19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

О невидимости, как о средстве ускользать от взора врага, мечтали еще слагатели народных сказок. Пушкин в «Руслане и Людмиле» воспел сказочную шапку-невидимку, оказавшую такую услугу юной пленнице Черномора:

Людмила шапкой завертела,

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

И что ж? О чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала.

Перевернула, – перед ней

Людмила прежняя предстала.

Этот сказочный сюжет разработан и современным английским писателем – фантастом Гербертом Уэллсом, попытавшимся в «Человеке-невидимке» подвести научную основу под древнюю мечту. Ход его рассуждений очень поучителен. Романист повествует о замечательном ученом, открывшем способ сделать свое тело невидимым. Вот что сообщил изобретатель своему знакомому врачу о сущности открытия:

«Вы знаете, что тела или поглощают свет, или отражают его, или преломляют. Если тело не поглощает, не отражает и не преломляет света, оно не может быть видимо само по себе. Видишь, например, непрозрачный красный ящик потому, что краска поглощает некоторую долю света и отражает (рассеивает) остальные лучи. Если бы ящик не поглощал никакой доли света, а отражал его весь, он казался бы блестящим, белым ящиком, серебряным. Бриллиантовый ящик поглощал бы мало света, общая его поверхность отражала бы его тоже немного; только местами, на ребрах, свет преломлялся бы и отражался, давая блестящую видимость сверкающих отражений – нечто вроде светового скелета. Стеклянный ящик блестел бы меньше, был бы не так отчетливо виден, как бриллиантовый, потому что в нем было бы меньше отражений и меньше преломлений. Если же положить кусок обыкновенного белого стекла в воду, а особенно, если положить его в жидкость плотнее воды, – он исчезнет почти совершенно, потому что свет при переходе из воды в стекло преломляется и отражается очень слабо.

– Да, – сказал врач, – все это очень просто и в наше время известно каждому школьнику.

– А вот еще факт, также известный каждому школьнику. Если кусок стекла растолочь, превратить в порошок, он становится гораздо более заметным в воздухе, становится непрозрачным белым порошком. Происходит это потому, что толчение умножает грани стекла, производящие отражение и преломление. У пластинки стекла только две грани, а в порошке свет отражается и преломляется каждой пылинкой, через которую проходит, – и сквозь порошок его проникает очень мало. Но если белое толченое стекло положить в воду, оно сразу исчезает. Толченое стекло и вода имеют приблизительно одинаковые показатели преломления, так что, переходя из одного в другую, свет преломляется и отражается очень мало.

Положив стекло в жидкость с одинаковым показателем преломления, вы делаете его невидимым: всякая прозрачная вещь становится невидимой, если ее поместить в среду с одинаковым показателем преломлений. Стекло можно было сделать невидимым и в воздухе: надо устроить так, чтобы его показатель преломления равнялся показателю преломления воздуха, потому что тогда, переходя от стекла к воздуху, свет не будет ни отражаться, ни преломляться вовсе.

– Да, да, – сказал врач. – Но ведь человек не то, что стекло.

– Нет, он прозрачнее.

– И это говорит естественник! Неужели за десять лет вы успели совсем забыть физику? Бумага, например, состоит из прозрачных волоконец: она бела и непроницаема только потому, почему бел и непроницаем стеклянный порошок. Намаслите белую бумагу, наполните маслом промежутки между волоконцами, чтобы преломление и отражение происходили только на наружных поверхностях, – и бумага станет прозрачна, как стекло. И не только бумага, но и волокна ваты, волокна полотна, шерсти, дерева, наши кости, мускулы, ногти и нервы! Словом, весь состав человека, кроме красного вещества в его крови и темного пигмента волос, – все состоит из прозрачной, бесцветной ткани: вот как немногое делает нас видимыми друг другу».

Соображения эти совершенно правильны. Опыты, доказывающие их, проделывает иногда сама природа; попадаются животные, лишенные красящих веществ, так называемые альбиносы. У альбиноса – лягушки – через прозрачную кожу и мускулы просвечивают внутренности и скелет; сквозь брюшную стенку видно, как бьется сердце, сокращаются кишки.

Безусловно верно, что прозрачный предмет, погруженный в среду с тою же преломляющей способностью, делается невидимым. Практически Достаточно, чтобы разница в показателях преломления не превышала 0,05. Через десять лет после того, как были написаны приведенные строки Уэллса, германский ученый Шпальтегольц, профессор анатомии, почти осуществил те же мысли на практике, – правда не на живых организмах, а на мертвых препаратах, Можно видеть эти прозрачные препараты частей тела, даже целых животных, во многих музеях.

Способ приготовления прозрачных препаратов, предложенный (в 1911 г.) проф. Шпальтегольцем, состоит в том, что после известной обработки – беления и промывания – препарат пропитывается метиловым эфиром салициловой кислоты. Это – бесцветная жидкость, обладающая сильным лучепреломлением. Приготовленный таким образом препарат крысы, рыбы, разных частей человеческого тела и т. п. погружают в сосуд, наполненный той же жидкостью. При этом, разумеется, не стремятся достичь полной прозрачности препаратов (они стали бы тогда совершенно невидимыми, а потому и бесполезными для анатома). Но при желании возможно было бы достичь и этого.

Конечно, отсюда далеко еще до осуществления уэллсовской утопии о живом человеке, прозрачном до полной невидимости. Далеко потому, что надо еще, во-первых, найти способ пропитывать просветляющей жидкостью ткани живого организма, не нарушая его отправлений. Во-вторых, ткани этих препаратов могут быть невидимы лишь до тех пор, пока погружены в сосуд с жидкостью соответствующей преломляемости. Они могут быть невидимы в воздухе лишь при условии, если показатель их преломления равен показателю преломления воздуха, – а как этого достигнуть, мы еще не знаем.

Герой романа Уэллса знал, как этого добиться и, – если верить романисту, сумел сделать свое тело совершенно невидимым для окружающих. Кто читал этот роман, или видел соответствующий фильм, тому известно, какого могущества достиг благодаря своей невидимости герой Уэллса. Он незаметно проникает в любое помещение и безнаказанно похищает вещи. Неуловимый, благодаря своей невидимости, он успешно борется с толпой вооруженных людей. Угрожая людям неизбежной тяжкой карой, невидимый человек держит в полном подчинении обитателей целого города. Никто не ускользает от его мести: он может вредить всем, сам оставаясь неуловимым и неуязвимым. «Город отныне уже не под властью королевы! – объявляет невидимый в своем приказе. – Он под моей властью. Нынешний день – первое число первого года новой эры, эры Невидимого. Я – Невидимый Первый!»

Могущество невидимого человека показано в романе с такой убедительностью, что не оставляет в сознании читателя и следов сомнения. Однако, роман обязан этим не научной безупречности рассуждений, а своим художественным достоинствам. Большой мастер повествовательного стиля, Уэллс искусно затушевывает один чрезвычайно важный физический вопрос, от правильного разрешения которого зависит все построение романа.

Действительно, судьба невидимого человека предстанет перед нами в совершенно ином свете, если зададим себе следующий вопрос: будучи для других невидимым благодаря своей совершенной прозрачности, мог ли герой романа сам видеть окружающий мир? Ответ гласит, что согласно законам физики прозрачный человек должен быть лишен способности видеть. Невидимый должен быть слеп.

Поучительно разобраться подробнее в этой любопытной физической задаче. Вспомним, отчего герой романа невидим. Оттого, что все части его тела – в том числе и глаза – сделались прозрачными, и притом показатель их преломления равен показателю преломления воздуха. В чем состоит роль глаза? Его хрусталик, стекловидная влага и другие части преломляют лучи света так, что на сетчатой оболочке получается изображение внешних предметов. Но если преломляемость глаза и воздуха одинакова, то тем самым устраняется единственная причина, порождающая преломление: переходя из одной среды в другую, равной преломляемости, лучи не имеют своего направления, а потому и не могут собираться в одну точку. Лучи должны проходить через глаза невидимого человека совершенно беспрепятственно, не преломляясь и даже не задерживаясь в них ввиду полного отсутствия красящего вещества. Энергия этих лучей не производит в организме такого человека никаких материальных изменений и, следовательно, неспособна вызвать в его сознании никакого образа. Невидимый обречен на слепоту! Все преимущества его оказываются бесполезными. Мечты о безграничной власти рассеиваются без остатка. Невидимый был бы совершенно беспомощен: ощупью бродил бы он по улицам, прося милостыню, которой никто не мог бы подать невидимому просителю.

Уэллс не решил проблемы невидимости, как источника могущества, не указал пути к овладению шапкой–невидимкой. Прозрачный человек приобрел бы свою невидимость слишком дорогой ценой – ценою полной слепоты, крайней беспомощности.

Английский романист допустил этот промах, по всей вероятности, вполне сознательно. Известен поэтический прием, обычно используемый Уэллсом в его фантастических произведениях: заслонять для читателя основной дефект построения обилием реальных подробностей. В предисловии к американскому изданию своих фантастических романов Уэллс пишет: «Как только магический фокус проделан, нужно все прочее показать правдоподобным и обыденным. Надеяться следует не на силу доводов, а на иллюзию, создаваемую искусством».

Но есть другой путь к разрешению той же задачи – путь, на которой стало военное искусство и который предсказан самой природой. Он состоит в окраске предметов таким цветом, который делает их незаметными для глаз. Животный мир широко пользуется им в борьбе за существование.

То, что военные называют защитным цветом, зоологи со времени Дарвина именуют охранительной или покровительственной окраской. Примеров такой защиты в мире животных можно привести тысячи. Животные, обитающие в пустыне, имеют большей частью характерный желтоватый цвет пустыни; вы находите этот цвет и у льва, и у птицы, и у ящерицы, у паука, у червя, у всех представителей пустынной фауны. Напротив, животное население снежных равнин севера – будь то опасный полярный медведь или безобидная гагара – наделены от природы белой окраской, делающей их незаметными на фоне снега. Бабочки и гусеницы, живущие на коре деревьев, имеют соответствующую окраску, с поразительной точностью воспроизводящую цвет древесной коры. Собиратели насекомых знают, как трудно найти их, благодаря идеальному защитному цвету, которым наделила их природа. Попробуйте поймать зеленого кузнечика на лугу у ваших ног, – вы не различите его на зеленом фоне, словно поглощающем его бесследно.

Морские животные, водящиеся среди бурых водорослей, имеют защитный бурый цвет, делающий их неуловимыми для глаза. В зоне красных водорослей преобладающим защитным цветом является красный. Серебристый цвет рыбьей чешуи – тоже защитный. Он оберегает рыб и от хищных птиц, высматривающих их сверху, и от хищников водяной стихии, угрожающих им снизу. Водная поверхность имеет зеркальный вид не только при рассматривании сверху, но еще больше при взгляде снизу, из самой толщи воды (полное внутреннее отражение); с этим-то блестящим металлическим фоном сливается серебристая рыбья чешуя. А медузы и другие прозрачные обитатели вод избрали защитным цветом бесцветность и прозрачность, делающие их невидимыми в окружающей стихии.

Букмекерская контора BetWinner уже давно зарекомендовала себя среди опытных игроков. Опытные капперы используют БетВиннер по той причине, что их счета здесь не будут забанены просто так. В БК Бет Винер ты сможешь гарантированно получить свою выплату со счета в короткий срок, и стабильно зарабатывать без каких-либо сложностей.

Каждый пользователь интернета и просто обычный обыватель, наверняка слышал про возможность заработка денег с помощью букмекерских контор, но даже начиная играть и делать ставки, у большинства людей, встает резонный вопрос, а какую контору выбрать, для того, чтобы стабильно ставить и не переживать за кровно заработанные средства?

Сегодня мы представляем вашему вниманию, лидера в своей сфере, и это букмекерская контора Betwinner. Те, кто уже сталкивался с данной конторой, могут сказать без доли сомнения, что на данный момент, букмекерская контора Betwinner, является лучшей в своем деле и не оставляет за собой тени сомнения.

Стоит отметить, что данные выводы, сформировались благодаря, в первую очередь порядочности в работе букмекерской конторе Betwinner, так как это действительно большая заслуга. Каждый пользователь знает о том, что игра в букмекерской конторе Betwinner, всегда стабильна.

Дело в том, что компания Betwinner, никогда не обманывает своих посетителей и это связано с тем, что выплаты от конторы, происходят на постоянной основе, причем не стоит волноваться за размер суммы, которую вы хотите отправить на вывод со счета.

Отметим и тот факт, что контора Betwinner, никогда не режет коэффициенты, что в свою очередь тоже очень приятно, ведь можно снять самое большое количество сливок, причем всегда. Не стоит забывать и о том, что в букмекерской конторе Betwinner, работают отличные разработчики, которые всегда стремятся к тому, чтобы создать новые приложения для гаджетов, а так же работают над тем, чтобы сайт компании был оформлен в красочных цветах и радовал глаз пользователей.

Отметим, что контора Betwinner, всегда радует новых игроков бонусами, позволяет использовать промокод, а так же делает постоянные розыгрыши призов, что тоже позволяет расположиться в сторону компании Betwinner. Важным фактором, является то, что компания Betwinner, работает на рынке уже не первый год, поэтому не стоит переживать о том, что в один прекрасный день, она пропадет вместе с вашими средствами. Не забудьте, что доступ к букмекерской конторе Betwinner, есть всегда и из любой точки земли, так как разработчики, создали зеркало и в случае блокировки официальной страницы сайта Betwinner, у вас будет возможность делать ставки через зеркало. Сегодня в деталях, рассмотрим как правильно делать ставки, как пройти регистрацию и как пополнять и выводить деньги со счета.

Регистрация в букмекерской конторе Betwinner.

Так как вы сделали правильный выбор и все же решились начать делать ставки в букмекерской компании Betwinner, следует первым делом пройти регистрацию на сайте, для того, чтобы у вас была возможность, получать все самые большие привилегии и при этом вы не упускали шансов в розыгрышах и получении бонуса.


Для того, чтобы пройти регистрацию на проекте в Betwinner, следует сделать несколько шагов. Сейчас расскажем, все возможные варианты для осуществления регистрации:

  • Первый вариант регистрации в букмекерской конторе Betwinner, это регистрация с помощью электронной почты. Очень удобный и быстрый вариант, который не займет у вас много времени. Для этого понадобиться зайти на официальную страницу сайта Betwinner, после чего ввести рабочий адрес электронной почты и на нее будет отправлена ссылка для активации, по которой понадобиться пройти и процесс будет завершен.
  • Второй вариант, это использование номера мобильного телефона. Для этого при регистрации в Betwinner, следует указать номер вашего мобильного телефона, после чего вы получите сообщение от администрации сайта и введет полученный код, на этом этап тоже будет окончен.
  • Третий вариант, самый длительный по времени, но самый практичный, так как в будущем, вам не придется дополнять свой игровой счет данными. Для регистрации, понадобиться ввести ваши имя и фамилию, так же следует указать адрес электронной почты и номер мобильного телефона. Не забудьте указать валюту, с которой будете играть, так как это не мало важно для работы. Не забудьте и о том, что можно сразу пройти верификацию и выслать администрации Betwinner, ваш паспорт, для того, чтобы они могли сверить данные и к вам не было дополнительных вопросов.

Как видите, каждый из предложенных вариантов, хорош по своему, все зависит только от свободного времени и желания его потратить. Если вам горит сделать ставку, то можно выбрать первые два варианта, но если вы планируете долгосрочное и плодотворное сотрудничество, то рекомендуем обратить внимание на третий вариант.

Как делать ставки в букмекерской конторе Betwinner.

Так как регистрация уже окончена и вы стали полноценным пользователем сайта Betwinner, настало время знакомства с правилами и интерфейсом.


Просто нажмите на коэффициент, и откроется окно для совершения ставки

В самом начале вашего пути, рекомендуем начать изучать правила ресурса, для того, чтобы узнать все ответы на вопросы, а так же получить всю необходимую информацию для дальнейших действий. Для этого, рекомендуем обратиться в раздел правил и детально их изучить. Для того, чтобы начать делать свои первые ставки и начать зарабатывать денежные средства, советуем обратить внимание на то, что вам предоставляется возможность, ставить в двух режимах:

  • Первый режим, это ставки по линии. Вы можете не спеша изучить линию, причем матчи могут проходить в разные дни, поэтому можно не спеша почитать информацию об экспертах, составов команд и прочие новости. Важно отметить, что выбор по линии очень большой. Вашему вниманию предоставляется возможность делать ставки на хоккей, футбол, теннис, баскетбол и многое другое. Коэффициенты в компании Betwinner, всегда самые высокие, поэтому не стоит за это переживать. Так же отметим тот факт, что по событиям, которые будут проходить по линии, можно составить экспресс из нескольких игр, что в свою очередь даст больше шансов на победу и увеличит коэффициент.
  • Второй вариант ставок, это ставки в режиме Live. Этот режим предполагает, что событие уже началось, но дает возможность оценить шансы обоих сторон, чтобы сделать ставку. Так же в данном режиме, есть огромный выбор вариантов для осуществления ставок, что будет приятно для вас. Единственное, на что следует обратить внимание, так это на то, что ставить в данном режиме, следует с большей скоростью, так как время на раздумье минимальное.

В каждом из представленных вариантов, есть свои плюсы и минусы, поэтому выбирайте для себя более удобный способ и начинайте осуществлять заработок денежных средств.

Получение бонуса от букмекерской конторы Betwinner.

Для того, чтобы получить бонус на свой счет в компании Betwinner, следует только пройти регистрацию. Бонус в виде денежных средств, будет сразу отправлен на ваш счет.

Вы можете использовать денежные средства, для того, чтобы набить руку в ставках и не тратить свои деньги, а вторым вариантом, является возможность отыграть бонус и вывести средства со счета. Для того, чтобы отыграть бонус, следует внимательно прочитать правила, так как понадобиться сделать несколько ставок, с определенным коэффициентом и только после этого, бонус будет возможно вывести со счета в реальные деньги.

Хотим предупредить о том, что бонус от Betwinner, дается только один раз и только при первой регистрации, поэтому стоит быть внимательными. Если у вас уже есть счет в букмекерской конторе Betwinner, то не рекомендуем испытывать судьбу и регистрировать их по несколько штук, так как данный ход, очень быстро пресекается администрацией и все счета будут блокированы, вне зависимости от количества денежных средств на них.

Ввод и вывод средств в букмекерской конторе Betwinner.

Для того, чтобы начать пополнять счет в компании Betwinner, следует в самом начале определиться с валютой, в которой будут осуществляться ваши ставки. Помните о том, что валюта выбирается только один раз и поменять ее в дальнейшем будет уже невозможно, так что тут следует быть внимательными. Далее, после того, как вы определились с валютой, следует выбрать способ пополнения. Это могут быть ваши банковские карты, электронные кошельки или даже терминалы с наличными средствами. Главное не забывать о том, что способ пополнения средств, будет являться и способом для вывода денег со счета, поменять его будет так же невозможно. Пополнение счета, происходит в течении нескольких минут, поэтому ждать долго не придется.

Для того, чтобы вывести денежные средства со счета в Betwinner, понадобиться проставить всю сумму пополнения средств, после чего вывод будет доступен. Для оформления вывода, понадобиться составить заявку на сайте и зависимости от способа вывода средств, будет определено и время. Вывод со счета в Betwinner, осуществляется от нескольких минут и заканчивается несколькими сутками, поэтому если деньги не вывелись, не стоит переживать. В целом можно отметить, что букмекерская контора Betwinner , отличается от своих конкурентов и действительно помогает заработать даже новичкам, не переживая о будущем и сохранности денег.

Покровительственная окраска - это защитный окрас и форма животных, которые делают их обладателей незаметными в местах их обитания. По сути, это вид пассивной защиты от природных хищников. Покровительственная окраска сочетается с определенным поведением его владельца. Обычно животное скрывается на фоне, который соответствует его расцветке, кроме того, оно принимает и определенную позу. Например, многие бабочки располагаются на поверхности дерева таким образом, чтобы пятна на их крыльях совпали с пятнами на коре, а выпь, которая гнездится в камышах, в случае опасности вытягивает свое тело вдоль стеблей растений.

Роль пассивной защиты в жизни животных

Покровительственная окраска особенно важна для защиты организмов на раннем этапе онтогенеза (личинки, яйца, птенцы), а также для взрослых особей, ведущих малоподвижный способ существования или находящихся в покое (например, сон) в течение длительного периода. Кроме того большую роль она играет в условиях быстрой смены окружающей среды. Так, у многих животных обусловлена возможность смены окраса при переходе на другой фон. Например, у агамы, камбалы, хамелеона. В умеренных широтах многие животные и птицы подвержены сезонной смене расцветки.

Принято различать три типа покровительственной демонстрация и мимикрия. Все они возникают вследствие взаимодействия живых существ в биогеоценозе на фоне определенных условий окружающей среды. Покровительственная окраска - это биоценотическая адаптация, выработанная в результате сопряженной эволюции хищников и жертв. Помимо покровительственной, еще бывают окраски предупреждающие, привлекающие и расчленяющие.

Защитная окраска

Как уже упоминалось выше, покровительственная окраска животных всегда имеет сходство с окружающей средой, в которой они живут. Например, пустынные ящерицы или змеи имеют желто-серую расцветку под стать растительности и почвы, а обитатели снежных районов имеет белые перья и мех. Такая маскировка животных позволяет им оставаться незаметными для врагов. Она может быть в какой-то мере одинаковой для обитателей совершенно различных природных зон. Например, для богомолов или кузнечиков, ящериц или лягушек, живущих в травянистом покрове средней зоны, характерна зеленая расцветка. Она же преобладает и у насекомых, рептилий, амфибий и даже у некоторых видов птиц тропических лесов. Зачастую защитная окраска может включать в себя рисунок. Например, бабочки-ленточницы имеют на крыльях орнамент из множества полосок, пятнышек и линий. Когда они садятся на дерево, то полностью сливаются с рисунком его коры. Еще одним важным элементом защитной окраски является эффект противотени - это когда освещаемая сторона животного имеет более темный цвет, чем та, что находится в тени. Этот принцип наблюдается у рыб, обитающий в верхних слоях воды.

Сезонная окраска

Для примера можно рассмотреть обитателей тундры. Так, куропатки или песцы летом обладают бурой окраской под цвет растительности, камней и лишайников, а в зимний период она становится белой. Также обитатели средней полосы, такие как лисы, ласки, зайцы, горностаи, два раза в год меняют цвет шерсти. Сезонная окраска существует и у насекомых. Например, листовидка со сложенными крыльями удивительно похожа на лист дерева. Летом она зеленая, а осенью становится буро-желтой.

Отпугивающая окраска

Животные, имеющие яркую расцветку, хорошо заметны, они часто держатся открыто, в случае опасности не прячутся. Им нет необходимости быть осторожными, поскольку зачастую они бывают ядовитыми или несъедобными. Их предупреждающая окраска сигнализирует всем окружающим - не трогай. Чаще всего она включает в себя различные сочетания таких цветов: красный, черный, желтый, белый. В качестве примера можно привести ряд насекомых: осы, пчелы, шершни, божьи коровки, и т. д.; и животных: древолазы, саламандры. Например, слизь древолаза настолько ядовита, что ее употребляют для обработки наконечников стрел. Одна такая стрела может убить крупного леопарда.

Давайте рассмотрим, что подразумевается под этим термином. Мимикрия у животных - это сходство беззащитных видов с видами, хорошо защищенными. Подобное явление в природе было впервые обнаружено у южноамериканских бабочек, так в стаях гиликонид (несъедобных для птиц) были замечены белянки, которые были очень похожи по окраске, размеру, форме и манере полета на первых. Это явление широко распространено среди насекомых (бабочки-стеклянницы маскируются под шершней, мухи-сифиды под ос и пчел), рыб и змей. Ну что же, мы рассмотрели, что такое мимикрия, теперь разберемся с понятием формы, расчленяющей и меняющейся раскраски.

Защитная форма

Существует немало животных, у которых форма тела похожа на различные предметы окружающей среды. Такие свойства спасают их от врагов, особенно если форма сочетается с защитной окраской. Существует множество видов гусениц, которые могут вытягиваться под углом к ветке дерева и замирать, в таком случае они становятся похожими на веточку или сучок. Сходство с растениями широко распространено у тропических видов дьявольский, цикада аделунгия, циклопера, акридоксена и т. д. С помощью тела могут маскироваться морской клоун или конек-тряпичник.

Расчленяющая окраска

Расцветка многих представителей животного мира представляет собой сочетание полос и пятен, не соответствующих форме владельца, однако по тону и орнаменту сливающихся с окружающим фоном. Подобная окраска как бы расчленяет животное, отсюда и ее название. В качестве примера можно привести жирафа или зебру. Их пятнистые и полосатые фигуры практически незаметны среди растительности африканской саванны, особенно в сумерках, когда на охоту выходит Большой маскирующий эффект благодаря расчленяющей раскраске можно наблюдать у некоторых амфибий. Например, тело южноафриканской жабы Bufo superciliaris визуально разбито на две части, в результате это она полностью теряет свою форму. Многие также имеют расчленяющую расцветку, это делает их незаметными на фоне опавшей листвы и пестрой растительности. Кроме того, этот вид маскировки активно используют жители подводного мира и насекомые.

Меняющаяся окраска

Данное свойство делает животных малозаметными при смене обстановки. Существует множество рыб, способных менять свою окраску при смене фона. Например, камбала, талассома, морские иглы, коньки, собачки и т. д. Могут изменять свой цвет и ящерицы, наиболее ярко это проявляется у древесного хамелеона. Кроме того, меняет свою окраску в случае опасности моллюск осьминог, он также может искусно маскироваться под грунты любого цвета, при этом повторяя самый хитрый орнамент морского дна. Мастерски управляются со своей расцветкой различные ракообразные, земноводные, насекомые и пауки.

К средствам пассивной защиты относятся такие структуры и особенности, которые лишь своим присутствием определяют большую вероятность сохранения жизни особи в борьбе за существование.

У животных часто развиваются твердые покровы -- своеобразные защитные образования типа панцирей. У позвоночных - это костный покров рептилий, формирующий настоящие панцири у черепах,-- лишь некоторые примеры такого рода.

Чтобы избежать хищников, основными пассивно-оборонительными реакциями также являются замирание, бегство, укрытие в убежищах и другие целесообразные поведенческие приемы.

а) Приспособительная окраска -- одно из важных пассивных средств защиты организмов.

Покровительственная окраска часто особенно важна для защиты организма на ранних этапах онтогенеза -- яиц, личинок, птенцов и т.д. Так, яйца у птиц, открыто гнездящихся в траве или на земле, всегда имеют пигментированную скорлупу, соответствующую по цвету окружающему фону. У крупных птиц, хищников, а также у видов, чьи яйца находятся в закрытых гнездах или закапываются в почву (как у рептилий), покровительственная окраска не развивается.

Часто окраска животных имеет сходство с окраской среды, в которой они живут. Пустынные змеи или ящерицы окрашены в серовато-желтый цвет, под стать цвету окружающей почвы и растительности, а животные, обитающие среди снегов, имеют белый мех или оперение.

Окраска, совпадающая с основным цветом окружающей среды и помогающая животному остаться незаметным для врага, называется покровительственной, или защитной. Такой тип окраски может быть в какой-то мере одинаковым для животных совершенно различных географических природных зон. Например, для кузнечиков или богомолов, лягушек, жаб или ящериц, обитающих в травянистом покрове средней зоны, характерна зеленая окраска. Она же преобладает и в раскраске насекомых, амфибий или рептилий тропических лесов, где даже среди птиц много видов с зеленым оперением.

Важным элементом защитной окраски является принцип противотени, при котором освещаемая сторона тела животного окрашена темнее, чем находящаяся в тени. Такая покровительственная окраска встречается у рыб, плавающих в верхних слоях воды. Темная, но освещаемая солнечными лучами спинка и светлое, но затененное брюшко делают этих рыб малозаметными для хищников как сверху, так и снизу.


Предостерегающая окраска. Очень яркая окраска обычно бывает характерна для хорошо защищенных, ядовитых, обжигающих, жалящих и т.п. форм. Яркая окраска заранее предупреждает хищника о несъедобности объекта их нападения. Биологическая роль такой окраски хорошо изучена в экспериментах. Индивидуальные «пробы и ошибки» в конце концов заставляют хищника отказаться от нападения на жертву с яркой окраской (рис. 11.5). Отбор способствовал не только выработке ядовитых секретов, но и сочетанию их с яркой (обычно красной, желтой, черной) окраской.

Сезонная окраска. Велика роль покровительственной окраски в сезонно меняющихся условиях. Например, многие животные средних и высоких широт зимой бывают белой окраски, что делает их незаметными на снегу (песец, заяц, горностай, белая куропатка и т.д.). У ряда животных наблюдается быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах кожи или других покровов тела у камбалы (Pleuronectes platessa), агамовой ящерицы (Calotes versicolor), хамелеона (Chamaeleo chamaeleon) и других животных.

Расчленяющая окраска. Окраска многих животных представляет собой сочетание контрастных по цвету пятен и полос, которые не соответствуют форме животного, но по тону и рисунку сливаются с окружающим фоном. Такая окраска как бы расчленяет тело животного, отсюда ее название. Расчленяющую окраску имеют зебры и жирафы. Их полосатые и пятнистые фигуры почти незаметны на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки, когда выходят на охоту хищники. С помощью расчленяющей окраски достигается большой маскирующий эффект у некоторых амфибий. Так, тело обитающей в Южной Африке жабы (Bufo superciliaris) зрительно как бы разбито на две части, благодаря чему животное полностью теряет свое очертание. Роскошной расчленяющей окраской обладают многие змеи и среди них габонская гадюка. Яркий геометрический рисунок стирает контуры тела змеи и делает ее совершенно незаметной на фоне пестрой растительности и опавшей листвы. Характерен такой вид окраски и для многих обитателей подводного мира, особенно для коралловых рыб. Наиболее пестрой окраской отличаются представители семейства щетинозубых, например, рыбы-ангелы или вымпельные щетинозубы. Расчленяющая окраска нарушает впечатление о контурах тела. При этом не только контур животного сливается с окружающим фоном, но и затрудняется определение очертания жизненно важных органов, например глаз у позвоночных животных. У многих неродственных животных наблюдается одинаковая маскировка глаза темными пятнами и полосами.

Отпугивающая окраска. Животные с яркой окраской хорошо заметны на окружающем фоне. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся. Им не нужно быть осторожными или торопливыми, поскольку чаще всего они бывают несъедобными или ядовитыми. Их яркая окраска является своеобразным предупреждением для окружающих -- не трогай!

Отпугивающая, или предупреждающая, окраска представляет собой различные сочетания наиболее контрастных цветов: красного, черного, желтого, белого. Отпугивающей окраской обладают и те виды животных, кожные железы которых выделяют ядовитую слизь, например огненные саламандры или древолазы. Слизь древолазов настолько ядовита, что туземцы употребляют ее для обработки наконечников охотничьих стрел. Одна отравленная стрела может убить такого крупного зверя, как леопард.

Некоторые животные с отпугивающей окраской, например рыбы кузовки, имеют твердый «панцирь», который защищает их от нападения других рыб.

Мимикрия. Мимикрия -- сходство беззащитного и съедобного вида с одним или несколькими представителями генетически не родственных видов, хорошо защищенных от нападения хищников.

В последние годы вскрыто немало интересных примеров мимикрии. Один из них -- пример мюллеровской мимикрии у рыб. Морская собачка (Meiaeanthus nigrolineatus) на ранних стадиях развития выглядит как молодь рыб-кардиналов из семейства Apogonidae, единственный способ защиты которых -- образование стаи. На ранних стадиях окраска молоди у морской собачки близка к окраске кардиналов: темные полосы на светлом фоне по бокам тела и темное пятно с яркой окантовкой у основания хвостового плавника. У взрослых особей собачки окраска серо-голубая и монотонная. Взрослые собачки очень ядовиты, тогда как молодь слабо ядовита. Молодь собачки спасается только в стаях кардиналов, а взрослые формы образуют собственные стаи.

Молочная змея имитирует окраску

Меняющаяся окраска. Природа наградила некоторых животных способностью изменять окраску при переходе из одной цветовой среды в другую. Такое свойство служит животному надежной защитой, поскольку делает его малозаметным в любой обстановке.

Помимо рыбы камбалы, хорошо известной быстрой сменой окраски, меняет свой цвет под стать окружающей среде рыба талассома, которая в толще воды синяя, а на дне становится желтой. Мгновенно маскируются морские иглы, коньки и морские собачки: в зоне красных водорослей они приобретают красную окраску, среди зеленых водорослей -- зеленую, в желтой среде становятся желтыми.

Меняют цвет и некоторые ящерицы. Особенно ярко это свойство проявляется у древесной ящерицы хамелеона. Быстрая смена окраски от зеленой к желтой или бурой делает ее почти незаметной на ветках среди листвы. Кроме того, хамелеон может отпугнуть врага быстрой сменой окраски контрастных цветов, становясь то ярко-зеленым, то красным или черным.

Мастерски управляют своей расцветкой некоторые земноводные, ракообразные.

б) Защитная форма.

Есть немало животных, которые формой тела похожи на какой-либо предмет окружающей среды. Такое сходство нередко спасает животного от врагов, тем более если это животное имеет еще покровительственную окраску. С помощью защитной формы тела маскируются и некоторые рыбы. Внешний облик таких рыб довольно своеобразен, да и названия у них оригинальные, например морской клоун, конек-тряпичник. Морской клоун живет в саргассовых водорослях, по которым передвигается с помощью грудных и брюшных плавников. Благодаря окраске и причудливой форме он совершенно теряется в зарослях. Мало напоминает рыбу и конек-тряпичник. Тело его снабжено многочисленными шипами и лентообразными кожистыми выростами, они все время колеблются, и поэтому отличить рыбу от водорослей почти невозможно.

б) Устрашающая поза

Многие животные, которые не обладают достаточной силой для отпора врагу, пытаются все же отпугнуть его, принимая различные устрашающие позы. Например, ящерица ушастая круглоголовка широко расставляет ноги, до предела раскрывает рот и растягивает околоушные складки, которые наливаются кровью и вместе со ртом создают впечатление огромной пасти. Еще более отпугивающего эффекта достигает плащеносная ящерица. Принимая устрашающую позу, она внезапно, как зонт, раскрывает кожную перепонку, расположенную вокруг шеи. Неожиданное возникновение ярко расцвеченного воротника (плаща), окружающего широко оскаленную пасть, отпугивает многих ее врагов.

Среди змей устрашающей позой интересны кобры, ошейниковые змеи и особенно серая древесная змея, у которой при отпугивании врага резко изменяются форма и окраска передней части тела. Кроме того, змея высовывает длинный красный язык и закидывает его на голову.

в) Замирание

Оборонительной тактикой для некоторых животных является поза полной неподвижности. Так, увидев врага, застывают на месте бегущие заяц или олень. Благодаря этому они могут остаться незамеченными. Инстинкт замирания хорошо развит у птиц. Замирают на день ночные птицы, например выпи или козодои. Ярко выражено такое поведение у одиночных птиц в период насиживания. Так, сидящий на гнезде вальдшнеп, заметив опасность, плотно прижимается к земле и замирает. Скрадывающая окраска и неподвижная поза делают его абсолютно невидимым.

Есть животные, которые в момент опасности впадают в состояние оцепенения. Классическим примером является поведение опоссума. Не имея возможности вовремя убежать от врага, зверек валится на бок и становится неподвижным, имитируя смерть. Нападающий, обнюхав распростертое тело, обычно удаляется, а опоссум через некоторое время «оживает» и спасается бегством. Такое поведение, возможно, не притворство, а шоковая реакция животного на критическую ситуацию.

Впечатление смерти создают и некоторые пресмыкающиеся, например свиноносные змеи, которые в случае опасности лежат неподвижно на земле брюхом вверх.

г) Автотомия

Оригинальным оборонительным приемом у животных является автотомия -- способность мгновенно отбрасывать определенную часть тела в момент нервного раздражения. Такая реакция характерна, например, для многих ящериц. Когда нападающий хватает ящерицу за хвост, она оставляет его врагу, а сама убегает. Самокалечение происходит не осознанно и не от непрочности органа (у мертвой ящерицы хвост оторвать очень трудно), а под влиянием нервного раздражения. Боль, причиненная хвосту, приводит к резкому сокращению определенных мышц, и хвост автоматически отбрасывается. Отторгнутые органы продолжают какое-то время шевелиться: сокращаются отброшенные конечности, извиваются щупальца и хвосты, привлекая внимание нападающего. Благодаря этому животному удается спастись.

У некоторых животных автотомия связана с регенерацией -- восстановлением утраченных органов, например у ящериц.

д) Спасание в полёте, бегство

В борьбе за сохранение жизни некоторые животные пользуются приемами, совершенно не свойственными представителям их класса. Так, среди рыб есть виды, которые приспособились к полету и используют его как способ защиты от нападения. К таким летунам относятся, например, рыбы из семейства летучих рыб и семейства клинобрюхих. Спасаясь от настигающих хищников, они выскальзывают из воды. Летучие рыбы расправляют в воздухе огромные грудные, а некоторые виды и брюшные плавники и планируют над водой, пролетая обычно до нескольких десятков метров. Клинобрюшки держатся на поверхности благодаря быстрым и частым взмахам грудных плавников и могут пролететь до пяти метров.

Есть «планеристы» и среди пресмыкающихся, например ящерица летающий дракон. У этой рептилии имеются ложные ребра с кожной перепонкой. Когда дракон в спокойном состоянии, они плотно прижаты к телу. В случае опасности ящерица расправляет их, образуя подобие двух широких полукруглых крыльев, и стремительно планирует на расстояние до 30 метров. В полете спасаются от нападения и украшенные древесные змеи. Они сплющивают тело, раздвигая ребра и втягивая живот. Придав телу плоскую форму, змеи либо перелетают на другое дерево, либо мягко планируют на землю. Пользуются планирующим полетом, спасаясь от врагов, и древесные лягушки из семейства веслоногих. Между пальцами у этих амфибий имеются перепонки. Широко раздвигая пальцы и растягивая перепонки, лягушки легко, словно на крыльях, планируют вниз.