях развития, когда животные наиболее уязвимы: в первую очередь она характерна для яиц открытогнездящихся птиц, птенцов, детенышей млекопитающих, в то время как взрослые особи тех же видов часто имеют более яркую окраску.

Помимо покровительственной, бывают также окраски расчленяющие, предупреждающие и привлекающие.

Расчленяющая окраска делает животного незаметным на пёстром фоне. Различные пятна или полосы как бы «разрывают» его тело на отдельные «независимые» участки. Такая окраска одним животным позволяет укрыться от многочисленных врагов (напр., окраска рыб – жителей коралловых рифов), а другим (хищникам) незаметно подобраться к жертве (окраска щуки, анаконды, леопарда и др.).

Предупреждающая окраска (вызывающе яркая) присуща ядовитым животным (лягушки-древолазы, змеи и др.), с её помощью они демонстрируют отсутствие страха перед потенциальным врагом и как бы делают вызов незащищённым животным.

Привлекающая окраска характерна для некоторых животных (птицы, бойцовые рыбки и др.) в период брачных отношений. Служит для привлечения особей противоположного пола, нередко сочетаясь с запахами, звуками, ритуальным поведением.

Растениям свойственны 2 вида приспособительной окраски – предупреждающая (ядовитые ягоды вороньего глаза, волчника) и привлекающая (яркие венчики насекомоопыляемых цветков).

Мимикрия - полезный для животных способ маскировки, когда они становятся очень похожими на каких-либо других существ или на предметы окружающей природы. У животных мимикрия способствует сохранению в борьбе за существование. Мимикрия может быть не только направлена на пассивную защиту, но и служить орудием нападения, подманивания добычи.

Красный цвет крови и желтый цвет желчи безразличны для организма. Они могли бы быть и других цветов, и ничего бы не изменилось. Но внешняя окраска животных играет важную биологическую роль в приспособлении к окружающей среде.

Разнообразная окраска и форма животных - это результат естественного отбора, борьбы за жизнь. Благодаря им, вид сохраняет свое существование.

Маскировка

Приложение.

Мимикрия цвета:

Оперение куропатки сливается с окружающим фоном.

Лягушка и кузнечик незаметны на фоне окружающей их среды.

У этих рыб, обитающих в коралловых рифах, расчленяющая окраска.

Выпь трудно заметить в камышах. Яркая окраска божьей коровки предупреждает:

Не тронь меня!

Покровительственная окраска верблюдов делает их незаметными на фоне песка.

Паук поджидает свою жертву на цветке


Летучая мышь притаилась на стволе дерева

Мимикрия формы:

Эти насекомые похожи на сухие листья.



Обманчивое сходство:

1 - тропическая бабочка каллима с развернутыми крыльями;

2 - она же со сложенными крыльями;

3 - гусеницы бабочки пяденицы ивовой.

Подражательное сходство:

4 - бабочка стеклянница шершневидная;

5 - шершень; в - муха-осовидка;

7 - муха-журчалка;

8 - шмель кустарниковый;

9 - съедобная для птиц бабочка из семейства белянок;

10 - несъедобная для птиц бабочка-геликоида.


О невидимости, как о средстве ускользать от взора врага, мечтали еще слагатели народных сказок. Пушкин в «Руслане и Людмиле» воспел сказочную шапку-невидимку, оказавшую такую услугу юной пленнице Черномора:

Людмила шапкой завертела,

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

И что ж? О чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала.

Перевернула, – перед ней

Людмила прежняя предстала.

Этот сказочный сюжет разработан и современным английским писателем – фантастом Гербертом Уэллсом, попытавшимся в «Человеке-невидимке» подвести научную основу под древнюю мечту. Ход его рассуждений очень поучителен. Романист повествует о замечательном ученом, открывшем способ сделать свое тело невидимым. Вот что сообщил изобретатель своему знакомому врачу о сущности открытия:

«Вы знаете, что тела или поглощают свет, или отражают его, или преломляют. Если тело не поглощает, не отражает и не преломляет света, оно не может быть видимо само по себе. Видишь, например, непрозрачный красный ящик потому, что краска поглощает некоторую долю света и отражает (рассеивает) остальные лучи. Если бы ящик не поглощал никакой доли света, а отражал его весь, он казался бы блестящим, белым ящиком, серебряным. Бриллиантовый ящик поглощал бы мало света, общая его поверхность отражала бы его тоже немного; только местами, на ребрах, свет преломлялся бы и отражался, давая блестящую видимость сверкающих отражений – нечто вроде светового скелета. Стеклянный ящик блестел бы меньше, был бы не так отчетливо виден, как бриллиантовый, потому что в нем было бы меньше отражений и меньше преломлений. Если же положить кусок обыкновенного белого стекла в воду, а особенно, если положить его в жидкость плотнее воды, – он исчезнет почти совершенно, потому что свет при переходе из воды в стекло преломляется и отражается очень слабо.

– Да, – сказал врач, – все это очень просто и в наше время известно каждому школьнику.

– А вот еще факт, также известный каждому школьнику. Если кусок стекла растолочь, превратить в порошок, он становится гораздо более заметным в воздухе, становится непрозрачным белым порошком. Происходит это потому, что толчение умножает грани стекла, производящие отражение и преломление. У пластинки стекла только две грани, а в порошке свет отражается и преломляется каждой пылинкой, через которую проходит, – и сквозь порошок его проникает очень мало. Но если белое толченое стекло положить в воду, оно сразу исчезает. Толченое стекло и вода имеют приблизительно одинаковые показатели преломления, так что, переходя из одного в другую, свет преломляется и отражается очень мало.

Положив стекло в жидкость с одинаковым показателем преломления, вы делаете его невидимым: всякая прозрачная вещь становится невидимой, если ее поместить в среду с одинаковым показателем преломлений. Стекло можно было сделать невидимым и в воздухе: надо устроить так, чтобы его показатель преломления равнялся показателю преломления воздуха, потому что тогда, переходя от стекла к воздуху, свет не будет ни отражаться, ни преломляться вовсе.

– Да, да, – сказал врач. – Но ведь человек не то, что стекло.

– Нет, он прозрачнее.

– И это говорит естественник! Неужели за десять лет вы успели совсем забыть физику? Бумага, например, состоит из прозрачных волоконец: она бела и непроницаема только потому, почему бел и непроницаем стеклянный порошок. Намаслите белую бумагу, наполните маслом промежутки между волоконцами, чтобы преломление и отражение происходили только на наружных поверхностях, – и бумага станет прозрачна, как стекло. И не только бумага, но и волокна ваты, волокна полотна, шерсти, дерева, наши кости, мускулы, ногти и нервы! Словом, весь состав человека, кроме красного вещества в его крови и темного пигмента волос, – все состоит из прозрачной, бесцветной ткани: вот как немногое делает нас видимыми друг другу».

Соображения эти совершенно правильны. Опыты, доказывающие их, проделывает иногда сама природа; попадаются животные, лишенные красящих веществ, так называемые альбиносы. У альбиноса – лягушки – через прозрачную кожу и мускулы просвечивают внутренности и скелет; сквозь брюшную стенку видно, как бьется сердце, сокращаются кишки.

Безусловно верно, что прозрачный предмет, погруженный в среду с тою же преломляющей способностью, делается невидимым. Практически Достаточно, чтобы разница в показателях преломления не превышала 0,05. Через десять лет после того, как были написаны приведенные строки Уэллса, германский ученый Шпальтегольц, профессор анатомии, почти осуществил те же мысли на практике, – правда не на живых организмах, а на мертвых препаратах, Можно видеть эти прозрачные препараты частей тела, даже целых животных, во многих музеях.

Способ приготовления прозрачных препаратов, предложенный (в 1911 г.) проф. Шпальтегольцем, состоит в том, что после известной обработки – беления и промывания – препарат пропитывается метиловым эфиром салициловой кислоты. Это – бесцветная жидкость, обладающая сильным лучепреломлением. Приготовленный таким образом препарат крысы, рыбы, разных частей человеческого тела и т. п. погружают в сосуд, наполненный той же жидкостью. При этом, разумеется, не стремятся достичь полной прозрачности препаратов (они стали бы тогда совершенно невидимыми, а потому и бесполезными для анатома). Но при желании возможно было бы достичь и этого.

Конечно, отсюда далеко еще до осуществления уэллсовской утопии о живом человеке, прозрачном до полной невидимости. Далеко потому, что надо еще, во-первых, найти способ пропитывать просветляющей жидкостью ткани живого организма, не нарушая его отправлений. Во-вторых, ткани этих препаратов могут быть невидимы лишь до тех пор, пока погружены в сосуд с жидкостью соответствующей преломляемости. Они могут быть невидимы в воздухе лишь при условии, если показатель их преломления равен показателю преломления воздуха, – а как этого достигнуть, мы еще не знаем.

Герой романа Уэллса знал, как этого добиться и, – если верить романисту, сумел сделать свое тело совершенно невидимым для окружающих. Кто читал этот роман, или видел соответствующий фильм, тому известно, какого могущества достиг благодаря своей невидимости герой Уэллса. Он незаметно проникает в любое помещение и безнаказанно похищает вещи. Неуловимый, благодаря своей невидимости, он успешно борется с толпой вооруженных людей. Угрожая людям неизбежной тяжкой карой, невидимый человек держит в полном подчинении обитателей целого города. Никто не ускользает от его мести: он может вредить всем, сам оставаясь неуловимым и неуязвимым. «Город отныне уже не под властью королевы! – объявляет невидимый в своем приказе. – Он под моей властью. Нынешний день – первое число первого года новой эры, эры Невидимого. Я – Невидимый Первый!»

Могущество невидимого человека показано в романе с такой убедительностью, что не оставляет в сознании читателя и следов сомнения. Однако, роман обязан этим не научной безупречности рассуждений, а своим художественным достоинствам. Большой мастер повествовательного стиля, Уэллс искусно затушевывает один чрезвычайно важный физический вопрос, от правильного разрешения которого зависит все построение романа.

Действительно, судьба невидимого человека предстанет перед нами в совершенно ином свете, если зададим себе следующий вопрос: будучи для других невидимым благодаря своей совершенной прозрачности, мог ли герой романа сам видеть окружающий мир? Ответ гласит, что согласно законам физики прозрачный человек должен быть лишен способности видеть. Невидимый должен быть слеп.

Поучительно разобраться подробнее в этой любопытной физической задаче. Вспомним, отчего герой романа невидим. Оттого, что все части его тела – в том числе и глаза – сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха. В чем состоит роль глаза? Его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, порождающая преломление: переходя из одной среды в другую, равной преломляемости, лучи не имеют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи должны проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и даже не задерживаясь в них ввиду полного отсутствия красящего вещества. Энергия этих лучей не производит в организме такого человека никаких материальных изменений и, следовательно, неспособна вызвать в его сознании никакого образа. Невидимый обречен на слепоту! Все преимущества его оказываются бесполезными. Мечты о безграничной власти рассеиваются без остатка. Невидимый был бы совершенно беспомощен: ощупью бродил бы он по улицам, прося милостыню, которой никто не мог бы подать невидимому просителю.

Уэллс не решил проблемы невидимости, как источника могущества, не указал пути к овладению шапкой–невидимкой. Прозрачный человек приобрел бы свою невидимость слишком дорогой ценой – ценою полной слепоты, крайней беспомощности.

Английский романист допустил этот промах, по всей вероятности, вполне сознательно. Известен поэтический прием, обычно используемый Уэллсом в его фантастических произведениях: заслонять для читателя основной дефект построения обилием реальных подробностей. В предисловии к американскому изданию своих фантастических романов Уэллс пишет: «Как только магический фокус проделан, нужно все прочее показать правдоподобным и обыденным. Надеяться следует не на силу доводов, а на иллюзию, создаваемую искусством».

Но есть другой путь к разрешению той же задачи – путь, на которой стало военное искусство и который предсказан самой природой. Он состоит в окраске предметов таким цветом, который делает их незаметными для глаз. Животный мир широко пользуется им в борьбе за существование.

То, что военные называют защитным цветом, зоологи со времени Дарвина именуют охранительной или покровительственной окраской. Примеров такой защиты в мире животных можно привести тысячи. Животные, обитающие в пустыне, имеют большей частью характерный желтоватый цвет пустыни; вы находите этот цвет и у льва, и у птицы, и у ящерицы, у паука, у червя, у всех представителей пустынной фауны. Напротив, животное население снежных равнин севера – будь то опасный полярный медведь или безобидная гагара – наделены от природы белой окраской, делающей их незаметными на фоне снега. Бабочки и гусеницы, живущие на коре деревьев, имеют соответствующую окраску, с поразительной точностью воспроизводящую цвет древесной коры. Собиратели насекомых знают, как трудно найти их, благодаря идеальному защитному цвету, которым наделила их природа. Попробуйте поймать зеленого кузнечика на лугу у ваших ног, – вы не различите его на зеленом фоне, словно поглощающем его бесследно.

Морские животные, водящиеся среди бурых водорослей, имеют защитный бурый цвет, делающий их неуловимыми для глаза. В зоне красных водорослей преобладающим защитным цветом является красный. Серебристый цвет рыбьей чешуи – тоже защитный. Он оберегает рыб и от хищных птиц, высматривающих их сверху, и от хищников водяной стихии, угрожающих им снизу. Водная поверхность имеет зеркальный вид не только при рассматривании сверху, но еще больше при взгляде снизу, из самой толщи воды (полное внутреннее отражение); с этим-то блестящим металлическим фоном сливается серебристая рыбья чешуя. А медузы и другие прозрачные обитатели вод избрали защитным цветом бесцветность и прозрачность, делающие их невидимыми в окружающей стихии.

Многие молодые женщины страдают от последствий бурной и активной юности, отразившихся на их коже - всевозможными шрамами от падения с велоси педа; странными родинками, появившимися в результате длительного пребывания на солнце; «бугристыми» или «паучьими» венами.

Современная медицина предлагает массу способов уменьшить проявление этих недостатков кожи. И хотя большинство шрамов не могут быть полностью удалены, тем не менее, вам под силу значительно улучшить их внешний вид и сделать их более незаметными.

Шрамы

Такие компоненты, как гликолевая и салициловая кислота (постепенно размягчают и отслаивают плотную кожу) помогают сделать шрамы менее заметными, также как и компоненты со светоотражающими пигментами, например, койевая кислота или гидрохинон.

Шрам - это рубец на коже от зажившей раны, который преимущественно состоит из неэластичных коллагеновых волокон. Рубцовая ткань, как правило, деформирована и сильно отличается от окружающей её нормальной ткани.

Экстракт лука (также именуемый алиум) обладает смягчающим воздействием на все типы шрамов, улучшая их внешний вид (при использовании 2–4 раза в день в течение 1–4 месяцев).

Гели для наружного применения или силиконовые бандажи также оказывают положительное воздействие на шрамы. Если вы действительно хотите достичь видимого результата, рекомендуется использовать гель 2–4 раза в день или непрерывно носить бандаж на протяжении 4-х месяцев. Избавиться от рубцов и некрасивых дефектов на коже можно с помощью косметологической процедуры микродермабразии или лазерной шлифовки. Микродермабразия заключается в постепенном «стирании» верхнего слоя эпидермиса потоком инертных микрокристаллов (окись алюминия) с одновременным их удалением через специальную вакуумную систему. Она стимулирует образование коллагена и эластина, и улучшает тонус кожи.

Родинки

Не все родинки опасны. Потенциальную опасность представляют только «неправильные» родинки или внезапно изменившиеся родинки, что может оказаться признаком рака кожи. Чтобы всегда держать ситуацию под контролем и решить проблему на начальной стадии, самостоятельно производите ежемесячный осмотр собственного тела, тщательно исследуя каждую родинку.

При обнаружении одного из следующих признаков обратитесь к врачу:
- Родинка изменила цвет, размер или форму;
- Родинка, которая зудит, кровоточит или имеет твёрдую поверхность;
- Родинка с ассиметричными краями.

Растяжки

Растяжки, именуемые в медицине также как рубцы беременности, представляют собой трещинки, которые появляются в среднем слое кожи. Как правило, растяжки возникают при резком увеличении массы тела, когда кожа не успевает приспособиться к происходящим изменениям (например, при беременности, резкое увеличение веса или быстрый рост мышечной массы). И хотя растяжки бледнеют с течением времени, они всё равно остаются достаточно заметными, занижая самооценку человека.

Пожалуй, ни один другой дефект кожи не вызывает столь сильные разногласия среди дерматологов. Одни утверждают, что растяжки излечимы, другие, напротив, настаивают на том, что никакое средство не в состоянии убрать растяжки, третьи придерживаются промежуточного мнения. Ежедневное применение третиноиновой мази/геля, или средства, содержащего гликоленовую кислоту или экстракт лука, показали улучшение состояния кожи у некоторых людей.

В данном случае эффективными средствами также будут являться такие косметологические процедуры, как микродембразия, лазерная шлифовка или фотопигментация. Некоторые люди утверждают, что смогли избавиться от растяжек благодаря использованию витамина Е и масла жожоба. Если у вас есть растяжки и вы стремитесь от них избавиться, вы можете проэкспериментировать и попробовать различные средства для достижения положительного результата.

Проблемы с венами

«Бугристые» вены - также известные как «паучьи» или нитевидные вены, или просто поврежденные капилляры - вены, которые потеряли свою эластичность, что привело к их растяжению и расширению. Эти противоестественно расширенные вены заполняются кровью, что делает их чрезвычайно заметными под кожей. Одно время дерматологи прижигали эти маленькие сосуды электрическим током. Сегодня на смену прижиганию пришли косметические лазеры - современные технологии, которые приводят к хорошим косметическим результатам, избавляя от эффекта паутины на ногах.

Варикозные вены, которые преимущественно встречаются на ногах, бывают тёмно-синего, зелёного, или фиолетового оттенка. Варикоз ног происходит при сбое клапанов вен. Функция клапанов заключается в продвижении крови к сердцу, однако беременность, лишний вес, образование тромбов, или наследственный дефект могут привести к нарушению их функционирования. Когда это происходит, клапан не может нормально закрыться, что приводит к попаданию крови в вены. Для уменьшения расширенной вены используется соляной раствор. В сложных случаях вена удаляется целиком.

Неприятный запах

Несмотря на регулярную чистку зубов и систематический уход за полостью рта, у некоторых людей всё равно есть запах изо рта. В данном случае проблема заключается не в зубах, а в горле и языке. Чем меньше кислорода поступает в рот, тем сильнее неприятный запах сернистых соединений. Сернистые соединения содержатся также в луке и чесноке, чем и объясняется резкий запах изо рта после их потребления.

Для предотвращения неприятного запаха потребляйте как можно больше воды в течение дня. Используйте различные ополаскиватели для полости рта. Потребляйте обогащённые кислородом продукты, например, сельдерей или петрушку. Если соблюдая данные рекомендации, вы не наблюдаете улучшения, стоит обратиться к стоматологу.

Бородавки на руках

Бородавки вызваны вирусом папилломы человека. Бородавки могут появиться при условии тесного контакта с человеком, у которого они есть. К счастью, данное заболевание поддаётся лечению. В наше время бородавки можно удалить с помощью процедуры прижигания или лазером в любом косметологическом центре.

Салициловая кислота также является эффективным средством лечения бородавок. Главным минусом этого дефекта кожи является возможность их повторного появления. Рекомендуем вам всегда соблюдать правила личной гигиены и избегать использования чужих вещей, например, полотенца, скрабов или одежды.

Поклейка обоев требует аккуратности и хорошей выдержки, если подобным ремонтом стен приходится заниматься в первый раз. Сделать полотно обоев на стене ровным и гладким, да еще так, чтобы стыки краев были незаметными, - это под силу только опытному работнику. Зачастую именно швы и стыки между полотнищами становятся причиной страха и отказа от использования приглянувшихся виниловых обоев в пользу флизелиновых.

Почему образуются стыки между полотнищами обоев

Причинами появления тонких вертикальных линий, выделяющих полотнища рулонов на плоскость стены, могут быть несколько разных непредвиденных обстоятельств:

  • Откровенный брак в краевой зоне полотнища, при котором крохотная зона в 0,5-1 мм осталась неокрашенной или стертой от краски роликом обойной машины. Иногда подобный дефект проявляется у виниловых обоев, и практически всегда присутствует на бумажных недорогих текстурах;
  • Если сделать неправильное сведение стыков и швов из-за нарушения параллельности положения верхнего края полотнища;
  • Неправильно распределен клей на обоях и стене, что привело к вздутию стыка, наслоению края одного полотнища на другой или обнажению основы стены, на которую клеятся обои.

Важно ! В последнем случае, при выдавливании «пузырей» воздуха и излишков клея из-под наклеенной полосы обоев, края могут вылезать «внахлест» на соседнее полотно, образуя при этом шов двойной толщины, как на фото.

Чаще всего причиной подобного дефекта становится потеря упругости и жесткости переувлажненной клеем целлюлозной основы обоев. Обычно способность удлиняться разных текстурных обоев из бумаги или винила проверяют на отдельных пробных отрезках. Длину тонкой полоски, отрезанной от края рулона, измеряют линейкой до нанесения клея, после увлажнения и по окончании полного высыхания. Соответственно, можно сделать вывод о качестве используемого материала.

Как устранить стыки, задекорировать или сделать их незаметными

Как и в любой другой ситуации, беду легче предупредить, чем бороться с последствиями проблемы. Поэтому любители клеить обои своими руками стараются сделать поклейку, придерживаясь нескольких простых и доступных правил:


Совет ! При поклейке важно сделать точное совмещение рисунка, и если не удается одновременно выровнять край и свести рисунок обоев, лучше сделать с небольшим нахлестом швов, чем потерять целостность композиции.

Как скрыть образовавшийся нахлест края обоев своими руками

При нормальном качестве клея и обоев особой проблемы в образовавшемся стыке, как правило, не бывает. В этом случае необходимо своевременно сделать очистку от излишков клея из-под стыка, чтобы потом было легче скрыть шов между полотнищами. Нельзя допустить высыхания клея на таком стыке. Следы от клея и от приклеившегося нахлестнувшего сверху края соседнего полотнища будет очень сложно скрыть, придется сделать тщательную и длительную чистку обоев от остатков клеевой массы.

Процедуру устранения нахлеста проводят примерно через 10 часов, когда материал основательно подсох и уже приобрел необходимую жесткость, а клей еще не высох окончательно. По образовавшемуся стыку с помощью отвеса и длинной металлической линейки, лучше метровой длины, нужно сделать тонкую вертикальную линию стыка.

По разметке прикладываем стальную линейку, и шов просто разрезаем строительным ножом с тонким лезвием. Образовавшийся едва заметный светлый рез будем тонировать соответствующим красителем после окончательного высыхания обоев.

Обработка краев поможет предупредить и скрыть стыки

Во время поклейки обоев края полотнищ могут неожиданно «подниматься» из-за разных свойств клея или плохого прилипания края. Если не обратить внимание на проблему сразу, скрыть образовавшиеся стыки после высыхания значительно сложнее. Поэтому, кроме основной прокатки наклеенного полотнища широким валиком, следует обязательно сделать прокатывание узким, в 3-4 см шириной, валиком с резиновой основой. Если стены ровные без дефектов, стыки дополнительно проходим обойным шпателем из пластика или твердой резины. С его помощью неровные стыки можно даже слегка подровнять.

Если после подобной процедуры швы и стыки не прилегают к стене, значит, клей очень слабый. Необходимо срочно сделать коррекцию клея, поднимать края обоев для дополнительного проклеивания поверхности стен, иначе обои свалятся со стены. В этом случае флизелиновые обои с предварительно нанесенной клеевой основой имеют определенные преимущества перед виниловыми.

Кроме того, перед тем как приступить к работе, стоит обратить внимание на разное качество края, возможно, что придется отрезать тонкую бесцветную полоску по всей длине размотанного рулона, чтобы на приклеенном полотнище не появилась светлая разделительная черта.

Скрыть проблему стыков с помощью краски

Из практики известно, что люди склонны доверять производителям дорогих фактурных обоев, и зачастую появление светлых или даже белых полосок на стыках обоев становится для них полной неожиданностью.

Такие стыки тоже можно скрыть относительно простым способом. В этом случае стык скрыть тем проще, чем меньше цветных рисунков на обоях. Стык просто закрашиваем специальной краской. Проблем с тем чтобы скрыть дефект не возникает, бывают затруднения с правильным подбором цвета и оттенка красителя. В этом случае приходится доверять числовым обозначениям тонера больше, чем своим глазам, так как в бутылке краска находится в концентрированном виде и будет выглядеть значительно темнее цветной основы обоев.

Пред нанесением краски на стык обязательно проверим ее качество и совпадение цветов с обойными расцветками на небольшом отрезке обоев. Краситель наносим на поверхность, и после впитывания тщательно протираем чистой и влажной салфеткой. Проверять соответствие красителя цветовой гамме обоев нужно только при дневном освещении, в условиях искусственного света сделать это правильно очень сложно.

Как правило, тонер продается и используется уже в готовом виде и не нуждается в каких-то дополнительных манипуляциях. Чтобы скрыть стык и оформить его под цвет основы, достаточно аккуратно нанести колер чистой кисточкой для художественных работ на поверхность шва. Краску наносят короткими мазками в поперечном к линии стыка направлении. Затирку стыка производим вдоль вертикальной линии. После каждых 30-40 см тонированного стыка обоев тщательно стираем салфетку от краски.

Чем больше красок и цветов на обоях, тем сложнее скрыть дефект, и больше внимания приходится уделять выполнению перехода от одного цвета рисунка к другому. Работа сводится к прорисовке шва обоев последовательно несколькими определенными цветами. Иногда мастера пробуют скрыть линию, используя вместо кисти тонкое лезвие шпателя, но подобный способ требует определенного навыка, в противном случае можно пропустить отдельные светлые участки на шве. Кроме того, неаккуратная работа с красителем может привести к незамеченным пятнам на рисунке и сделать весь труд напрасным.